Творчество Паоло Веронезе завершает искусство эпохи позднего Возрождения.
Все персонажи полотна предстают перед зрителем живыми, брызжущими энергией и весельем. Эти принципы и приемы впоследствии послужат основой всех его творений. Они дали ему первое художественное образование.
Известна дата передачи последнего полотна монахам – 20 апреля 1573 года, однако вскоре (18 июля того же года) его вызвали в трибунал инквизиции на допрос. С названиями «Семейство Дария перед Александром Македонским» или «Цикл семьи Куччина» тоже обязательно стоит ознакомиться каждому ценителю итальянского искусства. Паоло Веронезе появился на свет 19 ноября 1528 году в квартале Сан Паоло города Вероны, одного из главных городов, входивших тогда в состав Венецианской республики. Однако досконально разработанная иконографическая программа нисколько не ограничила творческое воображение Веронезе, сумевшего достичь в декорации виллы Мазер одной из вершин своего поэтического искусства. Веронезе пошел на хитрость, превратив Тайную вечерю в Пир в доме Левия, разместив на карнизе над пилястрами надпись «FECIT D. COVL MAGNU. LEVI-LUCAE CAP. V» (И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение.
По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году. Создание Веронезе картины «Похищение Европы» пришлось на завершающий этап творчества художника. Уже в этих полотнах Паоло, чувствуя необходимость придать большую «читаемость» изображениям, утопающим в пышных золоченых рамах, окончательно вырабатывает принципы и приемы декоративной живописи, построенной на взаимодействии света и цвета, которые лягут в основу всех его последующих произведений. В этом цикле преобладают глубокие, мрачные тона, страстный пафос сцен и точное воссоздание сцен Священного Писания. Наряду с женскими образами в этот период художник пишет многочисленные мужские портреты. Каким же был тогда Веронезе.
Он выполнил плафоны и декоративные панно в технике масляной живописи на холсте. Другими словами, вина Паоло, очевидно, состояла в том, что он без необходимой «критичности» выполнил указания братьев монастыря, заказавших ему картину. Обвинение, представленное инквизитором Аурелио Скеллино, священнослужителем из Бреши, заключалось в том, что художник изобразил религиозный сюжет без должного уважения к евангельскому тексту. Работы, посвященные семейству Куччина, тоже достойны внимания. до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз.
Однако в «бытовых» мотивах такого рода мастер не ставит себе задачу художественного раскрытия через естественное течение жизни обычных простых людей всей типической характерности их взаимоотношений. И в этом случае реакция венецианских властей была незамедлительной: уже в январе следующего года начались восстановительные работы. Но не она занимает воображение мастера. Каждая из картин являет собой выдающееся произведение.
В браке с Еленой Бадиле у Паоло Кальяри родились дети, сыновья Габриэле, Карлетто, Орацио Бортоло, Камилло и дочь Виктория Оттавия. Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана. Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины.
По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483-1520), Микеланджело (1475-1564), Пармиджанино (1503-1540), Корреджо (1489-1534). Но «Пир в доме Левия» заслуживает отдельного внимания и не только в связи с историей наименования. В 1819 году была снесена и сама вилла.
Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, – семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града – предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке. Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой.
Спускающийся с небес ангел несет ему пальмовую ветвь, знак грядущей мученической смерти. Крупнейшим среди них был Тициан, колоризм которого строится на ином тональном принципе и отличается сложным сочетанием накладываемых слой за слоем цветов, чьи переходы создают эффект мягкой световоздушной дымки. Тогда же Паоло представил монахам проект корпуса для церковного органа.
Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания. Паоло решительно меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий. Однако исправления, которые внес Веронезе, согласно результатам исследования, которое проводилось в период реставрации картины в 1980-1982 годах, были крайне условны. Уже с 1555г.
Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, ныне разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу). Лк.
Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены. Во многом подобная точка зрения основывалась на неважной сохранности холста искаженного записями и правками XIX века, которые частично скрывали авторскую живопись, придавая фигурам несвойственную работам Веронезе застылость. Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) более двух десятилетий жизни. Эти произведения были написаны примерно в 1575 году.
Во второй половине 40-х годов Паоло поступает в мастерскую веронского архитектора Микеле Санмикеле, который к тому же был другом его отца. Наконец, рядом с Веньером, как раз с целью «уравновесить» его роль, появляется фигура Агостино Барбариго, второго венецианского адмирала, участника битвы при Лепанто, скончавшегося от ран, полученных в сражении. Не приходится сомневаться, что как раз картины такого типа поразили в XVIII веке воображение многих венецианских живописцев, в особенности Себастьяне Риччи и Джамбаттисты Тьеполо, с творчеством которых связано настоящее «возрождение» стиля Веронезе.
Колонны пестрого мрамора делят полотно на две неравные части. «Мастерство монументалиста в сочетании с присущей ему яркой зрелищностью образов помогло Веронезе выработать свой стиль в таком специфическом виде станковой картины, как алтарные композиции, которые занимали важное место в интерьерах католических храмов, – пишет И. А. В результате к настоящему времени известно о судьбе лишь пятнадцати фрагментов некогда обширной декорации.
Впервые он подпишется этим именем только в 1555 году, заключая контракт на выполнение алтарного образа «Пала ди Монтаньяна». Три из них (Святой Николай, провозглашенный епископом Миры, Стигматизация Святого Франциска, Распятие) в настоящее время находятся в собрании Галереи Академии в Венеции. Вслед за Ридольфи, Марко Боскини в своей "La Carta del Navegar Pittoresco.
Работа над первым венецианским заказом не отвлекла Паоло от многочисленных поручений на терраферме: в том же году, когда была закончена Пала Джустиниани, он расписывает фресками виллу Соранцо в Тревилле в окрестностях Кастельфранко Венето, построенную десятилетие назад Микеле Санмикеле. Вслед за ним Роже де Пиль в "Cours de peinture par principes" (De Pyles, 1707) также хвалит колорит Веронезе, но осуждает за отсутствие экспрессии. Вставленные в сложный каркас из тщательно разработанных золоченых рам, подготовленный Сансовино, они должны были украсить свод так называемого Золотого зала в Библиотеке Святого Марка. Пример гораздо более глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане.
Умер Паоло Веронезе 19 апреля 1588года в Венеции от воспаления лёгких. Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов. В 1557 г. Веронезе побеждает в конкурсе на проект оформления библиотеки Сан Марко. Пейзаж в картинах последнего десятилетия жизни Веронезе приобретает важнейшую роль.
К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это святой Иосиф. В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и «поведении» некоторых персонажей картины — солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, — в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции.
Об учебе художника известно больше. Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины. Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества. Тяжелым грозовым тучам в небесах соответствует сумрачная атмосферная дымка.
Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома». Творчество Веронезе завершает искусство эпохи позднего Возрождения. Лишь многие десятилетия спустя счастливый декоративный дар Веронезе, его великолепная искрящаяся светом живопись возродится в произведениях художников Андреа Челести, Фумиани, Ладзарини — всех тех, кто, пытаясь противостоять господствующей моде на «темную» живописную манеру (манеру «тенеброза»), обретет в произведениях Паоло идеальную модель для обновления венецианской живописи и возвращения ее к сиянию чистых красок. Вполне естественно, что в такой атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования более строгих и чинных изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) еще в декабре 1563 года. Вспыхнувший ночью 20 декабря 1577 года, он уничтожил не только несколько второстепенных дворцовых покоев, но и Зал Большого совета вместе с Залом Скрутино (голосования).
В тот же период, между 1552 и 1553 годами, Паоло находится в Мантуе, приглашенный кардиналом Эрколе Гонзага написать картину «Искушение Святого Антония» для одного из боковых алтарей собора, декорация которого к тому времени была полностью обновлена Джулио Романо в духе ренессансного искусства. Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии. Отец художника, как о том свидетельствуют старые документы — переписи населения Вероны, был «дробильщиком камней» иначе говоря, каменотесом или скульптором средней руки. Фирменными штрихам его работ стали яркие, насыщенные цвета (он был непревзойденным колористом), а также сложная, четко выверенная композиция картины с множеством интересных мелочей и деталей. Осталось только литография с изображением утерянных в Англии фресок Веронезе. Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция.
Тем не менее исправления, внесенные художником, как о том свидетельствуют результаты исследований, осуществленных в процессе реставрации огромной картины в 1980-1982 годах, были весьма незначительными. Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции. Второй крупный цикл произведений на религиозные темы, созданный Паоло в 80-е годы, включает десять больших полотен на сюжеты Ветхого и Нового Завета известные исследователям как серия герцога Бекингема, во владении которого они находились в начале XVII столетия.
Это грандиозная работа, в основе которой лежит потрясающая визуальная иллюзия. Уже к двадцати годам Веронезе начал самостоятельную работу. Значительным заказом для Веронезе была роспись в церкви Сан Себастьяно (1555-1556) на библейские сюжеты истории Эсфири.
Первый у Веронезе яркий пример картины такого рода — луврский «Брак в Кане» — грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, среди которых можно видеть Христа и апостолов, множество воображаемых и реальных портретов (включая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, — Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), целый сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры. Однако доводы Веронезе не произвели должного впечатления на Скеллино и не убедили его в полной «невиновности» художника. Сейчас этот плафон является достойным экспонатом знаменитого Лувра.
Именно такое имя получил в детстве, всемирно прославленный в будущем, художник Паоло Веронезе. Это противоречило твердым республиканским принципам Венеции, питавшей отвращение к любым формам культа отдельной личности. В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и еще одного художника (возможно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы. пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие.
Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества. Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет широкий салон-вестибюль, проходящий через все здание (так называемое «портего», типичное для венецианской жилой архитектуры). Первый у Веронезе яркий пример картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, среди которых можно видеть Христа и апостолов, множество воображаемых и реальных портретов (включая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), целый сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры.
В награду за это кардинал оплачивает юному дарованию поездку в Венецию. Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: «Robur imperii» (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, «Nunquam derelicta» (Без пренебрежения) и «Reipublicae fundamentum» (Основа республики) над и под изображениями Веры и Религии, а также «Custodes libertatis» (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира. Это отчетливо прослеживается и в создаваемых мастером полотнах на религиозные темы и в его «исторической» живописи: в декорациях Церкви Сан Себастьяно, к которым Веронезе обращается вновь, написав между 1565 и 1570 годами два больших холста для клироса с изображением Казни Святых Марка и Марцеллиана и Мученичества Святого Себастьяна. Воскрешение Христа 1570-еБитва при Лепанто 1572Лукреция 1580-еВенера и Адонис 1582Распятие 1582 Немногочисленным интимным портретам Веронезе свойственна мягкая иногда с оттенком жанровости лиричность (Граф де Порто с сыном Адриано, 1554-15, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция).
Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены. Наряду с этим во фресках зала нельзя не заметить новых качеств — «уступок» живому и непосредственному реализму, элементы которого особенно ярко проявились в фигурах изображенных у нижних границ коробового свода.
124). Они расписали фресками Лоджию, главный Салон и два зала виллы. Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами. Одно из таких полотен («Пир в доме Левия», 1573 год) навлекло на Веронезе подозрение церкви, что могло стоить мастеру его репутации и даже более серьезных последствий.
Картины смогли воссоединиться лишь после Первой мировой войны в Галерее Эстенсе в Модене. В самые последние годы своего творчества в развитие темы, посвященной Христу, Паоло создает многочисленные картины с Распятием. Он как бы располагается в самом нижнем ярусе среди всех персонажей.
Паоло Веронезе (1528-1588) появился на свет в 1528 году в квартале Сан Паоло города Вероны, одного из главных городов, входивших тогда в состав Венецианской республики. Лишь благодаря своему остроумию Веронезе удалось отвертеться и он был оправдан. В 1566 году женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле.
Район Сан Паоло, где родился будущий художник, был районом ремесленников-артистов на левом берегу реки Адидже, здесь жили семьи Санмикели и Фаринати, вокруг были мельницы, красильни, кузницы, фабрики по обработке шерсти и мастерские – боттеги ремесленников, каменных дел мастеров, как их называли в Вероне. Особенностью творчества Веронезе являлось применение им в росписях (особенно в плафонах) неожиданных ракурсов, смелых пространственных сокращений, рассчитанных на то, что зритель смотрит на фигуру изображенную на потолке, снизу вверх. Перед лицом предъявленных ему обвинений Паоло искусно защищался, отстаивая свободу художника: «Мы, художники, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие Если в картине остается некоторое пространство, я украшаю его фигурами, которые кажутся мне подходящими и соответствующими замыслу». Важнейшей частью произведений Веронезе в последние десять лет его жизни становится пейзаж.
1550-х).
Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному. Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами. Лучше и глубже, чем любой другой венецианский художник того времени, овладел он и секретами фресковой живописи. Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида.
Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины. Среди них блистательное «Обручение Святой Екатерины» из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ «Пала Бевилъаква-Ладзизе», созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция «Крещение» (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же «Оплакивание», заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное «Положение во гроб» из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце. В целом, полотна передают собирательный образ Венецианской жизни. Корпус был изготовлен 1558 году и спустя два года украшен различными живописными панелями.
Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столько навеяны архитектурой Санмикеле, сколько являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей труд о театральной сценографии (часть его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, безусловно, знал. В 1553 Веронезе приехал в Венецию для участия в работах по украшению Дворца дожей.
Ему поручили три главных сюжета. Мир Веронезе, отмечает итальянский историк Паллуччини, еще не заражен сомнением, терзающим героев полотен Тинторетто. Новаторство росписи бросалось в глаза. Свои многочисленные исследования рисунков, живописных произведений, проблемы взаимоотношения художника и его мастерской фон Хадельн предполагал завершить изданием монографии, которая не была опубликована при жизни автора и лишь через 40 лет после смерти исследователя была издана во Флоренции (Hadeln, 1978). Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите.
К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны). В произведениях мастера не было религиозного смысла. Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов.
Дрезден, Картинная галерея).
Веронезе ограничился тем, что ввел надпись «FECIT D. COVL MAGNU. LEVI-LUCAE CAP. V» (И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение. Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке. Веронцу – а прозвище «Веронезе» переводится именно так – предстояло выполнить роспись плафонов для залов Совета Десяти в Дворце Дожей по государственному поручению. Большая часть снятых фресок попала в Англию в начале XIX века, но там потерялась. Кончина Веронезе, Тициана и Тинторетто послужила ее концом, но годы жизни этих мастеров все еще вдохновляют творцов монументальной живописи.
Один из лучших в XVIII веке знатоков венецианской живописи, Антон Мария Дзанетти в своей книге, опубликованной в 1771 году, назвал его «самой красивой обнаженной фигурой, когда-либо написанной этим замечательным художником». В первой из комнат, получившей название Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной — жирный кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает обман, тогда как на антаблементе, помимо различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями — аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой. После смерти родные художника выполнили его волю. Будущий мастер кисти и мольберта Паоло Кальяри родился в 1528 году в итальянской Вероне – городе, ставшим местом действия легендарной пьесы Шекспира Ромео и Джульетта.
На этой стадии стиль Паоло обнаруживает явную зависимость от утонченных произведений маньеристов Эмилии и фресковых росписей Джулио Романо в палаццо Дель Те в Мантуе. " (Vasari, 1568 – ed. Milanesi).
Паоло решительно меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий. К слову, последняя картина обобщила весь довенецианский художественный опыт Веронезе. Это наиболее содержательные из его полотен.
Учился у своего дяди венецианского художника Бадиле, работал в Вероне и Мантуе. Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в рост (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а также задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся соответственно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе). По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году. Вполне естественно, что в такой атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования более строгих и «чинных» изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) еще в декабре 1563 года. Заказ на это последнее полотно, в настоящее время хранящееся в Галерее Академии в Венеции, был получен Веронезе от настоятеля монастыря по имени Андреа деБуони (или Буоно).
Драматическая фабула мифа «рассказана» Веронезе спокойно и неторопливо особой красотой отличаются изящные фигуры персонажей и колорит, построенный на сочетании живых и ярких тонов. Литература о творчестве Паоло Веронезе, столь обширна, что одно только перечисление всех работ, посвященных различным аспектам деятельности мастера, способно заполнить все страницы, предназначенные для критического анализа библиографии.
Этот заказ был выполнен к 1560 г. 1560-е гг. Таковы, к примеру, композиции Марс, раздевающий Венеру из Шотландской национальной галереи в Эдинбурге, Венера, обезоруживающая Амура из частного собрания в Риме или Венера и Адонис из Художественного музея в Сиэтле. О картине «Мадонна семейства Куччина» говорит Персианова: «С присущим ему композиционным мастерством, легко и свободно размещает Веронезе фигуры на плоскости холста.
В поведении персонажей – на картине вопреки евангельскому тексту, ягненка на части разрезает Петр, а не Христос. Центральное место в этом ансамбле занимает композиция Коронование Богоматери, по сторонам от нее — фигуры четырех Евангелистов, тогда как в углах свода разместились небольшие монохромные сцены на тему Истории Ветхого Завета и четыре тондо с Херувимами. Величественные фигуры Святых Джеминьяно и Севере изображенные на внешней стороне створок, выступают из апсиды в форме изящно украшенной мраморной ниши, напоминающей те классические беседки, что служили фоном для столь же мощных фигур философов Аристотеля и Платона, написанных на холстах и установленных почти тогда же на стендах Золотого зала библиотеки Святого Марка как последний «штрих» в декорации этого прославленного памятника. Далее, он получает масштабные заказы на оформление шикарных вилл своими рисунками и фресками – виллы Коллеони (1560), виллы Мазер (1565), палаццо Маньядоле (1572).
К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто. Главным средством выражения у венецианских художников был цвет.
Цецилии – веронский художник и друг Паоло Фаринати. Створки были закончены и установлены в 1560 году. Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. 5). Стены этих залов занимают красивые пейзажи с виллами и величественными классическими руинами, которые, без всякого сомнения, станут настоящей школой для одного из лучших пейзажистов XVIII века Марко Риччи.
Картины смогли воссоединиться лишь после Первой мировой войны в Галерее Эстенсе в Модене. Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года. Изумляющие своей ликующей красочностью, светлые по настроению полотна (Обручение св. В этой композиции с изображением «Святого семейства с маленьким Иоанном Крестителем», «Святыми Антонием аббатом и Екатериной» молодой художник обнаруживает знакомство с реалиями венецианской художественной жизни используя «цитаты» из алтаря Пезаро в церкви деи Фрари, написанного несколько лет тому назад Тицианом. В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана.
Справа в пейзажном обрамлении изображены многие очевидцы и участники события. Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному. Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества. Полная непричастность художника к сути спора о соотношении художественного результата и религиозного содержания с особой наглядностью проявилась в том эпизоде допроса, когда художник простосердечно называет Страшный суд Микеланджело в качестве «примера, который мне дали мои учителя», упоминая произведение, которое в эти годы было объектом самых жестоких обвинений со стороны многих фанатически настроенных представителей римского духовенства, вплоть до признания его еретическим и подлежащим уничтожению. Лучшее время творчества художника приходится на шестидесятые, начало семидесятых годов шестнадцатого столетия.
Подобная трактовка пейзажа не новинка для художников того времени. Смелое введение Веронезе в свои произведения жизненных наблюдений, жанровых мотивов, портретов современников стало причиной для обвинения художника инквизицией в излишне светской трактовке религиозных тем.
Создание цикла датируется 1570-ми годами. В одеждах, к примеру, солдаты одеты и вооружены как немцы. В то время как в среде венецианских художников это было большой редкостью. Художник не ограничивался копированием, а вносил собственное видение, часто «исправляя и украшая» то, что рисовал.
Это был весьма оживленный художественный центр, в котором мирно сосуществовали различные направления искусства. Веронезе чувствовал себя с ними на равных. Размеры полотна – 5, 5 метра высоты и около 13 метров ширины. Среди них — два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году.
Когда Веронезе приехал в конце 1553 года в Венецию, проработав пять лет в провинции в соприкосновении с культурой, которая по сравнению с достижениями Венеции начала XVI века выглядела отсталой, его манера могла быть воспринята как необычная, а то и чуждая. Роль созданной Веронезе картины с названиями «Тайная Вечеря» или «Пир в доме Левия» весьма значима – она завершает цикл. СПб, Эрмитаж).
Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника. Главным средством выражения у венецианских художников был цвет. Даже в первых работах молодого живописца трудно обнаружить заметные следы влияния учителя. Тона Адриатического моря у него целиком в картинах" (Суриков, 1977, с. 66).
С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно. Еще никогда архитектура не занимала у Веронезе такого большого места, как в этой картине. А ангел возлагает на ее голову венец как символ победы и власти.
Не меньшую опасность представляла для Венеции и турецкая угроза, которую не смогла «заслонить» даже победа при Лепанто. Сведении о фамилии отца не сохранилось лишь позднее, уже будучи независимым мастером, Паоло станет называть себя Кальяри, возможно, приняв фамилию одного из своих знатных заказчиков. Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместе со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена «доброму правлению» Венецианской республики. В равной мере этот поворот можно рассматривать и как следствие искреннего эмоционального отклика Веронезе на новый религиозный климат и как проявление многообразия таланта художника, способного гибко менять живописный «синтаксис» в соответствии с пожеланиями заказчиков. Фелибьен особенно подробно рассматривает веронезовские "Пиры" (в связи с приобретением для королевской коллекции картины из монастыря сервитов).
Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие «Время и Славу», а также «Справедливость» (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой «Истории» в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом. Паоло Веронезе входит в избранный круг «великих» художников Венеции и получает заслуженное признание, когда ему ещё нет и тридцати лет. В 1682 году боттега владела 1485 рисунками и набросками Веронезе, которые мастера, внуки, правнуки и внучаиые племянники использовали для работ в его манере исполняя многочисленные заказы королей, Кардиналов и коллекционеров Европы.
Другой полюс занимали художники, связавшие свою судьбу с маньеризмом, — Доменико Брузазорчи, Баттиста Анджело Дель Моро и Пдоло Фариначи, которые сумели освоить уроки рабочавших в соседних городах последователей Микеланджело и Рафаэля — Джулио Романо в Мантуе, Корреджо и Пармиджанино в Парме. Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны. Второй крупный цикл произведений на религиозные темы, созданный Паоло в 80-е годы, включает десять больших полотен на сюжеты Ветхого и Нового Завета известные исследователям как серия герцога Бекингема, во владении которого они находились в начале XVII столетия. Паоло был младшим из пяти детей.
Корпус был изготовлен 1558 году и спустя два года украшен различными живописными панелями. После смерти Веронезе Бенедетто возглавил процветающую мастерскую.
На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка. Здесь мирно уживались между собой различные направления искусства. Кроме того, в поздней версии полностью исчезают пышные архитектурные фоны, характерные для Пиров 60-х и 70-х годов.
Это наиболее содержательные из его полотен. Заказчики сумели по достоинству оценить великолепие полотен Веронезе в Зале приемов.
Работа Антонио Бадиле (1516 – 1560) Мадонна во славе со Святыми Иоаном Крестителем, Антонием Аббатом, Бенедиктом и Власием до сих пор украшсет второй алтрь слева в церкви Святых Назария и Келсия в Вероне и паж справа – Паоло Кальяри, ученик Бадиле. Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1673. Чуть позже Фелибьен в своих Entretiens (Felibin, 1660-1685), основываясь на биографии Веронезе в книге Ридольфи, так охарактеризовал манеру художника:" Этот художник понимал красоту цвета и умел придать ему такую яркость (наполнить светом), как никто до сего дня. " (с. 134).
Картины Антонио Бадиле, у которого он учился, не стали серьезной школой. Не ограничиваясь более ролью декоративных элементов, простых рам или консолей, архитектурные мотивы становятся живыми «участниками» композиций. Эта картина была написана как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции.
В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в камень Аглавру). Среди них – два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году. Они создавались с целью декорировать свод какой-то залы и предположительно создавались по поводу бракосочетания какой-то известной пары. Нет никаких сомнений в том, что это полотно от начала до конца было исполнено самим художником более того, по своим колористическим достоинствам и изяществу рисунка оно может считаться одним из замечательных образцов блестящего мастерства Веронезе-декоратора. Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), также являет собой настоящий триумф блистательного колоризма Веронезе.
Как написал Джорджио Вазари в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих «Санмикели любил их как своих детей» и на вилле Соранцо художники проявили «вкус, рисунок и хорошую манеру». оказал неоценимую услугу потомству).
Именно вот таким образом его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности. Впервые он подпишется этим именем только в 1555 году, заключая контракт на выполнение алтарного образа "Пала ди Монтаньяна". Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов.
В вину ему ставили слишком вольную трактовку священного писания.
За ним последовали картина на тот же сюжет для трапезной монастыря Санта Мария деи Серви, подаренная в 1664 году правительством Венецианской республики французскому королю Людовику XIV и сейчас украшающая один из залов Версаля композиция Пир в доме Григория Великого, заказанная для монастыря Монте Берико близ Виченцы (1572) и, наконец, Тайная вечеря для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, которая должна была занять место погибшей во время пожара 1571 года картины Тициана на тот же сюжет, созданной великим венецианским живописцем несколькими годами ранее. Нередко отдельные исследователи утверждают, что отсутствие упоминаний о фресках Веронезе в труде Палладио Четыре книги об архитектуре, опубликованном в 1570 году, свидетельствует о неприятии зодчим «живописной архитектуры» Паоло.
Персианова). Драматическая фабула мифа рассказана Веронезе спокойно и неторопливо особой красотой отличаются изящные фигуры персонажей и колорит, построенный на сочетании живых и ярких тонов.
С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды. Содержанию приведенного выше отрывка полностью отвечает алтарная композиция, написанная Паоло в 1580 году для церкви Сант Андреа делла Дзирада и с 1971 года находящаяся в Галерее Академии в Венеции. Здесь и в дальнейшем художник сохраняет в своей живописи маньеристическую любовь к точному рисунку.
Георгия, 1580-е годы)». Грандиозные идеи Веронезе, конечно, требуют огромного труда и многочисленных помощников. Эти заказы принесли ему известность.
Теме Вознесения Богоматери, наиболее интересной с точки зрения соответствия положениям контрреформационных теорий, посвящена большая картина, написанная в 1586 году для главного алтаря венецианской церкви Оньисанти (ныне в Галерее Академии в Венеции). 19 апреля 1588 года художник скончался от воспаления легких. Брак принес супругам четырех сыновей и дочь.
Но как ни замечательна эта картина, как ни прекрасна ее живопись, общая ее концепция носит еще сравнительно элементарный характер: в широте ее образного охвата преобладают, скорее, «количественные» факторы, а композиционное построение еще статично в своей симметрии. То, что Тициан, как следует из рассказа Вазари, прилюдно обнял Веронезе, воспринимается как символический жест, олицетворяющий передачу полномочий от постаревшего, переступившего шестидесятилетний рубеж официального художника Светлейшей новой звезде, восходящей на горизонте венецианской живописи.
Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: Robur imperii (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, Nunquam derelicta (Без пренебрежения) и Reipublicae fundamentum (Основа республики) над и под изображениями Веры и Религии, а также Custodes libertatis (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира. Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе. Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет широкий салон-вестибюль, проходящий через все здание (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры).
Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора. В центре присутствовала лишь Магдалена, но по настоянию инквизиторов ее заменили. 1550-х).
Аналогичный смысл имеют композиции с изображением Магдалины (Городские музеи в Па-дуе Музей Прадо, Мадрид) и добродетельной Лукреции (Музей истории искусств, Вена). Именно вот таким образом «первоначальная идея» Паоло претерпела существенные изменения в процессе работы над холстом, законченным, скорее всего, уже после смерти Веньера, в 1578 году. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно. Можно лишь предполагать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (радость и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием.
Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим.
Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний сад на северную сторону (Грот). Примечательно, что Альгаротти в своем "Saggio sopra la pittura" (Algarotti, 1763) превозносит Веронезе в главах, посвященных колориту, значению архитектуры в живописной композиции, костюмам персонажей, но порицает его за то же, что и Роже де Пиль:" Во всех картинах Паоло Веронезе вряд ли можно найти хоть один пример определенного или сильного проявления чувств, того, что, по выражению Петрарки, говорят без слов. Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды. Преклонив колена перед Распятием, святой погружен в размышления о Страстях Христа и одновременно истязает себя ударами камня. И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно так, как мы не умеем до сих пор Я обязан всем Паоло Веронезе».
Если оценивать творчество Веронезе в исторической перспективе, то придется признать, что воздействие его искусства (проявившееся, правда, не сразу) оказалось гораздо более сильным и долговременным, чем влияние Тициана и Тинторетто. К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны). В целом же во фресковой росписи свода Паоло стремится показать свою близость к первоисточникам тосканского и эмилианского маньеризма, соединяя в фигурах классическую и возвышенную красоту Рафаэля с пластической выразительностью рисунка Микеланджело. На заднем плане толпится их многочисленная свита.
Меньший по размерам, более вытянутый по формату, этот холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины). Но сам по себе данный кадр очерчен так искусно, что, вбирая в себя основное – стол с главными действующими лицами вокруг него, слуг, разносящих яства и выразительный мотив глубинной перспективы, – он в то же время несет в своей композиционной структуре ощущение естественности, непринужденности, живой динамики, воплощенное с необыкновенным артистизмом. Особенно хороша в этой картине фигура Святой Екатерины обернувшись назад, чтобы увидеть главную группу, расположенную за ее спиной на высоком мраморном постаменте, святая напряженно изогнулась и, вторя ее сложному движению, эффектно «рассыпаются» складки широкого золотисто-зеленого плаща, редкостного по колористической изысканности. Последнее десятилетие жизни Паоло было посвящено работе над двумя монументальными декоративными циклами для церковных зданий. Паоло Веронезе (1528-1588) появился на свет в 1528 году в квартале Сан Паоло города Вероны, одного из главных городов, входивших тогда в состав Венецианской республики.
В Венеции Веронезе встречает Джамбаттисто Понкино, с которым работал на вилле Соранцо. Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды. В первой из комнат, получившей название Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – жирный кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает обман, тогда как на антаблементе, помимо различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой. Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно.
Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке. В 1819 году была снесена и сама вилла.
Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника. Картины Веронезе наполнены жизнерадостностью, весельем. В первой половине 1560-х гг. Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие "Время и Славу", а также "Справедливость" (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой "Истории" в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом. В 1552 году Кальяри получает настоящий подарок от судьбы. В картине, традиционно называемой Святой Панталон исцеляющий мальчика, художник в действительности изображает сцену обращения святого: настоятель, потрясенный мучениями умирающего ребенка, укушенного рептилией (эпизод с мальчиком, поддерживаемым самим священником Борги, запечатлен в незабываемой по драматической силе сцене в левой части полотна), дает обет принять христианскую веру, если Бог совершит чудо и спасет мальчика.
В левой изображена традиционная группа – мадонна с младенцем в окружении святых. Там уже к 1553 году, сразу же после того как были закончены роскошные позолоченные деревянные обрамления, полотна заняли свои места на своде. Естественно, религиозная тема была не единственной в творчестве Паоло.
Декорация великолепного зала, посвященная изображению Свободных искусств, расцветающих лишь при «добром правлении», стала своего рода резюме художественных достижений всех, за исключением Тинторетто, ведущих представителей маньеристического направления, работавших в Венеции в ту пору. К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано.
Это был рисующий художник, вот таким образом он стоял особняком от великих венецианских колористов. Интерес к «движениям души» не свойственен другим живописным произведениям мастера тех же лет в них все его внимание, так же как в композиции Брак в Кане, поглощено стремлением достичь впечатляющих эффектов декоративной грандиозности сцен, заполненных множеством фигур.
Картина Веронезе полна аллегорий. Первый из них был исполнен для венецианской церкви Сан Николо деи Фрари, более известной в народе под именем Сан Николо делла Латтуга. Общим для всех этих произведений является ярко выраженный драматизм, подчеркнутый напряженным поиском особых световых эффектов, близких тем, что использует в своих полотнах Якопо Бассано. В большом полотне Крещение и искушение Христа монументальная фигура Спасителя в окружении крылатых ангелов и стоящего рядом Иоанна Крестителя сдвинута влево и выделена золотистой дымкой света исходящего от голубя – Святого Духа.
Примечательно, что Веронезе выполнял заказы и в церквях и в светских учреждениях. Действие происходит на опушке темного леса и льющиеся сверху лучи создают драматическую игру светотени на фигурах изображенных в нижней части полотна.
В результате инквизитор «приговорил» Паоло исправить и улучшить картину в течение трех месяцев и за собственный счет таким образом, чтобы она отвечала важности изображаемого сюжета. С точки зрения сюжета и композиционной схемы он навеян «поэзия-ми» Тициана, но совершенно самостоятелен в том, что касается колористической «оркестровки», построенной на теплых и радостных тонах. Художник картины «Коронование Марии в сакристии», расположенной в центральном нефе и создатель огромных плафонов изображающих истории из жизни Эсфири и Мардохея, стал первопроходцем в выполнении столь всеобъемлющих проектов для католической церкви.
Декоративная эффектность, нарядная праздничность сменяются сдержанностью, простотой. Лк. Огромную роспись «Юпитер изгоняет Пороки» впоследствии увезет в Париж Наполеон, а в аллегорической композиции «Старость и Юность» художнику удалось проявить индивидуальность без следов чьего-либо влияния. В результате к венецианскому банкиру Леви на ужин оказались приглашёнными Христос с Апостолами.
Сохранился документ о допросе художника, в котором его обвиняли в том, что в евангельской сцене он изобразил «шутов, пьяных немцев, карликов и прочие глупости». Створки были закончены и установлены в 1560 году. В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в камень Аглавру). Чрезмерная жизнерадостность картины привлекла внимание святейшей инквизиции. Художнику было предъявлено обвинение в неподобающем изображении фигур в религиозной композиции. Заказчики сумели по достоинству оценить великолепие полотен Веронезе в Зале приемов. В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и еще одного художника (возможно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы.
Плотское и чувственное в искусстве Паоло Веронезе есть особая ценность жизни. Тем, кто окажется в Вероне, город предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри.
В том же праздничном, радующем глаз стиле исполнено большинство других произведений этого времени, нередко небольшого формата, как, например, серия мифологических композиций из Музея изящных искусств в Бостоне, которые, по-видимому, можно отождествить с серией «шпалер», предназначенных для украшения мебели. В 1580-х гг. Естественно, что в подобном культурно-религиозном климате не менее важным был культ Марии.
1548. В результате образ обретает особое патетическое звучание, помогающее с наибольшей глубиной донести до сердец верующих заключенное в этой сцене «послание»: путь к спасению души лежит только через Церковь и Причастие.
Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), также являет собой настоящий триумф блистательного колоризма Веронезе. Еще в XVII веке Марко Боскини первым сумел оценить исключительное цветовое богатство полотна, посвятив ему несколько выразительных поэтических строк: «Это означает, что художник, стремясь достичь таких эффектов, / смешал золото, жемчуг и рубины, / и изумруды и самые прекрасные сапфиры, / и алмазы, чистейшие и безупречные». По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564), Пармиджанино (1503–1540), Корреджо (1489–1534).
Светский жизнерадостный характер носит картина «Пир в доме Левия» (1573), где религиозный сюжет служит лишь поводом для воссоздания красочной сцены жизни патрицианской Венеции. Полная достоинства фигура отчетливо выступает на темном фоне. Неудивительно, что в мальчике проснулись художественные таланты. Возможно, башни служат опорой для антаблемента здания. В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок.
Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е. Большое количество работ о различных аспектах творчества Паоло принадлежит перу фон Хадельна (Hadeln, 19101911 1913 1915 1926). Абсолютно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея. Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция.
— период расцвета творчества Веронезе. Часть снятых росписей он оставил в своем владении, отдельные фрагменты подарил друзьям, остальное было продано антиквару Вендрамини из рук которого произведения попали на художественный рынок Англии. К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны).
Меньший по размерам, более вытянутый по формату, этот холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины). По возвращении домой, находясь под глубоким впечатлением от римских образцов искусства, особенно Микеланджело и Рафаэля, Веронезе создал сложные аллегорические фрески, ставшие украшением виллы Барбаро ди Мазер и по праву считающиеся шедевром. К этому периоду относится создание монументальных холстов с изображением пиршеств. Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания.
Среди пирующих, наряду с портретами европейских правителей, Веронезе изобразил в облике музыкантов крупнейших венецианских живописцев – Тициана, Тинторетто и самого себя. Фоном для фигур служат архитектурные задники, которые, словно части единого величественного здания, придают живописному ансамблю удивительное пространственное единство. в творчестве Веронезе появляются новые черты.
Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества. Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, ныне разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу). Кресты для Христа и разбойников размещены в левой части композиции.
Большей интимностью образов, включением в композицию пейзажных и жанровых мотивов отличаются выполненные Веронезе фрески в загородных венецианских виллах (Барбаро, около 11 и др. ). Для Венеции подобная ситуация была, впрочем, типичной – теория здесь никогда не поспевала за художественной практикой. В своих изображениях евангельских сцен с участием в них Христа (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в венецианских же костюмах современники художника. Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии.
Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столько навеяны архитектурой Санмикеле, сколько являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей труд о театральной сценографии (часть его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, безусловно, знал.
И в 1553 году Веронезе приступает к росписи сводов. В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся ныне в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини). К примеру, можно назвать, хранящееся у одного из частных коллекционеров Нью-Йорка «Обручение Святой Екатерины», экспонат веронского музея Кастельвеккьо – написанный в 1548 году алтарный образ «Пала Бевилъаква-Ладзизе», картина «Крещение», созданная для украшения одной из веронских капелл в 1548-1549 годах.
Колорит был ими возведен в статус одного из важнейших средств художественной выразительности. Однако изящный образ женщины-искусительницы изображенной в картине у левого края, все еще полон воспоминаний о маньеристическом искусстве Эмилии. Это не живопись, это магия, которая завораживает. Великий итальянский художник умер в Венеции 19 апреля 1588 года. Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции.
Таким образом, Паоло по сути дела изменил лишь название холста, превратив Тайную вечерю в Пир в доме Левия. Был похоронен в церкви Святого Себастьяна. Пейзажи в его картинах играют свою, специально отведенную им для этого роль.
На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника. В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами. Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года. Венеция, Галерея Академии), цикл картин Куччина (1571. " (с. С этой точки зрения работы, подобные статье Ингерсолл-Смус (Ingersoll-Smouse, 1927), посвященной произведениям Паоло Веронезе, находящимся во Франции, превосходят по своему значению обзорные монографии Фрая (Fry, 1903) и Осмонда (Osmond, 1927).
Именно там он получил свое прозвище Веронезе (что означает веронец, житель Вероны), которое впоследствии принесло ему мировую славу среди потомков. Начало семидесятых годов ознаменовалось возвращением Веронезе к изображениям Пиров. Все эти картины — произведения высочайшего художественного качества. Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, — семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града — предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке.
Даже в его религиозных сюжетах отсутствуют следы религиозности. Каждую комнату украшали иллюзорные ниши и колонны, которые и предстояло оформить Веронезе. К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано. За десятилетие (1560-70) Веронезе также была сделана серия аллегорических произведений, большинство из которых, вероятно, являются заказом императорских семей Вены и Праги. 5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры. Лк.
Иллюзию глубины (которая начисто отсутствует у соседних с произведениями Веронезе, а соседствуют картины двух, не менее известных художников своего времени) и необычайную легкость художник создает умелым использованием световых бликов на поверхности картины.
веронский), проживающий в Венеции». В поздних работах Веронезе, отмеченных чертами кризиса ренессансного мировоззрения, появляются настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии (Похищение Европы, 1580, Дворец дожей, Венеция Оплакивание Христа, между 1576 и 1582, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Такое знакомство, несомненно, оказывает значительное влияние на его дальнейшее творчество. Пример гораздо более глубокого замысла дает дрезденский «Брак в Кане». Сюжет алтарной композиции – Мадонна во славе со Святыми Екатериной, Елизаветой, Себастьяном, Петром и Франциском, лицу которого, возможно, были приданы черты заказчика церковной декорации, брата Бернардо Торлиони. Впоследствии, картина была преподнесена Людовику XIV, королю Франции и нынче находится в Версале.
С 1553-54гг. Именно там талантливый юноша черпал вдохновение. Главным полотном является «Мадонна семьи Куччина» – отличный групповой портрет с религиозной тематикой. Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний сад на северную сторону (Грот).
В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами. Он выполнил декоративные панно и плафоны в технике масляной живописи на холсте. В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и поведении некоторых персонажей картины – солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, – в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции. Он является Богом искусства и цвета. Также в постримский период вплоть до 1566 года Веронезе написал огромное количество полотен по мотивам сюжетов Нового завета.
Люди смогут обрести спасение, лишь поборов человеческие слабости посредством медитации и сурового умерщвления плоти. Среди них блистательное "Обручение Святой Екатерины" из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ "Пала Бевилъаква-Ладзизе", созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция "Крещение" (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же "Оплакивание", заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное "Положение во гроб" из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце. Сюжет алтарной композиции — Мадонна во славе со Святыми Екатериной, Елизаветой, Себастьяном, Петром и Франциском, лицу которого, возможно, были приданы черты заказчика церковной декорации, брата Бернардо Торлиони.
" (Boschini, 1660) не только в элегантной стихотворной форме дал красочное и эмоциональное восприятие манеры Веронезе, но в "Кратком наставлении. Менна, около 1561 года), многочисленные изображения мадонны, где традиционный мотив мастер воплощает во множестве смелых и оригинальных композиционных вариаций (Мадонна с младенцем и святыми, около 1562 года).
Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь. Свидетель на его венчании в церкви Св. На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками.
В том же году художник украшает своим творчеством интерьер библиотеки Сан-Марко. Получившаяся в результате работа способствовала признанию живописца. Веронезе был любителем музыки.
Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры». В центре располагаются Мария и Христос, обозначенные нимбами. Измена 15-1570Презрение 15-1570Почтение 15-1570Обручение 15-1570Похищение Европы 1578 Веронезе писал также станковые многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий, приемов (Брак в Кане, 13, Лувр, Париж Поклонение волхвов, около 1571, Картинная галерея, Дрезден Пир в доме Левия, 1573, Галерея Академии, Венеция), монументальные по композиции алтарные образы (Обручение святой Екатерины, около 1575, Галерея Академии, Венеция).
Самое знаменитое из этих произведений – Брак в Кане Галилейской (1562-63) для Сан-Джорджо Маджоре (ныне Музей Лувр, Париж). Последняя героиня — персонаж исторический, не имеющий отношения к текстам Священного Писания, тем не менее поучительная истории Лукреции, героически пожертвовавшей жизнью, предпочтя смерть бесчестию, также использовалась церковью в качестве exemplum (образца) высочайшей моральной стойкости. Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях. Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместе со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики. На картине изображен единственный герой сцены Святой Иероним.
Веронезе вызвали к инквизиторам, которые были возмущены изображением Тайной Вечери. Инквизицию особенно возмущало внедрение в полотно солдат швейцарской гвардии (которые были протестантами) и изображением одного из учеников Христа ковыряющимся в зубах вилкой. Антонова. – Здесь его образная и композиционная фантазия неисчерпаема. Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора.
На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка. Вероятно, к этому времени была закончена его декорация иконографическую программу которой с прославлением военных и политических достоинств Светлейшей разработал Джероламо Барди, монах из ордена камальдулов (ордена, основанного Святым Ромуальдом в Камальдоли, близ Ареццо).
Тем не менее в трактовке цвета, еще более оживленного световыми бликами на складках одеяний, в маньеристических изгибах фигур Паоло остается верен своему собственному, уже сложившемуся стилю. Конечно, самым верным среди них был его младший брат Бенедетто (1538-1598). " (Breve Istruzione. ) постарался показать, в чем состояло отличие Веронезе от Тициана и Тинторетто, чему должны учиться у него следующие поколения венецианских живописцев.
Заказ цикла панно – сам по себе необычный факт. Картина должна была отражать всю важность сюжета изображенного на ней.
Его языком были краски. Искушение святого Антония 1553, Музей изящных искусств, КаннУмерщвление святого Георгия, 14 Монастырь Сан Джорджо, Верона Красавица Нани (Венецианка) 10-е, Музей Лувр, ПарижПортрет Даниеле Барбаро, 19 Палаццо Питти, Флоренция Марс и Венера, 1570-е Метрополитен-музей, Нью-ЙоркМарс и Нептун, 1575 Палаццо Дукале, Венеция В этом цикле непринужденно чередуются полные пенящегося «танцующего веселья» композиции на мифологические темы — плафон «Олимп» и другие — с остроумно неожиданными выхваченными из жизни мотивами: например изображение двери, через которую входит в зал красивый юноша, снявший шляпу в поклоне, как бы обращенном к хозяевам дома. Художник не ставит перед собой задачу изображать события реалистично.
Среди них — племянник Альвизе дель Фри-зо (1544-1609) и сыновья Габриеле (1568-1631) и Карлетто (1570-1596). «Конкурс» знаменитостей, а лучшему из них должны были присудить золотую медаль. " и позже в "Venezia citt nobilissima е singolare" (Sansovino-Martinioni, 1663) упоминает работы Паоло в Библиотеке Св. Марка и в Совете Десяти.
Примечательно, что главным для Боскини оказался не колорит (на котором сосредоточили свое внимание последующие поколения критиков), но invenzione изобретательность в композиции. В результате, стороны пришли к компромиссу – монахи согласились снять свое обвинение в том случае, если художник переделает сюжет и название своей картины, убрав из нее все религиозные мотивы. Понкино приглашает Паоло принять участие в этом проекте. Замечательной по изысканности цветовой гаммы композиции Смерть Прокриды из частной английской коллекции соответствует очень красивый маленький холст с изображением Венеры и Адониса, хранящийся в муниципальном художественном собрании Аугусты. Именно 60-е годы XVI века стали периодом расцвета творчества Паоло Кальяри Веронезе.
В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана. Марс и Венера, соединенные любовью, является одной из самых великолепных в серии. Она храниться в Музее Кастельвеккио в Вероне. Правую часть картины целиком занимает пейзаж с лесным массивом и городскими башнями в глубине.
В результате к настоящему времени известно о судьбе лишь пятнадцати фрагментов некогда обширной декорации. В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе исполнил одиннадцать холстов. Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне.
Для трапезной монастыря Святого Назария Веронезе пишет полотно Ужин в доме Симеоне, размеры его не грандиозны, всего 3 метра на 4, 5 м, это для гигантских «Тайных вечерь» Веронезе практически интимная и домашняя живопись. Паоло Вероне представляет заказчику картину «Искушение святого Антония» и одерживает победу в конкурсе, наградой за которую стала поездка в Венецию за счет кардинала. Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида. В круге диаметром 2м 30см мы видим Аллегорию Музыки.
Однако полотно Пир в Доме Левия (1573) попало под пристальное внимание инквизиции. Картина с названием «Брак в Кане», которая сейчас находится в Лувре, представляла Трапезу Господню как грандиозный пир под открытым небом, с балюстрадами и портиками по краям и огромным столом, переполненным гостями.
5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры. Исчезает обилие фигур, настроение становится сдержанно грустным. Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера — Триумф Венеции, плафон зала Большого Совета Дворца дожей (1580-1585).
После 1570 года Веронезе возвращается к теме Пиров, написав одну за другой серию холстов, которую открывает Пир в доме Симона фарисея, предназначенный для монастыря Сан Себастьяно (около 1570) и в настоящее время хранящийся в Пинакотеке Брера в Милане. собакой. Портретный жанр с самого начала играл важную роль в творчестве Паоло.
Но они не слишком достоверны. Мифологические и аллегорические персонажи соседствуют с нарядными венецианцами.
В этом живописном цикле художник использует опыт, обретенный в процессе работы над сводами Залов Совета Десяти: иллюзионистически «раздвигая» тесное пространство ризницы, он сообщает ясную «читаемость» заключенным в богато украшенные резные рамы, образующим декоративный каркас свода композициям. В 1551 Паоло Кальяри переселился в Венецию, где и получил прозвище «Веронезе».
Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее. – именно из его уст впервые прозвучит суждение о Веронезе исключительно как о декораторе (Reynolds, ed. 1975).
Хотя оболочка, по сути, была взята из церковных сюжетов: Брак в Кане Галилейской, Пир в доме Левия (Тайная вечеря) и т. д. Последняя из картин, к слову, вызвала протест со стороны католической церкви и требование заменить собаку на изображение Марии Магдалины. Во всяком случае, концепция пространства, света и колорита, воплощенная Веронезе в росписях виллы, свидетельствует о самом тесном родстве, духовном и художественном, живописи веронского мастера и архитектурного образа Палладио родстве настолько близком, что позволяет предположить если не прямое сотрудничество двух художников в работе над декорацией виллы, то по меньшей мере согласованную режиссуру этой великолепной «постановки». Эта идея недвусмысленно выражена в позе, жесте святого и получает дальнейшее развитие благодаря более углубленному «прочтению» иконографического содержания. В 1819 году была снесена и сама вилла. В 1551 году он пишет картину для алтаря капеллы Джустиниани в церкви Сан Франческо делла Винья, свой вступительный экзамен в городе на лагуне.
Уже в январе 1575 года Паоло получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо (Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца. В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся ныне в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини). Сыновья работали в боттеге отца и после его смерти «наследники Паоло», так подписывала боттега-мастерская свои произведения, работала, продолжая традиции великого Веронезе. В 1560 году Веронезе в составе дипломатического посольства посетил Рим. Смысл этого мотива — утверждение идеи об очищении человечества через кровь Спасителя идеи в равной мере дорогой сердцам и теоретиков католической реформы и деятелей Тридентского Собора.
Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом. Тогда же Паоло представил монахам проект корпуса для церковного органа. Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце.
Возглавлял «комиссию» несравненный Тициан и единодушным голосованием медаль присудили Веронезе. В одном из этих полотен с изображением Семьи Куччина перед Мадонной сами представители семейного клана становятся участниками своеобразного костюмированного представления, «разыгранного» в Венеции, как о том свидетельствует изображенный на фоне справа дворец Куччина на Большом Канале, для которого и были заказаны четыре монументальных полотна. Это оригинальное сооружение Андреа Палладио было выполнено в виде латинского креста (главный зал), вокруг которого расположены меньшие помещения.
После смерти Веронезе эти художники продолжили деятельность мастерской, нередко подписывая картины своеобразным «коллективным» именем Haeredes Pauli (наследники Паоло). Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть. Эти тезисы позже абсолютизирует Рейнольде в 4-й лекции 1771г. В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна.
Фрески Веронезе идеально вторят размеренной игре пространственных и световых ритмов, которые характеризуют изысканнейшие интерьеры Пал-лад ио. Сходные по содержанию идеи — предостережения и побуждения к благочестивой жизни — несут в себе многие другие картины Веронезе этого времени, к примеру, Юноша между Грехом и Добродетелью из мадридского музея Прадо, Притча о добром самаритянине из Картинной галереи в Дрездене. Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания. Плафоны прославили Паоло Веронезе. С названиями картин многие любители живописи ассоциативно вспоминают удивительно яркие картины из жизни ренессансного общества.
Во многих масштабных произведениях Веронезе переносил события священной истории в обстановку современной Венеции: Пир у Симона Фарисея (1570, Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1573, Венеция, Галерея Академии) и др. Они дали ему первое художественное образование. После его смерти, сыновья живописца основал сообщество «Последователи Веронезе», пытаясь продавать свои картины под этим «брендом». Праздничные искрящиеся радостью краски и сияющая игра света и цвета отличают и алтарные образы, созданные Веронезе в этот период.
И, конечно, «Положение во гроб», ныне находящаяся в частной французской коллекции, а ранее украшавшее церковь Корпус Домини в Виченце. Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите. Художник пошел на компромисс и дал картине второе имя – «Пир в доме Левия», удалив с полотна Магдалину.