Башня представляет единый яркий архитектурный образ, предельно дерзкий по своему замыслу и убедительный по инженерному воплощению на практике. Известно, что в 1553 г. Брейгель побывал в Риме. Разобщённость в итоге привела к тому, что грандиозный и одновременно своевольный замысел не был воплощён в жизнь. Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Однако в 1556 году Карл отрекся и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу).
Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. Но не тут-то было.
«Вавилонская башня» – одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). И всё же мы можем различить, что делают некоторые из них: возчик камней, каменщик, штукатур. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Брейгель же был не так прост. И сказал Господь: сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого.
В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Идея эта подкрепляется еще одним образом – замком Святого Ангела в Риме. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. Гармония нарушилась.
Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале. ), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Как тут не вспомнить библейский сюжет.
Но картина Брейгля является, пожалуй, самым известным визуальным воплощением. Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена или большая (114х155см), самая знаменитая из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве.
Согласно библейскому сказанию, потомки Ноя – те самые, что выжили после всемирного потопа, – разбрелись по земле Сеннаар. В итоге материал кладется неровно, очевидно, что кажущаяся прочной башня вот-вот рухнет и погребет под своими обломками возгордившихся людей. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. А на заоблачной вершине царит полный хаос.
Конечно же, чёткое толкование своих творений может дать только сам художник, но предполагается, что Брейгель в «Вавилонской башне» проводит параллель с современным ему обществом, воплотив в башне символ империи Габсбургов, в которую в то время входили земли Австрии, Германии, Чехии, Италии, Испании и Нидерландов. То, что на картине Брейгеля библейский персонаж похож на человека из XVI века, не случайно. Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». По мнению Марины Аграновской искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд. » Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены или уже рушатся, а само здание кренится.
Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». 2. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Башня окружена большим и массивным каменным ограждением. А чтобы лучше это понять, напрягите немного зрение и вглядитесь в детали, которые выписаны меленько-меленько (кстати, здесь каждый из элементов показан подробно). Самая ранняя из них не сохранилась. Нимрод был жесток и горд.
Зиккурат Этеменанки. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. С истории этой книги, вы знаете, что люди, тогда еще говорили на одном языке и хотели построить башню, чтобы достичь самой вершины неба. И рассеял их Господь оттуда по всей земле и они перестали строить город» (Быт. 11, 4-8). «Вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля. Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио.
У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми. Сколько же времени ушло у Брейгеля на такое кропотливо им созданное произведение. В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками.
В строениях и пейзаже угадываются современные художнику Нидерланды. Во всяком случае, Брейгель вновь обратился к теме Вавилонской башни примерно через десять лет после возвращения из Италии: большая картина написана в 1563 г., малая – несколько раньше или чуть позднее. В зрелой юности его буквально огорошил Босх. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Контекст Брейгель очень любил легенду о Вавилонской башне.
Глава 11 начинается с рассказа о башне, однако с 10-го стиха возобновляется прерванная тема родословной: «вот родословие Сима». Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст. Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей.
Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Внезапно люди утратили возможность коммуницировать. В красной кирпичной пыли продолжается неустанная работа. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес.
Возгордившись, люди решили построить башню «до самых небес», приблизившись таким образом к самому Господу. Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. Они все говорили на одном языке.
3. лет назад. 1. Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Так существовала ли в действительности Вавилонская башня. Питер Брейгель Старший – художник, сотворил две схожие картины на эту тематику, но хотелось бы остановиться именно, на той которая была созданной в 1563 году.
Теперь величественная башня уже не подавляет людей – строителей, снующих по ступеням. 114 155 смМузей истории искусств, ВенаВ основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Одна из возможных причин – экономический расцвет Голландии и урбанизация.
Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне». В 586 г. до н. э. царь Вавилонии Навуходоносор II покорил Иудею и угнал в свою державу пленников – почти все население иудейского царства. 1563Дерево, Масло. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. В образе Вавилонской башни он зашифровал свое представление о судьбе Габсбургов.
Сохранилось две его картины на эту тему – малая (хранится в Роттердаме) и большая (о которой идет речь в этом тексте, хранится в Вене). Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями. Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла.
Картина очень реалистична и повествовательна. Вавилонская башня – один из самых популярных библейских образов в искусстве. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи. Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного». Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека. Башня выглядит огромной до неприличия.
Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». А сколько времени уйдёт на осмысление увиденного, каждый должен решить для себя сам. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Реконструкция. Она имела мистический смысл и ритуальное значение – по ней люди поднимались к небесам. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой.
С первого взгляда оценить масштаб города – невозможно. Копошащиеся люди на разных уступах недостроенной башни ничтожно малы и кажутся крошечными точками. Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами. Это совпадение не может быть случайным. Со временем человеческий род увеличивался, приобретал знания, умения и навыки.
Картина полна движения: живет город у подножия башни, бурлит порт. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов. 6 в. до н. э.
Для того, чтобы досконально рассмотреть и изучить все детали на картине Брейгеля «Вавилонская башня», зрителю потребуется не один час. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло). Была еще миниатюра на слоновой кости, но она не сохранилась.
Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. Однако в 1556 году Карл отрекся от короны и это огромное государство под собственным весом начало распадаться. В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков. Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете.
Однако после 1500 года ситуа ция изменилась. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни.
В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Так существовала ли в действительности Вавилонская башня. И это не оставляет ни малейших сомнений в том, что подобное сооружение реально могло быть построено.
Украшением Антверпена были многочисленные церкви с колокольнями и монастыри. Вавилонская башня (столп) считается олицетворением гордыни, а ее строительство — столпотворение — символом многолюдия и хаоса. Картина Брейгеля вместе с тем в своей грандиозной и вместе поэтической форме напоена ощущением жизни. Вспомним библейское сказание. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет. Питер Брейгель СтаршийВавилонская башня (Вена). Судя по картине, такой «забор» не менее 3 – 5 метров высоту, может и больше. Художник намекает на Карла V, отличавшегося деспотизмом.
Вспомним библейское сказание. Да и даже не одна.
Мало того, что бог устроил языковой хаос, он еще и рассеял людей по миру. При Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Ее эксплуатируют кто во что горазд: в кино, театре, живописи, литературе.
После знакомства с его творчеством Брейгель начал писать на библейские сюжеты, причем выбирал темы, которые его современники в основном игнорировали. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. Сооружение выглядит как нагромождение уровней и элементов.
По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Второй вариант почти вдвое меньше первого. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников.
К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Да и даже не одна. В 16-ом веке Антверпен был частью Нидерландов и являл собой крупный торговый порт, куда приходили корабли, гружённые заморскими товарами со всего света и куда стекался многоликий разноязычный люд, - чем не «вавилонское смешение языков и народов». Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве.
Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. Но нет гармонии и в самой башне. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли».
Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Похожая на него постройка находится внутри Вавилонской башни. По одной из версий, таким образом Брейгель показал развитие строительной техники. Кстати, образ Колизея использован не случайно. Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе.
Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков. Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. 4. Сама башня уже достала облака – того и гляди заденет бога за пятку. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной.
Мы как будто слышим грохот молотков, звон цепей, скрип канатов. В трактовке Брейгеля, Господне наказание – смешение языков – настигло людей не в одночасье непонимание с самого начала было присуще строителям, но все же не мешало работе, пока не достигло какого-то критического предела. «Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению. Создавая эту картину, Брейгель обращается к библейской легенде о людях, решивших построить башню такой высоты, чтобы она доставала до небес.