«притча о слепых» (нидерл. Parabel der Blinden)— картина Питера Брейгеля Старшего. «притча о слепых» (нидерл. De parabel der blinden)— картина Питера Брейгеля Старшего. 445 лет назад в 1568 году великий Питер Брейгель-старший (Pieter Bruegel de Oude, ок. 1525-1530 — 1569) написал свою последнюю картину: «Притча о слепых» (Parabel der Blinden) или просто – «Слепые».
Человечна природа, а не люди. Ранний Брейгель отличался довольно категоричным и холодным взглядом. Конвульсивны и лихорадочны жесты слепцов.
Третий вот-вот оступится. По существу, Брейгель берет реальный факт. Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. В картине мы видим буквальную иллюстрацию этого.
и т. д. Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках. Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец. С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Питер Брейгель Старший в своей картине попытался избежать трагического исхода.
На переднем плане широкая дорога, по которой туда-сюда снуют крестьяне, мужчины и женщины. Кто-то катается на коньках или санках, кто-то тушит пожар на крыше, кто-то носит хворост. Художественно-исторический музей. Брейгель открывает зрителю цепи вздымающихся гор, безбрежные морские просторы, вереницы плывущих в небе туч. Все застилает едкий дым. Следующий уже запнулся за него. Он бредет автоматически в привычной безмятежной задумчивости, почти полудреме.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. Три женщины с граблями деловито направляются сгребать сено. Между этими двумя полюсами и развертывается теперь трагическая судьба. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Террор и беззаконие царили в стране. Это относится не только к знаменитой серии «Времена года», но и к другим полотнам Питера Брейгеля Старшего.
На дальнем плане повозка с ним нагружена уже доверху. Низкое хмурое небо выполнено в оттенках серого. Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Человек обретает зрение благодаря своей безграничной вере. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой.
Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. Провал справа выступает как контрапункт возвышенности.
В отличие от Италии, на Севере пока не возникает гуманистического светского мировоззрения. Это была принципиально новая концепция эстетической ценности природы, которая (возвеличивая природу) вместе с тем подчеркивала, что человек – величина бесконечно малая и незначительная.
Слепые, связанные друг с другом руками, положенными на плечи и шестами, образуют цепь, которая внезапно, благодаря тому, что вожак оступился, натягивается с большою силою. К стволу дерева приделана кольцеобразная столешница она наклонена вперед, но не настолько, чтобы кувшины или тарелки соскальзывали вниз. Другие считают главным в его творчестве то, что он создал концепцию трагического противостояния человека и мира, столь противоположную жизнерадостному духу итальянского Возрождения. В это время и создается картина «Слепые», в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела.
Кроме того, ощущается значительное влияние церкви на искусство. хуления». Весна».
Картина Брейгеля – не единственный сюжет в искусстве на тему незрячих. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства. Абсолютная и относительная истина. Только один из слепцов, уже падающий, обращает к зрителю свое лицо.
114 x 163 см. В 1963 году семья переезжает в Брюссель, где художник останется до конца своих дней. Единство человека и природы, отчасти присутствовавшее во «Временах года», здесь распалось окончательно. Их роль в ландшафтной живописи была огромной уже в то время, а выражение духа природы поражает зрителя и до сих пор. И все искусствоведы отмечают на его картинах пейзаж.
Вернувшись на родину, Брейгель становится основоположником истинно национальной живописи. Жестокая несправедливость или же их собственные страсти и пороки. Одежда слепых таких же блеклых тонов, как и окружающая природа – все та же палитра серого. И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду.
Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Ни единого просвета нет между облаками. Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе. И взгляд его завершает путь остальных – жизненный путь всех людей. 15:14). Картина «Слепые» была написана в 1568 году. Споры вокруг личности и творческого наследия Брейгеля Старшего не умолкают до сих пор.
На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые. Брейгель открывает зрителю цепи вздымающихся гор, безбрежные морские просторы, вереницы плывущих в небе туч. Но в то же время часто незрячий выступает как олицетворение веры (не зря ее часто называют слепой). Не спасет от неминуемой гибели в пруду. И, наконец, самый последний нищий — падающий.
Только один из слепцов, уже падающий, обращает к зрителю свое лицо. Художник сумел изобразить нарастание падающего движения. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. В основе картины, написанной в необычной технике — темпера по холсту, лежит евангельская притча о слепце, который идет неведомо куда и не видит близкой погибели: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму» (Мф. Дерево, масло.
Широко известна древнеиндийская история «Слепые и слон». «А исходящее из уст – из сердца исходит сие оскверняет человека. В основу «Слепых» легла библейская притча о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью.
Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. «Притча о слепых» – картина имеющая другие названия – «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведёт незрячего». Отчасти в этом сказался кризис былой веры в человека, но вместе с тем (в результате великих географических открытий) и беспредельное расширение мира и кругозора. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев.
Притча носит не прямой характер, а скорее – аллегорический. Между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует. Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. «Крестьянская свадьба», а затем «Крестьянский танец» написаны Брейгелем с иронией, переходящей местами в грубоватый юмор, однако роль крестьянина в них уже становится значимой.
Проел — попал — наслаждайся. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Письмо подробно и детализировано. Источник сюжета — Евангелие от Матфея (15, 12-19). Став слепым, он не перестал быть человеком. Смерть с косой уничтожает все на своем пути. Какой ответ получит слепой. Все торопятся воспользоваться погожими деньками.
Нидерланды (Фландрия). Сюжет полотна описывает одну из притч, которая гласит: Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму. Значительное влияние на мировоззрение и творчество Брейгеля оказало путешествие в Италию. Следствием является жуткое, быстрое нарастание падающего движения. По существу, Брейгель берет реальный факт.
Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. Еще ужасней и глубже бездна, в которую человека часто увлекает его собственная глупость. Эта притча о человеческой глупости неоднократно встречается в писаниях гуманистов и мы знаем по меньшей мере еще об одном более раннем обращении к этому сюжету, но трагическая глубина и убедительность образа, созданного Брейгелем, придает этой теме особую силу воздействия. Старший Брейгель родился в нидерландском городе Бреда в начале XVI века.
Весь остальной мир спокоен и вечен – чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Композиция картины выстроена по диагонали. Картина описывает притчу прямо и без всяких полунамёков. Их гибель предначертана. С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок.
Это заявление не неверно, а не хочу, чтобы это было верным. У Брейгеля незрячий поводырь слепых калек, падая, увлекает за собой всю цепочку. Третьи — что его творчество воплощает в себе народные традиции, выделяя в нем создание крестьянского жанра, за что художник и получил прозвище «Мужицкий». Весь остальной мир спокоен и вечен — чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью.
Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть. Христос сказал имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Слепота же изменяет, калечит и уродует лицо навсегда. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых». «А исходящее из уст – из сердца исходит сие оскверняет человека.
И чем дальше, тем очевиднее духовная слепота берет верх над физической и духовные язвы обретают все более общий, уже всечеловеческий характер. Нидерландская культура в 60-е гг. «Возвращение стад.
Картина оставляет довольно гнетущее впечатление. Единство человека и природы, отчасти присутствовавшее во «Временах года», здесь распалось окончательно. И про теорию струн, про темную материю (что-то). Старик благочестив.
В шести фигурах представлено шесть различных фаз падения. Все достигли предела своих желаний: двое спят, третий грезит. Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других.
И «взгляд» его завершает путь остальных — жизненный путь всех людей. Убеждение в слепоте не ведающего своей судьбы человечества он выразил в этой картине. «Взгляд» его пустых глазниц обращен к зрителю. После картины «Притча о слепых» Брейгель исполнил только одну картину – «Сороку на виселице» (1568 Дармштадт, Музей), где сплелись и последние разочарования художника и стремление возвратиться к былой гармонии и сознание невозможности такого возвращения. Как и весь народ, художника охватило отчаяние и эта безысходность обрела наиболее полное выражение в его картине «Притча о слепых».
Roger Penrose род. Эти нищие — не крестьяне и не горожане. Никто не придет им на помощь.
Только засохший ствол обезображенного дерева словно вторит падению человека. Вдали виднеются картины гордого Вавилона. Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения.
Эти нищие — не крестьяне и не горожане. В центр мира художник поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге.
Он приостановился. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. XVI столетия, свидетельствуют именно о его меняющемся мировоззрении. Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
Они еще не знают, что случилось впереди. Отчасти в этом сказался кризис былой веры в человека, но вместе с тем (в результате великих географических открытий) и беспредельное расширение мира и кругозора. Вена.
Картины, созданные художником в середине 60-х гг. Художник не принимал заказов на портреты известно только одно его произведение в этом жанре – «Голова крестьянки». Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.
Источник сюжета – Евангелие от Матфея (15, 12-19). Эти нищие — не крестьяне и не горожане. Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего.
Так строится на подвижном контрапостном действии барочной пространственной диагонали грандиозная по трагизму тема. Весь остальной мир спокоен и вечен — чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. Мир спокоен и вечен. Поводырь уже упал в пруд. С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Они пребывают в мире и покое.
В связи с этим вспоминается восходящая к Евангельскому тексту сентенция: «Где кошелек, там и сердце». В настоящее время находится в Национальной галерее Неаполя. После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Он назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». Так, еще в Библии встречается притча про слепого Вартимея. От тупого и животно-плотоядного последнего слепца через других — все более алчных, все более хитрых и злобных — стремительно нарастает осмысленность, а вместе с нею и отвратительное духовное уродство обезображенных лиц. Тщетны старания строителей, чьи фигурки мелки по сравнению с громадным сооружением. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму.
По дороге посетил Швейцарию и Францию и написал несколько пейзажей. Брейгель с потрясающим мастерством и чутким пониманием передал выражение его лица. Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными. Работа «Охотники» показывает, как предполагается, декабрь или январь. Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает.
Лето» и «Сумрачный день. Когда они проснутся от нежных звуков музыки им достаточно будет открыть рот, зевнуть — и на столе снова появится множество всяких вкусных блюд. Художник сумел подчеркнуть цветом динамическую диагональ.
Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду. Южные Нидерланды ещё почти столетие оставались под властью Испании.
Эти люди беспомощны вместе точно так же, как были бы беспомощны по одиночке. Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
Его лицо спокойно. Все это я знаю. Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста.
На дальнем плане – выжженная земля, полыхают огни пожаров. И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер.
Цветовая гамма темна, в особенности зеленый лед и небо, они контрастируют с белизной снега и холмов вдали. Это люди, однако перед зрителем предстают не символ и не аллегория, перед ними только реальный факт, но доведенный в существе своем до предела, до трагедии невиданной силы. А рядом на лугу его собирают в стога.
Христос сказал имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Чтобы понять, о чем говорит брейгелевская «Притча о слепых», нельзя упускать из виду культурный и исторический контекст, в котором создавалась эта картина. Этот взгляд завершает путь слепцов – жизненный путь людей. Его плащ запахнут.
Сингулярная точка, БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ. На полотне наглядно изображена притча из Евангелия от Матфея, где говорится следующее: «если слепой ведет слепого, то они оба упадут в яму». Для Брейгеля человек и все созданное его руками не существуют вне природы, человек живет в ней и ей же противостоит. Эти люди беспомощны вместе точно так же, как были бы беспомощны по одиночке.
Брейгель видит духовную красоту лишь в природе. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Единство человека и природы, отчасти присутствовавшее во Временах года, здесь распалось окончательно.
На картине, словно обгоняя слепцов, взгляд зрителя перескакивает с одной фигуры на другую, улавливает страшное в своей последовательности изменение выражений их лиц. Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. Искусство Нидерландов 16-го векаКартина «Притча о слепых». хуления». Между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует.
В 50-х годах он, подобно многим европейским художникам, совершил «образовательное» путешествие в Италию. Ужас застыл на их лицах. В соответствии с этим наблюдается превращение фигурного мотива от прочного, как глыба, стояния к податливому сдаванию и, наконец, к массе, статически и органически не контролируемой начиная с управляемого или полууправляемого тела вплоть до катящегося камня или, в духовном выражении, «в этих жутко индивидуализированных удивительных головах, — как говорит Ромдаль, — видно ступенчатое нарастание страха» и все это делается еще более страшным и захватывающим в связи с тупой безвыразительностью, свойственной слепым. В самом отдалении человека приготовили к колесованию.
Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Народные массы ответили героическим сопротивлением. Апогеем творчества Брейгеля считается картина «Слепые», написанная им в 1568 г. Удивительно, но наивысшего мастерства художник достиг в годы своего разочарования в жизни и людях. Для мрачного сюжета художник подобрал неяркие приглушенные тона.
И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер. Сразу было казнено более восьми тысяч человек. Такими посохами передается движение от одного слепого к другому.
Многим отрубают головы. На лицах – беспомощность и ужас. Под предлогом уничтожения еретиков были замучены и убиты тысячи простых людей. Мрачные раздумья переполняли сознание художника. В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. В него вошли северные области страны во главе с Голландией. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Настроение радости несет произведение «Сенокос».
Это была принципиально новая концепция эстетической ценности природы, которая (возвеличивая природу) вместе с тем подчеркивала, что человек — величина бесконечно малая и незначительная. Чем дальше, тем неувереннее становятся их судорожные жесты и быстрые движения, а земля уже уходит из-под ног. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». Очень впечатляет картина «Вавилонская башня».
Пейзаж, который мы видим сверху, – это долина с замерзшей рекой и деревеньки. Немного отличаются от этих картин пейзажи Брейгеля, вошедшие в циклы «Времена года», «Возвращение стад», «Жатва». Еще ужасней и глубже бездна, в которую человека часто увлекает его собственная глупость.
Произведение Брейгеля, согласно общепринятому толкованию, основано на библейских строках: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Питер Брейгель-старший (1563-й – год создания произведения) взял за образец римский Колизей. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в «Притче о слепых» (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). К этим работам относятся «Калеки», «Крестьянин и разоритель гнезд» и, конечно, «Притча о слепых».
Искусствоведы также обращают внимание на то, что двое (второй и четвёртый) в цепочке не просто слепые— они были ослеплены насильственно. Пейзаж статичен и безмятежен, отсутствуют посторонние фигуры людей и животных. Осень», «Охотники на снегу. О жизни Питера Брейгеля Старшего, выдающегося голландского художника известно очень мало. Напряжение нарастает вместе с цветом. Главным в характере картины он хотел подчеркнуть другое. Поодаль стоят виселицы с повешенными.
Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Одни на головах, другие на повозке переносят собранный урожай. Яркой охрой светится глина у обрыва. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала.
Только один из слепцов, уже падающий, обращает к зрителю свое лицо. В пейзаже преобладает сильно приглушенная охра, пыльная зелень. Жареный поросёнок бегает с кухонным ножом, заткнутым за пояс по траве семенит на маленьких ножках яйцо всмятку с предусмотрительно воткнутой в него ложечкой «кактус» сделан из золотистых булок крыша шалаша покрыта пирогами На пороге шалаша сидит рыцарь с открытым ртом, ожидая, что ему в рот влетит жареный голубь. Глухие плащи двух последних мужчин выполнены в наиболее спокойных и темных оттенках.
На этой картине нет ничего неподвижного: люди снуют между домами, выглядывают из дверей и окон, что-то несут, держат или просто размахивают руками. Везде бурлит жизнь. Две другие— «Жатва. И все, что сейчас происходит впереди, можно попытаться узнать только пальцами руки. Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Если картина не изображает напрямую библейский сюжет, то в ней четко прослеживаются христианские аллегории.
Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Но весь этот веселящийся Вавилон занятен столь же, сколь и ничтожен. Туда же с неотвратимой неизбежностью движется и цепочка ведомых им нищих слепцов. И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер.
Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Невольно задумываешься о том, что привело этих людей к такому состоянию. Это относится и к его картине «Битва Поста и Карнавала», на которой веселятся маленькие, суетные фигурки гуляк, ряженых, монахов, торговок, музыкантов, зрителей игроков, пьяниц.
Второй слепой по инерции тоже не может удержаться от падения. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства. И все искусствоведы отмечают на его картинах пейзаж. Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки имевшие, видимо, политический характер).
Весь остальной мир спокоен и вечен – чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. Этот взгляд завершает путь слепцов – жизненный путь людей. Жестокая несправедливость или же их собственные страсти и пороки.
Кажется, что Апокалипсис уже наступил. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Три уставших охотника со стаей гончих возвращаются с небольшими трофеями домой. А действительность тогда была ужасной. Следующий за ним слепой, падает на него. Идею и композицию подчеркивает колорит картины.
Как это ни удивительно, подобные высказывания можно встретить довольно часто. Начавшиеся было бунты и выступления быстро сошли на нет. Единство человека и природы здесь распалось окончательно. Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель.
Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. И все искусствоведы отмечают на его картинах пейзаж. И «взгляд» его завершает путь остальных — жизненный путь всех людей. XVI в. достигла высочайшего расцвета.
Слева от них, на улице, перед гостиницей «У оленя», находится семья, которая разжигает огонь, чтобы опалить свинью. Возрождение. И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер. Последние идут спокойно ибо еще не ведают о грозящей беде. Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Споры вокруг личности и творческого наследия Брейгеля Старшего не умолкают до сих пор.
Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. Простой народ и аристократы – все равны перед смертью. Кисти Брейгеля приписывают сорок пять картин.
И взгляд его завершает путь остальных – жизненный путь всех людей. Весь остальной мир спокоен и вечен — чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью.