Так родился замысел серии Нравственно-критических сцен из обыденной жизни исполненных в технике сепии: Первое утро обманутого молодого, Житие на чужой счет, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, Модный магазин, Мышеловка Болезнь и смерть Фидельки, Крестины (1840-е, ГТГ). Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник.
Одиннадцати лет Павла Федотова отдали в кадетский корпус.
В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. Запрещены были и литографии с его картин. И уроки мастерства берет у профессора Заурвейда, с целью научиться профессионально рисовать лошадей, чтобы в сюжеты изображаемые им, кроме пехоты, вошла еще и кавалерия. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации.
Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Вещи опечатаны за долги, оставшиеся после мужа, в комнатах рыскают полицейские чиновники, описывая нехитрый скарб. Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. Благодаря К. Брюллову, а еще больше своим достоинствам, работы Федотова доставили ему от Академии звание кандидата в академики и позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину Сватовство майора (1848)и денежное пособие для ее исполнения.
Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве.
13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным.
В 1851 — 52 гг. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Многому бы народ научил, -- писал художник в те годы, -- да цензура мешает. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Растопчиной.
Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. Он превзошел всех своих товарищей и обратил на себя внимание начальства.
Картина эта называлась Свежий кавалер. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Художник предпочитал холст или бумагу., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства). Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. В картинах Анкор, еще анкор.
Многому бы народ научил, да цензура мешает — писал художник в те годы. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа.
Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. Эти портреты всегда бывали очень похожими. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень.
Сатиричны и его первые, столь же скрупулезно-детальные «штатские» образы (разоблачающая мздоимство акварель Передняя частного пристава накануне большого праздника, 1837, там же, а также сепии 1844–1846). Жизнь в полку была трудной, а здоровье — слабым. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом. Он на эту пенсию не имел права: ему она была назначена только по особенной милости государя Николая Павловича, оценившего его талант и предполагавшего, что из него выйдет хороший батальный художник. Картина эта называлась Свежий кавалер. Многие картины остались незавершенными. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог.
Решение далось не просто. Все эти 3 картины были выставлены в академии и получили положительные отзывы руководства академии и общественности. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды.
А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Сама идея, ложившаяся в основу композиции, становилась всё более серьёзной и близкой к жизни. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году.
в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником. Среди других кадетов первенствовал он во всём, будь то точные науки, занятия в поле или учебные поединки на рапирах и саблях.
Рисунки Федотова являются своеобразным дневником художника.
Нет помощи семьи. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать.
Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Они не похожи на все предыдущие работы художника. ассигнациями в месяц».
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Профессиональным живописцем он был всего 8 лет, невероятный успех пришел в 1849 году с выставками, на которых были показаны полотна, сразу ставшие знаменитыми, – «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов.
Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох., например, продиктована характером замысла. Его отец, Федотов Андрей Илларионович, был отставным прапорщиком, в армии служил в екатерининские времена. После Федотова картин осталось немного.
В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Наступал последний, самый трудный период в жизни художника. Любое проявление критической мысли преследовалось. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет.
Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. На первый взгляд картина как картина. Федотов решает отдать свои работы на суд всесильному тогда в Академии художеств К. П. Брюллову, слава о котором разнеслась по всей Европе. Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ). Положение усугубилось-скончался отец. Еще более последнее влияние чувствуется на другой картине Разборчивая невеста, написанной на текст известной басни Крылова.
В 1850 году, когда русский художник ездил в Москву по делам своей овдовевшей сестры, возник замысел картины. основной фонд моего дарования. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Картина была создана в год трагической смерти художника. Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью. Толчком к возникновению замысла картины явилась судьба овдовевшей сестры Федотова, на руках которой после смерти мужа осталось двое маленьких детей. С ранних лет он предавался созерцанию. Наступил самый тяжелый период в его жизни. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении.
Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. Всё было естественно и натурально. Но уже через 3 года Федотов пишет свое последнее произведение «Анкор, еще анкор», которое знаменует новую ступень развития мастера и, одновременно, его гибель. Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков».
В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Однако живопись военных сцен не была истинным призванием художника. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта. Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе». Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.
Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим. Из его картин с петербургской выставки и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая московскую публику в ещё больший восторг. Не увидели свет рисунки Федотова из Нравственно-критической серии.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Лучший из них -- портрет Н. П. Жданович (1849, ГРМ). Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Житейский анекдот претворяется в меланхолическую поэму во Вдовушке (1851, Художественный музей, Иваново). Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось. В Свежем кавалере. Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию.
Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Но не мог найти того, что мне хотелось. Федотов Павел Андреевич (Fedotov Paul) (1815-1852), выдающийся русский художник и рисовальщик.
Сюжет должен был быть развит в том направлении, что институт, где была барышня много лет, принадлежал к числу аристократических она мечтала все время о возвращении домой, рисуя в грезах домашний очаг земным раем и теперь, на пороге родительского дома, остановилась, пораженная беднотой встретившей ее обстановки. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича.
Он умер тридцати семи лет в психиатрической лечебнице. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Застали и что. В последние годы жизни Федотов пишет портретов, лучшим из которых является портрет Н. П. Жданович (1849).
1840, Третьяковская галерея, Москва). Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя. В этой картине в полном объеме проявился талант Федотова.
Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника, помогли осуществить многие его замыслы. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. В прессе началась травля художника. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Вообще несовершенный в технике, Федотов-портретист значительно уступал Федотову-жанристу.
Творческий метод художника – ни шагу без натуры. Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны. Поздравляю вас, -- сказал он Федотову, -- Вы меня обогнали. Подобно Хогарту, русский художник Павел Андреевич Федотов создавал циклы рисунков. При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки.
Добродушная ирония, господствующая в «староголландски»-бытописательных, небольших по масштабу федотовских шедеврах Свежий кавалер. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог.
Такая принципиальность художника. В общей композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в трактовке сюжета. Он стал еще усерднее прежнего заниматься рисованием и писанием этюдов с натуры как дома, так и в академических классах.
Учился в Первом московском кадетском корпусе (1826–1833) был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку. За долги семья вынуждена была продать дом. Анкор, еще анкор. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой.
Можно сказать, что «Портрет отца» гораздо примитивнее, чем следовало бы ожидать от Федотова в 1837 году: он несколько робок и даже коряв. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. Вещи вокруг строго отобраны и ни одна из них не кажется лишней: и цилиндр с положенными в него перчатками, опрокинутый Женихом, когда он резво бросился к ногам Невесты и предметы обстановки. С беспощадной сатирой характеризует он своих персонажей: старую деву, ее жениха -- франтовато одетого горбуна и обрадованных родителей.
Так родилась серия Нравственно-критических сцен из обыденной жизни (1840-е гг. ), которая была исполнена в технике сепии: Болезнь и смерть Фидельки, Житие на чужой счет, Крестины, Модный магазин, Мышеловка, Первое утро обманутого молодого, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант.
Почти одновременно с Вдовушкой Федотов написал: Анкор, еще анкор. В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя.
Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе.
Первым законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден (1846, ГТГ). Особое место в творчестве мастера заняли портреты, где ирония уступала место светлому, созерцательному лиризму (Н. П. Жданович за клавесином, 1849, Русский музей, Петербург). Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов.
Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. ассигнациями в месяц». Картина Федотова была написана в тех красках, в каких Гоголь писал свою Женитьбу, опередив на несколько лет Островского с его высокохудожественными образами из московской купеческой жизни. Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище.
Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин». Готовил вместе с гравером Е. Е. Бернардским журнал карикатур, нарисовав для него около 30 композиций с текстом, однако арест Бернардского по делу петрашевцев (1849) помешал осуществлению этого замысла. Родился в Москве 22 июня (4 июля) 1815 в семье титулярного советника.
Художник оказался без средств к существованию, но он продолжал творить. Потянулись годы однообразного и утомительного учения (1834 — 1844). Центр картины занимает невеста, одетая в широкое кисейное платье 1840-х годов, кинувшаяся из комнаты при известии, что приехал жених. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура. Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться.
В глубокой задумчивости стоит она, облокотясь о комод. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). Кроме того, увлекался музыкой, писал неплохие стихи, которым не придавал никакого значения и был, что называется, полковой бард – слагал песни на темы из воинской жизни и исполнял их благодарным слушателям. Нет чувств, нет желания.
Так, в Завтраке аристократа (1849, ГТГ) напряженная поза светского хлыща, показанного в центре, торопливый жест его рук, прячущих кусок хлеба от нежданного гостя, раскрывают никчемность и ничтожество аристократа, промотавшего состояние. Когда картины Федотова были показаны больномуБрюллову, знаменитый художник их принял восторженно. Он убеждал его оставить военную службу, бросить солдатиков и лошадок и отдаться своему настоящему призванию. Да и герой картины не очень достоин насмешки.
Он работал лихорадочно быстро. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой.
Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. В 1835–1845 посещал рисовальные классы петербургской Академии художеств его наставниками были баталист А. И. Зауэрвейд и К. П. Брюллов. Картина была представлена великому князю, который пожаловал за нее художнику бриллиантовый перстень.
Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Завтрак аристократа (Не в пору гость) Предельно выразительной становится и композиция в картинах Федотова, которая служит выявлению основного смысла, концентрирует внимание на главных персонажах.
Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. Жизнь Федотова кончилась трагически. В них Федотов, еще плохо владея рисунком, не столько добивается точного воспроизведения действительности, сколько успевает рельефно выставить напоказ общечеловеческие слабости и недостатки и осмеивать пошлые или темные стороны современных ему русских нравов. Но его пенсии и пособия было недостаточно, чтобы иметь кров и еду, покупать художественные материалы, нанимать натуру и высылать в Москву пособие родным, которые, несмотря на заботу о них художника, впали в полную нищету.
Ему было всего 37 лет. В последние годы жизни Федотов обращается к созданию портретов. Он настойчиво трудился совершенствуя свою художественную технику. Никогда еще он не порывался изобразить реального человека в подробностях занимающего его реального, пусть и незначительного, дела и реальной же обстановки — домашнего садика, куда старик, почувствовав себя немного лучше, вышел прямо в халате и сел за простой стол, на который положил газету и оказавшийся ненужным теплый картуз. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения в технике.
В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Портрет Анастасии Михайловны Гриневой. Тем не менее до нас дошло несколько его оригинальных работ в этом роде. Считается, что тем самым они чтили память русского художника.
Портреты всегда были очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству.
Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. На следующий день его не стало. Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). У отца его был маленький деревянный домик человек он был бедный, семья была большая и дети, в том числе и Павлуша, росли без особенного надзора.
К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. Федотов своим произведением как бы объявляет приговор уродливым явлениям быта, которые были привычны в николаевской России. В 1852 году появилась одна из первых драматических картин художника -- Вдовушка (ГТГ).
Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом.
Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки.
Портрет был написан в Москве, когда Федотов получил отпуск, впервые за три года службы и неслыханно продолжительный, с 20 августа по 20 декабря — «по домашним обстоятельствам», фактически же в поощрение дальнейшей работы над картиной Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года, эскиз которой понравился Михаилу Павловичу. Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию. Федотова пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных и там он окончил свое грустное существование изредка посещаемый приятелями иногда кроткий иногда буйный.
Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Родился в Москве 22 июня 1815 года. Разборчивая невеста, 1847. В этой картине художник отразил явления, характерные николаевской России. Почти сразу Гренев умирает. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки».
Его детство прошло в бедности и постоянной нужде. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд. Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением.
В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому. Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника. Однако такое отступление стоит подороже иных побед. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. Вскоре закрыли журнал Современник, в котором сотрудничал и Федотов.
Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Павел стал задумчивым и молчаливым., Ой срам то какой.
Федотов написал три варианта картины и один незаконченный.
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале.
За последнюю картину художника удостоили званием академика. Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ).
Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. Это было мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. В свободные от службы часы, он рисовал придуманные им жанровые сцены и подмеченных на улице типов, писал портреты своих сослуживцев и знакомых карандашом и акварельными красками. Родился Павел Федотов в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках.
Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен.
Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
К концу 40-х годов Федотов стал зрелым мастером имевшим свое творческое лицо. Заказ оказался роковым. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
Федотов и раньше думал об отставке, но после слов Крылова, эта идея не давала покоя. Так он прослужил десять лет. Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках). Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. Он остается без средств к существованию.
Федотов сочинял басни, элегии, альбомные пьесы, солдатские песни (будучи офицером), сочинял романсы и перекладывал их на музыку. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Утро чиновника, получившего первый крестик (1846), Сватовство майора (1848), Завтрак аристократа (1849–1850), сменяется жестокой трагикомедией в сцене сватовства горбуна в Разборчивой невесте на сюжет басни Крылова (1847 все работы – в Третьяковской галерее). Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова.
Так были признаны заслуги Федотова как художника-жанриста. И тут приходит письмо от известного баснописца И. А. Крылова, пораженного талантом молодого офицера. Утро. В этой картине художник с большим сочувствием рассказал о горькой судьбе одинокой привлекательной женщины, потерявшей любимого мужа и ожидающей ребенка.
В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. То есть эта картина является визитной карточкой художника. Из-за этого в Академии профессор Зауервейд и наставник Павла великий русский художник Карл Брюллов заподозрили, что у Федотова нет никаких способностей к художеству.
«Портрет отца» можно понять, лишь вникнув в подробности биографии Федотова: отец протирает очки, собираясь читать газету и газета эта вовсе не простая — это, если вглядеться в мелкие, тщательно выписанные буквочки, номер «Русского инвалида» от среды 13 декабря 1833 года, того самого дня, когда сын был произведен в прапорщики, получил первый офицерский чин, — дня триумфа родительских упований. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие. В конце 40-х гг.
В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст. В конце 40-х годов Россию охватила реакция. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом.
Наступил самый тяжелый период в жизни художника. Французская революция 1848 года, волна демократического движения в России, дело петрашевцев повлияли на судьбу Федотова, который был связан с последними и его имя фигурировало в процессе над ними. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. (1850 — 1851) и Игроки (1852). Но улучшения не наступило.
Федотов изучал формы человеческого тела и тренировал свою руку, пытаясь ее сделать более свободной и послушной.
Но основным увлечением было все же рисование. Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. Художник все сильнее и сильнее укреплялся в привычке работать с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям нагроможденность композиции, уяснение ее посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью самая идея, ложившаяся в основу композиции, становилась все более и более серьезной и близкой к жизни. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. (1851, Третьяковская галерея) и незавершенных Игроках (1852, Музей русского искусства, Киев) доминирует чувство фатального абсурда бытия, предвосхищающее тему абсурда в искусстве символизма. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию.