Над битвой теней, конвульсиями, воплями и яростью Пьеро делла Франческа выстроил lucidus ordo извечный порядок света и равновесия. Одним из величайших людей эпохи Раннего Возрождения был тот, о ком я расскажу в своей работе – Пьеро дела Франческа, великий художник и математик своего времени. Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca ок. 1420г., Борго-Сан-Сеполькро, Синьория Римини—12 октября1492г., Борго-Сан-Сеполькро, Флорентийская республика)—итальянскийхудожник и теоретик, представитель РаннегоВозрождения. Пьеро делла Франческа обладал большим чувством красоты, прекрасным рисунком, нежным колоритом и необыкновенным для его времени знанием технических сторон живописи, особенно перспективы. Пьеро (Пьетро) ди Бенедетто деи Франчески более известен как Пьеро делла Франческа (по имени матери, «ибо она осталась беременной им, когда его отец и её муж умер»)4.
Замечателен своим колористическим решением и «Сон императора Константина», где Пьеро делла Франческа с необычной для его времени живописной утонченностью передал эффект ночного освещения. Пьеро (Пьетро) ди Бенедетто деи Франчески более известен как Пьеро делла Франческа (по имени матери, «ибо она осталась беременной им, когда его отец и её муж умер»). В фреске «Мария Магдалина» (1462—1464, Ареццо, Собор) статная фигура святой, чье одеяние сияет розово-красными, фисташково-зелеными, серебристо-белыми тонами идеально вписывается в очертания иллюзорной, написанной кистью Пьеро делла Франческа, арки. Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca (инф. ) ок.
Пьеро делла Франческа оказал большое влияние на искусство Италии XV века. Несмотря на многочисленные попытки понять методы построения архитектурных и пейзажных фонов у Пьеро делла Франческа, в его картинах не удалось обнаружить последовательного применения геометрического модуля или системы перспективных построений. Некий Марко ди Лонгара рассказывал Берту дельи Альберти, что в детстве он был поводырем старого слепого художника по имени Пьеро делла Франческа. Искусство Пьеро делла Франческа заложило основы живописи эпохи Возрождения в Средней и Северной Италии.
Он столь досконально исследовал античные сооружения, что в совершенстве познал способы строительства древних и показал их нам как образец: он измыслил не только машины и автоматы, но и множество прекрасных зданий кроме того, его почитали превосходным живописцем и скульптором». Дерево не только центральный сюжет, но оно не дает разрушить перспективу. Результаты своей практики он изложил в трактатах «О перспективе в живописи» и «О пяти правильных телах», где связал понятие совершенства с мерой, числом, пропорцией и геометрической формой. Светлый этот контур есть результат проведения в жизнь теории Альберти.
А яйцо, как известно, в символике означает таинство жизни. Родился Пьеро дела Франческа между 1406 и 1420 годами в Сан-Сеполькро в Умбрии (ныне – восточная часть Тасканы) «и назывался по имени свой матери дела Франческа, так как она осталась беременна им, когда отец его, ее муж, умер и так как она воспитывала его и помогала ему достигнуть того, что сулила ему судьба (однако Milanesi приводит факты не указывая своих источников: отец Пьеро-Бенедетто деи Франчески или дела Франческа из очень известного в Борго Сан Сеполькро рода, был женат на Романа да Перино ди Карло из Монтерки и умер только после 1465 года, отсюда следует 1)что дела Франческа есть фамилия, а не прозвище по матери и 2) что отец умер много лет спустя после рождения Пьеро). галерея области Марке Рождество, ок. Человечная, пасторальная и плотская. По заказу герцога был написан знаменитый диптих с портретами самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца (Флоренция, галерея Уффици). В ней написано и о фундаментах и о том, какие местности более, а какие менее пригодны для возведения зданий, о способах каменной кладки, о дверных ручках, колесах, осях, подъемных механизмах, кирках и о том, «как истребить и извести змей, комаров, клопов, мух, мышей, блох, молей и подобных гнусных ночных гадов».
На подоконнике есть надпись 16 июля 1465г, но ангелы держал картуш 1474г. Мастер тосканской школы. Стены расчленены на три регистра. Иероним (1450, Берлин, Государственный музей) и Св.
Однако с течением времени темпераменты стали спокойней, характеры утонченней. Его связывала дружба с такими сильными мира сего, как Гонзаго и Медичи. Согласно другой версии, это Святой Мартин, папа римский VII века (Рим в то время входил в состав Византийской империи), который был вызван в Константинополь на суд, осуждён и впоследствии принял мученическую смерть. Традиция, однако, связывает это произведение с историческим событие того времени — убийством князя Оддантонио Монтефельтро, который здесь якобы окружен двумя заговорщиками. На этом фоне, написанном в светлой серебристой гамме, фигура герцога приобретает грандиозные масштабы, героическую значительность, а рубиново-красный цвет одеяния и головного убора-капуччо звучит особенно торжественно.
С 1459/60г – Мантуанский период. Пьеро делла Франческа великолепно использует специфические возможности портрета. плавно текущей вдаль. «Иерониму однажды приснилось, что он подвергся бичеванию за чтение язычника Цицерона три фигуры на заднем плане— два человека и ангел с босыми ногами— обсуждают отношение между классической и патристической литературой, как это отразилось в истории сна Иеронима». Подражание фламандской технике и импрессионистическая трактовка освещенных предметов появляются уже в Портрете Сиджизмондо Малатеста, правителя Римини (1451, Лувр). Я и в малой степени не ожидал такого впечатления.
Его перу принадлежат два теоретических трактата, написанных на латыни: De prospettiva pingendi (О перспективе в живописи) и Libellus de quinque corporibus regolaribus (Книга о пяти правильных телах). В распалубках истории мифов, связанных с творчеством (сюжеты, важные для двора). В центре Мадонна на троне со спящим Иисусом, далее слева направо: Иоанн Креститель, Св. Литературным источником послужила «Золотая легенда» Иосифа Ворагинского (13в. ). Возможно, это и не лучший метод знакомиться с произведениями искусства.
Базилика Сан-Франческо в Ареццо). По заказу герцога был написан знаменитый диптих с портретами самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца (Флоренция, галерея Уффици). «Воскресение» написано уверенной рукой сорокалетнего мастера. Эти красочные аккорды иногда основаны на смелых и неожиданных сочетаниях красочных тонов.
У него очень тонкое понимание цвета, он всегда работал в темпере. Уроженец маленького тосканского города Борго Сан Сеполькро, он, видимо, учился во Флоренции у Доменико Венециано (в одном из документов 1439 года упоминается как его помощник). В нижнем регистре той же стены — один из последних эпизодов истории: «Битва императора Ираклия с Хосроем», а в верхнем регистре, над сценой обретения креста Еленой — «Воздвижение Креста Господня» (святыня была возвращена в Иерусалим императором Ираклием). Ассунта (вознесение Мадонны. ), один из свидетелей обнимает колонну, хочет на нее залезть (такое же у Донателло). Из акцентирования роли света следует: форма не может быть очерчена резким контуром.
Бернардин, Св. У него орлиный профиль, голова сидит на львиной шее и могучем туловище. Пьеро является автором двух математических трактатов: «О перспективе в живописи» (хранится в Амброзианской библиотеке Милана) и «Книжица о пяти правильных телах».
Монастырь рядом с капеллой Дель арена Джотто, там же Порто Альтинате. Это история животворящего креста (очень интересная легенда), в основе «Золотая легенда» Якопо да Вораджине (но он не придерживается сюжетной линии, нет повествования). Этим периодом датируется одна из его прекраснейших картин – Бичевание Христа (Урбино, Национальная галерея Марке), в которой фигуры и окружающая их архитектура построены со строгим соблюдением пропорций, все геометрически выверено и изображено в соответствии с законами линейной и воздушной перспективы (которые изменены только в группе с бичуемым Христом для постановки смыслового акцента композиции). Значащие персонажи его драмы стоят на переднем плане, точно на сцене у самой рампы. Образование пополнил в путешествиях, которые совершал исполняя поручения папской курии.
Влияние Мазаччо преобладает в ранних работах Пьеро делла Франческа, например в алтарном образе Мадонна делла Мизерикордиа, заказанном в 1445 Братством милосердия Борго Сан-Сеполькро (Сан-Сеполькро, Государственный музей). Античная архитектура еще обильно украшена барельефами (либо копии, либо сознательно выдуманные), то есть крестьянский сюжет помещается в узнаваемую античную обстановку. Зато загорелое лицо князя пышет энергией.
В комплекс личных покоев герцога входили Зал Муз и Студиоло (кабинет для ученых занятий), украшенный изображениями знаменитых людей работы нидерландского живописца Йоса ван Гента. Различие между цветами есть следствие различного освещения. Санта Кроче – это один из источников, сан Франческо в Альтере, Сан Агустино в Эмполе. Искусство отвечало личности – суровой, жесткой, грубой (но у него не было мужицкой простонародности). Биографические сведения о Пьеро делла Франческа довольно скудны. Здесь находили гостеприимство видные гуманисты, зодчие, художники. В центре Мадонна на троне со спящим Иисусом, далее слева направо: Иоанн Креститель, Святой Бернардин, Святой Иероним (в образе монаха-отшельника, бьющего себя камнем в грудь), Франциск Ассизский (показывающий стигматы), Святой Пётр (с раной на голове) и Иоанн Богослов.
Черты его персонажей запоминаются навсегда их нельзя не узнать, также как невозможно спутать женщин Боттичелли с женщинами других живописцев. Несколько человек, склонив головы, стоят над покойником. Заказана маркизом Людовигом 3 Гонзаго, был женат на Барбаре Бранденбургской (связь севера Италии и Германии). Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта, характерная для фламандской живописи). Фрески погибли полностью, бомбили американцы. Нагой Адам умирает на руках состарившейся Евы.
piero della francesca) (ок. По заказу герцога был написан знаменитый диптих с портретами самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца (Флоренция, галерея Уффици). Но после письма друга изменил решение.
Сохранилось родное обрамление (ренессансный мастер – ремесленник, они сами делали все, либо делали рисунки). В композициях нет ничего случайного, суетного. Фреска разделена на две части, неразрывно связанные между собой и тематически и композиционно. Беренсон и Мальро интересовались только их композиционной функцией. Кроме того, Федериго да Монтефельтро заказал Пьеро делла Франческа алтарный образ (Милан, галерея Брера) для перестроенной им францисканской церкви Сан Донато, позднее переименованной в Сан Бернардино, где он изображен коленопреклоненным перед Богоматерью.
Новый свет пришел с Севера. Уже в произведениях 1450-х годов (Крещение Христа, 1450-1455, Национальная галерея, Лондон Мадонна делла Мизерикордия, около 1450-1462, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро Бичевание Христа, около 1455-1460, Национальная галерея Марке, Урбино) проявились основные черты искусства Пьетро делла Франческа: величавость образов, объемность форм, прозрачность приглушенного колорита, перспективное построение пространства. Михаил в Лондонской Национальной галерее св. Христос написан патетично и сурово, но стоящие у креста Мадонна и св.
Созданных в этот период, например Святой Иероним (1450, Берлин, Государственный музей) и Св. Фрески были очень сильно реставрированы. Вазари пишет, что капеллу художник «расписал для Луиджи Баччи».
Впрочем это впечатление обманчиво: в позднейшие эпохи художественных произведений появлялось не меньше, все дело в том, что «средний уровень» их в эпоху Возрождения стал исключительно высоким. Сначала я оказался в Перудже. Это самое знаменитое произведение мастера.
Движения неторопливы и плавны, жесты скупы и выразительны. Кульминацией творчества мастера стал фресковый цикл «История св.
На задней стене изображены два пророка. Сигизмундом, то делал это с явной нелюбовью к кровавым зрелищам. 1448–50гг. ), Римини (1451 и 1482), Риме (1459), Ареццо (до 1466г. ). Предполагают, что Джованни Баччи, представитель семьи донаторов капеллы и известный гуманист, мог быть не только заказчиком цикла, но и автором программы цикла, способным руководить художником в отборе сюжетов. Во фреске «Сон императора Константина» он одним из первых в европейской живописи делает попытку передать поток света, рассеивающий ночную мглу. Руки ангелов, Мадонны и Младенца выписаны с воистину фламандской любовью к деталям.
Piero della Francesca) Ок. Примером позднего творчества Пьеро делла Франческа может служить замечательное, выдержанное в серебристо-лунном, воздушном колорите Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея). Камин – это огонь, вводит светлую живопись, теплые тона, работал и фреской и по сухому (чтобы живопись выдержала). Особая возвышенность и благородство отличают образный строй фрески «Воскресение Христа» (ок. А мастера (бывшие) делают незначительные части. Итальянский художник и теоретик искусства.
В последние годы Пьеро стал терять зрение и углубился в изучение математики. Два мира — двор царицы, состоящий из женщин, красочный и чрезвычайно театральный и сановники Соломона, этюд суровой политической мудрости и достоинства. По третьей версии, это сон Блаженного Иеронима.
Фигуры объединены клссическим парапетом и пейзажным фоном. Зрителя более всего потрясает то, что фрески Пьеро исполнены величайшего покоя. Из церкви Санта Мария экстра Моения ди Синегаллия происходит Мадонна ди Синегаллия (ок. Даже точная дата его рождения неизвестна историки пишут ее так: между 1410 и 1420.
Этот небольшой портрет является парным к портрету супруги герцога Баттисты Сфорца. Эгидия (Сан Еджидио) (росписи не сохранились). Христос принимает крещение от Иоанна Предтечи в реке Иордан. Небо над головами сражающихся прозрачно.
Но и он несоразмерно мал для столь продолжительного творческого пути. По договору 1448г, правая стена, крестовый свод, входная арка и стена над ней – Антонио Виварино и Джовани Делемани (венецианцы). «То, чего глаз не может уловить, живописца не интересует».
Родился в семье ремесленника. Как сообщает Вазари, Пьеро работал и для папы Николая V (1447-1454) должно быть именно во время этой поездки мастер познакомился с произведениями античной скульптуры, прекрасное знание которой он демонстрирует в картине Крещение Христа (Лондон, Национальная галерея) и в цикле фресок Легенда о Святом Кресте (Ареццо, Церковь Сан Франческо). Картина является завещанием Пьеро. Мадонна де ла Каве, Флоренция, Уффицы.
В нем заметны возникшие во флорентийской живописи под влиянием северного искусства тенденции к большему реализму в построении композиции и передаче деталей использованию воздушной перспективы и панорамных видов. Клубящаяся масса людей, коней и оружия только внешне напоминает знаменитые баталии Учелло. Пьеро делла Франческа – автор 2 научных трактатов. Обнаженный Сиф или голова царицы Савской обведены мерцающей светлой каемкой, точно края облаков.
На картине Крещение, написанной, вероятно, ок. Начал с художником Биче де Лоренцо, стены и торцовая стена – Пьеро. Сигизмунд с Сиджизмондо Малатеста»), в котором особенно хороши портрет заказчика (герцога) и архитектурные околичности.
Небольшой по размерам портрет превращается в подобие величественного памятника. Заказывал Антонио Авитари, негоциант, местный, очень богатый. Волосы ее плотно прилегают к голове, открывая большие уши. Не знаю, то ли количество выпитого вина, то ли вкус эпохи повинен в том, что в своих «Italienische Forschungen» филологи эстет фон Румор отрицательно отозвался о нем, заявив, что не стоит заниматься художником именуемым Пьеро делла Франческа.
Считается, что Федерико заказал эту роспись в честь рождения наследника престола Гвидубальдо, за которым вскоре (в 1472году) последовала смерть его супруги Баттисты Сфорца и этим алтарным образом хотел обеспечить протекцию всему своему роду. По приказу Федериго в его маленькой столице один из выдающихся архитекторов Италии Лучано Лаурана воздвиг колоссальный дворец — «город в виде дворца», как писали о нем современники. Таково «Крещение» (1440, Лондон, Национальная галерея), где серебристая голубизна неба, светлые, охристые тона земли, темная зелень древесных крон, белые, бледно-розовые, розово- и рубиново-красные, синие тона одеяний ангелов и Иоанна Крестителя образуют изысканный красочный аккорд. Андреа Мантенья, 1431г (Венето) – 1506г (Мантуя). Портрет кардинала Людовико Медзалотто (Мандзиротти. ), 1459-1460г, Берлин.
В гербе города гриф с разинутым клювом и хищными когтями. В 1451 он находился в Римини, куда, вероятно, по рекомендации архитектора Л. Б. Подражание фламандской технике и импрессионистическая трактовка освещенных предметов появляются уже в портрете Сиджизмондо Малатеста, правителя Римини (1451 год, Лувр). Из Манути ездил во Флоренцию, в Пизу а потом он уехал жил и работал в Риме.
Это не череда отдельных картин, а весь мир придворной живописи. Самый крупный мастер флорентийской школы – Донателло, так же приезжал и работал в Падуе.
1452, Венеция, галерея Академии), впервые появляется пейзаж. Не густо. Сигизмундом (Сиджизмондо). 1472—1474, Милан, галерея Брера). Но использовался не этот текст, а более поздний, Гераклита.
Креста» (1452-60) в церкви Сан Франческо в Ареццо. Сан Франческо в Ареццо, 1452-1466г, росписи хора. Абсолютная тишина — ни стонов жертвы, ни мерзкого сопения палачей. Первые «полотна» перуджинской школы — это военные знамена.
И вот, наконец, победитель Ираклий во главе торжественной процессии, босой, несет Крест в Иерусалим. Слов уже нет, есть только осмысление этих слов.
Стены расчленены на три регистра. Сын красильщика и торговца шерстью. Ты мог бы долго размышлять, решая, в чем он одарен большим талантом — в красноречии или в поэзии. Эти эстетические принципы получили в искусстве Пьеро делла Франческа последовательное выражение, что во многом определило неповторимость его творческого облика. 1470, Национальная галерея Марше, Урбино). Это этюд на тему светотени.
Но вполне возможно, что продиктовано это чисто композиционными соображениями. Есть привычное возвеличивание Мадонны с помощью трона (но тут придворный). 3й – Смерть Адама и Возвращение креста в Иерусалим (они в люнетах, Ираклий вносит крест), господствует небо, фигуры далеко др от др.
Камин уже был, нужно вписываться. В люнете правой стены представлена смерть Адама, над могилой которого вырастает святое дерево. День пасмурный, на город опускается удушливый туман. Его двор, нравы которого отличались необыкновенной для той эпохи чистотой, был прибежищем гуманистов и Кастильоне взял его в качестве прототипа, когда писал своего «Придворного».
«Царица Савская у Соломона». Удары их будут размеренны и бесстрастны, как тиканье часов. Последней картиной Пьеро, как считают исследователи нелегкой проблемы хронологизации его произведений, была «Мадонна с Младенцем». Ренессансное богатство одеяний, но без пизанелловских215 орнаментов и деталей. «Отыскание и доказательство истинности Креста».
До Альберти художник играл цветом (ренессансные теоретики нередко брюзгливо порицали хроматический хаос средневековья), после него — светом. Очень хорошо продуманная система перспективных сокращений (Пьеро останавливал перспективу), у него драматичная архитектура, прорывы. То есть идеи Донателло, важные для Падуи не прошли мимо Мантеньи. Мантуя – другой город, там Гонзаго, они традиционно предельно образованные (в первую очередь не тираны, а гуманисты). Композиции обобщены, последовательно развертывается весь рассказ.
(См. Затем действие переходит на алтарную стену, где в верхнем регистре изображены две фигуры пророков, под ними справа в среднем регистре — «Перенесение Священного Древа». Живописная алтарная ниша словно заключает в объятия Мадонну с младенцем, предстоящих ей ангелов, святых и заказчика Федерико II Монтефельтро, смиренно опустившегося перед ней на колени. Около этого же времени исполнены им не менее мастерские фрески в церкви св. В 1442 году он уже вернулся на родину, где в 1445 году получил первый большой заказ. Это победитель. Глубина ниши подчеркнута изящной деталью — яйцо, подвешенное над головой Богоматери. Примерно с середины 1460-х годов Пьеро делла Франческа работал при дворе Федериго да Монтефельтро – графа, а с 1474 герцога Урбино.
Одновременно с ранними панелями алтаря Мадонна Мизерикордия (ок. 1460, Ареццо, собор Мадонна дель Парто, ок. Особенности: человек, который страстно любил античность (любил, знал, смотрел), у его учителя была коллекция античных обломков.
Левая – история апостола Иакова, правая – истории Христофора. Шествие Ираклия, финал золотой легенды, звучит торжественно и чисто. «Выражение лица зачастую бывает настолько лишним и мешающим, что порой для меня предпочтительней статуя без головы», — признается Беренсон. То есть мы сакрализуем светскую жизнь, а именно придворную. Выбор сюжета соответствует назначению церкви, ее посвящению, задаче заказчика.
Профильное изображение правителя Римини художник впоследствии повторил в станковом портрете Сиджизмондо Малатесты (Лувр, Париж). Там работал Альберти. Реалистическая живопись, но благодаря ей он достигает сакральность изображения. Сюарес же дает волю фантазии и вязнет в рискованных домыслах. Символизирует ее Палаццо деи Приори, могучее здание с украшениями из металла и стеной, выгнутой, словно железный брус в пламени.
1472—1474, Милан, галерея Брера), фресковые алтарные композиции (Мария Магдалина, ок. Об исключительном колористическом даровании художника свидетельствуют цикл фресок История животворящего Креста в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452-1466) исполненных в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, синих и серых тонов. Две картины величайшего сына Борго Сан Сеполькро хранятся там в Палаццо Муничипале. Креста (ок. Это и вопрос внутренней гармонии. Работал в Ферраре, Римини, Риме, Ареццо, Урбино и Сан-Сеполькро.
Пьеро несомненно пользовался признанием и ему охотно давали заказы. На левой пилястре от Встречи, Монтенья показал себя как скульптурный портрет (лицо, вписанное в пилястру).
У Мадонны ординарное лицо няньки, кормилицы королей. А уж если он хочет изобразить драму (как здесь ибо царица Савская одинока в своем мистическом постижении), то окружает героиню группой удивленных девушек и для усиления контраста пишет еще двух конюхов, простых стройных юношей, для которых конские копыта и шерсть важней всех чудес на свете. То есть у нас иллюзорная система, которая достигается средствами живописи. Видимо, лучше всего он чувствовал себя в маленьком Борго Сан Сеполькро. Позади них архангелы, а впереди коленопреклоненный сам Федерико да Монтефельтро. Фигуры расставлены компактно и монументально.
Во второй половине 1440-х гг. Ничего или почти ничего. Таким образом, он работал около трех десятилетий. Есть копии 15в на дереве.
Два ангела сбоку энергичным движением открывают драпировку, как занавес. Бюст князя Монтефельтро возвышается, как одинокий утес, на фоне причудливого, далекого и очень тонко выписанного пейзажа. Апостол Яков перед Иродом Агриппой, вводится идея триумфально арки (Яков стоит на фоне арки, его фигура проецируется на нее) – это триумф, христианский герой воспринимается через героическую античность.
В поздних произведениях Пьеро делла Франческа светотень становится мягче и прозрачнее, передача световых и воздушных Эффектов и разработка живописных деталей еще нежнее и тоньше, что указывает на знакомство художника с образцами нидерландской живописи, пользовавшейся большим успехом у итальянских художникоя (Рогир ван дер Вейден, Нос ван Гент). И все же, какие бы мы ни подбирали ключи, «Бичевание», видимо, навсегда останется самой не поддающейся расшифровке картиной в мире. Иосиф полны экспрессии, которой в позднейших работах делла Франческа уже не увидишь. Римини, Урбино.
Эпоха дученто, т. е. Эта античность воспитала триумфирующее мироощущение жизни. Это Жорж де ла Тур, Вермеер, Эль Греко и Пьеро. Присущее его произведениям внутреннее благородство приобретает особую возвышенность во фреске Воскресение Христа (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро). Будучи священником любил есть, пить, обожпл деньги, ни перед чем не останавливался, но мог отдать 200 дукатов (безумные деньги) за 1 античный халцедон. Свое внимание художник сосредоточивал не на границах предмета, а на том, что внутри них.
Мария Магдалина в соборе в Ареццо. По третьей версии, это сон Блаженного Иеронима. Не меньшее значение имело для него усвоение новых принципов трактовки света и цвета в работах его учителя Д. Венециано и знакомство с картинами нидерландских мастеров, которые он мог изучить, работая в 1448—1450 в Ферраре при дворе Борсо дЭсте и в 1460—1470-х в Урбино при дворе Федериго да Монтефельтро. Трудно дать определение эстетическому потрясению подобного рода. 1430-х гг. Ниже, в среднем регистре — «Встреча царя Соломона с царицей Савской». Августина в Борго.
В лучших его картинах («Рождество», «Портрет князя Урбино», «Крещение», «Победа Константина») далекий бездонный фон столь же значим и красноречив, как и фигуры. Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую «старое» от «нового». О том, что Венера – любовь, Марс – раздор, но союза нет, потом от них рождается гармония. В поздних работах (Рождество, около 1475, Национальная галерея, Лондон) светотень становится мягче, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет.
Ясные, четкие конструкции основываются на точных расчетах. К 1460-м гг. Сигизмунд с Сиджизмондо Малатеста»), в котором особенно хороши портрет заказчика (герцога) и архитектурное окружение. Сформировался под влиянием флорентийской школы живописи.
В других картинах, созданных в этот период, например Св. Умер Пьеро 1 октября 1492 года. Альберти, был приглашен для росписи Темпио Малатестиано (Храма Малатесты), в котором написал фреску с портретом Сиджизмондо Пандольфо Малатесты перед своим небесным патроном — св. Это мечта о Риме. В 1469 году Пьеро был призван ко двору герцога Федерико в Урбино, где по заказу этого государя исполнил картину «Бичевание» в ризнице урбинского собора (в Урбинской галерее). в главной капелле базилики. Картинная плоскость исполняется как барельеф. Впоследствии Пьеро делла Франческа работал в Ареццо и других городах, входивших в состав владений Флорентийской республики, а с начала 1450-х годов и по заказам правителей маленьких итальянских княжеств — Сиджизмондо Малатеста (Римини), Лионелло дЭсте (Феррара), Федериго да Монтефельтро (Урбино).
Базилика Сан-Франческо в Ареццо). Впечатление было такое же, как в тот раз, когда я впервые увидел Ван Эйка. Вторая картина — «Бичевание» — потрясает зрителя полнейшей оригинальностью в трактовке темы и совершенной гармонией композиции. Беренсон сравнивает его с анонимным ваятелем Парфенона и Веласкесом. Автор двух научных трактатов («О перспективе в живописи», до 1482г., в котором впервые дано математическое обоснование перспективы «Книга о пяти правильных телах», ок.
Историки искусства удивляются, где Пьеро мог видеть столь фантастические наряды. Мучители Христа кажутся бесстрастными, остановившимися в своем движении, словно участники «живой картины». Он охотно прогуливался по столице своего княжества в простом красном наряде, один, без эскорта (уже тогда был известен этот пропагандистский прием) и запросто, как человек с человеком, беседовал со своими подданными. Лишенный всякой идеализации властный профиль герцога Урбинского изображенного в красной одежде и того же цвета шапке, четко выделяется на фоне бледного неба и далекого голубовато-серого пейзажа, насыщенного светом и воздухом. У нее чувственная шея и полные руки.
Франциск (показывающий стигматы), Св. Эта композиция — одна из самых сложных по своей структуре у Пьеро делла Франческа. Правая: смерть Адама, ниже Прибытие Савской и встреча с Соломоном (она ему говорит, что этот мост – то самое дерево) ниже – победа Константина. Иероним с донатором (около 1452 года, Венеция, Галерея Академии), впервые появляется пейзаж.
Встреча Соломона и царицы Савской. Влияние Мазаччо преобладает в ранних работах Пьеро дела Франческа, например в алтарном образе Мадонна дела Мизерикордия, заказанном в 1445 году Братством милосердия Борго Сан-Сеполькро (Сан-Сеполькро, Государствееный музей). Рисунок удивительно пластичен.
Церковь Эримитани в капелле Оветари, 1449-1455 (57)г, Падуя. Последнее из документально подтвержденных произведений Пьеро делла Франческа Мадонна Монтефельтро или Сакра коверсационе (Sacra Conversatione — Священное собеседование), написана для главного алтаря церкви Сан Бернардино в Урбино между 1472 и 1474 гг. Около 1465 Пьеро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых большую роль играют насыщенные светом и воздухом панорамные пейзажные фоны. То есть на одной фреске показываются разные сюжеты.
Женщина, раскинув руки, безмолвно кричит, но в крике этом нет ужаса, в нем пророчество. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециана. На обороте картины изображен триумф герцогов Урбинских, по величайшей тщательности письма приближающийся к нидерландской живописной технике.
Двумя веками позже другой христианский император — Ираклий, после победы над своим противником Хосроем, торжественно вернул Святой Крест в Иерусалим. Автор математических трактатов «О перспективе в живописи», хранящийся ныне в Амброзианской библиотеке, в Милане и «Книжица о пяти правильных телах», вероятно, что ими он снискал гораздо больший авторитет в свое время и в XVI—XVII вв., чем живописью. Подобное построение явно свидетельствует о стремлении Пьетро уподобить свои фигуры архитектуре (Л. Вентури). Мать цезаря и ее придворные дамы благоговейно созерцают воскрешение. Уже в произведениях 50-х гг. Свет акцентирует Христа и небо стражники, пейзаж на заднем плане погружены в тень.
Архитектурный фон как бы является комментарием к происходящему. 1470, Урбино, Нац. У Пьеро движения словно бы замедленны, торжественны.
Прошлое органично входит в современность важны моменты переживания прошлого (Христофора казнят, а одна стрела чудесным образом попадает прямо в глаз тому, кто был главой казни и наблюдал с балкона). На задней стене изображены два пророка. «Если флорентийцы полагали, что изображают мир таким, каков он есть, то Пьеро первым из живописцев сделал последовательные выводы из убеждения, что мир можно изобразить только таким, каким он представляется ибо всё видимо не само по себе, а только благодаря свету, по-разному отражающемуся от различных поверхностей». Пылают хрупкие свечи ее прекрасных рук.
«Чтобы сделать эту сцену еще более суровой и жестоко безличной, художник вводит в картину три совершенные формы, которые высятся на переднем плане, как вечные скалы». До подлинного ренессансного «открытия личности» тут еще не доходит. Очевидно влияние Нидерландов, но только в типологии.
работал в мастерской Доменико Венециано во Флоренции. На своде 8 римских императоров. «Иерониму однажды приснилось, что он подвергся бичеванию за чтение язычника Цицерона три фигуры на заднем плане— два человека и ангел с босыми ногами— обсуждают отношение между классической и патристической литературой, как это отразилось в истории сна Иеронима»7.
Вазари пишет, что капеллу художник «расписал для Луиджи Баччи». Его рисунок жестковат, все формы подобны скульптуре (это видение мира). Пьеро творил человека, как это дано только величайшим из великих. К их числу принадлежит и одна из его лучших станковых работ «Бичевание Христа» (1452, Урбино, Национальная галерея области Марке). Замок, где жили Гонзаго (кастелло ди сан Джорджа).
По одному из поисков, перед нами 1 из библейских сюжетов: погибает истукан из золота, камень, который его разбил стал горой и наполнил собой весь мир (это Явление Христа в мир).
К ней обращались, но выдергивали сюжеты, а сейчас нет. Тут старейший университет (тут много кто учился, в тч и Николай Кузанский, у него естественно научные интересны).
Сейчас уже трудно разгадать все возможные аллегории в этой картине, такие как страусиное яйцо, символизирующее непорочное зачатие, новую жизнь (является и эмблемой рода Монтефельтро), спящий Иисус на руках Мадонны одновременно и символ материнства и символ смерти, что ещё больше подтверждает возможный траурный оттенок этой работы. История сложная, о потере и обретении. В 1448г он считает, что учитель не делится с ним поровну, уходит от него, начинает работать самостоятельно (вот пример жесткой черты его характера). (Пинакотека Брера, Милан). Здесь последовательность смысловая, а не хронологическая. Позади них архангелы, а впереди коленопреклонённый сам Федерико да Монтефельтро. Конечно, в то время были художники более талантливые и менее одаренные, были пролагатели путей и просто их последователи, но категория «посредственности» к художникам Возрождения неприменима.
Итальянский художник, представитель тосканской школы. В произведениях Пьеро царят светлая радость и торжественный покой. Соединяется скульптурная и иллюзорная архитектура алтаря. Долгое время имя его было малоизвестно и только благодаря Джорджо Вазари, опубликовавшему в 1550 Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, в 19 веке на художника обратили внимание. Труды Альберти доказывают, что вопрос не так прост, как его представляют энциклопедии и учебники. Пора, пожалуй, остановиться на этом подробнее. Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта, характерная для фламандской живописи).
У него очень яркий и интенсивный цвет. Истоки мощи этого искусства в том, что в его персонажах, человеческих существах, разыгрывается патетическая драма полубогов, героев и гигантов. Пьеро никогда — в отличие от ироничного Брейгеля, vide «Икар» — не размещает главное событие в перспективе, зная, что геометрия поглощает страсть.
У нее во дворце была студиола, ее расписывали разные художники. Не стеснялся ничего. Этот высокообразованный человек, любитель наук и искусств, был и профессиональным военным, в качестве наемного полководца (кондотьера) командовал войсками римского Папы. Достоверных сведений о первых двадцати годах жизни художника нет.
Самая распространённая версия убеждает, что перед нами бичевание Иисуса Христа перед Пилатом (во многих источниках эта картина упоминается именно как «Бичевание Христа», «Бичевание Спасителя»). Ева просит Сифа214 пойти в рай и принести маслину, которая должна исцелить Адама. Ни разу в жизни не доводилось мне видеть столько шедевров. Это младенческий портрет будущего цезаря, сознающего свое могущество и предназначение. Подъезжаешь по дороге, обсаженной оливами, а по обе стороны от нее тянутся виноградники. В поздние годы обратился к теории искусства, написав трактаты De prospettiva pingendi (О перспективе в живописи, до 1482) и Libellus de quinque corporalibus regularibus (Книга о пяти правильных телах, 1482).
Комната небольшая, почти квадратная, очень низкий потолок (средствами живописи надо было его увеличить и сделать более светлым), 2 двери, 2 окна и камин. пинакотека Умбрии Мадонна со святыми, ок. Считается, что Федерико заказал эту роспись в честь рождения наследника престола Гвидубальдо, за которой вскоре последовала смерть его супруги Баттисты Сфорца (в 1472 г. ) и этим алтарным образом, хотел обеспечить протекцию всему своему роду.
У него фигуры уподобляются статуями, но они сделаны средствами живописи. Мантенья делает Парнас: Гефест выковал цепь, сковал Марса и Венеру (свою жену) и показал олимпийским богам ее измену. Она преклоняется и постигает судьбу обрубка дерева (пророческий дар). 1460—1465, Перуджа, Нац. Верхняя часть изображает распятие.
Первый его контракт подписывает за него родственник (был не абсолютно летним). Единственный дошедший до нас документ, проливающий свет на дату завершения цикла росписей — заключенный в декабре 1466 года договор, в котором братство Мизерикордиа в Ареццо, заказывая Пьеро делла Франческа исполнение хоругви, характеризует художника как «того, кто расписал главную капеллу церкви Сан Франческо в Ареццо». Испытал влияние Мазаччо, Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства. Существуют три версии возможного сюжета изображённого на картине. Он всегда управляет зрителем (но это граничит с ренессансом, а не с барокко).
Дольше всего я стоял возле живописца имя которого мне было знакомо только по книгам. В 1458-1459 Пьеро делла Франческа расписывал фресками Ватиканские Станцы (ныне утраченные). Бичевание Христа (Урбино, Палаццо Дукале) написано в 1455-1460 и являет собой итог всех живописные поисков художника.
Не исключено, что вместе с ним молодой художник ездил в Марше и Умбрию. Западная стена – Охота, конюхи с собаками, амуры с картушем встреча (туда вышел сам Гонзаго, его старший сын-наследник, Фредерико и они встречают Франческо, младшего сына – кардинала). Краски в его картинах и фресках чисты, легки, прозрачны и светоносны насыщенное воздухом пространство словно омыто свежестью («Крещение Христа», 1450–55 «Мадонна Мизерикордия», 1460-е гг. ). Для семьи Монтефельтро он написал парные портреты Баттисты Сфорцо и Федерико де Монтефельтро (1465-1475, оба — Галерея Уффици, Флоренция). Пилястры расчленяют сцены и организуют декорацию, все помещение получается неким павильоном, в котором мы находимся, за ним стена, там есть пейзажи, там сидит весь придворный круг Людовига (на северной стене). Прямоугольники плит пола ведут взгляд к полуобнаженной фигуре Христа.
Мастерская Доменико Венециано во Флоренции стала его академией художеств. В более поздние годы, при дворе Франческо 2 Гонзаго (внук Людовико) была его мать, Изабелла ДЭсте. 1490г., – исследование о совершенных пропорциях). Особенно тонко передана жизнь света в его поздних работах (Мадонна Сенигалия, ок. Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта, характерная для фламандской живописи). После 1472 года Пьеро пишет портрет герцога Федерико да Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца, его супруги между 1472 и 1474 годами — «Алтарь Монтефельтро» (Мадонна со святыми и герцогом Урбинским).
Существуют три версии возможного сюжета изображённого на картине. Иоанн Евангелист в Собрании Фрик в Нью-Йорке и св. Форма головы подчеркивается плотно прилегающими волосами.
Что более отличает его стиль — значительность или изысканность. Сын плотника (сохраняя особенности характера, обладает удивительным творческим дарованием), учился у Франческо Скворчьоне. Около 1465 Пьетро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых значительную композиционную и эмоциональную роль играют насыщенные светом и воздухом далекие пейзажные фоны. 1465, Флоренция, Галерея Уффици).
У него мудрое дикое лицо с ввалившимися глазами Диониса. То есть по сути, это портик, сквозь который мы видим пространство. Однако без геометрического холода. До этого мы видели только профильные портреты, а это. Фигура князя спадает с несказанно чистого неба на передний план, как раскаленный метеор. Федериго, который правил с 1444 года, являл собой образчик генерала-гуманиста. На картине Крещение, написанной, вероятно, около 1453 года.
XIII век явилась началом ренессансной культуры Италии – Проторенессансной. Сюжет Истории Животворящего Креста был заимствован Пьеро делла Франческа в одном из самых популярных в художественной среде эпохи Возрождения литературных источников — Золотой Легенде Якопо да Вораджине (середина XIII века). Художник изобразил поистине цветник женской красоты. На верху по сторонам от окна какие то святые (2, написал Бичче де Лоренцо), ниже пытка Иуды Кириака (тоже Пьемонте по картону Пьеро, это история раскопок Елены, она узнала, что Иуда знает, где истинный крест, пытала его, через 7 дней он показал, где начинать раскопки) и перенесения священного древа (Савская предсказала, что этом дереве будет казнен Христос и царству иудеев придет конец, Соломон испугался и спрятал древо, фреску написал Джованни да Пьемонте по картону Пьеро), ниже Благовещение и сон Константина1 из 1х ноктюрнов (приход в мир Христа и христианства). На простом платье с высоким лифом разрез от груди до колен.
В этом одна из причин некоторой «закрытости» ряда работ Пьеро делла Франческа для современного зрителя, невозможности найти их убедительную интерпретацию. В кон. Августин в Лиссабонском Национальном музее св. «Если флорентийцы полагали, что изображают мир таким, каков он есть, то Пьеро первым из живописцев сделал последовательные выводы из убеждения, что мир можно изобразить только таким, каким он представляется ибо всё видимо не само по себе, а только благодаря свету, по-разному отражающемуся от различных поверхностей».
Интересен парный портрет герцога Федерико де Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца (1465), в котором художник, не скрывая изъянов внешности, смог передать внутреннюю существенность и величавость образов. У Мантеньи всегда драматизм в рассказе (у Пьеро такого не может быть). Причем сцены нижних ярусов сливаются с теми, что на торце (в тч и пейзажем).
То есть все сюжеты, связанные с крестом используются у францисканцев. Он стал доктором права, но изучал также греческий, математику, музыку и архитектуру. Первая встреча: Лондон — Национальная галерея. И в то же время его колористическое дарование уникально. Роспись камеры делла Спози.
Контраст этих двух состояний — внезапного пробуждения и тяжкой летаргии людей, обращенных в предметы, — потрясающ. Эмоции должно вызывать не с помощью гримас, но посредством движения тел, то есть форм. Ни один из персонажей не смотрит на нас – либо профиль, либо глаза смотрят вниз. Архитектура играет здесь роль последнего, рационального доказательства истинности чуда.
Федериго сидит в своей библиотеке в доспехах (но этот железный наряд всего лишь символизирует могущество) и держит огромную книгу, оперев ее на пюпитр. Николай Толентинский в музее Польди-Пеццоли в Милане. То есть при всем живо подобии, огромное богатство смысловой наполненности. Для него характерны условность в изображении волос и глаз (знаменитые миндалевидные глаза, заимствованные у персонажей Доменико Венециано) и идеализация черт лица.
Так же в период с 1446 по 1454 года создана одна из его прекраснейших картин – «Бичевание Христа» (Урбино, Национальная галерея Марке), в которой фигура и окружающая их архитектура построены со строгим соблюдением пропорций, всё геометрически выверено и изображено в соответствии с законами линейной и воздушной перспективы (которые изменены только в группе с бичуемым Христом для постановки смыслового акцента композиции). Сначала левая стена, потом правая, потом торец. В Падуе до 1406г правила династия Карара (кондатьеры, тираны, но образованные гуманисты, тут жил Петрарка (Падуя, Арква) Падуя – это древнеримский город.
Оно продолжается на левой стене в сцене «Обретения и испытания Животворящего Креста императрицей Еленой». С 1448-1459/60 – Падуанский период, потом уезжает в Венецию (женился на дочери художника Белини).
На нижних две битвы (Макценция и Ираклия) – композиционное построение в виде скрученных масс, ощущение, что они опора. Постулат этот Пьеро великолепно усвоил и своеобразно развил.
Смерть Адама – есть влияние античности – нагота изокефалия (фреска уподобляется рельефу), последовательность рассказа, но все разнесено по времени. Он чувствовал наив античности, его искусство всегда последовательно классично. Загадку объясняет контракте монастырем Сан Антонио.
Итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. (См. Портреты были созданы в память о Баттисте Сфорца после ее смерти в 1472.
Правой рукой он крепко сжимает копье с вымпелом. Около этого же времени исполнены им фрески в церкви св. относятся фрески Мадонна дель парто в погребальной капелле Монтерки (Ареццо) Воскресение Христа в Палаццо Консерватори (Сансеполькро) и св. Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями (в средневековой Италии византийские влияния были очень сильны наряду с готикой). Камера де ла Спози – комната новобрачных, это позднее название, но в 15в нет четкого определения комнаты с ее функцией, менялись, тут скорее что то официальное (аудиенции. ). По стенам: торец – сцены Христа и нахождения истинного креста.
Иероним (в образе монаха-отшельника, бьющий себя камнем в грудь), Св. Фреска правой стены хоть немного сохранилась. 1415—1420, Борго Сан Сеполькро — 1492, Борго Сан Сеполькро (ныне город Сансеполькро).
«I Perugini sono angeli о demoni», — говорил Аретино209. Мучители Христа кажутся бесстрастными, остановившимися в своем движении, словно участники «живой картины». Пётр Мученик (с раной на голове) и Иоанн Богослов. В глубине за этой сценой изображен человек, снимающий свою тунику, чтобы тоже приобщиться к таинству.
И нет ничего удивительного, что его чаще упоминали архитекторы, нежели художники и поэты.
Вероятно, уже в 1435 он обучался в мастерской Доменико Венециано. Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (около 1420 – 1492) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Битва Макценция и Константина – нет никакого напряжения и трагедии в схватке, все предельно напряжено, но не разрушает гармонии (это провидческая битва). Сверху-вниз, слева-направо. В поисках ключа к загадке Пьеро исследователи заметили, что он был одним из самых безличных, надиндивидуальных художников всех времен. Присущее его произведениям внутреннее благородство обретает особую возвышенность во фреске Воскресение Христа (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро). Контраст просто-напросто ошеломляющий. На нижних ярусах изображены две битвы их композиционное построение в виде скученных масс создает у зрителя впечатление, что они служат опорой расположенным выше эпизодам.
Ибо князь Урбино был библиофилом высочайшего класса. Центральная фигура — высокая, могучая и безличная, как стихия. Зенит Кватроченто и — золотой фон. Два палача одновременно взмахнули розгами. Закон покоя — это не только архитектоническая уравновешенность объемов. Сражение написано с размахом.
Отсутствие прямых контактов, ему открывается судьба распятия и всего человечества. Император Ираклий217 одерживает победу над ним. Но в 1452г Делемани умирает, а Пиццоло прекращает работать. В поздней работе «Мадонна со святыми и Федериго да Монтефельтро» (ок. Леон Баттиста получил истинно ренессансное образование в Болонье, причем студентом он был бедным, так как отец его к этому времени умер. Это реквием по умершей жене (ныне находится в пинакотеке Брера, Милан).
Он отказывается от дробности структур – в одном регистре одна композиция (характерно для Пьеро и для Мазаччо), но нужно разделение – в центре колонна (казнь Христофора и влечение тела Христофора), но единый фон. Деление на 3 яруса.
Этот цикл, вдохновлённый «Золотой легендой», стал не только самым значительным произведением художника, но и одним из шедевров живописи эпохи Ренессанса. Бесконечная длительность момента господствует и в «Воскресении Христа» (1455—1458, Сансеполькро, Пинакотека), где Христос не восстает из гроба, а спокойно стоит, опершись ногой на крышку саркофага. Художника прославил цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452–66) на тему легенды о животворящем древе Креста, на котором был распят Иисус Христос. Развевающиеся на ветру знамена «клонят с высоты опущенные крылья, словно пронзенные копьями драконы, ящеры и птицы».
Естественное развитие действия, но очень мерное. галерея Мадонна со святыми, ок. Портреты были созданы в память о Баттисте Сфорца после ее смерти в 1472. Город повис над Тибром на высокой скале, которую сравнивали с ладонью великана. Сохранился портрет князя, написанный да Форли.
Работал в Борго Сан Сеполькро, Ареццо, Риме, Ферраре, Флоренции. Но в городе этом Пьеро не прижился. Потрясает фон картины. В 1470-е гг. «Прибыв из Аретто в Ареццо, Пьеро расписал для Луиджи Баччи, аретинского гражданина, в церкви Сан Франческо капеллу его семьи у главного алтаря, свод которой был уже начат Лореццо ди Биччи», - пишет Вазари.
Квантроченто- этап Раннего Возрождения в Италии- триумфальный период в истории искусства. Сейчас она находится в галерее Брера в Милане, а атрибуция ее долгое время была предметом дискуссий, пока ее наконец не приписали окончательно автору «Легенды Креста». На левой части фрески Сиф перед вратами рая беседует с ангелом.
Написан также по заказу Федериго да Монтефельтро. Христос прочно стоит на фоне меланхолического тосканского пейзажа. Очень умная, немного жесткая, по сути управляла Мантуей. Фрески написаны в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, серых и синих тонов и свидетельствуют об исключительном колористическом даровании художника. 1463г. ). Работал Пьеро в Ферраре, Римини, Риме, Ареццо и Урбино.
Он был сыном ремесленника Бендетто ди Франческа и Романьи ди Перино из Монтерки. Когда царица подходит к портику, есть дерево – то есть опять же тема дерева. (Крещение Христа, 1450-55, Национальная галерея, Лондон Мадонна делла Мизерикордия, около 1450-62, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро Бичевание Христа, около 1455-60) проявились основные черты искусства Пьеро делла Франческа: величественность образов, объёмность форм, прозрачность приглушённого колорита, перспективное построение пространства. Они исполнены пафоса и мудрости умирающих животных.
Князь коллекционировал древности, художников и ученых. Живопись — это сечение такой вот визуальной пирамиды. Вокруг пустыня, гора.
«Симптомы» Проторенессанса в изобразительном искусстве не всегда означали ломку готических традиций. Франциска в Ареццо изображающие легенду об обретении Креста Господня, 1452—1465 гг.
Самая распространённая версия убеждает, что перед нами бичевание Иисуса Христа перед Пилатом (во многих источниках эта картина упоминается именно как «Бичевание Христа», «Бичевание Спасителя»). Невзирая на повреждения, краски чисты и звонки. «Так после Урбино, - пишет Вазари, - Пьеро отправился в Пезано и Анкору, откуда, среди занятий прекраснейшими работами, был призван герцогом Борсо в Феррару, где во дворце расписал много зал, впоследствии разрушенных герцогом Эрмоле Старшим, чтобы переделать дворец в современном стиле.
ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (Piero della Francesca) (1406/1420–1492) итальянский художник и математик, один из величайших мастеров эпохи Раннего Возрождения. Согласно другой версии, это Святой Мартин, папа римский VII века (Рим в то время входил в состав Византийской империи), который был вызван в Константинополь на суд, осуждён и впоследствии принял мученическую смерть. В портике происходит таинство единения, движение остановилось (царица рассказала Соломону тайну креста).
Глаза с миндалевидными веками почти никогда не встречаются со взглядом зрителя. Алтарные картины мастера (Мадонна делла Мизерикордия, ок. Город этрусский, римский и готический, отмеченный печатью жестокой и буйной истории.
Вроде показан быт, но он сакрализирован, есть ступенька (на ней придворные и боковые дети). Еще вроде где то есть 9 муз (когда они танцуют – землетрясения, но когда Пегас ударяет копытом, в мире гармония). На консолях иллюзорные медные трубы, на которых висят кожаные портьеры, одна из них отодвинута (это тема явления). Чтобы окончательно обуздать его, они построили в нем цитадель «ad coercendam Perusianorum audaciam». Его больше ценили за две теоретические работы, которые он написал в конце жизни. И все прекрасно. Испытал влияние Мазаччо и Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства.
Придэлы (нижние части – это копии, французы грабили при Наполеоне) верхняя часть – подлинник. В то же время именно он был автором одного из самых ярких и выразительных портретов XV века — портрета урбинского герцога Федериго да Монтефельтро (ок. Вентури226 верно заметил, что композиция Пьеро, его формы имеют стремление к геометризации, не доходя, однако, до границ платоновского рая конусов, шаров, кубов.
В 1469 году Пьеро был призван ко двору герцога Федерико в Урбино, где по заказу этого государя исполнил картину «Бичевание» в ризнице урбинского собора (в Урбинской галерее). Изданная на английском в 1864–1866 годах «History of painting in Italy» пера Кавалькассели и Кроу возвращает автору «Легенды Креста» достойное его место в ряду величайших европейских художников. То есть две концепции мира – мир до Христа, во время Христа и после Христа (цветущий). После долгих внутренних междоусобиц город попал под власть пап.
Картина называется «Рождество» и сразу захватывает необычной композицией исполненной света и сосредоточенной радости. С верхней точки раковины на тоненькой нити свисает яйцо. Высокие фигуры построены по классическому канону пропорций Витрувия, но женские образы имеют удлиненные, слегка изогнутые шеи и высокие лбы – элементы позднеготического идеала красоты. «Смерть Адама». Есть момент иллюзионизма – фигура сознательно нависают над нами, сейчас свалятся. Битвы Учелло оглушительны. В поздних работах Пьетро делла Франческа (Рождество, 1475) светотень становится более мягкой, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет. На боковых стенах деление на три большие яруса соответствует логике повествования.
По средневековому преданию, дерево Креста росло еще во времена Соломона. 1470-х, что источники (Вазари) объясняют постигшей его слепотой. Он отказывается от точки зрения снизу вверх (она усиливает драматизм), хотя это и верхняя фреска – покой, мы смотрим на нее, как будто она перед нами.
Уже с первого зала стало ясно, что лондонский музей дает сто очков вперед Лувру. Сзади показан узнаваемый облик Рима, он ка видение (Колизей, пирамида Цестия, стены). На переднем плане четыре римских стражника, пораженные сном. Царь велел срубить его и использовать для постройки моста над источником Силоамским. 1445-1450) Пьеро делла Франческа написал знаменитое Крещение (Национальная Галерея, Лондон), предназначенное для алтаря церкви Сан Джованни Баттиста в Борго Сансеполькро. Трехчастное построение, это триптих (старая традиция), но иллюзорная архитектура – это единое пространство.
В основном связан с севером, у него свой вариант развитого языка раннего Возрождения. Иероним с донатором (ок. Альберти славился как красотой, так и умом и являл собой ренессансный образец атлета и энциклопедиста, короче, был «муж, отличающийся великим умом, быстротой суждений и основательными знаниями». Фоном «Рождества» служит убогий хлев, верней, кирпичная полуразрушенная стена с легонькой наклонной крышей. Следующий эпизод – видение Креста Константину и его победа над Максенцием. Мальро218 же в творце «Легенды Креста» приветствует открывателя бесстрастности как доминирующего выражения лиц его персонажей: «Его скульптурная толпа оживляется лишь во время сакрального танца это принцип современного восприятия, требующего, чтобы экспрессия живописца выявлялась в самой живописи, а не в фигурах, которые он изображает».
Одна из лучших — «Встреча царя Соломона с царицей Савской». Алтарь из Сан Дзено в Вероне.
Пьеро делла Франческа строит большие композиции, подчеркивая положения и действия персонажей при помощи пространственных интервалов, световых и цветовых акцентов. 1465г. ) своими чеканными контурами напоминают античные медали. В монастыре августинцев он написал на дереве алтарный образ и эту вещь весьма хвалили фреской он исполнил «Богоматерь Милосердие» в одном обществе или как они себя называют, братстве а во дворце консерваторов – воскресение Христа, которое считается лучшим из его произведений в названном городе и вообще из всех его работ», - пишет Вазари. Кто то считает, что тут трактовка жанровой сцены, но потом отказались.
Как повествует автор этой книги, дерево из которого был сделан крест, ставший орудием казни Христа, выросло из семени, врученного ангелом сыновьям Адама и положенного под язык праотцу человечества. В здешней пинакотеке хранится его полиптих211 «Мадонна с Младенцем в окружении святых». В аллегорических композициях на оборотных сторонах портретов каждый из супругов представлен восседающим на триумфальной колеснице, тоже на фоне пейзажа. Последние годы жизни Альберти (умер он в 1472 году) были осенены славой.
Это самое знаменитое произведение мастера. В сцене Видение Креста Константину использован эффект ночного освещения. Почти симметричное расположение пейзажа и архитектуры.
Если он и воевал, как, например, с необузданным Малатестой219, дважды женоубийцей, которого Пьеро изобразил коленопреклоненным, с молитвенно сложенными руками перед св. Свой опыт живописца Пьеро передал не только ученикам, он оставил два теоретических трактата: «De quinque corporibus regularibus» и «De prospectiva pingendi», в которых чисто научными методами исследует проблемы оптики и перспективы. В 1445 получил заказ от братства Мизерикордия на исполнение триптиха.
Шествие апостола Якова на казнь (нижний ярус). Около 1469 Пьеро создал еще один алтарный образ для францисканского монастыря Сант Антонио в Перудже (Милан, Брера). Импрессионистические мотивы в трактовке листвы, заимствованные художником, возможно, у Доменико Венециано, в более поздних его работах, написанных под влиянием фламандской живописи, стали одной из самых ранних в заподноевропейском искусстве попыток изображения предметов с учётом освещения.
На своде окулюс. Левая стена и 5гр апсида – Никколо Пиццоло и Мантенья (падуанцы). Выучка Доменико Венециано – богатство цвета, хотя колорит очень нежный. Тихое скандирование воздуха и крупных планов подобно хору, под аккомпанемент которого безмолвствуют герои драм Пьеро делла Франческа.
Он везде использует точку зрения снизу вверх (необычно) – отсюда большее напряжение. Следующий эпизод – видение Креста Константину и его победа над Максенцием. Стендаль — это не первый случай, когда писатели в своих открытиях опережают историков искусства, — извлекает имя Пьеро из забвения, сравнивает его с Учелло, отмечает мастерство перспективы, но, видимо, находясь под воздействием суждения Вазари, пишет: «Toute la beaute est dans lexpression».
В других картинах. 1470, Лондон, Нац. Это мотив из «Золотой легенды» Якова Ворагинского, повествующей о запутанной судьбе Животворящего креста Господня, который на протяжении полутора тысяч лет после Голгофы был потерян, чудесным образом найден, перевезен в Константинополь, похищен оттуда завоевателями, возвращен обратно и т. п. В силу политических мотивов, а может быть и своего собственного видения Пьеро, программа была дополнена двумя сюжетами, отсутствующими в оригинальной легенде. Красная шапка и такое же одеяние, густые волосы цвета воронова крыла. Ее серо-зеленый плащ сплывает на головы верующих, как теплый дождь.
Лица нагие, всецело предавшиеся созерцанию, напряженные, сосредоточенные. галерея области Марке), положив начало новому живописному жанру. Местные девушки и матери с детьми приходят сюда на вечерние прогулки». Но это не ренессансная архитектура, как на фресках в Ареццо, а — случай для Пьеро невероятный — интимный интерьер, часть серо-голубой комнаты с открывающимся справа коридором. Младенец Иисус властным жестом поднял руку и смотрит прямо перед собой мудро и сурово. Поражает щедрость, переизбыточность художественного творчества, хлынувшего как из рога изобилия. Как сообщает Вазари, Пьеро делла Франческа работал и для папы Николая V (1447–1454) должно быть именно во время этой поездки мастер познакомился с произведениями античной скульптуры, прекрасное знание которой он демонстрирует в картине Крещение Христа (Лондон, Национальная галерея) и в цикле фресок Легенда о Святом Кресте (Ареццо, церковь Сан Франческо).
Урбинский герцог был личностью во всех отношениях незаурядной. 1448, Сансеполькро, Пинакотека Полиптих Сант Антонио, ок. По своей композиционной выстроенности и ритмике они подобны прекрасным зданиям. Сакра конверсасионе – святое собеседование. Левой придерживает саван — точно сенаторскую тогу.
Два пейзажа по бокам — словно окна, сквозь которые льется пенящийся свет. Жесткость и сила усиливают эмоциональный момент. Что известно о его жизни. Родился между 1406 и 1420 в Борго Сан-Сеполькро в Умбрии (ныне – северо-восточная часть Тосканы). Для него характерны условность в изображении волос и глаз (знаменитые миндалевидные глаза, заимствованные у персонажей Доменико Венециано) и идеализация черт лица. На переднем плане на вытертой, как старый коврик, траве лежит Новорожденный.
Следующий эпизод — «Наказание иудея, не захотевшего открыть императрице Елене местонахождение креста, на котором был распят Христос», вновь возвращает действие на алтарную стену. Одна из них — полиптих «Мадонна Милосердная», которую Фосийон считает первой самостоятельной работой Пьеро. Главная тема алтаря — идея заступничества Богоматери выражена буквально: Мадонна как балдахином укрывает коленопреклоненных жителей Сансеполькро своим плащом (Мадонна Мизерикордия, центральное панно Пинакотека, Сансеполькро, 1460-е гг. ). Однако алтарь был закончен только в 1460 и в окончательном варианте состоял из 23 частей.
Первый эпизод — «Смерть Адама» — изображен в люнете правой стены. 1470, Урбино, Нац.