Перов появился на свет незаконнорожденным (родители обвенчались после рождения малыша) в городе Тобольске 21 или 23 декабря 1833 (по новому стилю – 2 или 4 января 1834).
В 1866 году Перов получает степень академика а в 1870 году он становится профессором. Персонажи Перова, — в том числе крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872 оба — там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского). Для публики и критики уже первая картина Перова – «Приезд станового на следствие», написанная в 1857 году, – стала заметным событием.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВасилий Перов Годы жизни: 02 января 1833 — 29 мая 1882Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВасилия Перова один изего учеников называл «подлинным певцом скорби». «Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой». Лишь Н. Ге сказал о них добрые слова: Начиная с обыденного жанра, его (Перова) талант развивался и он поднимался все выше и выше. Вклад Перова в русское искусство, значение его творчества огромны. В 1862 году вышел в свет роман В. Гюго «Отверженные», в котором отразилась жизнь парижского гамена и его обитателей.
Васильев устроил его к себе на квартиру. Скончался Василий Григорьевич Перов 29 мая (10 июня) 1882 года в селе Кузьминки (ныне Москва). Пенсионер АХ (1862-69, до 1864 в Париже). Теперь же впервые возникает искусство по существу не каноническое. Он едва не бросил Училище и не уехал из Москвы, но счастливый случай спас художника. В первоначальном карандашном эскизе (ГТГ), а также эскизе маслом (ГРМ) страдание детей было показано более резко.
Василий Григорьевич Перов (фамилия, данная при рождении — Васильев 21 декабря 1833, Тобольск — 29 мая 1882, с. Кузьминки, ныне в черте г. Москвы) — русский художник, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Борода его была. Нельзя же было прямо изобразить генерала, занятого получением взяток или пирующего в дебоширской компании, но можно было изобразить того же отвратительного генерала, разбогатевшего и истощенного развратом, в ту минуту, когда он сочетается браком с прекрасной, но несчастной девушкой, сердце которой уже принадлежит «честному и независимому, а потому и бедному» молодому человеку. Уходили в прошлое не отвечающие современности академический классицизм и псевдоромантизм поздних эпигонов К. П. Брюллова.
Не случайно же он отказался от многофигурной сцены, наметившейся в первых эскизах (графическом и живописном): на берегу Москвы-реки, у Большого Каменного моста, множество людей столпилось вокруг поднятого из воды мертвого тела. Пронзительно-проницательными глазами всматривается в мир драматург А. Н. Островский (1871).
Некоторое время он был записан на фамилию «Васильев», полученную от имени крёстного отца. Эта внутренняя драма, показанная уже в Проводах покойника, по-разному раскрывалась в произведениях второй половины 60-х годов: безысходна доля не ведающих детства маленьких героев Тройки (Ученики-мастеровые везут воду, 1866), безрадостно будущее юной гувернантки, оказавшейся, как в плену, в страшном мире темного царства (Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866), движимая отчаянием, покончила с собой молодая женщина (Утопленница, 1867). Ученики мастеровые везут воду" (показана безотрадная жизнь подростков-мастеровых.
Стасова) была эстетика философского романтизма. Соприкосновение с действительностью ставит перед художниками ряд новых сюжетов, усиливает желание писать жизнь без прикрас, привлекать общественное внимание к ее трудностям и противоречиям. В рассказе На натуре. Придя в мастерскую, я показал им начатую картину и объяснил, в чем дело.
Еще глубже по психологической характеристике портрет «Странника» (1870, ГТГ). Перов обращался к изображению людей из народа (Фомушка-сыч, 1868, Странник, 1870, – оба в ГТГ), представителей передовой русской интеллигенции (А. В первоначальном эскизе (1875, ГТГ) художник намеревался показать вооруженных пугачевцев, приближающихся к помещичьей усадьбе. Не было открытия и в умении рассказывать осмысленно, обличать: лукошко с яйцами, штоф с водкой, пучок розог существуют в холсте как неопровержимые доказательства пьянства, взяточничества, телесных наказаний, процветавших в российской деревне. В картине Проповедь в селе, созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви. Однако в картине (известной по фотографиям) сильнее, нежели бунтарское, героическое, прозвучало разбойное начало.
Были и другие обиды и разногласия. Это было частным семейным делом «генерала» и вовсе не касалось его общественного положения. глаза грустные, как бы задернутые черным флером или временем долгого страдания. Были среди работ художника и жанровые сценки, герои которых ловят птиц, охотятся, рассказывают друг другу байки («Птицелов», 1870). Появились лишь эскизы и вариант картины "Суд Пугачева" (1875).
Здесь и в поразительных по силе проникновения в народный характер портретах-картинах «Фомушка-сыч» (1868) и «Странник» (1870), начинающих галерею крестьянских характеров Крамского, Максимова, Репина, он – снова лидер, в который раз предчувствующий, предвосхищающий, предопределяющий важнейшую тенденцию в развитии русского искусства идущего к синтезу «хорового» начала и глубокой психологической характеристики каждого человека, синтезу портрета и картины. Его жизнь и творчество были тесно связаны с Москвой. Василий Перов родился в1834 году всибирском городе Тобольске. Работы же, привезенные им из-за границы, напротив, свидетельствуют о том, что автор очень хорошо понял «и образ жизни и характер и народные типы в тех землях, где побывал». И он имел на это право ибо любил свою землю беззаветно.
Для публики и критики уже первая картина Перова – «Приезд станового на следствие», написанная в 1857 году, – стала заметным событием. Справедливо замечено, что «еще при жизни художника была ясна его исключительная роль в развитии русского портрета». Таким произведением стал исполненный еще в 1861 году Сельский крестный ход на пасхе.
Перов много работает в мастерской никому не показывая свои новые картины, не понятый товарищами, списанный с «корабля современности» Крамским и другими критиками. Превосходный портретный этюд Слепой музыкант (около 1864) может с полным правом считаться прямым предтечей лучших перовских портретов 1870-х годов. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин изображающих местные типы и сцены уличной жизни (Продавец статуэток, Савояр, Шарманщик, Нищие на бульваре, Музыканты и зеваки, Тряпичники и другие), но вскоре убедился, что воспроизведение чужих нравов не дается ему так же успешно, как изображение родного русского быта, а потому с разрешения Академии в 1864 г. возвратился в Россию до окончания срока.
Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. Все его работы являются отражением реальной жизни того времени. К обличительным полотнам и живописным драмам непосредственно примыкают такие его картины, как Гитарист-бобыль (1864) и Учитель рисования (1867), в которых за внешней бессобытийностью скрываются сложные человеческие судьбы.
Перов «одним скачком переносился через целое море русских картин с содержанием пустым или притворным». серая, напоминающая цвет подержанного серебра. В иконостас лучших людей русских включаются и портреты крестьян. В историю русского искусства В. Г. Перов входит картиной «Сельский крестный ход на пасхе» (1861). В этой связи художник В. Г. Худяков писал Третьякову, что Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий (монастырь, печально знаменитый тем, что туда ссылали, в частности, за серьезные преступления против религии и церкви).
Его мать, юная вдова мещанина Иванова и отец, губернский прокурор барон Криденер, очень любили друг друга и свои чувства ни от кого не скрывали. Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже. В апреле 1858 года петербургская Академия художеств присудила Перову первую серебряную медаль за картину Приезд станового на следствие (1857). В этом портрете художник создал образ русского интеллигента, «общественной совести» своего времени.
Его работы получались простыми иреалистичными, сострогой композицией исдержанным колоритом. Так же, как у Федотова, его искусство было «серьезно и больно кусалось». Перед нами Достоевский, пишущий роман Бесы. Ее смиренная фигура с котомкой на плечах была очень симпатична.
Она перечитала мужу массу книг, не давая ему много разговаривать. Они естественны по композиции, строги и скупы по колориту. Картина «Тройка» написана в 1866 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Так же, как у Федотова, его искусство было «серьезно и больно кусалось». Каменев, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов и В. О. У него и люди и сцены и лица и тела были живые копии с того, что в самом деле есть на свете.
Вэтот период онписал полотна сосценками изжизни русской провинции— «Птицелов», «Охотники напривале», «Ботаник»— ипортреты. Возможно, беспощадная трезвость щедринского взгляда наложилась на собственные «прежние наблюдения», высветлила в памяти очень конкретную, типичную для «целой полосы русского мира» сцену. Одно из лучших заграничных полотен В. Перова – «Парижские тряпичники», написанное в голубовато-серой, романтической палитре, навевает воспоминания о прозе В. Гюго, творчество которого так любил художник. Но наибольший успех, после петровской картины имела в публике картина вскоре после того спившегося и погибшего, ныне абсолютно забытого художника Адриана Волкова: «Прерванное обручение». Нам теперь трудно причислить это произведение к типичным явлениям 60-х годов, так как мелодраматическое построение ее, невозможно розовые краски и слащавые типы — все в ней указывает скорее на зависимость Волкова от школы Штернберга и Чернышева, нежели на влияние того смелого и правдивого искусства, которое стало тогда заявлять свои права на существование.
«Холод, пустыри, засыпанная снегом глушь, забвение и навеки безвестность, словно которая-то из миллионов птичек замерзла на дороге и никто о ней не знает, никому ни жизнь, ни смерть ее не были интересны – вот содержание этой картины», – писал В. В. Стасов. Портрет Ф. М. Достоевского кисти Перова (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя. В последнем получил серебряную медаль за этюд головы мальчика. Известное влияние Автопортрета Креспи угадывается в Автопортрете Перова (1870).
Картина (Попы) была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест. Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором. Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 году. Положительной особенностью обучения в московском Училище (а в какой-то степени следствием не слишком строгой продуманности учебного процесса) была возможность одновременно со штудиями писать «картины на ими самими придуманные сюжеты или избранные из предложенных, но никак не заданные». Перов внес также большой вклад в искусство портрета.
Перов выставил тогда свою «Проповедь» и вокруг нее сгруппировалось порядочное количество картин с «содержанием». Его картины обладают огромной силой символико-психологического обобщения и перекликаются с прозой Ф. М. Достоевского, портрет которого считается лучшим живописным изображением писателя. Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи. Любовь к искусству проявилась у мальчика очень рано.
На следующий год, В. Г. Перова назначают преподавателем училища живописи и ваяния. Разразился скандал. Василий, так был назван при крещении ребенок, не мог носить фамилию отца. На земляном полу – лишь охапка соломы, да грязная тряпица.
Тимашевой. Художник создал образы ряда известных деятелей русской культуры («А. В1870-е годы остросоциальных работ уВасилия Перова стало меньше. Они свидетельствуют о возросшем профессиональном мастерстве. Динамизм всей сцене сообщает диагональная композиция.
Дети испытывали в те времена голод и холод. По своей коллизии и сатирической направленности близка искусству П. А. Федотова. В последние годы жизни художник был тяжело болен.
Среди образов, созданных Перовым, особое место занимает Портрет купца И. С. Камынина (1872), в изображении которого современники увидели типичного Тита Титыча фронтальная композиция, глубокий красный фон заставляют вспомнить дворянские фамильные портреты. В это время он создает образы крестьян. Спор о вере» (18801881 гг. ). Внимание читающей публики привлек колоритный образ маленького Гавроша.
Уже первые его произведения («Проповедь в селе», 1861 «Сельский крестный ход на пасху», 1861 «Чаепитие в Мытищах», 1862) отличались от картин предшествующих московских художников-жанристов. В 1882 г. состояние здоровья В. Г. Перова резко ухудшилось. 1866 – ""Тройка". В. Г. ».
Новым стимулом явилось обращение к «Артели» (в 1869) группы художников-москвичей (Л. Л. Это прежде всего крестьянские портреты. Годы учебы юноши были полны одиночества и отчаяния.
Ссутулившись иобхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит вугол комнаты. Теперь художник увидел Россию как бы другими глазами. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы», написанная в 1860 году (на малую золотую медаль). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь —если говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову.
Утро чиновника, получившего первый крестик". Чтобы оправдаться, он за свой счет нанял бухгалтера. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. Фомушка-сыч Перова – умный, энергичный и вместе с тем недоверчивый человек, глядящий вокруг себя с проницательной настороженностью. Их ближайшим предшественником справедливо считается Гоголь русской живописи – П. А. Федотов. П. Погодин», оба — 1872 все — Третьяковская галерея).
Больной, усталый измученный неразрешимыми противоречиями жизни, Достоевский погружен в себя его взор неуловим для зрителя (Перов пишет Достоевского в трехчетвертном повороте), а цепкий, замковый жест крепко сплетенных рук зримо отгораживает его от внешнего мира. Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875 «Под крестом», 1881). Большие картины остаются незаконченными. Отчаяние, безысходность, одиночество человека – вот подтекст образа Христа в картине Христос в Гефсиманском саду (1878). И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий».
В истории Академии художеств подобный случай произошел впервые, ведь обычно пенсионеры пытались продлить срок пребывания за границей. Еще сильнее эти стремления прозвучали в картине Чаепитие в Мытищах, близ Москвы (1862), построенной на резком противопоставлении образов монаха-лицемера и израненного калеки-слепца, героя (судя по крестам и медалям) Крымской войны. начал своими картинами проповедь нового искусства. Не случайно же Перов использовал образ Камынина в рисунке Современная идиллия (1880) – своеобразном сатирическом апофеозе денежного мешка. Свет, сосредоточенный на лице, выявляет его землистую бледность и аскетическую худобу.
Картина является рассказом, где Перов подробно повествует о людях их быте, окружающей природе. К их числу, безусловно, принадлежит картина Савояр (1863-1864), герой которой – маленький бродяга, забытый и заброшенный в огромном городе, прижимая к себе обезьянку, спит на пороге дома, перед наглухо закрытой дверью. Худенькие, полные крайнего напряжения детские фигурки одеты в лохмотья.
и К. А. Коровины и многие другие. Ступина, по окончании которой поступил в Московское училище живописи и ваяния. Глядя вслед медленно вползающим на пригорок саням, мы видим измученные лица детей. Мальчик и девочка спят тяжелым сном в какой-то клети, предназначенной для животных. В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как «Савояр», «Слепой музыкант», «Парижские тряпичники».
В 1862 году Перов уехал за границу в качестве пенсионера Академии художеств. Их Васенька появился на свет перед самым Рождеством в 1833 г. «Рожденному во грехе» ребенку дали фамилию трактирщика, согласившегося сыграть роль отца и нарекли Василием Григорьевичем Васильевым. По словам В. Стасова, «молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех (брюлловских) лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей». Перов Василий Григорьевич (1833/1834 – 1882), русский художник.
Общение Перова с учениками, съехавшимися отовсюду, большая и искренняя дружба с И. М. В простой домашней обстановке изображен А. Н. Островский (1871, ГТГ). Среди художников-передвижников, отдавших свой талант служению «музе гнева и печали», особое место занимает Василий Григорьевич Перов (1833-1882). В 1871 году в Петербурге открылась Первая передвижная выставка, на которой были две его картины – «Охотники на привале», «Рыболов» – и портреты А. Н. Нестеров.
Он. «Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком, портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты». Премии ОПХ и МОЛХ.
В нем увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова». В этом сообществе художник состоял шесть лет и покинул его в 1877. И тем более знаменательно, что это безнравственное полотно приобрел молодой тогда еще коллекционер Третьяков, выразив таким образом отношение прогрессивных кругов общества к обличительному направлению в целом. Жизнь на чужбине тяготила Перова, его тянуло на родину. И хотя нельзя воспринимать буквально слова: «Перов – это Гоголь Островский, Достоевский и Тургенев русской живописи, соединенные вместе», в них верно почувствованы значение и направленность творчества Перова, его основополагающая роль в искусстве второй половины XIX века.
Запокупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, аПерову— ссылкой вСоловецкий монастырь. 1860 – малая золотая медаль ИАХ за картину "Первый чин" ("Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы"). Спор о вере (1880- 1881) – по историческому материалу (событие конца XVII века), по основной идее (спор о вере между раскольниками и никонианцами – борьба старого и нового) и даже по характеру трактовки отдельных персонажей перекликается с суриковским Утром стрелецкой казни. В коротенькой новелле Тетушка Марья (1875) он повествует о печальной судьбе мальчика Васи изображенного в центре Тройки.
Продолжая развивать эту же тему, он завершает картину «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861, ГТГ) – одно из наиболее обличительных и смелых полотен в русской живописи. Свой долг перед бытовой живописью Перов выполнил, пройдя путь от «Крестного хода» к картине «Последний кабак у заставы», переход к портретному жанру вновь подтвердил его редкостную чуткость к нарождающимся существенным процессам. Нас теперь приторно-сладкая картина Пукирева, равно как и «Обручение» Волкова, вряд ли может трогать.
Эти произведения отличают бесхитростность сюжетной коллизии, мягкий юмор и особая теплота образов, подлинно душевное (любимое слово Перова) отношение к человеку. Нестеров. Поиску положительного образа посвятил Перов и свою охотничью серию: картины Птицелов (1870), Рыболов и Охотники на привале (обе – 1871), Голубятник и Ботаник (обе – 1874). Вдокументах ончислился как Васильев— пофамилии крестного.
Он побывал во многих музеях Берлина, Дрездена, Парижа изучал полотна старых мастеров. Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х годов («Птицелов», 1870 «Охотники на привале», 1871 «Рыболов», 1871 все — Третьяковская галерея). Если от «Приезда станового на следствие» лежит путь к «обличающему» Перову, автору «Сельского крестного хода», «Монастырской трапезы», «Чаепития в Мытищах близ Москвы», то от «Сцены на могиле» – к «Проводам покойника», «Приезду гувернантки в купеческий дом», «Последнему кабаку у заставы», всем тем полотнам, в которых раскрывается способность художника горячо сочувствовать обездоленным, «униженным и оскорбленным». Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы», написанная в 1860 году (на малую золотую медаль).
В течение многих лет не расставался он с образами разинской вольницы, которая, если судить по находящимся в собрании галереи рисункам к картине Поволожские хищники (1878), должна была получить величаво-эпическое воплощение в духе знаменитых народных песен. Так или иначе, новизна и свежесть «Приезда станового», сделавшие эту еще робкую по живописи картину принципиальным явлением русского искусства, заключались не в каких бы то ни было моментах формы, а в самом замысле, выборе сюжета, режиссуре драматического действия. Так или иначе, новизна и свежесть «Приезда станового», сделавшие эту еще робкую по живописи картину принципиальным явлением русского искусства, заключались не в каких бы то ни было моментах формы, а в самом замысле, выборе сюжета, режиссуре драматического действия. В русской живописи она одна из самых драматичных. прямым наследником и продолжателем Федотова.
Ему принадлежит ряд рассказов, таких, как «Тетушка Марья», «Под крестом», «На натуре. Таким предстает перед нами прототип Странника, бывший крепостной множества господ, многострадальный и неизменно благородный, полный внутреннего достоинства Христофор Барский, герой рассказа Перова Под крестом (1881). Наиболее яркой, определенной и протестующей среди них была картина Якоби «Привал арестантов», указывавшая на одну из самых мрачных сторон русской администрации. Спор о вере», 1880-1881, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь. Передвижники).
«Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком, портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты». Пространство, заключенное в картине, кажется теперь безначальным и бесконечным. В Портрете Ф. М. Достоевского (1872) звучит иная, трагическая нота.
Глубоко личное переживание Евангелия находит выражение в двух пронзительно эмоциональных работах: «Христос в Гефсиманском саду» и «Снятие с креста». Но подлинной вершиной портретного творчества является портрет Федора Михайловича Достоевского (1872, ГТГ). Новое, раскрепощенное от канонов академической классики искусство, «искусство в высшем его проявлении», призвано было открывать миру то, «что скажет о нем (мире) история» (Крамской, Взгляд на историческую живопись), – фактически открывать сам ход истории, тем самым действенно подготавливая в своих образах будущее. Вдохновляющим примером для «Товарищества передвижных художественных выставок» послужила «Санкт-Петербургская артель художников», которая была учреждена в 1863 участниками «бунта четырнадцати» (И. Н. Подобная эстетическая суверенность, с годами нараставшая, стала непосредственным преддверием русского символизма и модерна (хотя бы в творчестве таких выдающихся «передвижников», как В. М. Васнецов, А. И. Куинджи, И. Е. Репин, В. И. Суриков или тот же Крамской). Он сумел воплотить в художественных образах подлинно народные типы.
Не случайно именно в эти годы появились такие проникновенно-грустные его картины, как Приезд институтки к слепому отцу (около 1870) и Старики родители на могиле сына (около 1874). Лучший из крестьянских портретов-типов Перова – «Странник». В картине Тройка главенствует драматическая тема.
Некрасов, Толстой, Достоевский возглавили реализм в литературе, Перов начал борьбу за него в живописи. Создатель обличительных жанровых картин, направленных против уродливых явлений современной ему действительности (Сельский крестный ход на пасхе, 1861, Чаепитие в Мытищах, 1862, – обе в ГТГ), проникнутых сочувствием и состраданием к нищим и обездоленным (Проводы покойника, 1865, Утопленница, 1867, Последний кабак у заставы, 1868, – все в ГТГ). Мучительны раздумья о жизни, о человеческом страдании писателя Ф. М. Достоевского (1872). Положим и внутренний смысл волковской картины не представляет из себя ровно ничего значительного и даже является простым заимствованием самого ординарного бульварного романа, но в то время на это не смотрели строго, если только художник мог доказать, что и он «возмущен», что и он готов «учить». Однако в то время и самые передовые смотрели на эту картину как на свою вещь — так мало обращалось внимания на вид картин, на их внешность, до того все были заняты тем, что подразумевалось.
Удивительно точно найдено встречное движение рук: робкой, протянутой за подаянием руки слепого и холеной руки молодой хозяйки, принимающей в своем доме толстого иеромонаха, совершающего путешествие к Троице. Мы пошли вместе. Большие картины остаются незаконченными. Как показала юбилейная выставка Перова в Государственной Третьяковской галерее (1984), на которой его наследие было представлено с почти исчерпывающей полнотой, перовская неподкупная лира исторгала порой и неверные звуки. Перов задумывает триптих о Емельяне Пугачеве: «Восстание», «Помещики и крестьяне», «Суд Пугачева» – замысел беспримерный для русского искусства ХIХ века из которого удалось осуществить только последнюю часть.
Там, как и на родине, его интересует прежде всего жизнь бедноты. Перов превратил неприглядный эпизод в емкий, обобщенный образ современной ему России. В последний путь провожает семья родного человека – мужа, отца, кормильца. В стороне заметил старушку с мальчиком. Сюжет картины «Спящие дети» весьма прост, здесь не происходит трагических событий, как в предыдущих произведениях.
Расчет был абсолютно верный. Родился будущий художник в тихом снежном городке Тобольске. Все в ней удивительно просто. Горячее сочувствие «униженным и оскорбленным», протест против уродства современной жизни определили замысел таких картин, как «Последний кабак у заставы» (1868), «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866).
Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма. Живописное решение его портретов всегда скромно, почти аскетично. Если в эскизах (1873) само судилище показано как центральный эпизод динамичной массовой сцены, то в окончательной редакции все свелось к противопоставлению разбойника Пугачева героическим в своей стойкости дворянам. Я вызвался показать им место для ночлега. Однако жить было не на что и негде молодой художник из-за нужды хотел даже оставить учёбу, но в трудную минуту ему оказал помощь его училищный учитель, Е. Я. Васильев— «строгий даже немного рутинный классик», который поселил Перова у себя и отечески заботился о нём. Член-учредитель ТПХВ (см.
Известно, что, работая над эскизами к «Тройке», Перов, пытаясь вызвать у зрителей чувство жалости к бедным детям, подчеркивал в них черты уродливости и крайнего истощения. Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном барона Георгия Карловича Криденера. Он был внебрачным сыном прокурора Г. К. Верной оценке искусства Перова современниками способствовала организация посмертной выставки его произведений (1882-1883).
Первоначально художник задумал триптих, однако разработал только один сюжет – Суд Пугачева (1875). В 1870-е Перов задумал трилогию, посвященную пугачевскому бунту. Ее столбы-обелиски, украшенные царскими орлами, резко взмыли в холодное закатное небо.
Одним изсамых известных портретов стало полотно сФедором Достоевским. Ему приходилось жить «из милости и на хлебах» у хозяйки приюта, с которой были знакомы его родители. Прянишниковыми И. И. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. Как известно, Перов запечатлел этого мальчика на своей картине (в середине) и через некоторое время мальчик умер. У «передвижников» таким художественно-историческим «зеркалом» предстала в первую очередь современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, «вся Россия» в ее многоликой повседневности. Художник вплотную подходил к решению портретных задач.
Этого было вполне достаточно: тут было и желанное обличение, брошенное в лицо имущим, тут и трогательное слово защиты за униженных и оскорбленных. В этом же духе написана и другая знаменитая картина того времени, явившаяся три года спустя после волковского «Обручения»: «Неравный брак» Пукирева, художника, также очень скоро затем сошедшего со сцены. И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий». Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник». Репина. Он обращается к евангельским сюжетам, к фольклору. Однако замысле не был осуществлен. В 1863 году Перов написал картину «Савояр», где изобразил мальчика-бродяжку, в 1864 году художник закончил полотно под названием «Дети-сироты».
Работа по собиранию и изучению его наследия продолжается и поныне. Почти год её бескорыстно сопровождали Василий Перов и Григорий Мясоедов. Метет поземка, зябко кутается в платок заждавшаяся своих подгулявших спутников крестьянка. Крамского и И. Е. Перов говорил о ней горькие слова. 1861 – "Сельский крестный ход на Пасхе".
Ведь с точки зрения композиции Перов использовал достаточно привычную интерьерную схему (можно вспомнить и федотовских «Разборчивую невесту», «Сватовство майора», «Игроков» и композиции Н. Шильдера, А. Устинова, А. Попова, многих других жанристов середины века). Его жест – единственный прямой и достаточно красноречивый комментарий к словам священника. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма2. В. Г. Это усиливает впечатление неприглядности жизни старой русской деревни. Портреты Перова отличаются удивительной простотой искренностью и правдивостью.
Перовский «Автопортрет» 1851 года соединяет в себе воспитанное ступинской школой строгое отношение к цвету, здесь почти монохромному, точный пластичный рисунок, свободную идущую от брюлловских портретов композицию и объясняемые только одаренностью, талантливостью лирические качества натуры художника, которые иногда ускользают при анализе его наследия, заслоняемые другими проблемами, но неотделимые от его творческой личности и определяющие человеческую проникновенность, эмоциональную неотразимость его зрелых холстов. В. В. Стасов считал Перова прямым наследником и продолжателем Федотова. С особой очевидностью это проявилось в его работе над евангельскими сюжетами, в истолковании которых он был близок к Л. Н. Толстому и Н. Н. Ге. Они не потребовали возмещения даже стоимости железнодорожных билетов. В это время П. М. Третьяков начинает заказывать портреты лидеров русской культуры.
В 1868 году Перов написал картину Последний кабак у заставы. После этой картины критика нарекла Перова отцом русского жанра.
Среди зимнего поля лошадка понуро тянет дровни с дощатым гробом, прикрытым рогожей. Школа имела прекрасную библиотеку, коллекцию эстампов, музей, в котором наряду со случайными работами, заурядными копиями с второстепенных оригиналов находились портреты, выполненные такими мастерами, как Д. Левицкий, А. Егоров, В. Шебуев, К. Брюллов, а также коллекцию «антических статуй и бюстов» и огромное количество рисунков самого разного плана, как учебных, так и творческих. Он мало был наклонен расплываться в красивых и сладких ощущениях. Узнав о бедственном положении юноши, преподаватель Училища Е. Я. Он умер 10 июня 1882 года, не прожив и сорока девяти лет. В то же время Перов примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок.
Н. Островский», 1871 «В. Созданные же Перовым в начале 70-х годов портреты выдающихся деятелей культуры могут быть поставлены в один ряд с лучшими работами И. Н. Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже. Поиски новых средств видны и в колорите.
Ее антиклерикальная сущность абсолютно очевидна. Правда, положительный герой не убедителен, нарочито идеализирован и, по словам Стасова, отдает общим местом и сентиментальностью, зато отрицательные персонажи удались Перову как нельзя лучше. Лица их бледны измождены. За «Портрет В. В. Безсонова» он был награждён первой премией МОЛХ по заказу П. М. Третьякова написал «Портрет писателя А. Ф. Писемского». Тема города еще сильнее прозвучала в картине «Утопленница».
И. Даль», «М. «Проводы покойника», 1865 знаменитая «Тройка», 1866, наконец, «Спящие дети», 1870, принесли ему заслуженное признание. «Портрет этот не только лучший портрет Перова, но один из лучших портретов русской школы вообще», – писал Крамской. Картина явилась характернейшим произведением искусства нового направления.
Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест. В иконостас «лучших людей русских» включаются и портреты крестьян. Учился в Арзамасской школе живописи А. В. Ступина (1846-49, с перерывами) и в МУЖВЗ (1853-61 преподавал с 1871). 18621864 годы художник проводит за границей.
Знаменательным становится 1870 год: Академия художеств удостаивает званием профессора (работы «Странник», «Птицелов») вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Сердобольный прохожий помогает им преодолеть неровность дороги, подталкивая бочку сзади. Здесь и в поразительных по силе проникновения в народный характер портретах-картинах «Фомушка-сыч» (1868) и «Странник» (1870), начинающих галерею крестьянских характеров Крамского, Максимова, Репина, он – снова лидер, в который раз предчувствующий, предвосхищающий, предопределяющий важнейшую тенденцию в развитии русского искусства идущего к синтезу «хорового» начала и глубокой психологической характеристики каждого человека, синтезу портрета и картины. Жанровое начало задавало тон портрету, пейзажу и даже образам прошлого, максимально приближенным к «духовным потребностям общества». В кругах интеллигенции его даже называли «Папа московский», тем самым подчеркивая, что подобно тому, как Папа Римский диктует из Ватикана законы всему католическому миру, Перов из Москвы диктовал законы всему русскому художественному миру.
Усложнялся и образ городового. Впереди холодно светится лимонно-желтая полоса заката. Развернутая по диагонали композиция Проводов покойника создает иной строй произведения. Пишет многофигурную монументальную картину на сюжет из истории раскольничьего мятежа 1682 года – Никита Пустосвят.
Он перешел к истории и сделал только две вещи (Суд Пугачева, Никита Пустосвят. – вспоминал художник. Особенной популярностью пользуется картина «Тройка» (1866 г. ) В. Г. Перова, рассказывающая о беспросветной жизни ребят, отданных в город обучаться ремеслу Холодный зимний пасмурный день.
Внешность старика была почтенна, красива и очень симпатична. «Плач Ярославны», «Тающая снегурочка», «Иван-царевич на сером волке» – примеры обращения Перова к народному эпосу, не всегда убедительные по форме, но чрезвычайно интересные как первооткрытие этой темы в русском искусстве. Их образы позднее возникали на страницах перовских рассказов. Перова привлекают люди с яркой индивидуальностью, богатым внутренним миром. Начинается тихое раннее утро. Мы видим высокий лоб, воспаленные, покрасневшие веки.
Его современниками (а нередко и героями портретов) были многие выдающиеся писатели, композиторы, художники, ученые. Луч света, падающий откуда-то сверху, освещает фигурку девочки. В 70-80-х гг.
Д. В. Григорович писал: Перед нами сани с женщиной и детьми видна только спина женщины. В 1875 г. журнал «Пчела» опубликовал рассказ В. Г. Перова «Тетушка Марья», в котором автор вспоминал о создании «Тройки» и о трагедии бедной женщины Марьи, потерявшей своего сына Васеньку, который послужил моделью ключевой фигуры картины. И не только в историко-мифологическом направлении у Перова встречались неудачи. Перов будучи казначеем московского отделения допустил копеечную неточность в отчете.
За картины Странник и Птицелов, выставленные в 1870 году, Перов получил звание профессора. Тяжелая темная туча нависает над головами людей.
Несмотря на то что Стасов считал каждого из этих художников за имеющего огромное значение, в истории живописи можно говорить о большинстве из них только мимоходом. Первым — еще до перовского «Станового» — выступил Шильдер со своей грустной сценкой изображающей бедную девушку, которую уговаривает старая сводня отдаться за деньги разврату. Первым таким произведением явился «Автопортрет» (1851), написанный в семнадцатилетнем возрасте, когда за плечами Перова было лишь около трех лет занятий (с перерывами) в Арзамасском училище А. Ступина. Впоследствии местный дьяк, обучавший парня грамоте, заметил усердие ученика во время занятия каллиграфией и прозвал его «Перовым», что затем преобразовалось в фамилию и было закреплено на официальном уровне. Созданная молодым художником картина демонстрирует зрелость, самостоятельность его идейных и творческих принципов, прочность профессионального фундамента, за которым стояли практические занятия-штудии под руководством учителей и копирование, первые композиционные опыты и «напряженная нервная работа, непомерная трата энергии, безграничный расход душевных сил», характеризующие начало его трудного творческого пути. В 1871 г. состоялась первая выставка художников-передвижников.
Возвратившись в Россию, Перов создает произведения «на русском материале». Важнее же иметь в виду ту беспрецедентную аналитическую и даже провидческую роль, которая была придана здесь не столько пресловутым социальным «вопросам», но искусству как таковому, творящему свой суверенный суд над обществом и тем самым обособляющимся в свое собственное идеально-самодостаточное художественное царство. Картина «Проводы покойника» пользовалась и пользуется большой популярностью. Положительной особенностью обучения в московском Училище (а в какой-то степени следствием не слишком строгой продуманности учебного процесса) была возможность одновременно со штудиями писать «картины на ими самими придуманные сюжеты или избранные из предложенных, но никак не заданные».
Но его постигает полная неудача. Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Перова привлекают переломные моменты русской истории, выявляющие суть национального характера. По словам В. Стасова, «молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех (брюлловских) лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей». Живопись этого художника – это жизнь и быт обычных крестьян, купцов.
В январе 1862 года Перов на средства Академии художеств был отправлен за границу. Возможно, беспощадная трезвость щедринского взгляда наложилась на собственные «прежние наблюдения», высветлила в памяти очень конкретную, типичную для «целой полосы русского мира» сцену. Последняя значительная работа художника – картина Никита Пустосвят. Взойдет солнышко – росу высушит.
В эти же годы Перов вновь обратился к русскому фольклору, создав эскизы на такие чисто васнецовские сюжеты, как Иван-царевич на сером волке и Снегурочка (оба – около 1879), в которых, видимо, стремился противопоставить современности высокий мир народной поэзии. В это время П. М. Третьяков начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Обычно он изображал свои модели на глубоком нейтральном фоне, освещая их извне спокойным, ровным светом, благодаря чему возникало ощущение течения времени, в котором они пребывают, постепенно открывался зрителю их душевный строй.
Попытки эти не получили высокой оценки в художественных кругах. Молодой художник поднял выпавшую из рук Федотова кисть. Перов сам был свидетелем изображенной трагедии. – Раз весной.
Островского и Е. П. Хотя родители мальчика иобвенчались вскоре после его рождения, ребенок все равно считался незаконнорожденным, неимел права натитул ифамилию отца. Однако не каждый мог себе это позволить, а кто мог – предпочитал заниматься живописью. Перов «одним скачком переносился через целое море русских картин с содержанием пустым или притворным».
Свой долг перед бытовой живописью Перов выполнил, пройдя путь от «Крестного хода» к картине «Последний кабак у заставы», переход к портретному жанру вновь подтвердил его редкостную чуткость к нарождающимся существенным процессам. С удивительной тонкостью и особой проникновенностью написаны художником портреты видных деятелей: доктора В. В. Бессонова (1869, ГТГ), поэта А. Н. Майкова (1872, ГТГ), писателей И. С. Тургенева (1872, ГТГ) и В. И. Даля (1872, ГТГ).
Впрочем, вообще тенденциозная иллюстрация жизни высших сословий уже из цензурных соображений только и допускалась в виде таких, так сказать, «частных» анекдотов. Первым таким произведением явился «Автопортрет» (1851), написанный в семнадцатилетнем возрасте, когда за плечами Перова было лишь около трех лет занятий (с перерывами) в Арзамасском училище А. Ступина. Подойдя ближе к мальчику, я невольно был поражен тем типом, который так долго отыскивал. Годы учения оказались трудными для Перова: негде было жить, не было средств к существованию. Позже его поселил у себя учитель С. К. Зарянко, в доме которого было хотя и «строго, без нежничанья, да тепло, светло, разумно». Таков «Фомушка-сыч» (1868, ГТГ).
«Идеализированным», «далеким от жизненной правдивости», «целиком перекочевавшим в картину из произведений академического бытового жанра пятидесятых годов» воспринимали этот исследователи, отмечавшие «неорганичность этой фигуры общему замыслу картины».
Справедливо замечено, что «еще при жизни художника была ясна его исключительная роль в развитии русского портрета». Спор о вере), которые не кончил, но которые имели громадное значение. Петербургское отделение в обход московского наняло сопровождающего.
Но дальше этюдов работа не двигается. Недовольство же вызвало как раз то, что составляет внутренний смысл и оригинальность перовского решения: центральная фигура, «жертва правосудия». В художественном отношении, впрочем, она не представляет никакого интереса. На выставке 1860 года вокруг «Сына дьячка» Перова многое еще улыбалось сладенькой, розовой улыбкой 40-х годов (улыбались татары на «Ярмарке» Попова, девчата на «Гадании» И. Соколова и на «Хороводе» Трутовского), но тут же имелось немало вещей «передового направления». Сердце Стасова и ему подобных радовалось, глядя на мрачного «Знахаря» Мясоедова, на грустно-чувствительную сцену «Пасха нищего» Якоби, на «Трех мужиков» Петрова — первый проблеск в живописи грубого народничества в духе Глеба Успенского. Плач Ярославны, Тающая снегурочка, Иван-царевич на сером волке – примеры обращения Перова к народному эпосу, не всегда убедительные по форме, но чрезвычайно интересные как первооткрытие этой темы в русском искусстве. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879, Русский музей «Никита Пустосвят.
Если от «Приезда станового на следствие» лежит путь к «обличающему» Перову, автору «Сельского крестного хода», «Монастырской трапезы», «Чаепития в Мытищах близ Москвы», то от «Сцены на могиле» – к «Проводам покойника», «Приезду гувернантки в купеческий дом», «Последнему кабаку у заставы», всем тем полотнам, в которых раскрывается способность художника горячо сочувствовать обездоленным, «униженным и оскорбленным». Он обращается к евангельским сюжетам, к фольклору. Недовольство же вызвало как раз то, что составляет внутренний смысл и оригинальность перовского решения: центральная фигура, «жертва правосудия». В картине начинает звучать тема столкновения темного и светлого, добра и зла, социального контраста – ее не было пока в русской живописи. Об этом начале мы и сегодня, несмотря на все усилия исследователей, знаем недостаточно и главными подтверждениями «непомерного труда» остаются его произведения, немногочисленные, но по качествам своим чрезвычайно серьезные, подготовившие «чудо» рождения новой живописи в «Сельском крестном ходе на пасхе». В «Прерванном обручении» изображены люди зажиточного класса, собравшиеся на семейное торжество и жертва одного из этих людей — бедная, обольщенная женихом девушка, вторгающаяся, посреди всеобщего ликования, со своим горем, со своей нуждой. В 1861 году, уже сложившимся мастером бытовой живописи, Перов заканчивает Училище и получает Большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» (ГТГ), принесшую ему известность.
С весны 1863 жил и работал в Париже. Однако художника мнение критиков несмущало ив1862 году оннаписал следующее социальное полотно «Чаепитие вМытищах». Удачей было для крестьянской семьи отдать ребёнка в город в подмастерье к ремесленнику.
В целом же первая картина Перова, во многом еще не совершенная, – весьма характерное произведение начальной поры социально-критического направления русской живописи. Фомушка-сыч (1868) и Странник (1870) родственны Мине Моисееву и Полесовщику И. Н. Крамского, а также более поздним – Мужичку из робких и Мужику с дурным глазом И. Е. Репина. Художник повествует о нелёгком труде детей из бедных семей.
В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Ведь с точки зрения композиции Перов использовал достаточно привычную интерьерную схему (можно вспомнить и федотовских «Разборчивую невесту», «Сватовство майора», «Игроков» и композиции Н. Шильдера, А. Устинова, А. Попова, многих других жанристов середины века). Другими словами, с Достоевским, как и с Некрасовым, Перов был связан так, как всегда бывают связаны крупнейшие представители искусства, решающие главные задачи эпохи (как были связаны Толстой и Репин, Врубель и Блок) без малейшей ограниченности, с учетом всего достигнутого мировой культурой, но и с огромным достоинством, пониманием величайшей ответственности перед культурой своей страны, перед сохранением ее традиций и идеалов.
В картине же 1879 года (ГРМ) и более раннем варианте 1875 года (ГИМ) он изобразил сцену расправы с помещиками. был высокого роста, но уже согнувшийся. В. Г. Перов надеялся написать еще одну картину, но этому не суждено было сбыться. Но он не отвел глаз, бесстрашно вглядываясь в жизнь.
Возложенные обязанности исполнялись им со всей добросовестностью, до самой его кончины. Н. Островский, 1871, В. И. Даль, Ф. М. Достоевский, – оба 1872, все в ГТГ). Втомже году Перов написал еще одну картину сосхожим сюжетом— «Сельский крестный ход наПасхе». Во многих семьях дети трудились наравне со взрослыми. Судьбы детей взволновали русского художника.
Это поездка стала замечательной возможностью получить новые впечатления и от встречи с мастерами, знакомыми по Эрмитажу и от современных выставок, материал которых был не менее интересным и поучительным, позволявшим соотнести собственный уровень с европейски признанным. Дует сильный ветер. В эти годы рождается Перов – исторический художник.
Созданная молодым художником картина демонстрирует зрелость, самостоятельность его идейных и творческих принципов, прочность профессионального фундамента, за которым стояли практические занятия-штудии под руководством учителей и копирование, первые композиционные опыты и «напряженная нервная работа, непомерная трата энергии, безграничный расход душевных сил», характеризующие начало его трудного творческого пути. Лучший из крестьянских портретов-типов Перова – Странник. По засыпанной снегом ухабистой дороге трое подростков везут обледеневшую бочку с водой. В нем увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова». Не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием. 1862-1864годы художник проводит за границей.
Ратуя за идейную и экономическую свободу творчества, «артельщики» начали устраивать собственные выставки, но к рубежу 18601870-х годов их деятельность практически сошла на нет. Одновременно Перов обратился к теме, которая будет прослежена художником во многих произведениях. В позднейшей, в том числе советской традиции, тенденциозно исказившей понятие «передвижнического реализма», дело сводилось к социально-критическим, «революционно-демократическим» сюжетам, которых тут действительно было немало (и они вызывали постоянные придирки цензуры). Работа продолжалась с 1873 по 1879.
Перов тяготился заграничной жизнью истрастно желал вернуться домой. Теоретическим истоком творческих идей «передвижников» (выраженных в их переписке, а также в критике того времени – в первую очередь, в текстах Крамского и выступлениях В. В. Перов выступил здесь подлинным «поэтом скорби», как назвал его художник М. В.
Все это мы наблюдаем в творческом наследии Перова. Художникам оставалось изобразить «генерала» нарочито уродливым и отвратительным и предоставить затем зрителям считывать с его подлых глаз, с его кривой ужимки рта и с его надменно вытянутой осанки всю мерзость его и догадываться, на что вообще такой человек способен. Перов исполнял обязанности казначея опять же бескорыстно. Но дальше этюдов работа не двигается. Образ его передан чисто живописными средствами, мягкой деликатной моделировкой формы, строгим благородным сочетанием коричневато-оливковых и приглушенно-розовых тонов.
Василий Григорьевич Перов краткая биография. За редким исключением все мы были преданными, восторженными его учениками, – вспоминал М. В. Нестеров. Звание академика живописи ИАХ.
Школа имела прекрасную библиотеку, коллекцию эстампов, музей, в котором наряду со случайными работами, заурядными копиями с второстепенных оригиналов находились портреты, выполненные такими мастерами, как Д. Левицкий, А. Егоров, В. Шебуев, К. Брюллов, а также коллекцию «антических статуй и бюстов» и огромное количество рисунков самого разного плана, как учебных, так и творческих. И все же творческие поиски Перова в связи с темами национальной истории нельзя считать бесплодными. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-1882 годах) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин и другие художники.
«Идеализированным», «далеким от жизненной правдивости», «целиком перекочевавшим в картину из произведений академического бытового жанра пятидесятых годов» воспринимали этот исследователи, отмечавшие «неорганичность этой фигуры общему замыслу картины». Спор о вере (1880-1881 гг. ).
В историю русского искусства В. Г. Перов входит картиной «Сельский крестный ход на пасхе» (1861). Эта картина – одна из самых известных работ, посвященных детской теме. Последняя навеяна романом И. С. Тургенева Отцы и дети. я как-то бродил близ Тверской заставы.
В эти годы рождается Перов – исторический художник. Мучительно согбенная фигура писателя выступает из полумрака.
Предполагалось, что сопровождающими будут поочередно члены Товарищества. Почти сразу по возвращении из-за границы Василий Перов написал удивительную картину, без которой теперь невозможно представить русскую реалистическую живопись, – «Тройку». Колорит стал одним из активнейших средств раскрытия содержания произведения.
Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». Видимо, друзья и недруги художника хорошо поняли истинный смысл этого произведения. Старушка шла медленно, немного прихрамывая.
Настроение Перова было глубоко серьезное. Шервуд) с предложением совместно организовать новое «Товарищество» и в 1870 был утвержден его устав, подписанный Н. Н. Ге, Каменевым, М. К. Клодтом, М. П. Клодтом, Корзухиным, Крамским, К. В. Лемохом, К. Е. Маковским, Н. Е. Маковским, Мясоедовым, Перовым, Прянишниковым, Саврасовым, И. И. Шишкиным и В. И. Якоби. Снова углублялась внутренняя драма и опять важную роль принимал на себя пейзаж. Высокой поэзией скорби наполнено его выдающееся творение – картина Проводы покойника (1865). Таким образом, в изобразительном искусстве России впервые (если не считать «Артели») возникла мощная арт-группа, не просто дружеский кружок или частная школа, а крупное сообщество единомышленников, которое предполагало (наперекор диктату Академии художеств) не только выражать, но и самостоятельно определять процесс развития художественной культуры по всей стране.
На фоне его величественной, вечной, отстраненной (благодаря холодной цветовой гамме) красоты судьба утопленницы приобретает более емкий смысл, воплощая в себе трагедию одинокого человека в равнодушном к нему мире. Перовские жанры 60-х годов – явление сложное. В произведениях французских мастеров Жанрона и Тассара были представлены бездомные дети. Эскизы Крестного хода и Проповеди на селе были представлены Перовым в Академию художеств для исполнения картины на золотую медаль, причем первый был решительно отвергнут, а второй утвержден, но с целым рядом серьезных оговорок.
Первое её название – «Ученики мастеровые везут воду». Об этом начале мы и сегодня, несмотря на все усилия исследователей, знаем недостаточно и главными подтверждениями «непомерного труда» остаются его произведения, немногочисленные, но по качествам своим чрезвычайно серьезные, подготовившие «чудо» рождения новой живописи в «Сельском крестном ходе на пасхе».
Устав поставил целью объединения «устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами б) развития любви к искусству в обществе и в) облегчения для художников сбыта их произведений». Пейзажный фон пронизан тоскливым настроением. Через некоторое время полотно сняли свыставки идаже запретили демонстрировать вРоссии. На рубеже пятидесятых – шестидесятых годов в атмосфере общественного подъема и позднее в условиях политической реакции, наступившей вскоре после отмены крепостного права, когда быть несоциальным для русского художника означало быть безнравственным именно Перов решил главную и неимоверной сложности задачу, которую выдвинуло время: утвердить критический реализм, создать произведения имеющие, по словам Н. Чернышевского, «значение приговора о явлениях жизни», соединить социальное и эстетическое в художественных образах. Перов открыл для себя еще один источник вдохновения – русский фольклор, постоянный интерес к которому сохранил затем на долгие годы.
Одним из основоположников реалистического направления в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов, творческий путь которого исполненный драматизма и борьбы, был недолгим.