Даже в первых работах молодого живописца трудно обнаружить заметные следы влияния учителя.
Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой. К числу самых эффектных и праздничных композиций такого рода относится «Семейство Дария перед Александром Македонским» (ок. 1475, Венеция, Галерея Академии).
По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564), Пармиджанино (1503–1540), Корреджо (1489–1534). Таков печальный итог экспериментов с техникой снятия фресок со стены, осуществленной самим Бальди. Венеция в то время была единственным городом в Италии, где не сжигали на кострах «еретические» сочинения и самих еретиков. Новаторство росписи бросалось в глаза. Именно там талантливый юноша черпал вдохновение.
Веронезе вызвали к инквизиторам, которые были возмущены изображением Тайной Вечери. Уже в январе 1575 года Паоло получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо (Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца. Создатели выставки «Венеция Ренессанса.
Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции. В частности, в венецианском Дворце дожей ниши распределились так: Тинторетто со своими учениками создал самую большую картину в мире – «Воскресение праведников или Рай» площадью 7 на 22 метров в зале Большого совета (этот зал считается самым большим в мире помещением без колонн и опор). На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка.
Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов. СПб, Эрмитаж). В трапезной монастыря работа висела 235 лет, пока не была вывезена Наполеоном в качестве военного трофея в Париж, где теперь занимает стену Лувра.
В первой из комнат, получившей название Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – жирный кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает обман, тогда как на антаблементе, помимо различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой. Размеры полотна – 5, 5 метра высоты и около 13 метров ширины. По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483-1520), Микеланджело (1475-1564), Пармиджанино (1503-1540), Корреджо (1489-1534). Значительным заказом для Веронезе была роспись в церкви Сан Себастьяно (1555-1556) на библейские сюжеты истории Эсфири. Когда Веронезе приехал в конце 1553 года в Венецию, проработав пять лет в провинции в соприкосновении с культурой, которая по сравнению с достижениями Венеции начала XVI века выглядела отсталой, его манера могла быть воспринята как необычная, а то и чуждая. Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана.
Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместе со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики. Над триумфальной аркой, ведущей на клирос, Паоло изобразил Ангела, несущего благую весть и Мадонну Аннунциату.
Позднее Возрождение – очень важное понятие для Венеции. В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и поведении некоторых персонажей картины – солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, – в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции. веронский), проживающий в Венеции». Портретный жанр с самого начала играл важную роль в творчестве Паоло. Кроме религиозных картин и росписи церквей, Паоло Вернезе был известен как художник мифологических и светских сцен, а также как портретист.
Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1673. Но в таких городах, как Рим и Флоренция, эпоха Возрождения закончилась после разграбления Рима в 1527 году (или, отмечает Виктория Маркова, после смерти Рафаэля в 1520-м). Эти заказы принесли ему известность.
Художник с большим вниманием отнесся к тому, чтобы показать, сколь роскошны их одежды, особенно Валтасара, преклонившего колени перед Марией. Абсолютно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея. Веронезе написал несколько полотен с библейскими пирами. С одной стороны, там можно было встретить мастеров, которые продолжали работать в традициях художественной культуры позднего XV столетия, развивая ту ее линию, что вела от Мантеньи к семье Беллини и Джорджоне.
Они дали ему первое художественное образование. Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии. Саломея с волосами рыжеватого оттенка (который теперь так и называют – «тициановский цвет») – это, пожалуй, один из наиболее узнаваемых признаков не только этого художника, но и эпохи Возрождения в целом.
В 1557 г. Веронезе побеждает в конкурсе на проект оформления библиотеки Сан Марко. Веронезе на полотне изобразил около 130 персон, многие из которых идентифицированы. Чрезмерная жизнерадостность картины привлекла внимание святейшей инквизиции. Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны. Они расписали фресками Лоджию, главный Салон и два зала виллы.
Картины смогли воссоединиться лишь после Первой мировой войны в Галерее Эстенсе в Модене. Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, ныне разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу). В центре располагаются Мария и Христос, обозначенные нимбами.
Возможно, башни служат опорой для антаблемента здания. до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз.
Персианова). Главным средством выражения у венецианских художников был цвет. В круге диаметром 2м 30см мы видим Аллегорию Музыки. Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания. Картина с названием «Брак в Кане», которая сейчас находится в Лувре, представляла Трапезу Господню как грандиозный пир под открытым небом, с балюстрадами и портиками по краям и огромным столом, переполненным гостями. Кажется, что эти великолепные женские фигуры, одетые в шелка и парчу, сияющие в переливах прозрачных красочных аккордов, словно раздвигают границы тесного пространства, заключенного внутри богатых, обрамляющих холсты позолоченных рам. «Рай» Тинторетто – это религиозная живопись, он и вне Дворца дожей чаще всего оформлял именно церкви.
Серию Пиров Веронезе завершает его лучшая композиция на эту тему — грандиозный «Пир в доме Левия» (1573, Венеция, Галерея Академии). Нижний ярус картины – площадь перед зданием, возможно, дворцовым, фрагмент которого мы видим на плафоне. Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е. Он выполнил плафоны и декоративные панно в технике масляной живописи на холсте. Корпус был изготовлен 1558 году и спустя два года украшен различными живописными панелями.
Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. Картины Антонио Бадиле, у которого он учился, не стали серьезной школой. Дл его картин характерна мягкая атмосфера, великолепная красочная гамма и декоративная пышность. Колоссальные арки делят всю композицию на три разные по своему значению сакральные зоны.
Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома». В этой композиции с изображением Святого семейства с маленьким Иоанном Крестителем, Святыми Антонием аббатом и Екатериной молодой художник обнаруживает знакомство с реалиями венецианской художественной жизни используя цитаты из алтаря Пезаро в церкви деи Фрари, написанного несколько лет тому назад Тицианом. Последняя работа Веронезе — огромный овальный плафон «Триумф Венеции» (1585, Венеция, Дворец Дожей), написанный помощниками мастера по его эскизам, несмотря на то, что некоторые его мотивы вторичны, выгодно выделяется на фоне живописной декорации этого зала, созданной после пожара 1577 года в спешке и преимущественно второстепенными мастерами.
Уже отмечалось, что фрески виллы Барбаро представляют собой одно из самых выдающихся достижений в творчестве Паоло Веронезе.
Действие происходит на опушке темного леса и льющиеся сверху лучи создают драматическую игру светотени на фигурах изображенных в нижней части полотна. В центре присутствовала лишь Магдалена, но по настоянию инквизиторов ее заменили. — период расцвета творчества Веронезе.
Большая часть снятых фресок попала в Англию в начале XIX века, но там потерялась. Творчество Леонардо и Рафаэля целиком граничит с Высоким Возрождением и даже сами их имена стали олицетворением той эпохи. Тем не менее в трактовке цвета, еще более оживленного световыми бликами на складках одеяний, в маньеристических изгибах фигур Паоло остается верен своему собственному, уже сложившемуся стилю. Заказ на это последнее полотно, в настоящее время хранящееся в Галерее Академии в Венеции, был получен Веронезе от настоятеля монастыря по имени Андреа деБуони (или Буоно). в творчестве Веронезе появляются новые черты.
Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке. «Зато в Венеции мы пользуемся термином «позднее Возрождение», когда искусство того же Тициана с 1550-х годов окрашивается драматическими тонами. Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника. Паоло решительно меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий.
Декоративная эффектность, нарядная праздничность сменяются сдержанностью, простотой. Ясный, насыщенный светом колорит приобретает драгоценное сияние благодаря использованию переливающихся оттенков. Вполне естественно, что в такой атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования более строгих и чинных изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) еще в декабре 1563 года. Плотское и чувственное в искусстве Паоло Веронезе есть особая ценность жизни.
Пример гораздо более глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане. В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана. Самое известное из них, безусловно «Брак в Кане» («Le nozze di Cana»), выполненное художником для архитектурного комплекса Сан-Джорджо Маджоре в 1562-1563 годах. собакой.
Грандиозные идеи Веронезе, конечно, требуют огромного труда и многочисленных помощников. После смерти родные художника выполнили его волю. О картине «Мадонна семейства Куччина» говорит Персианова: «С присущим ему композиционным мастерством, легко и свободно размещает Веронезе фигуры на плоскости холста. Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть.
Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний сад на северную сторону (Грот). Создание Веронезе картины «Похищение Европы» пришлось на завершающий этап творчества художника. Один, предназначенный для церкви Сан Сильвестро в Венеции, в 1885 году был приобретен Лондонской Национальной галереей другой и по сей день находится в церкви Санта Корона в Виченце, для которой он был заказан. В 1550-е годы роль церкви значительно возросла, что соответствовало идейным установкам Тридентского собора (1546—1563), призвавшего укрепить католическую церковь в ее борьбе с «лютеранской ересью». По началу картина называлась «Тайная Вечеря», но ярко выраженный гедонизм и множество нестандартных персонажей привели к тому, что художник оказался под судом инквизиции.
– Например, Веронезе работал для аристократических кругов Венеции. Работа Антонио Бадиле (1516 – 1560) Мадонна во славе со Святыми Иоаном Крестителем, Антонием Аббатом, Бенедиктом и Власием до сих пор украшсет второй алтрь слева в церкви Святых Назария и Келсия в Вероне и паж справа – Паоло Кальяри, ученик Бадиле. Он как бы располагается в самом нижнем ярусе среди всех персонажей.
В своих изображениях евангельских сцен с участием в них Христа (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в венецианских же костюмах современники художника. 5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры. Это оригинальное сооружение Андреа Палладио было выполнено в виде латинского креста (главный зал), вокруг которого расположены меньшие помещения.
Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце. Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены. Паоло был младшим из пяти детей.
Менна, около 1561 года), многочисленные изображения мадонны, где традиционный мотив мастер воплощает во множестве смелых и оригинальных композиционных вариаций (Мадонна с младенцем и святыми, около 1562 года). Створки были закончены и установлены в 1560 году. И не только. Наконец, в колорите картины, поразительном по своему богатству и тонкости, в большей мере, чем прежде, ощутим драгоценный объединяющий тон. Веронезе чувствовал себя с ними на равных.
Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите. Они дали ему первое художественное образование. Лишь в некоторых из его женских портретов заметны следы более глубокого проникновения в психологию. Чтобы посетить выставку не для галочки, а вдумчиво насладиться редкой возможностью увидеть работы венецианских живописцев, «Лента. ру» и куратор Виктория Маркова объясняют, что дали искусству Тициан, Тинторетто и Веронезе и чем они отличаются от других мастеров Возрождения – и друг от друга. Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее.
Другая знаменитая история связана с картиной «Пир в доме Левия», над которой художник трудился с 1567 по 1573 год по заказу доминиканского монастыря Сан-Джованни э Паоло.
Около 1560 года Веронезе получил новый масштабный заказ. Но они не слишком достоверны. Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: Robur imperii (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, Nunquam derelicta (Без пренебрежения) и Reipublicae fundamentum (Основа республики) над и под изображениями Веры и Религии, а также Custodes libertatis (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира. В равной мере этот поворот можно рассматривать и как следствие искреннего эмоционального отклика Веронезе на новый религиозный климат и как проявление многообразия таланта художника, способного гибко менять живописный синтаксис в соответствии с пожеланиями заказчиков. «В Венеции действительно искусство Возрождения начинается позднее.
Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь. Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), также являет собой настоящий триумф блистательного колоризма Веронезе. Его языком были краски.
Сопоставим, например, живописную трактовку мускулистого тела демона или мощной фигуры самого Святого Антония с так называемым Белъведерским торсом, знаменитой греческой скульптурой, ставшей прообразом многих пластических мотивов Микеланджело. Драматическая встреча великого полководца с молящей о пощаде семьей побежденного им персидского царя превращается в полотне Веронезе в «величественный театр» с великолепными архитектурными декорациями, сиянием воинских доспехов, облеченными в парчу и мантии из горностая актерами. Неудивительно, что в мальчике проснулись художественные таланты.
Лоджия превращает сцену трапезы Христа с учениками в некий «величественный театр» (как назвал одну из Трапез Веронезе венецианский историк XVII века Ридольфи), придавая ей облик праздничной многолюдной сцены, хотя за столом сидят всего двенадцать апостолов впечатление многолюдья создают суетящиеся за их спинами слуги. В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе исполнил одиннадцать холстов. Со смертью Тициана (1576), Веронезе (1588) и Тинторетто (1594) завершилась великая эпоха венецианского Возрождения. Самому Веронезе принадлежит авторство трех главных сцен цикла: Отречение царицы Васти, Эсфирь, коронуемая Ассуром и Триумф Мардохея. С семьей Куччина (Коччина) Веронезе связывали довольно тесные отношения и все же факт заказа целого цикла больших панно необычен.
«Конкурс» знаменитостей, а лучшему из них должны были присудить золотую медаль. Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет широкий салон-вестибюль, проходящий через все здание (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры).
Изумляющие своей ликующей красочностью, светлые по настроению полотна (Обручение св. 1565—1570, Лондон, Национальная галерея). Сохранился документ о допросе художника, в котором его обвиняли в том, что в евангельской сцене он изобразил «шутов, пьяных немцев, карликов и прочие глупости». В данной связи упомянем также картину Мученичество Святой Юстины, украсившую в октябре 1574 года один из алтарей падуанской базилики, посвященной этой святой.
Веронезе оформил потолок в том же зале, создав овальный «Триумф Венеции». Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника. Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столько навеяны архитектурой Санмикеле, сколько являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей труд о театральной сценографии (часть его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, безусловно, знал. Первое полотно относится к числу наиболее эффектных композиций и изображает встречу великого полководца с семьей побежденного персидского царя. Если говорить о палитре Веронезе, то жизнеутверждающий колорит – это то, что выделяет художника на фоне уравновешенного Тициана или Тинторетто, который уходит в коричневый или бежевато-желтый (тут показательны «Крещение Христа» и алтарная «Тайная вечеря», на которой, в отличие от этого сюжета у Леонардо да Винчи, апостолы сидят по обе стороны стола). Полная достоинства и величия Дзуана Куччина является не только композиционным, но и образным центром композиции, в торжественность которой вносят живую ноту, особую теплоту и естественность полные непринужденности дети.
Уроки Антонио Бадиле, художника, безусловно, способного, однако связанного с традиционными изобразительными принципами, не оказали на Паоло сколько-нибудь существенного воздействия. Тонко продумана и эффектна роспись огромного крестообразного зала, выполняющего роль колоссального величественного вестибюля и своеобразного моста, соединяющего реальность с миром семьи Барбаро.
В молодости, художник всегда ощущает чье-то влияние, но затем оно отходит на задний план, уступая место собственной манере. Уже к двадцати годам Веронезе начал самостоятельную работу. Его произведения, относящиеся к началу 60-х годов, особенно многочисленны и составляют одну из вершин венецианского портрета XVI века. Тогда он впервые был приглашён для росписи церкви Святого Себастиана, где и по сей день можно увидеть множество из его шедевров.
Именно вот таким образом его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности. В произведениях мастера не было религиозного смысла.
За ним последовали картина на тот же сюжет для трапезной монастыря Санта Мария деи Серви, подаренная в 1664 году правительством Венецианской республики французскому королю Людовику XIV и сейчас украшающая один из залов Версаля композиция Пир в доме Григория Великого, заказанная для монастыря Монте Берико близ Виченцы (1572) и, наконец, Тайная вечеря для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, которая должна была занять место погибшей во время пожара 1571 года картины Тициана на тот же сюжет, созданной великим венецианским живописцем несколькими годами ранее. Вспыхнувший ночью 20 декабря 1577 года, он уничтожил не только несколько второстепенных дворцовых покоев, но и Зал Большого совета вместе с Залом Скрутино (голосования). Напротив, последний выполненный им большой цикл плафонов в зале Колледжо Дворца Дожей (1575) очень эффектен и праздничен, но в нем есть не свойственная более ранним работам Веронезе монументальная холодность и иллюстративность. Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды.
Этот шедевр свидетельствует о том, что уже с самых первых шагов Паоло достигает исключительного технического мастерства. Роль созданной Веронезе картины с названиями «Тайная Вечеря» или «Пир в доме Левия» весьма значима – она завершает цикл. Полная достоинства фигура отчетливо выступает на темном фоне.
Светский жизнерадостный характер носит картина «Пир в доме Левия» (1573), где религиозный сюжет служит лишь поводом для воссоздания красочной сцены жизни патрицианской Венеции. Кроме Пиров он пишет серию панно, украсивших залы венецианских дворцов.
В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Брак в Кане Галилейской и Христос в Еммаусе) Калиари своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. Плафоны прославили Паоло Веронезе. Об учебе художника известно больше. Перед Мадонной, окруженной святыми, склоняется отделенная от Богоматери двумя колоннами из цветного мрамора многочисленная венецианская семья, сопровождаемая тремя прекрасными женщинами — Верой, Надеждой, Милосердием. Главным полотном является «Мадонна семьи Куччина» – отличный групповой портрет с религиозной тематикой.
В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок. Прозвище «Веронезе» («веронец») художник Паоло Кальяри получил в Венеции, куда в 1551 году переселился из Вероны, входившей в состав Венецианской республики. Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, – семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града – предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке. Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному.
В 1551 Паоло Кальяри переселился в Венецию, где и получил прозвище «Веронезе». Первый у Веронезе яркий пример картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, среди которых можно видеть Христа и апостолов, множество воображаемых и реальных портретов (включая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), целый сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры. В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна. Осталось только литография с изображением утерянных в Англии фресок Веронезе.
Тема торжества «истинной веры» стала основой предложенной Веронезе заказчиками программы. На заднем плане толпится их многочисленная свита. Тем, кто окажется в Вероне, город предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри.
1550-х). К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто. Картины Веронезе наполнены жизнерадостностью, весельем. В первой половине 1560-х гг.
Веронезе вернулся также в церковь Святого Назария, где работал с учителем Антонио Бадиле, когда был ещё подмастерьем в его боттеге и где осталось его изображение на картине Бадиле. Благодаря им расцвет искусства продлился здесь до 70-х годов XVI века. В 1819 году была снесена и сама вилла. Наряду с женскими образами в этот период художник пишет многочисленные мужские портреты.
В результате к настоящему времени известно о судьбе лишь пятнадцати фрагментов некогда обширной декорации. Стены этих залов занимают красивые пейзажи с виллами и величественными классическими руинами, которые, без всякого сомнения, станут настоящей школой для одного из лучших пейзажистов XVIII века Марко Риччи.
Колонны пестрого мрамора делят полотно на две неравные части. Антонова. – Здесь его образная и композиционная фантазия неисчерпаема.
Исчезает обилие фигур, настроение становится сдержанно грустным. Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера — Триумф Венеции, плафон зала Большого Совета Дворца дожей (1580-1585). Не меньшую опасность представляла для Венеции и турецкая угроза, которую не смогла заслонить даже победа при Лепанто. Мифологические и аллегорические персонажи соседствуют с нарядными венецианцами. Тициан (1488 – 1576) был учеником Джованни Беллини, дружил с Джорджоне, а учеником Тициана, как полагают, был Тинторетто (1518 – 1594), который следовал девизу «Рисунок – как у Микеланджело, колорит – как у Тициана».
Ей посвящено и Коронование Марии в сакристии (одним из символов Марии была церковь) и три огромных плафона центрального нефа, темой которых стала история Эсфири и ее родственника Мардохея, спасших иудейский народ от полного уничтожения. Пейзаж в картинах последнего десятилетия жизни Веронезе приобретает важнейшую роль. Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция.
Цецилии – веронский художник и друг Паоло Фаринати. С названиями «Семейство Дария перед Александром Македонским» или «Цикл семьи Куччина» тоже обязательно стоит ознакомиться каждому ценителю итальянского искусства. Художник не ограничивался копированием, а вносил собственное видение, часто «исправляя и украшая» то, что рисовал. Сыновья работали в боттеге отца и после его смерти «наследники Паоло», так подписывала боттега-мастерская свои произведения, работала, продолжая традиции великого Веронезе.
Для трапезной монастыря Святого Назария Веронезе пишет полотно Ужин в доме Симеоне, размеры его не грандиозны, всего 3 метра на 4, 5 м, это для гигантских «Тайных вечерь» Веронезе практически интимная и домашняя живопись. Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне. Старший среди них Санмичели, затем шли Сансовино и Палладио гениальная троица, под стать четверке живописцев. В 1573 году на допросе по обвинению в ереси Веронезе пришлось объясняться, что «германцев, пьяниц, шутов и прочих карликов» он изобразил вовсе не потому, что верит в их присутствие на тайной вечере Господа, а по причине того, что на картине оставалось много свободного места.
Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. Это был рисующий художник, вот таким образом он стоял особняком от великих венецианских колористов. Но в особенности это касается, конечно, Тинторетто.
Вероятно, к этому времени была закончена его декорация иконографическую программу которой с прославлением военных и политических достоинств Светлейшей разработал Джероламо Барди, монах из ордена камальдулов (ордена, основанного Святым Ромуальдом в Камальдоли, близ Ареццо). Она храниться в Музее Кастельвеккио в Вероне. Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии.
Центральное место в цикле занимает «Мадонна семьи Куччина» (ок. На этой стадии стиль Паоло обнаруживает явную зависимость от утонченных произведений маньеристов Эмилии и фресковых росписей Джулио Романо в палаццо Дель Те в Мантуе.
Хотя оболочка, по сути, была взята из церковных сюжетов: Брак в Кане Галилейской, Пир в доме Левия (Тайная вечеря) и т. д. Последняя из картин, к слову, вызвала протест со стороны католической церкви и требование заменить собаку на изображение Марии Магдалины. Недавние исследования, посвященные Веронезе, показали, какую важную роль сыграли в его становлении годы, проведенные в родном городе. Огромную роспись «Юпитер изгоняет Пороки» впоследствии увезет в Париж Наполеон, а в аллегорической композиции «Старость и Юность» художнику удалось проявить индивидуальность без следов чьего-либо влияния. Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях. Заказ цикла панно – сам по себе необычный факт.
Он продолжил творческий путь отца, сохранив память о нем, как о художнике, завершившем искусство эпохи позднего Возрождения. Эта формула «рисунок Микеланджело, колорит Тициана» отражает суть творчества Тинторетто. Венеция, Галерея Академии), цикл картин Куччина (1571. Среди них – два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году.
Справа и слева фигуры апостолов теряются в многолюдье суетящихся за их спинами слуг, голубизну неба заслоняют колоссальные мраморные дворцы, а две «scale morte» («мертвые, никуда не идущие лестницы»), упирающиеся в балюстраду, заполняют спускающиеся и поднимающиеся по ступеням люди. Эта картина была написана как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции. Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества.
Но не она занимает воображение мастера. Георгия, 1580-е годы)».
Это наиболее содержательные из его полотен. Меньший по размерам, более вытянутый по формату, этот холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины). Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами.
Каждую комнату украшали иллюзорные ниши и колонны, которые и предстояло оформить Веронезе. Художник пошел на компромисс и дал картине второе имя – «Пир в доме Левия», удалив с полотна Магдалину. Обвинение он получил в 1573 году, однако сумел оправдаться и был вынужден впоследствии перерисовать некоторые из своих картин изменив образы главных персонажей, а также исключить некоторые фигуры, которые инквизиция посчитала неуместными.
Художник продумал и прорисовал мельчайшие частички человеческого тела, сумел отразить эмоции и чувства, будоражащие толпу. Как написал Джорджио Вазари в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих «Санмикели любил их как своих детей» и на вилле Соранцо художники проявили «вкус, рисунок и хорошую манеру».
Христос на брачном пиру в поселении Кана превратил воду в вино по просьбе Матери. Работы, посвященные семейству Куччина, тоже достойны внимания. Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины.
К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано. Много занимался росписями вилл на материковой части Венецианской республики. Главным средством выражения у венецианских художников был цвет.
С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды. Получившаяся в результате работа способствовала признанию живописца.
После 1570 года Веронезе возвращается к теме Пиров, написав одну за другой серию холстов, которую открывает Пир в доме Симона фарисея, предназначенный для монастыря Сан Себастьяно (около 1570) и в настоящее время хранящийся в Пинакотеке Брера в Милане. Ему поручили три главных сюжета. В нарочитой асимметрии группы Мадонны с Младенцем и в сложных позах отдельных святых все еще обнаруживаются элементы маньеризма, однако живой и разнообразный, насыщенный светом колорит картины создает гармонию целого, придавая произведению классическое равновесие. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно.
По отношению к работам соперников тондо Паоло демонстрируют врожденную способность мастера чутко улавливать различные импульсы, в том числе – венецианской школы, которую в эти годы представлял гений Тициана.
Создание цикла датируется 1570-ми годами. Паоло Веронезе входит в избранный круг «великих» художников Венеции и получает заслуженное признание, когда ему ещё нет и тридцати лет. Можно лишь предполагать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (радость и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием. Таково прекрасное Нахождение Моисея (1570-е, Мадрид, Прадо).
Это, видимо, определило необычный характер живописного декора виллы: сравнительно невысокие стены украшены иллюзорными колоннами или столь же иллюзорными нишами со «стоящими» в них статуями или «живыми» фигурами и иллюзорными окнами с раскрывающимися в них пейзажными панорамами. Алтарные композиции Веронезе нередко полны праздничного, светского великолепия. Картина Веронезе полна аллегорий. Уже с 1555г.
За ними можно опознать Пьетро Аретино и Андреа Палладио. С 1553-54гг. Все интерьеры перекрыты коробовыми сводами, что значительно уменьшает высоту стен. Куратор видит некий закономерный круговорот в том, как сменяли друг друга течения в итальянском искусстве: «Как раз в тот период, когда в Центральной Италии наблюдался спад, Венеция заявила о себе как очень важный, яркий, крупный, совершенно самобытный центр развития итальянского искусства.
В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в камень Аглавру). И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно так, как мы не умеем до сих пор Я обязан всем Паоло Веронезе». Заказчиком был новый настоятель монастыря, брат Бернардо Торлиони, знакомый Веронезе еще по Вероне, где по желанию братьев ордена Святого Иеронима он написал для их монастыря картину Оплакивание, хранящуюся ныне в Музее Кастельвеккьо. При этом взор невольно обращается к трону: кажется, что он сделан в виде скамьи, напоминающей фрагмент средневековой крепостной городской стены с двумя квадратными зубчатыми башнями по бокам. Здесь же появился пример того, как Веронезе понимал женскую красоту: слегка затененные лица, золотистые волосы, алебастровая кожа, маленькие полуоткрытые рты, сверкающие драгоценности, мраморный отлив изысканных одеяний.
Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе. Но почему. И в этом цикле глубокие, мрачные тона, страстный пафос сцен и точное воссоздание текстов Священного Писания подтверждают стремление художника найти способ выражения, адекватный искусству Контрреформации. Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года. Уже первая из этих композиций —огромное полотно «Брак в Кане» (1562—1563, Париж, Лувр) с его многочисленными (более шестидесяти) персонажами — нечто беспримерное по праздничности и размаху в истории венецианской монументальной живописи. Паоло Веронезе появился на свет 19 ноября 1528 году в квартале Сан Паоло города Вероны, одного из главных городов, входивших тогда в состав Венецианской республики.
Дрезден, Картинная галерея). Вместе с тем нельзя не отдать должного исключительному мастерству, продемонстрированному самим Веронезе в передаче архитектонической структуры и перспективы. Только шесть из них могут считаться работами самого Паоло, да и они дошли до нас очень плохо сохранившимися.
К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны). В последствии часть достояния итальянцам удалось вернуть путем переговоров, но не «Брак в Кане». В левой изображена традиционная группа – мадонна с младенцем в окружении святых.
1550-х). Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) более двух десятилетий жизни. Это грандиозная работа, в основе которой лежит потрясающая визуальная иллюзия.
В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами. Самая, при всех оговорках, красивая картина на выставке в Пушкинском – «Саломея» Тициана.
Этот заказ был выполнен к 1560 г. 1560-е гг. Веронезе был любителем музыки. Тогда же Паоло представил монахам проект корпуса для церковного органа.
Но «Пир в доме Левия» заслуживает отдельного внимания и не только в связи с историей наименования. Веронцу – а прозвище «Веронезе» переводится именно так – предстояло выполнить роспись плафонов для залов Совета Десяти в Дворце Дожей по государственному поручению. Лк.
Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры».
То же можно сказать и о Тинторетто. В сюжетах на евангельские или библейские темы Веронезе, любимец Венеции, пишет своих современников – лица их одежду и даже их жесты.
Творчество Веронезе завершает искусство эпохи позднего Возрождения. Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите. «Пир в доме Левия» — одна из самых блистательных работ Веронезе по грандиозности, величию, безупречной стройности и гармоничности композиции ее можно сравнить только с Афинской школой Рафаэля.
Великий итальянский художник умер в Венеции 19 апреля 1588 года. В нем, в потоке яркого, почти физически ощутимого света является восседающая на драконе величественная женщина — Божественное Провидение, — окруженная богами Олимпа, символизирующими семь планет. Еще никогда архитектура не занимала у Веронезе такого большого места, как в этой картине. Но одновременно Триумф Венеции знаменует и конец этого мира ликующей красоты и гедонизма в творчестве Веронезе: отныне декоративная риторика и внешний блеск уступают место нарастающей драматической напряженности, неведомой прежнему искусству Паоло.
Заказчики сумели по достоинству оценить великолепие полотен Веронезе в Зале приемов. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно.
Каким же был тогда Веронезе. В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и еще одного художника (возможно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы. Веронезе (1528 – 1588) учился у своего дяди, родился и первое время жил в Вероне, а в Венеции занимался росписью церквей и Дворца дожей – к его оформлению приложили руку и Тициан и Тинторетто. пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие. Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом.
По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году. 1548. Художник картины «Коронование Марии в сакристии», расположенной в центральном нефе и создатель огромных плафонов изображающих истории из жизни Эсфири и Мардохея, стал первопроходцем в выполнении столь всеобъемлющих проектов для католической церкви. Особенностью творчества Веронезе являлось применение им в росписях (особенно в плафонах) неожиданных ракурсов, смелых пространственных сокращений, рассчитанных на то, что зритель смотрит на фигуру изображенную на потолке, снизу вверх. Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в рост (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а также задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся соответственно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе).
Свидетель на его венчании в церкви Св. В 1580-х гг. Но к концу XVI века начинается спад и в Венеции и именно тогда в Рим приезжает Караваджо. Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов. Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов.
Чтобы добиться желаемого эффекта, художник полностью меняет свои традиционные средства выражения, создавая новый тип композиции, которая с этого времени станет постоянной для его произведений. Веронезе с «Триумфом Венеции» действительно имел дело с триумфаторами – богатыми жителями города.
Три из них (Святой Николай, провозглашенный епископом Миры, Стигматизация Святого Франциска, Распятие) в настоящее время находятся в собрании Галереи Академии в Венеции. В XVII веке венецианская живописная школа стала в Италии одной из второстепенных. В его творчестве прослеживается понимание техник Рафаэля, Микеланджело, Корреджо и Пармиджанино, которые весьма вдохновляли Веронезе. Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества. Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида.
Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора. К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это святой Иосиф. Возглавлял «комиссию» несравненный Тициан и единодушным голосованием медаль присудили Веронезе.
Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно. На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника. А ангел возлагает на ее голову венец как символ победы и власти.
В целом же во фресковой росписи свода Паоло стремится показать свою близость к первоисточникам тосканского и эмилианского маньеризма, соединяя в фигурах классическую и возвышенную красоту Рафаэля с пластической выразительностью рисунка Микеланджело. Таково эффектное «Мистическое обручение Святой Екатерины» (ок. Судя по сохранившемуся протоколу, допрос Веронезе скорее походил на мирную беседу наконец инквизиторы предложили Веронезе компромисс — он меняет название картины, которая будет отныне именоваться «Пир в доме Левия» и обязуется заменить изображенную на первом плане Магдалину собакой.
В пролете центральной арки на первом плане художник разрешил присутствовать только Магдалине (замененной по требованию инквизиторов собакой). От Тициана здесь «Дож Антонио Гримани, поклоняющийся Религии» – портрет, который по традиции должен был заказать претендент на титул дожа перед выборами. В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся ныне в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини).