Длятворчества Пикассо обе «критские» темы– «Тавромахия» и«Коррида»– свои, почти биографические. Начиная с1933года Пикассо выполнил три серии офортов Минотавромахии, сделал обложку дляодного излучших журналов искусств «Минотавр», завершая тему знаменитой «Герникой».
Красочный наряд тореадора делает его похожим одновременно на священника и атлета. Внимание сразу же привлекает контрастное сочетание нежного песочного и ярко-алого цвета. Героями работПикассо в основном становятся нищие, слепые изможденные матери с детьми. Такого еще никто не делал. И на корриду я не пойду, сочувствуя не ему, а матадору.
Нагнув рога, он бросается в бой со стремительностью ядра и инерцией поезда. На корриде всегда проливается кровь – это ещё один мотив выставки и также дуальный символ: это и жизнь и смерть и, конечно, страсть либо её невозможность (например, портрет Ольги Хохловой 1917 года, на котором изображена холодная красавица и этот холод так выводил из себя Пикассо). Надругом уровне сознания, виной цивилизации иных формах языка ит. д.
Картина, выполненная масляными красками «Плачущая женщина», написана в 1937 году. Негатив, матрица сна. В музее им И. Н. Крамского 27 января открылась выставка литографий Пабло Пикассо «Параграфы». Она годами терпела его капризы, депрессии, мнительность, следила за его диетой. Этото, очем стихи Мандельштама: «И, может быть, догуб уже родился шепот / ивбездревесности кружилися листы». Она превратила его в классический светский салон с уютными канапе, портьерами и зеркалами. Она начала учить испанский, чтобы разговаривать с мужем на его родном языке.
Пабло купил машину, нанял шофера, обзавелся дорогими костюмами. В 1954 году он написал портрет женщины в полосатом платье, сидящей на корточках. Но почему-то завидовал тому, другому Пикассо, который носил когда-то костюм механика и ютился с Фернандой в продуваемом ветрами «Бато-Лавуаре». Противостояние быка и тореро, кульминация жизни, воплощенной в натиске животного и смелости укротителя искрящее всюду на стадионе дыхание смерти истинная мужественность, предел напряжения и ощущение, что это может оборваться в любую секунду, — все это пленило Пикассо и как творца и как человека. Пикассо всегда боялся быть один.
Продолжая порыв, туша еще несется вперед, но это уже не крылатый порыв, а судорога трупа. Главным пристанищем страсти, безусловно, являются отношения мужчины и женщины. Сюжеты гравюр впечатляют своим разнообразием: «Мастерская скульптора», «Рембрандт» и «Коррида», «Битва любви» и «Портреты Воллара», жанровые сценки история Пигмалиона и Галатеи. Длятех, ктонаселял некогда остров Крит (илиспециально туда приезжал), Бык был темже, чтодляПикассо. Бой завершился смертью одного и победой обоих. Дон Хосе знал все тонкости ее и с удовольствием рассказывал о них своему сыну.
Передвижную экспозицию подготовила питерская компания «Арт-центр в Перинных рядах». Последние годы гения были наполнены злобой и распрями. Сегодня это испорт имастерство строжайших правил.
Это последняя работа Пикассо в серии работ, нарисованных в знак протеста. Идея довоплощения. И хотя в экспозиции не подлинники, а литографии, сделанные в основном в 60-е годы, есть, как минимум, пять причин посмотреть выставку «Параграфы». В момент высшей сосредоточенности все движения приобретают обманчивую замедленность.
Ноглавное– тема хтонического единоборства, торжества воли надхтоническим беспамятством. И хотя Пикассо в детстве играл в тени, отбрасываемой этим памятником жертвам восстания, он не помнил, чтобы его родители каким-либо образом проявляли интерес к реформаторским течениям, которые время от времени возникали в Малаге или вообще обращали внимание на всплески политических страстей. Сдержать этот приступ может лишь то, что сделало нас царем природы: воля и интуиция. Их умирающие отношения несколько оживило рождение сына Паоло.
Отвага и мастерство противопоставляются яростному натиску разъяренной силы. Трибуны занимают все края тарелок, днопо-прежнему отдано мистерии, ужесовременной. Коррида всегда была страстью известного художника Пабло Пикассо. В 1814-1816 годах в перерывах между работой над офортами из знаменитой серии «Бедствия войны» 60 летний Гойя обращается к теме корриды, создавая серию офортов, вошедшую в золотой фонд мирового изобразительно искусства под названием «Тавромахия».
Он уходит в разгаре сил, красоты и ярости, сполна прожив свою жизнь. Пабло Пикассо отождествлял себя со своими минотаврами. Условно, снамеком натрибуны Кносса изображение людей. Первое блюдо– идеально белое, безединого цветового пятна. Пикассо она напоминала алжирку с картины Делакруа «Алжирские женщины». Образ Кармен был навязчивой идеей Пикассо, на протяжении всей его творческой жизни.
Как и многие испанские дети, Пикассо увидел корриду в ранние годы. Пикассо был великолепным мастером такого сложносочиненного жанра, как Livre dartiste (Книга художника). Мне б его не глушить, а расслышать. Бык не выдерживает первым. Сейчас оно хранится в Центре искусств королевы Софии в Мадриде. Вместе с Пикассо они собирались покорить мир.
Но то, что она называла уютом, он считал рутиной, губящей творчество. В его профессии есть что-то от живописца. Коллажи стали новым витком развития кубизма. Автор публикаций, в числе которых «История Мадрида через его памятники», «Испания: праздник каждый день с марта по октябрь», «Тореро – последний мифологический герой», «Веласкес, Гойя и Пикассо применительно к маркетингу предприятий». Спасти Паблито не удалось. Его похоронили в той же могиле на кладбище в Канне, где покоится прах Ольги. 6 июня 1975 года от цирроза печени умер 54-летний Поль Пикассо. Его двое детей – Марина и Бернар, последняя жена Пабло Пикассо Жаклини еще трое внебрачных детей – Майя (дочь Мари-Терез Вальтер), Клод и Палома (дети Франсуазы Жило) – были признаны наследниками художника. Начались долгие баталии за наследствоМарина Пикассо, унаследовавшая знаменитый особняк деда «Резиденция короля» в Канне, живет там со взрослыми дочерью и сыном и тремя усыновленными детьми-вьетнамцами. Она не делает между ними никакого различия и уже составила завещание, по которомувсе ее огромное состояние после кончины будет поделено на пять равных частей. Марина создала носящий ее имя фонд, который построил в пригороде Хошиминадеревушку из 24 домов для 360 вьетнамских сирот. Пабло Пикассо считается одним из основателей кубизма и авторов коллажа.
Я, например, не собираюсь. Семья обосновалась в двухэтажной квартире на улице Боэси. Вследующих тарелках постепенно разрастается история зарождения корриды. Мастер женился на своей «звезде сераля» и поселился с ней на вилле «Ла Калифорни» близ Канн.
Незадолго до смерти отличавшийся пророческим даромхудожник сказал: «Моя смерть станет кораблекрушением. Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку». Дляиспанца Пикассо– это Бык.
Большая часть работ «сюиты» – офорты, остальные выполнены сухой иглой и акватинты. Один этаж Пикассо отвел под свою студию, другой был отдан жене. ит. д., нотемже устойчивым «дном» сознания. В 1912 году художник создал «Натюрморт со сломанным стулом», соединив в картине кусок промасленной ткани и сиденье настоящего стула. Мне, повторяю, не жалко быка. Кажется, что матадор остановил время.
Хотя, если присмотреться, можно отметить, что используется не так много оттенков: все тот же песочный, алый и насыщенный синий. На корриде всегда проливается кровь — это ещё один мотив выставки и также дуальный символ: это и жизнь и смерть и, конечно, страсть либо её невозможность (например, портрет Ольги Хохловой 1917 года, на котором изображена холодная красавица и этот холод так выводил из себя Пикассо). Будучи близко знакомым с целым рядом выдающихся тореадоров, хорошо видя и отчетливо осознавая оборотную сторону действа, Гойя сосредотачивает свое внимание на передаче жестокости, откровенности и драматичности зрелища. Оно было создано художником после трагического события 26 апреля 1937 года. Позировала для картины (как и для целой серии других картин) Дора Маар, которая сама работала профессиональным художником.
Столкновение неизменно сопровождается жестокостью, страданием, смертью. Дело не в том, что мне больно смотреть на быка. Он заказал ему серию гравюр, получивших название «сюита». Мне не жалко рожденного для этого часа быка. Ее голос звучит во мне все слабее.
К работе над картиной он приступил 1 мая и завершил ее в кратчайшие сроки – к 4 июля. Произведения художника наполнены чувством тоски, одиночества, скорби. Для Пикассо олицетворением этой страсти стала Кармен — символ трагической любви, один из самых узнаваемых образов литературы и одна из визитных карточек Испании (опять же, наряду с корридой). У быка не осталось дел и долгов и шпага принесет ему меньше мучений, чем старость. Постепенно Жаклин настолько подчинила себе художника, что почти все решала за него. Полученное им в раннем детстве образование ничем не отличалось от того, которое имели окружающие его дети.
Ольге хотелось одного – тихого семейного уюта. Художник обожал мальчика, каждый месяц писал его портрет. Сохранение этой традиции в Испании (при утрате ее в других европейских странах) свидетельствует о том, что коррида чем-то импонирует испанскому характеру. Он создал более 200 работ в разных техниках, связанных с этим произведением Мериме.
Коллекция «Сюита Воллара» состоит из 97 гравюр и 3 портретов Амбруаза Воллара (Ambroise Vollard) – парижского торговца предметами искусства, организовавшего первую выставку Пикассо в Париже в 1901 году. Собаки нападают стаей, кошки — из-за угла, но бык — всегда в центре событий. Изрителей становится больше, всебольше участников корриды. В Древней Греции во время буфонии (празднование в честь Зевса во время сбора урожая), был обязательный обряд ритуального состязания с быком и принесением его в жертву.
Ранние работы Пабло Пикассо на выставке в музее Крамского представлены серией работ «Голубой цвет Барселоны» (Les Bleus de Barcelone). Первая нужна, чтобы не дрогнуть, дожидаясь нужного момента, вторая — чтобы выбрать его. Пабло Пикассо был поражен случившимся. Так и произошло. После смерти Воллара в 1939 году, маршан Анри Петье (Henri Petiet), ставший владельцем «Сюиты», начал продавать разрозненные гравюры всем желающим. К лучшим его работам относятся оформление «Двенадцати поэм» великого испанского поэта Гонгоры (Luis de Gongora y Argote, 1561-1627), 125 литографий для сборника стихов «Песнь мертвых» Пьера Реверди (Pierre Reverdy).
Действия, посвященные этим битвам, отображаются на многих полотнах автора. Илимассовый гипноз исторического сна. В этих работах Пикассо, значительная часть которых представлена на выставке, тема единоборства постепенно приобретает характер драматургии, а сам представленный трагически-праздничный ритуал игр с быком обретает глубокий философско-психологический смысл народной традиции. Франсиско Гойя возвел бой быков в ранг искусства, благодаря серии гравюр «Тавромахия». Вошедшая до рукояти шпага убивает быка раньше, чем он об этом узнает.
После свадьбы Хохлова оставила балет. Пикассо долго подбирал ключи к Ольге, а она оказалась незапертой дверью. Ольге были неинтересны друзья мужа, его раздражали ее гости – великосветские бездельники. Но самым известным является именно «Коррида».
На выставке «Параграфы» в серии «Папье-Колле» (Papiers Colles) есть несколько литографий коллажей, которые делал Пикассо. Пикассо захотел передать боль испанского народа. Произведение «Герника» получилось грандиозным – длина почти восемь метров, а ширина – более трех.
Постепенно Пикассо находит собственный стиль. ДляПикассо коррида была нетолько национальным видом спорта. В начале 1900-х годов художник живет на два города – в Барселоне и Париже. Ей удалось внушить мужу, что его дети только и ждут его смерти, чтобы получить наследство. В 1948 году Пикассо создал знаменитую серию литографий и гравюр «Кармен», по мотивам новеллы П. Мериме, повторно изданную в 1960 году. Трудно спорить с теми, кто считает корриду варварским зрелищем. Для Жаклин он был божеством, она называла его «монсеньор» – как епископа.
Картина, как и многие другие, написана сочными размашистыми мазками. Считается, что картина продолжает тему трагедии в след за картиной «Герника». Я понял, до какой степени он является тореадором (лучшие тореадоры — цыгане) и почему все, что бы он ни делал, представляло по сути дела корриду». Новую фаворитку звали Жаклин Рок. Одно из самых знаменитых произведений Пикассо – масштабное полотно «Герника».
Пикассо, завсегдатай и знаток коррид, в начале 60-х годов века создает графическую серию «Быки и тореадоры» (Toros y Toreros). Возникает тема единоборства, постепенно становясь драматургией. А. С. Пушкина. Лишь вдоволь упившись пестрой параферналией корриды, вы начинаете уважать компактную, как в 16-цилиндровом «Ягуаре», мощь быка. Вочеловеченье. Быкстановится явленным, цветным, воплощенным.
Люди на трибунах изображены с помощью крупных пестрых мазков.