Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Однако мы располагаем убедительными свидетельствами того, что всю свою жизнь Рубенс умел сочетать грациозные, вежливые манеры с отменным упорством в делах, касавшихся его дальнейшей карьеры.
Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Рубенс порой напоминает дремлющий вулкан.
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Что до лошадей – он всегда ими восхищается. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937-1946 годах), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена.
В частности, были убраны бойницы. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.
После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Филипп Рубенс отмечал, что эрцгерцогская чета в буквальном смысле привязала его брата к себе золотыми цепями: Питеру Паулю была пожаловала золотая цепь с портретом эрцгерцога и его супруги стоимостью в 300 флоринов71. В Водружении креста, наоборот, сюжет весь в действии.
Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Смерть витает над каждым ее участником.
Обычны для него тщательная проработка кружев воротников, фактуры жемчуга, шёлкового носового платка и перчаток, зажатых в руке эрцгерцога. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Блики от отражающегося света делали картину почти невидимой. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.
Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Чуть моложе был Якоб Иордане, который, как и Рубенс, учился у Адама ван Ноорта. Эта, теперь ставшая знаменитой, картина называется Удар копьем. Несмотря на то, что Ян всегда был приверженцем римско-католической церкви, впоследствии он начал симпатизировать протестантскому учению Жана Кальвина (1509-1564), а это считалось опасной ересью в стране, контролируемой испанским королем-католиком. Рубенсу предложили обеспечить декоративное убранство всей церкви – 39 росписей.
Но самую захватывающую возможность в эти годы ему предоставляли иезуиты. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал.
Магистрат Антверпена задумывает украсить городскую ратушу.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.
В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Делегацию возглавил герцог Арсхот, который в штыки воспринимал любые попытки художника вмешаться в ход переговоров. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году.
Картины Рубенса, взятые с собой, произвели впечатление и о художнике было доложено герцогу. Картина была подписана обоими художниками104. Здесь он страстно, точными, уверенными мазками, проявляет творческую энергию, свойственную его ранним работам. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.
Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало.
В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Рубенс пишет Поклонение волхвов.
За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Работы Отто ван Веена были вдумчивыми, значительными, но почти лишенными жизни. Мать определила его на некоторое время в пажи к вдове графа Филиппа де Лален, Маргарите де Линь.
Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Разочаровавшись в придворной карьере и дипломатической деятельности, он целиком отдается творчеству. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться».
Наиболее примечательно на этом фоне, что Рубенс не отказался от планов создания галереи Генриха IV и 27 января 1628 года сообщил аббату де Сент-Амбруазу, что приступил к работе над эскизами. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе.
Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Но, несмотря на это, произведение заслуживает внимания. Он также выписал себе копии эдиктов, запрещающих дуэли и следил за ходом процесса над аристократами, которые нарушили этот запрет150. Второе пребывание Рубенса в Риме оказалось гораздо продолжительнее первого.
4 июля Мадрид дал на это согласие, после письма от инфанты, что Рубенс не допускал утечки сведений и не искажал информации. Однако художнику нужны заказы. Караваджо, родом из Северной Италии, был всего на четыре года старше Рубенса.
По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Задача была грандиозна: следовало сорвать готовящуюся сделку Ришельё с Англией уговорить главу французских гугенотов Субиза вернуться во Францию, чтобы раздувать смуту далее найти возможность примирить курфюрста Пфальца с австрийским императором, поскольку это стало главной причиной желания Лондона к переговорам наконец, приложить все усилия к заключению перемирия между Испанией и Соединёнными Провинциями.
Знал английский испанский, французский итальянский и латынь. Его заказал Вольфганг-Вильгельм Баварский, герцог Нейбургский. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Композиция довольно оригинальна, но отличается некоторой неловкостью. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.
Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Он впервые смело использовал свой итальянский опыт.
За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте.
Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Он обращал особое внимание на латинский язык и не терял интереса к миру античности. Зрителя поражала прежде всего фигура мертвого Христа.
На этом полотне он продемонстрировал удивительное понимание самоотреченной духовной любви. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. 15 сентября художник прибыл в Мадрид.
Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Способности к языкам (он говорил на шести языках) позволили ему не только освоить культурное наследие своей эпохи, но и достичь значительных успехов на дипломатическом поприще. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.
Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937–1946), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Рубенс сумел воспринять самые лучшие качества своих родителей. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. 24 мая Рубенс прибыл в Париж, с собой он привёз ещё 9 картин и коллекцию медалей герцога Арсхота на реализацию.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Рубенс знал его картины, но маловероятно, что эти художники когда-нибудь встречались. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.
Стилистика Карраччи существенно отличалась от манеры Караваджо. Собрание семьи Гонзага – одно из знаменитейших в Италии.
За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. В 1620-е годы Рубенс работал для французского королевского дома. Это совпало с научным исследованием творчества Рубенса, начатым небольшой монографией художника-ориенталиста Эжена Фромантена. Богатством красок и густотой мазка он обязан во многом Тициану.
Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс.
настолько попорчены и им причинен такой вред, что я просто пришел в отчаяние. После осады Маастрихта в июне 1632 года инфанта вновь командировала к голландцам Рубенса и 26 августа он прибыл на протестантскую ассамблею в Льеж, но вернулся уже через три дня, поскольку с испанцами категорически отказались вести переговоры205. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля.
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. мы обнаружили, что картины. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.
Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Наиболее бурно сложились отношения Рубенса с ван Дейком, который провёл в мастерской три года.
Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Рубенс отметил свою свадьбу, нарисовав двойной портрет редкого очарования. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников.
Инфанта Изабелла дает ему одно за другим секретные поручения. Такое самовыражение Рубенс считал соответствующим своему собственному творческому подходу. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Вернувшись в родной город, он был назначен городским советником.
Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Ранее, 3 июля 1619 года, Рубенс получил аналогичную привилегию во Франции сроком на 10 лет, в её получении неоценимую помощь оказал Николя де Пейреск. Отец живописца изучал право в Риме и в других городах Италии. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.
Питер Пауль перебирается к нему в дом. Рубенс не стал конфликтовать с послом, а вместо этого уехал в Эскориал копировать коллекцию полотен Тициана, насчитывавшую более 70 картин. Так началась необычная дипломатическая карьера Рубенса. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Потом мастер своими точными мазками доведет все до совершенства.
В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. По счастливому стечению обстоятельств Питер Пауль получает заказ на три алтарных образа в капелле Святой Елены церкви Святого Креста Иерусалимского в Риме. По субботам и воскресеньям он исполнял заказы типографии Плантена— Моретуса: рисовал фронтисписы, оформлял титульные листы и создавал иллюстрации.
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Вот новое Поклонение волхвов – менее пышное и в то же время менее блестящее.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Иоанна.
Всех помощников Рубенса на голову превосходил красивый, фантастически одаренный Антонис Ван Дейк (1599-1641), который стал признанным гильдией мастером в девятнадцатилетнем возрасте. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129.
Позже он переехал в Италию, чтобы там завершить свое образование. галерея Медичи в Лувре). Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы.
Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. В то время Яна и Мария Рубенс живут в Зигене, в германской провинции Вестфалия. В эти годы стиль Рубенса изменился – композиции строятся в свободном и плавном ритме, характерная для раннего периода творчества жесткая скульптурная трактовка форм сменяется более легкой и воздушной цветовой моделировкой.
Речь шла о «Воздвижении креста». Рубенс усердно копирует Тициана, Корреджо, Веронезе. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики.
По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Ван Дейк обладал такими же разнообразными дарованиями, что и Рубенс.
Рубенсу выпала великая честь – ему заказаны обе эти работы. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.
Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. От матери он унаследовал ее мягкий, уравновешенный характер, умение любить и хранить верность, а также, вероятно, ее рачительное отношение ко времени и деньгам.
Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Эта же комната служила и личным кабинетом.
Однако он позволил Рубенсу присутствовать при передаче картин герцогу Лерме. Он даже время от времени жил у них в доме.
Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. В Кабинете рисунков Лувра сохранился подготовительный эскиз композиции портрета герцога Лерма, созданный итальянским карандашом на тонированной бумаге, для которого позировал нанятый натурщик.
Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.
И во всем чувствуется радость. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома.
Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.
Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.
Но буде английский флот хотя бы на шаг подвинется против флота испанского короля, тогда, поверьте, мир увидит скверную игр Инфанта Изабелла дает ему одно за другим секретные поручения. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Его отправят в Мехельн, где оно украсит церковь св.
Благородная фигура Богоматери создана на основе римской статуи. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Тем не менее на Рубенса его картины произвели должное впечатление и он даже сделал с них несколько копий.
Родился в Зигене в Вестфалии 28 июня 1577 в семье Яна Рубенса, антверпенского юриста. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222.
Еще бы. Параллельно мать записала Питера в светскую школу Ромбоутса Вердонка, где он смог раскрыть свои способности в области гуманитарных наук, стал изучать греческий язык. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили.
Как же он расстроился, когда алтарный образ установили на место. Алтарные образа удалось спасти, но росписи на потолке погибли. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св.
Игнатия (ныне посвящённой св. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. В картине Охота на львов победителей нет.
Основы этих знаний были заложены в мастерской учителя, которым он всегда восхищался. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.
Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни.
Впрочем, с её старшей сестры Сусанны он исполнил 7 портретов— больше, чем с Изабеллы Брант209. Он также дважды подолгу жил в Риме. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».
Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173.
Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Среди них был и Антонис Ван Дейк со своим быстрым, лирическим мазком. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Он получил заказ на такую же серию из жизни её супруга Генриха IV, но этот проект так и остался неосуществлённым. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112.
Рубенс намного превзошел уровень фламандских поклонников Италии. В имении он перестал чуждаться сельских празднеств, оставил и воздержанный образ жизни и однажды жаловался Л. Файдербе, что в его замке иссякли запасы вина. Своеобразной особенностью Рубенса-личности и Рубенса-художника была его нелюбовь к портретам. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.
Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест.
До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. На боковых створках показаны встреча Марии с Елизаветой и Обрезание Господне, которые решены в праздничных тонах.
Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами.
«Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Рубенс постоянно переписывался с Николя Пейреском, его братом Валавэ и библиотекарем французского короля Дюпюи84. Из-за террора герцога Альбы Рубенсы переехали к родственникам Марии в Лимбург, а в 1569 году обосновались в Кёльне67. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Прошу тебя, не говори больше недостойный тебя муж – все уже давно забыто. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.
Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. В 1632 году Рубенс добился продления авторских прав на репродукции своих картин во Франции, однако некий предприимчивый торговец оспорил решение суда низшей инстанции и апеллировал к Парижскому парламенту. Как же они могут быть некрасивыми, если их мыть вином.
Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Антверпенские работы 1609—1611 годов демонстрируют быструю эволюцию Рубенса в техническом отношении.
Они с Изабеллой, взяв друг друга за руки, сидят на фоне раскидистого куста жимолости. Стоящая на коленях Магдалина поддерживает руками его ступни. К счастью, размеры заказанной картины велики.
Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Этим художником оказался болонский мастер Аннибале Карраччи (1560-1609), который работал в Риме над своими великолепными украшениями палаццо Фарнезе. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства.
Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Но его ожидала еще одна беда, когда из багажа были извлечены копии картин. Луки.
На них ему предстояло отразить жизнь короля Генриха IV, красивого, динамичного персонажа. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Это Тобиас Верхахт.
Из античности почерпнуты два постоянных сюжета живописи Рубенса— вакханалии и триумф после боя, которые символизировали для него две взаимодополняющие стороны бытия, природную и возвышенно-человеческую129. Задание Рубенса было не из легких. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами.
Рубенс заботился о своих авторских правах. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Но у этого века была и своя темная сторона.
Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Тем не менее я полагаю, что мы будем придерживаться оборонительной тактики и первыми не нарушим мира. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».
В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Она называлась Последнее причастие святого Франциска Ассизского.
РУБЕНС, ПИТЕР ПАУЛЬ (Rubens, Peter Paul) (1577–1640), фламандский художник и дипломат. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Умер Рубенс 30 мая 1640.
«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Ещё ранее ему было поручено отправиться в Гаагу на сепаратные переговоры со штатгальтером Соединённых Провинций.
Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17.
На заднем плане в окне виден пейзаж. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс.
На ней римский воин копьем пронзает бок Христа. Вероятно, он проявлял такую вежливую строптивость и по отношению к эрцгерцогине.
Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Она хочет украсить галерею дворца картинами иллюстрирующими различные эпизоды ее жизни. Он ведет огромную переписку, часто тайную.
Он ведет огромную переписку, часто тайную.
После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Вряд ли мне по силам их реставрировать. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Их соединенные руки находятся в центре композиции.
Из всех влияний, формировавших направление итальянского искусства в это время, по-видимому, самым значительным и противоречивым оказалось творчество Караваджо (1573-1610), сложного импульсивного, почти неуправляемого молодого художника, который находился в зените своей славы, когда Рубенс впервые добрался до Рима.
Он писал солидные, сочные картины из кипучей фламандской жизни, а также мифологические сцены с непременно пышнотелой обнаженной натурой. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.
Ему подыскивают учителя, который согласился бы взять его к себе в мастерскую. Холст. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. У него был острый взгляд на малейшую деталь, он обладал исключительным чувством цвета. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Вдобавок его еще сковывают воспоминания о Фландрии.
В списке множество работ Перуджино, Бронзино, антверпенских художников-современников и Адриана Браувера. Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен.
Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени.
Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Рубенс был слишком тактичным человеком, чтобы попытаться его переубедить.
Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Конечно, Рубенс не забыл произведения, фрагменты которого он копировал в Италии, – Битвы при Ангиари великого Леонардо. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи.
При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Он был молод, красив, хорошо воспитан.
Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Религиозные войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир.
Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Очень немногие художники той эпохи могли похвастаться, что знают Италию лучше, чем Рубенс. Так начиналась не одна знаменитая политическая карьера. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»).
После продажи своей первой коллекции герцогу Бэкингему Рубенс успел накопить новое художественное собрание, отражённое в описи. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.
В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь.
Особенно его интересовали монеты и медали, а также геммы, которые были источниками подробностей о религиозных и бытовых обыкновениях античности и бесценным пособием по хронологии152. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182.
В течение нескольких лет он исполнял эти важные обязанности. Во-первых, она построена на симметричном расположении братьев Рубенсов с левого края картины и противопоставленных этой группе Липсия и Воверия справа. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1.
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка.
Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса.
Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Луки214.
Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. почти полностью сгнил (несмотря на то, что все полотна находились в цинковом ящике, дважды завернутые в промасленную материю, а потом помещены в деревянный сундук).
Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Отто ван Веен всю жизнь оставался преданным другом Рубенса. Герцог с удовлетворением их осмотрел, принимая копии за оригиналы. 28 июня 1577 года Мария Пейпелинкс разрешается от бремени шестым ребенком. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
Как писал он своему другу в Рим: Я не желаю снова становиться царедворцем. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Письма, которые она писала в тюрьму, – убедительное свидетельство женской преданности. Я знал Рубенса с детства, – писал в более поздние годы Моретус, – мне очень нравился этот юноша, который обладал самым приятным, самым незлобивым характером.
Это превосходная возможность продемонстрировать согражданам, чему он научился за время своего долгого пребывания в Италии.
По К. Кларку, величие Рубенса-художника выражалось в том, что он понимал момент, когда можно отказаться от строгого канона классической формы119. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. В этом примечательном документе перечислены дома в Баскюле и по улице Жюиф, ферма в Свиндрехте в 32 арпана, рента в 3717 флоринов, выплачиваемая Брабантом, Антверпеном, Ипром и Нинове.
Сегодня. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Отпевание состоялось 2 июня.
Его античные герои и раннехристианские мученики одеты в шёлк и бархат по современной ему моде. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Оба взирают на зрителей с доверительной радостью. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.
В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Осталось несколько полотен с изображением Альберта.
По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Надо полагать, что у Питера Пауля при себе имелись какие-то существенные рекомендации. Измерительные инструменты в его руках позволили критикам называть героя картины географом или архитектором.
В 1622 г. Рубенса вызвала в Париж наслышанная о его славе вдовствующая королева Мария Медичи ему было поручено заполнить картинами из её жизни два длинных перехода в новопостроенном Люксембургском дворце. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Среди сюжетов преобладают сцены охоты, битвы, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, аллегорические и мифологические композиции в них Рубенс с удовольствием писал энергичные, мощные тела, так нравившиеся его современникам. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. В лице Филиппа Рубенс получил настоящего эксперта по истории античного Рима. Весь проект откладывался еще несколько раз.
К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». С начала 1620-х годов Рубенс вел активную дипломатическую деятельность. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива.
И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Среди них следует назвать портрет Елены Фоурмен Шубка (ок. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Его нарекают Питером Паулем. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него».
По словам Н. Грицай, «в недостойный его кисти жанр придворного портрета художник вдохнул новую жизнь, решительно освободив его от характерных для маньеристического искусства рубежа XVI и XVII веков жёсткости письма, застылости композиций, напряжённой замкнутости словно отгороженных от реального мира образов. Брак был заключён с большой поспешностью. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101.
Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием.
Есть где развернуть сцену поклонения. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. В 1629 г. ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, что и было исполнено с блеском.
Карлу Борромео).
В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Жан Ришардо— бывший работодатель Филиппа Рубенса— вспомнил про Питера и 12 января 1602 года состоялось официальное подписание контракта. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Губерта, Диану на охоте и подобное.
Картины самого Рубенса удостоились особой похвалы. В 1598 он был принят в гильдию св. Родину Рубенса – Нидерланды – на протяжении всей его жизни разрывала упорная борьба за независимость от Испании.
В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Горизонтали и вертикали картины статичны, зато диагонали полны динамики.
Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Это произошло, прежде всего из-за того, что крупнейшие французские художники Пуссен и Лоррен пребывали в том году в Риме, а итальянцы— Гвидо Рени или Гверчино— не собирались покидать Италии. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Знание античного Рима подогревало интерес Рубенс к этому заказу.
1638–1640, Вена, Художественно-исторический музей), Кермесса (ок. С начала 1620-х годов Рубенс вел активную дипломатическую деятельность. Будущий художник получил образование в школе иезуитов. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Несмотря на то, что у него много времени отнимала работа над большими декоративными композициями и сооружениями (роспись плафона в банкетном зале во дворце Уайтхолл в Лондоне триумфальные арки в честь въезда в Антверпен инфанта Фердинанда украшение охотничьего замка Торре де ла Парада), Рубенс успевал писать также более камерные, лирические произведения. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Лекуре, «доходило до угодничества». Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Это одна из самых прекрасных его фигур, – писал знаменитый английский художник сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792), когда он, словно завороженный, словно перед явным чудом, стоял перед этой картиной сто лет спустя после ее написания. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.
Темный фон мощным контрастом подчеркивает светлые части полотна. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.
Вскоре Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен у них было пятеро детей. От этого брака родилось трое детей. За всю свою карьеру Рубенс несколько раз рисовал королевскую чету. От отца – его быстрый и легкий шарм.
В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Вскоре Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен у них было пятеро детей. К сожалению, в 1718 году она сильно пострадала от ужасного пожара.
3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Но все заимствованные и перенятые идеи Рубенс вносил в рамки собственного видения. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.
В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена.
Возможно, это труды Сенеки. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.
Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Моретус был внуком Плантена и со временем он возглавил типографию деда. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет.
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49.
За годы после назначения Рубенса придворным живописцем он не только выполнял положенную ему работу при дворе, то есть рисовал портреты придворных и занимался декоративным оформлением дворцов и церквей, но еще и не забывал принимать заказы от других покровителей, как в Испанских Нидерландах, так и из-за рубежа.
Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.
Там, в верхней части картины, словно веером, расположились длинные конские морды, взметнувшиеся руки охотников, пики и мечи, которые образуют мощные диагонали, возвращающие взгляд зрителя в центр полотна, в центр схватки. Это любовь к жизни, которая преображает все, вплоть до темы смерти. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137.
Их фигуры производят на зрителя огромное впечатление. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность.
Рубенс был принят фаворитом короля графом Карлайлом и вновь взялся за кисть, следуя пожеланиям Жербье и светского общества. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Через несколько лет слава о ней облетела всю Западную Европу.
Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Рубенс до этого и позже не писал ничего подобного. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов.
Кроме этих художников первой величины, у Рубенса работали Эразм Квеллин-старший, Ян ван ден Хеске, Питер ван Моль, Юстус ван Эгмонт, Абрахам ван Дипенбек, Ян ван Сток и многие другие. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню.
Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Королева-мать только что помирилась со своим сыном. В этом необузданном произведении все – сплошное движение.
Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Это радость бессмертной жизни, противостоящая смерти. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23.
Невероятны ракурсы фигур, яростны движения, грозны звери. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
Творчество Рубенса— органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Ему ничего не стоило передать свои идеи (или идеи его патрона) в собрании визуальных образов. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Таковы его полотна изображающие охоту, написанные в 1616-1618 годах. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.
Вернувшись в Антверпен, Рубенс был встречен с большими почестями испанский король пожаловал ему титул государственного советника, а английский король – личное дворянство. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Тем не менее, в каталоге живописи Рубенса последних лет его жизни значилось 60 полотен исполненных лично им, около 100 картин, заказанных королём Испании, множество заказов издательства Плантена-Моретуса и так далее218. Карраччи изобрел метод быстрого исполнения набросков мелом, который Рубенс тут же у него перенял.
В коллекции герцога Рубенс открыл для себя сокровища. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8.
Хотя он был на двадцать два года младше Рубенса, он сохранил свою почти сыновью дружбу с ним и его женой на всю жизнь. Позже он создал третий – на тему Успения. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. В 1600 художник приехал в Италию там он изучал античную архитектуру и скульптуру итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе). В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя».