По-видимому, Папа Климент VII, которому Пармиджанино преподнес Автопортрет, не оценил подарка, так как вскоре подарил его известному писателю и публицисту, тонкому знатоку искусства Пьетро Аретино, который бережно хранил его до конца своих дней.
Его могила находится в церкви братьев сервитов Ла Фонтана близ Казальмаджоре. Возможно, картина осталась незаконченной: в графическом эскизе к этой композиции (Париж, Лувр) в правой ее части изображена колоннада, в то время, как в самой картине справа высится только одна колонна без капители. Но через некоторое время Пармиджанино был вынужден покинуть своё жилище и Рим, «Видение святого Иеронима» он передал церкви Санта Мария делла Паче.
Здесь его ждали неприятности: у него были украдены все рисунки. 1530, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) и Автопортрет (1530, Уффици).
В его пармских работах (фрески церкви Санта Мария делла Стекката, 1531–1540 и цикл росписей Диана и Актеон в палаццо Фонтанеллато, 1523–1524) присутствуют характерные черты маньеризма: удлиненные пропорции, томная грация фигур использование декоративных эффектов. Перед нами «Мученичество Святого Стефана» Джулио Романо, где влияние классики чувствуется и в энергии тел и в движениях и выражениях лиц и в обилии античных памятников: терм, храмов, обелисков, мостов.
На ее головой – Ветры, справа – Аполлон, правящий Солнечной колесницей, зодиакальные созвездия Тельца, Овна и Близнецов и Флора». Павла. Первой болонской работой Пармиджанино был «Святой Рох с донатором» для церкви Сан Петронио. В его пармских работах (фрески церкви Санта Мария делла Стекката, 1531–1540 и цикл росписей Диана и Актеон в палаццо Фонтанеллато, 1523–1524) присутствуют характерные черты маньеризма: удлиненные пропорции, томная грация фигур использование декоративных эффектов.
В картине изображено, какое либо реальное пространство или оно вымышлено. Однако в таком виде это направление складывается лишь в конце 1520—1530-х годах.
Девушка изображенная на портрете, замечательна не столько редкостной красотой (подобные покрытые матовой бледностью лица, с бархатными черными глазами и аристократическим очерком рта, вероятно, не были такой уж редкостью по итальянским городам и весям), сколько своей позой и статью. Но иногда эти ипостаси Эшбери пересекались.
Пармиджанино преподнёс несколько картин папе Клименту VII, в том числе «Автопортрет в выпуклом зеркале» на деревянной полусфере, где мастерски передал оптическую деформацию отражения. 1522—1523).
Недолгое пребывание в Вечном городе было ознаменовано созданием картин «Мистическое бракосочетание святой Екатерины», «Видение святого Иеронима». Картина попала в капеллу Байарди только в 1542 году. Еще одна картина, считающаяся центром итальянского маньеризма, это «Мадонна с длинной шеей». Что за колонна видна на заднем плане. Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью.
Иеронима (ок. Между тем Пармиджанино написал достаточно характерную для живописи Возрождения «обманку». Где отсутствующая спинка трона, на котором восседает Мадонна.
Что это вообще за колонны без капителей, абсолютно бесполезные, напоминающие фабричные трубы. Пармиджанино не оставлял эту работу до самой смерти, но так и не сумел закончить. Неземную хрупкость ее фигуры подчеркивает тяжесть обнаженного тела лежащего на ее коленях ребенка и земная, чувственная прелесть полных почтительности и любопытства ангелов. Среди портретов Пармиджанино наиболее известны Автопортрет в выпуклом зеркале (1524, Вена, Художественно-исторческий музей), т. н.
Наряду с флорентийцами Понтормо и Россо и сиенским мастером Беккафуми Пармиджанино является самым ярким представителем новых художественных тенденций, появившихся в искусстве Центральной (и отчасти — Северной) Италии 1520—1530-х годов, обозначаемых в современной науке термином маньеризм (от итальянского слова maniera, т. е. «манера»). И что символизируют юноши и девушки, столпившиеся в углу слева, на первом плане. В 1527-1531 годы Пармиджанино работал в Болонье, где в его произведениях появляется элемент религиозной патетики («Обращение святого Павла», 1527-1528 годы, Художественно-исторический музей, Вена «Мадонна с розой», 1529-1530 годы, КГ, Дрезден и другие).
Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью. В этих «Жизнеописаниях» мы находим ценные свидетельства и описания работ мастеров от Чимабуэ до Микеланджело, ставшие основой современной историографии. По определению Вазари, Пармиджанино изобразил Роха, «преодолевающего боль». Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическом обручении святой Екатерины» (1521, второй вариант— 1527—1537) фресках в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. По словам Вазари, причиной его смерти послужило отравление веществами используемыми в алхимических опытах «Меркурием или ртутью». Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). Художник копировал Станцы Рафаэля и его картоны для шпалер, выполненные для Сикстинской капеллы.
Когда ему едва исполнилось двадцать, Пармиджанино исповедовал вкусы маньеристов и это отчетливо видно в необычном «Автопортрете в выпуклом зеркале». Вазари писал о нем:. Художник внушает зрителю, что перед ним – существо высшего порядка.
Пармиджанино очень надеялся, что папа поручит ему написать фреску на одной из стен ватиканских залов. Тосканская манера заявляет о себе в Венеции так властно, что радикально меняет взгляд Тициана, она проявляется и в его полотнах для Санто-Спирито-ин-Изола (сегодня в церкви Санта-Мария-делла-Салюте) и в работе всех художников, расписывавших потолок Библиотеки Сан-Марко. За неисполнение заказа в срок был приговорён к тюремному заключению (1539), выпущен под залог, бежал из Пармы в городок Казальмаджоре.
Во Флоренции между 1560 и 1570 годом он расписывает Зал Пятисот в Палаццо Веккьо со всем почтением к прославленным мастерам Леонардо и Микеланджело, работая на тех же стенах, где они оставили лишь наброски и контуры фресок. Рисование портретов Пармиджанино отдельная часть в его творчестве. Кража лишь заставила его вернуться к живописи.
И вот таким образом (в числе прочего) как размерами, так и рисунком генуэзская картина напоминает «Преображение» Рафаэля и дышит той же мощью и живостью. В самом деле идеальности» Антее не занимать. На формирование его стиля сильное влияние оказала живопись Корреджо, с ее мягкой и плавной моделировкой объемов, а также искусство Рафаэля, с творчеством которого художник познакомился в Риме (1523–1527). Она должнаДвигаться как можно меньше. Вазари прибыл в Венецию как сценограф: еще один известный и влиятельный аретинец Пьетро Аретино призвал его для организации постановки своей пьесы «Таланта». Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическом обручении святой Екатерины» (1521, второй вариант— 1527—1537) фресках в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок.
В Риме Пармиджанино сблизился с маньеристами Себастьяно дель Пьомбо и Россо Фьорентино. К этому времени Корреджо вечный соперник художника уже уехал. Его освободили только после торжественного обещания продолжить работу. В дальнейшем стиль художника развивался в направлении большей строгости и отвлеченности.
Ненадолго задержавшись в Болонье, где написал несколько шедевров, например «Мадонна со Святой Маргаритой и Святой Рох», в 1530 году Пармиджанино окончательно вернулся в Парму в ореоле легенды о своей римской славе: на самом деле славы в Риме он не добился, но дома всего за десять лет создал несколько абсолютных шедевров. Эта манера получила законченное выражение в произведениях последнего десятилетия жизни художника, созданных преимущественно в Парме: «Мадонна с Младенцем, святым Захарием, Марией Магдалиной и святым Иоанном» (около 1530), «Мадонна с длинной шеей» (1534-1540 годы, обе – галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна со святым Стефаном и Иоанном Крестителем» (около 1539 – 1540 годов, КГ, Дрезден). В 1524 году двадцатилетний Пармиджанино переехал в Рим. Но через некоторое время Пармиджанино был вынужден покинуть своё жилище и Рим, «Видение святого Иеронима» он передал церкви Санта Мария делла Паче.
А Федерико Дзери считал, что творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. По мнению Федерико Дзери, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. Преподнёс несколько картин папе Клименту VII, в том числе «Автопортрет в выпуклом зеркале» на деревянной полусфере, где мастерски передал оптическую деформацию отражения. Влияние Рафаэля заметно в картинах Видение Св.
Его композиция не столько изображает искаженный выпуклой поверхностью облик художника, сколько имитирует само зеркало: мазками, сливающимися в эмалево-гладкую поверхность, Пармиджанино виртуозно передает и блеск поверхности зеркала и серебристость его тонов их свечение, с безошибочной точностью воспроизводит эффект искривления, растягивания деталей, отражающихся в периферийной зоне зеркала (искаженное и увеличенное отражение руки искривленные очертания окна и двери), в то время, как юное, почти детское лицо, отраженное в центральной зоне зеркала, где нет искажений, кротко и безмятежно взирает на нас. В этот период в творчестве Пармиджанино появляется новая черта — патетика в выражении персонажами религиозного чувства. Жизнь Франческо никогда не шла по прямой. В 1531 году Пармиджанино возвращается в свой родной город Парму. Итальянский художник и гравер эпохи Ренессанса, работал в стиле маньеризма. Влияние Рафаэля заметно в картинах Видение Св.
Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). К тому времени Корреджо уже уехал из Пармы и у художника не было соперников.
За неисполнение заказа на роспись церкви братства делла Стуката он был посажен в тюрьму. В ранних работах – росписях капелл в церкви Сан-Джованни-Эванджелиста в Парме (1522) и стуфетты Паолы Гонзага в замке Рокка-Санвитале в Фонтанеллато (около 1523) заметно стремление, отталкиваясь от принципов Корреджо (в мастерской которого Пармиджанино работал в 1518 году), обрести собственную индивидуальность. По мнению Федерико Дзери, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. Пармиджанино становится одним из самых ярких выразителей эстетики маньеризма. То есть не совсем «на», хотя это здание возвышается над виа XX Сеттембре.
В дальнейшем стиль художника развивался в направлении большей строгости и отвлеченности. Но эти события только подтолкнули художника к возвращению к живописи. Работа бесконечно прерывалась, так как поставки материалов были нерегулярными, а церковная администрация выказывала недовольство необычным замыслом художника.
Но жизнь Пармиджанино никогда не текла по прямому руслу. Умер там же. 1534—1535, Неаполь, Музей Каподимонте), возможно, прототипе одного из ангелов в Мадонне с длинной шеей.
Иеронима (ок. А в 1975 публикует одну из лучших своих вещей – поэму «Автопортрет в выпуклом зеркале» (за которую получает одновременно и Книжную премию года и Пулитцеровскую премию). Я попробовал просто свести вместе два эти текста Эшбери. По словам Ш. Блана: «Одна и та же поза или движение обдумываются и фиксируются исследуются вновь и вновь Чувствуется, что у художника есть модель, но она открыта лишь его внутреннему взору. В 1527 году Пармиджанино прибыл в Болонью, где провёл четыре года.
«Мадонна с длинной шеей» — самая рафинированная и совершенная из дошедших до нас работ Пармиджанино. Собственно, причина промедления заключалась в том, что к тому времени художника полностью поглотили занятия алхимией: почти все время и деньги он тратил на «заморозку» ртути, как называет это Вазари. В конце концов, он бежал из Пармы и последние несколько месяцев провел в Казаль Маджоре, где и умер в 1540 г. в возрасте 37 лет. В наиболее известной картине Пармиджанино Мадонна с длинной шеей (1534–1540, Уффици), с ее плавными контурами, застывшими позами персонажей и холодным аристократическим изяществом, мастер как будто возвращается к классическим эстетическим нормам. Пармиджанино родился в 1503 году в Парме, а в 1525 году, всего через несколько лет после смерти «божественного» Рафаэля, по приглашению папы Климента VII прибыл в Рим.
Но здесь случились неприятности, все его картины были украдены. Темой для фресок арки пресбитерия послужила притча о Девах разумных и неразумных. Для чего он взял шар, Приготовленный из дерева токарем, распилил его пополамСоразмерил с зеркалом и написал себя, являя тем самымВысочайшее искусство точности в подражании, Таким, каким видел себя отраженным в стекле, Отражением чего стал автопортрет. Стекло изображало то, что он видел, И этого было достаточно – образ егоГлазированный, бальзамический взят был широким углом, Время дня или же интенсивность свечения, К лицу льнущего, жизнью и осязаемостью его наполнялиВ волне возвращенной прибытия.
Родился в Парме 11 января 1503. Когда в 1527 году наёмники Карла V захватили Рим, Пармиджанино работал над этим алтарным образом. Человек склонен к уничижению, поскольку, пав духом, он может и воспрянуть вновь. Постоянное «общение» со ртутью, непрерывное вдыхание ее паров довело живописца до горячки и поноса и он сгорел буквально за несколько дней.
По словам Аугусты Гидилья Квинтавалле, Пармиджанино имел возможность в фресках Санта-Мария-делла-Стекката «соединить воедино различные грани своих интересов, лишь внешне противостоявших друг другу: классицизм и Ренессанс, алхимические мечты о получении золота и научные поиски, преображение реального мира и натуралистические наблюдения, неподвижность и движение». Добиваясь аудиенции у Климента VII, он приготовил для последнего подарок, который должен был убедить Папу в мастерстве молодого художника — собственный Автопортрет (1522, Вена, Музей истории искусства). В Риме Пармиджанино сблизился с маньеристами Себастьяно дель Пьомбо и Россо Фьорентино. Среди них «Антея» и незавершенные, но удивительные фрески «Девы мудрые» и «Девы неразумные» для церкви Санта-Мария-делла-Стекката. Кажется странным, что на главном проспекте Генуи находится «тайная» церковь. Но особенно преклонялся он перед творениями Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Урбинского».
Но художник не унывал. На первый взгляд Пармиджанино дословно цитирует фрески Камеры ди Сан Паоло. Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическое обручение святой Екатерины» (1521, второй вариант 1527—1537) фрески в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок.
Итак – рецензия 1964 г., написанная «по случаю» (по возможности я постарался показать те вещи и контексты, которые имеет в виду Эшбери в этом тексте) и рядом с ней – фрагмент поэмы «Автопортрет в выпуклом зеркале» в переводе Аркадия Драгомощенко. В 1527 году Пармиджанино прибыл в Болонью, где провёл четыре года. Еще дальше на пути ухода от реальной действительности стоит так называемая Мадонна с длинной шеей (Флоренция, Уффици) — одно из центральных произведений всего итальянского маньеризма.
Работы из Палаццо Корнер Спинелли имели определяющее значение для развития в монументальном ключе творчества Тициана, а также для первых шедевров Тинторетто, особенно для его «Чуда Святого Марка, освобождающего раба». Солдаты, ворвавшиеся к нему в мастерскую, не тронули ни картин, ни художника. Одной из самых значительных работ, созданных художником в Болонье, является небольшая композиция «Мадонна со Святым Захарией» (ок. Эта работа пригланулась папе Клименту VII, который был удивлен талантом юного живописца. Пармиджанино пожелал быть погребённым «нагим с архипастырским крестом на груди». 1523).
В Рим Пармиджанино вместе с дядьями прибыл летом 1524 года. Среди них — алтарная картина Видение Святого Иеронима (1526—1527, Лондон, Национальная галерея). Пармиджанино же, стилизируя, разрушает правдоподобие, создавая произведение, герметическое пространство которого заполнено предметами, выписанными с величайшей точностью, а освещение и цветовое решение находятся за гранью реальности. Одна из работ Франциско этого жанра, автопортрет из галереи Уффици свидетельствует о его внутреннем разладе, драме художника, который познал дисгармонию мира.
Из ранних работ показаны «Голова юноши» (есть предположение, что перед нами – один из подготовительных набросков к знаменитому «Автопортрету в выпуклом зеркале») и три замечательных наброска для росписи Рокка Санвитале в Фонтанелатто, рядом с Пармой: херувимы, голова собаки «с висячими ушами» и еще – мужчина в кресле. Лучше всего – несколько рисунков с женскими фигурами, несущими сосуды на голове – разработки для росписей церкви Мария делла Стекката в Парме. Античный мир присутствует и в «Мадонне с длинной шеей», о чем свидетельствует намек на перистиль храма за возвышающейся колонной — символ силы и стойкости Девы Марии, а также вклада античной культуры в построение христианского мира. В 1531 году Пармиджанино возвратился в родной город.
Что за колонна видна на заднем плане. Большинство фактов о жизни художника мы знаем благодаря «жизнеописаниям» Джорджо Вазари.
Антея (ок. В 1531 художник вернулся в Парму, где жил до самой смерти 24 августа 1540. 1522—1523). В результате заказ так им и не был выполнен. Стиль Пармиджанино – рафинированный и несколько искусственный, с декоративной линеарностью и серебристыми оттенками палитры, предвосхищающими живопись рококо.
Что означает ряд колонн в глубине. Вместе с тем картина полна тщательно выписанных и весьма правдоподобных деталей. Для большего эффекта художник сознательно искажал пропорции человеческого тела, делал их на вид очень хрупкими и придавал загадочное выражение лица. Он умер 37 лет от лихорадки, оставив искусство. Но художник бежал вместе со своими лучшими друзьями в городок рядом с Пармой.
Значительное место в творчестве Пармиджанино занимает портрет. В 1545 году мы встречаем его в Неаполе, где он создает «Распятие» и несколько картин для сакристии Сан-Джованни-а-Карбонара в 1547 году в Римини он пишет «Поклонение волхвов» для церкви Сан-Фортунато в 1562 году в Пизе занимается отделкой Палаццо дельи Анциани. Он написал не сцену семейного счастья, а олицетворение одухотворенной красоты. Франческо Байарди был другом и коллекционером Пармиджанино, а его сестра Элена 23 декабря 1534 года заказала художнику для погребальной капеллы своего мужа в пармской церкви Санта-Мария-деи-Серви картину, ставшую самой известной и характерной, а может быть и самой абсолютной работой Пармиджанино, — «Мадонна с длинной шеей».
Это Мадонна с розой (1527, Дрезденская галерея), картина, в которой распад ренессансного образа представлен в полной мере. По словам Ш. Блана: «Одна и та же поза или движение обдумываются и фиксируются исследуются вновь и вновь Чувствуется, что у художника есть модель, но она открыта лишь его внутреннему взору. Так, в 1964 г. он пишет рецензию на выставку рисунков Пармиджанино в Лувре.
А так как Франческо был очень красив и лицо его и наружность были очень изящными, скорее ангельскими, чем человеческими, то и изображение его в этом шаре казалось божественным и так счастливо удалась ему вся эта работа, что написанное не отличалось от действительного, так как блеск стекла, все подробности отражений, свет и тени были столь подлинными и верными, что большего от человеческих способностей ожидать было невозможно». ПАРМИДЖАНИНО (Parmigianino) (1503–1540) итальянский художник. На формирование его стиля сильное влияние оказала живопись Корреджо, с ее мягкой и плавной моделировкой объемов, а также искусство Рафаэля, с творчеством которого художник познакомился в Риме (1523–1527).
Для его фигур характерны искажённые пропорции и спиральная закрученность поз. Среди работ, которые юный Франческо представил святому отцу, был и знаменитый «Автопортрет в выпуклом зеркале», хранящийся сейчас в Вене. В Рим Пармиджанино вместе с дядями прибыл летом 1524 года.
Помня, насколько важную роль играли искажения пропорций почти во всех работах Пармиджанино, начиная с «Автопортрета», где рука на переднем плане больше, чем голова, художника можно представить предшественником Пикассо и других современных живописцев. Показано на выставке и 28 рисунков Корреджо. Вазари писал о нем: «. 1522—1523). Недолгое пребывание в Вечном городе было ознаменовано созданием картин «Мистическое бракосочетание святой Екатерины», «Видение святого Иеронима». В связи с этой картиной возникает много вопросов, ответы на которые дать довольно трудно.
Но особенно преклонялся он перед творениями Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Урбинского». В любой его точке можно обрести спасение. Позже художник заболел лихорадкой и оставил искусство, вскоре Фарнческо скончался.
«Видение святого Иеронима» (1527, Лондон, Национальная галерея) — последняя римская картина художника и результат изучения «Мадонны Брюгге» Микеланджело. Первой болонской работой Пармиджанино был «Святой Рох с донатором» для церкви Сан Петронио. Начатыми же росписями абсиды церкви Пармиджанино остался недоволен и уничтожил их. 1526–1527, Лондон, Национальная галерея) и Мадонна с розой (1527–1530, Дрезден, Картинная галерея).
1535, Флоренция, Галерея Уффици), была написана в Парме для церкви Санта Мария деи Серви. Главное, что здесь сознательно разрушена гармония между идеалом и формой его воплощения. Вазари называл «Обращение» «редкостнейшим произведением». Солдаты, ворвавшиеся к нему в мастерскую, не тронули ни картин, ни художника.
По определению Вазари, Пармиджанино изобразил Роха «преодолевающего боль». В результате Павел упал с коня и ослеп. 1530, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) и Автопортрет (1530, Уффици). В картине изображено, какое либо реальное пространство или оно вымышлено.
Родился в Парме 11 января 1503. Свет непреклонный, Чья настоятельность хрупкости гибнет раньше, нежелиСамонадеянность воссиять: не важно, но значимо. Франциск, рука твоя крупна очевидно, Чтобы сферу взломать, но, допустим, чересчур велика, Для плетения сот нежных сетей, Что лишь подтверждает нескончаемость ее заточения. (Велика, но отнюдь не громадна просто, другие масштабы, – Подобна киту, дремлющему на дне океана, По отношению к кораблю на поверхности). Непонятно, стоит Дева Мария или сидит или же облокотилась на опору или на трон. Пармиджанино все же удалось получить в Риме несколько заказов. «Видение святого Иеронима» (1527, Лондон, Национальная галерея) — последняя римская картина художника и результат изучения «Мадонны Брюгге» Микеланджело.
Сын пармского живописца Филиппо Маццола (около 1460 – 1505 годы) и воспитанник братьев отца – художников Микеле (около 1469 года – после 1529 года) и Пьера Иларио (около 1476 года – 1545 года), Пармиджанино рано проявил большую одарённость и сформировался во многом самостоятельно. По мнению, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью.
В наиболее известной картине Пармиджанино Мадонна с длинной шеей (1534–1540, Уффици), с ее плавными контурами, застывшими позами персонажей и холодным аристократическим изяществом, мастер как будто возвращается к классическим эстетическим нормам. Настоящее имя Пармиджанино – Джироламо Франческо Мария Маццола (или Маццуоли) (Girolamo Francesco Maria Mazzola, Mazzuoli). «Обращение Савла» по мнению искусствоведа Паолы Росси «по силе преображающей реальность фантазии и формальной отвлечённости» не имеет прецедентов.
Увлекшись экспериментами с алхимией, стремительно «эволюционировал» из многообещающего молодого художника в разочарованного и оторванного от жизни старика. «Мученичество Святого Стефана» Джулио Романо, картина, полная возвышенной, страстной риторики, приносит в Геную раньше, чем во все прочие города севера Италии, великую римскую культуру. Поверхность зеркала выпукла, расстояние значительно возрастает, Иными словами, этого хватает вполне, чтобы заметить, Что душа схвачена в человеческий плен, Что не вырваться ей за границу взгляда, схватывающего картину, Так были одурачены ею, – согласно Вазари, Весь папский двор, – ею, обещавшей нам полноту. Которая никогда не свершится. Пармиджанино, задумав вначале многофигурную композицию, оставил всего два персонажа. Однако глазаТвои утверждают, что кругом всё поверхность.
Этот портрет женщины, наверное, это самая светлая работа в творчестве художника. Большим авторитетом искусство Пармиджанино пользовалось у мастеров болонской школы рубежа XVI-XVII веков. Рано снискал славу, был поклонником и продолжателем идей Микеланджело и Рафаэля.
Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). Под влиянием «Мадонны на лугу» Рафаэля (1505—1506), Пармиджанино создал картину «Дева с Младенцем и Иоанном Крестителем», вероятно, единственную композицию в его творчестве, где пространство выстроено с точным соблюдением законов перспективы. Оба в равной мере претендуют стать центром внимания в пространстве, заключенном в раме. 1522—1523). Росписи свода арки и апсиды в церкви Санта-Мария-делла-Стекката в Парме (1531-1539) отличаются более классическим стилем, в котором претворились впечатления, полученные от декораций «Золотого дома» императора Нерона в Риме и росписей Рафаэля в ватиканских Лоджиях и на Вилле Мадама. Уже одна из ранних вещей, написанных в Болонье, демонстрирует зрелый стиль художника.
Такова позиция художника. Пармиджанино явно симпатизирует обоим. Сказочное животное (согласно инвентарю 1609 года «скачущая жирафа или лошадь») показано в момент высочайшего напряжения движения. Картина очень понравилась папе Клименту VII — он был удивлен, видя такое мастерство у столь молодого живописца.
Вспышка света, повергшая гонителя христиан Савла наземь, озаряет тревожный пейзаж. Эта картина — своеобразный манифест «манеры», не только вызывающее отрицание ренессансного принципа «подражания природе», но и демонстрация права художника создавать свой собственный мир, существующий по законам, созданным воображением мастера. Среди портретов Пармиджанино наиболее известны Автопортрет в выпуклом зеркале (1524, Вена, Художественно-исторческий музей), так называемая Антея (ок. И потому, заказав точеный деревянный шар и расколов его пополам, он на одном из полушарий, равном по величине зеркалу, с большим искусством начал воспроизводить все, что видел в зеркале и в особенности самого себя так близко к натуре, что и оценить это и поверить этому было бы невозможно, а так как все предметы, приближающиеся к зеркалу, увеличиваются, а удаляющиеся уменьшаются, он изобразил рисующую руку несколько более крупной, как видно в зеркале и настолько хорошо, что она казалась совсем настоящей.
В 1531 художник вернулся в Парму, где жил до самой смерти 24 августа 1540. Girolamo Francesco Maria Mazzola 11 января 1503, Парма – 24 августа 1540, Казальмаджоре). Ее профанным вариантом можно считать написанную в те же годы «Афину Палладу» из Хэмптон-Корта — вероятно, ту самую «голову и бюст Минервы кисти Пармиджанино» из описи собрания Франческо Байарди. Описал он и автопортрет юного Пармиджанино. Так, в Портрете графа Галеаццо Сан Витале (1524, Неаполь, Музей Каподимонте), первого покровителя художника, заказчика фресок в Рокка ди Сан Витале, Пармиджанино увлекает несвойственное итальянским портретам этого времени зрелищное начало художник тщательно прописывает весь антураж — балюстраду, на которую облокотился молодой граф, поблескивающую рядом с ним, на фоне стены кирасу, пейзажный фон, детали нарядного одеяния в то же время очень обобщенно написанное молодое лицо так бесстрастно, что персонаж художника приобретает некую закрытость.
О нём в своё время говорилось следующее: «То, как высокая женщина изображенная анфас, отчетливо выступает вперед из сумрака, скупо охарактеризованного заднего плана, слегка склонив голову и глядя прямо перед собой, положив левую руку на грудь, словно она хочет поклясться в чем-то, производит впечатление символа некой духовной идеальности, которая носит отпечаток далекого от всякой обыденности духовного аристократизма». Перед нами два великолепных создания. И таким образом зака так и не был завершен. В 1523 году Пармиджанино решает покинуть свой родной город и направляется в Рим, там он изучает работы таких известных художников как Микеланджело, Рафаэля и других, что бы усовершенствовать свои навыки живописи.
Схематически эстетическую платформу первого поколения маньеристов можно обозначить как отход от ренессансного принципа «подражания природе», стремление к более острому самовыражению, выработку неких произвольных или заимствованных у мастеров Высокого Возрождения (главным образом, у Рафаэля и Микеланджело) изобразительных формул. Последняя и самая прославленная из алтарных картин Пармиджанино — «Мадонна с ангелами», более известная как «Мадонна с длинной шеей» (ок.
Известные картины Пармиджанино: «Автопортрет в выпуклом зеркале», «Мадонна с длинной шеей», портрет молодой дамы именуемый «Антея», «Мадонна с розой», «Обращение Савла», «Мадонна с пророком Захарией», «Амур, строгающий лук». Пармиджанино обязался выполнить работу за 18 месяцев. И в самом деле у Климента VII было такое намерение.
Настоящее имя Пармиджанино – Джироламо Франческо Мария Маццола. 1526–1527, Лондон, Национальная галерея) и Мадонна с розой (1527–1530, Дрезден, Картинная галерея). Недаром Вазари говорит, что сам Пармиджанино остался неудовлетворен одной из них – «Мадонной с длинной шеей», которая хранится в Палаццо Питти.
Франческо Пармиджанино умер 24 сентября 1540 года в Казальмаджоре, Ломбардия. Под влиянием «Мадонны на лугу» Рафаэля (1505—1506), Пармиджанино создал картину «Дева с Младенцем и Иоанном Крестителем», вероятно, единственную композицию в творчестве мастера, где пространство выстроено с точным соблюдением законов перспективы. Отдельные части тела преднамеренно вытянуты («Мадонна с длинной шеей»). По пути в Болонье Вазари написал «Трапезу Святого Григория» для трапезной Сан-Микеле-ин-Боско.
В 1521 году из-за боевых действий в районе Пармы (город был осаждён войсками Франциска I), Пармиджанино переезжает во Вьядану. Его лицо в те годы было таким, каким мы видим его на «Автопортрете в выпуклом зеркале»: нежный, романтичный юноша. Где отсутствующая спинка трона, на котором восседает Мадонна. В творческом наследии Пармиджанино заметное место занимает портретный жанр.
Начав с необычного «Автопортрета в выпуклом зеркале» (около 1523 года, Художественно-исторический музей, Вена), написанного на деревянной полусфере и представляющего фигуру в намеренном искажении (пример анаморфозы), Пармиджанино создал целую галерею портретов, отличающихся обилием аксессуаров, сложными композициями с фоном-средой (портрет Лоренцо Чибо, 1525, Государственный художественный музей, Копенгаген портрет Галеаццо Санвитале, 1524 год «Антея», 1535-1537 годы, оба – Музей Каподимонте), а также стремлением передать спонтанность модели («Портрет мужчины, оторвавшегося от чтения», 1523-1524 годы, Художественная галерея, Йорк портрет с тем же названием, 1525-1526 годы, Художественно-исторический музей, Вена Автопортрет, около 1540, Национальная галерея, Парма).