Хотя обычная публика пребывает в ужасе от кубистических экспериментов, его картины охотно покупают коллекционеры и галерейщики, а критики без устали допытываются, что именно хотел сказать Пикассо и как он это придумал. Летом и ранней осенью 1912 Пикассо представил серию кубистических картин с музыкальными инструментами. Пикассо стал кубистом и оставался таковым довольно долго, до 1916г. В это же время заканчивается и кубистический период в творчестве Пикассо, хотя в некоторых произведениях художник использует отдельные кубистические приёмы вплоть до 1921 г. П. Пикассо «Три музыканта» (1921). Наиболее известными художниками-кубистами были, кроме уже названных нами, Фернан Леже, Марсель Дюшан, скульптор Александр Архипенко и др. Но отдельные приемы кубистического стиля Пикассо еще долго будет использовать в своих работах.
Эта работа была первой кубистической работой Пикассо, которую С. Щукин приобрел в Париже. С конца 1907 Брак и Пикассо начали работать в кубистическом стиле.
В 1925 начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Фигура, сидящая спиной, обернулась и пристально взирает на зрителя. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года – канун первой мировой войны. Прослеживается следы влияний: ассирийских рельефов, африканских масок. Пабло Руис Пикассо (Picasso Pablo) испанский художник и скульптор, с 1904 года проживавший во Франции.
Его фигуры похожи на скульптуры. В композициях с обнаженными фигурами и портретах преобладают два женских типа — ясный и спокойный образ (Мари Терез Вальтер) и печальный и трагический (Дора Маар). Послевоенный творческий период Пикассо можно назвать счастливым. Начало оживления жизни. В это время появляется прием, характерный для портретов Пикассо, — совмещение фаса и профиля («Девушка перед зеркалом», 1932 «Сон», 1932 «Мари Терез Вальтер», 1937 «Дора Маар», 1937). По Делакруа (1955) Менины. Особую роль в этот период сыграло создание папье-колле – своеобразных коллажей.
Его сопровождают пляшущие призраки. С одной стороны— коммунист, прогрессивный деятель, борец за мир и трогать его было опасно с другой Дело не в том, что, с их точки зрения, он был «буржуазный формалист», с этим еще можно было примириться, главное— он был великий мастер и при сопоставлении с его работами все великие достижения советского искусства меркли и отбрасывались на столетие назад.
Кроме того, стоит отметить следующие работы Пабло Пикассо: «Женщина в рубашке», «Туалет», «Мальчик, ведущий лошадь», «Акробаты. Перспектива изображена неправильно: создаётся впечатление, что Пьеро и Арлекин находятся в разных пространственных измерениях. Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки («Фабрика в Орта-де-Эбро», 1909), увеличивает и ломает объёмы («Портрет Фернанды Оливье», 1909), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твёрдым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины («Портрет Канвейлера», 1910).
По возвращении Пикассо завершает портрет «Гертруды Стайн» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), пишет страшных, «Варварских обнаженных» (Нью-Йорк, Музей современного искусства). Смерть тореро», 1933 «Коррида», 1934). Далее Пикассо начинает писать «Авиньонских девиц». Третий этап назван «Синтетическим» кубизмом, в нем работы художника принимают декоративный и контрастный характер. В конечном счете его знают по самому первому и последнему. Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. Следуя советам Сезанна, а также находясь под впечатлением от искусства изображения африканских масок, в 1907 году Пикассо создает свою первую картину, написанную в стиле кубизма «Авиньонские девицы» (дерзкие, рубленые линии, заостренные углы, практическое отсутствие теней, тон нейтральный, близкий к натуральному).
Известный русский коллекционер и большой поклонник таланта художника С. И. Щукин, увидев ее в мастерской, со слезами на глазах воскликнул: «Какая потеря для французской живописи. » К счастью, многочисленные нападки критиков оказались лишь стимулом для дальнейших творческих поисков Пикассо. Пабло Пикассо (Пабло Руис-и-Пикассо) – знаменитый испанский художник, вместе с Ж. Браком является основателем течения "кубизм" в живописи. В начале Первой мировой войны Брака отправляют на фронт.
Его гражданская позиция совершенно ясна. В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся18. В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. Художник писал: «Искусство – это ложь, которая помогает понять нам правду». Но в реальном мире объекты могут существовать и в темноте и человек автоматически воспроизводит их в памяти по тактильным ощущениям и, таким образом, «видит» и без света.
Именно в этом городе он увлекся керамикой. Поразительна по сочетаемости несочетаемого акварель «Обнаженная на фоне пейзажа» (1933). Спустя еще четыре года родители приняли решение устроить его в лучшую на тот момент передовую школу искусств – «Сан Фернандо» в Мадриде. Такова картина «Баркасы на пляже» (1929), глядя на которую можно узнать черты северного побережья Франции с его песчаными отмелями и высокими утесами. Никто из критиков не смог дать удовлетворительного объяснения этим странным, дерзким композициям, даже если это были действительно превосходные картины (Менины, 17 августа 1957, Барселона, музей Пикассо). Новое направление было в большей степени продиктовано желанием продолжить экспериментальные поиски в области формы. И деформация, к которой прибег Пикассо имела глубокое обоснование. Как рассказывала Рок, маэстро привык к тому, что она постоянно рядом с ним и постоянно спрашивал: «Жаклин, ты здесь. ».
Различия между пространством и формой стираются. В своём кубистическом изображении окружающий мир кажется хаосом из которого с трудом появляются некоторые «начальные элементы», напоминающие фигуры людей и предметов. В композиции включаются шифрованные телефонные номера имена любимых, названия улиц и богемных питейных заведений («Харчевня (Ветчина)», 1912 «Ресторан: индейка с трюфелями и вином», 1912, «Обнаженная, Я люблю Еву», 1912). Что же «хотел сказать» художник и что так смутило в ней зрителей.
Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Брак, вводят в свои картины типографский шрифт, элементы обманок и грубые материалы – обои, куски газет, спичечные коробки. Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет главную тему картины Герника, самого знаменитого его произведения, которое он пишет через несколько недель после разрушения немецкой авиацией маленького городка басков и которое знаменует начало его политической деятельности (Мадрид, Прадо до 1981 картина находилась в Нью-Йорке, в Музее современного искусства). В настоящее время «Любительница абсента» хранится в Эрмитаже, попав туда из частной и весьма внушительной коллекции работ Пикассо (51 произведение) С. И. Щукина после революции.
Увлеченный искусством Матисса, он примыкает в 1906 году к «фовистам» и создает серию пейзажей, которые словно вбирают в себя всю силу южного солнца и яркость красок Прованса. Свой редкий талант Пабло проявил в нежном возрасте 10 лет, когда он закончил свою первую картину под названием «Желтый пикадор», на которой изображен человек верхом на лошади во время корриды. Это трагическое событие сильно потрясло художника. В подобной манере художник пишет серии натюрмортов («Натюрморты на круглом столе», 1918-1942 «Камины», 1922-1927 «Биллиарды», 1944-1952). За два месяца Пикассо создаёт свою «Гернику»— громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже.
О Пикассо никто не говорит спокойно одни его ругают, другие превозносят. По Веласкесу» (1957) «Завтрак на траве. Сюжеты картин художников-кубистов (пока мы говорим только о творчестве Пикассо и Брака) незамысловаты, особенно это относится к раннему периоду – его называют «сезанновским» кубизмом (1907-1909). По мнению искусствоведов, картина открывает «голубой период» творческой деятельности Пикассо, наполненного драматическими событиями в его жизни. Пикассо, "Гитара и скрипка", 1913 Ж. Брак, "Женщина с гитарой") появляется интерес ко всякого рода фактурным эффектам — наклейкам (коллажам), присыпкам, объёмным конструкциям на холсте, то есть отказ от изображения пространства и объёма как бы компенсируется рельефными материальными построениями в реальном пространстве.
Но если на картине присутствует только вышеупомянутая схема, невозможно понимать ее как «изображение» внешнего мира – зритель только и увидит, что плоскости, цилиндры, кубы и т. п. Пикассо трижды приезжал в Париж, а в апреле 1904 г. окончательно туда переселился. Их отчасти удлиненные тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко.
В 1908 в Париже образовалась группа «Батолавуар» («Лодка-плотомойня»), куда входили Пикассо, Ж. Брак испанец X. Грис, писатели Г, Аполлинер. На данном этапе «реальные» объекты Брака начинают играть особенную роль в кубистических произведениях. Гений Пикассо обнаружил себя рано: в возрасте 10 он написал свои первые картины, а в 15 он блестяще сдал приемный экзамен в Школу изящных искусств в Барселоне. Отец будущего художника получил предложение о работе преподавателя в Ла-Корунье в 1891 году и вскоре семья переехала на север Испании. («Женщина в кресле», 1927, «Художник и его модель», 1927, «Стоящая купальщица», 1929). Пабло Пикассо (1881–1973) изображает обнаженных женщин весьма необычным способом.
По Веласкесу (1957) Завтрак на траве. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968). Это полотно было создано в Мадриде и используемый искаженный стиль напоминает Эль Греко.
Все большее разложение и искажение формы (особенно периода аналитического кубизма) привело к тому, что зрители стали воспринимать кубистические картины как абстрактные. Колористическая палитра, оттеняя отдельные стороны объекта, подчеркивала и дробила объем. Коричневый цвет выходит за рамки общей цветовой гаммы картины. Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы, колористически и ритмически организованные цветовые поверхности, передающие одно и то же абстрактное «становление» движущейся материальной субстанции. Ярким примером «голубого» периода является работа «Любительница абсента» (1901). История искусств не знала художника, творчество которого вызывало бы столько споров.
Все они демонстрируют зрителю красоту и редкую для картин художника безмятежность. В его работах этого периода преобладает сине-зеленая палитра.
Например, «Арлекин», «Три музыканта», «Натюрморт с гитарой» (на фото выше). Люди приводили на выставку своих детей. В начале 1907 года картина была завершена. Аналитический кубизм (новая система живописи, созданная Пикассо и Жоржем Браком около 1909 года) заключается в одновременном изображении на полотне нескольких сторон одного предмета, как бы видимых с разных точек. Он пишет в это время в основном натюрморты, в которых «кубы» «Домов в Эстаке» начинают дробиться на мелкие грани, заполняющие всю поверхность холста.
Художник изображает кровавые драмы корриды («Коррида. Девушка справа равнодушно смотрит через раздвинутый занавес. Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Он увидел возможности нового художественного метода.
Эта картина – стратегия будущего развития кубизма в творчестве Пикассо. Кубизм отвергал традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства. Эта картина оказалась первой из произведений художника, которую приобрел музей. Поздний кубизм вплотную приблизился к абстрактному искусству ("абстрактный кубизм" Р. Делоне), одновременно через увлечение кубизмом прошли, преодолев его воздействие, некоторые крупные мастера 20 в., стремившиеся к выработке современного лаконичного экспрессивного художественного языка, — мексиканец Д. Ривера, чехи Б. Кубишта, Э Филла итальянец Р. Гуттузо, поляк Ю. Т. Маковский и др.
Общественный резонанс произведения Пикассо был огромен. В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. В этих обстоятельствах в начале 1902года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903—1904 годах был назван «голубым». Он откликался на все актуальные события времени.
Это был его аналитический кубизм (1909-1912), когда Пикассо решил разрушить знакомый мир изобразительной простоты, разделить его на части, отдельные геометрические формы и соединить снова, как будто создать новую вселенную. Хотя в дальнейшем художник продолжает использовать отдельные его приемы в процессе создания последующих произведений («Три музыканта», 1921 «Женщины, бегущие по берегу», 1922). Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»). Но отказ от декоративной вычурности раннего творчества происходит во время поездки летом 1906 в Андорру, в Госоль, где он впервые обратился к «примитивизму», чувственному и формальному, который он будет разрабатывать на протяжении всей своей творческой карьеры. Может ли художник быть человеком серьезным.
Но между ними не было резкого разрыва, как кажется сначала. Пикассо – истинный вдохновитель почти всех художественных направлений двадцатого столетия. Г. Стайн и др. "Мать и дитя" (1922), портрет сына Поля (1923) являются характерными произведениями того времени. В начале 30-х годов он создает в Нормандии ряд морских видов, затем пишет интерьеры, в которых размещаются столы с натюрмортами или задумчивые женщины с совмещенным фасом и профилем, очерченные извилистым «барочным» контуром.
Синяя Комната Пикассо (1901, Собрание Филипса, Вашингтон) отражает влияние этих художников и одновременно показывает эволюцию творчества Пикассо в голубой период, который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение последующих нескольких лет. С. Малевич, В. Е. Татлин), немецких художников "Баухауза" (Л. Яркие цвета используются как можно меньше. В период «синтетического кубизма» Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной «натурой». Кyбизм – (фpaнц.
В 1953 Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. В 1918 г. Пикассо вступает в брак с русской балериной Ольгой Хохловой, у них рождается сын. В 1908-1909 годах и Брак и Пикассо ищут приемы за пределами кубизма. Преодолев первоначальное отвращение, Щукин понял силу и выразительность «этих скандальных картин» и стал первым коллекционером кубизма в России. П. Пикассо «Авиньонские девицы» (1907). Многих удивляло в «Автопортрете художника с палитрой» близкое сходство его с двумя центральными фигурами, взгляд которых предаётся остальным участникам композиции Авиньонских девиц.
., на что тот ему ответил: Это сделали вы. Таков язык Пикассо. Существовали правила, в рамках которых все творили.
С последней картиной, на которой изображены ужасы войны, связана одна известная история. Пикассо, "А. Абстракция же зачастую лишает большинство зрителей этой возможности.
Можно было б назвать ее «Слепой музыкант», но художник сделал акцент на старости, в которой единственной отдушиной является творчество. Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неровны по качеству (Мастерская в Каннах, 1956, Париж, музей Пикассо). Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. Американский искусствовед Дж. Можно смело утверждать, что именно с нее началось творчество Пабло Пикассо.
Ж. Брак считал, что «чувства деформируют, рассудок – формирует». Самая ранняя картина Пабло Пикассо – Пикадора, которая была написана в 8 лет. В жизни Пабло появляется модель Фернанда Ольвье, которая стала его вдохновителем. В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903 Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен») движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901 «Женщина с шиньоном», 1901 «Свидание», 1902 «Нищий старик с мальчиком», 1903 «Трагедия», 1903). Картины становятся монохромными исчезает перспектива.
В дальнейшем он неоднократно возвращался к античной тематике (цикл иллюстраций к Гесиоду, многочисленные литографии, офорты и пластические произведения с изображениями греческих божеств и т. д. ). Оккупация не ослабила деятельности Пикассо: портреты, скульптуры (Человек с агнцем), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи (Натюрморт с бычьим черепом, 1942, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия). «Девочка на шаре» – наиболее символичная картина «голубого периода» и одна из его наиболее привлекательных картин. Стиль этот будет развиваться уже в Барселоне, когда художник возвратиться.
В это время с пониманием художник относится к оступившимся, униженным судьбой и бедностью. Холст, масло. Разрыв с традиционными канонами инициатором которого в 1907 году был Пабло Пикассо, когда под его решительной кистью возникли четкие фигуры «Авиньонских девиц», знаменовал собой рождение нового порядка и последствия этого переворота отразились на современной действительности. Но вместо прежних текучих форм появляются мощные геометризованные объемы, буйство красок, праздничное горение цвета сменяются аскетичной «сезанновской» гаммой приглушенных желтовато-охристых, зеленых и серо-голубых тонов, а динамизм сочетается теперь с непоколебимой статикой. Идолоподобные застывшие фигуры небрежно вытесаны из твердого дерева или камня.
Цвет играет роль только постольку, поскольку он помогает изображать объемы». Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер.
Полотном "Авиньонские девушки" (1907) Пикассо, как уже было сказано, отметил рождение кубизма. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты— клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905). Cпeцифичecким вapиaнтoм интepпpeтaции кyбизмa нa pyccкoй пoчвe cтaл кyбoфyтypизм. В картинах преобладают идиллические мотивы, трактованные в примитивистской манере. Музей современного искусства, Нью-ЙоркВ 1907 г. им были написаны «Авиньонские девицы». На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931).
Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, как бы «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Он сложился под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Аполлинер и Жакоб были очень хорошими друзьями Пикассо в течение 1910-х годов.
В это время он вместе со своим другом Карлосом Касахемасом (Carlos Casagemas) уезжает в Париж, где его друг кончает жизнь самоубийством. Это последняя работа Пикассо в серии работ, нарисованных в знак протеста. О Пабло Пикассо слышали все. Речь идет о «погружении» мира в единственную тональность, о появлении между глазом художника и миром иллюзорных очков. Некоторые из них (Коза, 1950 Обезьяна с малышом, 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. Испанцы плакали на выставке, стоя перед "Герникой".
После импрессионистов были и другие революционеры, сильно повлиявшие на развитие живописи. Панно символизирует новые времена, массовую смерть, воплощает трагедию и гнев. Творчество Брака не ограничивается живописью и графикой. Одноцветность означает упрощение, стилизацию, унификацию, указывает на чисто формальную идею мира – «окрашенную идею». Тогда были написаны: «Шут», «Сидящий арлекин», «Девочка с козлом» и др.
После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя. Это панно стало главным событием международной выставки. Считается, что картина продолжает тему трагедии в след за картиной «Герника». Пикассо создал более чем 20 тысяч работ.
В это время Пикассо создает костюмы к новаторским постановкам дягилевской балетной труппы, в том числе к балету «Парад» на музыку Сати. Взлет был спровоцирован и произошел после продолжительной депрессии, вызванной смертью близкого друга Карлоса Касагемаса. В 1954 Пикассо встречается с Жаклин Рок, которая в 1958 станет его женой и вдохновит его на серию очень красивых портретов. Там Пикассо погрузился в творчество, а Жаклин следила за тем, чтобы его не беспокоили.
С конца 1909 года Брак работает в тесном контакте с Пикассо и вслед за ним вступает в период «аналитического кубизма». То же самое выражение, одни и те же глаза, сходство лиц, аналогичные цветовые тона. Публика орала: Русские боши, долой русских, Сати и Пикассо. Подобная характеристика была подхвачена журналистом Луи Векселем в рецензии на выставку картин Жоржа Брака (1882— 1963), проходившую в Париже в ноябре 1908 г. и ставшую большим событием в художественной жизни Европы.
Нередко он переосмысливает темы живописи известных мастеров прошлого. И как бы ни пытались отделить «настоящего» Пикассо от «ненастоящего» времен «голубого» и «розового» периодов, несомненно, что именно тогда сформировались основные нравственные принципы его искусства, моральные критерии, гуманистические идеалы, глобальные темы творчества. Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932).
Художник написал апокалипсическую картину гибели человечества. С нее начинается новый период в его творчестве, так называемый неоклассицизм. Когда в 1907 году Пикассо представил работу «Авиньонские девицы», это произвело шок на публику. В "Девочке на шаре" (1905) различие, даже противоположность и вместе с тем взаимосвязь двух образов достигается контрастным сопоставлением двух разных силуэтов (легкость и хрупкость девочки и тяжеловесность мужчины).
В другую группу, возникшую в 1911 в Пюто под Парижем и оформившуюся в 1912 на выставке "Сексьон дор" ("Золотое сечение"), вошли популяризаторы и истолкователи кубизма — А. Глез, Ж. Метсенже, Ж. Виллон, А. Ле Фоконье и художники, лишь частично соприкоснувшиеся с кубизмом, — Ф. Леже, Р. Делоне, чех Ф. Купка. Пикассо выступил здесь как художник-борец, яростный обличитель фашизма. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г. Аполлинер. По Курбе» (1950) «Алжирские женщины. Вместе они отправились путешествовать по Европе и даже планировали пожениться, но тут Пикассо постигло самое большое разочарование – в 1915 году Ева заболела туберкулезом. Кубизм Пикассо преобразовал систему художественных представлений знаменитого русского коллекционера Сергея Щукина. Новаторство кубистов.
Их наводняет тематика старости, смерти, нищеты, уныния и меланхолии. Когда мальчику было восемь лет, его семья переехала в Гавр. Затем семья перебралась в один из красивейших городов – Барселону.
В 1902 года он вновь вернется в Барселону, однако остаться в ней так и не сможет. Немецкая оккупация не могла испугать Пикассо: он оставался в Париже с 1940 по 1944 год. Пикассо, "Три женщины", 1909, Ж. Брак "Эстак", 1908).
Кубизм. На холсте изображены мощные объёмы, а цвет этот объём усиливает ещё больше. С чистой же абстракцией это далеко не всегда возможно.
Многие образы «Герники» — девушка со свечой, плачущая женщина, мать с ребенком, умирающая лошадь — стали символами протеста против военной агрессии. Некоторые историки, однако, считают, что «Три музыканта» — это запоздалый ответ Пикассо Матиссу и его «Уроку фортепиано». Вслед за Сезанном, который утверждал, что: «следует не воспроизводить натуру, а представлять ее, но какими изобразительными средствами.
Художественный ответ, данный Пикассо на этот вопрос, прост, как все гениальное. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения (Портрет художника, в подражание Эль Греко, 1950, частное собрание) и элементы тавромахии (возможно, потому, что Пикассо был страстным поклонником популярного на юге Франции боя быков), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968). В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо.
Каретников, вышедшая в 1967 году. Пикассо подолгу живет на юге Франции, недалеко от Канна. Пикассо объяснял: «Я сделал половину картины, я чувствовал, что это не то.
Использование геометрических фигур, представляющих все грани объекта, знаменует собой разрыв с перспективой (глубиной). С 1905 и, вероятно, уже под влиянием Сезанна, он стремится придать формам больше простоты и значительности, в меньшей степени, однако, отразившейся на его первых скульптурных работах («Шут», 1905), нежели в произведениях эллинизирующего периода («Мальчик, ведущий лошадь», Нью-Йорк, Музей современного искусства). Ж. Брак, одним из первых увидевший это произведение, возмущенно заявил, что Пикассо хочет заставить его «есть паклю и пить керосин».
Здесь уже заложены основы концепции кубизма. Ивану Морозову она продала картину за 13 тысяч франков. Он создал утонченную и экспрессивную скульптуру, перекликающуюся с греческой архаикой. В 1937 году симпатии Пикассо— на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фрнко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолётов над позициями франкистов). Мария Тереза была верной спутницей, стойко перенося творческие и любовные метания творца, поддерживая дружескую переписку вплоть до смерти Пабло Пикассо.
Это принцип мозаики или витража. Именно после выставки Пикассо в галерее Канвейлер, Воксель Луи (1870–1945), художественный критик, описывая одну из картин художника использовал слово «куб» в статье в 14 ноября 1908 года. В произведении "Война" (которое, как и панно "Мир", художник делает для Храма Мира в Валлорисе 1952) Пикассо также не изобразил ни пушек, ни танков, ни трупов. Постоянно влекли авангард «странные миры» новой науки и техники из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкции и приемы.
Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1923 года (Женщины, бегущие по берегу, 1922, Нью-Йорк, Музей современного искусства). К этому же циклу относится серия его «Мастерских» (1949--1956), в сложном наслоении образов которых часто доминирует летящая птица -- лейтмотив всего позднего творчества художника. Тоже не сразу.
Именно он стал одним из первых щедрых покупателей Пикассо и помог ему выбраться из нищеты. Я сделал иначе- Я спросил себя: должен ли я переделать все целиком. На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано». Но он шёл к кубизму постепенно, сначала просто огрубляя и упрощая контуры предметов.
Самые известные работы периода: «Ольга Хохлова» (на фотографии выше), «Пьеро», «Натюрморт с кувшином и яблоками», «Спящие крестьяне», «Мать и ребенок», «Женщины, бегущие по пляжу», «Три грации». А истоки его – в односторонней интерпретацией системы Сезанна, который рекомендовал молодому художнику Пикассо «рассматривать натуру как совокупность простых форм – сфер, конусов, цилиндров». Объект можно рассматривать с нескольких точек зрения. Однажды нацистский офицер увидев фотографию Герники спросил у Пикассо: Это вы сделали. Во многих его произведениях 1930-х гг. В 1912 году выходит первая книга кубистической теории художников Глезаи МетценжеО кубизме.
Построение усложняется и последовательно проводится единый принцип. Известную во всем мире «Девочку на шаре» относят к переходному времени. На чистой поверхности холста разыгрывалась свободная игра окрашенных в яркие локальные краски цветовых плоскостей, реалистических контурных прорисовок предметов, надписей и элементов «вмонтированной» в композицию «живой» натуры -- в виде коллажа или живописной имитации кусков газеты, обоев, этикеток и т. д. С помощью этих приемов не только извлекались новые декоративные эффекты, но создавалось общее ощущение жизни современного города, с его ритмами и документальными приметами -- а иногда и некое подобие музыкальных образов («Ария Баха»). Не менее серьезным, чем балерина, – отшучивался тот. Входя в круг множества модернистских течений, кубизм выделялся среди них тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким, как дом, дерево, утварь и др. ). В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт».
В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами). Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938). Форма у кубистов предстает в виде плоского отпечатка, одновременно с разных сторон. В них появляются образы обнаженных девушек, фавнов, кентавров и сказочных существ.
Моя жизнь – сущий ад, – жаловался Пикассо в письме от 1915 года. В абстракциях художника появляется фактура материала. В следующей, "аналитической" стадии кубизма (1910 — 12) предмет распадается, дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга: предметная форма как бы распластывается на холсте (П. Образы на его картинах вновь стали чувственными и наполнились жизнью, яркостью в противовес персонажам «голубого» этапа творчества.
В его полотнах появляются приземистые, короткорукие женщины с правильными чертами лиц. В мае 1915 г. он получает тяжелое ранение в голову. По Мане» (1960). А. С. Пушкина Семейство комедиантов, Вашингтон, Национальная галерея). На протяжении 1900-1902 г. г. Позировала для картины (как и для целой серии других картин) Дора Маар, которая сама работала профессиональным художником. Кубизм — это Авангардистское художественное направление изображавшее предметы действительности деформированными либо разложенными на простые геометрические формы.
Инструмент он подчеркнул другим цветом в мире грязно-голубого: оттенка, характеризующего бедность и отсутствие надежд. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков. Именно так и случилось с Пабло Пикассо, произведения которого теперь известны всему миру. В 1930-1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса (Лежащая женщина, 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма (Мужчина с букетом, 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (Пикассо создает их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса – Конструкция, 1931).
Двумя главными представителями кубизмаявляются: Пабло Пикассо иЖоржБрак. Контакты с сюрреализмом. Возникновение кубизма относят к 1907, когда П. Пикассо написал картину "Авиньонские девицы" (в данный момент картина находится в Музее современного искусства, Нью-Йорк), необычную по своей острой гротескности: деформированные, огрублённые фигуры изображены здесь без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов.
На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ (Сидящая купальщица, 1929, Нью-Йорк, Музей современного искусства), орущих (Женщина в кресле, 1929, Париж, музей Пикассо), раздутых до абсурда и бесформенных (Купальщица, рисунок, 1927, частное собрание) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы (Фигуры на берегу моря, 1931, Париж, музей Пикассо). Такое видение его работ никак не устраивало Пикассо. Маски поразили Пикассо до глубины души. Отцами кубизма считают Ж. Брака и П. Пикассо. Работа«Авиньонские девицы»является отправной точкой кубизма.
Он обращается к кубизму. Стимулом к его развитию многие считают вопрос, возникший среди художников: «Зачем рисовать. » Достоверному изображению того, что видишь, в начале 20 века можно было научить практически любого, к тому же буквально на пятки наступала фотография, которая грозила целиком и полностью вытеснить все остальное. Мировому диалогу культур авангард придал невиданную остроту. Конечно, в "Гернике" нет ничего от конкретного города басков, нет ни самолетов, ни убийц.
В последней, "синтетической" стадии (1912—14) побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. и пока одни лезли на сцену бить танцовщиков, другие пытались сорвать занавес. Учился рисовать Пикассо у своего отца, который был учителем рисования. Краски на полотнах художника оживляются, появляются розовые и золотистые тона. «Авиньонские девицы» (1907) – один из самых известных, но не самых лучших его холстов.
Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. В 1901 году была также написана картина «Любительница абсента». Отображая человеческие страдания, Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Первым стал «Сезанновский» кубизм, который представлен в картинах «Бидон и миски», «Три женщины», «Женщина с веером» и других, наполненных «сезанновскими» охристыми, коричневыми и зеленоватыми тонами. Разделение творчества есть не что иное, как желание разложить по полочкам и втиснуть его в определенные (стилистические, временные) рамки. Его творчество до конца не исследовано, он даёт почву для размышлений и изучения.
Тема абсента звучит во многих картинах. Более того, этот цвет утверждает волю и желание Пикассо выдвинуть в первый ряд свою общую витальность с помощью тоталитарного и демиургического цвета. Море, цветы, храм и кошмарный сон, раздробленность. Картина теперь не «аналог» предмета, а некая «новая реальность». Богемный круг Парижа буквально раскололся на два лагеря: «за» и «против».
В доме на малагской площади Мерсед, где родился Пикассо, ныне размещается дом-музей художника и фонд, носящий его имя. Рука обнаженной переходит из кисти в подобие мохнатой лапы. Влияние работ Сезанна и Пикассо приводит к радикальному изменению стиля Брака. Это особенно характерно для раннего этапа кубизма, сложившегося под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1907). Думать так — значит не понимать кубизма.
Говорят, что он назван так в честь нескольких святых и родственников. В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. Работа Пикассо, помимо всего прочего, полна драматизма. С 1901 года по 1907 годы творчество Пикассо разделяется на два периода: "голубой" (с 1901 по 1904) и "розовый" (с 1904 по 1907).
Именно это период положил конец нищенскому существованию мастера. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении — Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано (Криспиниано) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. Этот стиль полон красок, он более жизнерадостный, чем монохромный кубизм. Ряд работ посвящен теме «художник и его модель».
Воллар", 1910, Ж. Брак, "В честь И. С. Баха", 1912). С 1914 г. у Пикассо появляется все больше реалистических работ. Моравия считает, что одноцветие – это самый решительный шаг Пикассо к «манере», к «экспериментальному безразличию по отношению к богатству и сложности аутентичного видения мира». Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передаёт в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 («Портрет девушки», 1914). Видно, что в произведениях 1909--1910 гг. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков.
Брак и Пикассо больше интересовались формой предмета. С началом XX века в творческой жизни художника наступает, так называемый, «голубой» период (1901-1904). Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. Человеческие тела массивные и угловатые. критик Л. Восель как насмешливое прозвище художников изображающих предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объёмов (куба, шара, цилиндра, конуса).
Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо. Это довольно большая картина по размеру – ширина и высота ее более 2 метров. Голубь изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже (1949), – наиболее действенное проявление политических убеждений художника.
Среди них— Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937). Он написал несколько произведений на тему бродячего цирка, которым был увлечен. После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создаёт атмосферу конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить отчасти влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935 и театральной пьесе, созданной во время войны. («Три женщины у фонтана», «Источник»). Картина демонстрирует радикальный разрыв с традиционной точкой зрения в живописи. Новоявленное течение в модернистском искусстве вызвало естественное бешенство среди мещан.
Они постепенно перешли от пейзажей до натюрмортов. Громадная композиция (28кв. м. ), написанная в течение нескольких недель в творческом порыве, связала искусство Пикассо с жизнью всех народов, сражающихся с фашизмом против будущих "Герник". Ныне там располагается музей и фонд имени П. Пикассо.
Фамилию Пабло решил взять материнскую, посчитав отцовскую слишком простой. К сожалению, в коллекции ГМИИ нельзя проследить развитие этого периода творчества мастера. Художники, работающие в данном направлении, разделяют все объекты в своих произведениях на фрагменты разных размеров. Годы, проведенные в Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде (1897-1898), отмечены отходом от академизма и обращения к живописи старых мастеров, произведения которых он изучал в Прадо. Первые и очень ценные уроки ему преподнес отец, который тоже был художником.
Кажется, что здесь искусство Пикассо подчиняется двум противоречивым импульсом. Именно она знаменовала начало нового направления в искусстве кубизма. Возникают образы стариков, слепых, несчастных матерей, проституток и алкоголиков.
Кубизм был реакцией на художественные произведения XIX-го века и особенно натурализм (литературно-художественное движение, которое заинтересовано в социальных и политических проблем своего времени). Узнав об уничтожении маленького баскского городка Герника авиацией франкистов, Пикассо начинает работать над полотном «Герника», которое предназначалось для павильона Испании на Всемирной выставке 1937 года в Париже. В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо». Кубизм развивается в совершенно ирреальные и сюрреалистические образы. В 1945-1946 гг. Его метаморфозы показали губительность изгнания из живописи изобразительного начала.
Ключевыми в этот период для мастера стали такие слова, как одиночество, страх, вина, боль. Свет, заполняющий пространство полотен, делает краски прозрачными и мерцающими. Слово "кубисты" впервые употребил в 1908 франц. Ощущается разрыв с традициями, но нет внутренней цельности. Фейнингер, О. Шлеммер).
Еще Гегелем (1770-1831гг. ) было замечено, что искусство нового времени все более проникается рефлексией, образное мышление вытесняется абстрактным, так что грань между искусствоведением и практическим творчеством становится слишком тонкой. С другой стороны, в искусство все активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде заимствований из искусства негров Африки и народного лубка из других «неклассических» сфер творчества, прежде выносимых за рамки изящных искусств).
Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к Метаморфозам Овидия (1930) и Аристофану (1934) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. Именно по поводу «Домов в Эстаке» Матисс, а вслед за ним один из критиков употребили выражение «кубы», породившее название нового направления, которому суждено было сыграть столь значительную роль в искусстве XX века. В 1930—1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создаёт их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса— «Конструкция», 1931).
Полное имя, которое будущий художник получил при крещении— Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано14 (Криспиниано15) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. «Кубический» период творчества Пикассо критики разделяют на несколько этапов. Замкнутая форма, которую кубисты использовали до этого, не позволяла им добиться желаемого эффекта. Там же Пабло в течение года проходил обучение в местной школе искусств.
В этот «сезанновский» период кубизма (1907—09) геометризация форм подчеркивает устойчивость, предметность мира мощные гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на поверхности холста, образуя подобие рельефа цвет, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает и дробит объём (П. Такие картины поразили публику и Пикассо стали называть «демоническим Испанцем». В настоящий момент картина хранится в Музее современного искусства города Нью-Йорка.
За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали. К возникшему течению примкнули Фернана Леже, Робер Делоне, Хуан Гриси др. Здесь изображен изогнутый слепой человек, который держит большую коричневую гитару. В этом же году Пикассо создал посвященную теме гражданской войны в Испании картину «Мечты и ложь генерала Франко». Искусство и реальная жизнь для Пикассо всегда имели прочную связь.
Ему посвящены сотни книг на различных языках. В 1900 г. он приезжает в Париж и в кругу своих коллег часто не без гордости заявляет, что является «самоучкой без академического образования». Кубизм, знаменовал собой решительный разрыв с традициями реалистического искусства. Приобщать его к искусству следует ещё до его рождения. Используются нейтральные, преимущественно охристые, серые, коричневые и зеленоватые тона, характерные для живописи Сезанна, но заметно «утяжеленные», помутнелые они комбинируются в геометрические формулы, обнажая некие изначальные «прототипы» человеческих фигур, вещей и мира природы («Королева Изабо», «Дама с веером», обе 1909 «Портрет А. Воллара», 1910, все в Музее изобразительных искусств, Москва «Дриада», «Фермерша», «Три женщины», ряд натюрмортов, 1909-10, Эрмитаж).
Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. После периода сезаннизма, завершившегося портретом Кловиса Саго (весна 1909, Гамбург, Кунстхалле), Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам художник считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины (Портрет Канвейлера, 1910, Художественный институт). Все персонажи находятся в статике и между ними не наблюдается какой-либо внутренней близости, каждого сковало внутреннее одиночество – тема всего «розового» периода.
Пикассо оставался в Париже в период немецкой оккупации с 1940 по 1944 год. На полотне Пабло Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара» 1910 г. контрасты цвета и фактурысведены до минимума, чтобы они не мешали выявлению конструкции и картина с ее приглушенной тональностью кажется почти монохромной. После эпикурейского изящества 1920-х годов (Танец, Лондон, галерея Тейт) в творчестве Пикассо появляется атмосфера конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов. Это был решающий этап в творчестве Пикассо, ставший импульсом к дальнейшим поискам.
243, 9 х 233, 7 см. Послевоенное творчество Пикассо можно назвать счастливым он сближается с Франсуазой Жило, с которой познакомился в 1945 году и которая родит ему двоих детей, дав таким образом темы его многочисленных очаровательных семейных картин. Тогда же появилась кубистическая скульптура с её геометризацией и сдвигами формы, пространственными построениями на плоскости (неизобразительные композиции и ассамбляжи — скульптуры из неоднородных материалов Пикассо, произведения А. Лорана, Р. Дюшан-Виллона, геометризированные рельефы и фигуры О. Цадкина, Ж. Липшица, вогнутые контррельефы А. П. Архипенко). Ее трактовка лишена у Брака драматизма и богатства аспектов, присущих подобным работам Пикассо, -- в соответствии со всем своим складом Брак подчеркивает, прежде всего, таинственное и созерцательно-лирическое начало творчества. С 1926 года она хранится в Чикаго.
Начинать воспитывать годовалого ребёнка уже поздно. Звали его Хосе Руис. Все объяснялось просто: он снова влюбился, на этот раз в русскую балерину Ольгу Хохлову. Этот период содержит в своих работах гораздо более геометрических фигур.
По Мане (1960). По Делакруа» (1955) «Менины. В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт»1920. Мать и сын», «Девочка с козлом». В ней прослеживается влияние популярного на тот момент увлечения «порочными» персонажами, характерного для французского искусства. – говорила она.
Одно из самых известных его произведений этого периода -- картина «Дома в Эстаке». Свою первую серьезную картину он написал в восемь лет – «Пикадор». Затем, немного подумав, добавил: «Но возможно прав он, а не я». Таким образом, главное отличие кубизма от классического искусства является то, что он не основан на имитации. Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточённостью увенчанные нелепыми шляпами, лица изображённые в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассечённые потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942). Начиная с 20-х годов, Брак использует лишь отдельные стилевые элементы и приемы кубизма и отказывается от его абстрактных тенденций.
И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. Его произведения пользуются огромным успехом. В послевоенной Европе нарастает стремление опереться на что-то вечное, незыблемое. Картина Бойня (1944-1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства) – последнее трагическое произведение Пикассо.
Произведения, созданные в 1945-1955, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо (Радость жизни). Кубисты не хотели, чтобы их картины были похожи на фотографии и не считали такие достижения академической живописи как «светотень», «переспектива», «оптический реализм» ведущими средствами художественной выразительности. Считается, что Пикассо, как и Ж. Брак, этот совет воспринял буквально. Матисс решал эти задачи при помощи цвета. Пикассо это не устраивало. Позже художники стали изображать даже музыкальные инструменты.
Формы постоянно располагаются в пространстве по-разному. Фамилия Пикассо по матери, под которой художник получил известность имеет итальянское происхождение: прадед матери Пикассо Томмасо переехал в Испанию в начале XIX века из местечка Сори в провинции Генуя. Но, подобно Пикассо и большинству других современных мастеров, он опирается на обретенную в предшествующих исканиях свободу изображать не только «видимое», но и «мыслимое».
Основная часть знатоков живописи не признавала «кубические» картины Пикассо, хоть работы этого периода стали хорошо продаваться. Сначала семейным гнёздышком стареющего мэтра и его новой музы стала каннская вилла La Californie, а через 3 года пара перебралась в более уединённое место — в замок Chateau de Vauvenargues неподалёку от тихой деревеньки Вовенарг с населением в несколько сотен человек. В 1907-1914 гг.
Второй этап кубизма – «Аналитический», для которого характерно дробление на мелкие части, которые свободно отделяются друг от друга, а образ словно расплывается на холсте. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приёмы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921). Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара.
Крупной работой этих лет стала пасторальная композиция «Радость жизни» (1946). Один из признанных шедевров «розового» периода – «Семейство комедиантов» (на фото выше).
Тем не менее итальянское правительство запретило демонстрацию картины в Риме. Его искусство отныне как бы балансирует между природой и внутренним миром художника и является, во многом, «опредмеченной» поэзией. Он стремится объединить все свои воспоминания, все поиски и все темы своего творчества. И хотя сами художники считали термин «кубизм» слишком узким по отношению к их искусству, он все же прижился и стал обозначать одно из новых направлений в живописи. Они написаны в холодной, сине-зеленой гамме, напоминающей Эль-Греко рисунок острый, контуры изломаны, тела нарочито удлинены ("Свидание" 1902). В дальнейшем увлечение кубизмом сходит на нет, однако отдельные его черты продолжают сохраняться в картинах до конца жизни художника («Три музыканта», 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
В 1907 г. происходит перелом в творчестве Пикассо. Кубизм – это модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) зародившееся в 1-й четверти XX века. Буквально следующие по важности революционеры от живописи – это кубисты.
Поль Сезанн умер в 1906г. С 1992 года полотно хранится в музее Мадрида.
Это натюрморты: компотница с бананами и яблоками, арлекины. Период кубизма для Пикассо заканчивается с началом Первой мировой войны. – выпытывала у Дягилева мать Ольги. На Родине создаются шедевры «голубого» периода: «Две сестры (Свидание)», «Старый еврей с мальчиком», «Трагедия» (фото полотна выше), «Жизнь», где еще раз возникает образ погибшего Касагемаса.
По Курбе (1950, Базель, Художественный музей) Алжирские женщины. Окружающий мир даёт лишь импульс к творчеству. В отличие от неоклассических образов Пикассо, «канефоры» Брака не содержат в себе гротеска и сочетают монументальность с почти бесплотной легкостью. Пикассо не колеблясь избрал свое лицо, с тем чтобы вызвать нужную ему реакцию. Родился в Малаге 25 октября 1881 года.
К раннему периоду его творчества относятся картины, написанные в 1986 году: «Автопортрет» Пикассо, «Первое причастие» (на ней изображена сестра художника Лола), «Портрет матери» (на фото ниже). Самым значительным произведением Пикассо в этот период стало монументальное панно «Герника», предназначенное для испанского павильона Всемирной выставки в 1937 г. (Ныне композиция находится в Центре искусств королевы Софии в Мадриде. ) В картине отразилось событие, потрясшее весь мир, — бомбардировка фашистской авиацией испанского города Герники. Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956).
Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). В 1900 г. он впервые приехал в Париж. Достаточно взглянуть на такие полотна, как «Обнаженная женщина», «Танец с покрывалами», «Дриада», «Дружба», «Бюст моряка», «Автопортрет». Но, пожалуй, самым ярким образцом африканского этапа творчества Пикассо является картина «Авиньонские девицы» (на фото выше), над которой мастер трудился около года. Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве.
В картине "Три женщины у источника" (1921) он вновь обращается к реалистическим формам. КубизмВ 1907 Пикассо создает композицию «Авиньонские девицы» (Музей современного искусства, Нью-Йорк) -- большое панно, персонажи которого -- посетители и девицы публичного дома в барселонском квартале Авиньон (так полагал поэт А. Сальмон, давший название произведению) -- предстают бесполыми существами, некими устрашающими идолами. Есть история о том, что когда Щукин увидел работы Пикассо в манере кубизма, он воскликнул: «Какая потеря для искусства». К ранним работам относятся: «Горшок, бокал и книга», «Купание», «Букет цветов в сером кувшине», «Хлеб и ваза с фруктами на столе» и т. д. В полотнах четко прослеживается, как меняется стиль художника и приобретает все более абстрактные черты к концу периода (1918-1919 годы). В творчестве Пикассо этот этап длился относительно долго – с 1904 г. (осень) до окончания 1906-го – и был не совсем однородным. Пикассо использует коллаж -- вклеивание в холст реклам, этикеток и вырезок из газет со временем объем инородного материала в картине увеличивается (присыпки песком, вмонтирование кусочков дерева и металла, осколков стекла использование гипса и т. п. ). Исчезают образы предметов.
Его новую возлюбленную звали Марселла Умбер, но он ее звал Ева Гуэль. Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века. Одновременно с этими женскими образами в его искусстве впервые появляются античные персонажи -- «канефоры», девушки со священными дарами в виде плодов и цветов.
Розовый цвет становится на два года главным в творчестве Пикассо. Один из ярчайших художников 20 века родился в Малаге, в доме на площади Мерсед, в 1881 году, 25 октября.
В свои законные права «голубой» период его творчества вступал постепенно, проявляя себя жесткими контурами фигур и утерей трехмерности изображения, уходом от классических законов художественной перспективы. Темная сторона жизни воплощена в образе Минотавра (офорт «Минотавромахия», 1935). Странные лица-маски сильно искажены и деформированы. В это же время он начинает работать с керамикой, создавая множество декоративных кувшинов, блюд, тарелок, статуэток (фото представлено выше). Через несколько месяцеа она скончалась.
Художник в 1937 году создает полотно «Герника» в черно-белых тонах по заказу правительства Испании для Всемирной выставки в Париже. В 1913 году появляется сборник статей Аполлинера Художники-кубисты. Картины, ознаменовавшие начало нового периода, впервые были выставлены в конце зимы 1905 году в галерее Серюрье – это «Сидящая обнаженная» и «Актер». Возможно, это одна из самых известных картин Пикассо.
Со временем эту фразу выучил даже их попугай. В этой работе прослеживается проработка художником геометрических форм (кругов, овалов и ромбов), направление линий рисунка к некоторой точке, а также нестандартный угол зрения: зритель смотрит на персонажей как бы немного сверху и слева. Период этот длился до 20-х годов. «Герника» — скрупулезное изображение трагедий войны и страданий мирных жителей. Лишенные каких-либо чувств и эмоций, они одновременно пугают и завораживают.
1920-1930-е года характерны переходом к сюрреалистическим композициям. Пабло Пикассо написал эту картину через два года после своего первого коллажа «Натюрморт с плетеным стулом». Примириться с этим было невозможно и борьба с Пикассо шла по разным направлениям.
Трудно избежать сравнения. Полотно имеет внушительные размеры – в высоту и ширину более двух метров. Типичным примером картины синтетического кубизма считается "Гитара" Пабло Пикассо. Картина, выполненная масляными красками «Плачущая женщина», написана в 1937 году.
cubisme, oт cube – кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Кубизм 1912-1914 годов называют «синтетическим», т. к. Она была не только его другом, но и покровителем, покупая его картины за небольшие деньги. Жорж Брак (1992-1963) родился в Аржантее 13 мая 1882 года.
Во-первых, возникал вопрос, насколько далеко они ушли от «имитации» – для формирования объекта они, как это было принято и ранее использовали светотень и другие известные приемы. С 1961 г. он больше не приезжает в Париж. Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо»И.
На каждой картине под этим названием изображен Арлекин, Пьеро и монах. Событие это потрясло Пикассо. Адские кони в бешенстве топчут открытую и сжигаемую на костре книгу. Среди поздних работ Пикассо наибольшую известностью имели: эмблема «Голубка Пикассо» (1949) – самый узнаваемый символ мира, прообразом которого послужила его же картина «Голубь мира» статуя «Человек с ягненком» (1943 – 1944) живописные панно «Война» и «Мир» (1952) панно для здания ЮНЕСКО в Париже (1956 – 1957) ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе вариации на темы картин «Менины» Диего Веласкеса (Diego Velzquez), «Расстрел повстанцев» Франсиско Гойи (Francisco Goya), «Завтрак на траве» Эдуарда Мане (douard Manet) и др. Основной идеей кубизма было отрицание трехмерной реальности. Первая работа нового стиля – «Авиньонские девицы» – повергла в настоящий шок друзей художника. Особенно важны в тот период скульптуры (Беременная женщина, 1950).
Среди подобных работ — «Алжирские женщины» (1954-1955) по произведению Э. Делакруа, «Менины» (1957) по Д. Веласкесу, «Завтрак на траве» (1959-1961) по Э. Мане, «Похищение сабинянок» (1961-1962) по Ж. Л. Давиду, «Турецкая баня» (1968) по Ж. О. Энгру. Но обычно ему удавалось достичь более реального, чем сама реальность, путем эксперессивного искажения: он изменял естественный вид предметов, главным образом человеческого тела, чтобы оторвать зрителя от традиционного способа восприятия и подтолкнуть к новому, более высокому осознанию видимого мира. Не только манерой исполнения, смешением красок, но и эмоциональной напряженностью, в которую погружал зрителей художник. В конце 1940-х гг. Юному Пикассо на тот момент было 14 лет и он был слишком молод для того, чтобы учиться в Ла-Лонху (школа изящных искусств). Это не просто обычная картина, а еще и сильное политическое заявление. Если фовисты мечтали создавать искусство, радующее глаз и успокаивающее чувства, то кубисты хотели «растревожить человеческие души».
После освобождения. Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932).
Потом сказал: нет, поймут, что я хотел сказать». С 1904 года, когда Пикассо переезжает в Париж, где поселяется в бедняцком общежитии для художников, здесь и берет начало «розовый период». Произведения периода сюрреализма: «Танец», «Женщина в кресле» (на фотографии ниже), «Купальщица», «Обнаженная на пляже», «Сон» и т. д. После того как отгремели войны и мир пришел в относительное равновесие, восстанавливая все, что было разрушено, творчество Пикассо тоже обрело более счастливые и яркие краски.
Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Художник ищет объема. В годы испанской революции и войны Пабло Пикассо находится в Париже. Важны только находки.
Наряду с другими пятьюдесятью полотнами испанского художника, приобретенными российским эмигрантом Сергеем Щукиным, картина хранится в Эрмитаже. Осенью 1947 Пикассо начинает работать на фабрике Мадура в Валлорисе увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных (Кентавр, 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Конец 20-х – начало 30-х годов для Пикассо – период самых разнообразных художественных находок, среди которых образы спокойные, классически-ясные, встречающиеся чаще всего в графике (иллюстрации к "Метаморфозам" Овидия, 1931 к "Лисистрате" Аристофана, 1934), кажутся несовместимыми с нарочитой гармонией его живописных портретов, натюрмортов, почти абстрактных декоративных полотен ("Танец", 1925 "Фигуры в красном кресле", 1932). Тема быков возникла в творчестве Пикассо, вероятно, во время его двух поездок в Испанию в 1933 и 1934, причем облекаются они в достаточно литературные формы: образ Минотавра, который то и дело возникает в красивой серии гравюр исполненных в 1935 году (Минотавромахия).
Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску. Писал он их в реалистичной манере – на этом настояла сама Ольга, не любившая новаторства в живописи: Я хочу узнавать свое лицо. Его послевоенная живопись пронизана радостным и светлым чувством. Использование печатных знаков непосредственно в картинах является большим нововведением. Она также не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942).
С 1905, хотя темы и остаются прежними (все те же странствующие бродяги, циркачи), колорит становится прозрачнее, пространство заполняется розовато-голубоватой или золотистой дымкой, контуры рисунка делаются мягче, общее настроение – лиричнее. Пацифистские настроения художника отразились в таких произведениях, как «Резня в Корее» (1951) и панно «Война» и «Мир» (1952), предназначенных для Храма мира в Валлорисе. Уже в 50-е годы, обращаясь к теме войны в Корее ("Резня в Корее", 1951), художник прибегает к той же символике и аллегориям, что и в "Гернике". Пикассо написал портрет известного арт-дилера Амбруаза Воллара. Этот момент можно по праву назвать переходным от следования за натурой к деформации формы.
Первая выставка работ произошла в Барселоне в июне 1989, в кафе Els Quatre Gats. Страстный защитник мира, он создал своего знаменитого "Голубя мира" (1949), которого узнала и полюбила вся планета и который стал символом борьбы человечества с войной. при создании картин непосредственные живописные средства сочетались с применением техники коллажа, появлением на полотне посторонних, не связанных с живописью объектов – обрывков газет, крупинок песка, веревок и ткани («Гитара», 1913 «Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей», 1914). «Авиньонские девицы» произвели сенсацию, картина положила начало многим экспериментам. Ольга долго не сдавалась.
Талант и тяга к рисованию у мальчика проявились с самого раннего детства. В этот период художник создает портреты, пейзажи, пишет интерьеры и фантастические композиции на литературные и театральные сюжеты («Весна», 1956 «Бухта в Канне», 1958 «Утренняя серенада», 1965). В 1904году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка.
Кубизм не «зерно» и не «зародыш», а искусство, л, ля которого прежде всего важна форма, а форма, будучи однажды создана, не может исчезнуть и живет самостоятельной жизнью». В этой группе сложились и были последовательно выражены основные принципы кубизма. С творчеством импрессионистов Пабло познакомился позднее, после того как уехал в Париж. На мой взгляд, в живописи искания не имеют никакого значения. У Пикассо обнаруживаются элементы неоклассицизма.
В 1907 г. П. Пикассо создал картину «Авиньонские девицы», она произвела сильное впечатление на Ж. Брака. Живописный язык использует поэтические «тропы», проникается особой духовностью, стремится передать в зримых формах не столько облик, сколько внутреннюю сущность явлений. Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия.