Композиции картин утрачивают четкость, а колорит – ясность простых сочетаний на первый план в его живописи выступают внешние декоративные начала. Испытал влияние мастеров бытового жанра круга Ф. Халса, Я. Вермера и К. Фабрициуса. Даже в дальних полутемных помещениях пробито небольшое ярко освещенное оконце. Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения. Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться.
Огромное здание, которое в 1648—1655 годах построил Ян ван Кампен в духе голландского классицизма, было крупнейшим для этого типа общественных сооружений в Европе. Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил переменить стилистику. В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха.
Каждый из них пришел к своему решению. В 1642—45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде. Рассудок его начал мутиться.
Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. Однако его зависимость от де ла Гранжа сохранилась. Несчастья пошатнули здоровье художника.
«Интерьер голландского дома» — картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Под кронами растущих на набережной канала деревьев царствует полутень.
Обрамление окон, притолоки и пороги дверей образуют как бы рамы, обрамляющие, «кадрирующие» эти просветы. Да вряд ли на них кто-нибудь из близких и обращал внимание. Так и сейчас, с улицы пришли и туда же уйдут и мальчик-нищий и офицер-кутила. А она, между тем, продолжала увеличиваться: последнего своего ребенка мастер крестил в 1672 году. Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера.
В нем начинают преобладать неприятные белесоватые и голубые оттенки, тень становится глухой, а свет, наоборот, слишком резким. Его привлекала живопись харлемских художников —жанристы круга Франса Хальса. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» — сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле».
Хох интуитивно выбрал из имеющихся жанров именно тот, который лучше всего соответствовал складу его дарования. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. На дальнейшее становление таланта живописца большое влияние оказали путешествия, проделанные им вместе с Юстусом де ла Гранже. илл. Хох, Хоох (de Hooch, de Hoogh) Питер де (крещен 20. 12. 1629, Роттердам, — около 1685, Амстердам), голландский художник. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить свою семью должным образом. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала.
Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. Вскоре на полотнах появились все необходимые атрибуты «сладкой жизни»: богатые интерьеры, пышные наряды, дорогие развлечения. Переезд Питера де Хоха (вероятно, в 1663 г. ) из тихого провинциального Делфта в Амстердам – шумную столицу тогдашнего торгового и культурного мира – пагубно сказался на его искусстве. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «сладкой жизни». Величественный интерьер с залом Совета бургомистров охватывал несколько этажей.
Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов. Пространство картины строится из четких объемов дворика, садика, набережной канала. Но строптивый Питер был недоволен методом преподавания Берхема. Пространство не растворяет в себе фигуры и они не господствуют над ним. «Дама с двумя кавалерами»относится к периоду творческого расцветаХоха. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене.
Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сценки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю) и вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Глядя на картину художника, видно как плетется ткань человеческого бытия. Но это мало что меняет. Он живет в эти годы в Делфте, в городе, где в это время проблемы света и цвета волновали Эмануэля де Витте и Яна Вермеера Делфтского (1632-1675). Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д.
Служанка – с очень аккуратной прической, в чищеных туфлях с длинным носком. В колорите Хоха преобладают воздушные золотистые тона, оттенённые пятнами чистого цвета. Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его. «Хозяйка и служанка» — важная веха творческой судьбы Хоха.
Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. Далеко не все из этих работ являются шедеврами. Испытал влияние харлемских жанристов круга Ф. Халса, позднее — Я. Вермера и К. Фабрициуса. И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. Кормящая мама сегодня – обычное явление.
Гораздо больше юному живописцу нравились харлемские жанристы круга Франса Хальса. Здесь же художник написал свои лучшие работы. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику. Вот что пишет в своей книге, посвященной картине де Хоха «Женщина готовит мальчику бутерброд», Вэйн Фрэнис (Wayne Franits): «Самая ранняя стадия отношений мать-ребенок, описанная в семейной литературе того времени и представленная голландскими художниками, состоит в том, что женщины кормят грудью своих младенцев.
Окна и двери образуют глубинные просветы из комнаты в комнату, в дворики и узкие проходы на улицу. Питер де Хох, очевидно, не был в восторге от такого метода обучения. Неизвестно, когда в точности была написана картина.
Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хохуехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684). Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика. Он не чувствовал быта «патрициев» и. прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Хох Питер де, Хоох, Гох (Hooch, Hoogh), голландский художник.
Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. В этих словах выражена сама суть искусства Хоха — его «одушевленность». Золотистые тона оттенены чистыми пятнами красного, синего, лимонно-желтого цвета.
Светотень выявляет объемы и локальный цвет предметов. В обстановке царит благополучие и чистота.
Несколько не в меру ярких бликов повышают драматизм светотени. Художник вводит в бытовую картину мотив городского пейзажа, развитый в делфтской школе. Но де Хох далек от того и другого. Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание.
На другой стороне канала виден кирпичный фасад большого типично голландского дома. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. Простые архитектурные членения скрыты густыми тенями. Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. Вместо хозяек и служанок, занятых заботами по дому, появляются теперь нарядные кавалеры и дамы, проводящие свой досуг за игрой в карты и занимаясь музицированием.
В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. Молодого художника не устраивали «итальянизированные» пейзажи, на которых природа изображалась в идеализированном виде. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. «Хозяйка и служанка» (около 1657) дает принципиально новое решение. Несчастья пошатнули здоровье художника. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. Он проявил здесь присущее ему чувство архитектурного пространства и его организации.
Солнечный свет ласково ложится на спокойные лица и опрятные одежды людей, па предметы обстановки и утварь, на цветы, газоны и деревья. Картину художника «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописиПитера де Хохапосле переезда в Амстердам. Но – увы – Хох был действительно простоват и плохо понимал, как живут настоящие богачи». Но Хох был прост по своей сути, вот таким образом плохо знал, как на самом деле живут «вскормленные с золотых ложек».
Но в те времена, когда де Хох писал свои почти документальные картины, представление о грудном вскармливании было несколько иным. Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко».
В биографиях обычно говорится, что умер Хох после 1684 года. О жизни Хоха в родительском доме мы почти ничего не знаем. С 1654 работал в Делфте (мастер с 1655), с 1660-х гг. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х.
Похоже, посвятить себя живописи было личным волевым решением Питера. Интерес художника сосредоточен не на углубленной характеристике персонажей и разнообразии предметов. В позднем творчестве Хох Питер де нарастает стремление к внешней эффектности образов. По крайней мере, ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен, мы не знаем. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен. Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе. Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды.
Подобные пейзажи пользовались большим спросом и подмастерья Берхема занимались обыкновенно лишь тем, что копировали произведения «мэтра» и создавали вариации на заданные им темы. О развитии художественных способностей речи не шло. Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом. С каждым объемом связана своя цветовая гамма и своя система светотени. Специальностью де ла Гранже было сукно, а любимым занятием, которому он посвящал все свободное от основной работы время, — коллекционирование картин.
Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658—60 гг. ). Одна из самых известных картин Хоха «Хозяйка и служанка» (ок.
Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции. Учился у К. Берхема в Харлеме (около 1646-49).
Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Чистый уютный дворик. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам.
— в Амстердаме. Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные. «Пряха», около 1658, Бакингемский дворец, Лондон «Хозяйка и служанка», Эрмитаж, Ленинград «Мать у колыбели», Картинная галерея, Берлин-Далем, оба около 1660 и др. ).
Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. Работал в Делфте и Амстердаме. Живя в Харлеме, молодой Питер де Хох находился под влиянием художников круга Франса Хальса, в творчестве которых получил развитие специфический военно-бытовой жанр. Военные, как правило изображались в минуты отдыха от ратной службы – т. е в кабаке, у сводни или в ином подобном месте. «Хозяйка и служанка» уже полностью выражает это новое мироощущение де Хоха. Конец жизни художника страшен. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность».
В 1642 – 45 годах он жил в Риме, а позже пробавлялся писанием «итальянизированных» пейзажей, в которых природа представала в «облагороженном» виде. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. Молодая девушка между ними, как Геркулес на распутье, она должна сделать выбор: бедность или богатство, добродетель или порок. В них Хох достиг наивысшего мастерства и они составили славу жанровой живописи Нидерландов.
Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Семнадцати лет от роду Питер де Хох уехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620 – 1684). Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением.
Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. В картине «Военный и служанка» он не высвободился еще окончательно из плена монохромной живописи. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей. В Амстердаме Хох имел возможность познакомиться с новыми колористическими и световыми приемами мастеров крута Рембрандта, в Лейдене, его внимание должны были привлечь полотна Геррита Доу, жанровые сцены которого изображались при искусственном освещении.
Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец). В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом.
Учился у К. Берхема в Харлеме (около 1646—49). Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. Перед ними, в тени от простенка между окон, стоит служанка. Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. Изображал сцены бюргерского быта (преимущественно хлопоты хозяйки дома), добиваясь особой поэтической одухотворённости в изображении домашней среды, наполненных солнечным светом интерьеров и двориков («Дворик», см. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. Кормящая мама сегодня – обычное явление.
Взгляд зрителя не упирается в глухую стену. Вот что пишет в своей книге, посвященной картине де Хоха «Женщина готовит мальчику бутерброд», Вэйн Фрэнис (Wayne Franits): «Самая ранняя стадия отношений мать-ребенок, описанная в семейной литературе того времени и представленная голландскими художниками, состоит в том, что женщины кормят грудью своих младенцев. Круг тем Хоха очень узок. Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. В представлении большинства любителей голландскойживописиДелфт связан с Яном Вермером. Рассудок его начал мутиться Свои дни Хох, некогда писавший удивительно светлые и целомудренные картины, окончил в амстердамском сумасшедшем доме.
Работу отличают цельность и ценность деталей.
Питер де Хох родился в Роттердаме в 1629 году (крестили его, как явствует из церковных книг, 20 декабря) в семье каменщика и повитухи. В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса. Картина интересна и тем, что она запечатлела первоначальный вид недавно открытого зала. Де Хох, так же как де Витте, переходит к тяжелой светотени с малопрозрачными тенями, которая почти целиком поглощает его фигуры. Немалое воздействие оказал на Хоха и Карел Фабрициус – удивительный, но, к сожалению, ныне почти забытый художник.
В работах мастера нет торжества материального мира. О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика.
Верх платья – по скромному черный. На вторую половину 1650-х и начало 1660-х годов падает расцвет творчества де Хоха. В сущности, лучшие картины художника — лишь около тридцати полотей. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку.
Изображал сцены бюргерского быта (преимущественно домашние хлопоты хозяйки), с любовной тщательностью добиваясь материальности письма, передачи поэтической одухотворённости домашней среды – наполненных воздухом и светом, сияющих чистотой интерьеров и двориков (Дворик, 1658, Национальная галерея, Лондон Мать у колыбели, около 1660, Картинная галерея, Берлин-Далем). В работе «Хозяйка и служанка» художник пишет в бытовавшем тогда дельфтском стиле сценку из будничной жизни горожан. Это выглядит достаточно странно: в те времена детей часто вскармливали кормилицы, а врачи и моралисты пропагандировали материнский уход из-за его особых физических и психологических преимуществ как для матери, так и для ребенка. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой — своя интонация.
Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. Порядок – в интерьере и в одеянии женских фигур.