В 1890—1899 годах картина «Пьеро и Арлекин» находилась в коллекции Виктора Шоке (Victor Chocquet). В картине «Арлекин и Пьеро» они возрождают форму классического портрета. Обратимся к картине итальянского художника Пьеро делла Франческа «Крещение Христа». Приступая к работе над картиной «Масленица» («Пьеро и Арлекин») (1888), Сезанн выбрал в качестве моделей своего сына Поля, облачив его в костюм Арлекина и его приятеля – Луи Гийома (Пьеро), сына сапожника.
Позади них архангелы, а впереди коленопреклонённый сам Федерико да Монтефельтро. Они пребывают в неком особом, неизменном мире, где отсутствует категория быстротекущего времени, любое, даже резкое движение как бы останавливается, застывает, длится вечно. Традиционные персонажи итальянской «комедии дель арте» разыгрывают перед зрителем извечный конфликт двух темпераментов. Свет у Пьеро не выражается яркой солнечностью и отчетливыми падающими тенями. Эта композиция — одна из самых сложных по своей структуре у Пьеро делла Франческа.
Его перу принадлежат два теоретических трактата, написанных на латыни: De prospettiva pingendi (О перспективе в живописи) и Libellus de quinque corporibus regolaribus (Книга о пяти правильных телах). Как такового, театра ещё не было, но были шуты, мимы и маски. В этом одна из причин некоторой «закрытости» ряда работ Пьеро делла Франческа для современного зрителя, невозможности найти их убедительную интерпретацию.
Бесконечная длительность момента господствует и в «Воскресении Христа» (1455—1458, Сансеполькро, Пинакотека), где Христос не восстает из гроба, а спокойно стоит, опершись ногой на крышку саркофага. «Пьеро и Арлекин» одна из самых известных картин Сезанна. В некоторых источниках данное полотно имеет название «Марди Гра» иногда используется название «Масленица».
Одна из лучших — «Встреча царя Соломона с царицей Савской». Возникает, впрочем, сомнение: принадлежит ли честь такого оживления света самому Пьеро или же его учителю и вдохновителю – Доменико Венециано. Чего стоит, например, чарующая музыка розовых тонов в уффициевской Мадонне их волшебное согласование с серыми и желтоватыми оттенками. Тема судьбы, слабого, растерянного человека, вынужденного помимо собственной воли сопротивляться силам, пытающимся его сломить, – одна из основных в его искусстве «голубого» и, особенно, «розового периода» (1905-1906). Ведь в таком ручейке немыслимо потонуть этим огромным всадникам31. Он сентиментален, влюбчив (хотя страдает, в основном, по субреткам), доверчив и предан хозяину.
Движется он властной походкой. Подобный же мелководный ручеек должен изображать на его картине Крещение – Иордан. Он движется легкой скользящей поступью, передать которую художнику стоило немалых трудов.
Это реквием по умершей жене (ныне находится в пинакотеке Брера, Милан). Картина имеет еще одно название «Марди гра», что по-французски означает Масленица. Может быть, в картине содержится намек на дружбу юных Золя и Сезанна и художник хотел этим ответить автору Творчества. В круг его друзей входили писатели и артисты (Жан Кокто, Кристиан Берар и Рожер Пейрефит). Этот вид итальянского площадного театра возник изкарнавальных празднеств.
Таково «Крещение» (1440, Лондон, Национальная галерея), где серебристая голубизна неба, светлые, охристые тона земли, темная зелень древесных крон, белые, бледно-розовые, розово- и рубиново-красные, синие тона одеяний ангелов и Иоанна Крестителя образуют изысканный красочный аккорд. Итак, кого же они представляют. Окончен карнавал. Сам художник своему творению уделял много внимания. Написан также по заказу Федериго да Монтефельтро.
и «Арлекин», были посвящены молодым людям. Изначально Пьеро был ловким изворотливым, однако часто попадающим впросак слугой.
Нидерландская линия особенно заметна в передаче прически и украшений герцогини, в интересе к подробностям «ландшафта» лица герцога – глубокие морщины и крупные родинки итальянская – в типе парного профильного портрета, особой ясности и структурности пространства, прозрачной чистоте воздуха. Наряду с этим Ватто очень привлекал театр.
Разносит ветер с площадей цветное конфетти. Ведь в таком ручейке немыслимо потонуть этим огромным всадникам. итальянской «комедией масок» или по-другому, «комедией дель арте». Часть 1 (20 картин)Этот вид итальянского площадного театра возник из карнавальных празднеств. Вопрос же, можно ли оставить за ним и профильные женские портреты в Берлине и в музее Польди-Пеццоли (в Милане), решен теперь почти всеми авторитетами в отрицательном смысле29. К тому же, он придал выразительности лицам действующих персонажей. Иногда в одежде имелись большие карманы, набитые сувенирами романтического характера. И в то же время его колористическое дарование уникально.
Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран. В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни. Таким образом, он работал около трех десятилетий. Изначально Пьеро был ловким изворотливым, однако часто попадающий впросак слугой.
Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок. Согласно другой версии, это Святой Мартин, папа римский VII века (Рим в то время входил в состав Византийской империи), который был вызван в Константинополь на суд, осуждён и впоследствии принял мученическую смерть. Этот затяжной конфликт и положил смысл картины «Пьеро и Арлекин» — одно из самых загадочных произведений Сезанна. Свет у Пьеро не выражается яркой солнечностью и отчетливыми падающими тенями.
Его прототипом является итальянский персонаж Педролино.
В комплекс личных покоев герцога входили Зал Муз и Студиоло (кабинет для ученых занятий), украшенный изображениями знаменитых людей работы нидерландского живописца Йоса ван Гента. Его отличают живость, подвижность. По приказу Федериго в его маленькой столице один из выдающихся архитекторов Италии Лучано Лаурана воздвиг колоссальный дворец — «город в виде дворца», как писали о нем современники. Эта традиция была заложена ещё в XVI веке. Небольшой по размерам портрет превращается в подобие величественного памятника. Имя этого персонажа производят от прозвища уличного брабантского актера «Пьеро из Арля», куда в 1579 г. была перенесена итальянская комедия. В центре Мадонна на троне со спящим Иисусом, далее слева направо: Иоанн Креститель, Святой Бернардин, Святой Иероним (в образе монаха-отшельника, бьющего себя камнем в грудь), Франциск Ассизский (показывающий стигматы), Святой Пётр (с раной на голове) и Иоанн Богослов.
Во французских средневековых легендах «Эллекен» (или «Эрлекен») – предводитель сонма дьяволов, адских сил, организатор всяческих бесчинств. Портьерам автор придал насыщенности цвета, что подчеркнуло тяжесть ткани. Однако отсутствие их у него невозможно объяснять неумением передавать то и другое.
С 1926 года жил в Китае. Он родился во фламандской провинции. Знаменитые итальянские драматурги (Пьетро Аретино, Никколо Макиавелли и Лудовико Ариосто) сочиняли пьесы для спектаклей, создавая, таким образом, различных персонажей, по большей части мужских.
В нижнем регистре той же стены — один из последних эпизодов истории: «Битва императора Ираклия с Хосроем», а в верхнем регистре, над сценой обретения креста Еленой — «Воздвижение Креста Господня» (святыня была возвращена в Иерусалим императором Ираклием). И хотя в облике Арлекина он изобразил своего шестнадцатилетнего сына Поля, а для Пьеро позировал сын знакомого, картина не похожа и на домашний маскарад. Писал картины, посвященные истории, этнографии и современному городскому быту китайцев. Биографические сведения о Пьеро делла Франческа довольно скудны.
Сезанн поселился в том самом месте, которое описал друг его детства, писатель Э. Золя, в вышедшем двумя годами ранее романе Творчество. Пьеро делла Франческа великолепно использует специфические возможности портрета. Кстати, они отлично отражают и острый характер персонажа. Их маски надевали на карнавалах. Арлекин — умный дурак итальянской комедии.
Он начал творить в то время, когда т. н. Работал в деревне недалеко от Харбина, путешествовал по стране. Впоследствии Пьеро делла Франческа работал в Ареццо и других городах, входивших в состав владений Флорентийской республики, а с начала 1450-х годов и по заказам правителей маленьких итальянских княжеств — Сиджизмондо Малатеста (Римини), Лионелло дЭсте (Феррара), Федериго да Монтефельтро (Урбино). Не подлежит сомнению, что это выдумка или заблуждение.
Первый эпизод — «Смерть Адама» — изображен в люнете правой стены. Пьеро, как его описывает старый русский словарь, «продувной малый, корчащий из себя неуклюжего простака, хитрец, обжора и воришка». Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др.
Картина «Пьеро и Арлекин (Масленица)» имела много набросков исполненных в разных техниках: карандашом, акварелью и масла. Уроженец маленького тосканского города Борго Сан Сеполькро, он, видимо, учился во Флоренции у Доменико Венециано (в одном из документов 1439 года упоминается как его помощник). Существуют три версии возможного сюжета изображённого на картине. Здесь находили гостеприимство видные гуманисты, зодчие, художники. Он сентиментален, влюбчив, доверчив и предан хозяину. Так или иначе, мастер создал замечательное произведение.
Главный герой, художник Клод Лантье, многими чертами напоминал Сезанна. В 1470- х годах для семьи Монтефельтро он написал парные портреты Баттисты Сфорцо и Федерико де Монтефельтро (1465-1475, оба – Галерея Уффици, Флоренция). Его прототипом является итальянский персонаж Педролино. Итак, кого же они представляют.
Во многих странах Европы устраивают празднования на Масленицу, как и в России. И вот все эти картины отмечены печатью исключительного дарования и непревзойденной в эту эпоху тонкостью красочного понимания. Темная глубокая ночь. Однако, картина Сезанна вовсе не показывает момент уличного гулянья.
В 1927-29 гг. Оно продолжается на левой стене в сцене «Обретения и испытания Животворящего Креста императрицей Еленой». Золя наделил Лантье его жестами, привычками и привел к такому печальному концу.
Многолюдный масленичный карнавал весной заполнял парижские улицы и бульвары. В своей работе «Пьеро и Арлекин» Сезанн очень сильно отклоняется от своего обычного стиля рисования. История возникновения Пьеро неразрывно связана ситальянской «комедией масок» или по-другому, «комедией дель арте». Но и он несоразмерно мал для столь продолжительного творческого пути. Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок. Как такового, театра ещё не было, но были шуты, мимы и маски.
Ее французское название «Mardi-Gras» напоминает нам о последнем дне масленичного карнавала. «Если флорентийцы полагали, что изображают мир таким, каков он есть, то Пьеро первым из живописцев сделал последовательные выводы из убеждения, что мир можно изобразить только таким, каким он представляется ибо всё видимо не само по себе, а только благодаря свету, по-разному отражающемуся от различных поверхностей». Моделями для картины послужили сын художника Поль и его друг Луи Гийом.
Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино. В особый тип можно выделить изображения всевозможных карнавалов и маскарадов, героями которых становились Арлекин и Пьеро. Он все, что мог, – сказал, Он заигрался так всерьез всем тем, что не сбылось, Но зал не видел этих слез и хохотал – до слез.
Усталый мим смывает грим. Этот небольшой портрет является парным к портрету супруги герцога Баттисты Сфорца. Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Но особенно глубоко был оскорблен Сезанн. Это то же понимание серебристого дневного света, та же благородная серость, та же пронизанность всего вольным, здоровым воздухом.
1465, Флоренция, Галерея Уффици). «придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя. Этого художника можно назвать основоположником данного стиля.
За долгие годы сложились традиционные представления о характере данных героев. Особое место в творчестве художницы Зинаиды Серебряковой занимают портреты и в основном это портреты ее многочисленных родственников, близких знакомых или же людей искусства. И снова прячет Арлекин под маскою лицо. Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни. В образе Арлекино, стоящего спиной к зрителям изобразил себя Пабло Пикассо.
Урбинский герцог был личностью во всех отношениях незаурядной. Пьеро не носит маску. Вопрос же, можно ли оставить за ним и профильные женские портреты в Берлине и в музее Польди-Пеццоли (в Милане), решен теперь почти всеми авторитетами в отрицательном смысле. Его прототипом является итальянский персонаж Педролино.
Погасла рампа, нем оркестр и пуст огромный зал. По третьей версии, это сон Блаженного Иеронима. В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии. Однако отсутствие их у него невозможно объяснять неумением передавать то и другое.
Отдельные эпизоды Золотой легенды чередуются, следуя иной логике — цельности общего решения, композиционного и ритмического равновесия, символической связи отдельных сцен. Как и тот, не добился признания у публики, был неудовлетворен своими работами. Ниже, в среднем регистре — «Встреча царя Соломона с царицей Савской». Эти красочные аккорды иногда основаны на смелых и неожиданных сочетаниях красочных тонов.
В 1469 году Пьеро был призван ко двору герцога Федерико в Урбино, где по заказу этого государя исполнил картину «Бичевание» в ризнице урбинского собора (в Урбинской галерее). И благодаря им во многом и сформировался художественный стиль и талант художницы.
Такие знаменитые итальянские драматурги, как Пьетро Аретино, Никколо Макиавелли и Лудовико Ариосто начинают сочинять пьесы для спектаклей, создавая таким образом и различных персонажей, по большей части мужских. Достоверно принадлежат Доменико всего три произведения: большой образ в Уффици – Мадонна со святыми, часть предэллы в Берлине и фреска Святые Иоанн и Франциск в церкви Санта Кроче. Вопрос же, можно ли оставить за ним и профильные женские портреты в Берлине и в музее Польди-Пеццоли (в Милане), решен теперь почти всеми авторитетами в отрицательном смысле3. Этот вид итальянского площадного театра возник из карнавальных празднеств.
Так или иначе, мастер создал замечательное произведение. В трактовке Пикассо Арлекин грустен, одинок и трагичен, в своем нелепом костюме из разноцветных треугольников он пытается играть навязанную ему роль. Следующий эпизод — «Наказание иудея, не захотевшего открыть императрице Елене местонахождение креста, на котором был распят Христос», вновь возвращает действие на алтарную стену.
В 1442 году он уже вернулся на родину, где в 1445 году получил первый большой заказ. Впоследствии художник переехал в Париж и жил там до конца своих дней. Затем действие переходит на алтарную стену, где в верхнем регистре изображены две фигуры пророков, под ними справа в среднем регистре — «Перенесение Священного Древа». Следовательно, художник много работал над тем, чтобы создать настоящий шедевр.
Подобный же мелководный ручеек должен изображать на его картине Крещение – Иордан. На маскараде происходит стирание границы между иллюзией и действительностью, частным и общественным, театральной ролью и реальной жизнью. был иллюстратором русского журнала «Юность». Пьеро – миролюбивый, но чрезвычайно неудачливый персонаж, представляющий собой тип ловкого слуги, который добивается своей цели, прикрываясь добродушием. Арлекин имеет некрасивые и грубые черты лица, он смотрит на зрителя свысока, ухмыляется, он выглядит слишком самоуверенным.
Сейчас уже трудно разгадать все возможные аллегории в этой картине, такие как страусиное яйцо, символизирующее непорочное зачатие, новую жизнь (является и эмблемой рода Монтефельтро), спящий Иисус на руках Мадонны одновременно и символ материнства и символ смерти, что ещё больше подтверждает возможный траурный оттенок этой работы. Но, глядя на живопись Пьеро в оригиналах (особенно на изумительные фрески в хоре С. Франческо в Ареццо или на картины в Брере, в Лондонской национальной галерее и в Перуджии), абсолютно забываешь о том, что формы и идеи здесь грубы и даже вульгарны, а навязывается, напротив, сравнение этих произведений с произведениями самых изысканных живописцев всей истории искусства: Вермэра, Лиотара, Коро и Дегаза. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью. В основном портреты Сунгурова, в т. ч. Считается, что Федерико заказал эту роспись в честь рождения наследника престола Гвидубальдо, за которым вскоре (в 1472году) последовала смерть его супруги Баттисты Сфорца и этим алтарным образом хотел обеспечить протекцию всему своему роду.
В конце концов Лантье покончил с собой. Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной.
Антонин Иванович Сунгуров родился в 1894 году в России. Самая распространённая версия убеждает, что перед нами бичевание Иисуса Христа перед Пилатом (во многих источниках эта картина упоминается именно как «Бичевание Христа», «Бичевание Спасителя»). Сюжет Истории Животворящего Креста был заимствован Пьеро делла Франческа в одном из самых популярных в художественной среде эпохи Возрождения литературных источников — Золотой Легенде Якопо да Вораджине (середина XIII века). Онсентиментален, влюбчив (хотя страдает, восновном, посубреткам), доверчив ипредан хозяину.
Но незадолго до его появления на свет эта провинция была завоевана французами. Изначально Пьеро был ловким изворотливым, однако часто попадающий впросак слугой. Ватто считается основоположником рококо в живописи. Арлекин и ПьероСнимает маску Арлекин. Под утро дождь испортил грим и шут смешить устал.
Внешность героев картины строго соответствует их традиционному облику. После 1472 года Пьеро пишет портрет герцога Федерико да Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца, его супруги между 1472 и 1474 годами — «Алтарь Монтефельтро» (Мадонна со святыми и герцогом Урбинским). Вот таким образом лицо просто выбеливалось мукой и на нем рисовались слёзы.
Вокруг них художник изобразил соответствующую среду. Пьеро является автором двух математических трактатов: «О перспективе в живописи» (хранится в Амброзианской библиотеке Милана) и «Книжица о пяти правильных телах». Фигуры и выражения лиц изображенных на полотне, больше напоминают образы марионеток.
Особенно изысканная красочная палитра отличает композиции, где действие разыгрывается на фоне природы. Этот высокообразованный человек, любитель наук и искусств, был и профессиональным военным, в качестве наемного полководца (кондотьера) командовал войсками римского Папы. Как такового, театра ещё небыло, нобыли шуты, мимы имаски. В России пользовался успехом их дальний родственник, персонаж кукольного театра Петрушка. В последние годы Пьеро стал терять зрение и углубился в изучение математики.
В середине 30-х годов жил и работал в Париже, где приобрел славу известного портретиста и художника, способного на неординарное выражение окружающей действительности. Арлекин – простак, увалень, позднее слуга-хитрец. К их числу принадлежит и одна из его лучших станковых работ «Бичевание Христа» (1452, Урбино, Национальная галерея области Марке). Всю композицию занимает шатер с отверстыми к зрителю занавесями. Подобный же мелководный ручеек должен изображать на его картине Крещение – Иордан. Однако отсутствие их у него невозможно объяснять неумением передавать то и другое. Но, глядя на живопись Пьеро в оригиналах (особенно на изумительные фрески в хоре С. Франческо в Ареццо или на картины в Брере, в Лондонской национальной галерее и в Перуджии), абсолютно забываешь о том, что формы и идеи здесь грубы и даже вульгарны, а навязывается, напротив, сравнение этих произведений с произведениями самых изысканных живописцев всей истории искусства: Вермэра, Лиотара, Коро и Дегаза.
Надо заметить при этом, что в дни Вазари (в XVI столетии) существовало несравненно большее число произведений Доменико, нежели теперь. Пьеро часто горюет, он несчастен и много мечтает. Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе.
Что же мы видим на картине. Его не смущает задача занять всю картину большим ветвистым деревом, превосходно, прямо с натуры, нарисованным или же провести к самой авансцене сверкающую под светлым небом речку, которая вьется из глубины картины, отражая одинокие кипарисы, тополя, тутовые деревья и плоские, обыденные, списанные с окрестностей Ареццо холмы. «Иерониму однажды приснилось, что он подвергся бичеванию за чтение язычника Цицерона три фигуры на заднем плане— два человека и ангел с босыми ногами— обсуждают отношение между классической и патристической литературой, как это отразилось в истории сна Иеронима». Ведь в таком ручейке немыслимо потонуть этим огромным всадникам5.
Маски на нем нет, но лицо покрыто густым слоем пудры. Рассветом наступает день – уже на полпути.