Живописные эпопеи с изображением народных масс стали воплощением глубокого убеждения многих передвижников в том, что они творят свои произведения не ради одного искусства, а преследуют более высокие духовные цели. Творчество передвижников способствовало развитию и демократизации русского искусства, оказало огромное влияние на творческий рост отдельных художников и целых национальных художественных школ, особенно в Польше, Болгарии, Чехии, Румынии. Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность.
Выдающимся представителем передвижников является В. А. Товарищество передвижников просуществовало более 50 лет. На протяжении 70-80-х годов 19-го века творчество передвижников углублялось и совершенствовалось.
Ведущим стилем в искусстве передвижников был реализм. Человек с его глубоким духовным миром, творческим восприятием жизни, пребывающий в активном поиске смыслы жизни стал центральной темой полотен художников-передвижников. Интересно, что к XX веку передвижничество как явление в искусстве живописи сходит на нет, а сами передвижники постепенно возвращаются под крыло той самой Академии художеств, против которой прежде вели непримиримую борьбу. С ними и связано наименование "передвижники".
Многие картины передвижников были написаны по его заказу. Последняя, 48-я выставка ТПХВ состоялась в 1923 г. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНИКОВ («Товарищество передвижных художественных выставок»), крупнейшее из русских художественных объединений 19 в. Но картина другого передвижника К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» уже говорила о том, что в народе пробуждаются силы для борьбы за счастье. 1917 год стал годом перемен и для художников-передвижников. Художники передвижники подняли на новый уровень общественное восприятие живописи.
К передвижникам присоединялись всё новые мастера. Нельзя не отметить, что социальные картины передвижников воспринимались интеллигенцией как драма народа, вызывали то чувство вины перед народом, которое было так характерно для образованных людей того времени. В то же время нельзя не отметить огромный вклад передвижников в развитие реалистической живописи в России. Он стал тем инструментом, с помощью которого передвижники пытались изменить жизнь простых людей к лучшему. Представление о задачах искусства будущих передвижников формировалось под влиянием эстетики Н. Г. Чернышевского, провозгласившего достойным предметом искусства «общеинтересное в жизни», которое понималось художниками новой школы как требование остросовременных и злободневных тем.
Передвижники – сокращенное название объединения российских художников «Товарищество передвижных художественных выставок», существовавшего в последней трети XIX века. Передвижники непрерывно совершенствовали свое мастерство в написании многофигурных картин, что выражалось в нескольких аспектах. Передвижники боролись как с Академией художеств, культивировавшей отвлеченное идеализированное искусство, далекое от нужд и запросов трудового народа, так и со всевозможными декадентскими, эстетическими течениями, провозглашавшими идеалистический лозунг «искусство для искусства». Третьяков играл важнейшую роль в жизни передвижников, оказывая как материальную, так и моральную поддержку.
Поиск новых тем, новых возможностей, новых трактовок, характерный для передвижников, отражение идеалов интеллигенции не мог не оказать большого влияния на умы и настроения современников. Однако принципы равноправия через 20 лет и погубили товарищество передвижников вследствие прихода в объединение откровенно слабых участников и картин. Конечно, подобная виртуозность кисти принадлежит главным образом выдающимся художникам-передвижникам, состоявшим в ТПХВ. Чтобы воплотить свои философские воззрения в жизнь, передвижники постоянно искали новые типажи и характеры.
Но коль мы ведём разговор о первой выставке передвижников, то неизбежно следует сказать и о ней. Передвижники (полное название: Товарищество передвижных художественных выставок, рус. Передвижники самостоятельно устраивали выставки членов товарищества в различных уголках Российской Империи.
значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже — исторической живописи. Рябушкин и др. Это было как бы «хождение в народ» художников. Ведь передвижники понимали занятия искусством и живописью как высокую миссию служения своему народу, а не как исключительно выполнение конвейерных работ «портреты на заказ». Перов, В. А.
ТПХВ впервые стало устраивать «передвижные» выставки, представляя свои произведения публике не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Киеве, Харькове, Одессе, Казани и др. В 1894 году Серов становится членом Товарищества передвижников. Новым уставом Академии 1859 г. вводился ряд изменений в её работу. Большую роль в развитии искусства передвижников играл критик-демократ В. В. Их картины обращены к неравнодушному, размышляющему и сопереживающему зрителю. Верещагин, А. П.
Устав новой организации был утвержден в 1870 году. Является одним из учредителей Товарищества передвижников. В 1909 прекратились его провинциальные выставки. Сложные же отношения с Академией в итоге завершились компромиссом, поскольку к концу 19 в. (вслед за пожеланием Александра III «прекратить раздвоение между художниками») значительная часть наиболее авторитетных «передвижников» была включена в академический профессорский состав. Для того чтобы нагляднее показать, насколько народ в лице бурлаков «возвышается» над всеми прочими обеспеченными господами из совсем иной действительности, Репин изначально выстраивает особый композиционный ряд: низкая линия горизонта «приподнимает» изображаемых на своеобразный пьедестал. Савицкий, A. M.
За эту работу в 1860 году на академической выставке он был удостоен золотой медали. «Артель» просуществовала недолго. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова. Новым стимулом явилось обращение к «Артели» (в 1869) группы художников-москвичей (Л. Л. Каменев, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов и В. О. Шервуд) с предложением совместно организовать новое «Товарищество» и в 1870 был утвержден его устав, подписанный Н. Н. Ге, Каменевым, М. К. Клодтом, М. П. Клодтом, Корзухиным, Крамским, К. В. Лемохом, К. Е. Маковским, Н. Е. Маковским, Мясоедовым, Перовым, Прянишниковым, Саврасовым, Шишкиным и В. И. Якоби.
«Передвижники» перестали уже представлять собою, как они сами привыкли считать, все художественно-передовое в России и модернистски настроенная молодежь делала выбор в пользу других группировок – начиная с «Мира искусства». 62 х 48, 5 см. Их картины обращены к неравнодушному, размышляющему и сопереживающему зрителю. Саврасов активно участвует в выставках, преподает в Училище ваяния и живописи.
Смена», 1895, ГТГ). После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве, Харькове и других городах (всего в 12 городах).
Иван Крамской (фотография 1860-х годов)Когда конкурс начался, сделал заявление Иван Крамской: «. «Странник», 1870 И. Н. Крамской. Прянишникова) вошли в историю русского художества. в Санкт-Петербурге, откуда картины были отправлены для показа в др. Рерих, А. А.
Развивая отдельные жанры, передвижники в качестве идеала, к которому должно стремиться искусство, мыслили единство, синтез всех жанровых слагаемых в форме «хоровой картины», где главным действующим лицом выступала бы масса народа. Пороки общественной жизни стали темами их картин. Творчество передвижников, рассматривавших свою деятельность как подвиг общественного служения, было посвящено интересам трудового народа. Целью их творчества было служение людям, народу. Основываясь на материалистической эстетике В. Г. Кочегар – вот твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. ». Первая выставка состоялась в 1871 году, а расцвет движения пришелся на 80-е годы 19 века.
В целом выставка была успешной83 и стала значительным событием в культурной жизни России. Творчество художников передвижников было простым и понятным народу. Свои впечатления от красоты родной природы он передает в картинах. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871). Новое, раскрепощенное от канонов академической классики искусство, «искусство в высшем его проявлении», призвано было открывать миру то, «что скажет о нем (мире) история» (Крамской, Взгляд на историческую живопись), – фактически открывать сам ход истории, тем самым действенно подготавливая в своих образах будущее.
К П. принадлежали художники из Украины, Латвии, Армении и др. Наряду с господствовавшим в 1860-е гг. А уже через 7 лет, в 1870 году, образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок». Например известный портрет Л. Н. Эта же экспозиция впоследствии была перевезена в Киев и Харьков.
Всего было выставлено 47 экспонатов которые перевернули академические представления о живописи, это была первая ступень успеха передвижников показавших свои картины в ином измерении. Прямым откликом на революционные события была небольшая картина «Встреча. Еще в пенсионерские годы во Франции Поленов много писал на пленэре (нормандские этюды). В ноябре 1863 года четырнадцать выпускников императорской Академии художеств отправили в Совет Академию просьбу, в которой просили заменить традиционное конкурсное задание, предоставив молодым художникам свободу в выборе темы. Сын Петра I от первого брака выступил против реформ отца. многие видные члены Товарищества (И. Е. Репин, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин и др. ) вошли в состав Петербургской академии художеств.
Та эмоциональная поддержка, которая со всех сторон направлена на Морозову, тем значимее, чем «разношерстнее» персонажи, ее оказывающие: это и вполне благополучные горожане Средневековой Руси и скитающийся странник и босой юродивый, сидящий прямо на снегу. Вот таким образом появляются картины изображающие общественную жизнь. Такие картины русских художников-передвижников, как «Майская ночь» (И. Просим позволения сказать перед Советом несколько слов. Академии художественные).
Репин, В. И. Во-вторых, возрастает артистичность, посредством которой художники отображают смену настроения своих персонажей, моменты их внутреннего противоборства и «точки выбора» той или иной модели поведения.
Своим творчеством Н. Ге продолжил традиции А. Иванова, шедевр которого «Явление Христа народу» стал самым знаковым полотном своего времени. Шедевры, написанные в молодые годы имели огромный успех на передвижных выставках. Главным заказчиком живописцев был народ, а главной целью – его просвещение. Суриков, В. Е.
Передвижники – это художники реалистического направления, входившие в крупнейшее русское прогрессивное демократическое объединение – Товарищество передвижных художественных выставок (1870- 1923гг). был утвержден Устав Товарищества, провозгласивший основными принципами творчества художников реализм, народность (выражение интересов самой многочисленной части общества), выявление духовных основ русской культуры. И, как правило, таковым единством становились народные массы. Например, И. И. Репин, В. И. Суриков или тот же Крамской).
Будучи уже прославленными мастерами пейзажа, учили новое поколение живописцев этого искусства, укрепило свои позиции как самостоятельный жанр. Показательным примером этой новой ступени развития портретного жанрав творчестве передвижников является произведение Василия Сурикова «Боярыня Морозова» (1887 г. ). Ему принадлежат портреты Ф. Достоевского и А. Островского. Белинского и Н. Г. (Века) искусство ряда П. стало терять глубину отражения жизни, обличительный пафос.
Таким образом, картина «Тайная вечеря», выйдя из евангельского сюжета, расширила его рамки и раскрыла ответы на самые актуальные вопросы современности. Вдохновляющим примером для него послужила «Санкт-Петербургская артель художников», которая была учреждена в 1863 участниками «бунта четырнадцати» (И. Н. Крамской, А. И. Корзухин, К. Е. Маковский и др. ) – выпускниками Академии художеств, демонстративно покинувшими ее после того, как совет Академии запретил писать конкурсную картину на свободный сюжет вместо официально предложенной темы из скандинавской мифологии. по инициативе Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге и др., было «высвободить искусство из чиновничьего распорядка», развить обличительные тенденции живописи 1860-х гг., пробуждать «общественную совесть» и вместе с тем показать положительный образ современника, дать нравственные ориентиры для общества.
Ярошенко, И. И. 29 ноября 1871 г. в Петербурге состоялось открытие первой передвижной выставки. Е. Репин, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин и др. ) вошли в состав Петербургской академии художеств. В этом шедевре художник показал свое мастерское владение всеми средствами искусства в совершенстве.
Вскоре эти художники, к которым примкнули новые сторонники, основали «Товарищество передвижных художественных выставок» и стали возить свои картины из города в город, пробуждая в людях революционные настроения, сочувствие к бедствиям простых людей, любовь к родной земле, такой «убогой и обильной, могучей и бессильной», как сказал о ней поэт Некрасов. В комнате чувствуется напряжённая тишина и уже не нужно больше слов – всё сказано. В 1890-х гг. Первая выставка передвижников была открыта в Петербурге 29 ноября 1871 г. в здании Академии художеств. Однако эта особенность лишь привлекла внимание ценителей искусства.
Саврасов, В. И. Последняя, прерванная смертью художника работа «Озеро» (1899–1900, ГРМ), однако, полна солнца, света, воздуха, ветра. города. Среди них Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927), много занимавшийся бытовым и историческим жанром.
Произошло это под влиянием враждебно настроенных бояр. Он стремился возродить Товарищество, но усилия оказались тщетными. Этот шедевр был написан в 1873 г. в Ясной Поляне. В 1890-х гг в состав АМ (Академия художеств) вошли видные члены Общества (Репин, Маковский, Шишкин и др. ). Творческим методом передвижников стал критический реализм, стремление воплотить «правду жизни».
Первые пейзажи Алексея Кондратьевича – «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Вид Москвы с Воробьевых гор» – проникнуты идеями романтизма. Из экспонентов выдвигались кандидаты в члены Товарищества (до приёма кандидата в члены Товарищества дело доходило редко). Его первые картины отражают социально-критическую направленность автора. Мясоедов, В. Г. Самим или с помощью дизайнеров и художников создавать индивидуальные интерьеры. Участниками выставок Товарищества были М. М.
Событие осталось в истории как «бунт четырнадцати». И. Н. 1870-80-е годы – это период расцвета передвижников. В отличие от «Артели» у передвижников была четкая идейная программа – отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами, во всей злободневности. Всего было показано 82 произведения 20-ти художников. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове.
А в конечном варианте картины, завершенной художником в 1888 году, вновь ожили принципы академической композиции. Галерея «лиц, дорогих нации» была создана во многом благодаря целенаправленной деятельности П. М. Третьякова, заказывавшего портреты художникам В. Г. Перову (портреты А. Н. Островского, 1871 Ф. М. Достоевского, В. И. Даля И. С. Тургенева все– 1872), И. Н. Крамскому (портреты Т. Г. Шевченко, М. М. Антокольского, Ф. А. Васильева все – 1871 Л. Н. Толстого, 1873 И. А. Гончарова, 1874 Н. А. Некрасова, 1877 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879), И. Е. Репину (портреты И. С. Тургенева, 1876 И. Е. Забелина, 1877) и др. Так, первая параллельная выставка10 была показана в 12-ти городах России11. Таковы картины С. А. Коровина («На миру», 1893, ГТГ), С. В. Иванова («В дороге., – писал в журнале «Отечественные записки» Михаил Салтыков-Щедрин. Правом голоса в Товариществе экспоненты не обладали. Каждый портрет для Серова, по его выражению, – «целая болезнь» – с такой творческой страстью углубляется он в изучение натуры ищет новые средства художественной выразительности, добивается яркого раскрытия социально-психологической сущности человека, стремится выразить свое отношение к нему. Но он и философ.
ТПХВ распалось в 1923. А. Касаткин, Л. В. Попов, С. В. Иванов и др. ). ТПХВ стало символом искусства живописи девятнадцатого века. Домотканово» (1895г. ), «Зимой» (1898г. ), пастель «В деревне.
Вряд ли об этом, пусть и выдающемся произведении живописи, можно сказать «хоровая картина». В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали прежде всего современную им жизнь трудового народа России.
Художники-передвижники были первыми русскими реалистами. Каждая выставка была огромным событием в жизни провинциального города. В результате 9 ноября 1863 г. 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. Огромное значение для развития российского.
Свои наблюдения и впечатления от увиденного они реализовывали в работах. Именно Василий Григорьевич был одним из инициаторов активных действий Товарищества. На рубеже XIX и XX вв. Выпускники, оставив Академию, создали «Санкт-Петербургскую артель художников».
В 1922 г. состоялась последняя выставка передвижников. Маковский, И. М. Ряд выпускников Академии отказались писать программную картину на одну тему скандинавского эпоса, когда вокруг столько волнующих современных проблем и, не получив разрешения на свободный выбор темы, вышли из Академии, основав «Петербургскую артель художников» (Ф. За 53 года своего существования (до распада в 1923-м) передвижники провели 48 выставок в Петербурге, Киеве, Москве, Харькове, Одессе, Казани, Риге и других городах. Деятельность передвижников основывалась на идеях народничества.
Они работали в различных жанрах: исторический, пейзажный, портретный. Таким образом, в 1894 году учителями академии стали Репин, Маковский, Шишкин и Куинджи. Журавлев, А. Корзухин, К. Маковский, А. Морозов, А. Литовченко и др. ). Еще одной значимой работой Крамского является картина «Неутешное горе», передающая всю глубину материнских чувств. Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886)Следует подчеркнуть, сто состав Товарищества не был постоянным: его покидали одни и приходили другие. Художники пишут бытовые сцены из деревенской жизни (В. М. Максимов. И его философские раздумья тоже полны грусти о бренности всего земного, о малости человека во Вселенной, о краткости земного существования, которое является мигом перед лицом вечности («Над вечным покоем», 1894, ГТГ).
Получив отказ Совета Академии, группа демонстративно вышла из Академии и организовала Артель художников по типу рабочей коммуны, описанной в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать. ». Стасов П. М. Даже сюжетная линия – и та в итоге поневоле исказится.
По мере накопления таких произведений и организовывалась выставка. Вернувшись домой, долгое время находится в поисках своего дальнейшего пути. Появилась новая тенденция вкрапления в интерьер выполненных под старину фресок. Жанровое начало задавало тон портрету, пейзажу и даже образам прошлого, максимально приближенным к «духовным потребностям общества».
В 1880–90-е гг. Уже в возрасте 22-23 лет он создал классические произведения русской живописи: картины «Девочка с персиками» (1887г. ), «Девушка, освещенная солнцем» (1888г. ), «Заросший пруд. Яркий пример тому – И. Шишкин. Товарищество возникло в ответ на бездействие и безыдейность Академии художеств. Последним главой товарищества избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов. 1880-х гг.
Мясоедова, Н. Н. На экспозиции были представлены работы шестнадцати живописцев. Экспонентами выставок ТПХВ были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин и др. Но даже в знаменитой картине «Христос и грешница» («Кто без греха. », 1888, ГРМ) огромную роль играет пейзаж. В число экспонентов «Товарищества» вошли (помимо вышеуказанных художников) А. П. Боголюбов, А. М. Васнецов, К. Ф. Гун, Н. Н. Дубовской, И. И. Левитан, В. М. Максимов, Н. В. Неврев, И. С. Остоухов, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий, В. И. Суриков, Н. А. Ярошенко и многие другие.
Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе. В своих работах они изображали лучших людей страны, видных деятелей науки, культуры. Конец 1890-1900 гг. В это время в центре официальной школы – Петербургской Академии художеств –также назревает борьба за право искусства обратиться к реальной, действительной жизни, вылившаяся в 1863 г. в так называемый «бунт 14-ти». В 1890-х гг. После окончания Академии (1860 г. ) Шишкин отправляется за границу.
Антокольский, В. В. Таким образом, в изобразительном искусстве России впервые (если не считать «Артели») возникла мощная арт-группа, не просто дружеский кружок или частная школа, а крупное сообщество единомышленников, которое предполагало (наперекор диктату Академии художеств) не только выражать, но и самостоятельно определять процесс развития художественной культуры по всей стране. Особое место в творчестве живописца занимает революционная тематика. Репин понимает, что такое положение вещей сродни национальной трагедии для всей страны. Коммерческая успешность ТПХВ была залогом творческой независимости его участников. Русские художники создавали славу культуры России.
Он прежде всего лирик, его пейзаж глубоко лиричен, даже элегичен. также СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ). Заметное место на передвижных выставках занимали портреты деятелей русской культуры, которые воспринимались обществом как «властители дум», самоотверженные пророки, проповедники высоких истин, взывающие к душам и сердцам. XIX века.
Цветовое и светотеневое восприятие природного фона полностью сливаются, что придает художественному образу какую-то особую материальность. В ноябре 1870г. Их деятельность дала мощный толчок для развития живописи и искусства в целом. И художник становится в один ряд с деятельными и энергичными передвижниками.
Так началась эпоха «передвижничества» в русской живописи ХХ века. Особый успех на выставке имели «Грачи прилетели», картина Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». На второй экспозиции была представлена работа Крамского «Христос в пустыне». в его рядах оказалось немало слабых художников, а недостаток свежих идей привёл к некоторому застою, «измельчанию» сюжетов, повторяемости прежних мотивов. Яркий пример тому – «Сельский крестный ход на Пасху», «Проповедь в селе» и др. Мясоедова, Н. Н.
В пейзаже происходило как бы узнавание облика родной природы одновременно с познанием национальной народной жизни. 1880-х гг. Социальная направленность и высокая гражданственность идеи выделяют его в европейской жанровой живописи XIX в. Товарищество было создано по инициативе Мясоедова, поддержано Перовым, Ге, Крамским, Саврасовым, Шишкиным, братьями Маковскими и еще рядом других «членов-учредителей», подписавших первый устав Товарищества. Левитан, В. А. Куинджи, В. Д.
Он как будто ждёт ответа на заданный царевичу вопрос. Максимов, К. А. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др.
По возвращении на родину он создает картину «Московский дворик» (1878, ГТГ), настоящий гимн «патриархальной Москве, увиденной глазами петербуржца»: типично московская шатровая колокольня и церковь, уютный московский особняк с ампирным портиком играющие дети, телега с лошадью – весь мирный быт «порфироносной вдовы» передал Поленов в тончайшей воздушности пленэрной живописи. «Полесовщик», 1874, «Мина Моисеев», 1883 И. Е. Репин. В целом передвижники ориентировались на современность, создавая большое количество жанрово-бытовых сюжетов. Обаятельны женские портреты С. М. Лукомской (акварель, 1999г. ) и М. Н. Домотканово» (1888г. ).
Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870 г. Первая выставка открылась в 1871 г. Это событие имело свою предысторию. География показа параллельных выставок была обширней чем у основных выставок. «Страдная пора», 1887 И. М. Прянишников. Плату за посещение экспозиции делили между участниками объединения, часть выручки сохраняли в общем фонде. Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29ноября (11декабря)1871 г. в здании Академии художеств.
В его состав в разное время входили (кроме инициаторов) И. Ю. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, А. М. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, Серов Валентин и др. Написанная в 1883 году, картина привлекает необычным живописным и композиционным решением. реалистического искусства имела педагогическая деятельность П. (В. Членами ТПХВ в разные периоды были Н. Н. Данные изменения обуславливались совокупностью «художественных побед», содержавшихся в гармонизации колористических планов картины. В его состав в разное время входили (помимо инициаторов) И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, А. М. Васнецов и В. М. Васнецов, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др. Их полотна зрители встречали с большим интересом.
К этому времени в академии произошли некоторые изменения. Теоретическим истоком творческих идей «передвижников» (выраженных в их переписке, а также в критике того времени – в первую очередь, в текстах Крамского и выступлениях В. В. Стасова) была эстетика философского романтизма. После распада ТПХВ многие передвижники вошли в Ассоциацию художников революционной России. Последние годы жизни художник провел в глубокой нужде. Его мировоззрение сложилось в атмосфере 60-х годов. Идеология народничества появилась в Российской империи в 1860-х годах и позиционировала себя как «сближение» интеллигенции с народом. Однако те же задачи вскоре были поставлены новообразованной АХРР, с которой «передвижничество» практически слилось (последний председатель «Товарищества», Радимов, стал одним из родоначальников АХРР), так что 1922 год оказался для него последним.
Наряду с бытовой картиной одним из ведущих жанров в искусстве передвижников был портрет. Однако открытость объединения для новых участников привела к тому, что к кон. Поистине блестящим портретистом был И. Крамской. Третьяковская галерея).
С 1870 г. он вместе с женой путешествует по России (Кострома, Ярославль, Новгород). Убежденным пропагандистом творчества передвижников был критик В. В. Стасов, провозгласивший важность создания «хоровой» картины, где главным героем является народ, запечатленный во всем многообразии типов («Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина, 1880–83). ТПХВ объединяло почти все наиболее талантливые художественные силы страны. В 1848-м он поступил в Казанскую гимназию, но не окончил ее.
На первый план художник выдвигает ясный и мудрый ум писателя. Следствием этого процесса явилось взаимодействие жанров — в бытовой картине усиливается роль пейзажа, развитие портрета обогащает бытовую живопись глубиной обрисовки характеров, на стыке портрета и бытовой картины возникает такое оригинальное явление, как социально-бытовой портрет («Полесовщик» И. Н. Крамского «Кочегар» и «Курсистка». Отчасти по этой же причине впервые в истории Российской Империи объединение стало организовывать «передвижные» эскпозиции своих картин. Были показаны работы 16 художников.
оживлены незримым присутствием в них человека. города. Русские художники-передвижники 19 века создали огромную портретную галерею. Это событие назвали «Бунтом четырнадцати». Организуя передвижные выставки, передвижники вели активную просветительскую деятельность и обеспечивали сбыт своих произведений экономическая жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах. То, что в западноевропейской (французской по преимуществу) живописи сделал Коро как создатель пейзажа настроения, в русской живописи принадлежит Левитану. И по сей день шедевры этого великого пейзажиста пользуются огромной популярностью. многие художники демонстративно покинули академию.
Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. А. Саврасов «Грачи прилетели» (1871). Прянишников, А. К. Антокольский, В. В.
городах. Васнецовы, А. И. «Порожняки», 1872) портреты крестьян, воссоздающие яркие и цельные народные типы (В. Г. Перов. Н. А. Ярошенко создавал портреты-типы («Студент», 1881 «Курсистка», 1883). Передавая эту смену состояний в природе, Васильев использовал тончайшие цветовые отношения: от серого снега и свинцового неба к рыжеющему лесу и коричневым лужам в «Оттепели», от темнеющих деревьев и их скользящих теней к уже светлой воде, проясняющемуся небу – в «Мокром луге».
Жили бедновато, но весело. Самодержавие вынуждено было отказаться от первоначальной тактики притеснений и травли П. Оно делало попытки подчинить себе их деятельность, чтобы поднять значение АХ (Академия художеств), переживающей глубокий кризис. демократическое искусство прочно завоевало общественную трибуну.
Государственная Третьяковская галереяСюжет картины – историческое событие. Товарищество передвижных художественных выставок, ТПХВ или художники-передвижники. бытовым жанром в творчестве передвижников развиваются портрет и пейзаж. Саврасов, И. И.
Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и в провинции (иногда в 20 городах в течение года). В состав передвижников в разное время входили (помимо инициаторов) И. Е. В числе передвижников были художники Украины (К.
В своей работе художник колоритно показал образ простого народа. Мрачные и темные тона, окружающие арестанта на этой картине, словно кричат о засилье непробиваемой глухоты и слепоты в обществе. Совет Академии отказал им в этом и тогда все 14 художников покинули Академию. Возглавил движение И. Крамской. ТПХВ впервые стало устраивать «передвижные» выставки, представляя свои произведения публике не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Киеве, Харькове, Одессе, Казани и др.
Его ранние произведения проникнуты романтикой. К. Костанди, Н. К. Пимоненко), Латвии (К. Созданию портрета предшествовало создание этюдов и набросков, в которых художник так или иначе уже сформировал представление о своих героях. Имена художников-передвижников известны далеко за пределами Родины. Значительное развитие получили также исторический жанр и пейзаж в картинах на религиозные сюжеты воплощались актуальные нравственно-философские проблемы.
Каковы были эти идеи. Крамской, Г. Г. В 1870 г. она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок», но опыт Артели учитывался при создании Товарищества. Это относится и к работам прозаика Шишкина И., романтиков Ф. Васильева, Куинджи А. о особенно таких лириков, как Саврасов А. Поленов В., Левитан И. Знаменитые «Оттепель» (1871, ГТГ) и «Мокрый луг» (1872, ГТГ) полны глубокого настроения и передают мельчайшие изменения в природе: «жизнь неба», предметов, окутанных мглою, как в «Оттепели» или в пелене дождя, как в «Мокром луге», – сохраняя при этом обобщенность, цельность картины, всегда проникнутой большим поэтическим чувством. Не случайно так любил изображать Левитан осень, осенние размытые дороги. Коммерческая успешность ТПХВ была залогом творческой независимости его участников. Еще одно значительное творение Репина – «Крестный ход в Курской губернии».
Ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет. Избрав основой своего искусства творческий метод критического реализма, передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной страны, её природы стремясь служить своим творчеством интересам трудового народа, они прославляли его величие, силу, мудрость и красоту, часто поднимались до беспощадного обличения его угнетателей и врагов, невыносимо тяжёлых условий его жизни. В последующие годы он пишет ряд пейзажей («В окрестностях Москвы», «Рубка леса», «Корабельная роща», «Ручей в лесу»).
Картина стала открытием в живописи. Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И. Н. Так, Константин Савицкий превратил в прах первоначальную версию своего исторического полотна «На войну» (1880 г. ). Число участников-экспонентов на выставках всегда было больше числа участников членов Товарищества. Художник-пейзажист.
Основано оно было в 1870 году. Основополагающим принципом искусства передвижников был критический реализм. Авторитет и общественное влияние Товарищества неуклонно росли. Наследие художника, в основном, составляют портреты простых людей: «Полесовщик», «Неизвестная», «Крестьянин с уздечкой» и т. д. Пожалуй, самым значимым явлением в истории русской живописи стала картина «Бурлаки». Заметив все это, Крамской старается посвятить Н. Ге в начинания и цели артельщиков. Передвижники мыслили своё занятие искусством как высокую миссию общественного служения.
С этой группой работ, ярко обнаруживающих демократические тенденции Серова, связаны также пастель «Пушкин в деревне» (1899г. ) и акварель «Пушкин в парке» (1899г. ), воссоздающие прочувствованный образ великого поэта. Рылов и др. Молодые художники решили создавать другое, новое искусство. Первая экспозиция была открыта уже в 1871 году. На суд зрителей было выставлено сорок семь полотен. Созданное по инициативе Г. Г.
Делили заказы и заработки. Ге и В. Г. Родился в Тобольске в 1834 году. Реалистическое изображение жизни – главный их принцип.
Шишкин, В. М. Но конкурс при одном претенденте состояться не мог. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин и др. Однако в изображении его жизни многие передвижники видели только темные стороны, не замечая духовного богатства православно-монархического мировоззрения.
В 1869 году московские художники Мясоедов, Перова, Маковский, Прянишников и Саврасов предложили активистам артели объединиться и создать художественное сообщество нового типа, которое, выполняя просветительскую миссию, организовывало бесплатные передвижные выставки (отсюда и название – передвижники) в разных уголках Российской империи. Мир должен был увидеть сам себя через призму истории. Данное товарищество являлось объединением художников в конце 19 века. Толстого был написан И. Крамским по заказу П. М. Важнее же иметь в виду ту беспрецедентную аналитическую и даже провидческую роль, которая была придана здесь не столько пресловутым социальным «вопросам», но искусству как таковому, творящему свой суверенный суд над обществом и тем самым обособляющимся в свое собственное идеально-самодостаточное художественное царство.
На регулярных выставках (всего их состоялось 48), которые показывались сперва в Петербурге и Москве, а затем во многих других городах империи, от Варшавы до Казани и от Новгорода до Астрахани, с годами можно было увидеть все больше образцов не только романтическо-«реалистической», но и модернистской (импрессионизм) стилистики. В России Сенат, с согласия отца, приговорил царевича к смертной казни. Третьяковым, оказывавшим передвижникам огромную материальную и моральную поддержку. Картина будто «пронизана» яростным протестом художника против деления людей на рабов-бурлаков и рабовладельцев-хозяев судов и хозяев этой жизни.
Они – символ русской живописи 19 века. Товарищество существовало свыше 50 лет (до 1923 г. ). Неотьемлимой частью современного интерьера являются росписи стен и потолков, декоративных панелей. Баба с лошадью» (1898г. ), «Баба в телеге» (1899г. ), акварель «Серый день» (1897г. ), полный драматизма рисунок «Безлошадный» (1899г. ). В 1863 г. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый «бунт 14-ти».
Недаром произведение имеет подзаголовок «Русь». Перова в противовес официальному центру искусства – Петербургской Академии художеств.
С середины 80-х годов участие в выставках принимают Серов, Левитан, Поленов. Свои первые художественные навыки он получил в иконописных мастерских. многие видные члены Товарищества (И. Освободившись от регламентации и опеки Академии художеств в создании, показе и реализации своих произведений, они организовали внутреннюю жизнь Товарищества на кооперативных началах, развернули просветительскую деятельность.
Крамского), «Охотники на привале», «Портрет купца И. С. Камынина», «Рыболов», «Портрет А. Н. Островского» (В. Поленов, Н. А. Шишкин и многие другие.
Товарищество сплотило в себе лучших художников и скульпторов 19 века. Через год вновь Товарищество передвижных выставок было официально зарегистрировано. Равновесная точка была зафиксирована в следующем виде: главный персонаж солирует в сюжетной линии произведения, но его сольная партия без поддержки хора лишается всей мощи своего звучания. Народничество (идеи его существовали в Российской империи во всех видах искусства того времени) ставило своей задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством.
В этот период Алексей Кондратьевич пишет одну из своих знаменитых картин – «Лосиный остров», за которую впоследствии был удостоен премии на конкурсе в Москве. В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге и др., было «высвободить искусство из чиновничьего распорядка», развить обличительные тенденции живописи 1860-х гг., пробуждать «общественную совесть» и вместе с тем показать положительный образ современника, дать нравственные ориентиры для общества. Все это способствовало выявлению «внутреннего» через «внешнее» : характера, настроения имеющейся точки зрения на происходящее действо вокруг персонажа. Репин, А. К.
Нас, молодых художников, презрительно именовали «экспонентами», так как у нас не было прав членов общества и потому мы подвергались строжайшему жюри, в то время как члены общества выставляли свои картины без жюри с нами обращались вообще самым строгим образом. Так, в 80-е гг. Последний значительный всплеск активности имел место в 1922, когда общество приняло новую декларацию, выразив свое стремление «отразить быт современной России», дабы «помочь массам осознать и запомнить великий исторический процесс». Многие П. вошли в советской художественной культуры, появились носителями больших реалистических традиций 19 в и помогли формированию искусства социалистического реализма. В начале 20 в. в «Товариществе» усилились трения между новаторами и традиционалистами (см. Белинского, Н. А. На выставке были показаны работы 16-ти художников73.
В основе главных идей художников-передвижников были постулаты философского романтизма. и В. М. В 1856 году Иван Иванович поступает в Академию художеств (Петербург). Рябушкин и др.
Добролюбова и Н. Г. А. Касаткин, Л. В. Попов, С. В. Иванов и др. ). Любой вымысел идеализация, приукрашивание считались проявлением академической «лжи». С особой любовью и сочувствием автору удалось нарисовать образы простых крестьян.
Саврасова), «Порожняки» (И. Смерть переселенца», 1889, ГТГ), А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и др. Государственная Третьяковская галереяНа картине изображена Воскресенская церковь в селе Костромской губернии (сейчас это посёлок Сусанино).
Гун), Армении (В. И, разумеется, «Белорус» не был бы таким типичным портретом пленэрной живописи, если бы передвижник не придерживался правила отражений – отражения небес на земную твердь и взаимодействия огромного числа прочих цветовых плоскостей.
Первая выставка состоялась в 1871г. Холст, масло. Общество стремительно теряло свое влияние.
в его рядах оказалось немало слабых художников, а недостаток свежих идей привел к некоторому застою, «измельчанию» сюжетов, повторяемости прежних мотивов. Вот имена этих «бунтарей»: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов. Авторитет и общественное влияние ТПХВ неуклонно росли.
В 1870 году это объединение было переименовано в «Товарищество художественных выставок». Серов и др. Любой вымысел идеализация, приукрашивание считались проявлением академической «лжи». Г. Перова), «Грачи прилетели» (А. Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х гг. «Мужичок из робких», 1878) пейзажи, проникнутые любовью к неброской красоте русской природы (А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и др. ).
Ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы. Художник постоянно рисует. Полученный от Совета отказ обернулся так называемым «бунтом четырнадцати».
В 1890-1900-х гг.
За полвека своего существования Товарищество провело 479 передвижных выставок. В произведениях, написанных в 870-х годах, все больше ощущается тревога и печаль: «Закат над болотом», «Лунная ночь», «Могилы над Волгой», «Рожь». – период новых разнообразных творческих исканий художника. В этот период он создает немалоизвестный шедевр «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», представленный на выставке в Париже.
Серов выступает в это время как мастер художественной типизации, выявления характера. Крамского, Г. Г. ТПХВ теряло былое общественное влияние, но основное ядро передвижников до конца сохранило верность реализму и демократическим идеалам. В 1858 году он пишет одну из своих самых известных картин «Вид на острове Валааме».
В 1901 г. из Товарищества вышли сразу 11 художников14. городах. Собравшиеся вокруг него художники в открытую заявили, что не принимают академизм, а стремятся изображать реальную жизнь. Позднее, уже в Москве, число выставленных картин достигло 82.
В 1923 г. Товарищество прекратило своё существование15. В 1890-х гг. На смену несколько скованной и суховатой манере рисования темными красками приходят свободная широкая манера, показ окружающей среды с помощью светлой палитры, рефлексов, цветных теней разнообразнее и свободнее становится композиция картины, отражавшая стремление художников к наибольшей естественности изображения, к воссозданию живой связи человека с окружающей средой, природой. Покинувшие Академию бунтари объединились, жили и работали сообща, одной артелью. Благодаря этому прогрессу в технике исполнения достоверность и реалистичность изображаемой действительности значительно возрастает. Нарисовать портрет в условиях «plein air» – на открытом воздухе, при естественном освещении и в натуральной обстановке – значило для художника того времени весомо расширить свою палитру. Третьякова.
Дело в том, что годовой (. ) доход от всех выставок Академии художеств никогда не превышал 5000 рублей, а участвовавшие в них мастера не получали ни гроша – все деньги отчислялись в казну Министерства Императорского двора. Таким образом, от конкурса отказались и вышли из Академии 13 живописцев и 1 скульптор. Именно эти ученики Академии организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» – это была первая попытка образования в России независимого творческого объединения художников. «Эта трава на первом плане и эта тень –такого рода, что я не знаю ни одного произведения русской школы, где бы так обворожительно это было сработано», –писал Крамской.
Верещагин, А. П. Позже Саврасов сделал несколько копий картины. Подлинным увлечением передвижников можно назвать пейзажную живопись.
В этом произведении передвижник не просто раскрывает свой художественный талант чувствуется, что произведение было написано именно с теми самыми просветительскими целями, ради которых в том числе и создавалось когда-то «Товарищество передвижных художественных выставок». городах. У «передвижников» таким художественно-историческим «зеркалом» предстала в первую очередь современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, «вся Россия» в ее многоликой повседневности.
В юношеском возрасте молодой художник поступает в Училище живописи. Его вдохновляет природа, лесные и деревенские пейзажи, крестьянский быт. Товарищество распалось в 1923 году.
Их цель – создание нового искусства, освобожденного от сухих безжизненных рамок. Его первой существенной работой является «Приезд станового на следствие». Серов, В. Д, Поленов, И. Е. Число участников-экспонентов на выставках всегда было значительным.
Е. Репин, В. И. Суриков, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, В. А. Серов и др. ). Однако открытость объединения для новых участников привела к тому, что к кон.
«Лунная ночь на Днепре» из-за своих световых эффектов имела сенсационный успех на индивидуальной выставке художника в 1880 г. Декоративные искания Куинджи, эффекты освещения, контрасты цвета будут использованы позже художниками XX в. Куинджи оставил после себя целую школу, возглавив в середине 90-х годов в реформированной Академии пейзажную мастерскую из которой вышли Н. К. Этим художникам удалось создать новое, «живое» искусство, противостоящее безжизненной живописи Академии Художеств. Передвижники мыслили свое занятие искусством как высокую миссию общественного служения. Жанровые (бытовые) картины их стали более монументальны по композиционным решениям, значительнее и глубже по сюжетным разработкам.
Это собирательный образ русской природы, родины. Творческим методом передвижников стал критический реализм, стремление воплотить «правду жизни». Интересна история создания данного сообщества. Так появляется «Разлив Волги» и «Грачи прилетели». Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании.
Она стала настоящим событием в культурной жизни России. С полотен «передвижников» перед взором их современников предстала та сторона жизни общества, которую не принято было изображать на картинах. Целью объединения, организованного в 1870г. Чернышевского.
По возвращении на родину Иван Иванович сближается с И. Крамским – основателем «Артели художников». Подобная эстетическая суверенность, с годами нараставшая, стала непосредственным преддверием русского символизма и модерна (хотя бы в творчестве таких выдающихся «передвижников», как В. М. Васнецов, А. И. Куинджи, И. Е. Акимовой (1908г. ), отмеченные одухотворенностью образа, высоким мастерством рисунка и живописи, передающие тончайшие оттенки душевного состояния. Они поселились общей артелью, вместе работали, вместе обедали. Товарищество П. распалось в 1923.
Его картины не поражают остротой сюжетов и яркими красками. Наиболее известными его работами являются: «Все в прошлом», «Больной муж», «Семейный раздел». Основатели товарищества: И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов и другие.
Особый шарм, неповторимость и изысканность придаёт интерьеру расписная мебель. Подобно бытовым картинам, пейзажи передвижников почти всегда содержательны. В исторических картинах передвижники стремились убедительно воссоздать старинный быт, костюмы, архитектуру, сделать изображаемое событие «осязаемым» для зрителя, погрузить его в атмосферу прошедшей эпохи (Н. Н. Ге.
Основателями Товарищества были Крамской, Перов, Ге и Мясоедов. Масляная картина была написана в 1855 году. «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» – это поэмы о юности, проникнутые жизнерадостным, оптимистическим мироощущением художника, воспринимающего мир в его красочном богатстве и разнообразии.
Хост, масло. Это исторический документ поздней стадии передвижничества». Организуя передвижные выставки, они тем самым показывали, что искусство принадлежит народу, а в музеях и на выставках обычные люди его просто не видят. До Репина к такому глубоко трагичному и потрясающему сюжету никто не обращался. Ним созданы картины «Под конвоем», «Не ждали», «Отказ от исповеди».
Куинджи, Савицкого, Поленова и др. Суриков, И. И. На протяжении нескольких десятилетий Товарищество объединяло почти всех наиболее талантливых русских художников. Н. А. Ярошенко). Живописные искания Левитана подводят русскую живопись вплотную к импрессионизму.
Особое место в пейзаже второй половины XIX в. занимает Архип Иванович Куинджи (1842 (. ) – 1910) с его поразительными эффектами освещения («Украинская ночь», 1876, ГТГ «Березовая роща», 1879, ГТГ «Лунная ночь на Днепре», 1880, ГРМ), придающими романтический характер его пейзажам, но и сообщающими им некоторую театральность, сделанность, придуманность в отличие от истинно реалистического видения других пейзажистов передвижнического круга. Наконец имеет свою выставочную организацию — ТПХВ. На ослабление Товарищества работала и появившееся тенденция к местничеству между Петербургским и Московским отделениями.
135, 7 х 173 см. Товарищество передвижных выставок было организовано в Петербурге. В этот период Серов охотно рисует детей, тонко подмечая особенности детской психологии: «Дети» (1899г. ), «Мика Морозов» (1901г. ). Ратуя за идейную и экономическую свободу творчества, «артельщики» начали устраивать собственные выставки, но к рубежу 1860–1870-х годов их деятельность практически сошла на нет.
В монументальных полотнах В. И. Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881 «Боярыня Морозова», 1887) представлены переломные моменты русской истории, когда в противоборстве различных сил раскрываются существеннейшие черты национального характера. К началу 1870-х гг. Возвращение к традициям украшения интерьеров расписной мебелью, открывает возможность выполнения самых, необыкновенных идей. Ге, В. Г. Устав поставил целью объединения «устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами б) развития любви к искусству в обществе и в) облегчения для художников сбыта их произведений». Вместо Заболотского прошение о выходе из Академии подал скульптор Василий Крейтан, также имевший малую золотую медаль Академии.
Передвижники обратились к изображению жизни и истории народа, родной страны, ее природы. Поколение «старших» передвижников было в основном разночинным по социальному статусу. В ноябре 1870 г. был утверждён Устав Товарищества, провозгласивший основными принципами творчества художников реализм, народность (выражение интересов самой многочисленной части общества), выявление духовных основ русской культуры.
Просто не верится, что эта директивная бумага, определявшая «как надо и как не надо писать картины», – быль, а не сказка-выдумка. Собственно говоря, причиной «бунта 14» и было желание приблизить творчества к современной жизни и изображать её в своих произведениях. Крамской стал идейным вождем нового объединения. городах.
Приезд жены к ссыльному» (1898г. ). Все свое творчество художник посвятил изображению самобытного крестьянского мира. В более поздние годы Перов выступает как портретист-пейзажист. Ею, как и портретом, занимались почти все художники. русские художники-реалисты, входившие в демократическое выставочное объединение– Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) и противопоставившие свои творческие принципы академизму. В позднейшей, в том числе советской традиции, тенденциозно исказившей понятие «передвижнического реализма», дело сводилось к социально-критическим, «революционно-демократическим» сюжетам, которых тут действительно было немало (и они вызывали постоянные придирки цензуры).
Родился будущий художник в небольшом городке Елабуге в семье купца в 1832 году. В. М. Васнецов обращался в своем творчестве к образам русского народного фольклора. Ге, И. Н. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, А. П. Рябушкин и др. Заводской рабочий Ярошенко – это не бессильная жертва бездушного буржуазного режима это один из представителей мощного социального потенциала, не явленного пока еще России открыто.
Оно отличалось демократизмом, гуманистическим, подлинно народным содержанием, патриотизмом, богатством образов, высоким профессиональным мастерством.
Образ знаменитого русского литератора строится на основе контраста (внутренней значительности и внешней простоты). А вскоре московские и петербургские передовые художественные силы объединились в Товарищество передвижных художественных выставок (1870). Иногда он бывает ликующим, как в «Марте», но чаще грустным, почти меланхолическим. Да и сегодня состояние её такое, что не скоро мы увидим нового Нестерова и Васнецова. Однако свойственный искусству 1860-х гг.
Царевич Алексей стоит в замешательстве, потупив взор. Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта («Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» В. М. Максимова, 1875, ГТГ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характера («Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, 1870—1873, ГРМ), богатство и величие родной природы (произведения А. К. Саврасова, А. И. Куинджи, И. И. Левитана, И. И. Шишкина), героические страницы национальной истории (творчество В. И. Сурикова) и революционного освободительного движения («Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» И. Е. Репина). Прекрасной иллюстрацией подобных произведений является картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» (1870-1873 гг. ). «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875 Г. Г. Мясоедов. Лицо же самого «Товарищества» определялось теперь по-своему мастеровитыми, но стилистически-ретроградными художниками типа В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, Н. П. Богданова-Бельского, Н. А. Касаткина, П. А. Радимова, Г. К. Савицкого. Освободившись от регламентации и опеки АХ (Академия митецтв) в создании, показе и реализации своих производств, они организовали внутреннюю жизнь Товарищества на кооперативных началах, развернули просветительную деятельность. в состав АХ вошли видные передвижники (Репин, Маковский, Шишкин и др. ).
Для пейзажей передвижников характерна повествовательность («Сосновый бор» И. И. Шишкина, 1872), любовь к изображению переходных состояний в природе (первые признаки наступающей весны в картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели», 1871 земля, омытая грозой, в «Мокром луге» Ф. А. Васильева, 1872). так как прежние установки постепенно отходили в прошлое. На рубеже 19-20 вв. Вскоре за картину «Проповедь в селе» Василий Григорьевич был награжден золотой медалью.
«Народные экспозиции» также стали устраиваться и в небольших городах, деревнях и селах. Так передовое русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии. Крамской («Христос в пустыне», 1872), Ге («Что есть истина. », 1890) и др. Особым успехом пользовались картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный».
Впоследствии искусство портретирования передвижников продолжило свое развитие и в творческих поисках родилась еще одна характерная черта движения: создание остросоциальных произведений не сугубо по типажам «мужской портрет» или «женский портрет», а формирование невиданного прежде типажа в русской живописи под названием «хоровая картина».