Суворов после перехода через Альпы писал в донесении Павлу I: «Много людей с лошадьми с величайшим стремлением летели в преисподние пучины, где многие убивалися, а многие спасались никакое описание неспособно к изображению сей картины во всем ее ужасе».
Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь). Сам художник косвенным образом дал ответ на этот вопрос, указав, что он перешел «от драм к большой жизнерадостности» и почувствовал «необычайную силу духа» после того, как непосредственно прикоснулся к жизни народа в период пребывания в Сибири на рубеже девяностых годов.
Главное на полотне – движение. Солдатская масса разнородна. Он писал Александру: Льды, брат, страшной высоты.
Должно выйти что-нибудь и интересное. Главное в картине – движение. В то время Спиридонову было 82 года.
Общий тон слишком глуховат, в картине не достигнуто колористическое совершенство в изображении зимнего пейзажа, какое было присуще «Боярыне Морозовой» и «Взятию снежного городка». Если бы Суриков исправил «ошибки», указанные ему Толстым, то картина стала бы изображением единичного эпизода, не смогла бы выразить то содержание, которое вложил в нее художник. В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается.
Вокруг – военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся. Но на всех лицах имеется понятный страх. Но все вместе взятое не дало живописцу полноценного портрета. Бесстрашие людей, преодолевающих неприступные заснеженные скалы, отвага и смелость воплощены в сильных и выразительных образах. Ползут облака. Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с достойным оружием – штыками, пушками, кинжалами.
Далее, в глубине картины, выражения лиц спрятаны в тенях, падающих от горы. Цели художника служит и вертикальный формат картины— необычное решение для сцен батальной живописи. В походе армия Суворова прошла с боями черезСен-ГотардиЧёртов мост и совершила переход из долиныРёйса вМутенскую долину, где попала в окружение. Замечательно прорабатывает выражения лиц воинов.
За мелкими «неправдами» Сурикова Толстой не заметил общей большой правды. Передние воины сосредоточились на спуске с горы. Мне хотелось создать образ Суворова как легендарного русского полководца, не знавшего поражений. Суворов стоит здесь не случайно, так как понимает, что каждый из его отважных солдат посмотрит на него пред спуском, перекрестится, скажет: «С Богом. » и пойдет вниз. «Храбрость беззаветная – покорные слову полководца идут», – так говорил Суриков. В той же позе Суворов представлен и в карандашном наброске композиции.
Второй срез еще более впечатляет: на нем не видно, где кончается пропасть. Вот таким образом Суриков и ответил на упреки Толстого: «так красивее».
В октябре 1895 года Суриков задумывает картину «Переход Суворова через Альпы». В такой момент шутить. Чтобы это узнать, в 1897 году Суриков поехал в Швейцарию и скатывался с горы. Оно начинается вдали, в ущелье. Она занимает 2/3 холста.
Удивительно, но факт: этот поход не достиг своей цели (разгрома французских войск в Швейцарии), но героическийШвейцарский поход Суворова1799 г. стал великой страницей русской истории. Таков, по-видимому, был первый замысел. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Снег у него под ногами превращался в кучки и дух захватывало. Она построена по принципу движения сверху вниз. Н. при этом выругался) все равно». Швейцарские этюды также помогли художнику воссоздать передвижение персонажей.
Эпические черты присущи уже ранним картинам художника, а трагическое звучание свойственно всем суриковским темам, кроме, быть может, только «Взятия снежного городка». Еле сдерживая коня на краю пропасти, он шуткой подбадривает воинов. Она затемнена и по ней медленно ползут серые облака. Дело здесь не только в том, что убеждения двух великих художников были различны: Толстой не верил в возможность управлять массами и прославил Кутузова за его стремление подчиниться стихийным силам, а у Сурикова солдаты, «покорные слову полководца идут». Самое главное в картине – это ощущение движения.
Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Его голова обнажена как дань уважения подвигу солдат, а синий плащ развевается по ветру. Суриков долго работал над композицией Суворова. На это Суриков ответил, что «так красивее».
Его новаторство не было оценено современниками. Суриков по своему обычаю «допрашивает вещи» и с удовлетворением отмечает в одном из писем, что достал в Петербурге подлинные мундиры павловских солдат. Он проделал огромную предварительную работу по изучению исторических книг, документов, биографии Суворова, сделал большое число натурных зарисовок, рисунков вооружения, одежды и мундиров. С таким мастерством передает Суриков переход Суворова через Альпы. Гора уступами написана замечательно.
После написания Суриковым картины «Переход Суворова через Альпы», на нее обратил внимание известный художник-баталист Василий Верещагин и в пух и прах раскритиковал ее, указывая на неправдоподобность деталей и манер солдат, офицеров и самого Суворова, на что Василий Суриков ответил, что эта работа создавалась не ради изображения исторической достоверности, а для того, чтобы еще раз подчеркнуть героический подвиг и мужество российских солдат под предводительством великого полководца Александра Суворова. Лица большинства напряжены, сосредоточенны. Такую гору должна преодолеть армия Суворова.
То, что казалось художнику самым значительным в период создания «Утра стрелецкой казни» и «Боярыни Морозовой», заняло второстепенное место в его поздних вещах, а эпические черты, возникшие еще в его раннем творчестве, развились в законченную систему в «Покорении Сибири Ермаком» и «Переходе Суворова через Альпы». Суворову почти 70 лет, он на покое. Трудно признать суриковскую реконструкцию удачной. Благодаря вертикальному расположению холста, максимально сконцентрировано пространство отвесной скалы. Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». В то время Спиридонову было 82 года.
Подвиг под шутку полководца— так Суриков охарактеризовал свою картину. Сколько энергии в его фигуре, сколько живости в его лице. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Рядом с ними виден серьезный немолодой барабанщик.
«Главное в картине— движение. Суворов подъехал к краю пропасти и шуткой подбадривает войска. На его шутку откликнулись двое солдат. Сюжетом для картины «Переход Суворова через Альпы» послужили исторические события, происходившие во время войны второй антифранцузской коалиции против Франции. Слева на коне – сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой, указывающий рукой дорогу. Но, в основном, все до мелочей продумывал сам Суриков. Главное внимание уделялосьмуштревойск, смотрам и парадам.
По замыслу художника войско обрушивается прямо на зрителя, скатываясь с отвесной ледяной горы. Композиция картины очень динамична. А передняя группа воинов показана в момент стремительного лавинообразного спуска. Мастер обрезал вершину горы и нам неясно, как высоко она уходит вверх.
Важнейшим событием этого года было возникновение основанного Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», соединившего марксизм с рабочим движением. Например, расчехлённые штыки солдат до сих пор остаются предметом критики. Разрабатывая его, Суриков написал настоящий погрудный портрет Суворова в фельдмаршальском мундире и орденах.
Долго складывался образ великого полководца. Командир не смотрит на них. Именно на части со льдом автор показал армию скользящую вниз. Он все свое внимание обратил на «зеленую молодежь», которая находится позади старых вояк.
Снег. Это полководец, о котором и песню сложили и сказку сказали.
В соответствии с этой системой он и стал реформировать русскую армию. «Переход Суворова через Альпы» менее совершенен по живописи, чем предыдущие произведения Сурикова. Художник рисует грозную природу Альп, подчеркивая этим сложность и героизм перехода.
Все по-разному переживают напряженность момента. Пользуясь этим случайным совпадением, реакционные правительственные газеты пытались приписать Сурикову «верноподданнические» намерения. В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. А. В. Теме мужества и героизма русских солдат посвящена картина «Переход Суворова через Альпы» (1899).
Ни одна из картин Сурикова не вызвала таких противоречивых суждений, как «Переход Суворова через Альпы». Большинство критиков резко протестовало против этой картины и даже видело в ней «несомненный признак упадка замечательного дарования», а защитники обнаружились в том лагере, где Суриков менее всего желал бы их найти. Движущую силу истории он видел не в одиноких «критически мыслящих личностях», а в народе проповедь «малых дел», приведшая в сфере искусства к снижению идейного уровня произведений, появлявшихся на передвижных выставках, не повлияла на Сурикова.
Упреки Толстого имеют важное принципиальное значение. Различие между этапами сводится лишь к перестановке акцентов.
Разумеется, решение и здесь пришло не сразу. И он был счастлив, глядя на веселых и оживленных дочерей. Всё здесь чужое, суровое. Эхо бесконечное. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова.
Сотрудникам этих газет было непонятно, что, показав Суворова как народного героя, Суриков разрушал слащавую и лживую легенду о Суворове как «царском слуге» и сусальном «отце-командире». Хотя один из них на всякий случай закрыл лицо плащом.
Он весь подался вперёд, подбадривая солдат. В дореволюционном искусствоведении прочно установился взгляд, согласно которому творчество Сурикова, достигнув своей вершины в «Боярыне Морозовой», в дальнейшем неуклонно шло на спад. «На каждом шаге в этом царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверстые и поглотить готовые гробы смерти. Переход через Альпы – это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба. В то время Спиридонову было 82 года.
На картине изображено русское войско, которое скатывается с ледяной кручи. Пейзаж играет огромное значение в картине. В «Боярыне Морозовой» наряду с основной композиционной диагональю настойчиво выступают и другие разнообразные пространственные мотивы, уводящие взор зрителя в глубину картины. Считается неправдоподобным такой спуск – солдаты могли поранить штыками друг друга. Моментов утрирования в картине несколько. Всякое изложение недостаточно к изображению сей картины во всем ее ужасе».
По горе слева скатывается в пропасть вся русская армия. Тебе скажу под строжайшим секретом: «Переход Суворова через Альпы» (Приложение 9. ). Потом– прямо летишь, дух перехватывает». Он подбадривает своих воинов, указывая как лучше переходить. От знающего человека я узнал, что такой встречи в московской тюрьме произойти не могло. Война второй антифранцузской коалиции с Наполеоном была проиграна и закончилась Амьенским миром между Великобританией и Францией.
Ведь в народном эпосе правда и красота едины. Это еще больше усиливает ощущение стремительного движения. Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». Крутой обледенелый обрыв. На лице командующего написаны сложные чувства.
Потом— прямо летишь, дух перехватывает»— рассказывал Суриков. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. На шутку Суворова откликнулись двое солдат. Над картиной Суриков начал работать в 1895 году, а в 1898 году в Швейцарии, на месте знаменитого исторического перехода, писал этюды к ней. А чем ближе к переднему плану, тем оно становится интенсивнее.
21 сентября 1799 г. начался переход русских войск под командованием Александра Суворова из Северной Италии через Альпы в Швейцарию. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Наконец в 1897 году он приступил непосредственно к самой картине. Движение играет главную роль на полотне. Но этой перестановки акцентов оказалось достаточно, чтобы создать новое качество. В его небольшой фигуре столько мощи, силы, энергии. И отвечал себе: ушла, осталась только тихая печаль. Суриков встретился с большими сложностями при поиске прототипа, который будет образом Суворова.
Осенью 1895 года Суриков сообщал брату: Я задумал новую картину писать. Его солдаты знали только одно слово: вперед. В1797 г. Суворов был уволен в отставку без права ношения мундира. Так же отлична и композиция «Перехода Суворова через Альпы». Последним испытанием был спуск с горы Панкис (именно он и изображён на картине «Переход Суворова через Альпы»).
Художник долго и тщательно работал над передачей стремления войска. Он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять. », «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак и я не немец, а природный русак». Полководец еле удерживает коня на краю пропасти. Только пятном света выделен сам Суворов. Тема народа объединяет оба цикла.
Устрашающее воздействие глубины художник передал через два среза. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в столетие итальянского похода Суворова. За ним последовали многочисленные натурные этюды. Он преодолевается верой в командующего и волей, которая закалилась в боях.
В «Суворове» глубины почти нет. Именно им сейчас более всего нужна поддержка. Я очень много думал над этой картиной. Но и Суриков опередил свою эпоху.
Ледяные уступы синеватые, полупрозрачные. Вертикальный формат картинытакже был необычным решением для жанра батальной живописи, но и он служит главной цели – показать сложность этого перехода и военный гений Суворова. Первыми спускаются те, кто прошел с не один поход с Суворовым и доверяет ему. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. В Швейцарском походе проявились полководческий гений Суворова и тактическое мастерство русских командиров.
Суриков осуществил то, о чем Иванов мог только мечтать. Суворов на белом коне – как памятник самому себе. Великий русский художник работал над картиной с 1895 по 1899 год.
Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году – в столетие итальянского похода Суворова. Были введены новая форма одежды, новый воинский устав. Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами.
«Суворов в фельдмаршальском мундире» лишен, той стремительной энергии и оживленной веселости, которая так характерна для его облика. Потом вдруг слышно, как из пушки выпалит, это значит, какая-нибудь глыба рассыпалась. И, конечно, главное в картине – изображение подвига народа, его героизма. Он подчёркивает героизм русских войск, действовавших в смертельно опасных условиях природы, представлявшей собою, по словам Суворова, «разверстые и поглотить готовые гробы смерти».
1799 год. Живопись по самой своей природе вынуждена сконцентрировать все.
На краю обрыва остановил своего коня Суворов. Марксизм нанес окончательный удар народнической идеологии, которая уже с восьмидесятых годов вырождалась в «пошлый мещанский радикализм». В судьбе большого художника личное неотделимо от общественного. Войска вашего императорского величества прошли через темную горную пещеру Урзерн-Лох, заняли мост, удивительною игрой природы из двух гор сооруженный и проименованный Тейфельсбрике.
Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Чтобы не допустить разгрома французской армией русско-австрийских войск под командованием Александра Римского-Корсакова, Суворов решил прорваться к ним ближайшим путём. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. «Толстой очень против был», — иронически рассказывал он впоследствии.
Начинаясь еще с ущелья и силой нарастания, переходит к переднему. Первая группа воинов просто лавинообразно спускается вниз. Их объединяет стремление преодолеть перевал и победить. Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» показала русское войско, как единую нераздельную силу. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Правда, художник добился сходства и сумел одушевить дыханием жизни этот «компилятивный» образ, но не смог выразить в нем содержание, соответствующее замыслу картины.
Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах. Сбоку, возле самого края ущелья, на коне сидит Александр Суворов. В первом цикле преобладают черты трагедии, во втором — эпоса.
Суворов на белом коне остановился на самом краешке обрыва. Она кажется беспредельно бесконечной зрителю и солдатам, вызывая ужас. Их разговор имел важные последствия для романа. Сквозь все свое творчество Суриков пронес лучшие просветительские традиции передвижничества, неизменно сохраняя и развивая принципы реалистического идейно-содержательного и обращенного к народу искусства. Выражения лиц, особенно лица Суворова, замечательно проработаны.
Но всражении в Мутенской долинеСуворов нанёс поражение французской армии и вывел русскую армию из окружения, после чего она совершила переход через заснеженный труднодоступный перевалРингенкопф (Паникс), откуда направилась в сторонуРоссии. В октябре 1895 года Суриков задумывает картину «Переход Суворова через Альпы». Надо было придумать, как изобразить солдат в движении, а не просто сидящих на снегу.
Идущие за ними повернули головы в сторону полководца и пытаются услышать, что он говорит. Оно начинается где-то далеко, в ущелье. Это кажется неправдоподобным.
Приближаясь к переднему плану, движение нарастает. Полководец выбрал этот кратчайший путь имея цель как можно скорее проникнуть в Швейцарию для соединения с русскими войсками и вместе перенести военные действия на территорию Франции. «Главное в картине — движение, — говорил художник, — храбрость беззаветная — покорные слову полководца идут». «Переход Суворова через Альпы» был сложен передачей движения человеческой массы: у художника не было натуры.
Толстому было чуждо былиннопесенное, эпическое начало, пронизывающее суриковскую картину.