Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Мощный старец стоит к зрителю спиной. Например, Пейреск писал художнику в мае 1623 года, передавая «совет» аббата де Сент-Амбруаза: «Если бы Вы привезли для Кардинала небольшую картину Вашей кисти такую, которая подходила бы для кабинета редкостей, все Ваши дела пошли бы намного более гладко».
После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Рубенс похоронил жену возле матери и украсил надгробие изображением Богоматери с младенцем и эпитафией собственного сочинения. По К. Кларку, величие Рубенса-художника выражалось в том, что он понимал момент, когда можно отказаться от строгого канона классической формы119.
О чем он ее спрашивает. Ему были прекрасно известны формы античной архитектуры, орнаментов, утвари, одежды и прочего. 1638), одной из трех граций (ок.
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.
Рождение Людовика XIII (фр. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Эта же комната служила и личным кабинетом. Изображенные на ней «исторические личности», безусловно, выиграли во внешнем портретном сходстве, переданном, сравнительно с эскизом, более точно, но зато многое утратили из сообщенной им в эскизе внутренней характеристики, превратившись в эффектные «костюмные» фигуры. От продажи коллекции Бэкингему осталось 84 000 флоринов, прочие деньги ушли на покупку 3 домов в Баскюле и 4 домов на улице Аньо, смежных с владениями художника.
Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Драгоценные браслеты и кольца также подчеркивают статус и положение молодой пары. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. В центральной части триптиха руки Христа не расставлены широко в стороны, как требовалось по канону, но вытянуты вверх над головой.
Но Рубенс ответствовал мне, что именно в этом сказываются достоинства его живописи. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. В действительности передача власти не была такой мирной, Людовик XIII силой взял власть, сослав мать в 1617 году в Блуа. Lyon) обыгрывается тем, что в повозку запряжены львы (фр.
Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Позади Марии изображены три грации, одна из которых коронует ребёнка. Отпевание состоялось 2 июня.
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. В руках королева держит статую Победы и королевский скипетр. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. В них начисто отсутствует мистика.
LEchange des deux princesses de France et dEspagne sur la Bidassoa Hendaye, le 9 novembre 1615), Венец политической карьеры Марии Медичи — двойная свадьба между королевскими домами Франции и Испании, замысел такого брака появляется ещё на картине «Совет богов». Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Счастливому браку способствует Гименей изображённый за спинами молодых.
Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Регентство Королевы. На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля. Слева на картине изображена Испания, передающая Анну Австрийскую Франции.
С наслаждением писал местные пейзажи. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Скромную гладкую прическу венчает диадема. Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба ибо охранять граждан – такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела.
Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Одна из Побед поднимает трофей из оружия в честь Короля. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.
Луки214. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. За их спиной — богиня Мира (в белых одеждах) сжигает оружие, одновременно отвергая воинствующие Пороки — Обман, Зависть и Слепую Ярость (фигура последней прямо цитирует Боргезского борца).
Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». В нем в 1577 г. родился Питер Пауль. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт.
Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Даже в самых драматических картинах его чувства преобладают над рассудочностью, в них огромное жизнеутверждающее начало. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38.
Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. выше «Учреждение регентства») передаёт регентше державу цветов французской монархии. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру.
Метод работы над этим портретом использовался художником долгие годы: сначала делался набросок или предварительный композиционный эскиз, затем— всегда с натуры— писалось лицо модели. Картина — вместе с заключающим цикл «Триумфом правды» — заметно уже остальных картин нарративного цикла. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Что-то странное в этой картине.
Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Рубенсовские женщины являются к зрителю через идеальный образ Изабеллы.
Но Рубенс никогда не был педантом. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Художник изображает полные жизнерадостной стихии народные праздники («Крестьянский танец», 1636-40, Прадо «Кермесса», ок.
11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Почему именно тигр. В 1609 году после возвращения в Антверпен Рубенс стал придворным живописцем при правителях Испанских Нидерландов эрцгерцоге Альберте и эрцгерцогине Инфанте Изабелле. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.
Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. По Н. А. Дмитриевой, Рубенс— один из художников, которого следует воспринимать в оригинале, а не в репродукции. Жить приходилось в бедности: Ян Рубенс не имел права работать по специальности, Мария занималась огородничеством и сдавала комнаты в доме, предоставленном родственниками.
По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. В отличие от композиции «Смерть Генриха IV и объявление регентства», «Коронация Марии Медичи» — изображение реального исторического события имевшего место 13 мая 1610 года в церкви Сен-Дени в Париже, накануне убийства Генриха IV.
Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Брак был заключён с большой поспешностью.
Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196.
На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Так, аббат де Сент-Амбруаз писал Пейреску 1 августа 1622 года: «.
На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Художник дважды был женат. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ.
По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Глаза прямо и живо смотрят на зрителя, на губах играет сдержанная улыбка. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Ее аристократическая осанка говорит о самоуважении. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Однако к такому решению Рубенс пришел не сразу.
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Это были грязные полузатопленные штольни старых известняковых шахт. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. В том же декабре 1627 года Рубенс попытался выйти на руководство Протестантской лиги, приняв в своей мастерской посланника Дании в Гааге Восбергена.
В 1628г. выше «Представление портрета»). Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.
И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно. Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.
Почти то же самое значат и забавы играющих и пляшущих детей так издавна изображали обычно в мраморе и на монетах времена благоденствия». )Попробуем обратиться к историческим событиям того времени. В 1629г. Полностью открылась картина только в XIX веке.
Мало того, безразличное выражение ее лица свидетельствует о том, что ей все равно, с кем будет мирный договор – лишь бы не воевать. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Рубенс свободно писал на латыни используя её либо для обсуждения проблем философии и высокой политики, либо, напротив, для шифровки высказываний, не предназначенных для посторонних.
Рубенс стоял между Микеланджело и Бернини как художник своей эпохи, который смог объединить в своём искусстве живопись, скульптуру и архитектуру. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28.
Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Тела не смуглые, как было принято в итальянском искусстве и не молочно-белые, как во фламандской традиции, а решены в розовой, янтарной и терракотовой гамме. Но по сюжетным элементам эрмитажный эскиз почти полностью совпадает с описанием, приведенным в одной из памятных записок, которыми, уточняя программу картин, обменивались в 1622 году Рубенс и аббат де Сент-Лмбруаз. Судя по описаниям, прибор более напоминал термометр и был описан в книге по исследованию атмосферы149. Обмен принцессами (фр.
Например, будущую тёщу своего сына Сусанну Фоурмен Рубенс, начиная с 1620 года, писал шесть раз, даже чаще, чем жену123. Прежд е всего: Антверпен был во Фландрии. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.
Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Это передано через одежду молодой пары. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем.
Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе.
Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество.
галерея Медичи в Лувре). Тот же Зандрарт утверждал, что единственным источником эстетических устремлений Питера Рубенса до 14-летнего возраста было копирование гравюр из Библии издания Тобиаса Штиммера 1576 года. 1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок.
Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Речь шла о «Воздвижении креста». Третье приключение с Вирсавией случилось в годы второй мировой войны. Огромное число фигур позволяло располагать их по принципу контраста, причём действия художника выстраивались по принципу театральной мизансцены: композиции Рубенса динамичны и всегда образуют единое целое110.
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». К великим современникам лично Рубенс не испытывал интереса и не предпринимал попыток встретиться в Риме ни с Гвидо Рени, ни с Караваджо или Аннибале Карраччи. К 1568 году эшевен Рубенс не скрывал симпатий к кальвинизму и принял участие в подготовке оранжистского восстания.
«Взятие Юлиха»), но ввиду крайней дипломатической сложности сюжета (битва у Пон-де-Се — главная битва гражданской войны 1620 года между королём Людовиком XIII и Марией Медичи, пытающейся вернуть власть) идея картины была отброшена. Младенец-дофин лежит на руках у духа Здоровья, к нему склонилась богиня Правосудия — отсылка к прозвищу Людовика «Справедливый». Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых— такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс.
Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. На картине Генрих изображён возносящимся на небеса — Юпитер с Сатурном вырывают его у смерти (змея на земле).
Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Это не просто портрет Елены – это портрет ее тела, мягкого, теплого, родного. А. С.
Своим творчеством прославил на весь мир так называемую Фламандскую школу живописи и барокко. В частности, оба эрмитажных эскиза — «Коронация Марии Медичи» и «Смерть Генриха IV» — отражают этап работы мастера еще до того момента, когда место и роль каждой из этих композиций были определены окончательно. Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.
Причем порой, когда возникали те или иные препятствия, Рубенсу недвусмысленно давали понять, что надо сделать для их устранения. Ее пушистые золотые волосы, распущенные по плечам, прихвачены лентой. Подчёркивая превосходство Добродетели над непостоянством Удачи (ветра), Умеренность спускает паруса корабля. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»).
Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.
О его передвижениях свидетельствует переписка с герцогским управляющим Аннибале Кьеппьо из которой следует, что в Мантуе Рубенс провёл полных три года из восьми лет пребывания в Италии. Эта моложавая седовласая дама по меркам нынешнего времени излишне полна. Осталось несколько полотен с изображением Альберта.
Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Он увлекался картинами Микеланджело и Караваджо, от того в их творчестве есть нечто схожее – удивительное, притягивающее и неизменно магическое.
Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Смерть Генриха IV и провозглашение регентства (фр. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь.
Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183.
Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.
В 1625г. Абсолютнолетие Людовика XIII (фр. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского.
Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.
В 1609 году Рубенс и Ян Брейгель исполнили портрет эрцгерцогской четы, причём Брейгель писал пейзаж на заднем плане. Лион (во французском языке город Лион — женского рода) проезжает в карете на первом плане. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Меркурий (с жезлом мира в руке) и Невинность ведут Марию Медичи в Храм Мира. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин.
Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа.
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.
И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью. Теперь уже Франция и теперь уже надолго (см. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться».
«Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Место, где плещутся дети и тритон, – очевидно, море. На заднем плане в окне виден пейзаж. На заднем плане различим вид на город Лион.
Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Массагеты легко одолели противника, а затем возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули. Природа отныне не противопоставляется Богу, а воспринимается как его воплощение на земле, так же, как и человеческая красота.
С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». 15 сентября художник прибыл в Мадрид.
Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Картина была подписана обоими художниками104. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Встреча в Лионе (фр. Это создает потрясающий эффект присутствия.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Внизу — бог реки Бидасоа (во французском языке — мужского рода) и Наяды, напоминающие место и обстоятельства обмена принцессами.
М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Если женская – то какая связь между плодами и рекой.
13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Ее портрет, как предполагается, был заказан ее женихом в свадебном наряде. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Несмотря на подчёркнутую важность диалога между телом (нагота граций) и разумом (изображённый бюст — бюст Платона), обнажённые фигуры трёх граций в 1685 году были занавешены. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159.
Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Это будет просто Книга и просто автор, который для достоверности надел на себя маску одного из героев, такая вот литературная мистификация, сколько их в литературе уже было.
Маленькие амуры держат за уздцы крылатого коня Пегаса, быть может, самого прекрасного коня, когда-либо рожденного кистью художника. Стоящие рядом с троном богини мудрости и рассудительности советуют Марии. Это, конечно, чрезмерное упрощение, но бесспорно и то, что оба триптиха основываются на различных принципах.
За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Девушка привыкла к уважению и поклонению. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Его обвиняли в том, что он заправлял «заводом живописи», выдавшем на-гора множество «студийных» работ, которых едва касалась рука мастера. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение.
Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Современники критиковали Рубенса за искажение форм и обобщённые, лишённые индивидуальности лица, а Ван Гог считал его «поверхностным, пустым и пафосным».
Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.
Обнаженная Елена стоит на мягком красном ковре возле античного фонтана. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан.
По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
В 1622г. Но после отказа от «Ссылки в Блуа» (см. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни.
Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Этот Государь изумил меня, доказав, насколько он хорошо осведомлён о малейших подробностях качества и числа подарков, предназначенных тому или иному лицу кроме того, он весьма польстил мне, сказав, кто я, откуда родом, каково моё ремесло и какое место я занимаю в нём.
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Вход в галерею располагался в одной из узких торцовых стен.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. La Majorit de Louis XIII La reine remet les affaires au roi, le 20 octobre 1614), Изначально картина должна была находиться перед «Обменом принцесс», как того требует хронология реальных событий.
Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений.
Благодаря виртуозному мастерству Рубенса, кажется, что рядом – живая женщина. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Действительно, в женских изображениях Рубенса в круг вписаны линии живота, бёдер и ножных икр при этом данное правило не действует при изображении груди. Доброклонский и Н. Н.
Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос). И еще один персонаж – тигр. В 1581 году Рубенсы смогли вернуться в Кёльн, сняв большой дом на Штернегассе, который впоследствии был резиденцией Марии Медичи. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии.
Манжеты и ворот из кружев тщательно выписаны. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Губерта, Диану на охоте и подобное. Он приобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода — «стеновский»).
Лекуре, «доходило до угодничества». С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.
Если мужская – то почему такая мощная фигура. Попробуем подойти с другой стороны. В мифологических и аллегорических картинах эта тенденция только усилилась, причём Рубенс не разделял гуманистических теорий об изображении человеческого тела. Портрет не датирован, но обычно его считают данью памяти брату Филиппу, скончавшемуся 8 августа 1611 года и Юсту Липсию, умершему 23 марта 1606 года, когда братья Рубенсы были ещё в Италии. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". Отчим Яна Рубенса— Ян Лантметер— держал бакалейную торговлю и определил пасынка на юридический факультет Лувенского университета.
Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Для нас не суть важно, кто и что получил – установился мир, началась нормальная жизнь. Соответственно композиция эрмитажного эскиза еще не имеет вытянутого горизонтального формата окончательного варианта, а ее фигурная группа представляет собой некое устойчивое компактное целое, еще не разделенное четко на две половины (тематически и композиционно связанные с каждой из сторон галереи), как в законченной картине.
Вплоть до августа 1622 года Рубенс упоминает «Битву у Пон-де-Се» в своих письмах, что, несомненно, привело к путанице в названии предыдущей картины.
Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Рубенс нередко и сам подвергал свои замыслы значительной переработке. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны.
Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Это не мольба, это именно вопрос. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.
Однако он вступил в интимную связь с высокопоставленной женщиной. Изображены на небесах боги. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой.
Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.
В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. В первоначальном списке три сюжета, ставших впоследствии (кстати, по настоянию Рубенса) главными, не стояли подряд и «Смерть Генриха IV» предполагалась в качестве замыкающей весь ряд картин на левой стене.
Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия».
Из них следует, что Филипп быстро постиг масштаб гения Рубенса-младшего и всячески старался ему помогать. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Готовая картина в данном отношении производит иное впечатление.
После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607года) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. Рядом с Испанией — Изабелла, чей взгляд всё ещё направлен в сторону покидаемой ею Франции. Молодая женщина была дочерью кондотьера Амброджо Спинолы.
Рубенс писал всех выдающихся деятелей противоборствующих сторон: поясной портрет Бэкингема сангиной и конный— маслом, полководца Спинолу и даже вдовствующую эрцгерцогиню, которая 10 июля 1625 года остановилась в его доме на пути из Бреды. Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Вопрос на лице мужчины – не праздный: Фландрия может быть и немецкой. Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии». Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.
На вёслах — четыре Добродетели короля: Сила, Вера, Справедливость и Согласие. Возможно также, что деньги на путешествие предоставил отец Деодато дель Монте, сопровождавшего Рубенса в качестве его ученика29. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми).
Кроме того, постоянно менялись, а подчас даже отвергались уже готовые композиции. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Душевное состояние его было таково, что он пожелал на некоторое время уединиться в монастыре и перед обществом предстал только в январе следующего, 1609 года66.
Ван Дейку Рубенс доверял писать уменьшенные копии картин, с которых снимались гравюры, распространяемые затем по всей Европе. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Благодаря Рубенсу, слава о красоте его жены разлетелась далеко за пределы Фландрии. Кружевной воздушный воротник и чепчик под желтой шляпкой завершают образ.
Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. На нем тоже венок победителя. В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости – Победительнице. Если наоборот – те же вопросы.
Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение. У подножья трона изображена французская знать, умоляющая Марию Медичи взять на себя управление государством. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Здесь, над камином, был помещен аллегорический портрет «Мария Медичи в виде богини Паллады» и отсюда начинался живописный рассказ о жизни королевы.
В начале XVII века она была под властью испанской ветви Габсбургов (Габсбурги были императорами Священной Римской Империи, которая в свое время разделилась на две ветви: немецкую и испанскую). Обе ветви Габсбургов (немецкая и испанская) воевали между собой – никак не могли поделить наследство. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр— см. Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки.
Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Каждая из картин цикла представляла собой нечто самостоятельное, но Рубенс строил их так, чтобы вызвать у посетителя галереи ощущение некоего общего композиционного движения, объединяющего отдельные картины и вместе с тем постепенно, но неуклонно направляющего его взгляд к противоположному торцу галереи, где весь ансамбль достигал своей кульминации в трех самых больших композициях — «Коронация Марии Медичи», «Смерть Генриха IV и объявление регентства», «Совет богов». Их отношения раскрылись и смертная казнь казалась неминуемой.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135.
Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153.
Кто изображает реку – женская фигура или мужская. Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго.
Ее чрезвычайно осложнял нарастающий конфликт между Марией Медичи и всесильным министром ее сына — Ришелье, получившим в сентябре 1622 года сан кардинала. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. «Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало.
Рубенс заботился о своих авторских правах. А высокий кружевной воротник слегка приоткрывает пышную грудь. Центральным звеном ансамбля являлась помещенная на торцовой стене картина «Смерть Генриха IV и объявление регентства».
Из кардиналов присутствуют де Гонди и де Сурдис. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А.
(Рубенс жил в Антверпене. )Рассмотрим эту версию. Творчество Рубенса считают связующим звеном двух культурных эпох – Возрождения и XVII в. Как известно, в культуре Ренессанса возрождались античные традиции, с их культивированием красоты человеческого тела, прославлением свободы и гармонии изображением обнаженной натуры – всего того, что во времена Средневековья находилось под запретом. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.
Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. С присущим царственным особам величием она полна спокойствия. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом).
Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Ян Рубенс продолжал исполнять обязанности юриста, не оставлял он и симпатий к кальвинизму, что выражалось, в частности, в том, что он не ходил к мессе. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
Или бегемот. Все это тайна велика есть. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие.
А над ним сияющая богиня славы. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Луки. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18.
Мирный договор между Англией и Испанией всё-таки был подписан 15 ноября 1630 года, ратификация его прошла 17 декабря. К тому времени Рубенс успел исполнить для французского двора серию шпалер, прославляющих Константина Великого. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137.
Живая плоть и трепет жизни. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.
Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Изабелла Брант стала крёстной матерью детей Яна Брейгеля, как и Рубенс после безвременной кончины Яна от холеры Рубенс стал его душеприказчиком103.
Образование Марии Медичи фр. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. И слава Богу.
Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Пушкина.
Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин. Однако Рубенсу подчас приходилось отстаивать свои замыслы, противясь намерениям королевы. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Слух имел реальную основу: раздражённый требовательностью мастера гравёр Лукас Ворстерман набросился на Рубенса с кочергой.
«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Центр композиции ночного автопортрета образует триада лиц Воверия и братьев Рубенсов, тогда как профиль Липсия, сдвинутый к самому краю, служит как бы гением-хранителем всей группы, которой предстоит придерживаться стоической философии без учителя.
Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Почему не лев. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей.
10-летнего Питера отдали в обучение в иезуитскую школу, хотя до того он не выделялся особыми способностями11. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). На переднем плане две Победы оплакивают Генриха. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74.
Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Открытие Нового Света и бесконечности Вселенной вызвало к жизни множество новых верований и перед человеком XVII века встала необходимость переосмысления космологии. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений.
Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. La Naissance du dauphin (futur Louis XIII) Fontainebleau, le 27 septembre 1601), Будущий король Людовик XIII родился 27 сентября 1601 года в Фонтенбло. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.
О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435.
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Филиппа, отличавшегося способностями к латыни, пристроили секретарём к советнику испанского двора Жану Ришардо.
Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Это качество было свойственно Рубенсу как в жизни, так и в его портретном искусстве.
Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Или буйвол. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Художник создает редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок. Овальное, с правильными чертами лицо полно достоинства. А ведь оно только одно из многих. Неужели она была настолько скромна. В этих работах Рубенс намного предвосхитил то, что впоследствии мы увидим только у импрессионистов.
Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Франция окружена народами, которые умоляют Королеву принять управление государством». Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет.
Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Король возносится на небо. В Кёльне Ян Рубенс сам стал учить своих детей Священному Писанию, латинскому и французскому языкам. Но Идас камнем сразил Полидевка.
Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.
Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. 1630-40, Музей истории искусств, Вена). Пейзажи позднего Рубенса воспроизводят эпический образ природы Фландрии с ее просторами, далями, дорогами и населяющими ее людьми («Радуга», 1632-35, Эрмитаж «Возвращение с поля», 1636-38, галерея Питти, Флоренция). А рядом с ним плещутся путти (путти – декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса). Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Анжуйский мир (фр. Никулин. Коронующие Марию Амуры изображены с крыльями бабочек — знаком бессмертия. Справа на картине — одетая в траур Мария.
Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121.
Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Судьба Марии Медичи (фр.
Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Письма государственному секретарю Гевартсу из Испании написаны на макаронической смеси фламандского и латинского языков, причём деловые и житейские вопросы обсуждаются на нидерландском, а научные и политические— на латыни, включая пассажи о ненависти испанцев к графу-герцогу Оливаресу128. Рубенс позволяет ощутить поразительное колористическое богатство эскиза, воистину внушая зрителю впечатление, как сказал бы Э. Фромантен, «чрезвычайной звучности при малом количестве инструментов». Рубенс сообщил об этом Спиноле в декабре 1627 года и уже в январе Спинола вместе с посланником доном Диего Мессиа отправился в Мадрид.
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191.
Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Объектами нападок были и его богато изукрашенные религиозные композиции, где херувим сидел на херувиме и «обнажёнки» с привкусом распутства. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных».
Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. LArrive de la reine Lyon, ou La Rencontre du roi et de la reine, le 9 dcembre 1600), Картина изображает встречу супругов в Лионе. Возможно, это труды Сенеки.
В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. В прическе видна красная гвоздика, которая, как считали в то время, предохраняла от зла. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. В частности, были убраны бойницы. Для сравнения: семья Филиппа— жена, двое детей и двое слуг— издерживали в год примерно 400 флоринов78.
И даже с какой-то угрозой. У ног мужчины – тритон гудит в раковину. По объяснению самого Рубенса, дети – символ процветания. И опять же – зачем тигр. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил.
Подтверждением того, что на формирование его идеалов повлияла не только эстетика Возрождения, но и личные предпочтения, является и то, что художник был женат на женщинах именно такого типа и всю жизнь писал их с любовью и восхищением. ее величество передала мне сюжеты, которые не должны обременить господина Рубенса это только сюжеты, а фигуры в картинах он может размещать по своему усмотрению».
Если это союз города с рекой – то где город, а где река. Много лет уже после того, как он стал общепризнанным художником, Рубенс используя свою профессию в качестве прикрытия, усиленно выполнял работу дипломата, часто принимая участие в мирных переговорах от Испанских Нидерландов, его родины. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Вообще обстановка при французском дворе была не слишком благоприятной. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.
На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Удивительны судьбы рубенсовских картин. Войны истощали всех и вся. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Это зависит и от нее. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.
Маркиза совершенно спокойна. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.
8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».
Делегацию возглавил герцог Арсхот, который в штыки воспринимал любые попытки художника вмешаться в ход переговоров. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.
В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Рубенса также нередко называют основоположником барокко в живописи, хотя это утверждение иногда поддается сомнению. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». И конечно, что там вымысел, а что реальность — никто кроме вас с Костей — не поймет. Любимов).
lion). Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения.
И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. «Счастье регентства») Рубенс меняет порядок картин. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики.
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Венера – очень похожий портрет жены художника, самой красивой дамы всего Антверпена. Соперничество кончилось трагедией.
Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Амуры, сидящие верхом на львах, подчёркивают проходящую красной нитью через весь цикл картин идею победы любви над силой (см. Желающих работать в мастерской Рубенса оказалось так много, что в 1611 году он писал Жаку де Би, что многие желающие учиться у него соглашались ожидать вакансии по нескольку лет, а за два года пришлось отказать более чем сотне соискателей, в том числе родственникам самого Рубенса и Изабеллы Брант. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
Текущая из амфоры вода, похоже изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда). Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны – жемчуг в косах и в ушах), а мужчина – испанских Габсбургов, то картина – аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно и возможность процветания. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Карлу Борромео).
Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. А эскизы сохраняли замысел мастера во всей его первозданной свежести. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства.
Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.
Эрцгерцогиня изображена во весь рост. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.
драпировки на портретах родителей Марии Медичи). Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни.
Название города (фр. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Игнатия (ныне посвящённой св. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.
По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку.
В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою.