Паяц-фокусник в разноцветном колпаке, с большой сумкой на боку толкает бочку, манипулируя кубками и «волшебной палочкой». Почти вся станковая живопись, принадлежащая Питеру Брейгелю Старшему, выполнена на досках и дошла до нас, не утратив (как и гарантировала гильдия) свежести красок и живости впечатления. В руках у Карнавала находится его «орудие»— вертел, на который нанизана мясная снедь. Справа от Карнавала находится тощая фигура Поста, сидящая на стуле, который тащат в сторону Карнавала монах и монахиня.
Как тут не вспомнить один эпизод из великого романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. А в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста.
Вот он полыхает в верхней части картины. Его свита — женщины и дети, у которых на лбу нарисованы черные крестики. Заснеженные склоны гор и тут же изрытые колесами дороги с непроходимой грязью. Король вооружен кинжалом и железным вертелом (копьем), на который для устрашения противника нацеплена большая копченая свиная голова, подрумяненная на костре утка и шматок ветчины.
Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое или трагическое звучание, всегда претворяются у него в богатое, красочное зрелище. Он понуро завернулся в темный плащ. В её жизни было слишком много горя. В четверг «жирной недели» в школах было принято избирать «короля детей», «маленького короля карнавала».
На платформе разложены «деликатесы» постного времени: корзина с сушеными фигами, крендели, сухие лепешки. Подстать сражающимся и их «оружие»: Масленица держит наперевес вертел со свиной головой и курицей, Пост же собрался обороняться лопатой, на которой приютились сиротливые селедки. Юный художник, видимо, не был амбициозен и считал себя лишь ремесленником. Бочку с Масленицей пытаются сдвинуть с места ряженые. Дело в том, что в XVI веке в Голландии художники писали на деревянных досках. В эскорте Поста резвятся дети с трещетками-«молоточками» и корзинами для сбора пожертвований, наполненными кренделями пономарь несет в ведерке святую воду страстной недели.
Колесницу с троном противника тащат две монахини. Перевернутая пустая корзина намекает на голодание. По заказу состоятельного купца из Антверпена Николаса Ионгелинка Брейгель работает над циклом из шести картин (календарем в картинках) известным как «Времена года» или «Месяцы». Тщедушный наездник (Пост) с серо-зеленым лицом и пчелиным ульем вместо шлема (символом умеренности) здесь само воплощение смирения. Владелец картин, предприимчивый негоциант, едва заказ был готов, тут же отдал свою коллекцию (из которой 16 картин принадлежали только перу Брейгеля) под залог огромного займа. Жители городов и сел готовились к уличному представлению заранее.
Но её фигура комична. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты (намек на азартные игры излюбленные в то время), разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости – отбросы «жирной кухни». За ним невероятно раскормленный «священник» со стеклянным сосудом в одной руке и зажженной свечей – в другой – тащит на голове круглый стол с обрядовым угощением «жирных» дней – вафлями и булочками в тарелке.
Карлик в носатой личине, огромной шляпе с воткнутой в нее ложкой и в бесформенном белом балахоне поднимает метлу-«шандал» со вставленными в нее свечами. Такое клеймо гарантировало, что изображение будет держаться как минимум вечно. Тот момент, когда к Григорию Мелехову приходят «красные»и один из них просто так убивает его собаку. Вот таким образом так много на площади калек и убогих. Питер Брейгель своими работами «на манер Босха» (он вынужден был и это доказано исследователями, подписывать эстампы фамилией Босха) делал продажу лавке. «Пасмурный день» (1565 год) — это вероятно период февраля-марта, на который приходится масленица или «жирная неделя».
Битва Масленицы и Поста (нидерл. Het gevecht tussen Carnaval en Vastentijd)— картина Питера Брейгеля Старшего (1559), находящаяся в Музее истории искусств Вены. В основе сюжета лежит праздник, проводившийся в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом и заключавшийся в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста. На картине Брейгель изображает празднование этого праздника на площади одного из фламандских городков. «Герольд» с трехцветным флажком подает сигнал к сближению противников. Тогда Грета надела доспехи, взяла меч и пошла в Ад воевать с Дьяволом.
Брейгель не мог отрешиться от своих печальных мыслей. Есть и фигуры откровенно мрачные: вот из храма выходит процессия в черных одеяниях, две худые старухи волокут ящик на колесах с телом покойника. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Она все сносила, но до той поры, пока не пропала её сковородка. Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца.
Или еще, накануне поста, на «жирной неделе», люди выносили на улицу поломанную домашнюю мебель и утварь и сжигали ее в большом костре. Самыми лучшими считались дубовые днища кораблей, десятилетиями «солившиеся» в море. Хотя зима на исходе и снег уже сошел, о солнце помышлять не приходится. Это эпизод пьесы по рыцарскому роману «Урсон и Валентин» из цикла о Карле Великом.
Ему на голову надевали бумажную корону и он угощал друзей вафлями. Стременами пузану служат начищенные медные котлы, шлемом – паштет из птицы (отражение обычая есть жирную курицу в день карнавала). Но в этом равнодушном мире, по большей части, всем все равно. Головой «лошади» служит свиной окорок, пригвожденный к бочке кинжалом.
Наступал торжественный момент и все высыпали на улицу. Вокруг его мастерской сложился даже кружок прославленных граверов. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: Триумф смерти (Мадрид, Прадо), Падение мятежных ангелов (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Безумная Грета (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), Битва израильтян с филистимлянами (или Самоубийство Саула, Вена, Музей истории искусств). Сцену, привычную его глазу с детства.
довольствуются самым скудным рационом, что означает умерщвление плоти и умеренность (рыбные блюда, салат, круглые лепешки). В первые дни поста у голландских женщин принято было убирать дом, — вот женщина моет окно. Комически контрастирует с толстяком ряженый причетником или «кающимся»: долговязый остроносый мужчина с завязанной платком головой.
Толстопузый буффон, увенчанный котелком, бренчит на мандолине. У кого-то работа, а у кого-то детское и искреннее веселье. Умерли родные, сгорел дом. Кок делал с учениками вариации на тему рисунков выдающегося художника. Битва вот-вот начнется, а вокруг тем временем кипит обыденная городская жизнь. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина Падение Икара (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств).
Под кистью Брейгеля он обретает самостоятельное значение. Они шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. Низкорослый уродец ведет свою музыкальную «партию». Следуя строгим уставам гильдии живописцев святого Луки (самого известного и авторитетного на тот период объединения художников) он научил его всему и, прежде всего, выбирать доски для своих работ. Свои короткие ножки Карнавал вставил в стремена — медный таз, привязанный веревкой к седлу. Обычно их рисовали золой на лбу прихожанам священники по окончании мессы в «пепельную среду».
В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. Сюжет напоминает известную масленичную забаву – «охоту на масленичного человека» – реликт древних верований в духов растительности. На картине Брейгеля поступки празднующих тесно связаны с освященными традицией увеселениями «сумасшедших» дней карнавала: здесь водят хороводы, участвуют в процессии, возглавляемой волынщиком. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Он держит перед собой, словно меч, вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. «Матрона» с набеленным лицом щеголяет в ожерелье из яичной скорлупы: яйца входили в обильную трапезу кануна поста («Чтобы пост показался мал и легок, как яичко, чтобы, как яйцо, быть крепким и здоровым»).
Все пронизано благочестивым духом строгого воздержания и покаяния. У Поста и детей на лбу начертаны крестики: в «пепельную среду» после мессы священники рисовали золой кресты на лбу прихожан. Тучный человек в колпаке, сидящий на бочке с вином, олицетворяет Карнавал. Так и на картине Брейгеля мы видим некий организм, живую толпу. Героем его картин стала не отдельная личность, а коллектив, народные массы. И это безразличие убивает. Затянутое грозовыми тучами небо.
Вот тут и пришло время Босха в жизни Брейгеля. Когда герой спрашивает, зачем он это сделал, тот отвечает, что ему все равно. Кок был предприимчивым гравером и владельцем знаменитой в Антверпене мастерской по изготовлению эстампов «На четырех ветрах». Этот народный инструмент (rommelpot) бытует в Нидерландах до сих пор. На заднем плане перед постоялым двором «Сухая ветка» (или «Дракон». ) из дверей которого глазеют любопытные, актеры представляют битву Урсона и Валентина.
Люди, не обращая на шумный праздник никакого внимания, занимаются обычными делами. В прославленных Слепых (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. На голове у Поста находится пчелиный улей— знак умеренности и верности церкви.
Именно Питер Кук научил Брейгеля основам мастерства. За теплом ходят в лес: здесь взрослые и дети собирают хворост, чтобы обогреть свои лачуги. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив Калек (1568, Париж, Лувр). Она слышала, что у него лучшие сковородки.
Воплощение Поста – худой и длинный, как жердь, человек в бесформенном балахоне. В «Битве поста и масленицы» Брейгель рисует сцену жизни человеческого муравейника. Здесь Брейгель намекает, что парочка явно дурит прохожих. В свите приспешников Карнавала под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках.
Копченая свиная голова – ритуальное масленичное блюдо в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью. Желая завершить образование, художник предпринимает путешествие в Италию (1551–1552). Бушующий водный поток, беспощадный к хрупким суденышкам. На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина.
В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Так и на картине «Икар» Брейгеля. Потешник в «треуголке», с обмазанным мукой лицом водит ножом-«смычком» по решетке для жаренья. Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру.
Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие – лопату на длинном черенке. «Император рыбоедов» восседает на церковном стуле, на котором повешены четки из луковиц: лук – один из видов еды во время поста. Есть в такой трагедии что-то особенное. Здесь истово соблюдают обычаи постных дней: пьют воду (из колодца), торгуют рыбой, т. е. Когда она выставлена на показ, то ее все замечают, все видят. «Королевская» охрана вооруженаустрашающе: решеткой для барбекю, гигантским блюдом со сладкими имбирными оладьями, рогатиной, свечой. В результате художник создает серию, описывающую неразрываю связь человека и природы.
Завершает процессию мальчик с бумажной короной на голове. Солома являлась символом всего ветхого и отжившего, ее сожжение означало преодоление смерти-зимы (в святочном цикле – поминовение мертвых). Он, как на боевого коня, взгромоздился на винный бочонок. У пояса «женщины» висит ящичек с солью или для сбора добровольных пожертвований: на масленицу ряженых одаривали скоромными лакомствами и реже – деньгами. Несмотря на запреты церкви и властей (Карл V и его последователь, Филипп II издавали указы, ограничивающие время проведения уличных шествий и увеселений), этот древний языческий праздник продолжал жить и собирал множество желающих поучаствовать в нем. Один патрон – и не важно кто.
Но работы («Охота на снегу», «Пачмурный день», «Возвращение стад», «Сенокос», «Жатва»), которые Брейгель считал лучшим, что он создал, при его жизни так никто и не видел. Кортеж замыкает мальчик в бумажном венце (в нижнем левом углу) – маленький король карнавала, который держит традиционную вафлю. Не лучшая тактика для нападения. На ней сиротливо лежат две селедки.
Вероятно, Брейгелю была знакома теория одного довольно крупного ученого той эпохи. Под видом Переписи в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в Избиении младенцев (1566, Вена, Музей истории искусств) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Годы творческой зрелости Брейгеля проходят в период обострения противоречий между Нидерландами и монархией Филиппа II, в условиях грозно нарастающей революционной ситуации. Центральная фигура праздника — король Карнавал. Персонажей так много, что даже простое их перечисление готово затянуться до бесконечности.
Главного героя вы даже не видете. Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружен вертелом-«копьем». Год напряженной работы. Есть легенда (она в основе картины) про женщину, которая сошла с ума.
Подобный ежегодный праздник Брейгель мог наблюдать с раннего детства. Талантливая и известная миниатюристка (будущая теща Питера Брейгеля) учила подмастерьев не только технике письма темперой, акварелью и маслом, она учила основам и принципам миниатюры.