Там еёсчитают«одной из величайших картин эпохи Возрождения в Соединенных Штатах». Картина является первым крупным изображением сцены «Пира богов» в искусстве эпохи Возрождения. В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция «Пир богов». Картина Тициана Пир богов: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
«Пир богов» украшал замок Алнвик до 1925 г., когда один из герцогов продал его американскому миллионеру Питеру Уайденеру. Сделано это было для того, чтобы картина гармонично смотрелась с другой картиной в том же помещении — «Вакханалия». По обе стороны трона становятся Гера и Афродита. Картина предназначалась для украшения «алебастрового кабинета» в Кастелло Эстенсе – феррарской резиденции Альфонсо I дЭсте.
60). Как правильно отмечает Ф. Лиссараг: «вино – это благо, божественный дар огромной значимости, являющий собой параллель к дару Деметры – злакам». 54). Золотой дворец Зевса, построенный для него Гефестом.
Картина висела в феррарском замке до 1598 г., когда его увёз в Рим папский племянник Пьетро Альдобрандини. 53, Рис. Следует понимать, что эта связь была обоюдной, вычеркивая земной пир, пропадает божественный, но также, если бы в греческой системе мира не было бы пира богов, то симпозиума в его подлинном смысле скорее всего тоже бы не существовало. Без неразберихи, как водится, не обошлось. Однако следует отметить, что такой «ритуальный-божественный» пир был лишь частью большого пиршества, которое свершалась на отрезке после принятия пищи и до начала шумных развлечений, то есть вещей присущих лишь людской природе.
Это подтверждают изображения на вазах (см. О ходе пира небожителей, пишет Гомер: «Боги, у Зевса отца на помосте златом заседая, Мирно беседу вели посреди их цветущая Геба Нектар кругом разливала» (Ноm. После того как Мане представил публике картину «Завтрак на траве», Моне, недолго думая, написал свою с таким же названием. В 1529 году Тициан добавил горы за фигурами богов. Гора Олимп.
В 1913 году душевнобольной художник исполосовал ножом картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Он изменил ландшафт и добавил горы за фигурами группы Богов. С тех пор картина висит в Национальной галерее искусства (Вашингтон) Картина изображает два эпизода из поэмы Овидия «Фасты» : Приап пытался соблазнить спящую нимфу Лотос, но ему помешал заревевший осёл Силена. Только благодаря мастерской работе реставраторов полотно удалось восстановить.
Так на любом из них есть распорядитель (симпосиарх), который устраивает пир и следит за гостями. Кроме того, шутовство и танцы присуще лишь людскому пиру. С другой стороны, несмотря на все эти сходства поставить знак равенства всё же нельзя. Репин же, увидев позже восстановленное полотно, не заметил исправлений.
59, Рис. Тоже самое касается и поведение на пиршестве: достойные мужи должны знать меру в питье и веселье. Из этой цитаты можно заметить ещё одно сходство: наличие особой должности чашника. Есть такое предположение, что писать эту картину Джованни Беллини помогал другой известный художник Тициан, в частности именно он написал центральный пейзаж и пейзаж в левой части картины. Кроме того, прикоснуться к небожителям помогала особая атмосфера, которая создавалась как-раз тем, что люди омывались перед пиром и натирались маслами, а вокруг в это время тлели благовония. Это благо опьяняло и это его свойство, ощущения при этом в купе с мифологическим сознанием давало соответствующий эффект. 56, Рис.
Приложение 8, Лист 1, Рис. Приложение 8, Лист 2, Рис. Величественный, спокойный и едва ли не ритуальный эротизм доминирует на «Пире богов» Беллини, на котором некоторые из фигур откровенно классических с важным видом показывают нам одну грудь. Например, спор среди присутствующих из-за их места, о чём Плутарх пишет: «отвел мне такое непочетное ложе, что и эоляне и еще кто-то – все оказались выше» – а на пире Богов такой же спор произошёл у Геракла с Асклепием.
Помимо этого, общая атмосфера пира была схожей: везде было место музыке и песням. Антифан в «Тимоне» напротив пишет: «Вернулся с рынка: накупил вот ладану я на обол на всех богов с богинями для нас же, смертных, вот бычки отменные» – то есть мы видим, что во времена Классической Греции в понимании людей уже были сформированы четкие отличия божественной природы от человеческой и что бессмертным следует подавать особые «кушанья». Считается, что поначалу Беллини изображал на картине простых смертных, следуя ошибочной (вульгарной) интерпретации поэмы Овидия и вынужден был позже переделывать их в фигуры богов.
Так, в фильме «Одиннадцать друзей Оушена» между персонажами Джорджа Клуни и Джулии Робертс происходит следующий диалог:— Я всё время путаю Моне и Мане. Вначале они держатся весьма надменно. Тициан работал над полотном уже после смерти Беллини. 51, Рис. Судя по письменным источникам боги питались чадом исходившим во время жертвоприношений, амброзией и нектаром. Лосев, рассказывая о Теоксении.
«Блаженные боги Все пировали, сердца услаждая на пиршестве общем Звуками лиры прекрасной, бряцавшей в руках Аполлона, Пением Муз, отвечавших бряцанию сладостным гласом». Нигде в письменных источниках не встречается упоминания того, что перед пиршеством боги омывались и натирались маслами, тогда как человеческий пир без этого никогда не проходил. В настоящее время хранится в галерее National Gallery of Art, США, Вашингтон.
Получается этим действием люди приглашали богов разделить с ними трапезу. Собираются молодые боги, которые храбро дрались с титанами. Продолжая мысль о связи человеческого пира с божественным, нельзя обойти стороной конкретные примеры объединения данных пиршеств. Джованни Беллини Пиршество богов (1514) Холст, масло. Примеры таких сакральных трапез описывает и А. Ф.
По этому случаю готовится большое пиршество, которое продлится сто лет. Боги, сидящие и полулежащие, не обращают на них внимания. Понять, как выглядел данный праздник можно по данным вазописи. Ведь возлияние как акт, предшествующий распитию напитка, это приношение части вина какому-то богу, а что это как не приглашение.
55). Он изменил ландшафт и добавил горы за фигурами группы Богов. Il.
Мальчик с венком – юный Вакх. Да, они оба ритуализированы, но ритуалы отличались. Картина входит в цикл полотен на мифологические темы, написанные Беллини («Поклонение богов», 1514), Тицианом и Доссо Досси по заказу герцога, вероятно, по рекомендации одного из придворных учёных. Например, Иксион и Тантал бывали на пирах небожителей, хотя для них это закончилось трагично, как пишет Лукиан: «так как они были гордецами и болтунами, то подвергались и подвергаются еще сейчас наказанию – а небо недоступно смертному роду и запретно». Приложение 8, Лист 3, Рис. 52). Данное подражание помогало им приблизиться к Олимпийцам, через пение пеана и возлияния люди могли почувствовать их невидимое присутствие. Например, у Лукиана сказано: «Деметра раздала нам хлеб, Дионис вино, Геракл мясо, Афродита миртовые ягоды, а Посейдон какую-то рыбешку».
Приложение 8, Лист 2, Рис. В 1942 г. Уайденер преподнёс свою коллекцию в дар американской нации. Приложение 8, Лист 1, Рис. 58). Его потомки владели полотном до XIX века. IV, 5). Джованни Беллини Пиршество богов (1514) Холст, масло.
Во-первых, оба пира ритуализованны, то есть имеют четко слаженный порядок проведения. Тициан работал над полотном уже после смерти Беллини. Мы видим пустое ложе с лирой, данный инструмент был атрибутом Аполлона, то есть это ложе скорее всего предназначалось для него, а рядом вероятно находятся приспособления, где раскуривались благовония (см. 57).
Особую роль в этом действии играло вино. Ведь это не боги «подражали» грекам, устраивая на небесах пиршества, а это греки подражали богам. Оба жили в конце ХIХ века в Париже, общались друг с другом и были почти однофамильцами. Кроме того, застольные беседы присущи как человеческому, так и божественному пиршеству.
После смерти Беллини в 1516 году Тициан, видимо изменил ландшафтный фон картины для того, чтобы он подходил к другой его картине в собрании герцога «Вакханалия» (1518 – 1523). Приложение 8, Лист 2, Рис. Афиней, ссылаясь на Симонида, говорит о важности ритуалов, что «пирушка скорее смахивает на трапезу неряшливой жены», если проходит без обрядов. Также важным отличием является рацион.