Василий Григорьевич Перов (фамилия, данная при рождении — Васильев 21 декабря 1833, Тобольск — 29 мая 1882, с. Кузьминки, ныне в черте г. Москвы) — русский художник, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Лишь Н. Ге сказал о них добрые слова: Начиная с обыденного жанра, его (Перова) талант развивался и он поднимался все выше и выше. Так работал часто и сам Перов.
Наличие у Перова интереса к внутренней, психологически острой характеристике образа выявляется и в его рисунках к историческим картинам. Важнее же иметь в виду ту беспрецедентную аналитическую и даже провидческую роль, которая была придана здесь не столько пресловутым социальным «вопросам», но искусству как таковому, творящему свой суверенный суд над обществом и тем самым обособляющимся в свое собственное идеально-самодостаточное художественное царство. Создатель обличительных жанровых картин, направленных против уродливых явлений современной ему действительности (Сельский крестный ход на пасхе, 1861, Чаепитие в Мытищах, 1862, – обе в ГТГ), проникнутых сочувствием и состраданием к нищим и обездоленным (Проводы покойника, 1865, Утопленница, 1867, Последний кабак у заставы, 1868, – все в ГТГ). В эти же годы Перов вновь обратился к русскому фольклору, создав эскизы на такие чисто васнецовские сюжеты, как Иван-царевич на сером волке и Снегурочка (оба – около 1879), в которых, видимо, стремился противопоставить современности высокий мир народной поэзии. В последнем получил серебряную медаль за этюд головы мальчика.
Лучший из крестьянских портретов-типов Перова – «Странник». Однако события крестьянской реформы внесли существенную поправку в первоначальный замысел и художник поместил в картину крестьян, ждущих чтения манифеста 19-го февраля. 1861Холст, масло, 71, 5 х 63, 3», «Крестный ход на пасхеСельский крестный ход на Пасхе. Жанровое начало задавало тон портрету, пейзажу и даже образам прошлого, максимально приближенным к «духовным потребностям общества». Другими словами, с Достоевским, как и с Некрасовым, Перов был связан так, как всегда бывают связаны крупнейшие представители искусства, решающие главные задачи эпохи (как были связаны Толстой и Репин, Врубель и Блок) без малейшей ограниченности, с учетом всего достигнутого мировой культурой, но и с огромным достоинством, пониманием величайшей ответственности перед культурой своей страны, перед сохранением ее традиций и идеалов.
1860 – малая золотая медаль ИАХ за картину "Первый чин" ("Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы"). Тяжелая темная туча нависает над головами людей. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. В «Споре о вере» Перов явно попытался запечатлеть положительные образы «новых людей». Масляная картина была написана в 1855 году.
В поздний период мастер стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. В 40-х годах XIX века много «типажных» рисунков создавал хотя бы В. Ф. Тимм. 18621864 годы художник проводит за границей. был высокого роста, но уже согнувшийся.
Его композиции как таковые обладают законченностью и уравновешенностью классических картин. Он обращается к евангельским сюжетам, к фольклору. Среди зимнего поля лошадка понуро тянет дровни с дощатым гробом, прикрытым рогожей. Вскоре за картину «Проповедь в селе» Василий Григорьевич был награжден золотой медалью.,, Поленова, Серова.
Имена художников-передвижников известны далеко за пределами Родины. Устав новой организации был утвержден в 1870 году. Серов, В. Д, Поленов, И. Е. Он обращается к евангельским сюжетам, к фольклору.
Островского и Е. П. Таким предстает перед нами прототип Странника, бывший крепостной множества господ, многострадальный и неизменно благородный, полный внутреннего достоинства Христофор Барский, герой рассказа Перова Под крестом (1881). Втомже году Перов написал еще одну картину сосхожим сюжетом— «Сельский крестный ход наПасхе». Их ближайшим предшественником справедливо считается Гоголь русской живописи – П. А. Федотов.
В позднейшей, в том числе советской традиции, тенденциозно исказившей понятие «передвижнического реализма», дело сводилось к социально-критическим, «революционно-демократическим» сюжетам, которых тут действительно было немало (и они вызывали постоянные придирки цензуры). В то время, когда даже крупные художники ограничивались изображением отдельных эпизодов из жизни и деятельности больших исторических деятелей, Перова интересовали массовые народные движения: восстание Степана Разина, Пугачевское восстание, движение раскола на рубеже XVII--XVIII столетий, борьба древней Руси с татарами за свою независимость. Он был внебрачным сыном прокурора Г. К.
Академик. начал своими картинами проповедь нового искусства.
Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. «Дворник» Перова изучающий азбуку, нарисован со всей определенностью его парижских этюдов. Д. В. Григорович писал: Перед нами сани с женщиной и детьми видна только спина женщины. Передвижники). Падая, он растерял тавлинку с табаком и приношения прихожан. Этой проблемы ни Федотов, ни другой предшественник Перова – Венецианов не касались.
Шишкин и многие другие. В год пребывания Перова в Париже происходит выход из Академии Крамского и его товарищей. По засыпанной снегом ухабистой дороге трое подростков везут обледеневшую бочку с водой.
Изучать, как Перов меняет свои первоначальные рисуночные композиции в готовых картинах, весьма поучительно. Так или иначе, новизна и свежесть «Приезда станового», сделавшие эту еще робкую по живописи картину принципиальным явлением русского искусства, заключались не в каких бы то ни было моментах формы, а в самом замысле, выборе сюжета, режиссуре драматического действия. Он мало был наклонен расплываться в красивых и сладких ощущениях. Попытки эти не получили высокой оценки в художественных кругах.
Его крепкая фигура, написанная на нейтральном фоне, данная в некотором движении вперед, вместе с посадкой, наклоном головы дает почувствовать внутреннюю энергию активной натуры. Все свое творчество художник посвятил изображению самобытного крестьянского мира. За картины Странник и Птицелов, выставленные в 1870 году, Перов получил звание профессора. Я вызвался показать им место для ночлега. «Портрет этот не только лучший портрет Перова, но один из лучших портретов русской школы вообще», -- так писал Крамской, сам крупный портретист, современник Перова, также решавший в своих работах психологические задачи. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции.
Впереди холодно светится лимонно-желтая полоса заката. Очень много рисует Перов в 1870-х годах. Не случайно именно в эти годы появились такие проникновенно-грустные его картины, как Приезд институтки к слепому отцу (около 1870) и Старики родители на могиле сына (около 1874). Худенькие, полные крайнего напряжения детские фигурки одеты в лохмотья. Не было открытия и в умении рассказывать осмысленно, обличать: лукошко с яйцами, штоф с водкой, пучок розог существуют в холсте как неопровержимые доказательства пьянства, взяточничества, телесных наказаний, процветавших в российской деревне.
и К. А. Коровины и многие другие. Необычайно ярко дан тип станового, по выражению Стасова, «старого выжиги из военных, грубого и бездушного, возросшего среди водки и побоев, безжалостного давителя и взяточника, смотрящего на крестьян, как на скот». В своих работах реалисты опирались не только на опыт отечественной живописи, но и на достижения классического и современного мирового искусства. Вернувшись домой, долгое время находится в поисках своего дальнейшего пути.
Но дальше этюдов работа не двигается. Как известно, Перов запечатлел этого мальчика на своей картине (в середине) и через некоторое время мальчик умер. Мы носили ящики на спине с помощью веревочных лямок. Возможно, беспощадная трезвость щедринского взгляда наложилась на собственные «прежние наблюдения», высветлила в памяти очень конкретную, типичную для «целой полосы русского мира» сцену. Разговорились.
Теоретическим истоком творческих идей «передвижников» (выраженных в их переписке, а также в критике того времени – в первую очередь, в текстах Крамского и выступлениях В. В. «Идеализированным», «далеким от жизненной правдивости», «целиком перекочевавшим в картину из произведений академического бытового жанра пятидесятых годов» воспринимали этот исследователи, отмечавшие «неорганичность этой фигуры общему замыслу картины». От конкретных жизненных наблюдений Перов сумел подняться до глубокого обобщения горькой доли русского крестьянина. Большинство их имеет биографический характер («Наши учителя»), некоторые находятся в связи с его картинами («На натуре. Руководил в Академии художеств пейзажной мастерской. я как-то бродил близ Тверской заставы. Василий Перов родился в1834 году всибирском городе Тобольске.
Но направленность его искусства осталась неизменной. На одном из них все проработано вплоть до крыши или бревна, лежащего в углу.
Мы пошли вместе. У нас получается право говорить и о «школах» и, возможно, уже о «партиях» в русском искусстве.
В рассказе На натуре. Товарищество передвижных выставок было организовано в Петербурге. Нет, однако, сомнения, что в живописи Перов и сильнее и человечнее.
В 1875 г. журнал «Пчела» опубликовал рассказ В. Г. Перова «Тетушка Марья», в котором автор вспоминал о создании «Тройки» и о трагедии бедной женщины Марьи, потерявшей своего сына Васеньку, который послужил моделью ключевой фигуры картины. Получив отказ, молодые студенты, не раздумывая, вышли из состава учебного заведения, организовав свободную артель. «Народные экспозиции» также стали устраиваться и в небольших городах, деревнях и селах. Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х годов («Птицелов», 1870 «Охотники на привале», 1871 «Рыболов», 1871 все — Третьяковская галерея).
Колорит стал одним из активнейших средств раскрытия содержания произведения. Интересна история создания данного сообщества. Взойдет солнышко – росу высушит. И по сей день шедевры этого великого пейзажиста пользуются огромной популярностью. Скончался Василий Григорьевич Перов 29 мая (10 июня) 1882 года в селе Кузьминки (ныне Москва). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь —если говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову.
Он едва держится на ногах и схватился за столбик крыльца. Его рисунок в силу этого воспринимается, как новый. Но очень скоро было приказано снять картину с выставки запретить воспроизводить в печати. Только какого рисования. Перов выставил тогда свою «Проповедь» и вокруг нее сгруппировалось порядочное количество картин с «содержанием».
Большие картины остаются незаконченными. Он едва не бросил Училище и не уехал из Москвы, но счастливый случай спас художника. Вклад Перова в русское искусство, значение его творчества огромны. Художник постоянно рисует.
Наиболее яркой, определенной и протестующей среди них была картина Якоби «Привал арестантов», указывавшая на одну из самых мрачных сторон русской администрации. В первоначальном карандашном эскизе (ГТГ), а также эскизе маслом (ГРМ) страдание детей было показано более резко. Картина Тройка давно висела в Третьяковской галерее.
Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь —если говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову. Поиски новых средств видны и в колорите. Его мотивировкой было «незнание им характера и нравственной-жизни французского народа».
Перов говорил о ней горькие слова. С весны 1863 жил и работал в Париже. С 1870 г. он вместе с женой путешествует по России (Кострома, Ярославль, Новгород). В иконостас лучших людей русских включаются и портреты крестьян.
В то же время Перов примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок. «Холод, пустыри, засыпанная снегом глушь, забвение и навеки безвестность, словно которая-то из миллионов птичек замерзла на дороге и никто о ней не знает, никому ни жизнь, ни смерть ее не были интересны – вот содержание этой картины», – писал В. В. Стасов. Еще одной значимой работой Крамского является картина «Неутешное горе», передающая всю глубину материнских чувств. ». Можно сказать, что в это произведение художник вложил всю свою душевную боль – по эмоциональной выразительности оно не имеет равных себе в его наследии и немного найдется в русской живописи полотен, которые были бы сходны с ним по драматизму и силе чувства. Его работы получались простыми иреалистичными, сострогой композицией исдержанным колоритом.
Типы социально обострены. Борода его была. Любовь к искусству проявилась у мальчика очень рано. Художник заполняет в «Чаепитии» плоскость очерченной картины внешне уравновешенной, внутренне противоположной, конфликтной группой, а в центре изображает с редкой красноречивостью движение двух рук – просящей и отталкивающей.
Если от «Приезда станового на следствие» лежит путь к «обличающему» Перову, автору «Сельского крестного хода», «Монастырской трапезы», «Чаепития в Мытищах близ Москвы», то от «Сцены на могиле» – к «Проводам покойника», «Приезду гувернантки в купеческий дом», «Последнему кабаку у заставы», всем тем полотнам, в которых раскрывается способность художника горячо сочувствовать обездоленным, «униженным и оскорбленным». И Перов, бесспорно, был таковым. Через некоторое время полотно сняли свыставки идаже запретили демонстрировать вРоссии. И не только в историко-мифологическом направлении у Перова встречались неудачи.
Утро чиновника, получившего первый крестик". Связь эта является не только внешней: образ сборщика-монаха, явно терпящего поражение в «Споре о вере», образы наушницы и грозной барыни в рисунке «Перед грозой» подлинно сатиричны и в их замысле и в их техническом, литографском (для «Наушницы») воплощении и в самых первых резких штрихах пера. После окончания училища в 1862 году Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах», композиция которой была построена на противопоставлении (контрастном сопоставлении) тучного монаха-чревоугодника и хромого слепца инвалида войны, с мальчиком-поводырем. Нанем изображен сытый ленивый священник заполуденным чаем идвое истощенных нищих, которых прогоняет отстола прислуга. В своей работе художник колоритно показал образ простого народа.
Динамизм всей сцене сообщает диагональная композиция. Лучший из крестьянских портретов-типов Перова – Странник. Большая гневная голова Пугачева (карандаш, ГТГ, два варианта, 1879) выполнена через несколько лет после первых живописных эскизов 1873 – 1875 гг. Перед нами Достоевский, пишущий роман Бесы. Свой долг перед бытовой живописью Перов выполнил, пройдя путь от «Крестного хода» к картине «Последний кабак у заставы», переход к портретному жанру вновь подтвердил его редкостную чуткость к нарождающимся существенным процессам.
Графическая сатира Шмелькова оставалась бытовой. Нас теперь приторно-сладкая картина Пукирева, равно как и «Обручение» Волкова, вряд ли может трогать. Вряд ли удалась, так как оказалась слишком сложной композиция «Погребение Гоголя героями его произведений» (1864 есть вариант).
Он не был ни виртуозом, как Брюллов, яи серьезным изучателем рисунка, как Чистяков. Начинается тихое раннее утро.
Саврасова), «Порожняки» (И. Крамской, Г. Г. Вэтот период онписал полотна сосценками изжизни русской провинции— «Птицелов», «Охотники напривале», «Ботаник»— ипортреты. Но подлинной вершиной портретного творчества является портрет Федора Михайловича Достоевского (1872, ГТГ). Но отдыхать нам не давали. Религиозная процессия изображенная на картине, олицетворяет собирательный образ деревни со всеми ее группами и классами.
Звание академика живописи ИАХ. В. Г. Перов надеялся написать еще одну картину, но этому не суждено было сбыться. Показать торжество нового буржуазного строя, «чистогана», капитала, олицетворенного в виде купца на троне, Перов позволил себя именно в графике этого нового живописного и свободного типа. Сердобольный прохожий помогает им преодолеть неровность дороги, подталкивая бочку сзади. Развернутая по диагонали композиция Проводов покойника создает иной строй произведения.
Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы. Пейзаж, на фоне которого развертывается «праздничное» шествие, усиливает далеко не праздничное, не торжественное впечатление. Наследие художника, в основном, составляют портреты простых людей: «Полесовщик», «Неизвестная», «Крестьянин с уздечкой» и т. д. Пожалуй, самым значимым явлением в истории русской живописи стала картина «Бурлаки».
Искусство Франции. Новым стимулом явилось обращение к «Артели» (в 1869) группы художников-москвичей (Л. Л. Прием же его рисования был таким же, как в академическом лагере.
Нарядный буржуазный Париж у Перова отсутствует. Фомушка-сыч (1868) и Странник (1870) родственны Мине Моисееву и Полесовщику И. Н. Крамского, а также более поздним – Мужичку из робких и Мужику с дурным глазом И. Е. Репина.
Такая законченность нова. В апреле 1858 года петербургская Академия художеств присудила Перову первую серебряную медаль за картину Приезд станового на следствие (1857). Однако художника мнение критиков несмущало ив1862 году оннаписал следующее социальное полотно «Чаепитие вМытищах». Василий Перов родился в городе Тобольске 10 июня в 1834 году, в семье барона Георгия Криденера. Усложнялся и образ городового.
Перовский «Автопортрет» 1851 года соединяет в себе воспитанное ступинской школой строгое отношение к цвету, здесь почти монохромному, точный пластичный рисунок, свободную идущую от брюлловских портретов композицию и объясняемые только одаренностью, талантливостью лирические качества натуры художника, которые иногда ускользают при анализе его наследия, заслоняемые другими проблемами, но неотделимые от его творческой личности и определяющие человеческую проникновенность, эмоциональную неотразимость его зрелых холстов. хорошо известна. Перов «одним скачком переносился через целое море русских картин с содержанием пустым или притворным». Рисунки Перова исключительно характерны для «допередвиж-нического» периода.
годах, по возвращении в Россию, эскизные, подготовляющие живопись, рисунки Перова меняются, теряют детализованную проработанность они сочетают теперь «эскиз» и «этюд».
К новой для него проблеме он подошел со свойственной ему широтой. Несмотря на то что Стасов считал каждого из этих художников за имеющего огромное значение, в истории живописи можно говорить о большинстве из них только мимоходом. Первым — еще до перовского «Станового» — выступил Шильдер со своей грустной сценкой изображающей бедную девушку, которую уговаривает старая сводня отдаться за деньги разврату.
Рисунок, заметим, не очень силен. Но «маль-чик-зазызатель» сделан рукою сильного и уверенного мастера реалиста. В этой связи художник В. Г. Худяков писал Третьякову, что Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий (монастырь, печально знаменитый тем, что туда ссылали, в частности, за серьезные преступления против религии и церкви). В 1858 году он пишет одну из своих самых известных картин «Вид на острове Валааме».
Справедливо замечено, что «еще при жизни художника была ясна его исключительная роль в развитии русского портрета». Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин изображающих местные типы и сцены уличной жизни (Продавец статуэток, Савояр, Шарманщик, Нищие на бульваре, Музыканты и зеваки, Тряпичники и другие), но вскоре убедился, что воспроизведение чужих нравов не дается ему так же успешно, как изображение родного русского быта, а потому с разрешения Академии в 1864 г. возвратился в Россию до окончания срока. Поражает скорее острота замысла, полная сила сатиры, памфлетность решения сюжета. Репина. Это или доведенные до предельной упрощенности карандашные контурные рисунки (например, «Родители на могиле сына», 1874, ГТГ) или тональные, несколько даже расплывчатые, «живописные» рисунки, вроде «Опахивания», забракованного самим художником. Их цель – создание нового искусства, освобожденного от сухих безжизненных рамок.
Появились лишь эскизы и вариант картины "Суд Пугачева" (1875). В это время он создает образы крестьян. Написанная в 1883 году, картина привлекает необычным живописным и композиционным решением. Симпатия, настоящий интерес к людям руководят реализмом Перова.
На первый план художник выдвигает ясный и мудрый ум писателя. Когда картина была завершена, её ждал грандиозный успех. для оживления своего рисунка к «ПроповедиПроповедь на селе. Таким произведением стал исполненный еще в 1861 году Сельский крестный ход на пасхе.
Но дальше этюдов работа не двигается. 1862» 1862 г. он дает в двух вариантах, оба в графике. Подойдя ближе к мальчику, я невольно был поражен тем типом, который так долго отыскивал. Прошло около четырех лет. Они не ослабили его реализма. «Быть или не быть» Перова напоминает многие страницы русской литературы, посвященные теме о «падших» женщинах. Много работал Перов над картиной «Поволжские хищники» (1878).
Перова прежде всего интересовала сложность многогранной личности, ее неповторимость, вот таким образом его портреты достаточно трудны для восприятия. Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном барона Георгия Карловича Криденера. «Портрет этот не только лучший портрет Перова, но один из лучших портретов русской школы вообще», – писал Крамской.
Эту особенность Перов сохраняет до самого конца, обрамляющая черта у него порой трактована даже как декоративная пластическая рама. Положительной особенностью обучения в московском Училище (а в какой-то степени следствием не слишком строгой продуманности учебного процесса) была возможность одновременно со штудиями писать «картины на ими самими придуманные сюжеты или избранные из предложенных, но никак не заданные». В последний путь провожает семья родного человека – мужа, отца, кормильца. Во время своей зарубежной командировки Перов сохраняет этот прием достаточно подробного рисования, пользуясь не только карандашом, но и акварелью новым является детальная трактовка отдельных фигур (пример – рисунок зазывающего мальчика, ГТГ). В1870-е годы остросоциальных работ уВасилия Перова стало меньше.
Для Перова характерно и то, что он рядом с дворником помещает женскую фигуру для «интересности» и для «картинности» одной фигуры Перову в 1860-х годах было уже мало. В ноябре 1863 года четырнадцать выпускников императорской Академии художеств отправили в Совет Академию просьбу, в которой просили заменить традиционное конкурсное задание, предоставив молодым художникам свободу в выборе темы. Впрочем, вообще тенденциозная иллюстрация жизни высших сословий уже из цензурных соображений только и допускалась в виде таких, так сказать, «частных» анекдотов. Однако эта особенность лишь привлекла внимание ценителей искусства. Мастер пейзажной живописи и рисунка. И он имел на это право ибо любил свою землю беззаветно.
Жизнь на чужбине тяготила Перова, его тянуло на родину. Проблема типического для русского реализма была, как известно, центральной.
Оказал огромное влияние. По словам В. Стасова, «молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех (брюлловских) лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей». Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879, Русский музей «Никита Пустосвят. Барон Криденер за дружбу с декабристами и связь с женщиной из мещанского сословия был сослан в Архангельск. «Тоновость» или «живописность» свою Перов сохраняет, но прибегает к новому приему – усилению карандашного рисунка штрихами пера, решительными, дающими превосходный результат. Перов с трудом узнал тетушку Марью. Однако уже на этом этапе творчества Перов явно не укладывался в традиционные границы бытового жанра, но превращал его в жанр социальный.
Тимашевой. Женщина согласилась. Кроме набитого соломой тюфяка, никакой постели не было. В последнем варианте «Хищников» карандаш растерт, композиция (по содержанию показывающая у Перова совсем иные тенденции и задания, чем раньше) стала более пространственной и живописной. Перов выступил здесь подлинным «поэтом скорби», как назвал его художник М. В. Его картины не поражают остротой сюжетов и яркими красками. Рисунки Перова к картинам показывают не только остроту наблюдения действительности, анализ ее, приговор над ней, но и использование опыта старого, классического наследия. «Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой».
Особенно метко охарактеризован «молодой, но уже пройдоха» писарь его лицо выделяется живостью и выразительностью. Любовь к анекдоту сохраняется у Перова и позже (картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, Третьяковская галерея, Москва). Художник изобразил писателя в момент тяжелой глубокой задумчивости, сосредоточенным, вероятно, на одном из тех «проклятых» вопросов, которые мучили его в ту пору, целиком ушедшим в себя. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы», написанная в 1860 году (на малую золотую медаль).
Этот рисунок карандашом создан был в трех этапах. «Чаепитие в МытищахЧаепитие в Мытищах. – Раз весной. В нем увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова».
Перов задумывает триптих о Емельяне Пугачеве: «Восстание», «Помещики и крестьяне», «Суд Пугачева» – замысел беспримерный для русского искусства ХIХ века из которого удалось осуществить только последнюю часть. В. Г. В процессе работы над огромной областью рисунков русских художников XIX века автор данного труда пришел к убеждению, что в подавляющем числе случаев «монографический» принцип является не только лучшим, но и неизбежным для характеристики рисуночного творчества крупнейших русских мастеров – Кипренского, Брюллова,, Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. В эти годы рождается Перов – исторический художник.
Портреты Перова отмечены точностью социальной характеристики, единством композиции, позы и жеста с психологическим состоянием человека. В «Прерванном обручении» изображены люди зажиточного класса, собравшиеся на семейное торжество и жертва одного из этих людей — бедная, обольщенная женихом девушка, вторгающаяся, посреди всеобщего ликования, со своим горем, со своей нуждой. Общение Перова с учениками, съехавшимися отовсюду, большая и искренняя дружба с И. М.
Именно здесь он остается прежде всего лишь иностранцем, фиксирующим разнообразные сценки, разнообразный типаж чужой страны. Перов, В. А.
Еще одно отступление хотелось бы сделать, чтобы подчеркнуть инте-ресность рисунков Перова. В это время П. М. Третьяков начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Настроение Перова было глубоко серьезное.
Кажется, что он занят своими мыслями и мало заинтересован в рассказываемой истории.
Картина вызывает щемящее чувство боли за горькую участь детей бедноты. На экспозиции были представлены работы шестнадцати живописцев. При встрече несчастная мать умоляла продать ей картину, предлагая последние деньги. Репин, А. К. И хотя нельзя воспринимать буквально слова: «Перов – это Гоголь Островский, Достоевский и Тургенев русской живописи, соединенные вместе», в них верно почувствованы значение и направленность творчества Перова, его основополагающая роль в искусстве второй половины XIX века. В 70-80-х гг. Его первые картины отражают социально-критическую направленность автора.
Третьякова, купившего картину, художник В. Г. Худяков даже предостерегал в письме: «. В художественном отношении, впрочем, она не представляет никакого интереса. На выставке 1860 года вокруг «Сына дьячка» Перова многое еще улыбалось сладенькой, розовой улыбкой 40-х годов (улыбались татары на «Ярмарке» Попова, девчата на «Гадании» И. Соколова и на «Хороводе» Трутовского), но тут же имелось немало вещей «передового направления». Сердце Стасова и ему подобных радовалось, глядя на мрачного «Знахаря» Мясоедова, на грустно-чувствительную сцену «Пасха нищего» Якоби, на «Трех мужиков» Петрова — первый проблеск в живописи грубого народничества в духе Глеба Успенского. Спор о вере), которые не кончил, но которые имели громадное значение. В Портрете Ф. М. Достоевского (1872) звучит иная, трагическая нота. В 1870-е Перов задумал трилогию, посвященную пугачевскому бунту. В историю русского искусства В. Г. Перов входит картиной «Сельский крестный ход на пасхе» (1861).
Сравнение четырех вариантов композиции (ГТГ) вскрывает методологию Перова-рисовальщика. Отчаяние, безысходность, одиночество человека – вот подтекст образа Христа в картине Христос в Гефсиманском саду (1878). В этюде «Слепой музыкант» художник тонко передал артистичность натуры уличного музыканта и характерные черты внешнего облика слепца. Это – рисунок живой, верный по своему народному, демократическому строю. Он сумел воплотить в художественных образах подлинно народные типы. Для живописи он вырабатывает новые виды подготовительных рисунков.
В картине «Савояр» Перов развивает ту же тему изображая бездомного мальчугана, заброшенного в огромный город и предоставленного самому себе. Но его постигает полная неудача. Его вдохновляет природа, лесные и деревенские пейзажи, крестьянский быт. Однако жить было не на что и негде молодой художник из-за нужды хотел даже оставить учёбу, но в трудную минуту ему оказал помощь его училищный учитель, Е. Я. Васильев— «строгий даже немного рутинный классик», который поселил Перова у себя и отечески заботился о нём. Один из охотников с увлечением что-то рассказывает, возможно, охотничью байку. Имеется у Перова и этюд красками на эту тему.
Прянишникова) вошли в историю русского художества. Родился в Тобольске в 1834 году. Запокупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, аПерову— ссылкой вСоловецкий монастырь. Прянишниковыми И. И.
Перова привлекают люди с яркой индивидуальностью, богатым внутренним миром. То же стремление к живописности, добавление к карандашу белил прослеживается в реалистически простом и выразительном рисунке «Возвращение с похорон» (ГТГ), в карандашном и богатом тональностью эскизе «Современная идиллия», наиболее содержательном и остром сатирическом опыте Перова. Поднимаясь по винтовой лестнице, мы часто падали и разбивались. Метет поземка, зябко кутается в платок заждавшаяся своих подгулявших спутников крестьянка.
В юношеском возрасте молодой художник поступает в Училище живописи. В 1850-е годы, через десять лет, рисунок дворника с метлой создает М. П. Клодт. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-1882 годах) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П.
Он скрыл их хорошо освещенными фигурами переднего плана и вот таким образом зритель может не сразу обратить на них внимание. Известно, что, работая над эскизами к «Тройке», Перов, пытаясь вызвать у зрителей чувство жалости к бедным детям, подчеркивал в них черты уродливости и крайнего истощения. На суд зрителей было выставлено сорок семь полотен. В картине же 1879 года (ГРМ) и более раннем варианте 1875 года (ГИМ) он изобразил сцену расправы с помещиками.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Особенной популярностью пользуется картина «Тройка» (1866 г. ) В. Г. Перова, рассказывающая о беспросветной жизни ребят, отданных в город обучаться ремеслу Холодный зимний пасмурный день. Свои наблюдения и впечатления от увиденного они реализовывали в работах. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Высокой поэзией скорби наполнено его выдающееся творение – картина Проводы покойника (1865).
За границу он как пенсионер Академии (за «Проповедь») едет в конце 1862 г., возвращается досрочно, меньше чем через два года, в 1864 г. До нас дошли рисунки Перова Перов Василий Григорьевич Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Позже его поселил у себя учитель С. К. Зарянко, в доме которого было хотя и «строго, без нежничанья, да тепло, светло, разумно». Эти произведения отличают бесхитростность сюжетной коллизии, мягкий юмор и особая теплота образов, подлинно душевное (любимое слово Перова) отношение к человеку. Это – и о Перове, художнике-гражданине, социальном, народном художнике искателе правды и борце за нее.
Работы же, привезенные им из-за границы, напротив, свидетельствуют о том, что автор очень хорошо понял «и образ жизни и характер и народные типы в тех землях, где побывал».
Крамского), «Охотники на привале», «Портрет купца И. С. Камынина», «Рыболов», «Портрет А. Н. Островского» (В. В своих работах они изображали лучших людей страны, видных деятелей науки, культуры. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время.
Вдохновляющим примером для «Товарищества передвижных художественных выставок» послужила «Санкт-Петербургская артель художников», которая была учреждена в 1863 участниками «бунта четырнадцати» (И. Н. По своей овальной форме он напоминает традиции брюлловцев, но если он заставляет вспомнить о какой-либо «школе», то скорее всего об Арзамасе, о Ступине, у которого учился Перов до Москвы. Последние годы жизни художник провел в глубокой нужде. Об этом начале мы и сегодня, несмотря на все усилия исследователей, знаем недостаточно и главными подтверждениями «непомерного труда» остаются его произведения, немногочисленные, но по качествам своим чрезвычайно серьезные, подготовившие «чудо» рождения новой живописи в «Сельском крестном ходе на пасхе». В самой ранней из известных нам картин «Приезд станового на следствие» (1857) Перов обличает взяточничество и самоуправство сельских властей.
Школа имела прекрасную библиотеку, коллекцию эстампов, музей, в котором наряду со случайными работами, заурядными копиями с второстепенных оригиналов находились портреты, выполненные такими мастерами, как Д. Левицкий, А. Егоров, В. Шебуев, К. Брюллов, а также коллекцию «антических статуй и бюстов» и огромное количество рисунков самого разного плана, как учебных, так и творческих. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Само его замечательное наследие и достижения учеников, воспринявших его заветы, сохранили и пронесли в следующее столетие подвижническое отношение к творческому труду, благородное понимание художнического долга. Еще одно значительное творение Репина – «Крестный ход в Курской губернии». П. М. У него и люди и сцены и лица и тела были живые копии с того, что в самом деле есть на свете. Ратуя за идейную и экономическую свободу творчества, «артельщики» начали устраивать собственные выставки, но к рубежу 18601870-х годов их деятельность практически сошла на нет.
Художникам оставалось изобразить «генерала» нарочито уродливым и отвратительным и предоставить затем зрителям считывать с его подлых глаз, с его кривой ужимки рта и с его надменно вытянутой осанки всю мерзость его и догадываться, на что вообще такой человек способен. Он. Годы учебы юноши были полны одиночества и отчаяния.
Она перечитала мужу массу книг, не давая ему много разговаривать. 1861Бумага, карандаш, 33 х 42, 5Государственная Третьяковская галерея» (ГТГ). В этой картине гениально соединены анекдотический сюжет и драматический пейзаж. Фанни под 30», «Под крестом», «Тетушка Марья»). Мир должен был увидеть сам себя через призму истории.
Последняя значительная работа художника – картина Никита Пустосвят. глаза грустные, как бы задернутые черным флером или временем долгого страдания. Все его работы являются отражением реальной жизни того времени. Недовольство же вызвало как раз то, что составляет внутренний смысл и оригинальность перовского решения: центральная фигура, «жертва правосудия». Его ранние произведения проникнуты романтикой.
Саврасов, В. И. В одном из рисунков к «Чаепитию» (ГТГ) Перов изображает инвалида и его мальчика-поводыря согнутыми, как бы изломанными. Первая экспозиция была открыта уже в 1871 году. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы. Рисунок изображает крестьянскую девушку с приложенной к груди рукою. У «передвижников» таким художественно-историческим «зеркалом» предстала в первую очередь современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, «вся Россия» в ее многоликой повседневности. Известное влияние Автопортрета Креспи угадывается в Автопортрете Перова (1870).
Окончив Московское Училище в конце 1850-х годов (по собственной инициативе, уже получив признание как художник, он в течение 3 – 4 месяцев прошел повторный курс рисования с гипсовых голов в вечернем классе), Перов в 1860 г. на время переселяется в Петербург, но «Проповедь на селеПроповедь на селе. 1861Холст, масло, 71, 5 x 89Государственная Третьяковская галерея» (1861), «» (1862) пишет, вернувшись в Москву. Они естественны по композиции, строги и скупы по колориту. 1861 – "Сельский крестный ход на Пасхе". В 1870 году это объединение было переименовано в «Товарищество художественных выставок». ТПХВ стало символом искусства живописи девятнадцатого века.
Эта внутренняя драма, показанная уже в Проводах покойника, по-разному раскрывалась в произведениях второй половины 60-х годов: безысходна доля не ведающих детства маленьких героев Тройки (Ученики-мастеровые везут воду, 1866), безрадостно будущее юной гувернантки, оказавшейся, как в плену, в страшном мире темного царства (Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866), движимая отчаянием, покончила с собой молодая женщина (Утопленница, 1867). Стасова) была эстетика философского романтизма. Свет, сосредоточенный на лице, выявляет его землистую бледность и аскетическую худобу. серая, напоминающая цвет подержанного серебра.
Новое, раскрепощенное от канонов академической классики искусство, «искусство в высшем его проявлении», призвано было открывать миру то, «что скажет о нем (мире) история» (Крамской, Взгляд на историческую живопись), – фактически открывать сам ход истории, тем самым действенно подготавливая в своих образах будущее. Дует сильный ветер. Снова углублялась внутренняя драма и опять важную роль принимал на себя пейзаж. К тем же годам творчества Перова относится и его многофигурная композиция «Утопленницы», от которой Перов значительно отошел в своей живописной картине, упростив ее. Лица их бледны измождены. Спор о вере (1880- 1881) – по историческому материалу (событие конца XVII века), по основной идее (спор о вере между раскольниками и никонианцами – борьба старого и нового) и даже по характеру трактовки отдельных персонажей перекликается с суриковским Утром стрелецкой казни.
В раннем рисунке Перова нет ничего от слишком большой «точности», тем более от научной «правильности» Зарянко. Перов также обратился к истории. В этот период Алексей Кондратьевич пишет одну из своих знаменитых картин – «Лосиный остров», за которую впоследствии был удостоен премии на конкурсе в Москве. Каменев, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов и В. О.
«Спор о вере» 1880 г. воспринимается не как созданный для картины эскиз, а как своеобразный пример станкового рисунка. По праздникам нас посылали еще петь в церковном хоре. Творческий путь Перова кончается на противоречивых нотах и вместе с тем рисуночный образ его «Никиты Пустосвята» остается в известной мере предшественником знаменитого суриковского рыжего стрельца. Живописное мастерство художника стало совершеннее, художественный язык богаче, сюжеты разнообразнее. Перов, как известно, вернулся из-за границы до срока.
Другие композиционные рисунки Перова (например, «В монастырской трапезной»), особенно «Спор о вере» в вариантах, относящихся к позднему периоду жизни художника, показывают, как эволюционизирует в его творчестве ри-сование. Спор о вере» (18801881 гг. ). История зарубежного искусства. Работа продолжалась с 1873 по 1879. Картина была уже начата, а Перов никак не мог найти для нее среднего мальчика. Художник в своем творчестве отражает разные эпохи.
Пространство, заключенное в картине, кажется теперь безначальным и бесконечным. Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи. Но наибольший успех, после петровской картины имела в публике картина вскоре после того спившегося и погибшего, ныне абсолютно забытого художника Адриана Волкова: «Прерванное обручение». Нам теперь трудно причислить это произведение к типичным явлениям 60-х годов, так как мелодраматическое построение ее, невозможно розовые краски и слащавые типы — все в ней указывает скорее на зависимость Волкова от школы Штернберга и Чернышева, нежели на влияние того смелого и правдивого искусства, которое стало тогда заявлять свои права на существование. Все художественное мышление здесь первоначально у Перова в линия х, живых и вовсе не доведенных до «графической» замкнутости. Необходимо отметить, что в том последнем варианте композиции, который изображает «Спор» этот в вагоне, Перов выявляет сохранившуюся до конца в его рисунках связь с более ранней сатирической русской графикой.
1861Графит» всю композицию, позволяя ее лучше «прочесть», осмыслить, увидеть. «Дворник, обучающийся грамоте» относится к 1868 г. в 1866 г. Перов рисует для «Тройки» многофигурный эскиз акварелью, в акварели же решает композицию «С квартиры на квартиру» (1867). В готовой картине они выпрямились монах стал «архимандритом», начальником. В более поздние годы Перов выступает как портретист-пейзажист. На второй экспозиции была представлена работа Крамского «Христос в пустыне». Ее антиклерикальная сущность абсолютно очевидна.
Первые пейзажи Алексея Кондратьевича – «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Вид Москвы с Воробьевых гор» – проникнуты идеями романтизма. Н. Островский, 1871, В. И. Даль, Ф. М. Достоевский, – оба 1872, все в ГТГ). Подошел.
Рисунки на тему «Мать с больным ребенком» настолько близки к Шмелькову, что можно было выше высказать предположение, не имеется ли среди приписываемых Перову рисунков на эту тему (они отнесены к 1873 г. ) и подлинных работ самого Шмелькова. В эти годы рождается Перов – исторический художник. Так появляется «Разлив Волги» и «Грачи прилетели». Работа по собиранию и изучению его наследия продолжается и поныне. Горячее сочувствие «униженным и оскорбленным», протест против уродства современной жизни определили замысел таких картин, как «Последний кабак у заставы» (1868), «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866). Скончался Василий Григорьевич Перов 29 мая (10 июня) 1882 года в селе Кузьминки (ныне Москва). Мясоедов, В. Г.
Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже. Нестеров. Вскоре выяснилось, что это женщина — мама «среднего извозчика», который недавно умер от тифа. Поиску положительного образа посвятил Перов и свою охотничью серию: картины Птицелов (1870), Рыболов и Охотники на привале (обе – 1871), Голубятник и Ботаник (обе – 1874). Все в ней удивительно просто. Он побывал во многих музеях Берлина, Дрездена, Парижа изучал полотна старых мастеров. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца.
В кругах интеллигенции его даже называли «Папа московский», тем самым подчеркивая, что подобно тому, как Папа Римский диктует из Ватикана законы всему католическому миру, Перов из Москвы диктовал законы всему русскому художественному миру. Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник». В январе 1862 года Перов на средства Академии художеств был отправлен за границу. Его первой существенной работой является «Приезд станового на следствие». Художники-передвижники были первыми русскими реалистами.
В основе главных идей художников-передвижников были постулаты философского романтизма. Придя в мастерскую, я показал им начатую картину и объяснил, в чем дело. Так жили и дети изображенные на картине Перова. Родился будущий художник в тихом снежном городке Тобольске. Дата рождения точно неизвестна: 21-23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834) года. Перовские жанры 60-х годов – явление сложное. Ученики мастеровые везут воду» (1866 обе — там же) крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой.
Тот ухмыляется, скорее относясь с иронией к тому, что слышит. «Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком, портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты». То, что у тех было «стаффажем», Перов трактует, как нечто ему близкое. К обличительным полотнам и живописным драмам непосредственно примыкают такие его картины, как Гитарист-бобыль (1864) и Учитель рисования (1867), в которых за внешней бессобытийностью скрываются сложные человеческие судьбы.
В. В. Стасов считал Перова прямым наследником и продолжателем Федотова. Совсем новым представляется Перов в рисунке, еще более остром, чем «Наследники» Волкова и Шмелькова: «Дележ наследства умирающего монаха» (карандаш, 1868, ГТГ). Видимо, друзья и недруги художника хорошо поняли истинный смысл этого произведения. Рисунок к «Утопленнице» был более богат мотивами, усложнен по содержанию, быть может, даже «живописнее» в проработке планов (первый затенен, в глубине – светлее). Но когда мы смотрим на это полотно Перова, у нас создаётся впечатление не только спокойствия и беззаботности – мы чувствуем напряжённость.
Теперь же впервые возникает искусство по существу не каноническое. Перов много работает в мастерской никому не показывая свои новые картины, не понятый товарищами, списанный с «корабля современности» Крамским и другими критиками. Целостной характеристики потребовало от нас рисуночное творчество.
Картина (Попы) была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест. Привычным было и тщательное гладкое письмо, даже более осторожное, суховатое, нежели у прямых федотовских последователей и, конечно же, не идущее в сравнение с цветовой и фактурной энергией самого Федотова. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879, Русский музей «Никита Пустосвят.
У нас все переворотилось и только укладывается, – эти слова Левина, героя романа Л. Н. Толстого Анна Каренина, очень верно характеризуют эпоху всеобщего брожения. прямым наследником и продолжателем Федотова. Является одним из учредителей Товарищества передвижников. В поздний период своего творчества Перов стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории.
Первая выставка состоялась в 1871 году, а расцвет движения пришелся на 80-е годы 19 века. В стороне заметил старушку с мальчиком. Живописное решение его портретов всегда скромно, почти аскетично. Обычно он изображал свои модели на глубоком нейтральном фоне, освещая их извне спокойным, ровным светом, благодаря чему возникало ощущение течения времени, в котором они пребывают, постепенно открывался зрителю их душевный строй. Их образы позднее возникали на страницах перовских рассказов.
В рисунках к «Хищникам», наоборот, ясно видно, что Перов улучшает завершает карандашным тоном рисунок, вначале сделанный пером. 1862-1864годы художник проводит за границей. Камынин (1872 оба — там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского). Он умер 10 июня 1882 года, не прожив и сорока девяти лет. В иконостас «лучших людей русских» включаются и портреты крестьян.
И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий». В течение многих лет не расставался он с образами разинской вольницы, которая, если судить по находящимся в собрании галереи рисункам к картине Поволожские хищники (1878), должна была получить величаво-эпическое воплощение в духе знаменитых народных песен. Она – ив рисунке «Перед грозой». Живопись этого художника – это жизнь и быт обычных крестьян, купцов. «Крестный ход на пасхеСельский крестный ход на Пасхе.
Он повел тетушку Марью к Третьякову. Но М. П. Клодт, в будущем – передвижник, стремится в «Дворнике» показать Человека.
Многое осталось в эскизах, этюдах, набросках, как например «Осада Пскова» (1879), «Пимен», «Пимен и Григорий» (1879), «Михаил Тверской в татарской орде», «Русские колодники в Татарской орде» (оба эскиза 1876 г. ), «Пытка боярыни Морозовой». Она протянула художнику бедняцкий подарок – маленький узелок с яичками – и заплакала. Вместе с тем к тому же десятилетию относится набросок головы «Учителя рисования», в котором узнавали портрет Шмелькова: рисунок Перова ставит в остром наброске новую для него тему психологической характеристики. Впоследствии прозвище Перов закрепилось за ним, как его, уже знакомая нам фамилия художника.
Не случайно же он отказался от многофигурной сцены, наметившейся в первых эскизах (графическом и живописном): на берегу Москвы-реки, у Большого Каменного моста, множество людей столпилось вокруг поднятого из воды мертвого тела. «Монументальная» поза купца невольно заставляет вспомнить купца с супругой у фотографа в трактовке Шмелькова.
В ту пору тысячи детей работали на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Этот шедевр был написан в 1873 г. в Ясной Поляне. Еще глубже по психологической характеристике портрет «Странника» (1870, ГТГ). После окончания Академии (1860 г. ) Шишкин отправляется за границу.
Ученики мастеровые везут воду" (показана безотрадная жизнь подростков-мастеровых. Вдруг он заметил женщину с мальчиком. Яркий пример тому – «Сельский крестный ход на Пасху», «Проповедь в селе» и др. Пример Перова объяснит такое объединение его рисуночного творчества в главе, посвященной русскому реалистическому искусству «шестидесятников». Одним изсамых известных портретов стало полотно сФедором Достоевским.
Были среди работ художника и жанровые сценки, герои которых ловят птиц, охотятся, рассказывают друг другу байки («Птицелов», 1870). Однако лишь очень немногое удалось ему осуществить. Художник вплотную подходил к решению портретных задач. Очень хорошо, как и раньше, разрешена у Перова пространственная композиция. Холодный зеленовато-серый фон усиливает впечатление. Шервуд) с предложением совместно организовать новое «Товарищество» и в 1870 был утвержден его устав, подписанный Н. Н. Ге, Каменевым, М. К. Клодтом, М. П. Клодтом, Корзухиным, Крамским, К. В. Лемохом, К. Е. Маковским, Н. Е. Маковским, Мясоедовым, Перовым, Прянишниковым, Саврасовым, И. И. Шишкиным и В. И. Якоби.
Художник, график. Перов Василий Григорьевич (1833/1834 – 1882), русский художник. Продолжая развивать эту же тему, он завершает картину «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861, ГТГ) – одно из наиболее обличительных и смелых полотен в русской живописи. Видно, что они довольны собой, так как уже могут похвастаться своими трофеями. Перед нами три охотника, остановившиеся отдохнуть.
Родился будущий художник в небольшом городке Елабуге в семье купца в 1832 году. У ног священника свалился причетник с кадилом. За «Портрет В. В. Безсонова» он был награждён первой премией МОЛХ по заказу П. М. Третьякова написал «Портрет писателя А. Ф. Писемского».
Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий». Ведь с точки зрения композиции Перов использовал достаточно привычную интерьерную схему (можно вспомнить и федотовских «Разборчивую невесту», «Сватовство майора», «Игроков» и композиции Н. Шильдера, А. Устинова, А. Попова, многих других жанристов середины века).
Ему приходилось жить «из милости и на хлебах» у хозяйки приюта, с которой были знакомы его родители. Рисунки к «Крестному ходу», однако, претендуют на законченность. Среди образов, созданных Перовым, особое место занимает Портрет купца И. С. Камынина (1872), в изображении которого современники увидели типичного Тита Титыча фронтальная композиция, глубокий красный фон заставляют вспомнить дворянские фамильные портреты. Тема города еще сильнее прозвучала в картине «Утопленница». Еще сильнее эти стремления прозвучали в картине Чаепитие в Мытищах, близ Москвы (1862), построенной на резком противопоставлении образов монаха-лицемера и израненного калеки-слепца, героя (судя по крестам и медалям) Крымской войны. Верной оценке искусства Перова современниками способствовала организация посмертной выставки его произведений (1882-1883).
Типичны старшина и староста, знающие чем задобрить начальство, а потому поставившие около стула станового корзину яиц. Одно из лучших заграничных полотен В. Перова – «Парижские тряпичники», написанное в голубовато-серой, романтической палитре, навевает воспоминания о прозе В. Гюго, творчество которого так любил художник. Если в эскизах (1873) само судилище показано как центральный эпизод динамичной массовой сцены, то в окончательной редакции все свелось к противопоставлению разбойника Пугачева героическим в своей стойкости дворянам. Их называли учениками.
Ему принадлежит ряд рассказов, таких, как «Тетушка Марья», «Под крестом», «На натуре. Эта же экспозиция впоследствии была перевезена в Киев и Харьков.
Центральная фигура была написана с двенадцатилетнего мальчика-нищего, тогда уже больного и вскоре умершего. Ге, И. Н. Как показала юбилейная выставка Перова в Государственной Третьяковской галерее (1984), на которой его наследие было представлено с почти исчерпывающей полнотой, перовская неподкупная лира исторгала порой и неверные звуки. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы. Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже.
Узнав о бедственном положении юноши, преподаватель Училища Е. Я. Родился 13 января 1831 года. Нельзя же было прямо изобразить генерала, занятого получением взяток или пирующего в дебоширской компании, но можно было изобразить того же отвратительного генерала, разбогатевшего и истощенного развратом, в ту минуту, когда он сочетается браком с прекрасной, но несчастной девушкой, сердце которой уже принадлежит «честному и независимому, а потому и бедному» молодому человеку. Пишет многофигурную монументальную картину на сюжет из истории раскольничьего мятежа 1682 года – «Никита Пустосвят. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма. С удивительной тонкостью и особой проникновенностью написаны художником портреты видных деятелей: доктора В. В. Бессонова (1869, ГТГ), поэта А. Н. Майкова (1872, ГТГ), писателей И. С. Тургенева (1872, ГТГ) и В. И. Даля (1872, ГТГ).
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Его «Балаган» бесспорно ниже «Октябрьского праздника» А. А. Иванова и даже жалко, что Перов вообще взялся за эту тему, что пестрота французских костюмов побудила художника прибегнуть к акварели. В 1872 году Перовым написан замечательный портрет Ф. М. Достоевского. Бесспорно значителен его «Пугачев».
Однако подлинным учителем художников, ставших зачинателями нового направления русской живописи – критического реализма, – стала сама пореформенная российская действительность. Сильные стороны таланта этого яркого художника и психолога проявились в портрете Льва Толстого. Первым таким произведением явился «Автопортрет» (1851), написанный в семнадцатилетнем возрасте, когда за плечами Перова было лишь около трех лет занятий (с перерывами) в Арзамасском училище А. Ступина. Больной, усталый измученный неразрешимыми противоречиями жизни, Достоевский погружен в себя его взор неуловим для зрителя (Перов пишет Достоевского в трехчетвертном повороте), а цепкий, замковый жест крепко сплетенных рук зримо отгораживает его от внешнего мира. Во всех этих работах Перов не похож на русских пенсионеров в Риме. Художник достигает этого изображением пейзажа. В 1868 году Перов написал картину Последний кабак у заставы.
На рубеже пятидесятых – шестидесятых годов в атмосфере общественного подъема и позднее в условиях политической реакции, наступившей вскоре после отмены крепостного права, когда быть несоциальным для русского художника означало быть безнравственным именно Перов решил главную и неимоверной сложности задачу, которую выдвинуло время: утвердить критический реализм, создать произведения имеющие, по словам Н. Чернышевского, «значение приговора о явлениях жизни», соединить социальное и эстетическое в художественных образах. Выпускники, оставив Академию, создали «Санкт-Петербургскую артель художников». Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Георгия (Григория) Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой.
или Шевченко. Рисунки всей этой группы вполне закончены, но отнюдь не иссушены. Мы видим высокий лоб, воспаленные, покрасневшие веки.
Они работали в различных жанрах: исторический, пейзажный, портретный. Эта картина – одна из самых известных работ, посвященных детской теме. Художник-пейзажист.
Премии ОПХ и МОЛХ. В 1866 году Перов получает степень академика а в 1870 году он становится профессором. Пара столбов четко делит на ритмические и сценические отрезки в «Крестном ходеКрестный ход на пасхе. Это было частным семейным делом «генерала» и вовсе не касалось его общественного положения.
В картине Тройка главенствует драматическая тема. Яркий пример тому – И. Шишкин. Новый период наступил, новый мир начался». Этого было вполне достаточно: тут было и желанное обличение, брошенное в лицо имущим, тут и трогательное слово защиты за униженных и оскорбленных. В этом же духе написана и другая знаменитая картина того времени, явившаяся три года спустя после волковского «Обручения»: «Неравный брак» Пукирева, художника, также очень скоро затем сошедшего со сцены. Он перешел к истории и сделал только две вещи (Суд Пугачева, Никита Пустосвят. Этим художникам удалось создать новое, «живое» искусство, противостоящее безжизненной живописи Академии Художеств.
Особое место в творчестве живописца занимает революционная тематика. Большие картины остаются незаконченными. Следует ли его творчество распределять по главам, характеризующим эти определенные эпохи. В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как «Савояр», «Слепой музыкант», «Парижские тряпичники».
Окончив курс в Арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина в Арзамасе. В 1862 году Перов уехал за границу в качестве пенсионера Академии художеств. Оба указанных рисунка к «Крестному ходу», воспринимаемые как произведения графики, не стоят на высоком уровне мастерства. Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 году. Это психологический, напряженный и вместе с тем обобщенный, типизированный рисунок высокого художественного и человеческого звучания.
Внешность старика была почтенна, красива и очень симпатична. За эту работу в 1860 году на академической выставке он был удостоен золотой медали. Подобная эстетическая суверенность, с годами нараставшая, стала непосредственным преддверием русского символизма и модерна (хотя бы в творчестве таких выдающихся «передвижников», как В. М. Васнецов, А. И. Куинджи, И. Е. Репин, В. И. Суриков или тот же Крамской). Левее стоят крестьяне в рваных одеждах.
Заслуживает внимания то, как мастерски в рисунке к «ЧаепитиюЧаепитие в Мытищах. Однако в картине (известной по фотографиям) сильнее, нежели бунтарское, героическое, прозвучало разбойное начало. Перов сам был свидетелем изображенной трагедии. Персонажи Перова, — в том числе крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872 оба — там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского).
«Допередвижни-ческий» период характеризуется развитием именно этого, повествовательного приема. 1861Графит, несколько меньший по формату, 1861 г. Значительнее и проработаннее второй. Наиболее известными его работами являются: «Все в прошлом», «Больной муж», «Семейный раздел». Спор о вере (1880-1881 гг. ).
Сила символико-психологического обобщения — и соответственно параллели с прозой Достоевского, — еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе — 1868, там же).
Особенно привлекли внимание художника немецкие и английские художники своим стремлением к самостоятельности и правде. Ему принадлежат портреты Ф. Достоевского и А. Островского. Для характеристики рисунков Перова 60-х годов следует указать и на наличие у него рисунков отдельных фигур («Смущенная девушка», 1864, к которой Перов, прежде чем дать вполне завершенный карандашный рисунок, сделал два наброска), а также рисунков «конфликтных», как, например, резко сатирический «Генерал, требующий лошадей» (не датирован, ГТГ). Пейзажный фон пронизан тоскливым настроением. В 1860-х.
Все образы Парижа у Перова – демократичны. Для публики и критики уже первая картина Перова – «Приезд станового на следствие», написанная в 1857 году, – стала заметным событием. Гравер.
После этой картины критика нарекла Перова отцом русского жанра. Ним созданы картины «Под конвоем», «Не ждали», «Отказ от исповеди». Нестеров.
Многие из этих работ превосходны. Крамской, А. И. Корзухин, К. Е. Маковский и др. ) – выпускниками Академии художеств, демонстративно покинувшими ее после того, как совет Академии запретил писать конкурсную картину на свободный сюжет вместо официально предложенной темы из скандинавской мифологии.
Его жест – единственный прямой и достаточно красноречивый комментарий к словам священника. В произведениях, написанных в 870-х годах, все больше ощущается тревога и печаль: «Закат над болотом», «Лунная ночь», «Могилы над Волгой», «Рожь». Мучительны раздумья о жизни, о человеческом страдании писателя Ф. М. Достоевского (1872). В 1848-м он поступил в Казанскую гимназию, но не окончил ее. А от него зависело многое: он сразу привлекает внимание зрителей.
Пронзительно-проницательными глазами всматривается в мир драматург А. Н. Островский (1871). Его современниками (а нередко и героями портретов) были многие выдающиеся писатели, композиторы, художники, ученые. Перов обращался к изображению людей из народа (Фомушка-сыч, 1868, Странник, 1870, – оба в ГТГ), представителей передовой русской интеллигенции (А. Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875 «Под крестом», 1881).
Но он не отвел глаз, бесстрашно вглядываясь в жизнь. В последние годы жизни художник был тяжело болен. В истории русского рисунка Перову принадлежит заметное место. Как художник он сложился в более раннее время, нежели 1870 – 1880-е годы.
Не случайно же Перов использовал образ Камынина в рисунке Современная идиллия (1880) – своеобразном сатирическом апофеозе денежного мешка. Мастер жанровой картины. Поэзия пробуждающейся природы заставляет острее почувствовать трагедию рано оборвавшейся жизни. Русские художники-передвижники 19 века создали огромную портретную галерею. слухи носятся, что будто бы Вам от св.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВасилий Перов Годы жизни: 02 января 1833 — 29 мая 1882Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВасилия Перова один изего учеников называл «подлинным певцом скорби». Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х годов («Птицелов», 1870 «Охотники на привале», 1871 «Рыболов», 1871 все — Третьяковская галерея). Таким образом, в изобразительном искусстве России впервые (если не считать «Артели») возникла мощная арт-группа, не просто дружеский кружок или частная школа, а крупное сообщество единомышленников, которое предполагало (наперекор диктату Академии художеств) не только выражать, но и самостоятельно определять процесс развития художественной культуры по всей стране. На фоне его величественной, вечной, отстраненной (благодаря холодной цветовой гамме) красоты судьба утопленницы приобретает более емкий смысл, воплощая в себе трагедию одинокого человека в равнодушном к нему мире. Лицо его бессмысленно. Так же, как у Федотова, его искусство было «серьезно и больно кусалось». Перов тяготился заграничной жизнью истрастно желал вернуться домой.
Все посетители на выставке были поражены безысходностью, злополучием судьбы этих детей. Здесь и в поразительных по силе проникновения в народный характер портретах-картинах «Фомушка-сыч» (1868) и «Странник» (1870), начинающих галерею крестьянских характеров Крамского, Максимова, Репина, он – снова лидер, в который раз предчувствующий, предвосхищающий, предопределяющий важнейшую тенденцию в развитии русского искусства идущего к синтезу «хорового» начала и глубокой психологической характеристики каждого человека, синтезу портрета и картины. Перов превратил неприглядный эпизод в емкий, обобщенный образ современной ему России. Рисунок для Перова в это время оставался средством прежде всего «высказаться», нежели найти образ.
Передать образ писателя и человека со сложным и противоречивым психическим складом, привыкшего к самоанализу, стремившегося заглянуть в самые глубокие тайники человеческой души, человека, страдающего тяжелой нервной болезнью, – задача нелегкая. Первоначально художник задумал триптих, однако разработал только один сюжет – Суд Пугачева (1875). Крамского и И. Е. В коротенькой новелле Тетушка Марья (1875) он повествует о печальной судьбе мальчика Васи изображенного в центре Тройки. Они свидетельствуют о возросшем профессиональном мастерстве.
Устав поставил целью объединения «устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами б) развития любви к искусству в обществе и в) облегчения для художников сбыта их произведений». Среди его учеников, . Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы. Мрачный городской пейзаж, вихри снежной метели вызывают ощущение холода и беспросветной тоски. В 1852 году Василий Перов приехал в Москву и на следующий год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
До Репина к такому глубоко трагичному и потрясающему сюжету никто не обращался. Ее смиренная фигура с котомкой на плечах была очень симпатична. Это – констатация, а не упрек. 29 ноября 1871 г. в Петербурге состоялось открытие первой передвижной выставки.
Но по отношению к своим предшественникам он был и новатором. В этот период он создает немалоизвестный шедевр «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», представленный на выставке в Париже. «Изучение страны чужой» он находил «менее полезным». В «Чаепитии» жирный монах и нищий инвалид именно благодаря тому, что Перов их объединил в одну компактную группу, воспринимаются как два противоположные явления одного этапа общественного развития.
В первоначальном эскизе (1875, ГТГ) художник намеревался показать вооруженных пугачевцев, приближающихся к помещичьей усадьбе. С особой любовью и сочувствием автору удалось нарисовать образы простых крестьян. Шедевры, написанные в молодые годы имели огромный успех на передвижных выставках. Образ знаменитого русского литератора строится на основе контраста (внутренней значительности и внешней простоты).
Спали на нарах. Мучительно согбенная фигура писателя выступает из полумрака. Василий Григорьевич Перов краткая биография. Это прежде всего крестьянские портреты. Все это мы наблюдаем в творческом наследии Перова.
Творчество Перова идет вперед. Картина «Проводы покойника» пользовалась и пользуется большой популярностью. Эскизы Крестного хода и Проповеди на селе были представлены Перовым в Академию художеств для исполнения картины на золотую медаль, причем первый был решительно отвергнут, а второй утвержден, но с целым рядом серьезных оговорок. Творчество Перова эволюционировало в том, что касается приемов и способов рисунка но оно оставалось целостным в своей принципиальной основе.
По возвращении на родину Иван Иванович сближается с И. Крамским – основателем «Артели художников». Рябушкин и другие художники. Довершение замысла достигается тоном, карандашом. Саврасов активно участвует в выставках, преподает в Училище ваяния и живописи. Новое отношение Перова к задачам, стоящим перед портретистом, наиболее ярко проявилось в портрете А. Н. Островского (1871).
В 1871 году в Петербурге открылась Первая передвижная выставка, на которой были две его картины – «Охотники на привале», «Рыболов» – и портреты А. Н. Перов был прекрасным мастером литературно-художественного очерка-рассказа. Глубоко личное переживание Евангелия находит выражение в двух пронзительно эмоциональных работах: «Христос в Гефсиманском саду» и «Снятие с креста».
Там, как и на родине, его интересует прежде всего жизнь бедноты. 1866 – ""Тройка". Васильев устроил его к себе на квартиру. Ступина, по окончании которой поступил в Московское училище живописи и ваяния. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.
Однако замысле не был осуществлен. Свои впечатления от красоты родной природы он передает в картинах. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. Мы считаем самым ранним из этих рисунков тот, в котором движение ладьи «хищников» направлено вправо. – вспоминал художник.
Пенсионер АХ (1862-69, до 1864 в Париже). Весь второй – графитный – «Крестный ход» Перова однотонен и это позволяет высказать предположение, что Перов, возможно, доведя свою композицию до этой стадии полного окончания в карандаше, думал о воспроизведении ее в литографии. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма2. В статье знаменитого художественного и музыкального критика В. В. Стасова Перов и Мусоргский мы читаем: Крестьянские типы, крестьянские сцены принадлежат к наивысшему, что только создано Перовым и Мусоргским. Их Васенька появился на свет перед самым Рождеством в 1833 г. «Рожденному во грехе» ребенку дали фамилию трактирщика, согласившегося сыграть роль отца и нарекли Василием Григорьевичем Васильевым.
Именно в этих рисунках особо наглядно его дальнейшее развитие как художника. Менее качественна акварель «Балаган» (ГТГ), явно выдающая ограниченность роли цвета в творческом диапазоне Перова. Почти сразу по возвращении из-за границы Василий Перов написал удивительную картину, без которой теперь невозможно представить русскую реалистическую живопись, – «Тройку». В это время П. М. Третьяков начинает заказывать портреты лидеров русской культуры.
Выставки к столетию со дня рождения Перова Перов Василий Григорьевич Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Член-учредитель ТПХВ (см. На высоком уровне стоят зато такие листы, как «Шарманщица» (графит) или фигура юноши, зазывающего в балаган («Мальчик), выполненная для более сложной композиции «Праздник в окрестностях Парижа» 1864 г., оставшейся незаконченной. Теперь художник увидел Россию как бы другими глазами. В 1882 г. состояние здоровья В. Г. Перова резко ухудшилось.
В этом портрете художник создал образ русского интеллигента, «общественной совести» своего времени. Членами ТПХВ в разные периоды были Н. Н. Таков «Фомушка-сыч» (1868, ГТГ). Ее столбы-обелиски, украшенные царскими орлами, резко взмыли в холодное закатное небо. Родился 22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника.
Беззащитно голыми выглядят ветки у ног второго охотника. Созданная молодым художником картина демонстрирует зрелость, самостоятельность его идейных и творческих принципов, прочность профессионального фундамента, за которым стояли практические занятия-штудии под руководством учителей и копирование, первые композиционные опыты и «напряженная нервная работа, непомерная трата энергии, безграничный расход душевных сил», характеризующие начало его трудного творческого пути. Последняя навеяна романом И. С. Тургенева Отцы и дети. Из его живописных работ этого типа выделяются «Фомушка-сыч» (1868), «Странник» (1870) и «Путник» (рисунок, 1873). В последующие годы он пишет ряд пейзажей («В окрестностях Москвы», «Рубка леса», «Корабельная роща», «Ручей в лесу»).
Среди художников-передвижников, отдавших свой талант служению «музе гнева и печали», особое место занимает Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Такие картины русских художников-передвижников, как «Майская ночь» (И. Молодой художник поднял выпавшую из рук Федотова кисть.
В 1861 году, уже сложившимся мастером бытовой живописи, Перов заканчивает Училище и получает Большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» (ГТГ), принесшую ему известность. Мальчик точь-в-точь такой, какого он долго искал. Небо затянуто тучами, возможно, приближается гроза.
По своей коллизии и сатирической направленности близка искусству П. А. Федотова. Это усиливает впечатление неприглядности жизни старой русской деревни. В картине, однако, пейзаж решен в прямо противоположном ключе: из предрассветной розово-золотистой дымки, как сказочное видение, выступает торжественный силуэт Кремля. Учился в Арзамасской школе живописи А. В. Ступина (1846-49, с перерывами) и в МУЖВЗ (1853-61 преподавал с 1871).
Ссутулившись иобхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит вугол комнаты. В 1856 году Иван Иванович поступает в Академию художеств (Петербург). Его «Дворник», опубликованный Некрасовым, – фигура с метлой, очевидно, жанрово верная, дает пример того, как решалась тогда проблема типического думается – не столь глубоко. Позднее, уже в Москве, число выставленных картин достигло 82. К их числу, безусловно, принадлежит картина Савояр (1863-1864), герой которой – маленький бродяга, забытый и заброшенный в огромном городе, прижимая к себе обезьянку, спит на пороге дома, перед наглухо закрытой дверью. В картине ГТГ изменена тональность, достигнуто большее единство колорита, в котором преобладают неяркие, приглушенные тона, серо-коричневая красочная гамма.
«Плач Ярославны», «Тающая снегурочка», «Иван-царевич на сером волке» – примеры обращения Перова к народному эпосу, не всегда убедительные по форме, но чрезвычайно интересные как первооткрытие этой темы в русском искусстве. Старушка шла медленно, немного прихрамывая. Картина явилась характернейшим произведением искусства нового направления.
Вдокументах ончислился как Васильев— пофамилии крестного. Расчет был абсолютно верный. Глядя вслед медленно вползающим на пригорок саням, мы видим измученные лица детей.
Первый беглый набросок был снабжен на втором этапе тональной, растертой системой широких штрихов, слитых в некую общность, затем рисунок усилен был отчетливо резкими штрихами. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-1882 годах) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин и другие художники. Отдельный фигурный этюд зарубежного времени углубляется, сменяется исканием «типа». Прямым наследником и продолжателем Федотова считал Перова и В. В. Стасов. Учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. 1863». Не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием.
«Совремеиная идиллия» Перова предсказывает в будущем развитие искусства сатирического плаката. Суриков, И. И. Они относятся к тем же годам, как и многие из тех акварелей русских пенсионеров в Италии, которые перд нами уже прошли.
Тимм сильнее и энергичнее подал самую фигуру, характеризовал ее объемность. В ранних картинах Перова федотовские традиции развиваются особенно ярко. В нем оживает лучшее из старой венециановской традиции. В простой домашней обстановке изображен А. Н. Островский (1871, ГТГ).
Новыми являются рисунки такого типа, как «Быть или не быть» – «замечательный образ простой русской девушки, одинокой, с веревкой в руках, напоминающий иные образы Чернышевского (вспомним Настю Крюкову из «Что делать. »). Особое внимание художников привлекали личности Ивана Грозного и Петра I. Наряду с историческими живописцами этого времени исторические темы разрабатывались и художниками бытового жанра (Якоби, Неврев, Мясоедов, Прянишников). Поистине блестящим портретистом был И. Крамской.
Г. Перова), «Грачи прилетели» (А.
Превосходный портретный этюд Слепой музыкант (около 1864) может с полным правом считаться прямым предтечей лучших перовских портретов 1870-х годов. Свои первые художественные навыки он получил в иконописных мастерских. В его работах этого периода преобладали отрицательные типы. В первоначальном эскизе к картине художник очень подробно и тщательно запечатлел все, что видел: толпу людей, полицейского, спрашивающего присутствующих, не опознает ли кто неизвестную. Именно Василий Григорьевич был одним из инициаторов активных действий Товарищества. Портреты Перова отличаются удивительной простотой искренностью и правдивостью.
Положим и внутренний смысл волковской картины не представляет из себя ровно ничего значительного и даже является простым заимствованием самого ординарного бульварного романа, но в то время на это не смотрели строго, если только художник мог доказать, что и он «возмущен», что и он готов «учить». Полученный от Совета отказ обернулся так называемым «бунтом четырнадцати».