Эта картина служит ярким примером художественного мастерства знаменитого голландского живописца Питера де Хоха. Эта любовь к пространственным построениям и световым эффектам, так ярко выступающая в картине, проходит через все творчество Питера де Хоха, сообщая особую жизненность и неисчерпаемое разнообразие его полотнам, казалось бы столь близким друг к другу по содержанию. Они стали публиковать на своих страницах в соцсетях картину Питера де Хоха с различными комментариями.
Картины Питера де Хоха чрезвычайно просты по сюжету — это эпизоды домашнего быта.
В раннем возрасте стал увлекаться живописью. В работе «Хозяйка и служанка» художник пишет в бытовавшем тогда дельфтском стиле сценку из будничной жизни горожан. Молодого художника не устраивали «итальянизированные» пейзажи, на которых природа изображалась в идеализированном виде. «Хозяйка и служанка» — важная веха творческой судьбы Хоха. Если сравнить картину с ее вольной репликой 1 из собрания графа Страффордского (1658), то мы заметим, что художник внес ряд значительных изменений, хотя в целом композиция осталась прежней. Изображал сцены бюргерского быта (преимущественно домашние хлопоты хозяйки), с любовной тщательностью добиваясь материальности письма, передачи поэтической одухотворённости домашней среды – наполненных воздухом и светом, сияющих чистотой интерьеров и двориков (Дворик, 1658, Национальная галерея, Лондон Мать у колыбели, около 1660, Картинная галерея, Берлин-Далем). Девочка играет с собачкой.
Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец). Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». Хозяйка – в белоснежном чепчике и таком же фартуке, подол ее красной юбки отделан золотыми полосками.
Тихий и процветающий Делфт, который славился своим сине-белым фаянсом, стеклом и коврами, был художественным центром, куда стекались многие художники из других городов. В них Хох достиг наивысшего мастерства и они составили славу жанровой живописи Нидерландов. Но Хох был прост по своей сути, вот таким образом плохо знал, как на самом деле живут «вскормленные с золотых ложек».
Интерес художника сосредоточен не на углубленной характеристике персонажей и разнообразии предметов. Золотистые тона оттенены чистыми пятнами красного, синего, лимонно-желтого цвета. Под конец жизни впал в нищету и не был в состоянии платить по счетам. Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды.
Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. В представлении большинства любителей голландскойживописиДелфт связан с Яном Вермером. Первое своё обучение он прошёл в Харлеме у художника Николаса Берхема в 1645-1647 годах.
В колорите Хоха преобладают воздушные золотистые тона, оттенённые пятнами чистого цвета. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха.
Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. Неизвестно, когда в точности была написана картина. О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658—60 гг. ).
Женился, переехал в Амстердам. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. Несчастья пошатнули здоровье художника. Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные. Как и все голландские художники, он должен был искать источник существования, вот таким образом молодой художник работал камердинером у богатого торговца сукном Юстуса де ла Гранжа.
Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен. И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. Вскоре на полотнах появились все необходимые атрибуты «сладкой жизни»: богатые интерьеры, пышные наряды, дорогие развлечения. Изменился узор входной арки и пола.
Работал в Делфте и Амстердаме. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. О развитии художественных способностей речи не шло. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции.
Но это мало что меняет. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов.
Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Изменился и вид, открывающийся в проеме двери. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Ни тени предвзятости в этом выразительном изображении вещей, настолько простодушном и искреннем, что абсолютно не видишь формулы, положенной в его основу. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху.
Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его. Хох интуитивно выбрал из имеющихся жанров именно тот, который лучше всего соответствовал складу его дарования. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. На дальнейшее становление таланта живописца большое влияние оказали путешествия, проделанные им вместе с Юстусом де ла Гранже. Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Служанка – с очень аккуратной прической, в чищеных туфлях с длинным носком. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду.
В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха. Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. Картина интересна и тем, что она запечатлела первоначальный вид недавно открытого зала. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку.
Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой — своя интонация. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» — сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле». Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. Круг тем Хоха очень узок.
Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко». Одна из самых известных картин Хоха «Хозяйка и служанка» (ок. В первой половине 1650-х годов имел место скорее обратный процесс: Вермер черпал нечто новое для себя в картинах Хоха.
Обрамление окон, притолоки и пороги дверей образуют как бы рамы, обрамляющие, «кадрирующие» эти просветы. На другой стороне канала виден кирпичный фасад большого типично голландского дома. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. Но при этом художник утрачивает целостность восприятия картины мира.
Порядок – в интерьере и в одеянии женских фигур. Он проявил здесь присущее ему чувство архитектурного пространства и его организации.
Хох Питер де, Хоох, Гох (Hooch, Hoogh), голландский художник. Даже в дальних полутемных помещениях пробито небольшое ярко освещенное оконце. Родился в 1629 году в Роттердаме. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность».
«Дама с двумя кавалерами»относится к периоду творческого расцветаХоха. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением. В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. Далеко не все из этих работ являются шедеврами. Его картина «Голландский дворик», пленяющая непосредственной жизненностью изображения, как бы воплощает в себе ту тихую и скромную поэзию повседневности, которая столь характерна для голландской жанровой живописи той эпохи. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам.
Верх платья – по скромному черный. Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные. Стал увлекаться изобразительным искусством ещё в раннем детстве.
Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х.
Питер де Хох (Pieter de Hooch) – великий голландский художник. Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. В этих словах выражена сама суть искусства Хоха — его «одушевленность». Испытал влияние мастеров бытового жанра круга Ф. Халса, Я. Вермера и К. Фабрициуса. Здесь же художник написал свои лучшие работы. Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом.
В увитой зеленью беседке появились стол и два сидящих за ним кавалера. В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса. Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом.
То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. Работу отличают цельность и ценность деталей. В работах мастера нет торжества материального мира. О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно.
Живописная манера Питера де Хоха тоже претерпевает определенную эволюцию. Мы как бы становимся свидетелями своеобразной игры, которую ведет художник, создавая из готовых деталей все новые и новые композиции.
Взгляд зрителя не упирается в глухую стену. Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства. Отсутствует активное действие, ситуации обыденны, персонажи прозаичны иногда их лица не видны. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох. Глядя на картину художника, видно как плетется ткань человеческого бытия. Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хохуехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684). Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика.
В 1642—45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде. В обстановке царит благополучие и чистота. Один из них повесил портупею и шпагу на оконную раму. Питер де Хох – один из самых привлекательных «малых голландцев» XVII века, представлен в Национальной галерее Лондона рядом лучших вещей. В сущности, лучшие картины художника — лишь около тридцати полотей.
Для «дельфтской школы» характерен прежде всего интерес к пространственным композициям, к созданию четких и продуманных композиционных решений. Питер де Хох, самый «дельфтский» из названных художников, с упорством человека, больше полагающегося на каждодневный труд, чем на свою гениальность, сумел выразить наиболее типичные для всей школы тенденции. Служанка (или это хозяйка дома. ) стоит около стола. Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды.
Такое заботливое отношение к собственному творчеству тем более видится зрителю, когда он принимает произведение в себя, может дышать тем воздухом, видеть в изображённых людях некогда существовавших людей, которые остались в истории навсегда только при помощи живописи Питера де Хоха. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Особую поэтичность у малых голландцев приобретает интерьер.
Окна и двери образуют глубинные просветы из комнаты в комнату, в дворики и узкие проходы на улицу. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. Учился у К. Берхема в Харлеме (около 1646-49).
Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. Рассудок его начал мутиться. В истории голландской живописи «дельфтская школа» занимает особое место. В произведениях Питера де Хоха обычно нет никакого сюжета, никакого повествования. Дата смерти художника остаётся неизвестной.
Но строптивый Питер был недоволен методом преподавания Берхема. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. «Интерьер голландского дома» — картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха. Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей.
Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. Вскоре был принят в популярную местную гильдию художников. Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом.
Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. Величественный интерьер с залом Совета бургомистров охватывал несколько этажей. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе.
Жизнь голландцев протекала именно в доме.
Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. Размеренная жизнь течет невозмутимо, не волнуемая никакими событиями и происшествиями. Его привлекала живопись харлемских художников —жанристы круга Франса Хальса.
Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. Однако его зависимость от де ла Гранжа сохранилась. Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения. Художник вводит в бытовую картину мотив городского пейзажа, развитый в делфтской школе.
Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. Картину художника «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописиПитера де Хохапосле переезда в Амстердам. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. В «Голландском дворике» Национальной галереи царит этот же дух лирической созерцательности.