Фёдор Александрович Васильев (10 февраля 1850, Гатчина, Российская империя — 24 сентября 1873, Ялта) — русский живописец-пейзажист. Фёдор Александрович Васильев (10 (22)февраля1850, Гатчина, Российская империя — 24сентября 1873, Ялта) — русский живописец-пейзажист. Фёдор Aлександрович Васильев – талантливый русский художник- пейзажист. Уже в 1868 году Васильев представил на выставку работы «Возвращение стада», «Деревенская улица», «После грозы», которые продемонстрировали, что в России появился новый пейзажист-лирик, тонко чувствующий природу и умеющий передавать в своих работах прелесть родного русского пейзажа.
Федор Васильев — один из самых талантливых русских пейзажистов картины его отличаются поэтичностью и редкой гармонией красок. Одним из таких художников был пейзажист Федор Васильев, проживший всего 23 года. «нет у нас пейзажиста-поэта в настоящем смысле этого слова и если кто может и должен им быть, то это только Васильев», – говорил о художнике его современник И. Крамской.
Уже в 1868 году Васильев представил на выставку работы «Возвращение стада», «Деревенская улица», «После грозы», которые продемонстрировали, что в России появился новый пейзажист-лирик, тонко чувствующий природу и умеющий передавать в своих работах прелесть родного русского пейзажа.
В ней есть что-то сказочное. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. Большие кисти художник не признавал. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике.
Барки». В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников.
На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Картина «Вид на Волге. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу.
А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Напряженно звучит цвет его зелени.
Детство провел в Петербурге. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. А Крамской сказал: «. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.
В ней есть что-то сказочное. Они были выполнены тщательно, но поверхностно. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников.
В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Барки» и «Волжские лагуны». В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Венцом творения «волжской поездки» Васильева стала его картина «Вид на Волге. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).
Третьяков. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». Это давало и хлеб и серьезное приобщение к самой кухне художнического ремесла.
Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. Васильев был признан профессиональным художником.
Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Проступало в этом «маленьком человеке» что-то «человечески ценное, но погубленное жизнью». Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель.
я увидел, как надо писать». Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). (1868). Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. На что благодарный Васильев откликается насмешливо, по-мальчишески, но также с любовью: А я Вас люблю так, как мой дед любит огуречный рассол, еще хуже.
В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь.
В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы.
Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. всюду так, что не знающие полагали, что он, по крайней мере, граф по крови». Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета.
Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Оформились его основные эстетические воззрения.
Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Окончательно избрав путь художника, он поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств, где общается с талантливой молодежью, активно включается в творческую жизнь. Фёдор Васильев родился 10 (22) февраля 1850 года в городе Гатчина (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга. В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин.
Пышные кроны деревьев отбрасывают на зеленую траву прозрачные подвижные тени. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Барки» и «Волжские лагуны».
В картине таится напряженность, даже тревога. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». На конкурсе «Мокрый луг» полчил вторую премию. Совсем не хочу сказать, что обучение не нужно.
На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. в Лондоне. Барки».
Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. В Крыму Васильев провёл два года, где помимо множества рисунков написал две картины — «Болото» и «Крымский вид», за которые ему была присуждена премия от Общества поощрения художеств в 1872 году. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Петербург в его первых картинах предстает не официальной столицей, а романтически призрачным городом. И пятнадцатилетний мальчик фактически стал главой семьи.
Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Васильев переселился в Ялту, взяв с собой рабочий альбом с этюдами и набросками украинских деревенских мотивов.
Ваша жизнь – отзывается в моей. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. В рисунке он показал себя талантливым мастером. С детства проявлял недюжинный художественный талант и способности к рисованию.
«Гениальный мальчик» – такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева. Первые рисунки исполненные в школе, были перерисовками с так называемых «оригиналов». (1868). Образы природы приобрели в живописи художника одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом.
Это увлечение в последствии определило его судьбу. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. Молодой пейзажист не заботился о «пpaвильном» архитектурнoм рисунке, зато сумел передать и характер петербургских домов и простор улиц и влажность воздуха над невидимой, явно близкой Невой и будничную жизнь города.
Думается, это было не так. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей.
И тогда все получится. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. В ноябре 1852 г. отец был определен на службу в почтамт, где и прослужил 12 лет. Какое время года отражено в полотне. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном.
Требовалось срочное лечение и смена климата. Картину купил для своей галереи П. М. У Федора рано проявилась способность рисовать.
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». С тринадцати лет нанялся помощником писца в Адмиралтействе за три рубля. Деньги, вырученные за картины, были отданы Обществу поощрения художеств в погашение долга Васильева, часть – Третьякову также за долги, а все, что осталось, было отдано матери пейзажиста.
К этому времени в семье было уже четверо детей: помимо старшей сестры Евгении (1847 г. ) и самого Федора – два младших братишки, Александр (1854 г. ) и Роман (1862 г. ), родившиеся после венчания родителей. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Ободренный успехами, Федор, словно играючи, обретает весьма широкие знакомства.
Подросток определяется в ученики к реставратору Академии художеств Петру Соколову. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Но созданные им картины свидетельствуют о рано наступившей зрелости и позволяют считать его выдающимся художником. Иван Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища пoлнoй горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их». Увидев это полотно, Крамской был потрясен. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Валаам.
Уже в возрасте 12 лет пошел по стопам отца – поступил на службу в главный почтамт. Шишкиным. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств.
Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». зимой 1867 г. вместе с работами И. И. Камни. Федор Васильев родился 10 (22) февраля 1850 года в городе Гатчине, что ныне находится в Ленинградской области, в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга.
Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. На первом году жизни он переехал с родителями в Петербург. Оттепель была увидена, запечатлена, но на здоровье внимания он не обращал. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Там же по старым этюдам и воспоминаниям он написал полотно «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Художник скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Природа полна проникновенного чувства.
Картину купил для своей галереи П. М. Чиновник департамента сельского хозяйства Александр Васильевич Васильев, живший вне церковного брака с Ольгой Емельяновной Полынцевой, считался poдcтвeнниками «человеком несостоятельным». Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы.
В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. Буйная южная природа не произвела на него впечатления.
Здесь Васильев, написал картины «Оттепель», «Вид на Волге» и «Зимний пейзаж», принёсшие ему известность. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель».
Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872г. Сближается с И. И. Кроме Соколова на творческое становление художника оказали влияние такие мастера живописи как Иван Николаевич Крамской и Иван Иванович Шишкин, преподававшие в рисовальной школе. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым.
У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу.
Небо, занимающее больше половины изображения. Картина эта глубоко взволновала Крамского. Несомненный талант признавали за ним все современники: и художники и критики. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Даже ей стало скользко.
В 1865 г. в Обуховской больнице скончался отец, оставив семье безденежье. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Бросив службу в главном почтамте, он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге. По вечерам посещал Рисовальную школу. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным, с которым впоследствии даже породнился — сестра Ф. А. Васильева Евгения вышла замуж за И. И. Шишкина в 1868 году. В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге.
Федор родился в Гатчине. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме.
Аналогично высветляется и верхняя часть картины: склон, покрытый травой, в правой части картины хорошо освещен, а вот ущелье слева находится в тени. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Третьяков. Все отмечали удивительное мастерство, с которым художник изобразил небо, занимающее более половины полотна. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников.
Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. По его словам, всё в Васильеве «говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы» и способном не только передавать увиденное, но и улавливать «общий смысл предметов их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека». Нас с Вами сам черт веревочкой связал. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева.
Крымские пейзажи художника были проникнуты печальным раздумьем и чрезвычайно далеки от традиционных представлений о «южных красотах». ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. Это было в конце мая.
В этот период Васильев активно общается с И. Н. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме».
Kамни». Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Иматра – шумный водопад в Финляндии, среди гранитных голых скал и заснеженных лесов. Федору удивительно везло на хороших людей.
Барки». Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Двадцать один год – излюбленный возраст этой болезни. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым. Федору удивительно везло на хороших людей.
Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Васильев работал у реставратора Академии художеств П. К. Соколова и продолжал свои занятия искусством. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художников, картина получила первую премию. Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. Требовалось срочное лечение и смена климата. Все картины с этой выставки были раскуплены.
Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. Ключевое слово здесь ЖЕЛАНИЕ писать, рисовать картины, лепить, сочинять. Но стремительно растущему художнику уже тесно в каменной клетке столицы. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира.
Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств.
Не предвещая дождя, неторопливо плывут по небу легкие облака, причудливо меняя свои формы. Но серьезного, систематического образования так и не получил. Посылая в столицу картину-воспоминание «Мокрый луг», в котором одних зеленых тонов чуть не дюжина, Васильев пламенно заверяет Крамского: Не думайте, что это настоящее, – нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления. Художник изобразил омытый дождём мокрый луг под огромным небом, набухшие влагой облака, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). В них художник одинаково выразительно, сильно и взволнованно говорит и о новой для него Крымской природе и о милом сердцу севере. Камни. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Шишкиным, который становится авторитетным наставником начинающего художника.
Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. На крыше еще лежит снег. Крамским, И. И. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель».
В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3рубля жалованья в месяц. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком.
Картина сразу стала событием русской художественной жизни. К моменту окончания учебы и сам Васильев получил большую известность. Оно пронизано горячим вечерним светом, который отражается в тихой зеркальной воде, на полуспущенных парусах барок, принявших коричневато палевый оттенок, на горячем прибрежном песке. Появляется в высшем свете и одновременно ныряет с головой в разгул столичной богемы. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. Но для художника природа — прежде всего обитель людей.
Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Это видно из собственных его признаний: Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вамии. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Шишкина на выставке Общества поощрения художников был показан и этюд Васильева «Валаам. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Обнаружились первые грозные признаки туберкулеза.
У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. Немаловажно, что у Строганова он мог общаться с элитой российского общества, впитывая светский лоск и манеры поведения. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др.
Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. В 1867 году он заканчивает обучение. Ее достоинства самому Васильеву казались сомнительными, весьма критично отзывался он и о живописи картины, потребовавшей от него таких усилий и поисков. Раскрытый этюдник с красками, складной стул и зонт от солнца — непременные атрибуты художнического труда — давно ждут, когда же снова их хозяин примется за свою работу.
В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты.
Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Однако, самой поразительной работой этого года стал этюд «После дождя» изображающий петербургскую улицу, омытую летним дождём. Однако проработал там недолго, бросил службу и начал обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. Такой родной всем нам пейзаж. Но призвание было слишком сильным и юный художник идет по единственно возможному для него пути.
Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Но левый верхний угол слегка светлее.
Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам.