Панофский «открыл» новую сторону ренессансного пейзажа – его символическое значение, насыщенность символами и аллегориями, целое семантическое «измерение», прежде ускользавшее от внимания историков искусства. Другим важным фактором, повлиявшим на обращение историков искусства к проблемам пасторали, стал ряд выставок на протяжении 19801990-х гг., среди которых главное место занимает экспозиция в вашингтонской Национальной галерее искусства «Места радости: пасторальный пейзаж» (1988). Проблема тесной связи пасторального романа Саннадзаро и живописи Джорджоне затронута и в монографии Любы Фридман «Классическая пастораль в изобразительном искусстве» изданной в 1989 г. (75). Гуманист Джироламо Болоньи в конце столетия имел красивую виллу в местечке Аркаиде.
Пьесы с названием «Пастораль» для клавесина, органа, скрипки создавали Д. Скарлатти, Ф. Куперен, Дж. к соединению с природой» (14). Пасторальные оперы писали К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо. Буколическая (от греч. В Италии влияние Аркадии особенно заметно в двух драматических пасторалях: «LAminta», Торквато Тассо (1583г. ) и «Pastor Fido», Гварини (1590г. ) в Испании «Аркадия» послужила образцом самому популярному пасторальному роману— «Диане» Хорхе де Монтемайора.
«Пасторальной» назвал Л. Бетховен свою 6-ю симфонию. Пастораль как жанр насчитывает двадцать три столетия существования (если считать основоположником жанра Феокрита), но называли ее по-разному — буколика идиллия, эклога. Так поет пастушка Прилепа, поджидая своего возлюбленного — Миловзора. Помимо продолжительных прогулок, сопровождавшихся любованием красотами природы и беседами на различные темы излюбленным занятием обитателей загородных вилл были концерты на свежем воздухе, как об этом упоминает, например, Агостино Галло в своем сочинении «Десять дней истинной агрикультуры и радостей виллы» (Венеция, 1556). Описание этих развлечений и составляет содержание и главный интерес романа.
Тенирса Младшего и П. П. являются предшественниками классической оперы (например, французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион). Однако вызывает недоумение сам подбор произведений иллюстрирующих положение Холбертона. Исследование форм их взаимосвязи в итальянском искусстве XVI и XVII веков» (1934) (37). Валерии Дробининой).
По следам выставки был выпущен обширный каталог, в котором раздел о венецианской пасторали «Джорджоне, Венеция и пасторальное видение» был написан Дэйвидом Розандом (79). Пасторальная тематика приобретает в искусстве Венеции столь широкое распространение, что, по образному выражению Я. Бялостоцкого, «начиная с Джорджоне, включая Кариани, Тициана, семейство Бассано, Фетга, вплоть до Пьяцетгы, Арминьони и Гварди, венецианская живопись превратилась в огромную буколическую поэму, хотя было бы ошибкой видеть в ней одну эту сторону» (33). Сначала он оформился в особый жанр поэзии. Тем не менее, пастораль сыграла существенную роль в истории и теории мирового театра. Его идеи развивал в своих работах Аугусто Джентили (1980, 1988, 1995), указавший на тесную связь картин наподобие «Сельского концерта» с литературными источниками той эпохи (83). ГМИИ 1995, с. 166-167 ил.
Рамо, «Тифон и Аврора» Ж. Ж. де Мондонвиля (1753). В настоящей работе практически не рассматривается зрелое творчество Якопо Бассано. РМ 1903, с. 50, 476 (здесь и далее -Фавн и пастушка, занимающиеся музыкой) Кат. В сферу их пристального интереса попадает близлежащая территория на материке, так называемая Терраферма, «твердая земля», где на протяжении XV века возводятся многочисленные виллы, хозяева которых могли посреди сельской природы отдыхать от тягот городской жизни. Радостные, благодарные чувства после грозы». В начале XX в. М. Равель использовав сюжет пасторального романа древнегреческого писателя Лонга, создал балет «Дафнис и Хлоя», оркестровые сюиты из которого часто звучат в симфонических концертах. У Феокрита «страсти» Дафниса трактуются в сентиментально-бытовом плане — как любовные страдания сменивших Дафниса пастухов. Наоборот, пасторальная тенденция сквозит в каждой строчке «Аркадии» Якопо Саннадзаро (1541).
Пастораль — (лат. Картины Джорджоне с их меланхолической и созерцательной аркадской атмосферой и пасторальными сюжетами образуют живописный эквивалент пасторальному роману Якопо Саннадзаро «Аркадия» и по большей части не представляют трудностей в интерпретации (с последним утверждением трудно согласиться). В этих трактатах красочно описываются «воровство, кражи, убийства, фаворитизм, заговоры, несправедливости, предательства» (18), присущие населению городов. Известна также «Пасторальная симфония» Бетховена. Пасторалью, также может называться симфонический эпизод в музыкально-сценическом произведении, рисующий картины природы (например, пастораль в музыке Ж. Бизе к Арлезианке А. Доде).
В среде венецианских гуманистов складывается определенный идеал сельской виллы и времяпрепровождения на ней, который сформировался под непосредственным воздействием сообщений античных авторов о виллах в древности (прежде всего, сочинений Плиния Старшего, хорошо известных в эпоху Возрождения), а также и сочинений ренессансных авторов, таких как Джованни Боккаччо (9). РМ 1901, с. 40, 469 Илл. Буколические мотивы присутствуют в эллинистическо-римском искусстве: Витрувий указывал на устоявшийся обычай в определённом месте жилища изображать «рощи, cтада и пастухов». Возникает ошибочное представление о замкнутом «саморазвитии» пасторали, не связанном с общественной жизнью своего времени. Образцы французской пасторали в XVIII веке: «Уловки Амура» А. К. Детуша (1726), «Диана и Эндимион» Ф. Колена де Бламона (1731), «Заис» (1748) и «Наис» (1749) Ж. Ф.
В музыкальном театре пастораль сохранилась до 18–19 вв. Уже в эпоху треченто в итальянской живописи появляется изображение природы и сельской жизни, как в знаменитой фреске Амброджио Лоренцетти «Последствия Доброго Правления в деревне», написанной в 1338-1340 годах и украшающей Залу мира в Палаццо Пубблико в Сиене. Формулировка «фигура-пейзаж» нередко будет встречаться и в последующих работах, посвященных пейзажу в искусстве, как, например, в обширном исследовании Гетца Похата «Фигура и пейзаж.
Дускинова Эрика Г. Свиридов «Пастораль». Под влиянием «Аркадии» и «Дианы» с одной стороны и рыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою «Аркадию» (1590) Филип Сидни. Ряд специальных работ посвящен взаимосвязям пасторальной литературы (прежде всего, «Аркадии» Якопо Саннадзаро) и живописи в искусстве венецианского чинквиченто.
XXIII Кат. Идиллическая трактовка «сельской сцены» у Джорджоне отличает его картины от произведений следующего этапа, приходящегося на 1520-1530-е гг., которому и посвящена статья. Так, серию пасторальных картин представляет собой программа цикла из четырех оркестровых концертов «Времена года» А. Вивальди. При этом исследователи ограничивались, в основном, поверхностными аналогиями с произведениями литературы, прежде всего -с «Аркадией» Якопо Саннадзаро. Вот таким образом без всякой зависти я объявляю, что прощаюсь с вами, с вашими проблемами и беспокойствами, вашими честолюбием и гражданской службой, которая нелегка: предоставьте мне вести эту счастливую и блаженную жизнь, которую вы называете праздной и бездеятельной» (24). Их картины умиротворённые и спокойные.
При этом игнорируется весь общественный и культурный фон, на котором происходит появление пасторали в искусстве, не рассматриваются важные явления в социальной сфере, послужившие «первопричиной» появления пасторали в венецианской культуре. В настойчивом стремлении к воспроизведению средствами живописи образов природы и сельской жизни ярко выразилась присущая эпохе Возрождения тенденция к познанию окружающей действительности, то самое «открытие мира», которое в классической формуле Мишле и Буркхардта уравнено с «открытием человека» изображением человеческой фигуры, – центральной темой ренессансного искусства. Само по себе, такое контрастное противопоставление не было для ренессансной культуры чем-то новым, – достаточно вспомнить, например, слова из диалога Леона-Баттисты Альберта «О семье» : «Господи, да это настоящий рай.
Гуманист Джироламо Болоньи в конце столетия имел красивую виллу в местечке Аркаиде. Во французском музыкальном театре в конце XVII века сформировался жанр героической пасторали, близкий музыкальной трагедии, но меньших масштабов, в 3 актах (вместо обычных 5) с прологом («Муки и радости любви» Р. Камбера, «Ацис и Галатея» Ж. Б. Люлли и другие). Таково содержание небольшого эпизода — пасторали «Искренность пастушки» из третьей картины оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама». Название «пастораль» происходит от латинского слова «пасторалис» — «пастушеский». (прежде всего, «Сельский концерт» Джорджоне).
Guidebook 1995, р. 129 Путеводитель ГМИИ 1998, с. 226 Свидерская 1999, с. 141 ил. 150 Путеводитель ГМИИ 2000, р. 228. Пасторальные мотивы возродились в музыкальном искусстве XX века (опера «Дафна» Р. Штрауса, балет «Дафнис и Хлоя» М. Равеля и другие). Перевод А. Н. Чайковского.
В своих истоках (у Феокрита) пастораль — словесная имитация античного мима — «низовой» разновидности античной драмы, балаганной сценки-представления, включающей в себя демонстрацию зрительно-световых чудес, мнимых смертей и воскрешений, загадывание загадок, а также пародирование, розыгрыш, передразнивание. Савольдо и других), пасторальный характер приобретают сцены с нимфами, фавнами и сатирами, мифологические и литературные сюжеты (анонимные гравюры к «Гипнеротомахии Полифила», 1499 год), жанровые сцены («Гроза» Джорджоне, около 1506-1507 годов, Галерея Академии, Венеция «Астролог» итал. Бассано и Ф. Бассано Младший и другие). Намёк на пасторальную интерпретацию Рождества содержится в написанной на латинском языке 11-й эклоге Боккаччо, однако первой полноценной разработкой темы и образцом для подражаний явилась латинская эклога «Рождение Христа» Ф. Патрици (1460).
В Испании пасторальный роман создают Х. де Монтемайор («Диана», 1558-1559 годы), М. де Сервантес («Галатея», 1585 год) и Лопе Ф. де Вега Карпьо («Аркадия», 1598 год) во Франции – О. дЮрфе («Астрея», 1607-1618 годы) пародию на пасторальный роман пишет Ш. Сорель («Сумасбродный пастух», 1627-1628 годы). Существенную роль в этом сыграл географический фактор, – в отличие от других итальянских городов, например, от Флоренции, у Венеции нет прилегающей сельской округи, так называемого «контадо» («contado»).
В соответствии с таким подходом, пасторальная живопись в ренессансной Венеции якобы происходит непосредственно от пасторальной литературы их сложная связь подменяется элементарной схемой «заимствования сюжетов». В эпоху Высокого Возрождения к изображению идиллической сельской природы в своих картинах нередко (особенно в ранний период творчества) обращается Рафаэль. Наконец, А. Дженсон в недавно опубликованной статье «Символическое значение пейзажа в "Экстазе святого Франциска" Беллини» (1994) (53) еще раз поставил вопрос о «скрытом символизме» пейзажей Беллини.
Красивая и спокойная мелодия вызывают чувство покоя и радости. При этом в пасторальных картинах Джорджоне исследователи зачастую видели лишь «иллюстрации» к произведениям античной или ренессансной пасторальной литературы.
Это особый тип картины, «живопись как поэзия» («pittura come poesa»), который может быть понят лишь в свете длительной литературной традиции, к которой относится и «Аркадия». Эта идея автора представляется верной, хотя его интерпретация картины как изображения обращения героя к Матери-Земле, которую олицетворяет обнаженная женщина (VII Эклога в романе), кажется нам малоубедительной. (Из сочинения учащегося 3 класса Александрова Вячеслава). Наример, один из героев написанного в 1479 г. «Диалога о свободе» Аламанно Ринуччини восклицает: «Давайте расположимся в ближайшей роще.
Мне кажется, что картины гармоничные и чувственные. Таково содержание небольшого эпизода — пасторали «Искренность пастушки» из третьей картины оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама». Название «пастораль» происходит от латинского слова «пасторалис» — «пастушеский». Определение «героический» в названии жанра указывает не на героику как тип образности, а на драматическую действенность пасторали и на мифологических героев в качестве главных персонажей. Буря», «Пение пастухов.
Newcome 1981, p. 32 Bellini 1982, p. 75 Кат. содержание (уже для Феокрита значимо противопоставление природы и культуры ещё очевиднее тенденция к иносказательности у Вергилия, эклоги которого оказали решающее воздействие на формирование пасторального канона), становится одной из наиболее характерных примет пасторали. Об особой роли музыкальной тематики в искусстве Джорджоне и художников его круга писал еще Маурицио Боникатти в своей книге «Аспекты гуманизма в венецианской живописи с 1455 по 1515 гг» (1964) (82). Внутри этой поставленной нами задачи обозначим два основных направления исследования.
Хотя она была впоследствии подвергнута критике (45), но значение этой концепции для истории науки было исключительно велико. Пастораль эпохи Просвещения тяготеет к демифологизации, к отказу от аллегоризма, к большей естественности и безыскусности, сдвигается от «буколики» к «георгикам». В его диссертации «Традиции для "Грозы" Джорджоне» (1984, Йелльский Университет) (72) сопоставляются «Аркадия» Саннадзаро и «Гроза» Джорджоне (идея, в свое время высказанная еще К. Гилбертом) (73). Уже в 1422 г. Франческо Барбаро имел собственную виллу поблизости от Монтебеллуны, пышно названную «Вергилианум». Стилизация пасторали в XIX веке – интермедия «Искренность пастушки» (эклога П. М.
Изображения подобных импровизированных концертов на вилле можно нередко встретить в венецианской живописи XVI века, – например, в картине Людовико Поццосеррато (ок. 1550-ок. 1604/1605) «Концерт в саду» (Тревизо, Городской музей). Богач Златогор пытается прельстить юную красотку несметными сокровищами, но она отвергает его домогательства, оставаясь верной Миловзору.
М. Фальконе) мануфактур. Сам Бембо и его друзья нередко отправлялись за город, чтобы в сельском окружении обсуждать стихи Петрарки (11). Перевод А. Н. 19 Кат. РМ 1909, с. 88, 790 Кат. В музыке пасторальная тематика культивировалась в итальянской и английской мадригале XVI века, в ранней опере (с самых первых образцов).
Именно так об этом времени впоследствии написал Франческо Гвиччардини в своей «Истории Италии» : «никогда Италия не благоденствовала так, не пребывала в более желанном покое, чем в год от рождества Христова 1490 и годы, непосредственно предшествующие ему и следующие за ним. Патера, Н. Ланкре, Ф. Буше, Ж. О.
Лиричная музыка в стиле пастораль очень образная. В диссертации Элизабет Т. Бэкли «Poesa Muta: аллегория и пастораль в ранних картинах Тициана» (1977, Калифорнийский университет) (71) отдельная глава посвящена анализу взаимосвязей «Сельского концерта» из Лувра (его Бэкли приписывает Тициану) и романа Саннадзаро. Какое неизведанное счастье. » (Альберти, «О семье», III. Затем в работе Майзак рассматривается иконография аркадских сюжетов в венецианской живописи («праздники на природе», «сельские концерты» и т. д. ). Музыкальный компонент пасторали лежит еще в древних истоках. Наример, один из героев написанного в 1479 г. «Диалога о свободе» Аламанно Ринуччини восклицает: «Давайте расположимся в ближайшей роще. Этот образ призван олицетворять, в первую очередь, «Небесный Иерусалим», но и вся топография пейзажа у Беллини обладает определенным символическим смыслом.
по: Castiglione 1990, p. 135). Анализу композиционных принципов пейзажной живописи венецианского Возрождения посвящена и недавно вышедшая книга Маркуса Эвеля с похожим названием – «Изобразительная проблема "фигура и пейзаж" в венецианской живописи XVI века» (1993) (40). Пастораль рисовала особый, приукрашенный идеализированный мир, не имеющий никакого отношения к реальной действительности. Под влиянием «Аркадии» и «Дианы» с одной стороны и рыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою «Аркадию» (1590) Филип Сидни. Самый значительный англ.
К этой последней категории, которая, в отличие от первых трех не основывается на определенном литературном источнике и принадлежит «Сельский концерт» Джорджоне. Следующий период в развитии «сельской сцены», связанный в первую очередь с творчеством Якопо Бассано, был рассмотрен И. А. Виттковер делает интересный вывод – каждая культурная эпоха (романтизм, эстетизм) всегда по-своему рассматривала творчество Джорджоне, которое поочередно становилось то «романтическим», то «чистым искусством», «искусством для искусства».
Согласно Бэкли, то, что место действия пасторали и ее участники у Саннадзаро были описаны очень подробно, способствовало проникновению пасторальных образов и в изобразительное искусство. «Пастораль – это жанр в живописи и в музыке. Так, Д. Рихтер в своей монографии о Джорджоне (1937) отмечает, что «сюжет "Нахождения Париса" Джорджоне кажется лишь. Я считаю, что весной в этот час она особенно приятна. пасторальный роман – «Аркадия» («Старая Аркадия», около 1580 года «Новая Аркадия», 1590) Ф. Сидни. В венецианском обществе господствует идеал виллы как места уединения, предназначенного для духовной деятельности и гуманистических занятий – «villa, quae philosophiae et tranquillitati mentis est dedicata» (10).
Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины». В музыкальном театре пастораль сохранилась до 18–19 вв. Более глубокой видит взаимосвязь пасторальной живописи и литературы Дэниэл Летгьери. По этому случаю весело поют и танцуют все окрестные пастушки и пастушки.
По этому случаю весело поют и танцуют все окрестные пастушки и пастушки. На островах Джудекка и Мурано возводятся первые загородные виллы, в садах которых венецианские синьоры проводили время, «развивая ум и укрепляя тело и дух» (7). В то же время сам исследователь предостерегал от безоглядного использования иконологического метода при рассмотрении пейзажных образов в картинах Беллини (48). Для исследования изображений пейзажа в живописи Возрождения имеет большое значение работа Эрнста Гомбриха «Ренессансная художественная теория и развитие пейзажной живописи» (1953) (54). часто встречаются изображения пастухов в окружении природы. Особое внимание уделено автором теме сельской жизни в венецианской графике. Характерные жанры пасторальной поэзии этого столетия — «поэма о сельской усадьбе» (в Англии), описательная поэма («Виндзорский лес» А. Попа, 1614 «Времена года» Дж. 1000» (цит.
неподалеку от Азоло возводится вилла Катерины Корнаро, получившая название «Барко ди Альтиволе» («Barco di Altivole»), Не оставались в стороне от этого процесса возведения вилл и венецианские художники и поэты, так, например известно о существовании своей загородной виллы у Пьетро Бембо (под Падуей) и у Джованни Беллини, в чьих картинах впервые в венецианском искусстве появляются образы природы и идиллической сельской жизни. Послушайте эти произведения и окунитесь в мир волшебных звуков. Одним из первых к наследию античной буколики обратился Данте, затем – Ф. Петрарка и Дж. "Аркадия" Саннадзаро еще не была напечатана, когда Джорджоне писал свою картину, но дух эклог Вергилия уже жил среди молодого поколения поэтов конца кватроченто» (60).
Пастораль в век Просвещения. Согласно Фридман, пастораль в искусстве, темой которой является изображение идеализированной жизни пастухов в окружении природы, подразделяется на четыре категории: «литературная», «мифологическая», «религиозная» и «автономная». Здесь следует заметить, что о большой роли предшествующей традиции в литературной пасторали, которая в итоге приводит к постоянному варьированию одних и тех же образов, в свое время справедливо говорил Й. Хейзинга, посвятивший пасторали целый раздел в своей книге «Осень средневековья» : «Пастораль по своей сути означает нечто большее, чем литературный жанр. Расцвет пасторали в венецианском искусстве приходится на первые два десятилетия XVI века, когда к ней обращаются ведущие художники Высокого Возрождения в Венеции, – Джорджоне, молодой Тициан и другие в последующие десятилетия интерес к пасторали постепенно пропадает, однако, несмотря на это, пасторальная традиция продолжает жить в венецианском искусстве вплоть до начала 1570-х гг., когда была написана знаменитая поздняя картина Тициана «Пастух и нимфа» из венского Музея истории искусства. Эта тема достаточно редко привлекала внимание историков искусства, видимо, по инерции продолжавших считать пастораль малоинтересным «пастушеским жанром».
В Италии влияние Аркадии особенно заметно в двух драматических пасторалях: «LAminta», Торквато Тассо (1583 г. ) и «Pastor Fido», Гварини (1590 г. ) в Испании «Аркадия» послужила образцом самому популярному пасторальному роману— «Диане» Хорхе де Монтемайора. В европейской художественной культуре он существует на протяжении многих столетий.
pastoralis, фр. Среди последних не были упомянуты ни Джованни Кариани, ни Доменико Кампаньола, внесшие важный вклад в развитие пасторали в венецианском искусстве. Тернер формулирует и другое важное положение о том, что со временем венецианская живопись, посвященная изображению природы и сельской жизни, разделяется на два различных течения: первое граничит с воплощением мифологических и литературных сюжетов, а второе – с жанровым показом сельской жизни (творчество Якопо Бассано и его окружения) (59). Так украшенная столькими дарами, по праву пользовалась она у всех народов именем и славою блистательной» (25). С другой стороны, пастухи Феокрита (тот же Титир) имеют своими прообразами и мифологических «сатиров», главное занятие которых — любовь, пение и игра на пастушеской свирели.
1514, Рим, Галерея Боргезе) (43). В поисках «истинного» Джорджоне автор обращается к суждениям о нем современников, которые отмечают, прежде всего, его мастерство в изображении пейзажа. В книге «Пейзаж в искусстве» (1947) Кеннет Кларк посвятил несколько проникновенных страниц пейзажным образам в живописи Джорджоне и Тициана в своей книге «Пейзаж в искусстве» (глава «Идеальный пейзаж») (1947) (57). Вместе с риском от экономических потерь существенно растут накладные расходы, связанные с торговлей (5). В статье не упоминаются ряд важных картин и рисунков начала XVI века (например, так называемый «Астролог» из Галереи Филипс в Вашингтоне, чье аллегорическое содержание было подробно проанализировано А. Джентили) (85), которые не укладываются в концепцию автора о поэтике пасторали. Известна также «Пасторальная симфония» Бетховена. Пасторалью, также может называться симфонический эпизод в музыкально-сценическом произведении, рисующий картины природы (например, пастораль в музыке Ж. Бизе к Арлезианке А. Доде).
Вместе с риском от экономических потерь существенно растут накладные расходы, связанные с торговлей (5). Область Тревизо называют «цветущим садом Венеции», там строятся многочисленные виллы венецианских патрициев и горожан. Свидетельство кризиса пасторали – полемика о перспективах развития жанра, развернувшаяся во 2-й половине XVII – 1-й половине XVIII веков (среди участников – Р. Рапен, Б. Фонтенель, И. К. Готшед).
По следам выставки 1988 г. в вашингтонской Национальной галерее была проведена конференция «Пасторальный пейзаж», на которой выступил Вильям Роджер Ририк с докладом, озаглавленным «От Аркадии к скотному двору» (опубликован в 1992 г. ) (81). Между 1490 и 1509 гг.
Трагическая окраска феокритовых буколик, ставшая «памятью жанра», отзовется в позднейших пасторалях почти обязательной включенностью в них мотивов смерти влюбленного пастуха или его возлюбленной, похорон, тяготением пасторали к смешению с погребальной элегией. (опера Моцарта Король-пастух, 1775 балет Делиба Сильвия, 1876 и др. ).
Условность пасторального топоса достигает своей кульминации в литературе XVII века с её подчёркнуто противостоящими «грубой» реальности аристократически-утончёнными пастухами в камзолах и пастушками в кружевах. Первые пасторали, возникшие в 14–15 вв. РМ 1862, с. 20, 187 (здесь и след. Пасторальное восприятие природы») и Тициана.
Основу для подобного рассмотрения произведений венецианского искусства заложил еще Уолтер Патер в своем знаменитом очерке «Школа Джорджоне» (1877) (56). Томпсона, 1726-1730 «Сады» Ж. Делиля, 1782). pastoralis, фр. «Мне кажется, что город. В работах Розанда, опубликованных в 1992 г. и 1995 г. (80), содержится дальнейшее развитие его идей, но ничего принципиально нового в исследование венецианской пасторали не вносится.
Так поет пастушка Прилепа, поджидая своего возлюбленного — Миловзора. В конце XV века поэт Андреа Наваджеро имел на острове Мурано собственную виллу с прекрасным садом, где, по словам его биографа, «среди друзей и литераторов проводил приятные и счастливейшие дни» (8). Истоки жанра. РМ 1910, с. 88, 790 Кат. В 1980 г. Эудженио Батгисти опубликовал статью с программным названием «Религиозное происхождение венецианского пейзажа» (49), где появление пейзажа в живописи Джованни Беллини поставил в прямую зависимость от влияния религиозной литературы, различных гимнов и аналектов («ренессансный пейзаж – лишь один из живописных жанров, на которых повлияла эта литература») (50). Тем не менее, пастораль сыграла существенную роль в истории и теории мирового театра. Подробный анализ символических образов в картинах Беллини, прежде всего, в «Святом Франциске» из Собрания Фрик, содержит специальная работа Милларда Мисса, посвященная этой картине (1963) (47).
Эволюцию пасторали в венецианском искусстве Ририк определяет как переход от сюжетов «Буколик» Вергилия к его же «Георгикам», от изображений музицирующих и отдыхающих пастухов к показу «работ и дней» в жанровой живописи Якопо Бассано (творчеством которого В. Ририк также занимается на протяжении нескольких десятилетий). Теме Аркадии в искусстве посвящена и работа Петры Майзак «Аркадия: происхождение и типология идиллического воображаемого мира» (1981) (69), где есть специальный раздел об изображении Аркадии в венецианской живописи XVI века. Прежде всего, неверной представляется гипотеза о существовании т. н. Исполнена намёков и аллегорий пастораль эпохи Возрождения: «Этот род сочинения, – писал Ф. Петрарка, объясняя первую эклогу своих "Буколических песен", – невозможно понять без разъяснений самого сочинителя» (Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. «религиозной пасторали». красивейшим лавром и родником, прозрачнее, чем стекло, посвященном Музам» (22). Одна часть картины, погруженный во тьму пейзаж с замком и двумя кроликами слева, символизирует «Felicita Breve», «земное счастье», а другая (мирный сельский пейзаж справа) – «Felicita Eterna», «вечное счастье».
На вилле ты можешь скрыться, чтобы не видеть тех мерзостей, обманов, того количества негодных людей, что в городе постоянно шныряют у тебя перед глазами, постоянно осаждают тебя своей болтовней. В пасторали окончательно закрепился драматургический канон, разработка которого была начата в ренессансной итальянской трагедии, а позже – была доведена до совершенства в теоретических работах французских классицистов: пятиактная структура, единство места, времени и действия, строгое социальное разделение персонажей по жанрам. Мой миленький дружок, Любезный пастушок. «Мне кажется, что город. Это – Imitatio» (66).
С другой стороны, непонятно, на каком основании к «сельским концертам» отнесены «Пир богов» Джованни Беллини, «Вакханалии» Доссо Досси или «Венера Пардо» Тициана, где нет изображения сцены концерта. Кендлер) и Севрской (Э. В нём изображается спокойная сельская жизнь. являются предшественниками классической оперы (например, французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион).
В голландской живописи оно ощутимо в итальянских пейзажах Н. Берхема, в картинах Я. А. желал ли он того или нет, на службе у «яснейшей» республики и каждый делал для нее какое-либо дело» (34). По справедливому замечанию И. С. В литературе пасторальная топика (смотреть Топос) восходит к античной буколике непосредственная предшественница Пастораль – пастурель XII-XIII веков. ». Гораздо меньше существует работ, посвященных проблеме пасторали в венецианском искусстве.
Впервые художник обратился к ней в 1640-х годах, в период его работы в Риме. В обширном разделе о венецианской живописи конца XV – XVI века (он занимает почти третью часть работы) автор уделяет значительное место анализу новшеств, в первую очередь, композиционных, которые внесли в изображение пейзажа Джованни Беллини и Джорджоне.
Тем более тревожными и пугающими могли предстать для современников события начала следующего столетия, когда «бедствия тем более поразили умы ужасом, чем тогда было благополучнее и отраднее общее положение вещей» (26). Идиллии Феокрита, персонажами которых являются спорящие и состязающиеся друг с другом в пении пастухи (собственно «буколики»), также связаны с сицилийской традицией воспевания «страстей» пастуха Дафниса. Если в «историях» позднего кватроченто, в картинах Витторе Карпаччо и Джованни Мансуэти, отражены представления о гражданской деятельности человека, занятого общественной деятельностью, «negotium» и состоящего на службе у государства, то в пасторали, напротив, превалирует тема досуга, «otium», ее персонажи заняты игрой на музыкальных инструментах, пением, любовной игрой, которая сопровождается созерцанием образов идиллической природы.
Писатели-просветители особо акцентируют пасторальную тему «золотого века», трактуемого как социальная утопия. Ermitage 1774, 838 Musee de lErmitage 1860, p. 132, 28 Музей Имп. Начав играть на музыкальных инструментах, герои картин как бы «переносятся» в Аркадию. В статье «Et in Arcadia ego: о концепции бренности у Пуссена и Ватто» (1936) (64) он проследил эволюцию этой темы в европейской культуре и отметил, в частности, тот утопический характер, который она приобретает в эпоху Возрождения. М., 1982 год.
Эрмитажа 1861, с. 149, 28 Кат. Это были танцы сатиров и нимф, песни пастухов игры на пастушеских инструментах (свирели и прочих). Пасторальные темы затрагиваются в этот период лишь драматическими произведениями. На этом же острове располагалась и вилла бывшей королевы Кипра Катерины Корнаро. Как отметил А. Вентура, земельная рента в эти годы играла второстепенную, по сравнению с торговлей и банковскими операциями, роль в экономической жизни Венеции (4).
Bened. o Castiglione. Венецианские граждане, привлеченные красотой этой местности, возводят на ней виллы, где наслаждаются досугом («otium») в окружении своих друзей – поэтов, ученых и музыкантов. «пастух») поэзия античности, посвящённая изображению жизни пастухов. – Пастух и пастушка, занимающиеся музыкой) Андреев 1863, II, с. 143 Кат. Целый ряд различных явлений и событий, -среди них, прежде всего, длительные и кровопролитные Итальянские войны (1494-1559), завершившиеся установлением иноземного господства на большей части полуострова (27), – не только коренным образом изменили развитие страны, но и сказались на умонастроениях людей той эпохи. Мнения об исключительно религиозной символике образов природы и сельской жизни в картинах Беллини придерживается и Рона Гоффен (1989) (52). Описание этих развлечений и составляет содержание и главный интерес романа.
Многочисленные «сельские концерты» начала века не являются ни аллегориями, ни мифологическими историями их тема – просто изображение фигур в идиллическом пейзаже, мотив, важный per se. Литература: Cat. РМ 1912, с. 97, 31 (здесь и далее – Пастушка и фавн) Кат. Излюбленные сюжеты пасторальных опер – мифы о Дафне (итальянские композиторы Я. Пери, М. да Гальяно и другие), об Орфее и Эвридике (Пери, Дж. На смену представлению о пасторали как о простом и непритязательном рассказе о жизни пастухов приходит ее осознание как «обманчивого жанра» (В.
Карабанова, первоначальное название «Сердца приобретаются искренностью», 1786 год) в опере «Пиковая дама» П. И. В XVII веке пасторальный роман во Франции сменяется романом героическим и реально-бытовым. Даниловой «Тема природы в итальянской живописи кватроченто» (1980) (55). Альбом ГМИИ 19896, 123 ил. Венецианские граждане, привлеченные красотой этой местности, возводят на ней виллы, где наслаждаются досугом («otium») в окружении своих друзей – поэтов, ученых и музыкантов. Какое блаженство жить в деревне.
Фрескобальди, И. С. История подтверждает его долголетие и указывает конкретную цифру – 23 века. 86 Альбом ГМИИ 1989а, 137 ил. ГМИИ 1957, с. 66 Кат. РМ 1915, с. 215, 221, 582 Lasareff 1930, S. 96-108, Taf.
Выдающимся памятником этой своеобразной культуры стали «Азоланцы» Пьетро Бембо, герои которых собираются в парке владений Катерины Корнаро, чтобы вести беседы о любви. Ряд работ посвящен тематике т. н. Тициана «Любовь небесная и земная» (ок. Сельская природа, по мнению гуманистов, в первую очередь предназначена доя отдыха на ней, доя загородных прогулок и развлечений, для комфортного и безмятежного существования («otium») вдали от городских дел и забот («negotium»).
В венецианском обществе господствует идеал виллы как места уединения, предназначенного для духовной деятельности и гуманистических занятий – «villa, quae philosophiae et tranquillitati mentis est dedicata» (10). Область Тревизо называют «цветущим садом Венеции», там строятся многочисленные виллы венецианских патрициев и горожан. Рубенса). В этих трактатах красочно описываются «воровство, кражи, убийства, фаворитизм, заговоры, несправедливости, предательства» (18), присущие населению городов. Мощь «81а1:о (И таг» казалась современникам по-прежнему незыблемой и прочной, в городе на лагуне не было тех неразрешимых внутренних противоречий, которые были присущи общественной жизни Милана или Флоренции.
Эрмитажа 1976, с. 100 (Вакханалия) Algeri 1979, р. 85 Путеводитель ГМИИ 1980, с. 80-81 ил. Мой миленький дружок, Любезный пастушок. Отсюда — сближенность пасторали, которую античные риторики включали в «область серьезно-смехового» и сатиры, парадоксальная взаимодополнительность пасторального (иллюзионистского иносказательно-загадочного) и сатирического (разоблачительного, разрушающего иллюзии) «модусов» отношения к действительности, характерное и для пасторали и для сатиры условно-игровое, экспериментально-фантазийное конструирование художественной реальности. пасторальная эклога представлена «Пастушеским календарём» Э. Спенсера (1579), «Пасторалями» А. Филипса (1706), А. Поупа (1709) и другие. Stuffmann 1968, р. 89, 272 ill.
Под влиянием «Аркадии» и «Дианы» с одной стороны и рыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою «Аркадию» (1590) Филип Сидни. Формы его проявления и варианты создавала каждая эпоха. Тем не менее, пастораль сыграла существенную роль в истории и теории мирового театра. Немецкий пасторальный роман представлен анонимными «Аменой и Амандом» (1632) и «Леориандром и Перелиной» (1642), а также «Адриатической Роземундой» Ф. фон Цезена (1645).
Недовольный ее независимостью и той значительной ролью, которую она играла в итальянской политике, папа Юлий II призвал остальные государства к священной войне против Венеции. кат. Автор 114 латинских эклог на сюжеты Ветхого и Нового Завета – нидерландский поэт Р. Обризиус (около 1540 – около 1584/1594 годов). в результате ряда военных и политических мероприятий обширные территории Террафермы переходит под власть венецианской Синьории (3). «Живопись пастораль отличается своими насыщенными красками. Первые пасторали, возникшие в 14–15 вв.
Вместе с тем ряд положений работы Розанда вызывает у нас возражения. В инструментальной музыке пасторальность проявилась в цикле концертов «Времена года» А. Вивальди и другие. Значительное место уделено венецианскому пейзажу в монографии А. Р. (Жертвоприношение Пану) Путеводитель ГМИИ 1994, с. 131-132 Кат.
Встречаются они также в эллинистических рельефах и настенной живописи Древнего Рима. Пастораль» (1952) (61). Пастораль рисовала особый, приукрашенный идеализированный мир, не имеющий никакого отношения к реальной действительности. «пастух») поэзия античности, посвящённая изображению жизни пастухов.
Vsevolozhskaya 1981, р. 293 ill. РМ 1913, с. 105, 31 Кат. РМ 1901, с. 12, 385, табл. В статье Пола Холбертона «"Пастораль" или "Сельский концерт" в начале XVI века» (1993) (84) анализируется ряд картин, которые напоминают одноименное луврское полотно (его Холбертон определяет как произведение Доменико Манчини, что не кажется нам вполне убедительным). Тернера «Видение пейзажа в ренессансной Италии» (1966) (58). Историческая интерпретация пейзажной живописи от античности до Возрождения» (1973) (38). В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии. Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии, но от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия).
Какое неизведанное счастье. » (Альберти, «О семье», III. «Столкнувшись с турецкой угрозой, они оказались в худшем положении, чем рабы», - писал в этом же году о своих современниках патрицианский хронист Джироламо Приули (28). Работы Снелля (1944) (62) и Розенмейера (1969) (63) были посвящены формированию в литературе специфического образа Аркадии и ее трансформации в сочинениях Вергилия от реальной области в центральной части Пелопоннеса в мифическую страну пастухов. Смирновой «Тициан и тема "сельской сцены" в венецианской живописи XVI века» (1979) (76). Итак, пастораль – это одновременно и родовая и видовая жанровая категория. Основные жанровые формы пасторали – эклога, драма, роман, а также элегия и поэма. Розанд прослеживает эволюцию пасторального пейзажа в венецианском искусстве, от идиллий «школы Джордасоне» до изображения панорамного пейзажа в гравюрах по рисункам Тициана 1520-1530-х гг.
Так, серию пасторальных картин представляет собой программа цикла из четырех оркестровых концертов «Времена года» А. Вивальди. Предпосылки появления «сельской сцены» в венецианском искусстве содержатся в некоторых тенденциях венецианской ренессансной культуры, таких, как «тяга к утонченным радостям созерцательного бытия идеальной сферой которых представляется природа» и т. д., а ее исходным пунктом стало искусство Джорджоне, где достигнута неведомая прежде степень взаимосвязи природы и человека. Смирновой в монографии «Якопо Бассано и Позднее Возрождение в Венеции» (1976) (78). В Италии влияние Аркадии особенно заметно в двух драматических пасторалях: «LAminta», Торквато Тассо (1583г. ) и «Pastor Fido», Гварини (1590г. ) в Испании «Аркадия» послужила образцом самому популярному пасторальному роману— «Диане» Монтемайора. Розанд предлагает собственную типологию для определения различных видов пасторали в венецианском искусстве: «Пасторальный концерт», «Придворная пастораль», «Пастораль – эпиллий», «Религиозная пастораль», «Георгики», «Сатирический пейзаж».
После его работ стало возможным говорить о «всеобъемлющей интерпретации символизма как фигурных, так и пейзажных элементов» (46) в пейзажной живописи Возрождения. Эрмитажа 1958, с. 109 (Вакханалия) Кат. С. 109). Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины».
В отличие от Розанда, основателем пасторальной традиции на венецианской почве Ририк считает не Джорджоне, а молодого Тициана, в чьих рисунках 1510-х гг. Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии, но от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). неподалеку от Азоло возводится вилла Катерины Корнаро, получившая название «Барко ди Альтиволе» («Barco di Altivole»), Не оставались в стороне от этого процесса возведения вилл и венецианские художники и поэты, так, например известно о существовании своей загородной виллы у Пьетро Бембо (под Падуей) и у Джованни Беллини, в чьих картинах впервые в венецианском искусстве появляются образы природы и идиллической сельской жизни.
Выдающимся памятником этой своеобразной культуры стали «Азоланцы» Пьетро Бембо, герои которых собираются в парке владений Катерины Корнаро, чтобы вести беседы о любви. Эрнст Курциус (65) посвятил целый раздел в своей монографии «Европейская литература и латинское средневековье» (1948) происхождению в античной литературе типа идеального пейзажа и его развитию в последующей литературной традиции средневековья. и в графике Доменико Кампаньола. Пастораль — (лат. Genova nellEta Barocca 1992, p. 152-153 ill. Юон «Летний день». Пастораль прекрасно вписывается в современную жизнь. Costa Calcagno 1971, p. 188 Percy 1971, p. 41, 58 Пятьдесят лет Картинной галерее 1974, б. п., зал 12 Кат.
ГМИИ 1948, с. 36 Кат. «Красивейший лавр» и «родник» – неизменные природные элементы пасторальной лирики античности, начиная со времен Феокрита. Однако исследование Майзак отличается продуманным и взвешенным подходом, глубиной анализа и, в целом, до сих пор не потеряло своего научного значения.
Велливер) (67), который может скрывать в себе множество значений, ускользающих от неискушенного взгляда. Я считаю, что весной в этот час она особенно приятна. Кризис, постигший Италию в начале XVI века, сказался и в ренессансной Венеции. По Розанду, на появлении в Венеции пасторального пейзажа оказало воздействие знакомство с трудами античных авторов, прежде всего, Витрувия и Плиния Старшего (здесь Розанд повторяет идеи Э. Гомбриха), а непосредственной предпосылкой для его возникновения послужила реформа техники живописи, осуществленная Джорджоне.
Такой принцип определен в заглавии диссертации Юлианы Барш «Фигура и пейзаж. В среде венецианских гуманистов складывается определенный идеал сельской виллы и времяпрепровождения на ней, который сформировался под непосредственным воздействием сообщений античных авторов о виллах в древности (прежде всего, сочинений Плиния Старшего, хорошо известных в эпоху Возрождения), а также и сочинений ренессансных авторов, таких как Джованни Боккаччо (9). Выходом из сложившейся ситуации становится бегство из города на лоно природы: «Насколько мудрыми были древние греки, римляне, жители Африки, которые отказывались от своих постов, препятствовавших их благополучию, ради того, чтобы жить на своих виллах» (19). Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины». Однако новая опасность уже угрожала Венеции.
Важным вкладом в изучение живописной пасторали является статья Рудольфа Витгковера «Аркадия и джорджонизм» (1964) (68). Картина Джорджоне отнюдь не является иллюстрацией к роману Саннадзаро, равно как и не содержит в себе набор символических эмблем, объединенных общим содержанием (как полагал Э. Винд) (74). загородные виллы, в садах которых венецианские синьоры проводили время, «развивая ум и укрепляя тело и дух» (7). гравёра Дж.
Чтобы не совершать в праздности путь от виллы к роще, пусть Элевтерий исполнит в пути какие-нибудь буколики Феокрита» (12). Каччини, К. Монтеверди, К. В. Глюк). Именно под ее влиянием развивалась пастораль в европейском искусстве. В городской культуре пастораль выполняет функцию поэтического воплощения представлений об «идеальной жизни», противостоящей действительности с ее тяготами и проблемами и в этом заключается причина особенной популярности пасторальной живописи среди венецианских заказчиков в начале XVI века.
ГМИИ 1986, с. 90 ил. Бах. человек) (2) и скопление столь большого количества человек на ограниченной территории нередко приводило к губительным эпидемиям. Пасторальные оперы писали К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо. Буколическая (от греч.
сегодня по большей части не что иное, как очевидное место страданий, полное всяких несчастий», - писал Джузеппе Фальконе в книге «Новая изящная и приятная вилла» изданной в 1559 году в Брешии, находившейся тогда под властью Венеции (16). Основное направление в венецианской пейзажной живописи Тернер определяет как пастораль. Уже в 1422 г. Франческо Барбаро имел собственную виллу поблизости от Монтебеллуны, пышно названную «Вергилианум». Буря», «Пение пастухов.
Пасторальные картины занимают важное место в венецианском искусстве, наряду с традиционно присутствующими в нем разновидностями живописи, – алтарной картиной, портретом и повествовательной композицией, «историей» («istoria»). Художники рисуют то, что они видят: природу, людей, занятых повседневными делами. Решающую роль в развитии «сельской сцены» в эти годы сыграл Тициан, под чьим воздействием находились многие мастера, обращавшиеся к изображению природы и сельской жизни (Пальма Веккио и другие). Баккера и К. Кастелейнса. Выходом из сложившейся ситуации становится бегство из города на лоно природы: «Насколько мудрыми были древние греки, римляне, жители Африки, которые отказывались от своих постов, препятствовавших их благополучию, ради того, чтобы жить на своих виллах» (19).
Виппер 1966, с. 110 ил. Моцарт («Царь-пастух», 1775 год) и другие. (опера Моцарта Король-пастух, 1775 балет Делиба Сильвия, 1876 и др. ). «Пасторальной» назвал Л. Бетховен свою 6-ю симфонию.
Веселовского) (15). В конце XV века поэт Андреа Наваджеро имел на острове Мурано собственную виллу с прекрасным садом, где, по словам его биографа, «среди друзей и литераторов проводил приятные и счастливейшие дни» (8). Тема труда на лоне природы находится вне сферы пасторали с ее прославлением досуга, вот таким образом мы не будем говорить о жанровой живописи Якопо Бассано и его сыновей, равно как и других произведениях венецианского изобразительного искусства, затрагивающих тему не «буколик», но «георгик», если обозначить эти различные области искусства названиями произведений Вергилия. Мильтон в Германии – Ф. Шпее (1591-1635), автор «Эклоги, в которой пастухи рано утром славят Господа», «Пастушеской песни о Христе и воскресении Христа» во Франции «Священные эклоги» создал Р. Рапен (1659). Пасторальный роман, восходящий к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» II-III веков) и предвосхищённый прозиметрической (сочетающей стихи и прозу) пасторали «Амето» (создана в 1341-1342 годы) Боккаччо (автора также пасторальной поэмы «Фьезоланские нимфы», 1344-1346 годы), расцветает в творчестве Я. Саннадзаро («Аркадия», 1504 год).
В XVIII веке упадок жанра продолжается единственными значимыми произведениями являются идиллии «Цюрихского Феокрита» Гесснера и некоторые стихотворения Андре Шенье. Хотя этот мастер постоянно обращался к темам сельской жизни и природы, его многочисленные картины из серий «Времен года» или «Потопа» посвящены изображению сельского труда крестьян и не могут быть вот таким образом обозначены как «идиллические». Между 1490 и 1509 гг. Джон Флеминг посвятил свою книгу «От Бонавентуры до Беллини. Эта статья Рудольфа Витгковера по форме больше напоминает литературно-критическое эссе, чем научное исследование, блестяще завершая традицию английского эссеизма, но в то же время она содержит ряд важных положений, которые впоследствии были развиты в науке (например, о связи творчества Джорджоне и «Аркадии» Саннадзаро).
Мне понравилась живопись и музыка пастораль. Маркова 1992, с. 205 ил. В живописи французского рококо пастораль трансформировалась в жанр «галантных празднеств» («f etes galantes»), представляющий изысканное общество на природе: картины А. Ватто, Ж. Б.
Самой распространённой формой христианской пасторали становится рождественская эклога. Crozat 1755, p. 37 (везде – Кастильоне) Cat. Начиная с середины века, меры венецианского правительства были направлены на совершенствование управления на территориях Террафермы, на улучшение земель и создание системы мелиорации, в первую очередь затронувшие ближайшую к городу провинцию Тревизо (6). Эта работа Похата отличается компилятивностью и перегруженностью общей информацией, что уже было отмечено в специальной литературе (39).
В дальнейшем пасторальные мотивы объединяются с темой золотого века, элегическими мотивами утраченного рая, молодости, любви, жизни, сближающими пастораль с ванитас (картины «Et in Arcadia ego» Гверчино (1622 год, Национальная галерея старого искусства, Рим) и Н. Пуссена (1637-1638, Лувр). Венецианские купцы во второй половине столетия вынуждены были изменить ориентацию своей торговли, перенеся деятельность из захваченного турками Восточного Средиземноморья к побережью Северной Африки. Муратова, «каждый человек был. На этом же острове располагалась и вилла бывшей королевы Кипра Катерины Корнаро. В своем письме Паджелло ссылается на пример «великих людей» древности, таких, как Гесиод, Вергилий, Катон Старший или Марк Теренций Варрон, которые писали о сельской жизни и о земледелии и своим авторитетом словно освящали эти занятия в глазах ренессансных гуманистов. Очерк францисканской экзегезы» (1982) (51), поиску смысловых параллелей между сочинениями «отцов церкви» и отдельными деталями картины Беллини «Святой Франциск».
Ринуччини был флорентийцем, но подобное стремление к «дополнению» образов реального ландшафта образами литературными были присущи и жителям ренессансной Венеции, о чем свидетельствуют, в частности, слова А. Дони: хорошо бывает «подняться на холм, пройти по равнине и отдохнуть с приятной книжечкой в руке среди зелени прелестной рощицы» (13). Дробинина Валерия, Александров Вячеслав. Французский посол Филипп Комнин, посетивший Венецию в 1494 г., отмечал удивившее его расположение города и обилие построенных в нем церковных башен, монастырей и больших зданий (1). Кампаньолы, 1509 год «Сельский концерт» Джорджоне или Тициана, Лувр, Париж) и аллегории. Англ.
сегодня по большей части не что иное, как очевидное место страданий, полное всяких несчастий», - писал Джузеппе Фальконе в книге «Новая изящная и приятная вилла» изданной в 1559 году в Брешии, находившейся тогда под властью Венеции (16). Гендель («Ацис и Галатея», 1732 год), В. А. В Англии к христианской эклоге обращался Дж. поводом для изображения сцены аркадской жизни.
Наоборот, пасторальная тенденция сквозит в каждой строчке «Аркадии» Саннадзаро (1541). Веселовского) (15). Сам Бембо и его друзья нередко отправлялись за город, чтобы в сельском окружении обсуждать стихи Петрарки (11). Положение существенно изменилось во второй половине XV века. «сельских концертов», одной из характерных разновидностей пасторали в венецианской живописи. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии. Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии, но от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия).
Это место своей прелестью влечет нас на прогулку среди зеленеющих виноградных лоз и деревьев, по зеленой цветущей траве. Чтобы не совершать в праздности путь от виллы к роще, пусть Элевтерий исполнит в пути какие-нибудь буколики Феокрита» (12). Теме Аркадии в искусстве посвящена также работа Андреины Гризери «Аркадия: кризис и эволюция между XVI и XVII веками» (1981) (70), где в разделе о пасторальной живописи начала XVI века автор в основном опирается на идеи Эрнста Гомбриха. Территория Венеции жестко ограничена пределами нескольких островов, на которых она расположена, что служит естественным препятствием для постепенного роста города. Пастораль в живописи и в музыке. Радостные, благодарные чувства после грозы». В начале XX в. М. Равель использовав сюжет пасторального романа древнегреческого писателя Лонга, создал балет «Дафнис и Хлоя», оркестровые сюиты из которого часто звучат в симфонических концертах. Истоки живописной пасторали Кристоффель усматривает в искусстве Венеции, в пейзажных фонах религиозных картин Джованни Беллини, а наиболее яркое ее проявление в эпоху Возрождения – в живописи Джорджоне, которому посвящена отдельная глава.
Какое блаженство жить в деревне. РМ 1865, с. 20, 187 Guide dans la galerie 1872, p. 73, 187 (Concert champetre) Путеводитель РМ 1876, с 81, 187 Путеводитель РМ 1887, с. 80, 455 Новицкий 1889, с. 170 Путеводитель РМ 1898, с. 35, 378 Кат. Они передают настрой автора. Оперы-пасторали писали также Г. Ф.
Начиная с середины века, меры венецианского правительства были направлены на совершенствование управления на территориях Террафермы, на улучшение земель и создание системы мелиорации, в первую очередь затронувшие ближайшую к городу провинцию Тревизо (6). Описания реальной природы Венето насыщаются топикой «идеального пейзажа» античной литературы, образы вилл и загородных садов в восприятии венецианцев наделяются множеством смысловых значений (например, Парнаса или Геликона) (23).
Когда я слушаю такие произведения, у меня возникают образы природы.