4 июля родился Павел Андреевич Федотов (1815-1852) – выдающийся мастер кисти, художник, обладающий великолепным литературным даром, основоположник юмористического направления в русской живописи. Подобно Хогарту, русский художник Павел Андреевич Федотов создавал циклы рисунков.
На первый взгляд картина как картина. — Е. Б., "Заметки для биографии академика Федотова и письмо его" ("Современник", 1859 г., том LXXVII, 9). В этом выборе художнику отчасти помогло письмо баснописца Крылова, который видел некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве.
Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. монографию А. И. Принужденный по семейным причинам отправиться в Москву, он пробыл там около четырех месяцев и весной 1850 г. возвратился в Петербург. Все кругом были хорошо знакомы, новости домашние тотчас же становились достоянием соседей. — П. Ге, "Павел Андреевич Федотов" ("Вестник Всемирной Истории", 1901 г., 10, стр.
Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: "Сватовство майора", "Утро чиновника, получившего первый орден", "Разборчивая невеста" и другие работы). В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. Мать, одетая по-купечески, в шелковом повойнике, поймала ее за платье старик отец наскоро запахивает свою сибирку ключница, нянька и горничная суетятся у закусочного стола. Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Написанная в 1852 году, незадолго до смерти П. Федотова, в казенном доме для душевнобольных, она несет в себе предчувствие будущего несчастья.
При содействии местных любителей искусства он устроил в зале художественного класса выставку своих произведений, среди которых, кроме трех картин, бывших на академической выставке в Петербурге, находились рисунки сепией: "Болезнь Фидельки" и "Смерть Фидельки", "Первое утро обманутого молодого", "Житье на чужой счет", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Художник, в надежде на свой талант, женившийся без приданого", "Модный магазин", "Крестины". К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. Такая принципиальность художника. Застали и что.
как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. С ранних лет он предавался созерцанию. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. Именно здесь начинался будущий художник, о чем Федотов напишет в своих воспоминаниях: «Все, что вы видите в моих картинах, было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве». Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом.
Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. В Москве его ожидает теплый прием. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. Картина эта называлась Свежий кавалер.
Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ). А. Федотов" ("Пантеон", 1854 г., том XIII, 1, стр.
13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. — Ф. И. Булгаков, "Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные", фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: "О значении П. А. Федотова и об издании его произведений", статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова. 540—543. Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России.
Картина была создана в год трагической смерти художника. Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин». Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Не явись Федотов – русская живопись, быть может, еще долго не обратилась бы от школьных измышленных, чуждых общественного интереса задач к правдивому воспроизведению отечественного быта с его недостатками и светлыми сторонами. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей.
Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый орден", а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину "Разборчивая невеста".
Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку. Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его. Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках).
Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. Печальная развязка наступила быстро. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких.
Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. За долги семья вынуждена была продать дом. Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. — Л. К. Дитерихс, "П. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки.
К работам этого рода относится эскиз "Мадонна с Младенцем" и известная картина "Вдовушка". А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. — В. В. Жерве, "К биографии П. А. Федотова" ("Исторический Вестник", 1901 г., 3, стр. Так он прослужил десять лет. Зайдя на минутку, засиживались часами за непременным чаем. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале.
Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом.
Решение далось не просто. — А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899—1903 гг. В свободное от службы время Федотов занялся карикатурами и портретами, которые были чрезвычайно удачны и обратили на себя внимание ценителей.
Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью. В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки. Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя. К лету 1852 г. болезнь Ф. развилась еще более.
В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. 176—190). В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: "Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце", но командировка помешала ему окончить ее.
Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная. — B. В. Стасов, "25-летие русского искусства" ("Вестник Европы"). Запрещены были и литографии с его картин. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью.
21—32). С большим сочувствием рассказал Федотов о горестной судьбе одинокой женщины, оставшейся без мужа и ожидающей ребенка. Лучший из них -- портрет Н. П. Жданович (1849, ГРМ). Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом.
— Л. М. Жемчужников, "Воспоминания" ("Артист", 1893 г., март).
Положение усугубилось-скончался отец. Обыденный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передающий безысходность человеческой жизни в атмосфере николаевского режима. Но основным увлечением было все же рисование.
— "Рисунки П. A.
— "Иллюстрация", 1861 г., 183, стр. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому. На деньги от академии его поместили в психиатрическую больницу, но лечение в тамошнем лечебном заведении не помогло, не смотря на то, что он несколько пришел в себя, стал нормален в общении, 14 ноября 1852 года он скончался. В1936 году прах художника был перезахоронен внекрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового мраморного памятника, сооруженного на пожертвования его близких друзей и почитателей. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными.
Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова. Жизнь Федотова кончилась трагически. За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика.
У него было врожденное стремление к сатире и жанру, однако он избрал себе живопись батальную, так как последняя скорее могла избавить его от тяжелых материальных условий, которыми была обставлена его жизнь. 1—68). Многие картины остались незавершенными. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя.
В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. Наступил самый тяжелый период в его жизни. Жанровые картины, где высмеиваются пошлость, глупость и вообще разные стороны человеческих слабостей, в русском искусстве его времени были практически новаторством.
Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см. В то же время он не покидал общества товарищей. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг.
В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных. Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. В последние годы жизни Федотов обращается к созданию портретов.
Мать, одетая по-купечески, в шелковом повойнике, поймала ее за платье старик отец наскоро запахивает свою сибирку ключница, нянька и горничная суетятся у закусочного стола. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве.
Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу. Он умер тридцати семи лет в психиатрической лечебнице. П. П. Павел Андреевич Федотов — одинокая и трагическая фигура в русском искусстве середины XIX века Как и многие талантливые люди того времени, он жил и умер недостаточно понятым и оцененным современниками. — "Русская портретная галерея Мюнстера", том II. Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: "Житье на чужой счет", "Модный магазин", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" и т. д. ).
Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется. — А. Дружинин, "Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове", СПб., 1853 г. (в "Собрании сочинений", т. VII, СПб., 1865 г. ). Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45).
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень. Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу. Поздравляю вас, -- сказал он Федотову, -- Вы меня обогнали. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.
К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. 349—360).
— "О П. А. Федотове" ("Почтальон", 1902 г., 8). Творческий метод художника – ни шагу без натуры. Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя.
Родился в Москве 22 июня 1815 года. Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе».
Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие. Завтрак аристократа (Не в пору гость) Предельно выразительной становится и композиция в картинах Федотова, которая служит выявлению основного смысла, концентрирует внимание на главных персонажах. В прессе началась травля художника.
Заказ оказался роковым. В глубокой задумчивости стоит она, облокотясь о комод. 1, стр., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства).
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. — Маркова, "Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице" ("Иллюстрированная Газета", 1871 г., 1 и 2). — "Для биографии П. А. Федотова" ("Москвитянин", 1853 г., т. II, 5, кн. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Он твердо, без колебаний, шел по избранному пути и, несмотря на трудности, продолжал неутомимо работать.
Он работал лихорадочно быстро. Ужасная нищета подтолкнула Федотова к тому, что он начал писать копии собственных картин.
Федотову все это было не по сердцу и дома он отводил душу изображая самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию.
22). Вскоре закрыли журнал Современник, в котором сотрудничал и Федотов. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни. III). Да и герой картины не очень достоин насмешки.
Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. — "Новости", 1902 г., от 14 ноября. 245—254). Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ). Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи" ("Автобиографическая заметка П. А. Федотова").
Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться. Для того чтобы добыть средства для писания этой картины, Федотов повторил Сватовство майора и получил за него очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий вздор и на подарки своей невесте. Да так, что он за три месяца создал шедевр. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине.
Эти работы произвели огромное впечатление на художника Брюллова, который способствовал финансовой помощью от академии в создании будущей картины 1848 г Сватовство Майора. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество.
Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью. Но еще и в это время он не переставал обсуждать и подготовлять новые работы. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей.
его стихотворение: "К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям"). Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее.
Врожденные способности быстро помогли мальчику стать одним из лучших учеников. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта. Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». В конце 40-х гг.
Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. в месяц и потребовать от него письменного на это ответа". — В. Толбин, "П. В 1848 году Совет Академии единогласно признал художника академиком и после выставки имя Федотова стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи критиков. Однако такое отступление стоит подороже иных побед.
Так, в Завтраке аристократа (1849, ГТГ) напряженная поза светского хлыща, показанного в центре, торопливый жест его рук, прячущих кусок хлеба от нежданного гостя, раскрывают никчемность и ничтожество аристократа, промотавшего состояние. Когда картины Федотова были показаны больномуБрюллову, знаменитый художник их принял восторженно. Весной 1852 года его характер круто изменился из веселого он сделался задумчивым, стал говорить, что много времени прошло, много воды утекло, но что еще не поздно, пока есть еще фашины и камни, еще можно задержать течение.
Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. — Н. В. Гербель, "Русские поэты в биографиях и образцах", СПб., 1873 г. (4-й период). Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию.
Можно сказать, что «Портрет отца» гораздо примитивнее, чем следовало бы ожидать от Федотова в 1837 году: он несколько робок и даже коряв. 1—23). Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности.
Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Булгакова Павел Андреевич Федоров и его произведения (Санкт-Петербург, 1893). В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Не увидели свет рисунки Федотова из Нравственно-критической серии.
В портретной раме на комоде должен быть портрет покойного мужа, но Федотов не удержался, написал себя самого, только в гусарском мундире. Наступал последний, самый трудный период в жизни художника. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1).
Художник предпочитал холст или бумагу. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. В свободное от службы время Федотов занялся карикатурами и портретами, которые были чрезвычайно удачны и обратили на себя внимание ценителей. Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков».
В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Но не мог найти того, что мне хотелось. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику.
— П. Петров, "П. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график. Так были признаны заслуги Федотова как художника-жанриста. Словом, преобладающий элемент этих работ – карикатура.
Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. На следующий день его не стало.
В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. М—ф, "Павел Андреевич Федотов" ("Исторический Вестник", 1893 г., 10, стр. Ему было всего 37 лет.
Для того чтобы добыть средства для писания этой картины, Федотов повторил Сватовство майора и получил за него очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий вздор и на подарки своей невесте. Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Технические недостатки произведений Ф. имеют, однако, второстепенное значение и не мешают этим произведениям играть видную роль не только в развитии русского искусства, но и вообще русской культурной жизни.
Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. Анкор, еще анкор. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов.
Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Творческое наследие Федотова сыграло видную роль в развитии русской живописи второй половины XIX в. Федотов Павел Картины и биография Павла Федотова Федотов Павел Андреевич (Fedotov Paul) (1815-1852), выдающийся русский художник и рисовальщик. Замыслы будущих картин возникали у него один за другим, но не всем из них было суждено осуществиться.
Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича. После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. После пяти месяцев мучений художник Павел Андреевич Федотов умер 14 ноября 1852 года, забытый всеми, кроме близких друзей.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Федотов Павел Андреевич (Fedotov Paul) (1815-1852), выдающийся русский художник и рисовальщик. ассигнациями в месяц».
Его детство прошло в бедности и постоянной нужде. Пользующийся уважением среди гвардейцев младший брат императоров Александра I и Николая I был встречен шумной овацией. В то же время ему было дано разрешение написать на звание академика давно уже задуманную им картину "Сватовство майора" или "Поправка обстоятельств женитьбой".
Портрет Анастасии Михайловны Гриневой. За последнюю картину художника удостоили званием академика. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность. Разборчивая невеста, 1847.
В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Началась замкнутая одинокая жизнь. Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине "Сватовство майора"), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил.
Родился Павел Федотов в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны. Он остается без средств к существованию. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой.
Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках. Нет чувств, нет желания. Всё было естественно и натурально.
Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. V, стр. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России. Наряду с живописными работами батального характера Ф. делал немало рисунков нравственно-сатирических типов и сцен. Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией. Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением.
Художник полностью отдал себя искусству. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Поставленный таким ответом в затруднительное положение, Ф. решил обратиться за советом к знаменитому К. П. Брюллову. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. — "Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове" ("Семейные Вечера", 1873 г., 6, стр.
Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Многому бы народ научил, -- писал художник в те годы, -- да цензура мешает.
Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. В общей композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в трактовке сюжета. Избран был тот решающий момент, который позволял все понять — и судьбы людей, объясняющихся друг с другом и суть самого объяснения и то, что вслед за этим последует. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом.
«Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ).
В Свежем кавалере. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды. Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось. И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см. Художник родился в небогатой московской семье 4 июля 1815 года. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье.
А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен" ("Северное Сияние", 1862 г., 4). его грациозное стихотворение "Ку-ку"). Так, в это время им была задумана картина изображающая возвращение институтки под родной кров, поражающий ее своей убогостью.
— Александр Бенуа, "Русская живопись" ("История живописи в XIX веке" издание т-ва "Знание"), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, "Тормазы русского искусства" ("Вестник Европы"). — "Несколько слов о П. А. Федотове" ("Северные Цветы", 1857 г., отд. Ф. делал опыты работ высокодраматического и фантастического характера, причем пробовал подражать в них приемам исторических живописцев, но эти опыты были неудачны, так как не согласовались с характером таланта художника. — А. Н. Андреев, "Живопись и художники", стр.
От многого -- военной карьеры, богатства, личного счастья -- отказался Федотов во имя искусства. Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году.
Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. Они не похожи на все предыдущие работы художника. Несмотря на истощение, вызванное непрерывной тяжелой работой, Ф. не переставал трудиться через силу. А. Федотов" ("Русский Художественный Листок", 1853 г., 19).
Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848). На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь.
Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой). Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ.
Нет помощи семьи. «Портрет отца» можно понять, лишь вникнув в подробности биографии Федотова: отец протирает очки, собираясь читать газету и газета эта вовсе не простая — это, если вглядеться в мелкие, тщательно выписанные буквочки, номер «Русского инвалида» от среды 13 декабря 1833 года, того самого дня, когда сын был произведен в прапорщики, получил первый офицерский чин, — дня триумфа родительских упований. 122—123. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить.
ассигн. Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно.
Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Павел стал задумчивым и молчаливым. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. — А. О., "Несколько слов о Федотове" ("Светопись", 1858 г., 12). Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Утро.
Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов. Одиннадцати лет Павла Федотова отдали в кадетский корпус.
С раннего утра Павел Федотов засаживался за свои эскизы и этюды, кутаясь от холода в тулупчик, надетый поверх халата и только в жарко натопленных классах Академии отогревался от домашней работы. Портрет Жданович Н. П. за клавесиномК концу 40-х годов Федотов -- зрелый мастер, художник со сложившимся мировоззрением индивидуальным творческим лицом. В доме царила легкая и не обидная простота общения.
Родился Павел Федотов в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати.
На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа. Последние два десятилетия ХVIII века старший Федотов участвовал практически во всех военных походах и кампаниях. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. — О., "П.
Портрет был написан в Москве, когда Федотов получил отпуск, впервые за три года службы и неслыханно продолжительный, с 20 августа по 20 декабря — «по домашним обстоятельствам», фактически же в поощрение дальнейшей работы над картиной Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года, эскиз которой понравился Михаилу Павловичу. Ср.
Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. 1102—1125). Как человек Ф. в памяти всех, знавших его, навсегда остался олицетворением страшного, упорного труда, беззаветной любви к искусству, живым носителем правды. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву.
Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Одиннадцати лет Павла Федотова отдали в кадетский корпус.
Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды. Почти сразу Гренев умирает. Так родился замысел серии Нравственно-критических сцен из обыденной жизни исполненных в технике сепии: Первое утро обманутого молодого, Житие на чужой счет, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, Модный магазин, Мышеловка Болезнь и смерть Фидельки, Крестины (1840-е, ГТГ). В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст. Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела.
Выйдя из полка, Федотов стал заново устраивать свою жизнь. В последние дни своей жизни он пришел в сознание. — П. С. Лебедев, "Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове" ("Русский Инвалид", 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ).
Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник.
Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. То есть эта картина является визитной карточкой художника. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника.
Картина эта называлась Свежий кавалер. В 1852 году появилась одна из первых драматических картин художника -- Вдовушка (ГТГ). Сомова Павел Андреевич Федотов (отдельный оттиск из журнала Пчела за 1878 г. ) и альбом Ф. И.
Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины "Сватовство майора" (а может быть и двух других) собственного сочинения. Первым законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден (1846, ГТГ). Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. — А. Витковский, "Воспоминание о П. А. Федотове" ("Русское Слово", 1862 г., 4, стр. Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище.
А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность", СПб., 1893 г. ("Жизнь замечательных людей", биографическая библиотека Ф. Павленкова). Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова.