В Дельфте прошли наиболее счастливые годы жизни и творчества Питера де Хоха. Питер Де Хох родился 20 декабря 1629 года в Роттердаме, в семье каменщика. В 1654 году Питер де Хох вместе с де ля Гранжем обосновался в Дельфте. Работая в Делфте, Питер де Хох к этому развлекательному жанру уже не возвращался. К концу 1650 года Юстус де ла Гранже переехал в Делфт, куда за хозяином последовал и Питер де Хох.
Питер де Хох – голландский живописец, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении повседневных интерьеров и экспериментировал со светом. До того, как было открыто искусство Яна Вермера, Питеру де Хоху отдавали первое место среди жанристов, мастеров интерьера. Картины Питера де Хоха чрезвычайно просты по сюжету — это эпизоды домашнего быта. Голландский живописец Питер де Хох (Pieter de Hooch, 1629-1684) был последователем дельфтской школы и, подобно Вермееру, в своем творчестве сделал выбор в пользу изображения повседневного быта и экспериментов со светом.
Небольшие плотна Питера де Хоха были посвящены неторопливому течению жизни в уютных стенах городского дома. Питер де Хох (Pieter de Hooch) – великий голландский художник. Питер де Хох (или де Хоох) — голландский живописец, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении повседневных интерьеров и экспериментировал со светом.
Но в начале 1660-х годов были полтора-два года, когда Хох пытался перенять у Вермера некоторые стилистические новшества. И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника.
В этих словах выражена сама суть искусства Хоха — его «одушевленность». Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. Здесь же художник написал свои лучшие работы. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность».
Немалое воздействие оказал на Хоха и Карел Фабрициус – удивительный, но, к сожалению, ныне почти забытый художник. Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. Здесь Хох женился на дочери владельца фаянсовой мастерской, был принят в гильдию живописцев Святого Луки и тем самым приобрел право самостоятельно заниматься живописью. Работу отличают цельность и ценность деталей.
Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. Несчастья пошатнули здоровье художника. В увитой зеленью беседке появились стол и два сидящих за ним кавалера. Девочка играет с собачкой. Соседство с ним не красит ни Стена, ни даже Терборха, а уж на общем среднем фоне голландского жанра (а это огромный пласт живописи) Вермеер стоит на кардинально ином уровне.
Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его. Деньги таяли с угрожающей быстротой, а жители Амстердама не спешили заказывать Хоху картины. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства.
Однако его зависимость от де ла Гранжа сохранилась. В колорите Хоха преобладают воздушные золотистые тона, оттенённые пятнами чистого цвета. Но Хох был прост по своей сути, вот таким образом плохо знал, как на самом деле живут «вскормленные с золотых ложек». О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно.
Работал в Делфте и Амстердаме. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом. Несчастья пошатнули здоровье художника. Формат PDF, 4. 2 МВОригинал книги на английском языке был издан в 2006 году музеем Гетти, США, в котором находится картина «Женщина готовит мальчику бутерброд».
Радует, что вместо «Яна Вермеера», как называли художника в советской литературе, наконец выставляют «Йоханнеса» (а Герард Доу превратился в Дау). Каким должно быть устройство социума, новый гуманизм, чтобы в него поверили. В нем начинают преобладать неприятные белесоватые и голубые оттенки, тень становится глухой, а свет, наоборот, слишком резким.
Лувр же предлагает не монографию загадочного делфтского художника. Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. Работу отличают цельность и ценность деталей. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику.
Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей. Вермеер — лишь бренд, под которым в Лувре составили насущную (насколько это слово применимо к XVII веку) выставку. Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Но то, что воспринимается нами как игра, является на самом деле творческим методом мастера.
Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. Примерно того, в котором снят вялотекущий, но прелестный фильм «Девушка с жемчужной сережкой». Далеко не все из этих работ являются шедеврами. В 1642 – 45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде.
Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец). Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. В представлении большинства любителей голландскойживописиДелфт связан с Яном Вермером. Мода на скандинавскую «уютность» хюггеидет оттуда же.
В работах мастера нет торжества материального мира. Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хох уехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620 – 1684). В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху.
Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. Допустим, в случае с рамами многословные позолоченные завитки рококо не могут уступить протестантскому черному багету на «своей», так сказать, территории. Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х.
Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. Его по-прежнему занимает изображение темных интерьеров, контрастирующих с высветленными фигурами и пронизанными светом городскими окнами и проемами дверей.
Питер де Хох, самый «дельфтский» из названных художников, с упорством человека, больше полагающегося на каждодневный труд, чем на свою гениальность, сумел выразить наиболее типичные для всей школы тенденции. «Женщина готовит мальчику бутерброд». В обстановке царит благополучие и чистота. Он стремится связать фигуры людей в неразрывное единство с их окружением, с обжитом ими, напоенным светом и воздухом, пространством.
В сущности, лучшие картины художника – лишь около тридцати полотей. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. На одном стенде — сюжет с «мнимой больной», на другом — дамы, читающие (пишущие) письма. В молодости он служил камердинером у богатого торговца сукном, в более зрелые годы, попытавшись сделать самостоятельную карьеру, впал в нищету. Учился у К. Берхема в Харлеме (около 1646-49). Привозили в Петербург и Вермеера — «Географа»и «Любовное письмо».
В работах мастера нет торжества материального мира. В книге 82 страницы, 58 иллюстраций.
Здесь нет «Девушки с жемчужной сережкой» из Гааги или «Девушки, читающей письмо» из того же Рейксмюсеума. Его привлекала живопись харлемских художников – жанристы круга Франса Хальса. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». Испытал влияние мастеров бытового жанра круга Ф. Халса, Я. Вермера и К. Фабрициуса.
А. С. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. В ней, художник полностью сосредоточился на передаче особой эмоционально-бытовой среды, размеренности течения жизни. Последние годы жизни Хоха сложились трагично. Но при этом художник утрачивает целостность восприятия картины мира. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины мастера, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов.
Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. Если сравнить картину с ее вольной репликой 1 из собрания графа Страффордского (1658), то мы заметим, что художник внес ряд значительных изменений, хотя в целом композиция осталась прежней. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает.
В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. Живописная манера Питера де Хоха тоже претерпевает определенную эволюцию. Изменился и вид, открывающийся в проеме двери. Как мы видим, голландские выставки «колонизируют» и Запад и Восток.
Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Книга посвящена картине голландского художника семнадцатого века Питера де Хоха «Женщина готовит мальчику бутерброд». Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы.
Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине Хоха «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции.
На другой стороне канала виден кирпичный фасад большого типично голландского дома. О развитии художественных способностей речи не шло. Для «дельфтской школы» характерен прежде всего интерес к пространственным композициям, к созданию четких и продуманных композиционных решений. Художник вводит в бытовую картину мотив городского пейзажа, развитый в делфтской школе. В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса.
Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека».
Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. Картина интересна и тем, что она запечатлела первоначальный вид недавно открытого зала. В этих словах выражена сама суть искусства Хоха – его «одушевленность». Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» – сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле». Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох.
Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Отправляясь на Вермеера в Лувр, ждешь пасторальной, непостижимо умиротворяющей обстановки и настроения. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. Он проявил здесь присущее ему чувство архитектурного пространства и его организации.
Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен. Хоха заслуженно считают мастером интерьеров.
Далеко не все из этих работ являются шедеврами. Да и с тем, что подмастерья не искали собственный стиль, а копировали картины своего учителя, Питер не мог смириться. Взгляд зрителя не упирается в глухую стену.
Сюжетами его картин зачастую были повседневные дела обычных людей, жанровые сцены, городские пейзажи интерьеры домов. Картину «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописи Питера де Хоха после переезда в Амстердам. Хотя музей часто упрекают в непродуманном, принужденно сумрачном освещении именно «малых голландцев» теперь экспонируют на самом высоком уровне.
К слову, работы Вермеера, обитающие в Лувре (например, «Астроном», ок. В относительно тихом январском Рейксмюсеуме я видела, как снимали с постоянной экспозиции «Молочницу» — на подходе была парижская выставка. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство.
Картину художника «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописиПитера де Хохапосле переезда в Амстердам. Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д.
Неизвестно, когда в точности была написана картина. Даже в дальних полутемных помещениях пробито небольшое ярко освещенное оконце. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов.
Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. Глядя на картину, видно как плетется ткань человеческого бытия. И Хох решился попытать счастья в Амстердаме.
«Хозяйка и служанка» – важная веха творческой судьбы Хоха. О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен. Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения.
В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. Круг тем Хоха очень узок. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. И это всё — несмотря на масштабную пятилетнюю подготовку.
Голландская живопись занимает лучшие залы в главных музеях мира. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Его привлекала живопись харлемских художников —жанристы круга Франса Хальса. Пушкина в 2016 году прошла выставка «Искусство жить. Например, «Бокал лимонада» Герарда Терборха — иллюстрация молодости и нежнейшей романтики, а ведь этот сюжет в том же интерьере можно было написать куда прямолинейнее.
Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства. В 1642—45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658—60 гг. ).
Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды. В первой половине 1650-х годов имел место скорее обратный процесс: Вермер черпал нечто новое для себя в картинах Хоха. Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко». В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера.
Питер де Хох иногда использовал для своих картин архитектурные мотивы амстердамской ратуши. В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением.
Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные. В итоге именно «Молочница» и стала главной звездой выставки в Лувре. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. Но что случилось с цветом — давняя неудачная реставрация, нюансы хранения.
Но это мало что меняет. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета». Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Верх платья – по скромному черный.
Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой — своя интонация. Но это мало что меняет.
Очертив круг интересов как «жанры в интерьере», в Пушкинском музее выставили и предметы прикладного искусства, показав российской аудитории главную тему — бюргерский (если угодно, «буржуйский») быт — предельно буквально. Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. А вот о Стене и Терборхе зритель едва ли составит представление. Величественный интерьер с залом Совета бургомистров охватывал несколько этажей.
По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. Каталоги, блокноты, магниты — везде мелькает бодрое сине-желтое пятно. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Под популярный нынче формат выставки одного художника кураторы замаскировали классический, консервативный метод экспонирования «малых голландцев». Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду.
«Интерьер голландского дома» — картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха. 1668), выделяются мутным, потускневшим колоритом и неудачно подобранными рамами. И в этом смысле приятно, что российские музеи выставляют «малых голландцев» с тактом и пониманием, чувствуя тренд, но не копируя европейские наработки. О развитии художественных способностей речи не шло. Служанка – с очень аккуратной прической, в чищеных туфлях с длинным носком.
Хох интуитивно выбрал из имеющихся жанров именно тот, который лучше всего соответствовал складу его дарования. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. На дальнейшее становление таланта живописца большое влияние оказали путешествия, проделанные им вместе с Юстусом де ла Гранже. Отсутствует активное действие, ситуации обыденны, персонажи прозаичны иногда их лица не видны. Рассудок его начал мутиться.
Круг тем Хоха очень узок. Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. Наверное, так рождалось современное европейское сознание: вместо того чтобы быть частью огромной империи, Нидерланды предпочли выгодное соседство с несколькими империями сразу и не прогадали (а потом и создали свою, но это другая история). О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658 – 60 гг. ). Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью.
Жить в достатке, не срываясь на роскошь и китч, жить достойно, быть на своем месте. Главные героини — женщины, хлопотливые хозяйки, заботливые матери и аккуратные исполнительные служанки. И голландский золотой век тут подходит как нельзя лучше. Поиск скромного счастья, чувства дома и защищенности. Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. Порядок – в интерьере и в одеянии женских фигур.
Молодого художника не устраивали «итальянизированные» пейзажи, на которых природа изображалась в идеализированном виде. В истории голландской живописи «дельфтская школа» занимает особое место. Один из них повесил портупею и шпагу на оконную раму. Рассудок его начал мутиться. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги.
Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику.
Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. «Дама с двумя кавалерами»относится к периоду творческого расцветаХоха. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. Наиболее ярко из современников, почти наравне с Вермеером, представлен Габриель Метсю.
Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Одна из самых известных картин Хоха «Хозяйка и служанка» (ок. Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко». На фоне монографических блокбастеров выставка соцветия голландских мастеров выглядела островком спокойствия и кураторского профессионализма. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам.
Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» — сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле». В представлении большинства любителей голландской живописи Делфт связан с Яном Вермером. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением. Обрамление окон, притолоки и пороги дверей образуют как бы рамы, обрамляющие, «кадрирующие» эти просветы. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции.
Здесь же художник написал свои лучшие работы. Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения.
Но зачем понадобилось помимо немалого числа работ титульного мастера подгонять на выставку авангард «малых голландцев». На дальнейшее становление таланта живописца большое влияние оказали путешествия, проделанные им вместе с Юстусом де ла Гранже. Одноименную экспозициюпредставили в Париже, Пекине, Шанхае, Абу-Даби. Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Кроме того, «малые голландцы» — понятие широкое. Хох Питер де, Хоох, Гох (Hooch, Hoogh), голландский художник.
Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. Глядя на картину художника, видно как плетется ткань человеческого бытия. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой.
Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции. В ГМИИ им. Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. Пожилая дама сидит, держит в руках предметы для рукоделия и обращает отвлеченный взор к рыбе для ужина в медном ведерке, принесенной с рынка служанкой.
Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. Изменился узор входной арки и пола. Золотистые тона оттенены чистыми пятнами красного, синего, лимонно-желтого цвета. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». В сущности, лучшие картины художника — лишь около тридцати полотей.
Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. Неизвестно, когда в точности была написана картина. Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его.
«Хозяйка и служанка» — важная веха творческой судьбы Хоха. В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха. Но строптивый Питер был недоволен методом преподавания Берхема. В работе «Хозяйка и служанка» художник пишет в бытовавшем тогда дельфтском стиле сценку из будничной жизни горожан. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется.
За долгие годы службы у де ла Гранже художник накопил достаточно средств, чтобы первое время обеспечивать жену и детей. Перевод с английского книги Вэйн Фрэнитс (Wayne Franits) «Питер де Хох.
Служанка (или это хозяйка дома. ) стоит около стола. Питер де Хох родился в Роттердаме в 1629 году в семье каменщика. Изображал сцены бюргерского быта (преимущественно домашние хлопоты хозяйки), с любовной тщательностью добиваясь материальности письма, передачи поэтической одухотворённости домашней среды – наполненных воздухом и светом, сияющих чистотой интерьеров и двориков (Дворик, 1658, Национальная галерея, Лондон Мать у колыбели, около 1660, Картинная галерея, Берлин-Далем). Питер де Хох не был избалован богатством и известностью.
Темы, пока еще, остается прежними, но детали претерпевают выразительные метаморфозы детали. Вскоре на полотнах появились все необходимые атрибуты «сладкой жизни»: богатые интерьеры, пышные наряды, дорогие развлечения. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться.
«Интерьер голландского дома» – картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха. Голландскую живопись золотого века иногда называют «реализмом XVII века», хотя она помимо тщательной прорисовки быта насыщена символами и весь вещный, предметный мир имеет иносказательное измерение. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой – своя интонация. Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хохуехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684). Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь».
Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе.