Обратимся к картине итальянского художника Пьеро делла Франческа «Крещение Христа».
Выставка 2016 года под не очень понятным названием «Пьеро делла Франческа. И здесь все очень интересно. Различие между цветами есть следствие различного освещения.
И нет ничего удивительного, что его чаще упоминали архитекторы, нежели художники и поэты. Считается, что Федерико заказал эту роспись в честь рождения наследника престола Гвидубальдо, за которой вскоре последовала смерть его супруги Баттисты Сфорца (в 1472 г. ) и этим алтарным образом, хотел обеспечить протекцию всему своему роду. В 1470- х годах для семьи Монтефельтро он написал парные портреты Баттисты Сфорцо и Федерико де Монтефельтро (1465-1475, оба – Галерея Уффици, Флоренция). Написан также по заказу Федериго да Монтефельтро. В библиотеке Амброзиана в Милане хранятся его трактаты – «О перспективе в живописи» и «Книга о пяти правильных телах».
Чтобы избежать этого, Соломон приказал закопать его в землю, но впоследствии его местонахождение было указано предателем-иудеем и из найденного дерева сделали крест для распятия Христа. Битвы Учелло оглушительны. Сейчас уже трудно разгадать все возможные аллегории в этой картине, такие как страусиное яйцо, символизирующее непорочное зачатие, новую жизнь (является и эмблемой рода Монтефельтро), спящий Иисус на руках Мадонны одновременно и символ материнства и символ смерти, что ещё больше подтверждает возможный траурный оттенок этой работы. По третьей версии, это сон Блаженного Иеронима. Вокруг Мадонны полукругом стоят святые. она имела очень хорошее образование уже в детстве. Мадонна одновременно выражает божественное и человеческое по сторонам от неё два ангела поднимают полог занавеса, как бы представляя нам её, одетую в простое голубое платье и белую рубашку, с нарочито выступающим животом.
Доменико Венециано был интересным живописцем, хотя, может быть, не самого первого ряда. Такова «Встреча царицы Савской с Соломоном» из цикла росписей «Легенда о Святом кресте» в церкви Сан Франческо в Ареццо. Замечательны портреты венценосных герцогов Урбинских — Федериго да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца. И внизу латинские надписи: «Тот славен, едет в блестящем триумфе, кого, равного высоким князьям, прославляет достойная вечная слава, как держащего добродетелей скипетр» «Та, которая в счастье придерживалась превеликого супруга, на устах всех людей, украшенная славой подвигов». По средневековому преданию, дерево Креста росло ещё во времена Соломона. Город повис над Тибром на высокой скале, которую сравнивали с ладонью великана. Исследование мифа» (Piero della Francesca.
Это одна из последних его картин. Сидящий человек в левой части картины может изображать византийского императора Иоанна VIII Палеолога, так как его головной убор — необычная красная шляпа с загнутыми полями — по форме аналогична шляпе на медали Пизанелло (см. «Отыскание и доказательство истинности Креста». Тит Ливий называл Ареццо столицей этрусков.
«Если флорентийцы полагали, что изображают мир таким, каков он есть, то Пьеро первым из живописцев сделал последовательные выводы из убеждения, что мир можно изобразить только таким, каким он представляется ибо всё видимо не само по себе, а только благодаря свету, по-разному отражающемуся от различных поверхностей». Бесконечная длительность момента господствует и в «Воскресении Христа» (1455—1458, Сансеполькро, Пинакотека), где Христос не восстает из гроба, а спокойно стоит, опершись ногой на крышку саркофага. Зрителя более всего потрясает то, что фрески Пьеро исполнены величайшего покоя. Его смерть относят к 11 или 12 октября, т. е.
Его приглашают в разные города, к разным правителям и даже в Рим для работы в Ватикане. До Альберти художник играл цветом (ренессансные теоретики нередко брюзгливо порицали хроматический хаос средневековья), после него светом. С верхней точки раковины на тоненькой нити свисает яйцо. Для живописца пропорция была «матерью и королевой искусства», он безгранично верил в могущество науки и был убежден, что в мире нет ничего недоступного человеческому разуму. Одно из первых произведений мастера — алтарный образ «Крещение Христа» (1450-е).
Как сообщает Вазари, Пьеро работал и для папы Николая V (1447-1454) должно быть именно во время этой поездки мастер познакомился с произведениями античной скульптуры, прекрасное знание которой он демонстрирует в картине Крещение Христа (Лондон, Национальная галерея) и в цикле фресок Легенда о Святом Кресте (Ареццо, Церковь Сан Франческо). Столь сложная программа, построенная на символическом соответствии разновременных событий, глубинной связи между ними, не вносит во фресковый цикл Пьеро делла Франческа какого бы то ни было отвлеченного начала. Мастерская Доменико Венециано во Флоренции стала его академией художеств.
Написан также по заказу Федериго да Монтефельтро. «Храм Малатесты». Этот клан правил здесь более 200 лет. И дважды он был по приказу папы Пия II отлучен и на трех площадях Рима публично сожгли чучело Сиджизмондо с табличкой «Я – Сиджизмондо Малатеста, сын Пандольфо, король предателей, ненавидимый Богом и людьми, приговоренный к сожжению по приказу Святой Коллегии».
Его связывала дружба с такими сильными мира сего, как Гонзаго и Медичи. Вторая картина «Бичевание» потрясает зрителя полнейшей оригинальностью в трактовке темы и совершенной гармонией композиции. Где-то это самые общие качества – «тишина», уравновешенность композиции, остановленность жестов, обобщенность вылепленных рассеянным светом форм, где-то к этому добавляются характерные гармонии приглушенных, холодноватых тонов.
И перенос фрески нарушил этот замысел. Два палача одновременно взмахнули розгами. Англичане на выставке представлены только копиистами, французы – единичными примерами («Семирамида» Дега, парные «Воздушный шар» и «Голубь» Пюви де Шаванна, две обнаженные Сёра, небольшой пейзаж Сезанна). На картине Крещение, написанной, вероятно, ок.
Как повествует автор этой книги, дерево из которого был сделан крест, ставший орудием казни Христа, выросло из семени, врученного ангелом сыновьям Адама и положенного под язык праотцу человечества. Урбинский герцог был личностью во всех отношениях незаурядной. С тех пор для Мадонны дель Парто вновь начались годы странствий. Этот высокообразованный человек, любитель наук и искусств, был и профессиональным военным, в качестве наемного полководца (кондотьера) командовал войсками римского Папы.
В других поводом становится процитированный мотив – яйцо, перенесенное из «Мадонны герцога Монтефельтро» в кухонный натюрморт, но сохранившее небытовую значительность или ракурс, в котором показаны сражающиеся всадники, прискакавшие прямо из «Битвы Константина с Максенцием» или поза стягивающего одежду мужчины, позаимствованная у одного из персонажей лондонского «Крещения». В центре Мадонна на троне со спящим Иисусом, далее слева направо: Иоанн Креститель, Святой Бернардин, Святой Иероним (в образе монаха-отшельника, бьющего себя камнем в грудь), Франциск Ассизский (показывающий стигматы), Святой Пётр (с раной на голове) и Иоанн Богослов. Иоанн Евангелист в Собрании Фрик в Нью-Йорке и св. Несмотря на многочисленные попытки понять методы построения архитектурных и пейзажных фонов у Пьеро делла Франческа, в его картинах не удалось обнаружить последовательного применения геометрического модуля или системы перспективных построений.
В это время правил Пий II, гуманист и человек очень известный. Пьеро делла Франческа работал над ним больше пяти лет. Сохранился портрет князя, написанный да Форли. 1470, Национальная галерея Марше, Урбино). Подражание фламандской технике и импрессионистическая трактовка освещенных предметов появляются уже в портрете Сиджизмондо Малатеста, правителя Римини (1451 год, Лувр). Но у Пьеро делла Франческа это пейзаж, над которым властвует человек. Мадонна со святыми и герцогом Федериго да Монтефельтро, около 1473 года.
1452, Венеция, галерея Академии), впервые появляется пейзаж. Они исполнены пафоса и мудрости умирающих животных. Дерево, смешанная техника, 338230 см.
Но вот они что-то не поделили. По такой версии фигура в тюрбане может изображать Мурада II, сидящий человек — Иоанна VIII, троица (слева направо) — кардинала Виссариона, Фому Палеолога (брата Иоанна VIII изображённого босым, так как, не будучи императором, он не мог носить пурпурные туфли в присутствии действующего императора) и Никколо III дЭсте, правителя Феррары во время проведения Ферраро-Флорентийского собора. По словам Вазари, Пьеро делла Франческа, несмотря на свое провинциальное происхождение, достаточно быстро становится известным художником. Кроме того, Федериго да Монтефельтро заказал Пьеро делла Франческа алтарный образ (Милан, галерея Брера) для перестроенной им францисканской церкви Сан Донато, позднее переименованной в Сан Бернардино, где он изображен коленопреклоненным перед Богоматерью.
Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта, характерная для фламандской живописи). А потом, как из рога изобилия, сыплются многочисленные исследования и статьи: от Беренсона до Роберто Лонги, автора великолепной монографии о Пьеро делла Франческа. Абсолютная тишина ни стонов жертвы, ни мерзкого сопения палачей. «Чтобы сделать эту сцену ещё более суровой и жестоко безличной, художник вводит в картину три совершенные формы, которые высятся на переднем плане, как вечные скалы». слева).
Но один из поклонников фрески отомстил за нее. Такая композиция заставляет предположить, что художник был хорошо знаком с нидерландскими живописцами — например, с творчеством Рогира ван дер Вейдена. Пьеро делла Франческа — автор батальной работы «Битва императора Константина с Максенцием».
Путь этот проделан также и ногами. День пасмурный, на город опускается удушливый туман. (Пинакотека Брера, Милан). Считается, что Федерико заказал эту роспись в честь рождения наследника престола Гвидубальдо, за которым вскоре (в 1472году) последовала смерть его супруги Баттисты Сфорца и этим алтарным образом хотел обеспечить протекцию всему своему роду. В 1442 году он уже вернулся на родину, где в 1445 году получил первый большой заказ.
Базилика Сан-Франческо в Ареццо). Она держит в руках молитвенник. Но уже в этом, достаточно раннем произведении видна его особенность, его стиль. У него мудрое дикое лицо с ввалившимися глазами Диониса. Франциск (показывающий стигматы), Св.
Здесь мне хотелось бы показать, как он шел к тому, чтобы вообще отказаться от нимбов. Мадонна Пьеро — утешительница, одновременно царственная и народная, близкая и понятная в своем положении: любая женщина, ждущая ребенка, видит в ней отражение собственного состояния. Мы рассматриваем её словно бы через тонкую пластинку льда прикованные к месту, очарованные и беспомощные, как во сне. Светлый этот контур есть результат проведения в жизнь теории Альберти. Потрясает фон картины.
«Если флорентийцы полагали, что изображают мир таким, каков он есть, то Пьеро первым из живописцев сделал последовательные выводы из убеждения, что мир можно изобразить только таким, каким он представляется ибо всё видимо не само по себе, а только благодаря свету, по-разному отражающемуся от различных поверхностей»3. Мать цезаря и её придворные дамы благоговейно созерцают воскрешение. Волосы её плотно прилегают к голове, открывая большие уши.
XIII век явилась началом ренессансной культуры Италии – Проторенессансной. Так и начались мытарства той, что некогда служила неисчерпаемым источником утешения. В 2005 году Blue Guide (лучший из существующих историко-культурных путеводителей) по Северной Италии уделил Форли одну страницу из 700, отметив, что «архитектура города сильно пострадала под влиянием Муссолини, родившегося неподалеку», а местная художественная галерея – «один из немногих музеев Италии, сохранивших свое старомодное устройство». Достоверных сведений о первых двадцати годах жизни художника нет. С тех пор все изменилось.
Наверное, больше всего он задержался в Урбино. Фигуры расставлены компактно и монументально. Впереди – фигура Амура, так как он едет навстречу своей любимой жене. «Симптомы» Проторенессанса в изобразительном искусстве не всегда означали ломку готических традиций. Флоренция была законодательницей моды в это время.
Так же в период с 1446 по 1454 года создана одна из его прекраснейших картин – «Бичевание Христа» (Урбино, Национальная галерея Марке), в которой фигура и окружающая их архитектура построены со строгим соблюдением пропорций, всё геометрически выверено и изображено в соответствии с законами линейной и воздушной перспективы (которые изменены только в группе с бичуемым Христом для постановки смыслового акцента композиции). На картине изображён момент, когда двое императорских слуг вытаскивают раскаявшегося Иуду из колодца на верёвке, которая перекинута через блок, закреплённый на треугольном сооружении. Пора, пожалуй, остановиться на этом подробнее.
И Джорджо Вазари, естественно, включает его в «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он дружил с голландцами, выписывал голландских художников. И тот же смысл имеют две фигуры за ее спиной.
Михаил в Лондонской Национальной галерее св. Сигизмунд с Сиджизмондо Малатеста»), в котором особенно хороши портрет заказчика (герцога) и архитектурные околичности.
Итальянцы редко это применяют. Его двор, нравы которого отличались необыкновенной для той эпохи чистотой, был прибежищем гуманистов и Кастильоне взял его в качестве прототипа, когда писал своего «Придворного». Но тем не менее это подчеркивает жертву.
Сюжет Истории Животворящего Креста был заимствован Пьеро делла Франческа в одном из самых популярных в художественной среде эпохи Возрождения литературных источников — Золотой Легенде Якопо да Вораджине (середина XIII века). Последней картиной Пьеро, как считают исследователи нелёгкой проблемы хронологизации его произведений, была «Мадонна с Младенцем». Да, Мадонна была такая же как мы, она была простой крестьянской девушкой.
И это, конечно, тончайшая живопись, тончайшее сочетание цветов. Умел дружить с разными людьми, порой противоположными. Августин в Лиссабонском Национальном музее св.
И мы понимаем, что перед нами очень значительная личность. Именно в это время он написал два своих самых известных научных трактата. Опираясь на его творчество, а также на перспективные и колористические новшества флорентийских мастеров, в особенности Андреа дель Кастаньи, Пьеро делла Франческа приходит к своему серьезному индивидуальному стилю. Ренессансное богатство одеяний, но без пизанелловских орнаментов и деталей. Итак, он получает заказ от «Братства Мизерикордия» на исполнение алтаря.
Вот это монументальный портрет в храме, который носит имя самого Малатесты. Эгидия (Сан Еджидио) (росписи не сохранились). И вновь геометрия поглотила страсть. Он получил ее в 11 лет, когда ему дали первый его заказ: расписать церковные свечи. Искусствовед Кеннет Кларк назвал её «величайшей маленькой картиной в мире»2.
Это реквием по умершей жене (ныне находится в пинакотеке Брера, Милан). И всё же, какие бы мы ни подбирали ключи, «Бичевание», видимо, навсегда останется самой не поддающейся расшифровке картиной в мире.
Была матерью пятерых детей. Здесь Мадонна Пьеро делла Франческа смотрится абсолютно естественно и на своем месте. Свадьба состоялась в феврале 1460 года, когда Баттисте было всего 13 лет.
Видно, что на протяжении всей своей творческой деятельности он делает неординарные вещи. Эпоха дученто, т. е.
Я и в малой степени не ожидал такого впечатления. Сюжет можно упростить до фигур, фигуры раскладываются на отдельные члены, а те на соприкасающиеся между собой, подобно граням алмаза, поверхности. И в этом же ряду хочу отметить «Рождество». Ева просит Сифа пойти в рай и принести маслину, которая должна исцелить Адама.
Этим периодом датируется одна из его прекраснейших картин – Бичевание Христа (Урбино, Национальная галерея Марке), в которой фигуры и окружающая их архитектура построены со строгим соблюдением пропорций, все геометрически выверено и изображено в соответствии с законами линейной и воздушной перспективы (которые изменены только в группе с бичуемым Христом для постановки смыслового акцента композиции). У него орлиный профиль, голова сидит на львиной шее и могучем туловище. Иероним с донатором (около 1452 года, Венеция, Галерея Академии), впервые появляется пейзаж. С публикации этого эссе в лондонском Quarterly Review в 1858 году и началось «открытие» Пьеро.
Вот этот горизонт – пейзаж становится и фоном и одновременно как бы поддержкой. Архитектурный фон как бы является комментарием к происходящему. Однако без геометрического холода.
Такие вот латинские надписи, которые торжественно прославляют и его и ее. Он стал доктором права, но изучал также греческий, математику, музыку и архитектуру. Вводный раздел посвящен собственно формированию этого мифа: Пьеро делла Франческа был заново «открыт» в середине XIX века и стал считаться одним из величайших художников всех времен и народов благодаря усилиям вполне конкретных людей.
В любом случае это очень значительное произведение. В комплекс личных покоев герцога входили Зал Муз и Студиоло (кабинет для ученых занятий), украшенный изображениями знаменитых людей работы нидерландского живописца Йоса ван Гента. Глаза с миндалевидными веками почти никогда не встречаются с взглядом зрителя. Родился между 1406 и 1420 в Борго Сан-Сеполькро в Умбрии (ныне – северо-восточная часть Тосканы). Ничего или почти ничего.
Т. е. Впечатление было такое же, как в тот раз, когда я впервые увидел Ван Эйка. Если он и воевал, как, например, с необузданным Малатестой, дважды женоубийцей, которого Пьеро изобразил коленопреклонённым, с молитвенно сложенными руками перед св. После землетрясения 26 апреля 1917 года было решено перенести фреску сначала в хранилище в районе Ле Вилле, а потом в Муниципальный музей Сансеполькро, где она и хранилась до 1922 года, когда судьба вновь вернула ее в первоначальную капеллу. На левой части фрески Сиф перед вратами рая беседует с ангелом.
Это просто беременная женщина, которую открывают взгляду два танцующих ангела. Да, конечно, эти фигуры были сложными. Что-то, конечно, он взял от Доменико Венециано, но с самого начала он проявляет себя как человек, который по-своему видит мир. Ни разу в жизни не доводилось мне видеть столько шедевров. Живопись это сечение такой вот визуальной пирамиды.
Сейчас она находится в галерее Брера в Милане, а атрибуция её долгое время была предметом дискуссий, пока её наконец не приписали окончательно автору «Легенды Креста». Чтобы преодолеть расстояние между фигурой и пейзажем, взору приходится падать в бездну, где нет никаких промежуточных планов, никакой непрерывности пространства и перспективы. Следующий эпизод – видение Креста Константину и его победа над Максенцием.
Правой рукой он крепко сжимает копье с вымпелом. Дерево, смешанная техника, 58, 481, 5 см. Он не сразу к этому пришел, мы потом посмотрим эту проблему с нимбами.
Лица объемны, они словно вылеплены красками и светотенью. Два ангела сбоку энергичным движением открывают драпировку, как занавес. На переднем плане на вытертой, как старый коврик, траве лежит Новорождённый. Влияние Мазаччо преобладает в ранних работах Пьеро делла Франческа, например в алтарном образе Мадонна делла Мизерикордиа, заказанном в 1445 Братством милосердия Борго Сан-Сеполькро (Сан-Сеполькро, Государственный музей). Руки ангелов, Мадонны и Младенца выписаны с воистину фламандской любовью к деталям.
Согласно другой версии, это Святой Мартин, папа римский VII века (Рим в то время входил в состав Византийской империи), который был вызван в Константинополь на суд, осуждён и впоследствии принял мученическую смерть. 1445-1450) Пьеро делла Франческа написал знаменитое Крещение (Национальная Галерея, Лондон), предназначенное для алтаря церкви Сан Джованни Баттиста в Борго Сансеполькро. Мадонны там больше нет. Таково «Крещение» (1440, Лондон, Национальная галерея), где серебристая голубизна неба, светлые, охристые тона земли, темная зелень древесных крон, белые, бледно-розовые, розово- и рубиново-красные, синие тона одеяний ангелов и Иоанна Крестителя образуют изысканный красочный аккорд. Возможно, это и не лучший метод знакомиться с произведениями искусства. Город этрусский, римский и готический, отмеченный печатью жестокой и буйной истории.
Местные девушки и матери с детьми приходят сюда на вечерние прогулки». Согласно другой версии, это Святой Мартин, папа римский VII века (Рим в то время входил в состав Византийской империи), который был вызван в Константинополь на суд, осуждён и впоследствии принял мученическую смерть.
В фильме «Первая ночь покоя» Тонино Гуэрра подсказывает режиссеру Валерио Дзурлини сцену, где главный герой, профессор, влюбленный в свою ученицу, читает ей лекцию перед фреской Пьеро делла Франческа. Юноша в центре троицы — возможно, Бонконте II да Монтефельтро, умерший от чумы в 1458. Вообще младенец, лежащий на голой земле, – это обычный прием для живописи Нидерландов.
Одна из лучших — «Встреча царя Соломона с царицей Савской». Но и движения лошадей и их сложные позы (чего стоит, например, развернутый к нам на три четверти и поднявшийся на задние ноги белоснежный конь-гигант. ) и выражения лиц воинов и лес копий, переливающихся многоцветьем за их спинами, — все это реалистично, близко к жизни, никоим образом не напоминает сказку или декорацию. Беренсон сравнивает его с анонимным ваятелем Парфенона и Веласкесом. Баттиста свободно говорила на греческом и на латыни. В ее беременности не чувствуется ни неудобства, ни тяжести — только достоинство. «Если флорентийцы полагали, что изображают мир таким, каков он есть, то Пьеро первым из живописцев сделал последовательные выводы из убеждения, что мир можно изобразить только таким, каким он представляется ибо всё видимо не само по себе, а только благодаря свету, по-разному отражающемуся от различных поверхностей»6.
«Иерониму однажды приснилось, что он подвергся бичеванию за чтение язычника Цицерона три фигуры на заднем плане— два человека и ангел с босыми ногами— обсуждают отношение между классической и патристической литературой, как это отразилось в истории сна Иеронима»4. Из акцентирования роли света следует: форма не может быть очерчена резким контуром. Его больше ценили за две теоретические работы, которые он написал в конце жизни. Затем действие переходит на алтарную стену, где в верхнем регистре изображены две фигуры пророков, под ними справа в среднем регистре — «Перенесение Священного Древа». В последние годы Пьеро стал терять зрение и углубился в изучение математики2. Художник подчиняет идее пропорциональности огромные, многофигурные сцены.
Это беременная Мадонна. Подражание фламандской технике и импрессионистическая трактовка освещенных предметов появляются уже в Портрете Сиджизмондо Малатеста, правителя Римини (1451, Лувр). Уффици, Флоренция. В гербе города гриф с разинутым клювом и хищными когтями. Развевающиеся на ветру знамена «клонят с высоты опущенные крылья, словно пронзённые копьями драконы, ящеры и птицы». Следующий эпизод — «Наказание иудея, не захотевшего открыть императрице Елене местонахождение креста, на котором был распят Христос», вновь возвращает действие на алтарную стену.
У Пьеро движения словно бы замедленны, торжественны. Первый – «О перспективе, применяемой в живописи», своеобразный такой учебник о перспективе.
В других картинах, созданных в этот период, например Св. Но в городе этом Пьеро не прижился. А яйцо, как известно, в символике означает таинство жизни.
Картина называется «Рождество» и сразу захватывает необычной композицией исполненной света и сосредоточенной радости. К 1460-м гг. Ее сопровождают три христианских добродетели: Вера, Надежда и Милосердие или Любовь. На самом деле мы понимаем, что это не так. Надо сказать, что жители Римини его любили. Но это не ренессансная архитектура, как на фресках в Ареццо, а случай для Пьеро невероятный интимный интерьер, часть серо-голубой комнаты с открывающимся справа коридором.
Но, простите, в период эпохи Возрождения где только не было языческих символов. Может быть, даже кто-то его ценил больше за это, чем за живопись.
И надо сказать, что тут нет ни капли лести. Фигура князя спадает с несказанно чистого неба на передний план, как раскалённый метеор. Это и вопрос внутренней гармонии. На формирование стиля Пьеро делла Франческа зрелого периода оказала влияние классическая скульптура, которою он видел в Риме.
Он был гостеприимным хозяином и принимал здесь великих людей. Влияние Мазаччо преобладает в ранних работах Пьеро дела Франческа, например в алтарном образе Мадонна дела Мизерикордия, заказанном в 1445 году Братством милосердия Борго Сан-Сеполькро (Сан-Сеполькро, Государствееный музей). Царь велел срубить его и использовать для постройки моста над источником Силоамским. И он написал также «Книгу о пяти правильных телах», содержащую практические решения вопросов стереометрии.
Установленную в алтарь картину можно было бы рассмотреть под правильной перспективой, только преклонив перед алтарём колена6. Там ведь дело происходит именно в Ареццо. По заказу герцога был написан знаменитый диптих с портретами самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца (Флоренция, галерея Уффици). Наверное, это не самое лучшее произведение Пьеро, но и ему присуща характерная для художника убедительность в изображении фигур с мощными головами и руками, подобными кронам деревьев.
У Мадонны ординарное лицо няньки, кормилицы королей. Нужно было восстановить форму во всей ее полноте». Палаццо Дукале, Урбино. Здесь изображены две сцены. Несмотря на то, что в названии содержится ошибка (герцог Гвидобальдо, сын Федерико, родился только в 1472 году), запись свидетельствует о превалирующем в то время убеждении, что на картине изображены родственники Федерико. С 1439 по 1442 живет во Флоренции, где работает с Доменико Венециано. Архитектура играет здесь роль последнего, рационального доказательства истинности чуда. Около этого же времени исполнены им не менее мастерские фрески в церкви св.
Изданный летом «Натюрморт с удилами» про голландскую живопись стал громким событием. После долгих внутренних междоусобиц город попал под власть пап. Что более отличает его стиль значительность или изысканность.
плавно текущей вдаль. Эмоции должно вызывать не с помощью гримас, но посредством движения тел, то есть форм. Видимо, лучше всего он чувствовал себя в маленьком Борго Сан Сеполькро. До подлинного ренессансного «открытия личности» тут еще не доходит. Удары их будут размеренны и бесстрастны, как тиканье часов.
Зато в главной части полиптиха Мадонне, укрывающей плащом верующих, уже видны зачатки будущего стиля. Установлено, что изначально на раме картины была начертана латинская фраза «Convenerunt in Unum», взятая из Псалма 2 Псалтири: «и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его». Собственно говоря, он очень много сделал. То ли это театр, так как это время мистерий и мистерии разыгрывались именно на священные сюжеты.
Стены расчленены на три регистра. Умбрийская национальная галерея, Перуджа. «Натюрморт» вы можете найти в продаже, а «варвар» давно кончился, в интернете его нет и мы договорились с издательством выложить в сеть текст из уже недоступного Херберта.
И, что не менее удивительно, эти работы складываются в определенную целостность, упущенную в привычном нарративе истории искусства, отмечающем по отдельности увлечение итальянскими примитивами в европейской живописи второй половины XIX века и «возврат к порядку» как одну из тенденций, возникших после Первой мировой войны. Ясное, строгое построение композиции излучает теплоту и ни с чем не сравнимую выразительность. Иосиф полны экспрессии, которой в позднейших работах делла Франческа уже не увидишь. Князь коллекционировал древности, художников и учёных.
Умер Пьеро 1 октября 1492 года. Бичевание Христа, около 1470 года. Прозвище Малатеста значит «больная голова». Сигизмундом, то делал это с явной нелюбовью к кровавым зрелищам.
это практически конец этого года. Глубина ниши подчеркнута изящной деталью — яйцо, подвешенное над головой Богоматери. Фреска, 336747 см.
При мысли о дискуссиях по поводу будущего этой работы у меня сжимается сердце, ведь после переноса фреска словно лишилась жизни. Николай Толентинский в музее Польди-Пеццоли в Милане. «Храма Малатесты», в котором он написал фреску с портретом правителя этого города, Сиджизмондо Пандольфо Малатеста, перед его небесным патроном – святым Сигизмундом или по-итальянски Сиджизмондо. Его голова оказывается на фоне неба.
«Воскресение» написано уверенной рукой сорокалетнего мастера. Подъезжаешь по дороге, обсаженной оливами, а по обе стороны от неё тянутся виноградники. Это тоже замечательный город.
Ясные, четкие конструкции основываются на точных расчетах. На алтарной картине, выполненной по заказу Федериго да Монтефельтро (1444—1484) для Сан Бернардино в Урбино изображен коленопреклоненный заказчик картины в блестящих доспехах. А когда извлекается на поверхность, то рассматривается в аспекте политики эпохи Муссолини – на замечательной выставке 2014 года во флорентийском палаццо Строцци «Итальянское искусство тридцатых годов: помимо фашизма» на самом деле фашизм и был той призмой, под которой воспринимались работы. Существуют три версии возможного сюжета изображённого на картине. У неё чувственная шея и полные руки.
Сначала я оказался в Перудже. Значащие персонажи его драмы стоят на переднем плане, точно на сцене у самой рампы. В 1469 году Пьеро был призван ко двору герцога Федерико в Урбино, где по заказу этого государя исполнил картину «Бичевание» в ризнице урбинского собора (в Урбинской галерее).
Пьеро является автором двух математических трактатов: «О перспективе в живописи» (хранится в Амброзианской библиотеке Милана) и «Книжица о пяти правильных телах». Больше половины привезенных на выставку 250 работ созданы в Италии в 1920 – 1940-х годах. Левой придерживает саван точно сенаторскую тогу. Мария Магдалина в соборе в Ареццо. Он очень серьезно занимался теоретической разработкой и его можно было бы назвать настоящим предшественником Леонардо, человека уже универсального, который считал даже, что живопись – это не искусство, а наука.
Как я уже сказала, Пьеро делла Франческа скончался в 1492 году. «Бичевание Христа» — картина итальянского художника Пьеро делла Франческа, написанная около 1455—1460 годов. Из церкви Санта Мария экстра Моения ди Синегаллия происходит Мадонна ди Синегаллия (ок. Марио Брольо, сыгравший в этом повороте большую роль в качестве редактора и издателя влиятельного художественного журнала Valori Plastici («Пластические ценности»), с самого начала не принимал Муссолини, а во время Второй мировой войны был активным антифашистом и укрывал в своем загородном доме бойцов Сопротивления. Это снова один из замечательных итальянских городов, знаменитый и красивый до сих пор. Федериго, который правил с 1444 года, являл собой образчик генерала-гуманиста.
(См. Первые «полотна» перуджинской школы это военные знамёна. Что касается профильного изображения, здесь еще есть некоторая хитрость. Существуют три версии возможного сюжета изображённого на картине. Фортуна была к нему переменчива и счастье по-настоящему улыбнулось ему только тогда, когда его друг гуманист Томмазо ди Сарцана стал папой Николаем V. Альберти славился как красотой, так и умом и являл собой ренессансный образец атлета и энциклопедиста, короче, был «муж, отличающийся великим умом, быстротой суждений и основательными знаниями». Позади них архангелы, а впереди коленопреклонённый сам Федерико да Монтефельтро.
Мы видим фреску не в потрепанной кладбищенской капелле и не в школе, где она была размещена «на время» и находится до сих пор, а в чудесной ранневозрожденческой церкви, небольшой, но с тремя нефами, разделенными рядами колонн, на стене, которая словно специально создана для нее. Иконография соответствует названию «Путеводительница»: Богоматерь указывает рукой на Иисуса как на спасение и одновременно подчеркивает, что является заступницей за людей перед Господом. В 1458-1459 Пьеро делла Франческа расписывал фресками Ватиканские Станцы (ныне утраченные). Бичевание Христа (Урбино, Палаццо Дукале) написано в 1455-1460 и являет собой итог всех живописные поисков художника. Творчество Пьетро делла Франческа заложило основы искусства Возрождения в живописи Средней и Северной Италии, оказало значительное воздействие на развитие венецианской и флорентийской школ. Интересно, что они здесь уравнены.
Триптих должен был быть готов через три года. Сражение написано с размахом. Около 1469 Пьеро создал еще один алтарный образ для францисканского монастыря Сант Антонио в Перудже (Милан, Брера). Невзирая на повреждения, краски чисты и звонки.
Об исключительном колористическом даровании художника свидетельствуют цикл фресок История животворящего Креста в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452-1466) исполненных в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, синих и серых тонов. Он был правителем не только Римини, но и Фано и Чезены. И это тоже неверно. В лучших его картинах («Рождество», «Портрет князя Урбино», «Крещение», «Победа Константина») далекий бездонный фон столь же значим и красноречив, как и фигуры.
Один портрет фресковый, другой – станковый. «То, чего глаз не может уловить, живописца не интересует». Какая участь ее ждет, какая злая воля сорвала ее с привычного места. Пьеро несомненно пользовался признанием и ему охотно давали заказы. Получил он прозвище «Волк Романьи». Пьеро является автором двух математических трактатов: «О перспективе в живописи» (хранится в Амброзианской библиотеке Милана) и «Книжица о пяти правильных телах».
Эта же фраза цитируется в Деяниях апостолов (4:26) по отношению к Пилату, Ироду и иудеям. Последнее из документально подтвержденных произведений Пьеро делла Франческа Мадонна Монтефельтро или Сакра коверсационе (Sacra Conversatione — Священное собеседование), написана для главного алтаря церкви Сан Бернардино в Урбино между 1472 и 1474 гг. Биографические сведения о Пьеро делла Франческа довольно скудны. Эти строгие геометрические профили — портреты герцогской четы. Новый свет пришел с Севера.
Пьеро делла Франческа великолепно использует специфические возможности портрета. Мы увидим, что вот эта тема человеческого достоинства особенно передана в его портретах. Верхняя часть изображает распятие. Таким образом, он работал около трех десятилетий.
Дерево, масло, 248170, Пинакотека Брера, Милан. Став супругой герцога Урбинского, она принимала участие в управлении государством.
Первый эпизод — «Смерть Адама» — изображен в люнете правой стены. Её серо-зелёный плащ сплывает на головы верующих, как тёплый дождь.
«Смерть Адама». Образование пополнил в путешествиях, которые совершал исполняя поручения папской курии. Идемте дальше, так как ни в одном городе долго Пьеро делла Франческа не задерживается. Художник изобразил поистине цветник женской красоты.
В здешней пинакотеке хранится его полиптих «Мадонна с Младенцем в окружении святых». Это пейзаж, который дополняет и объясняет скорее человека. Согласно другой версии, это Святой Мартин, папа римский VII века (Рим в то время входил в состав Византийской империи), который был вызван в Константинополь на суд, осуждён и впоследствии принял мученическую смерть. Однако с течением времени темпераменты стали спокойнее, характеры утонченнее. Он сейчас сохранился, конечно, не очень хорошо.
В центре Мадонна на троне со спящим Иисусом, далее слева направо: Иоанн Креститель, Св. Вышедшая в 1927 году, она сильно повлияла на многих художников, до тех пор воспринимавших культ великого соотечественника из вторых рук. Временно ее перенесли в здание бывшей средней школы на виа Релья. Но после письма друга изменил решение. Позади его стоит крылатая Слава, которая венчает его лавровым венком. Одним своим видом она прогоняет все заботы и тревоги. Значит, уже в раннем детстве он проявлял интерес к художеству.
В бою ему перебили нос, это видно – нос с такой горбинкой и изуродовали часть лица. Город не очень древний, надо сказать. Одновременно с ранними панелями алтаря Мадонна Мизерикордия (ок. В сцене Видение Креста Константину использован эффект ночного освещения. Контраст просто-напросто ошеломляющий.
Для него характерны условность в изображении волос и глаз (знаменитые миндалевидные глаза, заимствованные у персонажей Доменико Венециано) и идеализация черт лица. Портреты были созданы в память о Баттисте Сфорца после ее смерти в 1472. Она чуть расстегивает платье, чтобы одежда не стесняла дыхание. Но он как бы не обязателен.
Мы посмотрим два портрета. И вот этот портрет. В 1451 он находился в Римини, куда, вероятно, по рекомендации архитектора Л. Б. 1465, Флоренция, Галерея Уффици).
Не густо. Впоследствии Пьеро делла Франческа работал в Ареццо и других городах, входивших в состав владений Флорентийской республики, а с начала 1450-х годов и по заказам правителей маленьких итальянских княжеств — Сиджизмондо Малатеста (Римини), Лионелло дЭсте (Феррара), Федериго да Монтефельтро (Урбино). По третьей версии, это сон Блаженного Иеронима. Император Ираклий одерживает победу над ним.
когда ее уже не было. Иероним с донатором (ок. Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (около 1420-1492) Итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Она объясняла это «необходимостью научиться различать видимость и реальность, осознать, что темперамент, пыл и умение представляют собой враждебные элементы, чуждые искусству, которое требует дисциплины, умеренности, повиновения». Клубящаяся масса людей, коней и оружия только внешне напоминает знаменитые баталии Учелло.
«Царица Савская у Соломона». Существуют три версии возможного сюжета изображённого на картине. Но очень драматическая фигура. Работал Пьеро в Ферраре, Римини, Риме, Ареццо и Урбино. Такой способ изображения еще близок к итальянскому раннему Возрождению, однако тонкая проработка всех деталей, ландшафт на дальнем плане (видны княжеские угодья), а также нарочито приподнятое положение портретируемых — свидетельство фламандского влияния. Для семьи Монтефельтро он написал парные портреты Баттисты Сфорцо и Федерико де Монтефельтро (1465-1475, оба — Галерея Уффици, Флоренция).
Профильное изображение правителя Римини художник впоследствии повторил в станковом портрете Сиджизмондо Малатесты (Лувр, Париж). Поклонение царицы Савской дереву и ее встреча с Соломоном, около 1452–1466 годов. В 1470-е гг. Вот тоже одна из его знаменитых вещей, Мадонна дель Парто. В поисках ключа к загадке Пьеро исследователи заметили, что он был одним из самых безличных, надиндивидуальных художников всех времён.
«Выражение лица зачастую бывает настолько лишним и мешающим, что порой для меня предпочтительнее статуя без головы», признаётся Беренсон. Августина в Борго.
Форма головы подчёркивается плотно прилегающими волосами. Иероним (1450, Берлин, Государственный музей) и Св. После 1472 года Пьеро пишет, его супруги между 1472 и 1474 годами — «Алтарь Монтефельтро» (Мадонна со святыми и герцогом Урбинским). В других картинах.
«Прибыв из Аретто в Ареццо, Пьеро расписал для Луиджи Баччи, аретинского гражданина, в церкви Сан Франческо капеллу его семьи у главного алтаря, свод которой был уже начат Лореццо ди Биччи», - пишет Вазари.
Самая распространённая версия убеждает, что перед нами бичевание Иисуса Христа перед Пилатом (во многих источниках эта картина упоминается именно как «Бичевание Христа», «Бичевание Спасителя»). Т. е. Не исключено, что вместе с ним молодой художник ездил в Марше и Умбрию.
Закон покоя это не только архитектоническая уравновешенность объёмов. Сын красильщика и торговца шерстью. Но тем не менее эта картина дошла до нас под названием «Бичевание Христа». По преданию Матерь Божию запечатлел Евангелист Лука, а со временем иконы Богородицы заняли важнейшее место среди образов, которым поклоняются верующие.
По третьей версии, это сон Блаженного Иеронима.
Indagine su un mito) в обзорах вроде «Что сейчас смотреть в Италии» подается как выставка Пьеро делла Франческа, хотя работ этого мастера там только четыре. У его ног – четыре добродетели: Справедливость, Мудрость, Сила, Умеренность. Загадку объясняет контракт с монастырём Сан Антонио. В последние годы Пьеро стал терять зрение и углубился в изучение математики.
Во всяком случае, мы мало что знаем о его детстве. Бродский называл Збигнева Херберта (1924 – 1998) лучшим лириком, пишущим по-польски и встречался с умиравшим от смертельной болезни поэтом в Варшаве незадолго до собственной смерти. Своё внимание художник сосредоточивал не на границах предмета, а на том, что внутри них. Это этюд на тему светотени.
Небольшой по размерам портрет превращается в подобие величественного памятника. Они нарисованы глядящими друг другу в глаза. Но и он несоразмерно мал для столь продолжительного творческого пути. Пластично смоделированные фигуры и математически точно сконструированное глубокое пространство характерны для его композиций.
Иероним (в образе монаха-отшельника, бьющий себя камнем в грудь), Св. Полиптих Сан Антонио, 1460–1470 годы. Но он святость передает в абсолютно других категориях.
Самая распространённая версия убеждает, что перед нами бичевание Иисуса Христа перед Пилатом (во многих источниках эта картина упоминается именно как «Бичевание Христа», «Бичевание Спасителя»). В 1469 году Пьеро был призван ко двору герцога Федерико в Урбино, где по заказу этого государя исполнил картину «Бичевание» в ризнице урбинского собора (в Урбинской галерее). Самая распространённая версия убеждает, что перед нами бичевание Иисуса Христа перед Пилатом (во многих источниках эта картина упоминается именно как «Бичевание Христа», «Бичевание Спасителя»). Хотя, может быть, он и не захотел ее до конца дописывать.
В монастыре августинцев он написал на дереве алтарный образ и эту вещь весьма хвалили фреской он исполнил «Богоматерь Милосердие» в одном обществе или как они себя называют, братстве а во дворце консерваторов – воскресение Христа, которое считается лучшим из его произведений в названном городе и вообще из всех его работ», - пишет Вазари. Обращение к искусству Ренессанса (и, в частности, к Пьеро делла Франческа) было не навязано итальянским художникам властью, а выбрано ими – очень многими из них – по доброй воле. Сейчас уже трудно разгадать все возможные аллегории в этой картине, такие как страусиное яйцо, символизирующее непорочное зачатие, новую жизнь (является и эмблемой рода Монтефельтро), спящий Иисус на руках Мадонны одновременно и символ материнства и символ смерти, что ещё больше подтверждает возможный траурный оттенок этой работы. В поздних работах Пьетро делла Франческа (Рождество, 1475) светотень становится более мягкой, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет. Правда, подданный, удостоенный дружеской беседы, опускался при этом на колени и целовал князю руку, но тем не менее по тогдашним временам Федериго был поистине либеральным государем.
Бернардин, Св. относятся фрески Мадонна дель парто в погребальной капелле Монтерки (Ареццо) Воскресение Христа в Палаццо Консерватори (Сансеполькро) и св. Лидировали в деле переоценки искусства кватроченто, как известно, англичане под предводительством Джона Рескина. В этом одна из причин некоторой «закрытости» ряда работ Пьеро делла Франческа для современного зрителя, невозможности найти их убедительную интерпретацию.
Итак, мне кажется, эти три картины – «Крещение», «Бичевание Христа» и «Рождество Христово» – характеризуют его как художника явно мистического. Несколько человек, склонив головы, стоят над покойником. Великолепная фреска мастера «Мадонна дель Парто» в 1991 г. была помещена в отдельный небольшой музей.
Пётр Мученик (с раной на голове) и Иоанн Богослов. Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями (в средневековой Италии византийские влияния были очень сильны наряду с готикой). Человечная, пасторальная и плотская. Часто художники делали как бы пейзаж через окошко.
Названная одним из критиков «маленькой загадочной картиной»1, отличается сложной и необычной иконографической композицией, ставшей предметом самых разнообразных теорий. Действительно, основная жизнь происходит в городах. Поэт Джованни Санти описывает Баттисту как девушку, наделенную редкими дарами, добродетелью и т. д.
Считается, что Федерико заказал эту роспись в честь рождения наследника престола Гвидубальдо, за которым вскоре (в 1472году) последовала смерть его супруги Баттисты Сфорца и этим алтарным образом хотел обеспечить протекцию всему своему роду. Сигизмундом (Сиджизмондо). Сборник 2004 года «Варвар в саду» прошёл практически незамеченным. Дольше всего я стоял возле живописца имя которого мне было знакомо только по книгам. Муссолиниевская застройка исторического центра сделала Форли стартовой точкой «Европейского культурного пути по архитектуре тоталитарных режимов» исследовательской и туристической программы, поддержанной Советом Европы. Если бы его не было И даже ангелы могли бы обойтись без нимбов.
Но на самом деле триптих был готов только к 1460 году, т. е. Но есть и другая версия, что это родовое имя Пьеро делла Франческа, что отец его прожил довольно долго. Ну, он мог дружить с самыми разными людьми и был любезен разным воюющим кланам. Баттиста едет в повозке, запряженной парой единорогов – символом невинности и чистоты. «Иерониму однажды приснилось, что он подвергся бичеванию за чтение язычника Цицерона три фигуры на заднем плане— два человека и ангел с босыми ногами— обсуждают отношение между классической и патристической литературой, как это отразилось в истории сна Иеронима»7.
Низкий горизонт усиливает монументальность его фигуры, господствующей над окружающей природой. В этой большой композиции как единое целое предстают два эпизода — царица Савская в сопровождении своей свиты, преклоняющая колени перед переброшенным через маленький водоем мостом у входа в дворец Соломона и собственно встреча могущественного царя и пророчицы в величественном дворцовом портике. Первая встреча: Лондон Национальная галерея. Позади них архангелы, а впереди коленопреклонённый сам Федерико да Монтефельтро. Что известно о его жизни.
Федериго сидит в своей библиотеке в доспехах (но этот железный наряд всего лишь символизирует могущество) и держит огромную книгу, оперев её на пюпитр. Богородица изображена беременной, что придаёт образу сакральный и монументальный характер.
Высокие фигуры построены по классическому канону пропорций Витрувия, но женские образы имеют удлиненные, слегка изогнутые шеи и высокие лбы – элементы позднеготического идеала красоты. Трудно дать определение эстетическому потрясению подобного рода. Мы знаем, что многие писали о перспективе.
Оно продолжается на левой стене в сцене «Обретения и испытания Животворящего Креста императрицей Еленой». Мальро же в творце «Легенды Креста» приветствует открывателя бесстрастности как доминирующего выражения лиц его персонажей: «Его скульптурная толпа оживляется лишь во время сакрального танца это принцип современного восприятия, требующего, чтобы экспрессия живописца выявлялась в самой живописи, а не в фигурах, которые он изображает». В поздних произведениях Пьеро делла Франческа светотень становится мягче и прозрачнее, передача световых и воздушных Эффектов и разработка живописных деталей еще нежнее и тоньше, что указывает на знакомство художника с образцами нидерландской живописи, пользовавшейся большим успехом у итальянских художникоя (Рогир ван дер Вейден, Нос ван Гент). Не для созерцания, а для разглядывания. Лавин предположила, что страдания Христа изображённые на картине, являются аллюзией на отцовское горе и что она была заказана Оттавио в качестве алтарной картины для его личной молельни в Палаццо Дукале (фасад алтаря в точности соответствует размеру картины).
На иконах этого типа Богородица изображена стоящей или сидящей. На заднем плане человек снимает одежду – бытовой такой момент. Коллекция его остается небогатой (ее гордость составляют «Геба» Кановы и вывеска бакалейной лавки кисти Мелоццо да Форли), зато выставки привлекают множество посетителей со всей страны и становятся поводом для организованных туров из-за границы. Антонио Донги, написавший конный портрет Муссолини (ему было уделено видное место в экспозиции в палаццо Строцци), в музеях Сан-Доменико представлен лирическими картинами изображающими семью с новоокрещенным младенцем или нарядных дачниц.
Позади них архангелы, а впереди коленопреклоненный сам Федерико да Монтефельтро. Постулат этот Пьеро великолепно усвоил и своеобразно развил. Конечно, Рафаэль будет обходиться просто условной тоненькой полосочкой над головой, но Пьеро делла Франческа пришел в конце концов к тому, что для изображения святости вовсе не обязателен нимб ни у ангелов, ни у святых. Надо сказать, что портреты дополнены еще очень интересными символическими композициями, которые помещены на оборотной стороне диптиха.
Сан Франческо, Ареццо. Здесь мы как раз видим, что он заимствует этот прием. Это мы можем видеть и у Гуго ван дер Гуса и у других северных художников. Пьеро делла Франческа вообще отказывается от нимбов.
Изданная на английском в 1864 – 1866 годах History of painting in Italy пера Кавалькассели и Кроу возвращает автору «Легенды Креста» достойное его место в ряду величайших европейских художников. Примером позднего творчества Пьеро делла Франческа может служить замечательное, выдержанное в серебристо-лунном, воздушном колорите Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея). В христианской традиции образ Богоматери находится в центре повествования о спасении. Пьеро никогда в отличие от ироничного Брейгеля, vide «Икар» не размещает главное событие в перспективе, зная, что геометрия поглощает страсть. В двадцатых его волновала не политика, а чисто художественные проблемы.
Христос написан патетично и сурово, но стоящие у креста Мадонна и св. Две картины величайшего сына Борго Сан Сеполькро хранятся там в Палаццо Муничипале. Его замысел — дородная фигура царственной матери— был столь неприкрыт и очевиден, что роженицы стали обращаться к его Мадонне за помощью в родовых муках.
Эти красочные аккорды иногда основаны на смелых и неожиданных сочетаниях красочных тонов. На простом платье с высоким лифом разрез от груди до колен. Но это придает ему еще больше достоинства и делает его орлиным.
Мучители Христа кажутся бесстрастными, остановившимися в своем движении, словно участники «живой картины». Различные теории рассматривают их либо как современников художника, либо как персонажей Нового завета, либо как не имеющих однозначной идентификации (например, сидящий человек, очевидно символизирующий Понтия Пилата, по ряду признаков идентифицируется с византийским императором Иоанном VIII Палеологом). Главная тема алтаря — идея заступничества Богоматери выражена буквально: Мадонна как балдахином укрывает коленопреклоненных жителей Сансеполькро своим плащом (Мадонна Мизерикордия, центральное панно Пинакотека, Сансеполькро, 1460-е гг. ).
Небо над головами сражающихся прозрачно. Прямоугольники плит пола ведут взгляд к полуобнаженной фигуре Христа. Свет акцентирует Христа и небо стражники, пейзаж на заднем плане погружены в тень. Сегодня художник не поверил бы своим глазам, увидев эти плохо покрашенные и небрежно отреставрированные стены у кладбищенской ограды — всё подновленное, безликое и покинутое Сейчас в капелле осталась только белая стена.
Этот небольшой портрет является парным к портрету супруги герцога Баттисты Сфорца. Т. е. Впервые она публично выступила с речью на латыни в возрасте четырех лет. И, конечно, это необыкновенной красоты вещь. Об этой картине тоже очень много писали. Это мы видели у Мантеньи – люди, проходящие мимо святого Себастьяна. Под влиянием этого увлечения античностью Пьеро стал использовать в своих картинах классические формы, прежде всего в архитектурных фонах.
I Perugini sono angeli o demoni, говорил Аретино. Эти росписи — высшее достижение художника присущая его творчеству величавая торжественность, поразительный дар колориста соединяются в них с непревзойденным другими мастерами XV века искусством гармонической компоновки сложнейших многофигурных композиций. В 1469 году Пьеро был призван ко двору герцога Федерико в Урбино, где по заказу этого государя исполнил картину «Бичевание» в ризнице урбинского собора (в Урбинской галерее). Но самой известной композицией из этого фрескового цикла, наиболее часто репродуцируемой, является композиция «Приход царицы Савской к Соломону». А они едут навстречу друг другу.
Но, как ни странно, брак оказался очень счастливым, супруги хорошо понимали друг друга. на самом деле его интересовала экономика, бухгалтерия, такие практические вещи. Вероятно, уже в 1435 он обучался в мастерской Доменико Венециано. Но Сиджизмондо, видимо, был не без чувства юмора, так как на акт публичного сожжения его чучела в Риме ответил папе Пию кратким и любезным письмом, в котором благодарил его за столь забавный карнавал, устроенный для римлян в неурочный день и сетовал только на то, что действо было не столько пышным. Во второй половине 1440-х гг. Именно перебитый и восстановленный нос вот так теперь и выглядит.
Как сообщает Вазари, Пьеро делла Франческа работал и для папы Николая V (1447–1454) должно быть именно во время этой поездки мастер познакомился с произведениями античной скульптуры, прекрасное знание которой он демонстрирует в картине Крещение Христа (Лондон, Национальная галерея) и в цикле фресок Легенда о Святом Кресте (Ареццо, церковь Сан Франческо). В этом храме есть гробница его третьей жены, видимо, самой любимой. Женщина, раскинув руки, безмолвно кричит, но в крике этом нет ужаса, в нём пророчество.
По приказу Федериго в его маленькой столице один из выдающихся архитекторов Италии Лучано Лаурана воздвиг колоссальный дворец — «город в виде дворца», как писали о нем современники. Зато загорелое лицо князя пышет энергией. Таким был замысел Пьеро, такой смысл он вкладывал в свою работу.
Ландшафты его обыкновенно безлюдны, населены только первостихиями водой, землёй и светом. На переднем плане справа на освещенной солнцем площадке стоят три элегантных господина. Беренсон и Мальро интересовались только их композиционной функцией. Уже в произведениях 1450-х годов (Крещение Христа, 1450-1455, Национальная галерея, Лондон Мадонна делла Мизерикордия, около 1450-1462, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро Бичевание Христа, около 1455-1460, Национальная галерея Марке, Урбино) проявились основные черты искусства Пьетро делла Франческа: величавость образов, объемность форм, прозрачность приглушенного колорита, перспективное построение пространства. В 1445 получил заказ от братства Мизерикордия на исполнение триптиха. Здесь находили гостеприимство видные гуманисты, зодчие, художники.
Сюарес же даёт волю фантазии и вязнет в рискованных домыслах. Историки искусства удивляются, где Пьеро мог видеть столь фантастические наряды. «Все у вас как-то бедно», — писал Сиджизмондо Малатеста. Однако алтарь был закончен только в 1460 и в окончательном варианте состоял из 23 частей. В нижнем регистре той же стены — один из последних эпизодов истории: «Битва императора Ираклия с Хосроем», а в верхнем регистре, над сценой обретения креста Еленой — «Воздвижение Креста Господня» (святыня была возвращена в Иерусалим императором Ираклием).
Последние годы жизни Альберти (умер он в 1472 году) были осенены славой. Вот и здесь тоже присутствуют эти загадочные персонажи. На картине Крещение, написанной, вероятно, около 1453 года. Это реквием по умершей жене (ныне находится в пинакотеке Брера, Милан). Эта композиция — одна из самых сложных по своей структуре у Пьеро делла Франческа. Нидерландская линия особенно заметна в передаче прически и украшений герцогини, в интересе к подробностям «ландшафта» лица герцога – глубокие морщины и крупные родинки итальянская – в типе парного профильного портрета, особой ясности и структурности пространства, прозрачной чистоте воздуха.
Сейчас уже трудно разгадать все возможные аллегории в этой картине, такие как страусиное яйцо, символизирующее непорочное зачатие, новую жизнь, является и эмблемой рода Монтефельтро, спящий Иисус на руках Мадонны одновременно и символ материнства и символ смерти, что ещё больше подтверждает возможный траурный оттенок этой работы. И в то же время его колористическое дарование уникально. И папа писал о нем страшные вещи: «В его глазах брак никогда не был священным, он сходился с замужними женщинами, теснил бедных, отнимал имущество у богатых» и т. д., огромный текст существует обвинения папой Сиджизмондо Малатеста.
Контраст между массивными фигурами, видимыми, как правило, снизу и нежным пейзажем подчёркивает и заостряет драму человека в пространстве. Уже с первого зала стало ясно, что лондонский музей даёт сто очков вперед Лувру. Надо сказать, что личность это яркая. Два пейзажа по бокам словно окна, сквозь которые льётся пенящийся свет.
Пылают хрупкие свечи её прекрасных рук. Конечно, здесь мы не увидим того напряжения, которое в будущем (XVIII—XIX века) станет отличительной чертой работ этого жанра. Как будто бы художник имел в виду что-то еще помимо этого крещения. Он был коллекционером рукописей, составил обширную библиотеку. Изготовленные в 1870-х живописные копии фресок в Ареццо, «Мадонны дель Парто» и «Воскресения» из Борго ди Сансеполькро, оказавшись в лондонском Музее Виктории и Альберта и парижской Школе изящных искусств, трансформировали представление о монументальной живописи, ранее ориентировавшейся на Рафаэля и Тьеполо. Зенит Кватроченто и золотой фон. Пьеро творил человека, как это дано только величайшим из великих. Своими научными работами он снискал большой авторитет, как я уже говорила.
Созданных в этот период, например Святой Иероним (1450, Берлин, Государственный музей) и Св. Недоговоренность побуждает играть в игру «дополни ряд» – скажем из русского туда бы вписались и автопортрет Малевича и многие работы Василия Шухаева и Дмитрия Жилинского, а также, например, «Казнь народовольцев» Тальяны Назаренко, перекликающаяся с «Воскресением» из Санеполькро. Впрочем это впечатление обманчиво: в позднейшие эпохи художественных произведений появлялось не меньше, все дело в том, что «средний уровень» их в эпоху Возрождения стал исключительно высоким.
После 1472 года Пьеро пишет портрет герцога Федерико да Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца, его супруги между 1472 и 1474 годами — «Алтарь Монтефельтро» (Мадонна со святыми и герцогом Урбинским). Левую ногу он поставил на край гроба так наступают на горло поверженного в поединке врага. То ли это действительно евангельское событие, переживаемое каким-то особым образом. Марио и Эдита Брольо стали издателями книги Роберто Лонги о Пьеро делла Франческа. В «Мадонне милосердия» («Мадонна делла Мизерикордия», 1412—1498), которую художник исполнил для ратуши родного Борго Сансеполькро, аллегория всепоглощающей любви Девы Марии передается через ее широко раскрытый плащ, под сенью которого живут горожане: этот образ близок русскому сюжету «Покров Пресвятой Богородицы». «Пытка иудея» речь идёт о человеке по имени Иуда, который знал, где укрыто дерево Креста, но, поскольку не желал выдать тайну, его по приказу Елены, матери императора, бросили в высохший колодец.
«Иерониму однажды приснилось, что он подвергся бичеванию за чтение язычника Цицерона три фигуры на заднем плане— два человека и ангел с босыми ногами— обсуждают отношение между классической и патристической литературой, как это отразилось в истории сна Иеронима». Придя от этого в восторг, он не только сделал прорисовки всех фрагментов (действительно в его графике немного напоминающих ассирийские рельефы), но и написал эссе, в котором провозгласил Пьеро делла Франческа первейшим из всех мастеров фрески. На переднем плане четыре римских стражника, поражённые сном. Может быть, это было требование заказчика.
Там изображен триумф Федерико и Баттисты.
Он так хорошо расположен, что через него проходили многие пути. Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую «старое» от «нового». Об этом тоже сохранились документы.
И это правда. Лица нагие, всецело предавшиеся созерцанию, напряжённые, сосредоточенные. По этому поводу церковь была на три четверти снесена и превращена в кладбищенскую капеллу. В ней написано и о фундаментах и о том, какие местности более, а какие менее пригодны для возведения зданий, о способах каменной кладки, о дверных ручках, колёсах, осях, подъёмных механизмах, кирках и о том, «как истребить и извести змей, комаров, клопов, мух, мышей, блох, молей и подобных гнусных ночных гадов». Одна рука на боку, другая указывает на плавный изгиб живота.
Но вполне возможно, что продиктовано это чисто композиционными соображениями. В правой части убедительно изображено, как она рассказывает Соломону о своем видении. Это Жорж де ла Тур, Вермеер, Эль Греко и Пьеро.
И в то же время мы чувствуем присутствие и некой метафизики. Фредерик Хартт описал картину, как «почти абсолютное достижение Пьеро, совершенное воплощение идеалов Раннего Возрождения». Если вы помните, она встречается в кино у Андрея Тарковского в фильме «Ностальгия». Один из самых талантливых полководцев, кондотьеров своего времени. Базирующийся в Форли Fondazione Cassa dei Risparmi, поставив задачу сделать город заметным на карте Италии, щедро спонсирует выставочную программу с общей сверхзадачей: высветить имена и явления в итальянском искусстве, незаслуженно оказавшиеся в тени хрестоматийного перечня «великих». «Отсветы», обнаруживаемые в отобранных для выставки картинах, бывают самыми разными. Одна из них полиптих «Мадонна Милосердная», которую Фосийон считает первой самостоятельной работой Пьеро.
Квантроченто- этап Раннего Возрождения в Италии- триумфальный период в истории искусства. И, поскольку у него был такой отчаянный характер, конечно, он многим не угодил и прежде всего папе. Сенешаль Бонифаций крепко ухватил его за волосы.
Фигуры объединены клссическим парапетом и пейзажным фоном. Он был продиктован практическими интересами и нуждами. Поэт Тонино Гуэрра не осмелился отправить влюбленных в печальную капеллу на кладбище и изобрел новое, но прекрасно подходящее, чарующее пространство. Урбино – это известный город, который считается родиной Рафаэля. Лица персонажей драмы невозмутимы и лишены эмоций. Нагой Адам умирает на руках состарившейся Евы.
Интересно, что был и третий трактат. В центре Мадонна на троне со спящим Иисусом, далее слева направо: Иоанн Креститель, Святой Бернардин, Святой Иероним (в образе монаха-отшельника, бьющего себя камнем в грудь), Франциск Ассизский (показывающий стигматы), Святой Пётр (с раной на голове) и Иоанн Богослов. Альберти, был приглашен для росписи Темпио Малатестиано (Храма Малатесты), в котором написал фреску с портретом Сиджизмондо Пандольфо Малатесты перед своим небесным патроном — св. Пьеро делла Франческа (около 1420, Борго Сан-Сеполькро, недалеко от Ареццо — 1492, Борго Сан-Сеполькро), собственно Пьеро ди Бенедетто дей Франчески, — один из наиболее значительных художников раннего Возрождения и новатор перспективного построения.
Все трое были убиты 22 июля 1444 года. выполняла и дипломатические акции.
берет сюжеты вроде бы традиционные, но делает их очень неординарными. Ниже, в среднем регистре — «Встреча царя Соломона с царицей Савской».
В 1439 работал в мастерской Доменико Венециано во Флоренции испытал влияние Мазаччо, Филиппо Брунеллески, мастеров нидерландской живописи. Уроженец маленького тосканского города Борго Сан Сеполькро, он, видимо, учился во Флоренции у Доменико Венециано (в одном из документов 1439 года упоминается как его помощник). Вот так размышляли люди этого времени. Но очень скоро, где-то уже века с XVII, его забывают совершенно. Его перу принадлежат два теоретических трактата, написанных на латыни: De prospettiva pingendi (О перспективе в живописи) и Libellus de quinque corporibus regolaribus (Книга о пяти правильных телах).
Ибо князь Урбино был библиофилом высочайшего класса. Это самое знаменитое произведение мастера. Младенец Иисус властным жестом поднял руку и смотрит прямо перед собой мудро и сурово. Это младенческий портрет будущего цезаря, сознающего свое могущество и предназначение. У него были прекрасные работы разных художников, в том числе и голландских.
Христос прочно стоит на фоне меланхолического тосканского пейзажа. Сегодня они находятся во флорентийском археологическом музее. Они это не разделяли.
Центральная фигура высокая, могучая и безличная, как стихия.
Два слова о городе Ареццо. Обнаженный Сиф или голова царицы Савской обведены мерцающей светлой каемкой, точно края облаков. ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (Piero della Francesca) (1406/1420–1492) итальянский художник и математик, один из величайших мастеров эпохи Раннего Возрождения.
Фоном «Рождества» служит убогий хлев, вернее, кирпичная полуразрушенная стена с лёгонькой наклонной крышей. Это известный полиптих Пьеро делла Франческа со святым Антонием, даже достаточно ранний, где тарелочка сделана явно из золота или какого-то полированного металла, где даже отражается голова Мадонны. Он оставил большое наследие. Все как будто бы не связано между собой. Красная шапка и такое же одеяние, густые волосы цвета воронова крыла. Но зато очень хорошо прописаны поющие ангелы, воспевающие рождение Спасителя.
Шествие Ираклия, финал золотой легенды, звучит торжественно и чисто. К их числу принадлежит и одна из его лучших станковых работ «Бичевание Христа» (1452, Урбино, Национальная галерея области Марке). На задней стене изображены два пророка.
Он человек города. Конечно, в то время были художники более талантливые и менее одаренные, были пролагатели путей и просто их последователи, но категория «посредственности» к художникам Возрождения неприменима. Казалось бы, такой интеллектуал, как Пьеро делла Франческа, снизошел до писания трактата «О некоторых началах арифметики, потребных торговцам и о некоторых торговых операциях».
Это победитель. Он охотно прогуливался по столице своего княжества в простом красном наряде, один, без эскорта (уже тогда был известен этот пропагандистский приём) и запросто, как человек с человеком, беседовал со своими подданными. Даже точная дата его рождения неизвестна историки пишут её так: между 1410 и 1420 годами.
Картина является завещанием Пьеро. А уж если он хочет изобразить драму (как здесь ибо царица Савская одинока в своем мистическом постижении), то окружает героиню группой удивленных девушек и для усиления контраста пишет ещё двух конюхов, простых стройных юношей, для которых конские копыта и шерсть важнее всех чудес на свете. Надо еще заметить, что во многих картинах Пьеро делла Франческа отсутствуют нимбы. В Форли, «городе дуче», на выставке не найдешь ни одного изображения дуче и никакой явно фашистской тематики.
Родился Пьеро дела Франческа между 1406 и 1420 годами в Сан-Сеполькро в Умбрии (ныне – восточная часть Тасканы) «и назывался по имени свой матери дела Франческа, так как она осталась беременна им, когда отец его, ее муж, умер и так как она воспитывала его и помогала ему достигнуть того, что сулила ему судьба (однако Milanesi приводит факты не указывая своих источников: отец Пьеро-Бенедетто деи Франчески или дела Франческа из очень известного в Борго Сан Сеполькро рода, был женат на Романа да Перино ди Карло из Монтерки и умер только после 1465 года, отсюда следует 1)что дела Франческа есть фамилия, а не прозвище по матери и 2) что отец умер много лет спустя после рождения Пьеро). Он был сыном ремесленника Бендетто ди Франческа и Романьи ди Перино из Монтерки.