Однако ощущение ужаса отсутствует, коим были пропитаны вертикальные Оплакивания. Интересно, что Богоматерь появляется в подобной композиции позже.
Его считают великим мастером Высокого и Позднего Возрождения, ведь именно эта личность смогла проявить свою универсальность в архитектуре, в живописи, в поэзии, в скульптуре. Всё вместе взятое превращало створчатый алтарь в идеальный инструмент для богослужения. Примером может служить Пьета, созданная около 1500г (илл 16). Человек поздней готики испытывал нелёгкие времена. При этом ранние образцы Vesperbild в точности отражают тексты видений.
К сожалению, Пьета из Западного Кобурга в очень плохой сохранности. О развитии во Франции Пьеты в первой половине XV в. сведений нет. Речь идёт о Новом типе «Оплакивания», возникшем на востоке империи и получившем чрезвычайно широкое распространение, особенно в Центральной Европе. Внимание сосредоточено на лице, которое и является главным акцентом в образе Богоматери. Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место.
Мужчина зарабатывает на жизнь тем, что жестоко выбивает долги из тех, кто задолжал нанявшим его ростовщикам. Исходя из этой функции и Пьета предстаёт как типичное творение мистической эпохи.
Изображение Христа также идентично раннему образцу. Но за пять веков никто не осмелился исправить эту оплошность. Однако именно в Италии был создан поистине первый ренессансный образ на тему «Оплакивание Христа» — Пьета Микеланджело.
Обращает на себя внимание масштаб фигур и их пропорции. Фигуры персонажей предстают в сложных пропорциональных отношениях. Средневековый мастер не ставил оригинальность своей целью. Либман отмечает, что в немецком искусстве конца XIV начала XV вв. Фигура полновесна и убедительна.
Однако работал Микеланджело около двух лет. Он искал спасение в общении с персонажами Священного Писания. 10) Богоматерь предстаёт молодой. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем.
При этом акцент на фигуре Марии очевиден. В своём фильме режиссёр хотел показать, как из-за денег возникают социальные проблемы— рушатся семьи и происходят самоубийства8. Они, скорее всего, являются в некотором роде «переходными» произведениями, в которых положение тела Христа близко к горизонтальному, но оно поддерживается Богоматерью. Вероятно, от художника не требовалось исполнение скульптуры в монументальных формах.
Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Таким образом, становится ясно, что произведение рассчитано на фронтальное созерцание снизу вверх. Речь шла о хронологически более поздних Оплакиваниях Христа последней четверти XIV в., в которых тело Богоматери сохраняло вертикальную устремлённость, а телу Христа придавалась явно читаемая горизонтальная направленность.
От XV в. сохраняется утончённость образов. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез. После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор.
основывалась на опыте переживания образа и жизни Христа. Он решает бросить свое жестокое занятие и начать жить достойно. Два разновременных памятника — будто развитие во времени одной сцены.
Во второй половине XV в. на развитии французской Пьеты сказывается влияние живописи. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств. Однако этот памятник по своей стилистике является, скорее всего исключением. Гонорар за эту работу составил четыреста пятьдесят золотых дукатов. Слегка склонена голова Богородицы.
Здесь явно обозначена параллель со сценой Мария с младенцем. Идеализация образов сочетается с реалистичностью их трактовки. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году.
Отметим, что таким же образом Богоматерь изображалась и в чешских горизонтальных Оплакиваниях. Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Образ Марии проникнут поэтичностью, но взгляд при этом полон печали. Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз.
Предположим, что и сам мастер мог ориентироваться на примеры из средневековых миниатюр. Однако, невозможно согласиться с этими словами в полной мере. происходит процесс освобождения движений и поз. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. Мистика делает возможным тесное общение с Богом, со святыми.
Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников. М. Я. Практически идентично выполнена, словно рукой того же мастера, ещё одна немецкая скульптура того же времени (илл. Случилось это в 1972 году.
Фигура Марии полностью задрапирована и словно тонет в одежде.
Много позднее, уже в 1727 году, католическая церковь утвердила праздник Семи Скорбей – 15 сентября. Однако сделать этого не получилось по финансовым соображениям. Христос идеально сложен, его тело напоминает могучие торсы античных героев.
Многие из концертов давали для важных посетителей. Новоселов).
Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. Художник словно пренебрегает физическими составляющими человека. Бюргерских заказчиков привлекала утончённость эмоций, позы, всего «поведения» скорбящей Богоматери, также изумительная чистота работы. Её образу во многом свойственна некая отстранённость. Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли.
Отныне скульптор стал узнаваемым гением. Однако, как кажется, в боннском памятнике образ Марии не акцентируется.
Тело Христа не кажется истерзанным. Соглашаясь со сравнением тел с куклами, мы, однако, убеждены, что художник вряд ли осознанно тем самым хотел достигнуть эффекта «всеобъемлющего чувства ужаса» и трагизма. После этого инцидента скульптуру отреставрировали и поместили под защиту пуленепробиваемого стекла. К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение. Несомненно, вещественные факты всегда выглядят более явным доказательством. Одновременно он лишён и эмоционального напряжения готических скульптур.
Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. Тело Христа лежит горизонтально, являясь центром композиции. Образ Христа здесь, скорее, — образ героя. На то, что Пьета уже с самых ранних немецких образцов направлена на удовлетворение стремления глубоко личного общения человека с Богом, указывает тот факт, что в Германии этот вид «Оплакивания Христа» относился к разновидности скульптуры, представляющей собой четвёртый популярный в период зрелого и позднего Средневековья вид пластики, который описывается немецким термином Andachtsbild. Сюжет, трактованный таким образом, был весьма распространён.
На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Пожилая женщина держит на коленях своего сына с нежностью, глядя на то, как он «спит». Немецкая Пьета XV в. типологически разнообразна: продолжает создаваться популярный в прошлом веке вертикальный тип, при этом распространяется горизонтальный вариант, а также в большом количестве создаются произведения, получившие название «Прекрасных Оплакиваний». В Пьете из Мариявальда лицо Богоматери выражает умиление, как в сцене с младенцем.
Но со средневековой мистической скульптурой всё гораздо сложнее. Геометрическое мышление проявляется в том, как чётко фигура Богоматери вписывается в пирамиду (или, скорее, в конус), в придании её телу строгой вертикальности, а также в прочтении в фигуре Христа прямых линий. 6). По сравнению с обычными воспитанницами, хористки пользовались большей свободой, также их ожидали щедрые подарки от поклонников, каникулы в виллах на материковой части Италии, а некоторых и выгодные браки.
В основном это были произведения для потребностей женских доминиканских и францисканских монастырей, то есть районов и среды, где цвела визионерская мистика. В отношении к Средневековью следует иметь в виду, что визионерство выступает именно как культурная практика, отвечающая за непосредственную связь человека и божественного мира, мира живых и загробного.
Но он оказался столь же идеальным инструментом и для мистической созерцательности. Лицо Богоматери не выражает ужаса. Но приковывает взгляд лицо страдальца. Примеров такой композиции мы не найдём в немецких Vesperbild. Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства.
На первый план вышла вся человеческая жизнь Христа. Сильно выдаются рёбра.
Отныне руки Христа были прижаты к телу. Весьма достоверно выполнена голова Христа в терновом венце. В литературе бытует мнение, что в век культа Марии упор делался на образе Богоматери и её любви и скорби. В1568г.
Но затем его мать неожиданно похищают. Относительно Пьеты он считает, что этот сюжет «домыслен» мистиками. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену. Кроме того, он лишает его образ всякой телесности, акцентируя внимание на духовном аспекте.
Так Сузо выдвинул идею о том, что тело Христа уменьшено, чтобы показать, что Мария воображает, будто это её маленькое дитя. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. Именно страдание Христа, его мучения в центре внимания готики.
Верхнюю половину композиции занимают три фигуры, склонившиеся над телом. Оба персонажа представлены молодыми, с красивыми лицами. Бургундская Пьета — замечательный образ, стоящий на грани двух эпох. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане.
Изучение средневековой Пьеты, несомненно, требует выбора отправной точки — наиболее раннего из известных образцов. Незначительно «оживляют» и дробят объём замысловатые драпировки в нижней части скульптуры. Итальянской скульптуре этого времени не чужда сильная «моторность», но в своих поисках итальянцы опирались на античные образцы и на пристальное изучение обнажённого тела и его движений.
Для немцев главной оставалась задрапированная или одетая фигура. Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора – отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры. На одной из таких скульптур (илл. Кажется, что тема страдания буквально пронизывает всё произведение.
Для глядящего в лицо Спасителя зрителя время словно останавливается. Но, так или иначе, мастер в этом памятнике в целом следует выработанной схеме. Великий мастер не стал спорить с неосведомленными соотечественниками, решив увековечить подлинность своего шедевра автографом по перевязи Марии.
Мужские обрамляют композицию, между ними — в молельном жесте, Богоматерь. Во Франции немецкий образ был переработан практически сразу после его появления. 13) тело Христа традиционно меньше в масштабе, но здесь нет свойственной многим ранним немецким Оплакиваниям вертикального варианта грубого натурализма и скованности. 3). Улавливается стремление мастера к натурализму в изображении мёртвого тела. В этих случае учреждение обеспечивало будущую невесту небольшим приданым. Заказчиком был французский кардинал Жан Билэр де Лагрол, служивший послом Франции в Риме при дворе папы Александра VI.
Янсона и Э. Ф. Примером попытки привнесения в ставший уже традиционным образ большей убедительности, попытки прочесть сцену, как реально происходившее событие, является Пьета школы Тильмана Рименшнайдера (1520 г (илл 12). У Хейзинга находим: «С тех пор как в XII столетии лирически-сладостный мистицизм Бернарда Клервоского положил начало фуге неувядающего умиления, вызываемого страданиями Иисуса, дух все более наполнялся жертвенными переживаниями Страстей Христовых, проникался и насыщался Христом и крестными муками». Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты.
Он как будто пытается нарушить казалось бы логичную статику окостенелого мёртвого тела, которому придано сидячее положение. Не случайно именно в последние годы XIV в. и в тех же районах возник столь распространённый тип «прекрасных Мадонн». Это касается скульптур, в которых тела персонажей были представлены деформированными. В этой ситуации ноги Христа сползают, повторяя очертания складок одеяния Марии.
В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». Перед ним вечный мотив жертвенности, страдания Иисуса за человечество. (О четвёртом — речь пойдёт ниже. ) Как нельзя лучше соответствовал стремлениям официальной церкви к пышности литургии складень.
Сам же скульптор очень любил свое творение и частенько захаживал в храм полюбоваться своей работой. На этот раз больше ощущается нежность к Сыну, когда она укутывает тело Иисуса краем плаща. В видениях, снах, галлюцинациях вещи несомненно предстают в искажённом виде. Пострадала снова рука Мадонны и ее прекрасное лицо. 15).
Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. Переходный тип с Марией, держащей Христа на коленях, в окружении других действующих лиц встречается редко. Многочисленные описания мистических видений как основателями движения, так и их последователями (главным образом последовательницами) относятся к концу XIII — началу XIV вв., примерно к тому времени, когда стали возникать образы индивидуального поклонения.
И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Сначала он холодно отвергает ее, но потом постепенно принимает ее в свою жизнь. К концу XIII в. встречаются миниатюры, в которых над Христом склоняется только Богоматерь.
Таким образом, эмоциональное содержание произведений различно. Однако в этом произведении создан более реалистичный образ. Ярким примером здесь выступала Пьета из Брно (1385 г), в которой подобная трактовка явным образом подразумевала под собой символическую параллель с крестом и жертвенностью Христа. Отсюда и другое название исследуемого типа скульптуры «Оплакивание Христа». В отличие от Богоматери, его мастер не показывает монолитным объёмом. Молящийся донатор, Св.
Художник, вероятно, с этой целью намеренно увеличил голову Марии. Однозначно утверждать, что именно оказало наибольшее влияние, мы не можем. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей. Так, в книге «Основы истории искусств» относительно данного произведения говорится, что «реализм стал средством передачи экспрессии, отраженной на исполненных муки лицах. 1).
Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. (В первой главе о такой буквице говорилось: это миниатюра, в которой у Марии сложены руки в молельном жесте, а Христос повёрнут к зрителю со свешенной к земле полусогнутой рукой). Она словно не понимает, что её Сын мёртв. Успехи в музыке могли изменить жизнь девочек к лучшему.
Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. Богоматерь изображена весьма жизненно, правдиво и точно. 14). Силуэт тела намечен ломанной линией. Известно, что скульптура была заказана графом Бургундским у одного парижского скульптора. Так у Х. В.
Стилю самого Рименшнайдера свойственна экспрессия лиц, материальность, полновесность, монументальность, внутренняя эмоциональность образа. Однако встречаются памятники с совершенно иными качествами. Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». На это указывает и отношение средневекового человека ко времени и пространству.
5). Здесь получают развитие тенденции, свойственные как чешским, так и немецким горизонтальным Оплакиваниям «прекрасного» стиля конца XIV — начала XVвв. Существует несколько вариантов развития этого сюжета в пластике.
Динамичными линиями мастер выполнил одежды. Сильнее всего индивидуальность проявилась в лике Марии. Людольфина Шартруа посмотрела на терновый венец, впившийся в Его голову. Для понимания чувственного и поэтического воззрения, которое лежало в основе многих видений интересным примером может служить видение монахини Кристины фон Эбнер (1277г. ) — Христос велел, чтобы она пила из его ран, как пчела пьёт мёд.
Местом их возникновения стали районы нижнего Рейна. Однажды на пороге его дома появляется женщина, утверждающая, что она приходится ему матерью. Он близок ренессансному духу, но ещё окончательно не скинул оков готики. Можно предположить, что это произведение выполнено провинциальным мастером.
Так как эта часовня была разрушена архитектором Донато Браманте в ходе начавшегося в 1506г строительства нового собора Святого Петра, Пьета Микеланджело до 1517 года временно заняла свое место в ризнице часовни Санта Мария делла Феббре, располагавшейся рядом со старой базиликой. Он не смел всецело отдаться своей фантазии – превыше всего стояла теология искусства. В Пьете из Рёттгена начало — когда Мать только осознала, что Сын её умер.
Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник. Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Ещё ближе к варианту Пьеты — миниатюры, представленные в статье Донна Денни. Тело Христа искажено, резко выделяются рёбра и кости рук. Высшей реальностью обладал не мир явлений, а мир божественных сущностей.
Расцвету алтаря способствовало также отнюдь неблагочестивое стремление любым способом поразить молящихся, привлечь их великолепием, богатством, просто размерами сооружения. Оно служило образцом для подражания молодым мастерам.
2).
Характерно положение, отмеченное Ле Гоффом: «Начиная с XIII века Христос шире распахнул свои объятия человеку, он стал вратами, открывающими доступ к откровению и спасению». Речь идёт о знаменитой Авиньонской Пьете, работы Ангеррана Картоны (илл. Величайшим представителем первой был мастер Эккегарт. В пользу этого предположения высказывается и исследователь Ц. Г. Этот мотив усиливает целостность силуэта, который легко укладывается в узкую пирамиду.
Французские Оплакивания второй половины XV — начала XVI вв. весьма схожи между собой, по крайней мере композиционно. Однако, в силу такой «эзотерической» специфики визионерства, в их описаниях всегда оставалось много не проясненного.
Фигуры похожи на кукол — такие они неподвижные, так тонки и негибки руки и ноги. Источник мог быть давно забыт, утерян и выведение иконографии Пьеты приходится основывать на наиболее достоверных, либо доступных источниках. Как пример этого процесса он приводит эволюцию «Оплакиваний».
Данное произведение отличается лиричностью, тонкой пластической проработкой. Своё немецкое название — Vesperbild («Вечерний образ») — он получил в связи с обычаем, предписывавшим во время вечерней службы на Страстную пятницу (в момент между смертью Христа на кресте и положением во гроб) вспомнить скорбь Богоматери над снятым с креста телом её сына. Мария, мать Иисуса, вполне могла заменить языческую.
Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. Во втором памятнике это состояние уступает место скорби сдержанной.
Проблема, очевидно, в том, что иррациональное не воспринимается как убедительное. Его изготовил Франческо Борромини. Мария будто вспоминает его младенцем. Наряду с земным, мирским временем существовало сакральное время, которое и обладало истинной реальностью и представляло абсолютную ценность.
Скорее, здесь дело в другом. Почему. Из-за этого не чувствуется контакта между участниками скульптурной группы.
На создание фильма Ким Ки Дук был вдохновлен находящейся в Ватикане работой Микеланджело «Пьета». Это сказалось прежде всего в большей грациозности образа Марии и её S-образной позе. Тело Христа словно не знало истязаний, раны показаны без всякого акцента. Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую. Существует немало примеров, когда ещё сильны традиции вертикальных образцов. Это выражение безудержного горя и ужаса.
Его выражение скорее напоминает тихую скорбь. Отсюда и тот факт, что Христос всё больше и больше становился Христом-страдальцем.
Постепенно был выработан собственный французский тип. Блум, М. Григорова). Германия знала повествовательный тип «Оплакивания» с несколькими фигурами и Христом, лежащим на земле. 7. ). Скульптура была предназначена для усыпальницы кардинала.
4). Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. Нессельштраус: «Для того чтобы изображения фигур или предметов воспринимались как воплощение сверхъестественного, необходимо сделать их иными, чем привычные всем земные явления, оторвать их от реального окружения». Образ Богоматери лишён обобщённости и отличается конкретностью и реалистичностью.
Тело Христа трактовано иначе. Он больше никогда не ставил никаких автографов на своих творениях.
Г. Сварценскиприводит примеры из миниатюр середины XIII в. Несомненную роль сыграла красота образа иногда чуть слащавая. Искусство должно было удовлетворять этому желанию. Тело Христа во французском памятнике пластично, словно вообще не имеет костей. Благодаря поручительству банкира эта дорогостоящая работа была заказана неизвестному и очень молодому скульптору.
Новоселов), либо в способности фантазировать (Х. В отличие от ранних «Оплакиваний», в которых динамичность нижней части скульптуры Богоматери уравновешивается статичностью и сдержанностью её верхней половины, здесь движение придано всей фигуре Марии благодаря S-образному изгибу и оживлённым драпировкам. Являясь порождением мистических движений рубежа XIII — XIV вв. Декоративный и одновременно экспрессивный образ был популярен в Португалии и Испании. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи.
Кажется, что она даже не видит, что на её коленях мёртвое тело сына. Фигура Марии хрупка и грациозна.
В Пьете начала XV в. (илл. По-прежнему, при взгляде на Спасителя, не возникает сомнения, что он мёртв. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении.
Лицо Марии выражает сдержанное страдание. скульптурную группу поместили на алтарь Санта Симона и Иуды в старом Сикстинском хоре базилики Святого Петра. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. В памятнике из Боннского музея эта параллель просматривается весьма отчётливо. Это новый образ, близкий по своей композиционной схеме чешской Пьете того же времени.
В композиции Пьеты, выполненной его учениками, чувствуется французское влияние. Композиционно-объёмное решение фигуры Христа отличает открытость. Марию часто называют «Мадонной». Его строгое учение давало мало пищи для фантазии художников. И согласно договору, через год это творение должно было быть завершено. Итальянское название Пьета — в буквальном переводе «сострадание» — лучше отражает природу культа, связанного с этой сценой.
Об этом свидетельствует хотя бы то, что фигура Христа в ранних образцах непомерно мала по сравнению с Марией. Их не стоит к нему всецело и безоговорочно относить. Точнее всего на русском языке это понятие может быть дефинировано как «образ индивидуального поклонения».
Он пишет: «I took my tender child upon my lap and gazed upon him, but he was dead» (я взяла своё нежное дитя на колени и взглянула на него, но он был мёртв). В центре экстатических переживаний Анджелы из Фолиньо находится воссоединение с Христом в страдании (compassio, unio passionalis).