Позднее архитекторы обновили для супруги Наполеона Жозефины Бонапарт убранство Мальмезонского дворца (1800—1802) и с той поры им доставались многие самые престижные заказы. Вот что рассказывает об этом ученик Давида Э. Делеклюз: Если его картины живо привлекали внимание своими достоинствами, меблировка мастерской была в своем роде предметом не менее острого любопытства. Идеи высокой гражданственности уходят из искусства — его задачей становится утверждение престижа императорской власти, прославление военных побед Наполеона. В Италии Фонтен близко сходится со своим соучеником по мастерской Пейра — Шарлем Персье (1764-1838).
Каррузель в Париже, 1806, арх. Представителем поколения французских архитекторов начала 19 века был Жан Франсуа Шальгрен (1739-1811), построивший «Арку Звезды» на проспекте Елисейских полей в ознаменование побед Наполеона 1805- 1806 гг. Но в годы революции крупное строительство приостановилось.
ил. ил. Исторические события эпохи не могли не найти отражения во французском искусстве. Для мебели использовалось красное дерево с бронзовыми орнаментальными деталями. Пиранези.
Из работ Персье и Фонтэна наиболее значительной была реконструкция Лувра (с 1805 г. ).
Фонте, – повторение арки Септимия Севера в Риме). Составление рисунков этой мебели он поручил Фонтену и Персье. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве. А в его Турецком будуаре «наполеоновский ориентализм доходит почти до кича. Для архитектуры ампира (Шарль Персье, Пьер Фонтен, Жан Франсуа Шальгрен во Франции, Фридрих Шинкель в Германии) характерны мемориальные сооружения по типу античных (триумфальные арки и колонны, мавзолеи), парадные дворцовые интерьеры с росписями, мебелью, бронзой античного типа.
Классицизм перерождается в тяжеловесный и торжественный стиль ампир (поздний классицизм), очень цельный во всех проявлениях. Шарль Персье (1764-1838) и Пьер Фонтэн (1762-1853) – придворные архитекторы Наполеона – были основными представителями архитектуры ампира.
Все эти тенденции, как и повышенное эмоциональное отношение к жизни, а также культ средневековой традиции, — характерные черты романтизма. В целом французский ампир производит впечатление торжественности и помпезности. Персье и П. Фонтен (совместно работавшие в 1794—1814) были законодателями вкуса в период империи Наполеона I и ведущими представителями стиля ампир. В сентябре 1814 года Шарль Персье и Пьер Франсуа Фонтен отправили в Россию тринадцатый том альбома, посвященный французским фонтанам (этот громадный графический цикл из 13 альбомов ныне хранится в петербургском Эрмитаже). Русский император Александр I состоял в переписке с Персье и Фонтеном. Художественные особенности стиля ампир в архитектуре проявляются в широком применении ордерной системы, в противопоставлении больших плоскостей стен концентрированным декоративным деталям, в преобладании прямолинейных очертаний, массивных геометрических объемов.
Характерное для Ампира сочетание "римских" и "египетских" мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов, в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы. Персье с 1814 года вообще прекращает работать как архитектор и занимается преподаванием.
Персье (Percier) Шарль (22. 8. 1764, Париж, — 5. 9. 1838, там же), французский архитектор.
Надо решительно опровергнуть распространенную точку зрения, согласно которой в период Империи господствовал лишь холодный классицизм, хотя многие художники и продолжают в это время писать скучные картины на античные сюжеты, как, например, Пьер Нарсис Герен (1774—1833), ученик исторического академического живописца Жана Батиста Реньо (1754— 1829). было доминирующим. Среди последних наиболее значительна большая горельефная группа похода добровольцев 1792 г. известная под названием «Марсельеза», работы Франсуа Рюда. Ш. Персье и П. Ф. Л. Здесь следует сказать еще об одной особенности классицизма XVIII столетия. В период правления Луи-Филиппа Фонтен вновь назначается первым архитектором двора.
В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древне-римские образцы (арка на пл. Выходец из семьи, традиционно связанной со строительным делом, Пьер Фонтен в 1779 году приезжает в Париж и поступает в Школу изящных искусств, в мастерскую архитектора А. Ф. Пейра Младшего. Опера Гарнье в Париже (1862).
Арка же была установлена в 1806-1807 годах как памятник военной славы Наполеона. Так началось их многолетнее сотрудничество. Персье и Фонтен переоформили обветшавшие интерьеры в стиле Первой империи (ампир). Все это верно имитировало античность и было выполнено наиболее искусным мебельщиком Жакобом по рисункам Давида.
так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики». Это объясняется тем, что стиль барокко в искусстве Италии сложился в конце XVI-начале XVII вв., а в других странах (в Германии XVIII в., например) стиль барокко позаимствовал элементы поздней готики, маньеризма и соединялся с элементами рококо.
В отделке помещений широко применялась позолота. Подвижные стулья. Таким образом, основными категориями формообразования в искусстве стиля Ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, тектоничность, в поздних формах – открытый эклектизм.
Арка Шальгрена имея высоту 49, 55 м, является самой большой триумфальной аркой в мире. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаической Греции и Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монумент, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). Двадцать лет Персье и Фонтен работают вместе и имена их почти не произносятся раздельно. Под их наблюдением ведется реставрация фасадов пришедшего в упадок Лувра они расширяют площадь Карусель и начинают строительство нового (северного) крыла Лувра — закончено оно было только через пятьдесят лет. Полностью церковь была завершена лишь в 1842 г. (см. В сентябре 1814г.
Апартаменты императрицы Марии Луизы были выполнены в модном стиле неогрек (проект разработал П. П. Прюдон). Персье и П. Фонтен (совместно работавшие в 1794-1814) были законодателями вкуса в период империи Наполеона I и ведущими представителями стиля ампир. Центральный купол больше всех остальных. 144, «ИИЗС-3»).
н. э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. резкие, режущие глаз красный, синий, белый – цвета наполеоновского флага. Один из первых начал применять металлические (чугунные) конструкции в строительстве. С 1801 г. состоял в должности правительственного архитектора. Известен как архитектор Лувра и Тюильри, Триумфальной арки на площади Каррузель в Париже.
Тематика ампира основывается на античности с внесением мотивов, заимствованных из помпейских росписей и египетского искусства. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. ил. Зданиямсамого различного назначения стали придавать античные архитектурные формы. Популярно оно было и в мире. Эклектика – использование элементов различных архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль). Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже 18 – 19 вв. Помимо этого, Персье и Фонтэн оформляли интерьеры в Тюильри, Сен-Клу и других дворцах.
Виньола и Дж. Наиболее крупными сооружениями наполеоновского времени являются Парижская Биржа и церковь Мадлен (Магдалины). Это одно из заимствований из Древнеримской культуры.
В декоре усиливается военная эмблематика, вводятся мотивы египетского искусства. Карусель — название конных состязаний известных с IX века. Высокая мебель избегается.
Отличительные черты: стремление к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками использование архитектурных элементов рустика (облицовки внешних стен здания) и пилястры (вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну). В стиле неоренессанс были построены, например, здания Штеттинского и Силезского вокзалов в Берлине, Центральный вокзал Амстердама и др. С приближением и развитием революции в искусство входит героическая, гражданственная тема, воплощавшаяся в суровых образах римских республиканцев (Клятва Горациев Ж. — Л. Давида).
Церковь Мадлен была построена по проекту Бартельми Виньона (1762-1846) в виде римского периптерального храма. Но в основном ножки идут прямо от подлокотников. Характерна колористическая гамма ампира, она строится на контрастах выраженных цветов (полутона не допускаются): алый с черным, красный с зеленым, белый с золотом, глубокий синий, ярко-желтый мебель красного дерева дополняют золоченой или патинированной черной бронзой.
Пьер Фонтен с 1801 г. состоял еще и в должности правительственного архитектора. Начало их деятельности пришлось на бурный период Великой французской буржуазной революции. Их произведения (триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, 1806 многочисленные проекты мебели, внутреннего убранства, оформления празднеств) отличаются торжественностью образов, воскрешающих древнеримские мотивы, стремлением к синтезу архитектуры и декоративных искусств (приводящим порой к некоторой сухости и измельчённости форм самого зодчества). Показательно изменившееся направление классицистических тенденций во французской культуре. (Percier) Шарль (22. 8. 1764, Париж, - 5. 9. 1838, там же), французский архитектор.
Вместе с Шарлем Персье – один из основоположников стиля ампир. 146, «ИИЗС-3»). В 1806 г. Жак Гондуен и Жан Батист Лепер приступили к возведению другого триумфального памятника – Вандомской колонны на площади того же названия (закончена в 1810 г. ), на месте находившегося здесь памятника Людовику ХIV. Им была доверена переделка Эспланады инвалидов в «Елисейские поля павших воинов», где по замыслу должны были выставляться различные трофеи, в том числе и художественные (осуществлено не было).
А иногда, над такими лапами помещают фигуры львов, сфинксов или лебедей. «ИИЗС-3»). ФонтенТриумфальная арка на площади Каррузель в Париже – монумент в стиле ампир, возведённый на площади Каррузель перед дворцом Тюильри по приказу Наполеона для увековечивания его побед в 1806-1808 гг.
Сооружение было начато в 1806 г. после падения Наполеона оно было превращено Виньоном в церковь. Особенно они были в моде в XVII веке. Минину и Пожарскому в Москве, 1804-1818, скульптор И. П. Эклектика (форма необарокко)Неовизантийский стиль – одно из направлений эклектики в архитектуре.
Ампир впитал в себя также отдельные древне-египетские архитурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). Ш. Персье и П. Фонтен отправили в Россию тринадцатый том альбома, посвященный французским фонтанам (этот громадный графический цикл из 13 альбомов ныне хранится в петербургском Эрмитаже). Изначально арка композиционно связывала дворцы Лувр и Тю-ильри (Персье и Фонтен внесли большой вклад в реконструкцию этих дворцов, однако большая часть этих работ не сохранилась). Находки в Геркулануме и Помпеях дали новую пищу увлеченным античностью художникам. У главного входа во дворец была воздвигнута триумфальная арка (на площади Каррузель). Ампиром часто называют и высокий (зрелый) классицизм в России, с которым связаны многие крупнейшие ансамбли зданий в Петербурге, Москве и других городах (архитекторы А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев), усадебные комплексы, здания, произведения монументальной и монументально-декоративной скульптуры (И.
были скопированы со стульев изображения которых так часто встречаются на этрусских вазах. Постройки одного периода в эклектике базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика. Марка, вывезенная Наполеоном из Венеции в 1797 году. Внесли большой вклад и в историографию искусства издав в 1807 г. и 1810 г. описания придворных церемоний и празднеств наполеоновского времени.
Вдохновленные идеями Давидаархитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен выполняли в этом стиле дворцы и усадьбы Наполеона I (Мальмезон, Фонтенбло, Версаль, Лувр и Тюильри). Первоначально арку венчала группа коней с портала венецианского собора св.
Французский архитектор, дизайнер и декоратор мебели и внутреннего убранства. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». С падением империи Наполеона размах деятельности Персье и Фонтена резко снижается.
А. Д. Захаров Горный институт, арх. Мотивы декора и архитектурные формы стиля ампир представляли собой переработку или даже повторение образцов античного искусства (в том числе древнегреческой архаики искусства императорского Рима) и древнеегипетской архитектуры и скульптуры. Это направление в архитектуре Европы и России в 1830-1890-е гг.
145. А. Н. Воронихин все – в С-Петербурге), монументальной скульптуре (пам. Фонтен же в 20-е годы вновь начинает исполнять различные архитектурные заказы.
В центре Парижа, перед западными фасадами Лувра возвышается Триумфальная арка на площади Карусель. По его просьбе с 1809 двенадцать томов альбома архитектурно-декоративных новшеств под общим названием «Здания и памятники Парижа при правлении Наполеона I. Подготовлены для императора Александра архитекторами Персье и Фонтеном» посылались в Россию. Ампир (от слова «империя») — стиль в архитектуре и декоративном искусстве первой трети XIX в., завершивший развитие классицизма. Отбор и воспроизведение античных мотивов становятся более определенными. Плавные гнутые формы ножек стульев и кресел иногда имеют вид лап льва или грифона.
И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». Очень часто устанавливается кожаная мебель, а так же напольные светильники с тканевыми абажурами. Как элементы декора мебели, стиль Ампир в интерьере использует накладки из бронзы или с позолотой. Он родился 20 сентября 1762 года в Понтуазе. Персье и Фонтэн составили себе имя главным образом как рисовальщики. Примером может служить введение Давидом в моду новых форм мебели. В качестве косяков в них используются бронзовые золоченые античные колонны или фигурки «Ники», богини победы. Стиль Ампир в интерьере имеет и некоторые новинки.
Архитектура призвана была прославлять и возвеличивать захватническую политику Наполеона. В память этой игры площадь и получила свое наименование. Архитектура Франции начала XIX века (так называемый стиль империи – «ампир» представляла собой новую фазу в развитии классицистической архитектуры.
Сущность этого стиля была откровенно выражена уже в самом его названии: ампир – от французского «empiere» империя. Русский император Александр I, продолжая традицию Екатерины II — общение с просвещенными умами Европы, состоял в переписке с Персье и Фонтеном. По его просьбе с 1809 г. двенадцать томов альбома архитектурно-декоративных новшеств под общим названием «Здания и памятники Парижа при правлении Наполеона I. Подготовлены для императора Александра архитекторами Персье и Фонтеном» посылались в Россию. Архитектура её вполне оригинальна подобно арке Сен-Дени Блонделя, она лишена убранства в виде колонн. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древне-римского дома.
Наполеон задался мыслью возвести на месте ранее существовавшей здесь купольной церкви «Храм Славы». Их произведения (триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, 1806 многочисленные проекты мебели, внутреннего убранства, оформления празднеств) отличаются торжественностью образов, воскрешающих древнеримские мотивы, стремлением к синтезу архитектуры и декоративных искусств (приводящим порой к некоторой сухости и измельчённости форм самого зодчества).
Арка на площади Каррузель. Интересно, что в день, когда отмечалось заключение конкордата как примирение с католичеством, в официальном органе «Монитер» появилась восторженная статья по поводу выхода в свет «Духа христианства» Шатобриана. Реставрировал Версаль, госпиталь в Понтуа. Вместе с Шарлем Персье издал в 1807 и 1810 гг. Он делает собственноручно эскизы, основываясь на росписях краснофигурных ваз V века до н. э. (во времена Давида эти вазы назывались ошибочно этрусскими) и заказывает по этим рисункам мебель.
Мастера заново оформили Елисейский дворец в Париже (1816), загородные дворцы в Сен-Клу (1801 — 1804), Фонтенбло (1804-1807), Компьене (1806), Лекене (под Брюсселем, 1803) и Аранхуэсе (под Мадридом 1800-е годы). Архитекторы Ш. Персье и Ф. Л. В архитектуре классицизма доминирует градостроительная тема. В этом же стиле построен Исторический музей Берна (Швейцария).