Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. Дочери воспитывались в женских заведениях для небогатых дворянских детей.
Творческое кредо художника, четко проявившееся в разоблачающей взяточничество акварели «Передняя частного пристава накануне большого праздника» (1837, Третьяковская галерея), закрепляется в сатирических сериях исполненных в 1844-1846, по выходе в отставку («Следствие кончины Фидельки», «Бедной девушке краса – смертная коса» обе – там же). А вслед за майором в комнату втащили огромную корзину с шампанским и разными закусками, которыми он решил угостить своего знаменитого биографа.
ассигнациями в месяц». Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова.
Даты жизни и творчества художника критического реализмаПавла Андреевича Федотова1815, 22 июня – рождение Павла Андреевича Федотова в семье бедного чиновника. Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. Художник родился в небогатой московской семье 4 июля 1815 года. Особый раздел составляет портретное творчество Федотова. «После долгого труда ему удалось слить светло-лиловый фон с ярко-розовым цветом постели и тусклым мерцанием сальной свечи, при ярком дневном свете», – пишет Лебедев. Свеча здесь не столько освещает, сколько подчеркивает ощущение обволакивающего сумрака – эквивалент пушкинского оксюморона «свеча темно горит».
Замечательная коллекция портретов Федотова позволяет не только узнать о безвестных людях прошлого, но лишний раз оценить мастерство и самобытность живописца. Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию.
А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Однако репродукция, будучи композиционным центром сумрачной пещеры, притягивает к себе зрительское внимание, при этом посетители обсуждают, главным образом, то, кто именно из игроков остался в выигрыше и почему на стене висят пустые рамы от картин (сами картины проиграны и холсты вырезаны из рам, чтобы достаться новому владельцу. ). Чтобы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшихся до этого пехотой, Павел Андреевич стал изучать скелет и мускулатуру лошади под руководством профессора Заурвейда. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. Раздел выставки «Сцены из обыденной жизни» – это в основном карандашные рисунки, сочиненные на основе житейских наблюдений, – Федотов рисовал беспрестанно, с остротой, юмором, а иногда и ехидством фиксируя человеческие «повадки» в таких «типических обстоятельствах», которые не утрачивают актуальности до сей поры (как, например, в рисунке «Взяточник»).
Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. На первый взгляд картина как картина. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Один из них, висящий слева, тоже исполнен кистью Федотова и хорошо известен. Далее – обещанная игра-угадайка.
На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. Еще будучи кадетом, увлеченно зарисовывал своих сверстников став офицером, посещал рисовальные классы Академии художеств (1835-1845).
В конце 40-х гг. Выставка. Запрещены были и литографии с его картин. Даже «шапки в воздухе» «ведут себя» почти портретно имея разные траектории полета. К этому, раннему периоду относятся обстоятельные, тщательно детализованные акварельные портреты сослуживцев и сцены из полковой жизни («Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка», «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка», 1841-1842, Русский музей) в некоторых из них нарастают сатирические нотки («Брань под Смоленским (кладбищем)», около 1840, Третьяковская галерея).
Пользовался советами К. П. Брюллова, но особое значение для формирования его таланта имели впечатления от искусства У. Хогарта, а также голландской бытовой живописи «золотого» XVII в. Жил преимущественно в Петербурге. Веселая пестрота колорита сменяется стремлением к тональному единству светоцветовой среды. Да и герой картины не очень достоин насмешки. Так, в Завтраке аристократа (1849, ГТГ) напряженная поза светского хлыща, показанного в центре, торопливый жест его рук, прячущих кусок хлеба от нежданного гостя, раскрывают никчемность и ничтожество аристократа, промотавшего состояние. Когда картины Федотова были показаны больномуБрюллову, знаменитый художник их принял восторженно. Гладкий фон портрета подчеркивает певучие линии контура ее рук, шеи, спины.
Так родился замысел серии Нравственно-критических сцен из обыденной жизни исполненных в технике сепии: Первое утро обманутого молодого, Житие на чужой счет, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, Модный магазин, Мышеловка Болезнь и смерть Фидельки, Крестины (1840-е, ГТГ). Так Федотов писал о себе в шуточном стихотворении – его детство и ранняя юность прошли в Москве, в доме в Большом Харитоньевском переулке в Огородной слободе, где выращивались овощи для царского стола (в центре слободы находилась церковь Харитония Исповедника). Чувством роковой безысходности полна картина «Анкор, еще анкор. » (1851-1852, Третьяковская галерея), где отупевший от скуки офицер убивает время в пустой игре с пуделем. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. По мнению психиатра Александра Шувалова, проанализировавшего клинический случай болезни Федотова уже в 1990-х годах, увеличительное стекло в данном случае «могло являться символом как повышенного внимания со стороны окружающих (идеи отношения, бред значения), так и признаком идей самоуничижения и самоумаления».
В картине «Вдовушка» (1851, Ивановский художественный музей) живописная режиссура отнюдь не анекдотична, претворяясь в меланхолически-сентиментальную поэму о женском одиночестве. За последнюю картину художника удостоили званием академика.
Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника. Наступал последний, самый трудный период в жизни художника. Первый шаг при попадании в этот раздел – «Вдовушка».
К счастью, рядом с ним находился Аркадий Коршунов — денщик, ушедший со службы вместе с художником. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. Вскоре закрыли журнал Современник, в котором сотрудничал и Федотов.
Вторая встреча с БрюлловымКарл добивается от Академии художеств помощи художнику. 1848 – «Сватовство майора». Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Ничего не знаешь». Критику социально-нравственных пороков крепостнической России сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни («Сватовство майора», 1848), в поздних работах – с острым чувством одиночества и обреченности человека («Анкор, еще анкор. », 1851-1852). Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича. Это именно театр, граничащий с клоунадой.
Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Используя традиции народного творчества, Федотов сочинял раёшные стихи на сюжеты своих картин и читал их на выставках.
В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. В 1852 году появилась одна из первых драматических картин художника -- Вдовушка (ГТГ).
Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Первым законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден (1846, ГТГ).
Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Знакомство с А. Островским, встреча с Гоголем. 1850-1851 – «Анкор, ещё анкор. »1851 – ухудшение материального положения родных художника. «Вдовушка». 1851-1852 – «Игроки». 1852 – начало болезни. 1852, 14 ноября – смерть тридцатисемилетнего художника в клинике для душевнобольных.
Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения. Испытывая неодолимое влечение к искусству и приняв совет И. А. Крылова (который был одним из любимых его писателей), он выходит в 1844 г. в отставку. Утро. — 40 726 стр., Иллюстрированная энциклопедия Всё о живописи – импрессионизм (под редакцией И. И. На следующий день его не стало. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса.
В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. А тем, кто действительно хорошо помнит его хиты, для которых даже слово «хрестоматийные» недостаточно хрестоматийно, предлагается столь (не)любимая студентами-искусствоведами игра-угадайка: сможете ли вы узнать самые известные картины Федотова по их небольшим фрагментам. Разборчивая невеста, 1847.
(в 1819 г. Отец – Андрей Илларионовичполучает дворянство по «заслуженным воинским чинам»он был старым суворовским солдатом, получившим чин поручика при отставке. 1826 – Павел Федотов принят в Первый кадетский корпус. 1833 – заканчивает кадетский корпус с чином прапорщика и отправлен в Санкт-Петербург в лейб-гвардии Финляндский полк. 1834 – получение билета на право занятий в рисовальных классах Академии художеств. 1837 – получение билета на право копирования в Эрмитаже. 1838 – получает чин подпоручика. 1840 – первая встреча с Карлом Павловичем Брюлловым. 1840-1842 – ряд акварелей из воинского быта. 1841 – получает чин штабс-капитана. 1843 – выход в отставку в чине капитана. Среди этого лихорадочного месива – рисунок с императором Николаем I, разглядывающим в лупу самого Федотова как экспонат какой-нибудь энтомологической коллекции (двумя годами раньше художник задумал картину «Николай I среди институток» и даже выполнил ее эскиз). В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. В обоих случаях комизм ситуации возникает из мелкого тщеславия, заставляющего «антигероев» картин маскировать свою социальную сущность: средней руки купчишка, желая «облагородиться», выдает дочь за майора, обедневший дворянин спешно прячет свой убогий завтрак, заслышав стук в дверь. Незнакомка хоть и помогла, да не до конца., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства).
Рядом гитара. Он умер тридцати семи лет в психиатрической лечебнице. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Есть у Федотова стихотворение и котором он пишет о том, что «тема» его жизни «из любви спрядена, добротой заткана и трудом скреплена», что он раздает людям добро «не в мешках золотых, а в идеях простых, на основах святых».
Утро чиновника, получившего первый крестик», 1846, там же) – сцене с мелким чиновником, который с похмелья кичится своей наградой перед девкой-сожительницей, – ирония достаточно добродушна, сочетаясь, как у старых голландцев, с умением (по выражению самого художника из его записных книжек) «ожемчуживать равно и слезу горести и слезу радости», – иными словами, поэтически детализировать среду действия, не впадая в злой гротеск. Можно сказать, что «Портрет отца» гораздо примитивнее, чем следовало бы ожидать от Федотова в 1837 году: он несколько робок и даже коряв. Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию.
Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». и 4 доп. В варианте из Ивановского музея акцентируется прежде всего «слезная печаль» : черты лица вдовушки чуть одутловаты, лицо словно опухло от слез, а более тяжеловесная фигура утратила «преграциозность». Большая ее часть хранится в Русском музее в Ленинграде. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии.
Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень. Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. Тем не менее до нас дошло несколько его оригинальных работ в этом роде. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет.
20-я линия Васильевского острова», картина «Анкор, еще анкор», рисунки на синей бумаге для картины «Игроки», а в центре большая (увеличенная раза в три), подсвеченная и помещенная в подобие камина репродукция самих «Игроков» – оригинал хранится в Киевском музее русского искусства и по вполне понятным в нынешней ситуации причинам в Москве его показать не смогли. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. тт. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине.
В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось. Вообще несовершенный в технике, Федотов-портретист значительно уступал Федотову-жанристу. Многому бы народ научил, -- писал художник в те годы, -- да цензура мешает.
Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Для того чтобы добыть средства для писания этой картины, Федотов повторил «Сватовство майора» и получил за него очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий вздор и на подарки своей невесте. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк.
Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. То же добродушие живописного анекдота, перед которым зритель «не зябнет», господствует в «Сватовстве майора» (1848, там же) и «Завтраке аристократа» (1849-1850, там же). В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния.
«Павел Андреевич Федотов» (отдельный оттиск из журнала «Пчела» за 1878 год), П. П. Гнедич «История искусств» М. : Молодая гвардия, 1980, Ф. И. Булгаков. русский художник и рисовальщик.
Он твердо, без колебаний, шел по избранному пути и, несмотря на трудности, продолжал неутомимо работать. Однако такое отступление стоит подороже иных побед. Вот описание сепии «Первое утро обманутого молодого», составленное самим художником: «Обманутый во всем молодой в отчаянии схватился за голову.
Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. «Павел Андреевич Федотов и его произведения» (СПб., 1893). Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. -- сочетание красновато-коричневых тонов интерьера и холодного интенсивно синего квадратика неба в небольшом окне. Один из разделов называется «Полковой художник». B самой первой его картине «Свежий кавалер» изображен мелкий чиновник, который получил небольшую награду за службу (То есть стал «кавалером» ордена) и уверовал в свою необыкновенную значительность. Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником.
Николаева) ОЛМА Медиа Групп, Москва 2011 г., Импрессионизм (история, эстетика, мастера, шедевры), Габриэле Крепальди, М. :Омега 2008г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А. А. Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. Растопчиной. Сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось навеки одним из самых славных имён в истории русского искусства.
Отец русского художника, Андрей Илларионович Федотов, был чиновником – титулярным советником. Отношение художника к человеку наиболее ярко выразилось в его портретной творчестве. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. То есть эта картина является визитной карточкой художника.
В 1837 году «оклад» Федотова составлял 350 рублей серебром (около 1250 рублей ассигнациями). И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. С большим сочувствием рассказал Федотов о горестной судьбе одинокой женщины, оставшейся без мужа и ожидающей ребенка. Всё было естественно и натурально.
В качестве напоминания о главных живописных работах Федотова приведем цитату из воспоминаний Андрея Ивановича Сомова историка искусства, главного хранителя Эрмитажа (и отца знаменитого художника Константина Сомова), который, еще будучи студентом Санкт-Петербургского университета, в 1849 году посетил выставку в Академии художеств, на которой демонстрировались три первые живописные работы Федотова (за одну из них, «Сватовство майора», художник получил звание академика): «Публика бродила по выставке, довольно равнодушно останавливаясь лишь на минуту перед тем или другим произведением, пока не добиралась до предпоследней из зал, выходящих на третью линию Васильевского острова. А. И. Сомов. Им была задумана новая картина «Возвращение институтки в родительский дом».
Семья была большая. Печальная развязка наступила быстро. На выставке 1849 года впервые появились и эти две картины и новая, гораздо более совершенная — «Сватовство майора». Четверо сыновей по семейной традиции учились в кадетских корпусах и затем стали офицерами.
Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. К шедеврам русской живописи середины XIX в. принадлежит «Портрет Н. П. Жданович за клавесином» (1849, Русский музей), полный светлой, лирической грации. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. В Свежем кавалере. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. М., 1970, т. 1.
Бытовая мельтешня обретает уже не комический, а трагикомический характер в сцене сватовства горбуна в картине «Разборчивая невеста», написанной на сюжет басни Крылова (1847, там же). Кроме того, увлекался музыкой, писал неплохие стихи, которым не придавал никакого значения и был, что называется, полковой бард – слагал песни на темы из воинской жизни и исполнял их благодарным слушателям. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Ниже, на полотнище знамени, цитата из сочиненной некогда Федотовым для полка песни «То ли дело егеря», а над ней надпись «Радъ стараться» и далее неразборчиво «усрать (. ). ». Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа.
Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля.
Знакомство с Петрашевским. 1850 – поездка в Москву. Между тем основной массив наследия художника – не живопись, а графика. Закрепляя успех, Федотов порой пишет варианты своих картин. Одним из шедевров семейной галереи является портрет Нади Жданович за фортепьяно. «Вдовушек» на выставке три из четырех, созданных Федотовым (четвертая, самая лаконичная из Государственного Русского музея не приехала). Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова.
Именно здесь начинался будущий художник, о чем Федотов напишет в своих воспоминаниях: «Все, что вы видите в моих картинах, было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве». Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Акварель исполнена в Москве осенью 1837 года, когда Федотов получил отпуск. Успех выставки.
Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. И теперь, по прошествии сорока лет, я смотрю на эти рисунки с крайне тяжелым чувством. Характером замысла продиктована и тревожная, напряженная цветовая гамма картины Анкор, еще анкор. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова.
Принарядившись для позирования (об этом свидетельствует кружевной чепец, такой же воротник и модная в те годы шаль с узорчатой каймой), Ольга Петровна все равно кажется нам человеком простым и скромным. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. За долги семья вынуждена была продать дом. Не пропустите этот лист с набросками, с прямоугольным вырезом в середине, – он висит справа при входе в «пещеру» с «Игроками» и многими посетителями остается незамеченным.
В последние годы жизни Федотов обращается к созданию портретов. В возрасте 29 лет Павел Андреевич в чине капитана покидает армию и посвящает себя живописи. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Анкор, еще анкор. Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. Ивановой, Н. Ю.
Последнему (как хронологически, так и территориально, то есть самому дальнему от входа) разделу выставки предпослан эпиграф из дневниковой записи Федотова: «Судьба, как неразмотанный клубок, каждая нитка не знаешь, цельная или с узлами, что такое и как велика, на чем конец намотан. Перед ним на письменном столе раскрытая книга с иллюстрациями (в то время достаточно редкими и высоко ценимыми), только что исписанная страничка, стопка тетрадей и бумаг. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. Полевого В. М. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился.
Не увидели свет рисунки Федотова из Нравственно-критической серии. Родился в семье титулярного советника.
Жизнь Федотова кончилась трагически. Им как бы аккомпанируют изгибающиеся формы кресла. Картина имела большой успех на выставке. Подобно Хогарту, русский художник Павел Андреевич Федотов создавал циклы рисунков. Однако, по воспоминаниям одного из друзей художника, его отличала «великая терпимость» и «жадность к людям» Эти чувства вдохновляли мастера он хотел способствовать исправлению нравов, совершенствованию общества и человека. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова.
Выйдя из полка, Федотов стал заново устраивать свою жизнь. Странным образом эта небольшая картина может напомнить обстановочный парадный портрет, тем более что сама героиня здесь, по выражению одного из современных Федотову критиков, «преграциозная и прехорошенькая», даже кукольно-хорошенькая, в стиле портретов Карла Брюллова, которым Федотов восхищался.
Поздравляю вас, -- сказал он Федотову, -- Вы меня обогнали. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».
Отныне он должен был зарабатывать лишь своим искусством. Считается, что тем самым они чтили память русского художника.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. Вариант «с лиловыми обоями» ближе всего к ранним картинам Федотова с точки зрения описательных подробностей. Статуэтка Наполеона свидетельствует об увлечении хозяина дома личностью полководца.
Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Он работал лихорадочно быстро. Искусство Федотова со свойственным ему (как и Гоголю) «смехом сквозь слезы» стало одним из главных духовно-стилистических стимулов творчества. Девушка изображена за игрой на клавесине. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Когда все деньги вышли, тогда только приятели догадались, что художник ненормален и нуждается в строгом надзоре. Картина «Вдовушка» представляет повторение оригинала и изображает вдову офицера, собравшую свой скарб для переезда на другую квартиру. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью.
Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. — М. : Терра, 2001. Раздел выставки, названный просто «Сепии», в наибольшей степени отражает ее главную тему «театра жизни».
Наконец, я должен взять карету, так как на ваньке меня и к подъезду не пустят». Последние картины художника все более напоминают уже не обстоятельно-бытописательский «физиологический очерк», характерный для русской литературы 1840-х гг., но ключевые мотивы творчества Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию («Свежий кавалер», 1846).
В варианте «с зеленой комнатой» изменяется и пространство – оно обступает фигуру более тесно, а черты лица героини приобретают сходство с ангельским ликом. – командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще. Всего замечательнее то, что лица им нарисованные, как, например император Николай Павлович, собственный портрет самого Федотова и пр., все настолько похожи, что можно сразу узнать их: но все они имеют вид сумасшедших». Небольшие его холстики не превышают по высоте 20 — 25 см. Лучший из них -- портрет Н. П. Жданович (1849, ГРМ).
В доме царила легкая и не обидная простота общения. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. То же сумрачно-тупиковое настроение царит в «Игроках» (1852, Киевский музей русского искусства) картежники-полуночники уподоблены гротескным манекенам, что особенно остро ощущается в подготовительных набросках, где фигуры лишены голов. В другом известном полотне — «Сватовство майора» отражен целый клубок жизненных противоречий: наследственные дворянские привилегии делают офицера желанным женихом для купеческой дочери и ее простоватые родители стараются показать гостю «товар лицом».
Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Шелковые длинные чулки стоят в Английском магазине 40 руб. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
Хотя полотно «Вдовушка» и принадлежит к позднейшим произведениям Федотова, но она в значительной мере уступает первым двум картинам: в ней чувствуется какой-то сентиментализм. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение. Вскоре в доме Ждановичей офицер-художник стал желанным гостем. Павел стал задумчивым и молчаливым. Тут есть и надписи, сделанные рукою Федотова и его чертежи, но рука ему изменила: рисунок потерял всю стройность и прелесть. ассигн.
Биобиблиографический словарь. Отец художника, в прошлом суворовский солдат, мечтал о военной карьере для сына. После Федотова картин осталось немного. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Вместе с гравером Е. Е. Бернардским он готовит специальное сатирическое издание в виде тетрадей (создав для него около 30 карандашных рисунков с текстом) однако арест Бернардского, примыкавшего к петрашевцам, разрушил этот замысел.
Зайдя на минутку, засиживались часами за непременным чаем. Федотов рисовал, даже находясь в лечебнице для душевнобольных (правда, случалось это в редкие моменты просветлений – большую часть времени он находился в смирительной рубашке из-за буйного характера помешательства, а лечили его при этом ударами кнута) и даже учил рисовать других пациентов. Портрет был написан в Москве, когда Федотов получил отпуск, впервые за три года службы и неслыханно продолжительный, с 20 августа по 20 декабря — «по домашним обстоятельствам», фактически же в поощрение дальнейшей работы над картиной Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года, эскиз которой понравился Михаилу Павловичу. Завтрак аристократа (Не в пору гость) Предельно выразительной становится и композиция в картинах Федотова, которая служит выявлению основного смысла, концентрирует внимание на главных персонажах. Рядом в стеклянных витринах в том же зале Инженерного корпуса экспонируются предметы «из полковой жизни» времен Федотова, позаимствованные из Государственного исторического музея и Музея Пушкина: тесаки, сабли, чубуки, ружья игральные карты.
Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий – долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество.
Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка» использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное – придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту. Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Все кругом были хорошо знакомы, новости домашние тотчас же становились достоянием соседей.
Сраженный тяжелым душевным недугом, художник умер в сумасшедшем доме. В первой картине маслом («Свежий кавалер. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Последние два десятилетия ХVIII века старший Федотов участвовал практически во всех военных походах и кампаниях. И увидеть «вживую» (а не в растиражированных репродукциях) акварели, рисунки, сепии, которые вытаскиваются из музейных хранилищ лишь по большим праздникам, – это редкая и счастливая возможность. Ужасная нищета подтолкнула Федотова к тому, что он начал писать копии собственных картин.
Семейная портретная галерея Ждановичей счастливым образом сохранилась. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. В ней была покорность страданию, даже растворенность в страдании, но не было высокой духовности, способной поднять человека над любыми страданиями, на которые обрекает его жестокость жизни и слабость собственной плоти. При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. Но применительно к Федотову это дело безнадежное: картины «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще анкор» многие знают наизусть со школьной скамьи. В глубокой задумчивости стоит она, облокотясь о комод.
Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Судя по всему, жили дружно, но не слишком счастливо: многие Ждановичи умерли молодыми. художник получил известность и признание современниками его творчества и финансовую поддержку от академии. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
В 1849 году с некоторой долей юмора и иронии написал картину Завтрак аристократа, несколько изменив своим принципам выбрав не обличительную тему, создав картину Вдовушка Анкор, еще анкор. «Портрет отца» можно понять, лишь вникнув в подробности биографии Федотова: отец протирает очки, собираясь читать газету и газета эта вовсе не простая — это, если вглядеться в мелкие, тщательно выписанные буквочки, номер «Русского инвалида» от среды 13 декабря 1833 года, того самого дня, когда сын был произведен в прапорщики, получил первый офицерский чин, — дня триумфа родительских упований. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. Путеводитель по выставке Павла Федотова слегка отличается от других путеводителей «Артгида». СПб. : Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год., Художники народов СССР.
Старый дядька молодого стоит в грустном оцепенении. «Вдовушка» – первая живописная работа, где Федотов целенаправленно уходит от прежде присущей его живописным полотнам остроумной описательности, от изображения события в сторону того, что принято называть настроением, состоянием. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная.
Окончив с отличием Первый Московский кадетский корпус, куда он был определен в возрасте 11 лет, будущий художник уже в 1830 году был произведен в унтер-офицеры, через два года – в фельдфебели. Так были признаны заслуги Федотова как художника-жанриста. Картина Федотова была написана в тех красках, в каких Гоголь писал свою «Женитьбу», опередив на несколько лет Островского с его высокохудожественными образами из московской купеческой жизни. Для Федотова, не имевшего профессионального художественного образования, эта добровольная отставка была смелым и даже рискованным шагом. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ.
Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны. В июне 1852 года Федотов был помещен в психиатрическую больницу. Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. Возможно художник чувствовал какой то дискомфорт в своих начинаниях, возможно дело было с ухудшением его здоровья, не хватало терпения в работе и желание продолжать работу просто угасало.
Она внутренне сосредоточена и серьезна. Этот счастливый майор, конечно. В 1850 году на выставке в Московском училище живописи Федотов показал семь сепий «нравственно-критического содержания», которые он, вероятно, намеревался издать отдельным альбомом. Застали и что. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать.
Голубое платье, окруженное бархатной мантильей, книга в руках, чуть ироничный живой взгляд сливаются в образ оптимистичный и обаятельный. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. «Чтобы понять, до какой степени этот труд был велик, нужно вспомнить необыкновенную добросовестность Федотова и его глубокое отвращение к рисовке предметов из головы, то есть без натуры перед глазами», – вспоминал Дружинин. Между тем фантасмагория, состоящая в том, что персонажи «Игроков» выглядят как вылезшие из картинных рам и несколько утратившие человеческий облик ночные призраки, усиливается общей атмосферой музейного зала: тени, отбрасываемые посетителями выставки на стены, до жути напоминают силуэты, написанные и нарисованные Федотовым (художник рисовал персонажей «Игроков» с манекенов). Сама акварель сравнительно небольшая (31 х 44, 4 см), а фигур на ней изображено более пятидесяти и каждую Федотов выписал с портретной тщательностью миниатюриста.
Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды. 1844 – ряд сепий, в том числе «Болезнь Фидельки», «Смерть Фидельки». 1846 – «Свежий кавалер». 1846-1847 – «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант». 1847 – «Разборчивая невеста». Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск).
Ирония тут сходит на нет, уступая место спокойному, созерцательному вниманию, – сперва обстоятельно-описательному, затем все более тонко подмечающему не только сам характер, но и особенности внутренней жизни модели («Писательница Е. П. Ростопчина», около 1850, там же). Но основным увлечением было все же рисование. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви.