В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков для картин Пабло Пикассо отведен двадцать второй зал. Представленные произведения Пикассо имеют исключительный провенанс: галерея Канвейлер, галерея Луизы Лейрис, коллекция Поля и Маргариты Розенберг.
Подобно всем амбициозным художникам того времени, Пикассо мечтал попасть в Париж. С творчеством импрессионистов Пабло познакомился позднее, после того как уехал в Париж. Можно было б назвать ее «Слепой музыкант», но художник сделал акцент на старости, в которой единственной отдушиной является творчество. Голубым его назвали также из-за того, что в картинах этого периода преобладают голубые оттенки.
Начало оживления жизни. Особенно тесными их отношения стали после 1945 года. Спасти Паблито не удалось. Его похоронили в той же могиле на кладбище в Канне, где покоится прах Ольги. 6 июня 1975 года от цирроза печени умер 54-летний Поль Пикассо. Его двое детей – Марина и Бернар, последняя жена Пабло Пикассо Жаклини еще трое внебрачных детей – Майя (дочь Мари-Терез Вальтер), Клод и Палома (дети Франсуазы Жило) – были признаны наследниками художника. Начались долгие баталии за наследствоМарина Пикассо, унаследовавшая знаменитый особняк деда «Резиденция короля» в Канне, живет там со взрослыми дочерью и сыном и тремя усыновленными детьми-вьетнамцами. Она не делает между ними никакого различия и уже составила завещание, по которомувсе ее огромное состояние после кончины будет поделено на пять равных частей. Марина создала носящий ее имя фонд, который построил в пригороде Хошиминадеревушку из 24 домов для 360 вьетнамских сирот. В 1920-е и 1930-е годы произведения Пикассо оставались доступны публике, но все чаще интерпретировались в духе вульгарной социологии, позднее – с позиций «реализма» 6.
Именно он стал одним из первых щедрых покупателей Пикассо и помог ему выбраться из нищеты. В 1930—1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создаёт их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса— «Конструкция», 1931). Это был его мир, где царил творческий хаос. Музей открылся благодаря, образно выражаясь, строгости французских законов о наследстве.
В счастливые моменты создавались портреты Ольги исполненные классической гармонии. Он написал несколько произведений на тему бродячего цирка, которым был увлечен. Это событие вызвало Большой общественный резонанс. Среди них— Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937). К кубизму Пабло Пикассо приходит в 1907-1908 годах.
Все, что я делаю в связи с искусством, доставляет мне величайшую радость». В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903 Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен») движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901 «Женщина с шиньоном», 1901 «Свидание», 1902 «Нищий старик с мальчиком», 1903 «Трагедия», 1903). Творчество Пикассо возбуждало споры о путях современного искусства и тем самым служило неким «бродильным ферментом» в процессе становления русского авангарда. У Пикассо это было граничит с освоением архаической иберийской и негритянской скульптуры, а у русских (Михаил Ларионов, Наталия Гончарова) примитивизм опирался на собственные национальные традиции (лубок, уличные вывески иконы). Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передаёт в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 («Портрет девушки», 1914). Его мечта сбылась в 1900 году.
«Голубой период» сменился кратковременным «розовым», когда художник предпочитал более теплую гамму (в основном оттенки розового). Примириться с этим было невозможно и борьба с Пикассо шла по разным направлениям. Купил Щукин и работы, относящиеся к предшествующим периодам – «голубому» и «розовому». Еще одна грань рассматриваемой темы – отношение Пикассо к коммунизму и к Сталину. Первая выставка работ произошла в Барселоне в июне 1989, в кафе Els Quatre Gats. Густая прядь волос, черных и блестящих, падала на его высокий выпуклый лоб». Позже Пикассо оформлял балеты «Пульчинелла», «Квадро Фламенко», «Голубой экспресс» и «Меркурий».
В его картинах — не только красота жизни, но ее тепло, вкус, запах. Я люблю его, как единственную цель всей своей жизни. В 1904 году он окончательно обосновался в Париже.
С группой Дягилева он сотрудничал с 1917-го года — начиная с балета «Парад» с его декорациями и костюмами (на музыку Эрика Сати и на либретто Жана Кокто). В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт»1920. Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932). Примером могут послужить такие картины художника, как «Свидание» (1900) и «Арлекин и его подружка» (1901).
Музей Пикассо (фр. По свидетельству Тамары Карсавиной и Игоря Стравинского, Пикассо прекрасно чувствовал дух театра и понимал требования сцены, Посещая репетиции и спектакли и наблюдая человеческое тело в движении, он делал многочисленные зарисовки, пополняя тем самым свой «пластический репертуар». Кстати, если речь зашла о том времени, то напомним, что в 1958-м году именно «Голубка» Пикассо стала символом Московского фестиваля молодежи и студентов. С середины 1910-х создает произведения в духе неоклассицизма, в некоторых работах 1920-30-х близок сюрреализму. Наследие Пикассо было огромно и, благодаря популярности мастера, просто бесценно.
Начинают преобладать натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином ит. п. — атрибутами, присущими образу жизни художественной богемы начала века. Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»). Она также не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942). На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931). Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968). В марте 1953 года в связи со смертью Сталина Луи Арагон обратился к Пикассо с просьбой сделать какой-нибудь рисунок для руководимой им газеты «Les Lettres Franсaises».
С 1904 живет в Париже. Самая ранняя картина Пабло Пикассо – Пикадора, которая была написана в 8 лет. «Русский акцент» придают этому событию и другие моменты: в московскую экспозицию были включены некоторые картины из собрания ГМИИ кроме того, она содержала раздел, посвященный «Русскому балету Дягилева», а также архивные документы, рассказывающие о дружбе Пикассо с Ильей Эренбургом. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приёмы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921). Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. В 1904 году Пикассо приобрел студию в ветхом доме, расположенном в районе Бато-Лавуа.
Если говорить только о ГМИИ, такие выставки – как на основе собственного собрания, так и с участием зарубежных коллекций (из Барселоны, Парижа, Нью-Йорка и других городов) – музей проводил в 1966, 1971, 1982, 1988, 1990, 1991, 1993, 1997, 2004 годах. В 1900-е («голубой» и «розовый» периоды) создает обостренно-выразительные произведения на темы трагического одиночества обездоленных и участи людей искусства – странствующих комедиантов. Учился рисовать Пикассо у своего отца, который был учителем рисования.
В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932). Творчество Пикассо — это вехи искусства XX века.
Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточённостью увенчанные нелепыми шляпами, лица изображённые в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассечённые потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942). С последней картиной, на которой изображены ужасы войны, связана одна известная история. Музей в его честь был открыт в 1985 году в особняке Сале, постройке середины XVII века.
Однако собиратель доверял художнику: «Наверное, прав он, а не я», – говорил Щукин и интуиция его не обманула. В дальнейшем он подходит к кубизму как аналитик: разрушая целостный объект в своих картинах, он затем пытается вновь собрать его геометрические «осколки» воедино. Изображения Ольги исчезают из творчества художника после 1923 года.
В 1977-м году Исидор Коэн из Нью-Йорка передал музею «Сюиту Воллара» — одну из самых значимых графических серий в искусстве XX века. Эренбург руководил пропагандой Движения сторонников мира не без его влияния в это движение Был вовлечен и Пикассо, создавший в 1949 году свою знаменитую «Голубку» – символ мира. Среди всех выставок Пикассо, проходивших в России за последние 50 с лишним лет, выставка 2010 года – самая масштабная и представительная. После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создаёт атмосферу конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить отчасти влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935 и театральной пьесе, созданной во время войны. По всей видимости, это одна из тайн Пабло Пикассо, «главного художника 20 века» — по мнению владельца Altmans Gallery Егора Альтмана, по мнению многих искусствоведов, по мнению миллионов ценителей творчества Пикассо.
Стиль этот будет развиваться уже в Барселоне, когда художник возвратиться. Кубизм развивается в совершенно ирреальные и сюрреалистические образы. Впоследствии разоблачения преступлений сталинского режима в докладе Хрущева на XX съезде КПСС, события в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968) стали серьезным испытанием для симпатий Пикассо к коммунизму., на что тот ему ответил: Это сделали вы.
По Веласкесу» (1957) «Завтрак на траве. Недаром, самое, пожалуй, знаменитое высказывание самого художника таково: «Я не мог бы жить, не отдавая искусству все свое время. Затем следуют 91 год невероятной деятельности гения. В 1907 вместе с Ж. Браком создает новое направление в искусстве – кубизм.
Ольга склоняла Пикассо вести более «нормальную» жизнь и стремилась вырвать мужа из привычной для него богемной среды. В 1918 году коллекции Щукина и Морозова были национализированы и составили основу Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ). Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. Пикассо изобразил Сталина молодым (по фотографии).
Так и произошло. Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки («Фабрика в Орта-де-Эбро», 1909), увеличивает и ломает объёмы («Портрет Фернанды Оливье», 1909), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твёрдым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины («Портрет Канвейлера», 1910). Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956).
В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо». По прошествии трех недель выставка была перевезена в Ленинград и показана в Эрмитаже. Что касается Морозова, он не стремился к такой полноте представления творчества Пикассо, но все купленные им картины относятся к числу безусловных шедевров – «Странствующие гимнасты» (1901), «Девочка на шаре» (1905) и «Портрет Воллара» (1910). Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938).
В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Ивану Морозову она продала картину за 13 тысяч франков. С другой стороны, русские художники восприняли сезанновскую «закваску» и не только непосредственно в полотнах Сезанна, но и опосредованно, через картины Пикассо 1909 года (так называемый «сезанновский кубизм»), а начиная с 1913 года многие из них развивались в русле аналитического и синтетического кубизма, принципы которого также были заложены Пикассо1 (совместно с Жоржем Браком), Дальнейшее развитие в этом направлении, доведенное до логического предела, привело к возникновению таких радикальных явлений в искусстве XX века, как супрематизм и конструктивизм, связанных с именами соответственно Казимира Малевича и Владимира Татлина, Конечно, нельзя забывать о «футуристической» составляющей русского авангарда, но «кубистический», аналитико-синтетический метод Пикассо неизменно оставался одним из «ингредиентов» русского кубофутуризма2.
Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. По Делакруа» (1955) «Менины. Одним из первых (наряду с Гертрудой Стайн, Амбруазом Волларом, Даниэлем-Анри Канвейлером) Щукин разглядел в молодом испанце художника, которому суждено было совершить революцию в современном искусстве. Однажды нацистский офицер увидев фотографию Герники спросил у Пикассо: Это вы сделали.
По Мане» (1960). Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты— клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905). Раскрыть их и понять пытались многие: еще в 1956-м году во Франции был снят документальный фильм «Le mystere Picasso» — «Мистерия Пикассо».
В 1962 году Пикассо была присуждена Ленинская премия мира (за 1961 год) и Эренбург, который немало этому содействовал, впоследствии самолично вручал медаль художнику, жившему тогда в Мужене. Именно Эренбургу, который с 1955 года был председателем советского «Общества друзей науки и культуры Франции», принадлежит основная заслуга в организации первой выставки произведений Пикассо в России, открывшейся 26 октября 1956 года в ГМИИ. В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. Розовый цвет становится на два года главным в творчестве Пикассо. Источником вдохновения гению послужило искусство африканских народов. Она была не только его другом, но и покровителем, покупая его картины за небольшие деньги.
По инициативе Жана Кокто в конце весны 1916 года Пикассо приехал в Рим, чтобы участвовать в постановке балета «Парад» на музыку Эрика Сати силами труппы «Русский балет Дягилева» 5, Гийом Аполлинер писал, что вместе с Мясиным Пикассо «впервые осуществил этот союз живописи и танца, пластики и мимики, который свидетельствует о явлении какого-то более абсолютного искусства», В «Параде» Аполлинер увидел «род сюрреализма, отправную точку ряда проявлений того нового духа, которому предстояло до основания преобразовать искусство и нравы». The Tel Aviv Foundation — «Фонд Тель-Авива» — это фонд, осуществляющий партнерство между муниципалитетом Тель-Авива и филантропами из Израиля и всего мира. Немецкая оккупация не могла испугать Пикассо: он оставался в Париже с 1940 по 1944 год. Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. В послевоенные годы – активный участник международного движения за мир. «Сале» означает «солёный» и такое название вполне пристало зданию, учитывая род занятий его владельца, богатого солепромышленника.
1900-1904 годы называются «голубым периодом» в творчестве Пикассо, поскольку большинство созданных им в эти годы картин написано в холодных голубых тонах. Тайна всегда притягивает. Приехать ради этого в Москву Пикассо отказался. С одной стороны— коммунист, прогрессивный деятель, борец за мир и трогать его было опасно с другой Дело не в том, что, с их точки зрения, он был «буржуазный формалист», с этим еще можно было примириться, главное— он был великий мастер и при сопоставлении с его работами все великие достижения советского искусства меркли и отбрасывались на столетие назад. Да и внутри самого творчества Пикассо можно наглядно увидеть «голубой» и «розовый» периоды просто по преобладающим тонам красок. Пикассо написал ее в возрасте 22-х лет, после того, как его друг застрелился из-за несчастной любви.
А тайны останутся тайнами. За два месяца Пикассо создаёт свою «Гернику»— громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). В формировании основ нового направления ему помог французский художник Жорж Брак.
В конце концов Щукин, преодолев сомнения и поддавшись магии Пикассо, стал обладателем выдающейся коллекции кубистических работ мастера, в том числе таких ключевых произведений, как «Дружба» и «Три женщины» (обе – 1908). С 1926 года она хранится в Чикаго. Художник, график, скульптор, декоратор.
А балет «Треуголка» 1919 года с его художественным оформлением до сих пор идет в Большом театре. неуклюжим в движениях, с женскими руками, неухоженным. Многие, особенно представители молодого поколения, восприняли выставку как еще один знак «оттепели». Он не раз изображал Фернанду на своих картинах. О нем написаны сотни книг Пикассо страстно любил людей, природу искусство, жизнь. Выполненные в минуты досуга и веселья портретные шаржи (на Дягилева, Бакста, Мясина, Кокто) передают атмосферу дружеского общения, царившую в театре.
Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. Разделенной и надолго скрытой от глаз зрителей оказалась и коллекция картин Пикассо. В 1948-м он был ликвидирован «как рассадник формалистических взглядов», собрание разделили между ГМИИ и Эрмитажем. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков. Сотрудничество Пикассо с русской труппой обогащало обе стороны, Его роль не ограничивалась созданием декораций и костюмов в случае с «Парадом» (как впоследствии и с «Меркурием») он вторгался в разработку либретто и в какой-то мере определял эстетику сценической постановки в целом. Эта картина оказалась первой из произведений художника, которую приобрел музей.
Но даже Щукину, более многих критиков и коллекционеров открытому новым веяниям, потребовалось время и внутреннее усилие, чтобы адаптироваться к резкому повороту, происшедшему в искусстве Пикассо в 1907 году (когда была написана картина «Авиньонские девицы»). По мнению искусствоведов, картина открывает «голубой период» творческой деятельности Пикассо, наполненного драматическими событиями в его жизни. Особенность музея — хронологическое расположение экспонатов.
Большая часть картин досталась родственникам художника, но стать их владельцами они не могли из-за чудовищных налогов с рыночной стоимости сотен картин и тысяч рисунков. В 1957 году прошла большая ретроспективная выставка Пикассо в Москве (ставшая в некой степени предтечей творчества «запрещенных» художников) и именно из Москвы и приезжает в Altmans Gallery TLV эта экспозиция. В 1937 году симпатии Пикассо— на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фрнко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолётов над позициями франкистов). В течение следующих пяти лет он жил в этой студии.
В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся18. Статус «борца за мир» и лауреата Ленинской премии хотя бы отчасти ограждал Пикассо от обвинений в «формализме» и облегчал организацию выставок его произведений при советском режиме. В 1904году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Незадолго до смерти отличавшийся пророческим даромхудожник сказал: «Моя смерть станет кораблекрушением. Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку».
Пикассо было дано испытать радости отцовства. В краткой заметке можно лишь пунктирно наметить различные аспекты необъятной темы «Пикассо и Россия». По Курбе» (1950) «Алжирские женщины. Пикассо устроил себе мастерскую на втором этаже.
Это вызвало скандал: руководство ФКП осудило рисунок как не соответствующий сложившемуся образу «отца народов». Этому способствовал и переезд в респектабельный район Парижа на улицу Ла-Боэси.