Детские игры — Питер Брейгель СтаршийПроголосуйте Мы на facebook Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи. «детские игры» или «Игры детей» (нидерл. Kinderspelen)— картина нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего изображающая более 200 детей играющих в разнообразные игры. Картина Питера Брейгеля старшего Детские игры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
И если смотреть на «Игры детей» Брейгеля с такой точки зрения, то окажется, что мастер создает картину не столько фантастическую, сколько странную, настораживающую, даже зловещую. Годы творческой зрелости Брейгеля (1562— 1569) протекают в условиях нарастающей революционной ситуации. Как и во всех произведениях живописца, здесь присутствует скрытый смысл. Именно они несут некоторую иносказательность, ярче напоминают жизнь взрослых.
На первом плане группа крестьян расположилась со своей скромной трапезой. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Французская исследовательница Мари Сегарра делит их на шесть основных групп: игры-имитации, в которых дети копируют действия и ритуалы взрослых подвижные и силовые ситуационные игры со звучащими предметами скатологические индивидуальные (в том числе творческие)10.
Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. Искусство». 1480–1550). Яркие, красочные пятна их одежд создают впечатление мелькания, быстрого движения.
От зрителя и до самого горизонта тянется прямая широкая улица, по обе стороны застроенная невысокими каменными домами. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок.
Где же Икар и при чем здесь его падение. (Он не был бы Брейгелем, если бы просто каталогизировал занятия малышей). Ведет эту пару маленький шут в пестрых одеждах.
В таком случае мир по заслугам мстит лицемеру и мизантропу – За один обман – полтора. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. В 1563 году, уже набравшись опыта, художник вместе с семьёй переехал в Брюссель. По мнению многих ценителей, самое лучшее творение — «Фламандские пословицы». и в структуре и в йзображенных играх содержится аллегория (для картин XVI века это было необходимым условием), но ее смысловая значимость ниже, чем в таких картинах Брейгеля, как «Падение Икара», «Фламандские пословицы» и т. д. Среди игр изображенных Брейгелем, больше всего игр индивидуальной направленности (35), что говорит о сосредоточенности ребенка на собственном результате.
Все картины цикла — «Возвращение стад. Все игры изображённые на картине, действительно существовали во времена Брейгеля12. Нет, дети не одни, хотя никто не ограничивает их свободу. Так начинает свой искусствоведческий анализ картины Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» знаток фламандской живописи Сергей Львович Львов. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок.
Брейгель тонко чувствует поэзию сельской природы, подмечает ее изменчивый облик, ее атмосферные состояния, эмоциональные и колористические тона, соответствующие различным временам года: бурное проявление ее жизни в месяцы пробуждения («Сумрачный день», Вена, Художественно-исторический музей), напряженный ритм летнего дня («Жатва», Нью-Йорк, Метрополитен-музей). В 1564 году написана картина«Поклонение волхвов», а в 1565 году — цикл из шести картин «Времена года» (или «Двенадцать месяцев»), одна из которых в настоящее время утрачена. Он проникся идеей великого художника и даже создал свои вариации на его творения. В двух картинах – Избиение младенцев (ок.
И все-таки и этот дом и другие с навесами и открытыми лавками воспринимаются как изображение некоего действительно существующего городка, точнее, его окраины. Заразительно смеются дети, сидящие у забора и мешающие пробегающему товарищу. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Горящая лампа часто связывалась с разумом, освещающим путь человека. Две другие— «Жатва. В эпоху Брейгеля существовало иное отношение к мифу об Икаре.
Выводы: Исходя из полученных данных, мы можем предложить следующую гипотезу: картина Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» отражает время, т. е. По заснеженному холму шагают охотники со сворой собак, они возвращаются с охоты домой, в деревню. Иногда чересчур жестокие, картины Питера Брейгеля Старшего тем и привлекают людей. «Грызёт столб» – лицемер, столп церкви, ханжа, святоша. Жестоки ли эти игры. 1560) изображена толпа на деревенской площади. Отвлеченные понятия — скупость, себялюбие, тупость, ограниченность, трусость, чревоугодие, грубость — воплощаются в образах живых людей их поступках («Пословицы», 1559, Берлин — Далем, Картинная галерея Государственного музея).
Как и у вап Эйка, у Брейгеля жизнь природы выступает в многообразии проявлений. В год иконоборчества Брейгель написал Проповедь Иоанна Крестителя (1566), провозгласившего, согласно Библии, явление Мессии. Вот таким образом в некоторых альбомах «Игры де- тей» имеют пометку «Из так называемых лубочных картин». Ведь не случайно поговорка Он слишком высоко взлетел звучит осуждающе. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств).
В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. Однако, разумеется, просто таким умилительным описанием детских игр Брейгель не ограничивается. Родился предположительно в 1525 году, прожил около 40 лет, умерев в 1569.
Безумному гордецу противопоставлена фигура пахаря. Были популярны игры развлекательного свойства можно отнести народные игры. Но нельзя утверждать, что атмосфера гнетущая. Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля.
Это игра в карты. Игры «Взятие крепости», «Король, дай солдата», «Третий лишний» напоминают об обычаях взимания пошлины на мосту, границе владения и т. п. Вот таким образом детей одевают по-взрослому. Но и противники тоже не вызывают симпатии художника.
Не следует ли нам вспомнить пословицу: Где деньги, там и сердце. Брейгель — яркий, своеобразный художник. Они рассказывают правду о мире. Но это особая жестокость. Горожане тоже одевали своих детей в платья, сшитые по взрослой моде. Отдельные игры (обычно сюжетно-ролевые) несут ярко выраженный иносказательный смысл.
В картине «Охотники на снегу» или «Декабрь» (Вена, Художественно-исторический музей) метко схвачены главные черты зимнего снежного пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-сероватым небом, с тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, с далеким пространством заснеженных полей и гор и теплом, веющим от жилища людей. И девочке смешно от того, что она видит. Более тридцати из приблизительно сорока пяти картин Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.
Картина фламандского художника XVI века Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» (иногда название переводится как «Детские игры» или «Детские забавы») привлекает внимание, когда знакомишься с содержанием «Новой школьной энциклопедии. На стороне Масленицы Брейгель поместил две удаляющиеся фигуры.
Для растущего человека важно всё: и мыльные пузыри и крик в пустую бочку и кирпич на верёвочке, ставший в воображении ребенка верным другом-собакой и кусок хлеба или булочки, съеденных на улице (ведь это гораздо вкуснее чем в помещении и за столом). Обычная жизнь течет как всегда. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда.
Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Нет улыбок. Снег недавно выпал: ноги охотников проваливаются и оставляют в снегу глубокие следы. Например, художник в своей подписи в 1559 году убрал одну букву и получилось Bruegel (первоначально Brueghel). Здесь, пожалуй, несколько вольнее дышится, чем в целом каменном организме города из «Битвы Масленицы и Поста» или в несколько фантастических обстоятельствах места действия «Фламандских пословиц».
Крестьянин достал из корзины хлеб и режет его на большие куски. Они сидят на туго связанных снопах. Об этом свидетельствуют игры с салками, где водящего выбирали с помощью считалки «император – король – епископ – дворянин – горожанин – крестьянин – гусляр – нищий». Картины его практически всегда соответствовали этому принципу. Это не так. Икар упал в море и погиб.
Лето» и «Сумрачный день. 3. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». Иногда поводом для таких размышлений могут стать даже бытовые до умилительности мотивы, как это и происходит в «Играх детей». Перед нами городские дома и уходящая вдаль длинная прямая улица.
Множество строителей – каменщиков, плотников – трудится на строительстве башни. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Работы художника призваны донести до всех страдания за судьбу каждого человека. Действительно, так же, как это было проделано с «Фламандскими пословицами», здесь разобран каждый мотив, каждая деталь, группа или фигура. Тем самым Питер Брейгель Старший показывает то, насколько мелочно существование человека.
К сожалению, уже многие игры средневековья и эпохи Возрождения утрачены. Эта картина создана в 1559 году, она рассказывает о забавных происшествиях в жизни людей. 5. В этой картине действие также происходит в городе. Считали, например, что она должна была открывать собой серию «Возрастов человека», скажем, «Детство или возраст игр», «Юность или возраст любви» и т. д. Этим объясняли то обстоятельство, что на картине нет взрослых — они должны были появиться на следующих работах цикла.
Характерен метод Брейгеля — он не навязывает зрителю своих выводов. Одним из основных направлений была борьба с пороками людей. За спиной у одного из них – убитая лиса. Большинство ест из глиняных мисок простоквашу.
Интересное прозвище «Мужицкий» имел Питер Брейгель Старший. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Нидерландские пословицы. В этой картине представлено более сотни детских игр, забав, занятий и, оказывается, что очень многие из них чрезвычайно устойчивы, – они существовали во времена Брейгеля и задолго до Брейгеля, существуют и сейчас: тут ходят на ходулях, гоняют обруч, делают бумажные мельницы, волчки, стреляют друг в друга из лука, девочки играют в «дочки- матери». Подвижные игры, вовлекающие в энергичное действие ребят занимают второе место (представлено 15 игр), сюжетно-ролевые игры представлены всего 3-мя случаями.
В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода сходство этого персонажа с Альбой намекает на сравнение короля Филиппа II с Иродом. Очень мало развивающих игр (2), но как ярко виден результат этой игры. Миру известны целых 5 художников, носящих эту фамилию, которая успела стать легендарной. Другой, запрокинув голову, пьет из большого кувшина. Этот каталог игр перекликается со знаменитыми каталогами Рабле из «Гаргантюа и Пантагрюэля», где он тоже перечисляет сотни и сотни игр, в которые играют его малолетние герои. Кстати, вот таким образом картина иногда фигурирует именно под этим названием: Мир вверх тормашками.
1559Удалось идентифицировать более сотнипословиц и идиоматических выражений (см. Так выглядит двухэтажный серо-коричневый дом. Она воспитывает дисциплину, внимательность и, конечно, умение терпеть невзгоды и боль. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. «Возвращение стад. Продолжается строительство.
В 1563 году женился на дочери наставника Питер Брейгель Старший. Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Но в какой именно день происходит действие.
Даже содержание народных игр и их физическое воздействие трактуются неоднозначно. Картина заполнена маленькими фигурками людей, похожими на кукол-марионеток. Целый город оказывается целиком наводнен этими маленькими фигурками. «В 1560 г. Брейгелем написана работа под названием «Игры детей».
Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Участники этой массовой сцены не объединены никаким общим действием: они разбиты на изолированные индифферентные друг к другу группы12. Вот-вот взлетит вверх средневековый вертолетик. Понять картины художника можно лишь с философской точки зрения. Внимательно посмотрите: процессию под условным названием «свадебная процессия», опекает женщина, направляющая детей.
Среди почти сотни игр изображенных Брейгелем в «Играх детей», нет даже намека на эту игру, хотя эта игра присутствует во многих его картинах. То есть какую бы игру мы не вспомнили, мы найдем ее здесь в современном или в несколько архаичном варианте. Но то, что казалось им борьбой за истинную веру, Филипп II назвал бунтом, для подавления которого король избрал Альбу, печально знаменитого своей безжалостностью. Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце (плясать под его дудку), а другой никак не дотянется от одной булки до другой — то есть с деньгами у него туго. Его фигурка – выражениенасмешки художника над пустыми и бесплодными религиозными спорами. Рядом с мужчиной – женщина с фонарем.
Картина фламандского художника XVI века Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» (иногда название переводится как «Детские игры» или «Детские забавы») привлекла моё внимание, когда я знакомилась с содержанием «Новой школьной энциклопедии. Ветки вербы в руках одного из персонажей указывают на вербное воскресенье. Луки в Антверпене в1551 это дает возможность предположить, что он родился приблизительно между 1525 и 1530. И в то же время слева вверху остается выход к реке, берег излучина воды, островок. Хотя, несомненно, заказы на портреты поступали в большом количестве.
После женитьбы были написаны такие известные картины, как «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Фигуры носителей пороков не выделены из общей панорамы деревенской жизни. Весна» — одинакового формата и, вероятно, выполнены для одного заказчика. В картинах Битва поста и масленицы (ок. В Триумфе смерти (ок. Основываясь на своих наблюдениях, мы приходим к следующим выводам.
4. У простого народа было мало свободного времени для занятий физической культурой, физический труд не требовал силовых упражнений, но игры-развлечения: на ловкость, равновесие, меткость были очень распространены. Художник изобразил полдень.
Охотники несут острые пики и ягдташи. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушащего прохожего. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны.
Именно ренессанс Питера Брейгеля Старшего стал вершиной голландской живописи. Но не будем торопиться. Например: «Она бы привязала чёрта к подушке» – она не боится ни Бога, ни дьявола: эта мегера способна обуздать самого строптивого молодца- упряма как чёрт. Картины Босха произвели впечатление на Питера Брейгеля Старшего. Но город вдруг резко обрывается и улица выводит нас прямо к реке.
Брейгель изображает город без взрослых, город еще неабсолютного сознания, город, в котором занимаются пустяками несовершенные, «незавершенные», несостоявшиеся (многие из которых, может быть и не состоятся) люди. Картина Брейгеля – осуждение гордыни и высокомения. Здесь обнаруживается пристрастие Брейгеля к показу уродливого, гротескного, но под маской разящего смеха скрывается любовь художника к человечеству. Поступок Дедала вызвал гнев Миноса.
Но среди этих людей нет ни одного взрослого. с. 36-37), описывающих поведение людей в мире, где все «вверх тормашками». В картине «Игры детей» художник выступает скорее в роли этнографа историка детского творчества, а не сурового моралиста, бичующего людские пороки и осуждающего суетную взрослую жизнь: «В полной бурного движения картине Игры детей Брейгель стремится передать жизнь в ее вечном становлении.
Короткая поперечная улица выводит на зеленый берег реки, а за узкой голубой полоской воды до горизонта тянутся покрытые полями и лугами заречные дали. Представления о ребенке во времена Брейгеля, да и позже, довольно специфичны. Марейниссен, знаменитый искусствовед, расшифровал скрытый смысл действия каждого человека на картине. Лето» и «Сумрачный день.
настических упражнений. Казалось бы, смысл картины ясен. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569.
Облака скрывают ее вершину. Здесь соединены характерные нидерландские постройки с постройками фантастическими. 2. Это творение Питер Брейгель Старший создал в 1560 году. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.
Вы наверное тоже что-то для себя узнали. Умело построил композицию, чтобы уместить такое количество детей. Игры – это и развлечение и учеба. Зима», «Сенокос», «Жатва.
«Фламандские пословицы» рассказывают в аллегорической форме о жизни, характерах, мыслях людей. Весна». В этой картине, по сравнению с предыдущими, произошла важная перемена. Она закутана в голубой плащ и ее лица почти не видно.
И так совершенно о каждом герое картины. Кратко опишем основные особенности манеры и стиля каждого из них. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. В конце февраля или в начале марта длилась веселая масленица, а затем наступал пост. Каждый поклонник живописи сталкивался с фамилией Брейгель, причём в различных контекстах.
Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Своё творчество художник начал графиком. Для кальвинистов почитание материальных образов было идолопоклонством.
На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. Однако если принять во внимание тот факт, что во время написания картины Брейгель жил в Антверпене, то следует отметить также и то, что в Антверпене в это время было около двухсот школ и что город был важным центром образования и науки916. Действительно, так же, как это было проделано с «Фламандскими пословицами», здесь разобран каждый мотив, каждая деталь, группа или фигура. И эта традиция существовала не только при дворе. «Я скорее пожертвую ста тысячью жизнями, чем перестану преследовать еретиков».
Фантазия художника создает новую убедительную реальность. Икар упал с неба, но этого даже никто не заметил. На спине у мужчины – что-то напоминающее мешок. Да, детские игры несут в себе жестокость. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками. Тогда бытовало специфическое отношение к ребенку как к «незавершенному», неабсолютному человеку.
Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. По левую сторону от Мадонны Валтасар.
Однако были вещи, которые художник принципиально не рисовал по непонятным причинам. Но строительству не видно конца, все выше возводятся стены. Почему монах, покидая обманчивый мир, уносит с собой кошелек. Биография его наполнена разнообразными интересными фактами.
«Картина «Детские игры» кажется очень простой. Может быть, в образе монаха Брейгель показал лицемера, его показную набожность. Так, никогда не писал портреты и обнажённые фигуры Питер Брейгель Старший. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Мы не видим лица ребенка, который восторженно смотрит и тянет руки к вертушке. В живописном цикле «Месяцы» (1565) символом сменяющихся друг за другом времен года становится труд крестьян.
Питер Брейгель Старший «Детские игры» (1560) Дерево, масло. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы.
БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. Человеческая масса становится наглядным выражением природной стихии». Лица детей лишены индивидуальных особенностей и кажутся примитивными и туповатыми12. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке.
Не подтверждается и мнение о жестоком характере изображенных детских игр. На картине «Детские игры» изображена улица, на которой играет огромное количество детей. Осень», «Охотники на снегу. Художник рисовал картины, отражающие проблемы общества и пороки людей. В игре очень быстро меняются роли и результат.
Вот это и есть символы тех сил (светской и религиозной), которые и будут впоследствии ограничивать свободу и контролировать поведение будущих взрослых, а пока дети серьезно, так как большая часть игр носит не развлекательный, а соревновательный характер играют и полностью отдаются своим занятиям. Об одной из последних работ Брейгеля — «Сорока на виселице» (1568, Музей земли Гессен) — ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Маленький человек познает мир. Картины его хранятся во многих музеях мира. Первый и самый значительный художник этой фамилии – Питер Брейгель Старший по прозвищу «Мужицкий» (1525-1569) –талантливый художник и график, мастер жанровых сцен и пейзажа. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений.
Источники по изобразительному искусству показали насколько. Но однажды афинский герой Тесей убил чудовище, а Дедал помог Тесею бежать. 1559), Детские игры (ок. Мы знаем, что этот шар обозначает мир. И сегодня привлекает своим видением всего происходящего Питер Брейгель Старший. В середине процессии находится ничем не выделяющаяся фигура Христа, упавшего под тяжестью креста и почти потерявшегося в безразличной толпе.
Искусство». Питер Брейгель Старший отличался универсальностью работ, он писал практически всё. Подготовка файла репродукции к печати, ретушь (при необходимости)Печать изображения на широкоформатном плоттере с использованием только оригинальных расходных материаловСоздание подрамника из натурального дерево (высушенная сосна)Натяжка холста на подрамникПокрытие холста лаком для защиты от внешних воздействий (УФ, влага)Производство индивидуальной багетной рамы (если выбран багет)Монтаж картины в багетную раму с изолированием щелейМонтаж крепленияУпаковка репродукции для перевозкиВ стоимость не входит доставка репродукции до клиента. В этой картине представлено более сотни детских игр, забав, занятий и, оказывается, что очень многие из них чрезвычайно устойчивы, – они существовали во времена Брейгеля и задолго до Брейгеля, существуют и сейчас: тут ходят на ходулях, гоняют обруч, делают бумажные мельницы, волчки, стреляют друг в друга из лука, девочки играют в «дочки-матери». Но сама поза предполагает это.
Суть картины заключается в том, что художник сравнивает жизнь людей с играми детей. Художник выбирает высокую точку зрения, дальний план завершает цепью гор. Филипп II, король испанский, был ярым католиком. Ни один ребёнок не улыбается их веселье выглядит серьёзным, сосредоточенным14.
Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. Перед нами часть города, площадь с разнородными строениями. Калейдоскопичность ранних картин исчезает.
Каждый год подвластные Миносу Афины должны были приносить в жертву Минотавру прекрасных юношей и девушек. Игры физической направленности легко реконструируются, что говорит об их реалистическом характере. Охотники не пропадают, не растворяются в огромном пейзаже. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Огромная башня занимает большую часть площади картины. Картину Слепые Брейгель написал незадолго до смерти.
В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. Осень», «Охотники на снегу. Вот таким образом дети не обижаются или обижаются ненадолго, когда им выпадает участь побежденных. Поле зрения художника заметно сузилось. А вот девочка, удивленно и восхищенно глядящая на мальчика на высоких ходулях.
И художник это понимает. Труд его вечен, так как неразрывно связан с природой. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. «Об этой картине высказывалось много различных суждений.
В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары. Солнце печет и люди сгрудились, сидят близко друг к другу, чтобы попасть в тень дерева. Многие искусствоведы ставят в один ряд «Игры детей», «Фламандские пословицы» и «Битва Поста и Масленицы», связывая иногда их только по очередности создания, а иногда стремясь подчеркнуть их композиционную и идейную схожесть. Брейгель изображает городскую окраину.
Человечек помещен в прозрачный шар, увенчанный крестом. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. И почему Брейгель сделал кошелек красным и придал ему форму сердца. Этот каталог игр перекликается со знаменитыми каталогами Рабле из «Гаргантюа и Пантагрюэля», где он тоже перечисляет сотни и сотни игр, в которые играют его малолетние герои. Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.
Единственный портрет, который нарисовал этот художник — «Голова крестьянки». И дети играют не од- ни, а под присмотром взрослых. Резко обрисовывая и упрощая формы, он гиперболизирует характерные черты предмета, подчеркивает их интенсивным плотным цветовым пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым, коричневым) на светлом или коричневом фоне, умело используя колористические контрасты. Победители в играх завоевывали авторитет и признание.
В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Прозвище «Мужицкий» Питер Брейгель Старший получил для того, чтобы не путать его с сыном.
К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». А эта лампа погасла. А игры с «всадниками», взятием «пленных» и «выкупа» – об обычаях рыцарства. Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. Но им всем быть там же – и это неизбежно, это через мгновение произойдет: то, чего они сами не видят, со стороны видно с жестокой ясностью.
И кажется, что нет на свете игры, которую не показал бы здесь художник. Нужно внимательно всмотреться, чтобы увидеть в правом углу жалкие голые ноги, торчащие из воды. Перед Марией – трое волхвов. Под картиной подпись: Так как мир так обманчив, я ношу траур.