Описание картины И. Репина «Летний пейзаж»: а) композиция б) природа на картине в) образ главной героини. 3. Картина Ильи Репина Летний пейзаж: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Следующие чугуевские пейзажи уже относятся к зрелому периоду творчества Репина 1876 – 1877 г. г., когда он с женой и детьми приехал погостить к родителям в их дом в Чугуеве на Никитинской улице (ныне Розы Люксембург).
Пейзажи А. И. Репина всегда человечны. С большой любовью Репин написал портрет дочери Веры с большим букетом цветов на фоне осеннего пейзажа.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Что интересно, линейный эскиз выполнен на холсте, он назван этюдом к вышеупомянутой картине, но по каким-то причинам не был осуществлен в цвете (х., м., 1870-е гг., НИ музей РАХ, С. -Петербург).
Однако, если взглянуть на эту работу в общей перспективе жизни и творчества Ильи Ефимовича Репина, то можно сказать, что небольшой «пейзаж со стаффажем» одна из интимных и лиричных работ Репина. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
На втором пейзаже, соответственно названию, по обе стороны деревенской улицы изображены хатки, а в конце, за лесом виднеется колокольня церкви. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Многие захотели бы оказаться на ее месте.
Мощный разлив реки, занимающий все пространство пейзажа, «выплескивается» прямо на зрителя, поглощая по пути берега, островки и деревья. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Л. Н. Толстого». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Лиричность картины никого не оставляет равнодушным. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Каждый персонаж переживает что-то своё. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Пятый факт. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Художнику удалось настолько реалистично передать детали, что можно различить листики на деревьях и каждую дощечку на мостике. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Репина, который всегда был настоящим человеком и настоящим художником. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. На акварели изображен типичный провинциальный пейзаж, на котором удачно гармонизируют природные мотивы (на первом плане, в левом нижнем углу изображена мирно отдыхающая корова), со строгой архитектурой – зданием Штабов военных поселений с подведомственными ему постройками, где наряду с другими службами и находилась Школа топографов. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Все заняты. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Она ушла из жизни в 1931 году55. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Фигура женщины в модном платье конца 70-х годов 19 века стоит на этом шатающемся сооружении, как будто она только приостановилась и собирается идти дальше. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В перспективе времени можно сказать, что это пейзаж отразил вершину супружеского счастья. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. С 1980-х годов линии «абстрактного» и «реалистического» пейзажа будут развиваться параллельно. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. 9).
Третьяков»109. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В Школе топографов учился юный Репин в 1857 году. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Мне минутами становилось страшно. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской.
Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. В своем творчестве он, как представляется, выстраивал «планетарную» концепцию мира, связанную с социальным опытом человека. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Репин считал сам эту картину красивой. 8). В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Художника всегда привлекали философские идеи «космизма». Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным. Автор противопоставляет образ героини образу окружающей ее природы. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
М. Бунакову. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Кроме построек и бочки, на первом плане изображен пес, смотрящий на зрителя. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией.
В перспективе времени можно сказать, что это пейзаж отразил вершину супружеского счастья. Творение Репина необыкновенно рельефно. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. кар., ГТГ, г. Москва ил. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Д. Репиных» (бум., кар., был опубликован в журнале «Нива» 1914 г., местонахождение неизвестно ил. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах».
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. 7) и «Деревня Мохначи» или «Уличка в Мохначах» (1877, бум., граф. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Репин с нежностью и любовью изображает ее. Илья Ефимович сразу же стал рисовать и писать всю семью Шевцовых.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Складки платья не мешают разглядеть изящество и грациозность молодой особы. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Творчество Александра Ивановича Репина (1925–1997) всегда было граничит с природой Прикамья. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Она полностью гармонирует с изображенной природой, совершенно сливаясь с ней.
Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения».
Каждый такой пейзаж – своего рода философская концепция бытия. Жил в Италии и Франции (1873–1876). На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Художник передаёт хрупкость и изысканность фигуры в контрасте с природой и ветхостью постройки.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Убранство девушки написано в светлых тонах. На полотне изображен заброшенный парк в летний день. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Эта картина, как и другие пейзажи, созданные Репиным, отражает главную мысль художника. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Мы не видим лица женщины, но чувствуется, что она молода и полна жизни. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Модная шляпка прикрывает красивую прическу героини. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Женщина стоит к нам спиной, но можно понять, что она молода и жизнерадостна. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. Её авторство вызывало сомнения (об этом подробнее писал В. Москвинов), но обнаруженные два подготовительных наброска с достаточно точным отображением расположения построек, включённых в композицию картины, подтверждают принадлежность кисти 32-летнего Ильи Ефимовича. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Почти полвека он отдал искусству, оставив нам в наследство неповторимые пейзажи Урала. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. С 1873 по 1876 Репины жили заграницей. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. На листе авторская надпись и подпись карандашом: «Чугуев И. Репин кистью: Мохначи 13 юня 77». Известно, что художник изобразил здесь свою жену. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Свой приезд в Чугуев Репин изобразил в картине «Возвращение в отчий дом» в 1878 году. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Она гуляет по парку, наслаждаясь нетронутой природой, гармонично сливаясь с ней.
Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. О чем эта история. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Репин никуда не делся. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Художник подчеркивает тонкий стан красивым платьем бледно – розового цвета. Старые деревья с густой кроной хранят таинственную прохладу. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Как утверждает Москвинов «Этот этюдопубликован художником в «Ниве» в 1914 году.
Невозможно отделить одно от другого. Но она здесь в тишине и таинственной чаще Абрамцева. На рисунке «Дом Репиных в Чугуеве» эскизно скупыми линиями художник показал экстерьер двора дома родителей. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». В свою очередь «Две богомолки-странницы» является этюдом к «Крестному ходу», на нем видны элементы выше упомянутого этюда-пейзажа: тополя, часть Донца и другие, – центральную часть пейзажа перекрывают фигуры странниц.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Потом, много лет спустя, они расстанутся и другие женщины будут героинями его картин, но этот пейзаж с фигурой любимой женщины останется в истории живописи, как символ истинно русской пейзажной лирики.
Характерна композиция «Кама весенняя» (1982), где художник обращается к сфероидной перспективе, когда-то открытой Сезанном. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Но она приостановилась здесь, в заросшем парке, на ветхом мостике.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Убийство свершилось. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Публике картина понравилась. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. В таком наряде девушка могла бы гулять по главной улице большого города.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Акварель написана с натуры, с откоса горы в Чугуеве, возле юнкерского училища (бывший Топографический корпус), по направлению к долине Донца. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Исследование строительной периодизации здания Штабов военных поселений позволяет уточнить датировку акварели Ильи Ефимовича «Вид на школу военных топографов в Чугуеве», которая определена в границах 1854 – 1857 годов. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. На рисунке надпись: «Чугуев.
Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Позднее полотно было отреставрировано специалистами.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Художник последовательно шел от «передвижнических» этюдов 1950-х годов к первым обобщениям реальности в 1960–1970-е годы, а затем – к созданию «космологического» пейзажа 1980–1990-х годов. На нем с изумительным чувством природы передано очарование солнечного дня, покой и умиротворение наполненной светом и теплом украинской степи. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Вегетарианцем стал и сам Репин.
На втором рисунке с таким же названием запечатлен тот же двор, но только более детально. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Работал весь день, не замечая времени. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Шесть лет потратил Репин, чтобы композиционно выстроить сюжет: практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Чувствуется прохладная глубина оврага, через который перекинут мост. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». За этот период были найдены два пейзажа: «Деревня Мохначи близ Чугуева» (1877, б., акв., белила, граф. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Много учился на написании портретов близких и друзей.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Акварельный этюд к двум богомолкам-странницам» (1877 г., бум., кар., акв., музей «Атенеум», Хельсинки ил.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Но она здесь в тишине и таинственной чаще Абрамцева. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Фигура женщины освещена лучами солнца. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Соединяясь с природой, человек черпает сил, энергии, освобождаясь от груза повседневных забот. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Общение с прежними друзьями было только заочным. Вся зелень объемна, каждая дощечка мостика осязаема. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Уже во второй половине 1970-х годов символическая форма пейзажа уподоблена знаку, где живые реальные формы свернуты в некие геометризованные конструкции.
Не доносчик ли. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. И вот уже перед нами не царь, а отец. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. Первый факт. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. На моих друзей она производила то же впечатление. Этюд получился превосходный.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Белый зонтик едва виден в складках длинной юбки. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Я отворачивался от этой картины, прятал ее.
«Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Комната небогатой интеллигентной семьи. кар., акв., ГРМ, С. -Петербург ил. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Вдали – дорога на Кочеток, лес, белеющая кочетковская церковь». С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Самая ранняя акварель Ильи Ефимовича Репина с изображением Чугуева, которую нам удалось обнаружить, – «Вид на школу военных топографов в Чугуеве» (1853 – 1857, б., акв., ГТГ г. Москва ил. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Казалось, она спит.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». В центре композиции изображен старый мостик, на котором не хватает одной доски. Америка—Франция—Россия. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Так, моделью для войскового писаря стал историк Яворницкий, атамана Серко — генерал Драгомиров. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Благодаря им ее длинное белое платье кажется золотистым. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали».
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. На первом пейзаже изображены слева уходящая в гору улица, справа – на первом плане перед забором играющие дети, а за забором – хата во дворе, а дальше – вид на речку. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Художник прописал все складки платья. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург).
Что интересно, в «В крестном ходе» за фигурами странниц пейзажа не видно, – изображена толпа, в частности возвышающиеся урядники, природа изображена справа и носит уже другой характер (написана по впечатлению от местности Курского края): написаны пни на пригорке. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Среди множества известных картин написанных в этот период «Летний пейзаж» (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцево) 1879 года кажется совсем незначительным и малоизвестным. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Берег Волги. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами.
На картине «Летний пейзаж» Илья Репин изобразил уголок подмосковной усадьбы Абрамцево. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. На листе внизу подпись:«1877 И. Репин».
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. У них трое детей и Вера основная модель для Ильи Ефимовича. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Так ли это – судить зрителям.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Он и Вера уже семь лет женаты. Позже, когда Верочке исполнилось 16 и она поступила в Мариинский институт, а Илья Репин уже написал своих «Бурлаков на Волге» в 1871 году, выставил их и картина имела значительный успех, они поженились.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. В эту минуту в комнату вошел Христос. Это грандиозное единое целое, передающее самые сокровенные мысли живописца. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
6). Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Репин встречал их по средам. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В 1877 г. Репин пишет этюд «Окрестности Чугуева» или, как его называет Москвинов, «Пейзаж (вид из Чугуева в сторону Кочетка). В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Она пришла сюда, чтобы подумать о жизни и почувствовать свое единение с природой. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. В парке летним днем на мостике через небольшой ручей стоит женщина в белом платье. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
За окном летний день. Они жили в Пенатах в течение двух недель. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Пройдя через горнило войны, он обрел нескорушимую волю к жизни и беспредельную веру в правду и красоту. Эта история получила название «бунт 14».
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Он идет прямо к матери. Стасов присылает ему все, что он просит.
Её жизнь посвящена любимому мужу, его творчеству, его идеям и его личности. Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Оно не однородного белого цвета, а скорее золотистое, благодаря солнечным лучам. И мы видим, что перед нами не лесная чаща, а заросший парк. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Верность природе, Уралу, родным прикамским местам – сильнейшая черта творческой личностит А. И. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. «Пенаты» – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России.
Не пугают и заросли на заднем плане. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Что может быть лучше теплого летнего дня.