В позднем творчестве Хох Питер де нарастает стремление к внешней эффектности образов. Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хох уехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620 – 1684). Гораздо больше юному живописцу нравились харлемские жанристы круга Франса Хальса.
Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. «Интерьер голландского дома» – картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха. В увитой зеленью беседке появились стол и два сидящих за ним кавалера. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Картину «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописи Питера де Хоха после переезда в Амстердам. Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. В 1640-х в начале 1650-х гг.
Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться. В 1642 – 45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде. Изменился узор входной арки и пола. Питер де Хох, самый «дельфтский» из названных художников, с упорством человека, больше полагающегося на каждодневный труд, чем на свою гениальность, сумел выразить наиболее типичные для всей школы тенденции.
Хох Питер де, Хоох, Гох (Hooch, Hoogh), голландский художник. Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Рассудок его начал мутиться Свои дни Хох, некогда писавший удивительно светлые и целомудренные картины, окончил в амстердамском сумасшедшем доме. Главным становится изображение пространства. «Хозяйка и служанка» — важная веха творческой судьбы Хоха. В биографиях обычно говорится, что умер Хох после 1684 года.
Обрамление окон, притолоки и пороги дверей образуют как бы рамы, обрамляющие, «кадрирующие» эти просветы. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. «Дама с двумя кавалерами»относится к периоду творческого расцветаХоха. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей.
Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов.
Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. Подобные пейзажи пользовались большим спросом и подмастерья Берхема занимались обыкновенно лишь тем, что копировали произведения «мэтра» и создавали вариации на заданные им темы. 1660, Берлин – Далем). Несчастья пошатнули здоровье художника. В работах мастера нет торжества материального мира.
Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен. Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х.
Круг тем Хоха очень узок. «Пряха», около 1658, Бакингемский дворец, Лондон «Хозяйка и служанка», Эрмитаж, Ленинград «Мать у колыбели», Картинная галерея, Берлин-Далем, оба около 1660 и др. ). Он не чувствовал быта «патрициев» и. прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Испытал влияние харлемских жанристов круга Ф. Халса, позднее — Я. Вермера и К. Фабрициуса. Служанка (или это хозяйка дома. ) стоит около стола. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. О жизни Хоха в родительском доме мы почти ничего не знаем.
В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. Даже в дальних полутемных помещениях пробито небольшое ярко освещенное оконце. Родился в 1629 году в Роттердаме. Хох интуитивно выбрал из имеющихся жанров именно тот, который лучше всего соответствовал складу его дарования. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. На дальнейшее становление таланта живописца большое влияние оказали путешествия, проделанные им вместе с Юстусом де ла Гранже.
И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. Сюжетами его картин зачастую были повседневные дела обычных людей, жанровые сцены, городские пейзажи интерьеры домов. Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные. Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом.
Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции. Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил переменить стилистику. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой – своя интонация.
Картина интересна и тем, что она запечатлела первоначальный вид недавно открытого зала. О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658—60 гг. ). Она стала одной из первых живописных работХоха, в которых появились изображения людей более высокого уровня социальной иерархии. В биографиях обычно говорится, что умер Хох после 1684 года. Но при этом художник утрачивает целостность восприятия картины мира.
Учился у К. Берхема в Харлеме (около 1646-49). Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сценки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю) и вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Золотистые тона оттенены чистыми пятнами красного, синего, лимонно-желтого цвета. Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Картину художника «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописиПитера де Хохапосле переезда в Амстердам.
Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. «Хозяйка и служанка» – важная веха творческой судьбы Хоха. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику.
По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. В сущности, лучшие картины художника – лишь около тридцати полотей. Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. Стал увлекаться изобразительным искусством ещё в раннем детстве.
Несчастья пошатнули здоровье художника. В работах мастера нет торжества материального мира.
Круг тем Хоха очень узок. Его привлекала живопись харлемских художников —жанристы круга Франса Хальса. Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом. Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. Но это мало что меняет. В 1642—45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде.
Гораздо больше юному живописцу нравились харлемские жанристы круга Франса Хальса. О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. Питер де Хох (Pieter de Hooch) – великий голландский художник. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника.
Далеко не все из этих работ являются шедеврами. В этих словах выражена сама суть искусства Хоха — его «одушевленность». Изображал сцены бюргерского быта (преимущественно домашние хлопоты хозяйки), с любовной тщательностью добиваясь материальности письма, передачи поэтической одухотворённости домашней среды – наполненных воздухом и светом, сияющих чистотой интерьеров и двориков (Дворик, 1658, Национальная галерея, Лондон Мать у колыбели, около 1660, Картинная галерея, Берлин-Далем).
Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «сладкой жизни». Изображение этого зала Питером де Хохом принадлежит к числу его немногих удачных поздних произведений. Живописная манера Питера де Хоха тоже претерпевает определенную эволюцию. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения.
В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Работу отличают цельность и ценность деталей. Ученичество у Берхема не оставило глубоких следов на живописи де Хоха.
Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сценки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю) и вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды. Первое своё обучение он прошёл в Харлеме у художника Николаса Берхема в 1645-1647 годах. В этих словах выражена сама суть искусства Хоха – его «одушевленность».
Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды. Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. В представлении большинства любителей голландскойживописиДелфт связан с Яном Вермером. Питер де Хох сделался художником солдатской вольницы, поэтизирующим (впрочем, не без юмора) нравы и повадки солдат, расквартированных когда на месяц, а когда и на день в добропорядочных бюргерских домах.
Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить свою семью должным образом. О жизни Хоха в родительском доме мы почти ничего не знаем. Де Хох недаром слывет художником интерьеров и внутренних дворов.
Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом. В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка.
Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью.
Испытал влияние мастеров бытового жанра круга Ф. Халса, Я. Вермера и К. Фабрициуса. Да вряд ли на них кто-нибудь из близких и обращал внимание.
Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика. Но, пока еще, эти детали выглядят органично, т. к сохраняется главное – атмосфера спокойной и тихой жизни.
Питер де Хох, очевидно, не был в восторге от такого метода обучения. Если сравнить картину с ее вольной репликой 1 из собрания графа Страффордского (1658), то мы заметим, что художник внес ряд значительных изменений, хотя в целом композиция осталась прежней. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется.
И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. В 1642—45 годах он жил в Риме, а позже пробавлялся писанием «итальянизированных» пейзажей, в которых природа представала в «облагороженном» виде. Неизвестно, когда в точности была написана картина. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться. 1660, С. -Петербург, Эрмитаж), Мать у колыбели (ок.
Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные. Но строптивый Питер был недоволен методом преподавания Берхема. Здесь же художник написал свои лучшие работы. В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса. Рассудок его начал мутиться. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала.
Несчастья пошатнули здоровье художника. По крайней мере, ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен, мы не знаем. Такое заботливое отношение к собственному творчеству тем более видится зрителю, когда он принимает произведение в себя, может дышать тем воздухом, видеть в изображённых людях некогда существовавших людей, которые остались в истории навсегда только при помощи живописи Питера де Хоха. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хохуехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684). Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика.
Но Хох был прост по своей сути, вот таким образом плохо знал, как на самом деле живут «вскормленные с золотых ложек». Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения.
Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Похоже, посвятить себя живописи было личным волевым решением Питера. Глядя на картину художника, видно как плетется ткань человеческого бытия. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины мастера, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни».
Работал в Делфте и Амстердаме. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей. Хотя он и вступил в Гильдию святого Луки в 1653 году, то есть двумя годами раньше Хоха, он еще не развился в того великолепного мастерабытового жанра, каким знает его весь мир. Молодого художника не устраивали «итальянизированные» пейзажи, на которых природа изображалась в идеализированном виде.
Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его. Богато одетые мужчины и женщины выглядят потерянными и неприкаянными в роскошных интерьерах Они напоминают забывших выучить свои роли актеров-любителей на фоне дорогих, но абсолютно не идущих к пьесе декораций. Хох, Хоох (de Hooch, de Hoogh) Питер де (крещен 20. 12. 1629, Роттердам, — около 1685, Амстердам), голландский художник.
Похоже, посвятить себя живописи было личным волевым решением Питера. Но – увы – Хох был действительно простоват и плохо понимал, как живут настоящие богачи». Да и с тем, что подмастерья не искали собственный стиль, а копировали картины своего учителя, Питер не мог смириться. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х.
Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. Темы, пока еще, остается прежними, но детали претерпевают выразительные метаморфозы детали. Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. Изменился и вид, открывающийся в проеме двери.
Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции. Девочка играет с собачкой. Но — увы — Хох был действительно простоват и плохо понимал, как живут настоящие богачи».
Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». И Хох решился попытать счастья в Амстердаме. Хоха заслуженно считают мастером интерьеров. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен.
Да вряд ли на них кто-нибудь из близких и обращал внимание. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» – сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле». В колорите Хоха преобладают воздушные золотистые тона, оттенённые пятнами чистого цвета. Питер де Хох, очевидно, не был в восторге от такого метода обучения. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги.
Конец жизни художника страшен. Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. Питер де Хох не был избалован богатством и известностью. Изображал сцены бюргерского быта (преимущественно хлопоты хозяйки дома), добиваясь особой поэтической одухотворённости в изображении домашней среды, наполненных солнечным светом интерьеров и двориков («Дворик», см. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох.
В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. Но это мало что меняет. Деньги таяли с угрожающей быстротой, а жители Амстердама вовсе не спешили заказывать Хоху картины. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику.
Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. Однако его зависимость от де ла Гранжа сохранилась. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец).
— в Амстердаме. Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Питер де Хох родился в Роттердаме в 1629 году (крестили его, как явствует из церковных книг, 20 декабря) в семье каменщика и повитухи. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им.
Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Одна из самых известных картин Хоха «Хозяйка и служанка» (ок. В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха. Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. В пейзажах, жанровых и религиозно-мифологических картинах дельфт-ских мастеров всегда главенствует ощущение спокойствия и упорядоченности.
Последние годы жизни Хоха сложились трагично. Художник вводит в бытовую картину мотив городского пейзажа, развитый в делфтской школе. Один из них повесил портупею и шпагу на оконную раму. Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства.
Питер де Хох родился в Роттердаме в 1629 году в семье каменщика. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». В 1642 – 45 годах он жил в Риме, а позже пробавлялся писанием «итальянизированных» пейзажей, в которых природа представала в «облагороженном» виде.
Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Среди лучших произведений Питера де Хооха – картины Дворик (1658, Лондон, Национальная галерея), Хозяйка и служанка (ок.
О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658 – 60 гг. ). Здесь же художник написал свои лучшие работы. Рассудок его начал мутиться. Семнадцати лет от роду Питер де Хох уехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620 – 1684). Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его.
Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Работу отличают цельность и ценность деталей. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине Хоха «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. «Интерьер голландского дома» — картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха.
Учился у К. Берхема в Харлеме (около 1646—49). В представлении большинства любителей голландской живописи Делфт связан с Яном Вермером. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность».
Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» — сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле». Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить свою семью должным образом. О развитии художественных способностей речи не шло. На несколько лет воцаряется на его картинах предельная простота мотива: чаще всего – бюргерша и ребенок (обычно девочка, одетая, как и мать, в чепец и платье с роброном), часто – бюргерша и служанка почти исчезают фигуры мужчин.
В сущности, лучшие картины художника — лишь около тридцати полотей. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. Для «дельфтской школы» характерен прежде всего интерес к пространственным композициям, к созданию четких и продуманных композиционных решений. На другой стороне канала виден кирпичный фасад большого типично голландского дома.
Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. Питер де Хох родился в Роттердаме в 1629 году (крестили его, как явствует из церковных книг, 20 декабря) в семье каменщика и повитухи. Конец жизни художника страшен. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов.
Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. Взгляд зрителя не упирается в глухую стену. Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства.
Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко». В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. Несчастья пошатнули здоровье художника. илл. Семнадцати лет от роду Питер де Хох уехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684).
Палитра де Хооха состоит преимущественно из приглушенных коричневых тонов с добавлением основных цветов. Он проявил здесь присущее ему чувство архитектурного пространства и его организации. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь».
Его привлекала живопись харлемских художников – жанристы круга Франса Хальса. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил переменить стилистику. Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события.
Глядя на картину, видно как плетется ткань человеческого бытия. Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. Он не чувствовал быта «патрициев» и. прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Вскоре на полотнах появились все необходимые атрибуты «сладкой жизни»: богатые интерьеры, пышные наряды, дорогие развлечения. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением.
Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «сладкой жизни». Величественный интерьер с залом Совета бургомистров охватывал несколько этажей. Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко». С 1654 работал в Делфте (мастер с 1655), с 1660-х гг. О развитии художественных способностей речи не шло.
Неудачно складывалась и судьба старших детей Хоха: по крайней мере, они не могли материально поддерживать своего престарелого родителя. Неизвестно, когда в точности была написана картина. В Амстердаме Хох имел возможность познакомиться с новыми колористическими и световыми приемами мастеров крута Рембрандта, в Лейдене, его внимание должны были привлечь полотна Геррита Доу, жанровые сцены которого изображались при искусственном освещении. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой — своя интонация.
Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. Она стала одной из первых живописных работ Хоха, в которых появились изображения людей более высокого уровня социальной иерархии. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. Подобные пейзажи пользовались большим спросом и подмастерья Берхема занимались обыкновенно лишь тем, что копировали произведения «мэтра» и создавали вариации на заданные им темы.
По крайней мере, ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен, мы не знаем. Свои дни Хох, некогда писавший удивительно светлые и одухотворенные картины, окончил в амстердамском сумасшедшем доме. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется. В истории голландской живописи «дельфтская школа» занимает особое место. Далеко не все из этих работ являются шедеврами.