Суворов после перехода через Альпы писал в донесении Павлу I: «Много людей с лошадьми с величайшим стремлением летели в преисподние пучины, где многие убивалися, а многие спасались никакое описание неспособно к изображению сей картины во всем ее ужасе».
Всякое изложение недостаточно к изображению сей картины во всем ее ужасе». Она кажется беспредельно бесконечной зрителю и солдатам, вызывая ужас. В его небольшой фигуре столько мощи, силы, энергии. Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта».
Снег у него под ногами превращался в кучки и дух захватывало. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Подвиг под шутку полководца— так Суриков охарактеризовал свою картину. Разумеется, решение и здесь пришло не сразу. Разрабатывая его, Суриков написал настоящий погрудный портрет Суворова в фельдмаршальском мундире и орденах.
Важнейшим событием этого года было возникновение основанного Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», соединившего марксизм с рабочим движением. За ним последовали многочисленные натурные этюды. Трудно признать суриковскую реконструкцию удачной. Но всражении в Мутенской долинеСуворов нанёс поражение французской армии и вывел русскую армию из окружения, после чего она совершила переход через заснеженный труднодоступный перевалРингенкопф (Паникс), откуда направилась в сторонуРоссии. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. В «Суворове» глубины почти нет.
1799 год. Суворов на белом коне остановился на самом краешке обрыва. Он подбадривает своих воинов, указывая как лучше переходить. Удивительно, но факт: этот поход не достиг своей цели (разгрома французских войск в Швейцарии), но героическийШвейцарский поход Суворова1799 г. стал великой страницей русской истории. Слева на коне – сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой, указывающий рукой дорогу. Были введены новая форма одежды, новый воинский устав.
Однако значительные размеры и вертикальный формат картины не позволяют зрителю в полной мере оценить тщательность изображения лиц большинства воинов. Идущие за ними повернули головы в сторону полководца и пытаются услышать, что он говорит. Тебе скажу под строжайшим секретом: «Переход Суворова через Альпы» (Приложение 9. ). Но этой перестановки акцентов оказалось достаточно, чтобы создать новое качество.
Выражения лиц, особенно лица Суворова, замечательно проработаны. Марксизм нанес окончательный удар народнической идеологии, которая уже с восьмидесятых годов вырождалась в «пошлый мещанский радикализм». В1797 г. Суворов был уволен в отставку без права ношения мундира.
Самое главное в картине – это ощущение движения. Большинство критиков резко протестовало против этой картины и даже видело в ней «несомненный признак упадка замечательного дарования», а защитники обнаружились в том лагере, где Суриков менее всего желал бы их найти. Эпические черты присущи уже ранним картинам художника, а трагическое звучание свойственно всем суриковским темам, кроме, быть может, только «Взятия снежного городка». Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды.
Их разговор имел важные последствия для романа. В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами.
На шутку Суворова откликнулись двое солдат. Суворов изображённый в верхней левой части картины, подъехал к краю пропасти и шуткой подбадривает войска. В дореволюционном искусствоведении прочно установился взгляд, согласно которому творчество Сурикова, достигнув своей вершины в «Боярыне Морозовой», в дальнейшем неуклонно шло на спад. Далее, в глубине картины, выражения лиц спрятаны в тенях, падающих от горы. Его новаторство не было оценено современниками.
Движение играет главную роль на полотне. Ни одна из картин Сурикова не вызвала таких противоречивых суждений, как «Переход Суворова через Альпы». Если бы Суриков исправил «ошибки», указанные ему Толстым, то картина стала бы изображением единичного эпизода, не смогла бы выразить то содержание, которое вложил в нее художник. Там Суворова ждало тяжелое известие. Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с достойным оружием – штыками, пушками, кинжалами.
Чтобы это узнать, в 1897 году Суриков поехал в Швейцарию и скатывался с горы. Главное внимание уделялосьмуштревойск, смотрам и парадам. Оно начинается где-то далеко, в ущелье. Потом вдруг слышно, как из пушки выпалит, это значит, какая-нибудь глыба рассыпалась.
Он писал Александру: Льды, брат, страшной высоты. Хотя один из них на всякий случай закрыл лицо плащом. Я очень много думал над этой картиной. Наконец в 1897 году он приступил непосредственно к самой картине. Тема народа объединяет оба цикла.
Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году – в столетие итальянского похода Суворова. Несмотря на смертельную опасность, они остаются верны своему воинскому долгу и проявляют настоящую храбрость. В первом цикле преобладают черты трагедии, во втором — эпоса. Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах. Она построена по принципу движения сверху вниз. Второй срез еще более впечатляет: на нем не видно, где кончается пропасть. В той же позе Суворов представлен и в карандашном наброске композиции.
Главное на полотне – движение. А. В. В то время Спиридонову было 82 года.
Это кажется неправдоподобным. Это еще больше усиливает ощущение стремительного движения. Таков, по-видимому, был первый замысел. Переход через Альпы – это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба.
Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Художник долго и тщательно работал над передачей стремления войска. Композитор С. И. Танеев записал в своем дневнике 5 марта 1899 года: «Пошел к Толстым Лев Николаевич возмущен картиной Сурикова, на которой он изобразил Суворова делающим переход через Альпы. Его голова обнажена как дань уважения подвигу солдат, а синий плащ развевается по ветру. Но на всех лицах имеется понятный страх.
Эхо бесконечное. Именно им сейчас более всего нужна поддержка. Общий тон слишком глуховат, в картине не достигнуто колористическое совершенство в изображении зимнего пейзажа, какое было присуще «Боярыне Морозовой» и «Взятию снежного городка».
«Толстой очень против был», — иронически рассказывал он впоследствии. Сам художник косвенным образом дал ответ на этот вопрос, указав, что он перешел «от драм к большой жизнерадостности» и почувствовал «необычайную силу духа» после того, как непосредственно прикоснулся к жизни народа в период пребывания в Сибири на рубеже девяностых годов. Это полководец, о котором и песню сложили и сказку сказали. В соответствии с этой системой он и стал реформировать русскую армию.
В «Боярыне Морозовой» наряду с основной композиционной диагональю настойчиво выступают и другие разнообразные пространственные мотивы, уводящие взор зрителя в глубину картины. Все опасности, все трудности были преодолены и при таковой борьбе со всеми стихиями неприятель, гнездившийся в ущельях и в неприступных, выгоднейших местоположениях, не мог противостоять храбрости воинов, явившихся неожиданно на этом новом театре: он всюду прогнан. Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь). Передние воины сосредоточились на спуске с горы. Сколько энергии в его фигуре, сколько живости в его лице. Приближаясь к переднему плану, движение нарастает.
Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Различие между этапами сводится лишь к перестановке акцентов. «Переход Суворова через Альпы» был сложен передачей движения человеческой массы: у художника не было натуры. То, что казалось художнику самым значительным в период создания «Утра стрелецкой казни» и «Боярыни Морозовой», заняло второстепенное место в его поздних вещах, а эпические черты, возникшие еще в его раннем творчестве, развились в законченную систему в «Покорении Сибири Ермаком» и «Переходе Суворова через Альпы». На лице командующего написаны сложные чувства. Н. при этом выругался) все равно».
И он был счастлив, глядя на веселых и оживленных дочерей. Осенью 1895 года Суриков сообщал брату: Я задумал новую картину писать. И отвечал себе: ушла, осталась только тихая печаль. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором Николаем II.
Толстому было чуждо былиннопесенное, эпическое начало, пронизывающее суриковскую картину. Солдатская масса разнородна. Он преодолевается верой в командующего и волей, которая закалилась в боях. Суриков долго работал над композицией Суворова.
Например, расчехлённые штыки солдат до сих пор остаются предметом критики. Потом— прямо летишь, дух перехватывает»— рассказывал Суриков.
Он подчёркивает героизм русских войск, действовавших в смертельно опасных условиях природы, представлявшей собою, по словам Суворова, «разверстые и поглотить готовые гробы смерти». В то время Спиридонову было 82 года. Считается неправдоподобным такой спуск – солдаты могли поранить штыками друг друга. Все по-разному переживают напряженность момента.
Правда, художник добился сходства и сумел одушевить дыханием жизни этот «компилятивный» образ, но не смог выразить в нем содержание, соответствующее замыслу картины. Суриков по своему обычаю «допрашивает вещи» и с удовлетворением отмечает в одном из писем, что достал в Петербурге подлинные мундиры павловских солдат. Его солдаты знали только одно слово: вперед.
По горе слева скатывается в пропасть вся русская армия. Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». Гора уступами написана замечательно.
За мелкими «неправдами» Сурикова Толстой не заметил общей большой правды. В октябре 1895 года Суриков задумывает картину «Переход Суворова через Альпы». Пейзаж играет огромное значение в картине.
Должно выйти что-нибудь и интересное. Лица большинства напряжены, сосредоточенны. Еле сдерживая коня на краю пропасти, он шуткой подбадривает воинов.
От знающего человека я узнал, что такой встречи в московской тюрьме произойти не могло.
Вот таким образом Суриков и ответил на упреки Толстого: «так красивее». Суриков осуществил то, о чем Иванов мог только мечтать. Швейцарские этюды также помогли художнику воссоздать передвижение персонажей. С таким мастерством передает Суриков переход Суворова через Альпы. Суворов стоит здесь не случайно, так как понимает, что каждый из его отважных солдат посмотрит на него пред спуском, перекрестится, скажет: «С Богом. » и пойдет вниз. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается.
Но, в основном, все до мелочей продумывал сам Суриков. Суворову почти 70 лет, он на покое. Суворов на белом коне – как памятник самому себе. В судьбе большого художника личное неотделимо от общественного.
Упреки Толстого имеют важное принципиальное значение. Сотрудникам этих газет было непонятно, что, показав Суворова как народного героя, Суриков разрушал слащавую и лживую легенду о Суворове как «царском слуге» и сусальном «отце-командире». Вокруг – военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся. В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. На картине изображено русское войско, которое скатывается с ледяной кручи.
А чем ближе к переднему плану, тем оно становится интенсивнее. Оно начинается вдали, в ущелье.
Рядом с ними виден серьезный немолодой барабанщик. Их объединяет стремление преодолеть перевал и победить. Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» показала русское войско, как единую нераздельную силу. Первыми спускаются те, кто прошел с не один поход с Суворовым и доверяет ему.
Но все вместе взятое не дало живописцу полноценного портрета. Лошадь над обрывом горячится, тогда как этого не бывает: лошадь в таких случаях идет очень осторожно. Такую гору должна преодолеть армия Суворова. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в столетие итальянского похода Суворова.
Начинаясь еще с ущелья и силой нарастания, переходит к переднему. В такой момент шутить. Дремучие, мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, лиющиеся дожди и густой туман облаков, при шумных водопадах, с каменьями с вершин низвергавшихся, увеличивали трепет.
Мастер обрезал вершину горы и нам неясно, как высоко она уходит вверх. Устрашающее воздействие глубины художник передал через два среза. Композиция картины очень динамична.
Пользуясь этим случайным совпадением, реакционные правительственные газеты пытались приписать Сурикову «верноподданнические» намерения. Солдаты на переднем плане картины заняты спуском – им уже не до шуток. Тщательно передает Суриков все детали исторической эпохи: одежду, мундиры, вооружение.
Ведь в народном эпосе правда и красота едины. Потом– прямо летишь, дух перехватывает». На торжественном митинге в Андерматте в честь 200-летия знаменитого перехода русский чиновник высокого ранга тихо поинтересовался у историка: «А как, собственно, Суворов здесь оказался. » А мой знакомый признался, что, только пройдя весь маршрут собственными ногами, он осознал, почему этот переход остался в военной истории как беспримерный. Живопись по самой своей природе вынуждена сконцентрировать все. Замечательно прорабатывает выражения лиц воинов.
Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Полководец еле удерживает коня на краю пропасти. И, конечно, главное в картине – изображение подвига народа, его героизма. «Долго бился я над этим солдатом— говорил Суриков, — Никак не летит в пропасть, а когда я поднял неестественно его локти вверх— полетел.
Он все свое внимание обратил на «зеленую молодежь», которая находится позади старых вояк. Сбоку, возле самого края ущелья, на коне сидит Александр Суворов. Надо было придумать, как изобразить солдат в движении, а не просто сидящих на снегу. Так же отлична и композиция «Перехода Суворова через Альпы». «Суворов в фельдмаршальском мундире» лишен, той стремительной энергии и оживленной веселости, которая так характерна для его облика.
Моментов утрирования в картине несколько. На это Суриков ответил, что «так красивее». Первая группа воинов просто лавинообразно спускается вниз.
Именно на части со льдом автор показал армию скользящую вниз. Из глубокого душевного кризиса он вышел внутренне окрепшим и еще теснее, еще неразрывнее стала его связь с народом. Но и Суриков опередил свою эпоху. Кампания была практически проиграна.
Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. А передняя группа воинов показана в момент стремительного лавинообразного спуска. После написания Суриковым картины «Переход Суворова через Альпы», на нее обратил внимание известный художник-баталист Василий Верещагин и в пух и прах раскритиковал ее, указывая на неправдоподобность деталей и манер солдат, офицеров и самого Суворова, на что Василий Суриков ответил, что эта работа создавалась не ради изображения исторической достоверности, а для того, чтобы еще раз подчеркнуть героический подвиг и мужество российских солдат под предводительством великого полководца Александра Суворова. Только пятном света выделен сам Суворов.
«Главное в картине— движение. Художник рисует грозную природу Альп, подчеркивая этим сложность и героизм перехода. Она занимает 2/3 холста. Дело здесь не только в том, что убеждения двух великих художников были различны: Толстой не верил в возможность управлять массами и прославил Кутузова за его стремление подчиниться стихийным силам, а у Сурикова солдаты, «покорные слову полководца идут». В октябре 1895 года Суриков задумывает картину «Переход Суворова через Альпы».
Командир не смотрит на них. Она затемнена и по ней медленно ползут серые облака. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором Николаем II. Движущую силу истории он видел не в одиноких «критически мыслящих личностях», а в народе проповедь «малых дел», приведшая в сфере искусства к снижению идейного уровня произведений, появлявшихся на передвижных выставках, не повлияла на Сурикова.
«Переход Суворова через Альпы» менее совершенен по живописи, чем предыдущие произведения Сурикова. Это была моя вторая поездка с «Командой Альпиндустрии». Великий русский художник работал над картиной с 1895 по 1899 год. Он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять. », «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак и я не немец, а природный русак».