Картина Питера Брейгеля старшего Крестьянский танец: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Но именно в этот период Питер Брейгель создавал свой потрясающий шедевр – «Крестьянский танец». Набор на рукояти корда с картины Питера Брейгеля Крестьянский танец выглядит аналогичным набору корда найденного у озера Даброво (Польша).
Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки имевшие, видимо, политический характер). Немного отличаются от этих картин пейзажи Брейгеля, вошедшие в циклы «Времена года», «Возвращение стад», «Жатва». Интересно, что первые его работы были написаны в духе сатирической аллегории, передававшей известные человеческие пороки. Фигуры словно вырастают, преувеличиваются в своих масштабах и значительности.
Танец как лейтмотив картины является кульминацией сельского праздника. Дерево, масло. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (около 1525/30–1569), нидерландский художник и рисовальщик. Вернувшись на родину, Брейгель становится основоположником истинно национальной живописи.
Нидерландская культура в 60-е гг. Чтобы смысл сцен стал еще очевиднее, Брейгель изображает на переднем плане брошенную на землю ореховую скорлупу – образ, отсылающий зрителя к нидерландской пословице о человеке, «променявшем спасение на лесной орех». Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках. Это символ «перевернутого мира, вселенной», где все наоборот. Все крестьяне – хитрые и простодушные, решительные и скромные – являются неотъемлемой частью существующего мира.
Брейгель создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. Он показывает лучшие и худшие черты. Брейгель воспользовался своеобразным и невероятно точным приемом: через возрастающее физическое уродство он передал слепоту духовную, показывающую неизбежную трагедию всего человеческого.
Она отличается от всех предшествующих картин Брейгеля. Когда писалась эта картина, было только что подавлено сильнейшее восстание народных масс — иконоборчество. Его картинах характерны острота контурного рисунка, яркая выразительность образов. Подвыпившие, неуклюжие персонажи, населяющие живые сцены Брейгеля, прямая противоположность итальянскому идеалу утонченного совершенства. Оттенок некоторой идеализации и несвойственной Брейгелю мягкости имеет даже в себе привкус горького сожаления и доброй человечности – качеств, которых не было в ясном и последовательном «Крестьянском танце».
Мастер изображает героев крупном масштабе (что не характерно для работ этого живописца), а сюжет несет в себе пафос и жесткую рациональность. Со временем Брейгель начал осознавать значимость простого народа, что не могло не отразиться на стилистике его картин: живописные массы становятся более крупными, цветовая палитра – более насыщенной, а каждый образ и силуэт полотна вырисовывается им с особой тщательностью.
По всей видимости, Брейгелю удалось создать одну из самых своих лучших жанровых работ — «Крестьянский танец». Во многих произведениях Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). В этой картине рождается конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр. В 1559 г. он создает произведение «Битва Масленицы и Поста».
Некоторые искусствоведы предполагают, что сюжет взят мастером из старинной притчи. Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. О жизни Питера Брейгеля Старшего, выдающегося голландского художника известно очень мало.
Возможно, вот таким образом мастер помещает в сюжеты символ веры – храм. Впервые в истории живописи ярко выражен образ народа. В этой картине рождается конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр. В 1567 г. была выполнена, можно сказать, масштабная работа – «Крестьянский танец». В него вошли северные области страны во главе с Голландией.
Только засохший ствол обезображенного дерева словно вторит падению человека. 114 x 163 см. С 1558 г. мастер всерьез занимается творчеством, работая помногу часов каждый день. 114 х 164 см Музей истории искусств, Вена, Австрия На картине изображён сельский праздник. В центре и в правой части картины показаны фигуры танцующих крестьян.
Вернемся же к картине Крестьянский танец. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, — обе в Музее истории искусств, Вена). Апогеем творчества Брейгеля считается картина «Слепые», написанная им в 1568 г. Удивительно, но наивысшего мастерства художник достиг в годы своего разочарования в жизни и людях.
Окружающий цепочку нищих пейзаж контрастно спокоен и прекрасен: одухотворенная свежесть весенней зелени, плавные линии холмов, деревенская церковь. Они движутся и в то же время кажутся застывшими, словно статуи на пьедестале. Впрочем, полный отход от прежних надежд совершился несколько позже, когда мастер создал ряд мрачных и жестоких картин («Мизантроп», 1568, Неаполь «Калеки», 1568, Лувр «Разоритель гнезд», 1568, Вена, Музей) и в том числе знаменитых «Слепых» (1568 Неаполь, музей Каподимонте).
Косвенно они связаны с первым кризисом в развитии нидерландской революции. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена).
А фоном для царственно увядающей природы, служат величественные горы на горизонте.
Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев). Возможно, он сочувствовал иконоборчеству. Он показал своих крестьян-современников в несвойственной ему манере. И каждая фигура кажется остановленной – в танце, споре или поцелуе. К его шляпе прикреплена ложка – символ чревоугодия, а к платью его партнерши – ключ и кошелек, означающие корыстолюбие.
В 1567-1569 годах Питер Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» — обе в Музее истории искусств, Вена). В отличие от полотен 1566 года в ней нет элементов иносказания. Значительное влияние на мировоззрение и творчество Брейгеля оказало путешествие в Италию. В 1567 – 1569 гг.
Вена. Это – «Мизантроп», «Калеки», «Похититель гнезд» и в особом ряду стоит картина «Слепые». Ни один другой художник не изображал осеннюю природу с такой правдивостью, как Брейгель. Ранний Брейгель отличался довольно категоричным и холодным взглядом. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства.
Брейгель заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Характер композиции подводит итог мощной силы этого социального слоя. Это же чувство высокой пластичности есть и в «Крестьянском танце», происходящем под открытым небом.
«Крестьянский танец» – картина, задуманная как парная к работе «Крестьянская свадьба», хотя и походит на нее стилистически, передает совсем иную атмосферу. Картины, созданные художником в середине 60-х гг. Однако у героев Брейгеля никаких добрых чувств это торжество не пробуждает. Иконоборческое движение к моменту создания Крестьянского танца было подавлено. Художественно-исторический музей. «Крестьянский праздник». Существуют свидетельства, что незадолго до смерти художник сжег ряд своих рисунков.
В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 -в Брюсселе. XVI столетия, свидетельствуют именно о его меняющемся мировоззрении.
XVI в. достигла высочайшего расцвета. Вы словно побываете вместе с мастером на зимней охоте.
Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. Здесь четкость линии сопровождается интенсивной пластичностью и пастельными тонами. Здесь еще острее выражает характер народа, а главные персонажи обретают невиданную мощь.
«Хмурый день» (весна), «Жатва» (лето), «Возвращение стад» (осень), «Охотники на снегу» (зима) – эта необыкновенная природная панорама – настоящий апофеоз пейзажа в искусстве живописи. Граничит с иконоборчеством и другое произведение Брейгеля – «Крестьянская свадьба» (Вена). В последние годы жизни Брейгель пишет довольно мрачно и жестко. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе И. Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных цельностью и монументальностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни.
Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки имевшие, видимо, политический характер). Сейчас трудно судить, как к нему относился Брейгель. Люди одеты в карнавальные костюмы.
Брейгель возвращается к этой теме. мастер создает произведения о жизни простого народа. Видно веселье, с которым горожане празднуют масленицу. Примерно в 1568 году художник написал на двух дубовых досках большие картины (114164 см) — «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец». Гневом охвачены готовые начать драку пьяные гуляки за столом.
Посмотрите на полотно «Охотники на снегу», отвлекитесь на несколько мгновений от вечных житейских мыслей и вас пронзит холодное веяние, услышите тихий шорох, взлетевшей с обледеневшей ветки, сороки-белобоки – он так хорошо различим при морозе. Брейгель точно улавливает характерные жесты, позы и мимику крестьян. Автор подчеркивает совсем иное – в сцене безудержного веселья царит греховное забытье. За ними – целующаяся парочка, а правее, у дверей трактира – ссорящаяся супружеская пара.
Нидерланды (Фландрия). На картине изображены сильные, грузные человеческие фигуры. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Его взгляд строго объективен, а размещение фигур – точность математика.
В 1567-1569 годах Питер Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» – обе в Музее истории искусств, Вена). Но значение произведения не ограничивается этим. На тот же грех указывают и выставленные напоказ сабля и нож. Отношение к нему Брейгеля неизвестно. Ясно одно: Крестьянский танец – это попытка показать главные, характерные черты народа, поднявшегося на восстание против ненавистного испанского ига и его религии.
Возрождение. Искусство Нидерландов 16-го векаКартина «Крестьянский танец». Брейгель видит духовную красоту лишь в природе. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь).
Композиция наполнена безудержной энергией и радостью праздника. Отношение к нему Брейгеля неизвестно. Реальные жизненные наблюдения он воплощает в типические, узнаваемые образы.
Его современники вели ожесточенные диспуты об истинной вере. Левее них – стол, на котором лежит хлеб и стоит другой кувшин с вином. Люди беседуют, сидят за столом, пляшут. В углу площади разыгрывается комическое сражение Масленицы и Поста.
Зеленовато-бурые и слегка рыжеватые оттенки помогают мастеру создать некую плоть из которой он умело строит образы. Это вид из небольшого окошка на центральную городскую площадь. Питер Брейгель Старший «Крестьянский танец» (Около 1568) Дерево, масло. Брейгель трактует бытовую сцену почти как историческое произведение. Некоторый отход от принципов и идей «Крестьянского танца» можно обнаружить и в рисунке «Лето» (Гамбург), на первый взгляд близком названной картине.
Веселье происходит на улице, у деревенских домов, недалеко от церкви, которая видна на заднем плане. Южные Нидерланды ещё почти столетие оставались под властью Испании. Этот король-аскет, требовал строгого выполнения всех обрядов. Церковь виднеется вдалеке, но, кажется, о ней никто и не вспоминает. Сладострастие символизирует обнимающаяся парочка. По всей видимости, Брейгелю удалось создать одну из самых своих лучших жанровых работ – «Крестьянский танец». «Крестьянская свадьба», а затем «Крестьянский танец» написаны Брейгелем с иронией, переходящей местами в грубоватый юмор, однако роль крестьянина в них уже становится значимой.