Притом, видимо, уже так твердо стоит на ногах, что еще через два года совершает путешествие во Францию, Италию, Швейцарию. Художник создал несколько картин на этот сюжет. В статье «Эффект очуждения в сюжетных картинах Брейгеля Старшего» великий немецкий драматург пишет: «Если Брейгель и приводит в равновесие свои противоречия, он никогда их не сглаживает унего нет также разрыва между трагическим и комическим, трагическое несет в себе элементы комического, а комическое – оттенок трагизма». Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Он малозаметная деталь в замечательном пейзаже.
Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. Взгляд художника оказывается на одной оси с заходящим солнцем. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. В картине «Охотники на снегу» (или «Декабрь», Вена, Музей истории искусств) метко схвачено своеобразие зимнего пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-серым небом, тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, далекими пространствами заснеженных полей и гор, теплом, веющим от человеческого жилья.
Картина «Триумф Смерти». На самом деле-здание неровное, стены рушатся. Около 1564г, Антверпен. Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру.
1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Например: фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почти теряется среди множества других впечатлений любого из изображенных на картине людей и люди эти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога.
В его картинах угадываются зловещие силуэты виселиц и кострищ, ставших в те годы столь же неотъемлемой частью голландского пейзажа, как мирные мельницы и колокольни. В Безумной Грете (1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен) старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Брейгель оказался свидетелем наиболее диких действий толпы. К тем же выводам приводят следующие картины художника «На пути в Египет» «Самоубийство Саула» и «Путь на Голгофу».
Для этого необходима была лишь решимость, а ее у Греты ее было с избытком. Питер Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти. Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру.
Отсюда эпическая широта повествования. Достаточно вспомнить обращенность в пространство сцены картины «Сумрачный день», посвященной весне уравновешенность спокойных ритмов картин «Сенокос» и «Жатва» другую пространственность -- как бы сокращающуюся, сжимающуюся -- осеннего пейзажа и объединение всех композиционных линий вокруг тихо-оживленного городка в картине «Охотники на снегу», чтобы почувствовать, как уже самое существо композиционного строя этих картин призвано выразить состояние природы.
Следующий за ним слепой, падает на него. Отношение к нему Брейгеля неизвестно. Артсен противостоит в своем творчестве искусству романистов, для которых, напротив, была характерна тенденция к декоративизму.
Во всех этих работах очевидно стремление преобразить небольшую по размерам картину в грандиозную панораму, таковы, например, «Неаполитанская гавань» (Рим, Галерея Дориа-Памфили), «Падение Икара» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), гравированные Иеронимусом Коком рисунки. Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Как и все его картины, она очень яркая и жизнерадостная по колориту. Крестьянин довольствуется простой одеждой жнеца. И название Нидерланды переводится как «низменные земли».
Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в Притче о слепых (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). 1562), традиционной для Фландрии фигуры известной также как «Грета Брюзга», вечно ссорящаяся со своим мужем, или же, как «Черная Грета», которая назвалась королевой вместо собственной госпожи.
Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Но Брейгель видит в народе главное — энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия — и находит в наблюдениях над его «трудами и днями» разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. Так образовалось «поликультурное общество», где особенно остро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве. Она поняла, что мир будто перевернулся вверх тормашками. Прозрачная сфера имеет множество символических значений, но в данном контексте, вероятно имеется в виду суетность жизни (известна фламандская пословица: Чтобы пройти сквозь мир, человек должен согнуться).
Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Отец имуж распоряжались ее собственностью, важное традиционное поле деятельности — народную медицину унее отняли университетские медики мужского пола. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья.
Эта картина у современников Брейгеля имела второе название -- «Пляска под виселицей». Но он кроется не столько в литературно-иносказательной стороне его картин и даже не в морализировании его сатирических рисунков исполненных для гравюр (циклы «Пороки» – 1557, «Добродетели» – 1559), но в особенностях общего взгляда художника на мир. Удается ли это ему сделать—это спорный вопрос. Созданный в живописных картинах Брейгеля мир заселен людьми.
Дидактический морализирующий смысл произведения абсолютно отчётлив и ясен -- остро насмешливое осуждение человеческой праздности и лени. Семь небольших миниатюр расположены на листах с текстом и изображают католических святых. В 1551-1552 годах молодой художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем в Брюсселе. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений.
Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена). Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Последние произведения великого живописца свидетельствуют не только об углублении его драматургического таланта — особой утонченности достигает в них и его живописное мастерство, претворяющееся в нежных тональных переливах красочного слоя.
Земля кишит странными созданиями, которые проделывают нелепейшие движения. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Картина «Крестьяне у очага» датирована 1556 годом и 15 апреля, как если бы художник запечатлел событие, действительно имевшее место в его жизни. На этом основании картину относят к аллегориям Перевернутого мира (см. Отсюда эпическая широта повествования. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы ("Сумрачный день") и напряженный ритм жаркого летнего дня ("Жатва"). В прославленных "Слепых" (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. В этой картине рождается конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр.
Картина «Искушение св. Обитателей преисподней художник собрал также вокруг Безумной Греты (ок. Вдали виднеются пастух и овцы. И Майкен узнает себя. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии.
В картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Любопытна редко встречающаяся иконография миниатюры на листе N2 501, выполненной Мастером Якоба (V Шотландского. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми.
«малым миром», то в нидерландской культуре в целом и в нидерландской живописи в частности человек мыслится как неотъемлемая часть Вселенной, часть Божественного бытия. Люди, жившие в этой стране, героически отвоевывали у природы каждый клочок земли. Герб этого рода Брейгель поместил на стене дома, под крышей которого идет перепись.
Не случайно философская система Спинозы, получившая название «пантеизм», в которой подобный взгляд на человека был сформулирован с железной логикой, возникла именно в Голландии. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду -- дань происхождению притчи. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками.
В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. 1560) изображена толпа на деревенской площади. В картину Битва Масленицы и Поста (1559, Вена, Музей истории искусств), где запечатлен народный праздник на улицах фламандского городка, он включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов.
Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых». Оттенок некоторой идеализации и несвойственной Брейгелю мягкости имеет даже в себе привкус горького сожаления и доброй человечности -- качеств, которых не было в ясном и последовательном «Крестьянском танце». Годы творческой зрелости Брейгеля проходят в период обострения противоречий между Нидерландами и монархией Филиппа II, в условиях грозно нарастающей революционной ситуации. 1658) зритель ощущает, что художника увлекает именно их безликость. Схожая тенденция прослеживается и в изображении библейских персонажей. Он сдвигает их куда-то вбок, скрывает среди обычных людей. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок.
Башня была гигантским олицетворением тщеты. Все это рано или поздно исчезнет. Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. Грозно движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой, беспощадной силы. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Полная противоположность этим картинам – "Крестьянский танец" (1568). Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодвижений и мимики, но индивидуальное в изображении крестьян уступает выявлению типического. Очерченные обобщенными контурами фигуры вырастают в масштабах по отношению к дальнему пространству, выдвигаясь к переднему плану.
Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Исполнила ли верная Майкен жесткое предписание мужа об уничтожении его смелой графики. В представлении художника человеческое общество подобно муравейнику.
В этом отношении мировосприятие Питера Брейгеля не составляло исключения. Брейгель, Питер.
Падение завершилось. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки имевшие, видимо, политический характер).
В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. «Охотники на снегу» (нидерл. Двадцать девять листов заполнены миниатюрами с различными сюжетами, взятыми из Ветхого и Нового завета и из «Жития святых». Жизнерадостная феерия празднества наводит на мысли, не лишенные ни горечи, ни иронии. Питер Брейгель Старший родился в маленькой брабантской деревушке. Иосиф, эта второстепенная фигура евангельской истории, в отличие от Марии, показанной анфас изображен со спины, причем так, что большая шляпа с широкими полями (необычная для жителей северных широт) абсолютно закрывает его лицо.
1485-1524) и Херри Мет де Блес (ок. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. 1480-1550).
Молодая вдова похоронила его в брюссельском соборе Нотр Дам де Шанель. Картина «На пути в Египет» или «Пейзаж с бегством в Египет». Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Небо затягивается красным маревом, на землю выползают мириады диковинных и страшных тварей из развалин возникают головы, раскрывающие огромные глаза и в свою очередь порождающие безобразных чудовищ и люди уже не ищут спасения: зловещий гигант вычерпывает из себя нечистоты и люди давят друг друга, принимая их за золото («Безумная Грета», 1562 Антверпен, Музей Майер ван ден Берг). В картинах Битва поста и масленицы (ок.
410). В написанной около 1562 года картине «Триумф Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте -- такое же пустынное море с гибнущими кораблями. В результате в картине присутствует абсолютно необычная панорамная перспектива.
Его страшная стихия, с быстротой и случайностью губящая все вокруг, оказывается сродни человеческому безумию и бессмысленной панике, особенно если они становятся массовым явлением. Изображённые Брейгелем персонажи не ужасаются, увидев виселицу, они давно к ней привыкли. Собственно, обозначившаяся еще в начале века тяга к реалистической конкретизации творческого метода, слившись с глубокими философскими воззрениями художника, принесла грандиозные плоды. Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина «Падение Икара» (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств).
Последний год кажется наиболее вероятным для времени ее появления. сентября 1569 года мастера Питера Брейгеля не стало. Молчаливый Питер умел оглушительно шутить – мурашки по коже от его шуток, которые не теряют живости и полны свежей крови и сейчас.
Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Но на картине нет ни мифических существ, ни чертей, ни демонстрации людских страданий. И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. Через год после ее написания Питер Брейгель умер.
По темпу роста Антверпену не было равных в Европе, он стал новым финансовым и экономическим центром западного мира. Нидерландские пословицы. В этом музее есть одно произведение, единственно ради которого следовало бы прийти сюда. Притча о слепых Дурной пастырь Безумная Грета Разоритель гнезд Страна лентяев). И хотя Брейгель находит в нем истинную красоту (не случайно тонкое живописное решение картины), его маленькие герои столь же занятны, сколь и ничтожны, в такой же мере жизненны, как и гротескны – между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы.
Они спят, дремлют или просто отдыхают, грезят, устремив мечтательный взгляд в облака. Jagers in de Sneeuw) — картина Питера Брейгеля Старшего. В других работах Брейгеля драматические события современности находят непосредственное отражение. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Некоторые приемы босховской живописи – большой размер холста и мелкий – фигур, бесчисленное количество сюжетов характерны для ранних картин Брейгеля (Нидерландские пословицы, Игры детей, Безумная Грета, Битва Поста и Масленицы), представляющих собою картины-притчи на темы фламандского фольклора.
1480-1550). Икар явно не является главным героем картины. В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. В этом городе-«базаре» c крупнейшим морским портом жило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением.
Впрочем, в музее имеется еще одна работа художника—«Двенадцать пословиц», любопытная характерным для Брейгеля тяготением к фламандскому фольклору и так часто встречающемся у него стремлением к образному живописному воплощению мудрости народных изречений, правда преподанных со свойственным художнику острым юмором. Изображение показывает искаженную интерпретацию поведения людей во время войны. Картина «Сорока на виселице» или «Пляска под виселицей» -- последняя картина Питера Брейгеля. Скученная, суетящаяся толпа — ряженые, нищие, торговцы, музыканты игроки, пьяные, гуляки, монахи, зрители — пульсирует массой разнообразных действий: здесь водят хороводы, танцуют играют на волынках, мечут кости и т. д. Охваченные неудержимым весельем, люди находятся в непрерывном движении, но за праздничной пестротой чувствуется мудрая философская ирония художника. Художник в картине «Битва Масленицы и Поста» создает всеобъемлющую сцену народного веселья.
Если прольешь кашу, то ложкой в чан ее уже не собрать а попытка раскрыть рот шире, чем печная дверца, означает явную переоценкусвоих способностей. В 1568 году Питер Брейгель создал свои последние известные произведения: «Калеки» (Париж, Лувр), «Притча о слепых», «Мизантроп» (оба -- Неаполь, Музей Каподимонте), «Разоритель гнёзд», «Буря» (оба -- Вена, Музей истории искусств), «Сорока на виселице» (Дармштадт, Музей городского собрания).
Таким образом, в 1561—1562 годах Брейгель впервые в нидерландском искусстве создал композицию, которая в косвенной форме отражала конкретные общественные конфликты того времени7. В картину «Битва Масленицы и Поста» (1559, Вена, Музей истории искусств), где запечатлен народный праздник на улицах фламандского городка, он включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов. Море для нидерландцев было не только источником новых торговых связей и добычи рыбы.
Чтобы придать ей облик сумасшедшей, художник изобразил её с вытаращенными глазами и бессмысленно раскрытым ртом. Фигура эта еще более причудлива, нежели Грета. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Ни крестьянин, ни рыбак не обращают внимания на упавшего Икара. О гигантской башне в Вавилоне также сообщали античные историки: Геродот (История 1, 181), Диодор Сицилийский (Историческая библиотека 2, 9) и Страбон (География 16, 1. 5). Словом, Грета решила объявить войну своей судьбе.
Таинственна жизнь и судьба Брейгеля. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, — обе в Музее истории искусств, Вена). С 1561 и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. И так скромна, так застенчива эта Царица Небесная, что нет сомнения: художник желал, чтобы его модель была узнана.
В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). У Греты — тусклая кожа, беззубый разинутый рот, рваная юбка. В написанный на пергаменте латинский текст введены пять страниц на португальском языке. Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш -- небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами).
Но, в отличие от позднейших работ такого рода, Брейгель сообщает своим образам исключительную мощность и социальный пафос. Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. 1480-1550) и Иоахим Патинир (ок. В «Падении Икара» в основе также лежит иносказание: мир живет своей жизнью и гибель отдельного человека не прервет его коловращения.
Притча о Безумной Грете была чрезвычайно популярна в Нидерландах XVI века. Мимо «кактуса», целиком состоящего из золотистых булок, пробегает поросенок -- уже зажаренный, с кухонным ножом, заткнутым за пояс. Cвою творческую деятельность Брейгель начал как график.
Движения их полны природной силы, непринужденности, достоинства. В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Мы уже упоминали о разностороннем характере собирательства Ф. Майер ван ден Берга. Картина Питера Брейгеля «Битва Масленицы и Поста» имеет непосредственное отношение к театральному жанру фарса. Даже год его рождения, 1525, взят довольно условно.
Под видом Переписи в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в Избиении младенцев (1566, Вена, Музей истории искусств) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Брейгель хорошо знал его работы, применив этот метод «опредмечивания» в «Стране лентяев» из Мюнхенской Пинакотеки.
117, 4 х 162 см Музей Майер ван ден Берг, Антверпен, Бельгия В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Долженствующие быть естественными движения людей тем не менее кажутся одеревенелыми, фигуры застыли в скованной неловкой позе, так как Артсен плохо владеет знанием внутренней взаимосвязи отдельных частей человеческого тела. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. На таких картинах, как «Шествие на Голгофу», «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя», «Обращение Павла», «Рождество», на гравюре «Успение Богоматери» библейские персонажи присутствуют среди современников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейские сцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей.
Косвенно они связаны с первым кризисом в развитии нидерландской революции. В этом произведении закладываются основы миропонимания, которое получает развитие в дальнейшем творчестве Брейгеля. Это мир, где все наоборот, где разрушен божественный порядок. Граничит с иконоборчеством и другое произведение Брейгеля -- «Крестьянская свадьба» (Вена). Известный во всем мире «Роскошный часослов герцога Беррийского» работы братьев Лимбургов удивителен по красоте и виртуозности исполнения.
Его особенно притягивал «эффект отчуждения», когда автор выражает множество эмоций одновременно, не высказывая при этом своего отношения к происходящему. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина Падение Икара (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564-1638) и Ян Брейгель (1568-1625), также стали известными художниками.
Самые ранние произведения Питера Брейгеля – пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Херри Мет де Блес (ок. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Фоном для этой картины служит прекрасный и безмятежный южный пейзаж.
Полная противоположность этим картинам — «Крестьянский танец» (1568, Вена, Музей истории искусств). На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 -в Брюсселе. В XVI веке у него было немало последователей, в том числе Питер Хейс (ок. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. А не решается долго.
В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля Мужицкого начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок -- осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим.
Искусство великого художника из Гертогенбосха породило много последователей. Скептицизм, сарказм ирония, фарс. Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив "Калек" (1568). Последние произведения великого живописца свидетельствуют не только об углублении его драматургического таланта – особой утонченности достигает в них и его живописное мастерство, претворяющееся в нежных тональных переливах красочного слоя. В конце своей жизни Брейгель еще раз – в пейзажной живописи – в картине "Сорока на виселице" (1568) заявит о своей привязанности и родстве со всем, что живет и умирает. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена).
Изображая в своих картинах на темы фламандского фольклора, праздную толпу на городской или деревенской площади Брейгель точен в своей описательности. В их глазах светятся недоверие, непонимание, обида и постоянная гнетущая боль.
Во многих произведениях Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Источник сюжета -- Евангелие от Матфея (15, 12-19). Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. В его картинах появляются новые ракурсы и новое пространственное ощущение. Ощущение масштабной, поистине вселенской пространственной глубины достигается сочетаниями в дальних планах пейзажа прозрачных тонов, богатых теплыми и мягкими переходами. Полные света и воздуха пейзажи Брейгеля – как и у его духовного наставника Босха – контрастируют с пестрой мозаикой человеческих фигур, охарактеризованных остро схваченной позой, живым поворотом фигуры, социально типичной одеждой. Ренессансное представление о важности человеческой личности не вписывалось в художественные концепции Брейгеля.
Реальность их – в необычайно непосредственном ощущении духа времени. И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества. Его героем становится крестьянин-труженик, органически связанный своей деятельностью с жизнью природы.
Их тела образуют приятную для глаз гирлянду. В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Скученная, суетящаяся толпа – ряженые, нищие, торговцы, музыканты игроки, пьяные, гуляки, монахи, зрители – пульсирует массой разнообразных действий: здесь водят хороводы, танцуют играют на волынках, мечут кости и т. д. Охваченные неудержимым весельем, люди находятся в непрерывном движении, но за праздничной пестротой чувствуется мудрая философская ирония художника. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега.
Главные персонажи её -- представители сословий, рыцарь, солдат, крестьянин и школяр. Картина «Игры детей». Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. В основе этой работы лежит библейское иносказание о человеческой гордыне.
Одна из таких гравюр известна под названием «Большие рыбы пожирают маленьких» (внизу рисунка подпись на латинском языке: «Grandibus exigui sunt pisces piscibus esca», то есть дословно «Маленькие рыбы служат пищей для больших рыб»). В Триумфе смерти (ок. Реальность их – в необычайно непосредственном ощущении духа времени. Поверхность грунта скорее легко поддерживает их, как вода отдыхающих пловцов, нежели испытывает давление их веса. Небо затягивается красным маревом, на землю выползают мириады диковинных и страшных тварей из развалин возникают головы, раскрывающие огромные глаза и в свою очередь порождающие безобразных чудовищ и люди уже не ищут спасения: зловещий гигант вычерпывает из себя нечистоты и люди давят друг друга, принимая их за золото («Безумная Грета», 1562 Антверпен, Музей Майер ванден Берг).
У Овидия все столбенеют при виде несущихся вольно по небу Дедала с Икаром. Всевластное солнце, озаряющее все вокруг, вот подлинный герой Падения Икара. В 1563 году Брейгель переселился в Брюссель, где были созданы лучшие из его поздних работ, в том числе картины «Перепись в Вифлееме» (1566 год, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) и «Избиение младенцев» (около 1567 года, Хемптон-корт, Лондон).
Принято считать, что это разрозненная серия из двенадцати (или шести) картин. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое или трагическое звучание, всегда претворяются у него в богатое, красочное зрелище. Но в этой картине нет и тени издевки над героем античных времен. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок.
О судьбе Питера Брейгеля Старшего известно очень мало. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Этот жанр требовал очень большого мастерства и точности.
Скорее, его заслуга и немалая, в том, что он прокладывает новый путь в искусстве. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли.
Женщины рвутся к деньгам, валтузят друг друга кулаками. Другие вещи художника рассеялись по городам и весям Европы. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. Таким образом примерно и была установлена дата рождения Питера Брейгеля Старшего.
Мир спокоен и вечен. С 1561 года и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века, Брейгель с громадной силой и полнотой воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции. Картина «Перепись в Вифлееме» -- яркий пример того, как старые мастера часто использовали евангельские тексты, приспосабливая их к реалиям своего времени. Неподалеку от неё, на мосту, происходит драка между женщинами. Под видом «Переписи в Вифлееме» (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в «Избиении младенцев» (1566, Вена, Музей истории искусств) — нападение испанского карательного отряда на мирную деревню.
Оригинальность трактовки Брейгелем этого евангельского сюжета -- как и других в его картинах -- состоит в том, что Святое Семейство абсолютно растворилось среди толпы, явившейся на перепись. Питер Брейгель очень высоко ценил картину «Сорока на виселице» и завещал ее своей жене Мейкен Кук. Картина «Безумная Грета» появилась в собрании Майер ван ден Берга в 1894 году, будучи куплена через аукцион в Кёльне из коллекции Кристиана Хаммера в Стокгольме как произведение старшего сына художника Питера Брейгеля Адского, но уже в 1897 году была идентифицирована с работой самого великого Брейгеля, о которой в 1604 году упоминает в своей «Книге о художниках» нидерландский художник и писатель Карель ван Мандер. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Он был приобретен в 1898 году на аукционе в Лондоне за 35 500 франков.
Реальность их -- в необычайно непосредственном ощущении духа времени. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы («Сумрачный день», Вена, Музей истории искусств) и напряженный ритм жаркого летнего дня («Жатва», Нью-Йорк, музей Метрополитен). Очерченные обобщенными контурами фигуры вырастают в масштабах по отношению к дальнему пространству, выдвигаясь к переднему плану. Борьба феодализма и католицизма. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок.
Таким образом, в 1561-1562 годах Брейгель впервые в нидерландском искусстве создал композиции, в косвенной, образной форме отражающие конкретные общественные конфликты своего времени. Биограф Брейгеля Карель ван Мандер в своей «Книге о живописцах» дал простодушно-наивное истолкование сюжета: Своей жене он отказал картину изображающую сороку, сидящую на виселице, где под сорокой он разумел сплетниц, которых обрекали на виселицу. Именно эту смену парадигмы отразил Брейгель в своей картине. И все это – результат огромного труда многих тысяч людей.
А человек. Вероятно, по заказу Николаса Йонгелинка, около 1565 Брейгель создает знаменитую серию картин, объединенных под названием Месяцы или Времена года, Охотники на снегу (Январь), Хмурый день (Февраль), Возвращение стад (Ноябрь) (все – Музей истории искусств, Вена), Сенокос (Июль) и Жатва (Август). Больше всего на свете эти люди ценили труд и понимали значимость труда. Его поглотила морская пучина. «Вавилонская башня» -- знаменитая картина художника Питера Брейгеля.
Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Это никому не известно ибо завещание Питера Брейгеля Старшего не сохранилось. Эта картина является ключом к пониманию всего творчества Брейгеля.
1567 — год вступления герцога Альбы в Брюссель — стал поворотным пунктом в истории Нидерландских провинций, а Брейгелю пришлось наблюдать события вблизи. На горизонте за пастухом (в котором можно увидеть намек на Доброго пастыря) видна ветряная мельница -- символ Фортуны. Испанский террор в Нидерландах породил в некоторых картинах Брейгеля настроения отчаяния и скорби, выразившиеся в горьких иносказаниях (Сорока на виселице, 1568. Их укачивает легкий ветерок сиесты. «Страна лентяев» -- сказочная страна, страна с молочными реками и кисельными берегами, широко распространена во многих сказках стран Европы. Впрочем, это всего лишь осколки истины, добытые с миру по нитке.
По всей видимости, Брейгелю удалось создать одну из самых своих лучших жанровых работ -- «Крестьянский танец». Безмятежный период творчества Питера Брейгеля (картины-притчи на темы фламандского фольклора) внезапно обрывается в 1561 году, когда художник создает сцены в картине «Триумф Смерти», своей зловещей фантастичностью далеко превосходящие Босха. Выросший в низинных землях Голландии, Брейгель увидел Альпы и это его потрясло. Исчез в морской пучине, не успев даже (по Овидию) выкрикнуть имя отцово. В Королевском музее изящных искусств в Брюсселе находится одна из самых замечательных работ Брейгеля, которая называется «Падение Икара» (1558).
Мир изменился – из маленького замкнутого пространства он превратился в необъятный космос. Тот же принцип в основе картины Игры детей (в незаконченной серии Четыре возраста человека): перспектива улицы, усыпанной играющими детьми, не имеет предела их веселые и бессмысленные забавы – своего рода символ столь же абсурдной суеты всего человечества. Но для Брейгеля смена времен года — прежде всего свидетельство не «божьего промысла», а всемогущества природы, находящейся в процессе непрерывного становления и обновления, щедро приносящей человеку свои дары. «Я скорее пожертвую ста тысячью жизнями, чем перестану преследовать еретиков».
Этот взгляд завершает путь слепцов-- жизненный путь людей. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (около 1525/30–1569), нидерландский художник и рисовальщик. В трактовке образов богоматери и Гавриила заметно влияние Герарда Давида.
Кажущийся адом мир пылает, охваченный пожаром. Питер Брейгель (Bruegel) Старший – нидерландский художник Северного Возрождения родился между 1525 и 1530 годами, в деревне Брейгель, близ Бреды, по другим сведениям, в самой Бреде (ныне Нидерланды), умер в 1569 году в Брюсселе.
В картине «Игры детей» (из незаконченной серии «Четыре возраста человека») Брейгелем изображена улица, усыпанная играющими детьми, но перспектива ее не имеет предела, чем как бы утверждается, что веселые и бессмысленные забавы детей – своего рода символ столь же абсурдной деятельности всего человечества. Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 года, когда он создал картину «Битва Масленицы и Поста», представляющую площадь фламандского городка, всю кишащую маленькими суетящимися, подвижными фигурками ряженых, нищих, гуляк, монахов и торговок. Если в брюссельской работе он возвышает повседневный человеческий образ до своеобразного патетического героического звучания, то в картине Музея Майер ван ден Берг он стремится сделать максимально простой, непреднамеренной и случайной незамысловатую будничную сцену. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: Триумф смерти (Мадрид, Прадо), Падение мятежных ангелов (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Безумная Грета (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), Битва израильтян с филистимлянами (или Самоубийство Саула, Вена, Музей истории искусств). Настоящим завещанием стали его картины. 1485-1524).
На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодвижений и мимики, но индивидуальное в изображении крестьян уступает выявлению типического.
Неизвестно, послушалась ли рассудительная Майкен – но скорее всего – да. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. 1519— 1581).
В написанной около 1562 года картине «Триумф Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте – такое же пустынное море с гибнущими кораблями. 1480–1550). Он же сознательно упрощает не только выбор предмета изображения, но и его трактовку. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569.
Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Вместе с ними над бревиарием работал Ян Провост (1465—1529). Питер Брейгель, говорят, умел молчать. Одно из самых ранних его полотен -Падение Икара (ок.
Они очень много трудились и высоко ценили свой труд. Испанский террор в Нидерландах породил в некоторых картинах Брейгеля настроения отчаяния и скорби, выразившиеся в горьких иносказаниях (Сорока на виселице, 1568. Согласно Луке, Иосиф и Мария, прежде чем последней родить, жили в Назарете. В картине «Сорока на виселице» сплелись и последние разочарования художника и стремление возвратиться к былой гармонии и сознание невозможности такого возвращения.
Как известно искусство Артсена надломилось именно в эти годы. Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель. Биография Питера Брейгеля, написанная в 1604 голландским художником и историком-биографом Карелом ван Мандером, является главным источником сведений о мастере. Дулле Грит (Безумная Грета). Луки, где получил звание мастера (в это время ему было около 20 лет).
Филипп II, король испанский, был ярым католиком. Речь идет о картине великого нидерландского художника Питера Брейгеля Мужицкого «Безумная Грета». Картина «Калеки», переданная в Лувр в 1892 году, относится к этим последним работам художника. Стены домов они украшали зеркалами и гирляндами цветов.
Каждая из этих картин и особенно «Игры детей», является ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности. В 1567-1569 годах Питер Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» -- обе в Музее истории искусств, Вена). Здесь острота видения народного характера еще более повысилась, главные фигуры обрели еще большую, но уже несколько преувеличенную мощь и в художественной ткани картины возродилось иносказательное начало (Трое крестьян с ужасом или с недоумением смотрят на стену, предполагаемую спереди, за пределами картины. В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок – осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. Фигуры словно вырастают, преувеличиваются в своих масштабах и значительности.
И это подтверждают его праздничные монументальные сцены Крестьянской свадьбы. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Создатель Триумфа Смерти заслуженно считается предтечей современного сюрреализма. С мечом в руке она собирает тарелки, горшки и кастрюли.
Все картины Питера Брейгеля этого периода творчества впечатляют сознанием достоверности происходящего и евангельский сюжет, по существу, служит только маскировкой. Брейгель своей трактовкой этого сюжета, как и в других случаях, как бы утверждает: Христос здесь и сейчас, Он среди нас, но мы Его не видим, пока Он вне, а не внутри нас. Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников – Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного), получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном. На заднем плане справа вздымается стена адскогопламени.
История знает тому немало примеров. В год иконоборчества Брейгель написал Проповедь Иоанна Крестителя (1566), провозгласившего, согласно Библии, явление Мессии. Майкен (Марию), дочь своего учителя живописи, он полюбил еще девочкой, когда носил ее на руках. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны.
В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. Жизнь идет своим чередом. Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. – воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках (Фламандские пословицы, 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея). Впрочем, полный отход от прежних надежд совершился несколько позже, когда мастер создал ряд мрачных и жестоких картин («Мизантроп», 1568, Неаполь «Калеки», 1568, Лувр «Разоритель гнезд», 1568, Вена, Музей) и в том числе знаменитых «Слепых» (1568 Неаполь, музей Каподимонте).
Простая бедная женщина по имени Грета потеряла все: семью, дом, нехитрый скарб. Они спят в мире и покое -- вокруг дерева, на буйно разросшейся траве. Это все, что осталось от дерзкого Икара, воспарившего к самому солнцу. Особенно сейчас. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Брейгель заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. В серии картин «Месяцы» (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. Таковыми они и изображены в сатирических стихотворениях, рассказах и масленичных пьесах – легко узнаваемыми отрицательными типажами, привычными объектами для насмешек.
В 1567-1569 Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни (которым и обязан своим прозвищем) (Крестьянский танец, Крестьянская свадьба – обе в Музее истории искусств, Вена). Перед стариком-монахом (имеющим толстый кошелек) на дороге -- три металлические колючки. Здесь сказались и кризис былой веры в человека и беспредельное расширение кругозора.
Надо сказать, что для этого времени вообще характерно прямое уподобление людского общества природным явлениям и обратно (например, один крупный ученый считал Землю и прочие небесные тела живыми существами, а людей и зверей – насекомыми, паразитирующими на их коже). Таков гениальный Шутник до той поры, пока не решается завести семью. И чем дальше, тем очевиднее духовная слепота берет верх над физической и духовные язвы обретают все более общий, уже всечеловеческий характер. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив Калек (1568, Париж, Лувр).
Музей Майер ван дер Берг, Антверпен. Годы творческой зрелости Брейгеля проходят в период обострения противоречий между Нидерландами и монархией Филиппа II, в условиях грозно нарастающей революционной ситуации. Картина «Падение мятежных ангелов» создана на основе известного библейского сюжета и также изобилует зловещими босховскими персонажами. Влияние живописи Брейгеля сказалось косвенно в формировании мировосприятия, отражающего буржуазное развитие общества. Одна из таких картин называется «Охотники на снегу». Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода (Проповедь Иоанна Крестителя Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Обращение Савла Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель Несение креста) с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания.
На мосту происходит бессмысленное избиение друг друга охваченных тем же инстинктом женщин. Христос сказал имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». В двух картинах -Избиение младенцев (ок. Всего лишь живая пылинка, мелькнувшая в солнечном луче. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок. Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. После переезда в Брюссель художник создает фантасмагорические полотна «Триумф Смерти», «Безумная Грета» и «Падение мятежных ангелов».
Герцог Альба вошёл во главе испанских войск в Нидерланды. Народное веселье предстает не частным жанровым эпизодом, но наглядным обобщающим утверждением жизнелюбивой энергии, таящейся в глубине крестьянских масс и в «смеховой культуре» (по известному термину М. М. Бахтина), прорывающейся наружу наперекор силам социального и национального угнетения. Сама земля служит им мягкой постелью. Евангелисты сходятся в том, что местом рождения Иисуса является Вифлеем. Возможно именно оно послужило основой для прозаической интерпретации этой сказки изданной в Антверпене в 1546 году и имеющей много общего с сюжетной канвой картины Питера Брейгеля.
Башней – отбрасывающей тень – вопреки всем законам природы – не на землю, а на небо Брейгель писал "Вавилонскую башню" по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонская башня (1563) и "Малая" Вавилонская башня (ок. 1563). Человек для Брейгеля уже не космическая пылинка, как некогда в Падении Икара. Однако влияние Брейгеля куда шире. Известно, что Брейгель с 1551 года входил в объединение художников, которое называлось Гильдией Святого Луки, членами которого становились люди, достигшие 25-летнего возраста. Безмятежный период творчества Питера Брейгеля (картины-притчи на темы фламандского фольклора) внезапно обрывается в 1561 году, когда художник создает сцены в картине «Триумф Смерти», своей зловещей фантастичностью далеко превосходящие Босха.
Питер Брейгель Старший «Безумная Грета» (1562) Дерево, масло. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. с. 36-37), описывающих поведение людей в мире, где все «вверх тормашками». Geen ding is er gekker dan lu en lekker (дословно: нет ничего более глупого, чем ленивый сластёна).
Но было бы неверно видеть в серии картин «Времена года» жизнь одной природы. Приводя сведения о главном персонаже, первый биограф Брейгеля ничего не сообщает о том, хотелли художник таким образом выразить свое отношение к положению женщины в тогдашнем обществе. Брейгель сделал ее воплощением воинствующей скаредности. Питер Брейгель в своей картине «Калеки» создает не аллегорию, не отвлеченный философский образ мироустройства, а в жестокой манере показывает трагедию отдельных людей, как назидание всему человечеству. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок.
Человечна природа, а не люди. Чтобы объяснить, каким образом Мария, которая вот-вот должна была родить, оказалась в Вифлееме, Лука ссылается на перепись, предпринятую по указу римского императора Августа. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели.
Брейгель Старший, Питер (Brueghel, Pieter) (ок. Он вновь всемогущ.
Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564-1638) и Ян Брейгель (1568-1625), стали известными художниками. Картина полна покоя и умиротворения. 1559Удалось идентифицировать более сотнипословиц и идиоматических выражений (см. Но Брейгель видит в народе главное – энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия – и находит в наблюдениях над его "трудами и днями" разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. В серии картин "Месяцы" (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда.
Жившие здесь люди старательно мыли не только свои дома, но и тротуары перед ними. В этом принципиальное отличие Северного Возрождения от итальянского Ренессанса. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Эти люди живут в вечном ритме земледельческого труда им доступна гармония жизни, они чувствуют силу и власть земли и природы. В залах музея находятся произведения современника Брейгеля— Питера Артсена.
В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 – в Брюсселе. Церковь требовала от женщин покорности и молчаливого послушания более совершенным творениям Господа — мужчинам (как известно, Бог создал их первыми) и всем им :- меняла в вину грех Евы вечной соблазнительницы. Некоторый отход от принципов и идей «Крестьянского танца» можно обнаружить и в рисунке «Лето» (Гамбург), на первый взгляд близком названной картине. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели.
Но из-за своего масштаба миниатюра была неспособна уделять внимание личности человека. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце (плясать под его дудку), а другой никак не дотянется от одной булки до другой — то есть с деньгами у него туго. Эти идеи Брейгель развивает в картинах «Фламандские пословицы» (1559 Берлин) и «Битва Масленицы и Поста» (1559 Вена, Музей) и особым образом в картине «Игры детей» (1559 Вена, Музей). Они заняты своим тяжелым трудом, который является каждодневным подвигом.
Если вы сравните эту работу с «Кухаркой»в брюссельском музее, то станет ясной иная задача Артсена, здесь им решаемая. Ад начинается в человеческом сердце. Ведь если в Италии человек сравнивается со Вселенной и уже Пико делла Мирандола в своем трактате «De hominis dignitate» называет человека «микрокосмом», т. е. В этом произведении закладываются основы миропонимания, которое получает развитие в дальнейшем творчестве Брейгеля. По существу, Брейгель берет реальный факт. Море давало им возможность расширять свои земли, отвоевывая у воды каждый метр.
Торговой столицей мира становится Антверпен. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. Лишь пара беспомощно взбрыкнувших над морем мальчишеских ножек – и круги по воде.
В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Знахарки, целительницы считались ведьмами их судили и сжигали на кострах инквизиторы.
Тяжело ступая, бродит Грета ищет, кудабы сложить свои награбленные«сокровища». 1559), Детские игры (ок. Картина «Крестьянский танец». Картина «Падение мятежных ангелов». Около 1552 отправился в традиционное для европейских художников путешествие в Италию.
И только задавшись этим вопросом, мы замечаем уходящую под воду хрупкую фигурку Икара. В прославленных Слепых (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние.
В двух картинах – Избиение младенцев (ок. Хотя вряд ли это могло бы послужить успокоением для Греты осатаневшей от нищеты. Под видом "Переписи в Вифлееме" (1566) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в "Избиении младенцев" (1566) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Некоторые исследователи творчества Питера Брейгеля предполагают, что их было четыре, а «Сенокос» (Прага, Национальная галерея) к циклу не относится.
Школяр, в белой рубахе и охряно-красных штанах, растянулся на своем подбитом мехом плаще. Уродливый и страшный мир возникает перед глазами зрителя. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы Художник и знаток, 1565.
Картина захватывает бурным весельем, безудержной пляской, энергией и мощным темпераментом крестьян. Человечество перед лицом Смерти предстает как бессильная множественность слепых частиц в царстве бессмыслицы, жестокости и всеобщей гибели. Но, увы, подобные испытания не проходят даром: Грета лишилась остатков разума. Для кальвинистов почитание материальных образов было идолопоклонством.
Продолжая традиции Босха и Луки Лейденского, Брейгель необычайно расширил тематику жанровой живописи, ярко раскрыв в своих произведениях единство человека и плодоносящей природы, находящейся в бесконечном движении и обновлении, показал современную жизнь, напряженность предреволюционной поры, воплотил национальное своеобразие характера народа, в первую очередь крестьянства, его типы, нравы, жизненный уклад, неистощимую жизнелюбивую энергию. Картина «Морской бой в гавани Неаполя» или «Неаполитанская гавань». Кстати, вот таким образом картина иногда фигурирует именно под этим названием: Мир вверх тормашками. также Суета сует).
Различные пороки — скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. — воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках («Фламандские пословицы», 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея). Но где же здесь Икар. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Произведения Питера Брейгеля вплоть до ХХ века были скрыты в недрах частных коллекций. В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть -- преисподнюю лишь бы насытить свою жадность -- олицетворение алчности и порока. В прославленных «Слепых» (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной.
Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Особенно – кража сковороды. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
картина Безумная Грета, 1562. Брейгель впервые открывает новую, еще не известную ни ему, ни его современникам ценность жизни, хотя она еще скрыта под напластованиями его прежних – космических и негуманистических – взглядов. Данная работа в некоторой степени превосходит фантасмагорию в творчестве Иеронима Босха.
Они обручились за шесть лет до смерти Брейгеля. Все в этой картине не так, как должно быть. О сказочной сытости, которую Питер Брейгель изобразил в 1567 году на своей картине «Страна лентяев», в то время не могло быть и речи. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика.
1525-1569), последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив «Калек» (1568, Париж, Лувр). В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья.
Картина «Сенокос» из серии пейзажей «Времена года» художника Питера Брейгеля посвящена летним месяцам июню и июлю. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах.
Развалины превращаются в огромную голову из пасти которой выплывают лягушки и какие-то гнусные твари. Картина Питера Брейгеля «Страна лентяев» является примером острой сатиры, направленной Брейгелем на нидерландское общество предреволюционных шестидесятых годов. Брейгелем восхищался Бертольд Брехт. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Под фигурами крупными буквами по-фламандски написано: Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах (предполагается позднейшее происхождение надписи).
Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: «Триумф смерти» (Мадрид, Прадо), «Падение мятежных ангелов» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), «Безумная Грета» (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), «Битва израильтян с филистимлянами» (или «Самоубийство Саула», Вена, Музей истории искусств). Выдающийся кинорежиссер Андрей Тарковский для своего фантастического фильма «Солярис» из всех мировых шедевров земного художественного пейзажа выбрал именно эту картину. Для него важна не красота предмета, а его материальность, объемность, если хотите, добротная простота.
Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Героем его картин стала не отдельная личность, а коллектив, народные массы. В этой картине на холме, возвышающемся над усеянной кораблями бухтой, пахарь, пастух и рыбак занимаются своей повседневной работой.
Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель. И при первом взгляде на картину у зрителя возникает вопрос: «Почему она так называется». Природа Питера Брейгеля и грандиозна и абсолютно близка человеку, достоверна. Она отражает изменение мира и его восприятия.
Вифлеем был городом Давида, а Иосиф происходил из рода Давида. Как и многие другие работы Брейгеля, картина «Страна лентяев» тоже имеет в своей основе пословицу -- нидерл. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский художник и рисовальщик. Все было дико, несправедиво, неправильно. 95 метров и высота около 100 метров.
На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Некоторые ранние гравюры Брейгеля представляют собой вариации на темы картин Босха. На груди блестят латы, на голове — подобие шлема.
А где же он сам – герой, которого представляли чуть ли не Богом. В сравнении с современностью права женщины в XVI веке были чрезвычайно ограниченными. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Она высматривала лишь сковороды для жарки грешников, а, когда увидела их, то, разбросав в разные стороны визжащих чертей, завладела столь желанной посудой и победоносно вернулась восвояси. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св.
1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). На картине изображена не более чем утопия благополучной жизни. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Из-за плохо читаемых последних трех цифр надписи картина датируется от 1562 до 1566 года.
От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе И. Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных цельностью и монументальностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Не будь этих деталей, картину Брейгеля можно было бы счесть просто жанровой сценой. Время создания рукописи — 1500—1510-е годы. Двенадцать миниатюр иллюстрируют календарь изображая как религиозные темы, так и жанровые. Его картины, наряду с прекрасными пейзажами и видами далей, содержат символы, обличающие человеческие пороки.
Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. Десятки километров земляных дамб были сооружены вдоль берега. Как известно искусство Артсена надломилось именно в эти годы. Влияние Иеронима Босха ясно чувствуется в творчестве Брейгеля. Но величайшее мастерство Питера Брейгеля заключается еще и в том, что у него впервые пейзаж становится не фоном, на котором разворачивается действие, а самостоятельной частью картины, которая помогает почувствовать настроение и понять замысел художника. Однако это довольно узкое истолкование произведения.
Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. - воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках ("Фламандские пословицы", 1559). В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля Мужицкого начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок – осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. У подножия дерева спят блаженным сном школяр, подложивший под голову чистые листы бумаги (рядом с которыми лежит и книга), крестьянин с цепом, солдат с длинным турнирным копьем.
Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Слово «зиккурат» происходит от аккадского слова «zigguratu», что означает «пик», «высокое место».
На первый взгляд кажется, что художник изобразил ад. Как известно искусство Артсена надломилось именно в эти годы. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.
«Падение Икара» создана Брейгелем в 1558 году. Собранный по крупицам и представленный, наконец, во всем своем творческом могуществе Питер Брейгель Старший сразу убрал с пьедестала своих сыновей – художников Питера Младшего (Адского) и Яна Бархатного (Райского), преуспевших в карьере и славе куда больше отца.
Безумие во взоре, в этом разинутом рте. Он ощущал себя одним из тех людей, которых изображал на своих картинах. Других героев – пастуха, пахаря и рыбака – автор изобразил не по своей прихоти, а следуя Овидию: у поэта они остолбенели, увидев «проносящихся вольно по небу» Дедала (его на этой картине нет) и Икара, приняв их за «неземных богов». Картина «Притча о слепых». Цикл состоит из картин, посвященных временам года.
Войны, зарева пожаров, разрушение и нищета обрушились на эту землю. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. Дедал давно скрылся из вида. Картина впечатляет ощущением размеренной и величественной жизни мира (она определяется мирным трудом пахаря и возвышенным строем природы).
Только один, падающий слепец обращает к нам лицо -- оскал рта и злобный взгляд пустых влажных глазниц. Его источник – эгоистическое сознание или безумие. Солнце, его блеск и отражение в просторах моря – вот, пожалуй, главный «герой» произведения. Он любил жену Майкен и своих сыновей. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. Но больше всего жителя равнин поразили горы.
И каждая фигура кажется остановленной -- в танце, споре или поцелуе. Однако было бы неверно отрицать философско-пессимистический оттенок ранних работ Брейгеля. Созданная следом за «Временами года», в 1566 году, картина «Перепись в Вифлееме» на известный библейский сюжет, означала рождение искусства, главной темой которого является жизнь народа не в ее вневременном, как бы общечеловеческом аспекте, а в общественном и конкретно-социальном плане.
1485-1524) и Херри Мет де Блес (ок. В наиболее ранних живописных и графических произведениях художника сочетаются альпийские и итальянские впечатления и мотивы родной природы, художественные принципы нидерландской живописи (прежде всего Босха) и некоторые итальянские маньеристические черты. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. Картина «Падение Икара».