В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и поведении некоторых персонажей картины – солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, – в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции. Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов.
Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть. Описание входивших в декоративный ансамбль картин было включено Боргини в его трактат Отдых, увидевший свет в 1584 году, однако подготовленный к печати двумя годами ранее. Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой. Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана. Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть.
Это был рисующий художник, вот таким образом он стоял особняком от великих венецианских колористов. Об учебе художника известно больше.
Светский жизнерадостный характер носит картина «Пир в доме Левия» (1573), где религиозный сюжет служит лишь поводом для воссоздания красочной сцены жизни патрицианской Венеции. Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее.
Эти принципы и приемы впоследствии послужат основой всех его творений. Его языком были краски. Понкино было поручено руководить работами по оформлению трех залов Совета Десяти во Дворце дожей.
Веронезе был любителем музыки. Художнику стали предлагать заказы на роспись других, не менее важных и величественных интерьеров. В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в камень Аглавру). Даже в первых работах молодого живописца трудно обнаружить заметные следы влияния учителя.
Примечательно, что Веронезе выполнял заказы и в церквях и в светских учреждениях. Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами.
Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, ныне разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу). Одно из таких полотен («Пир в доме Левия», 1573 год) навлекло на Веронезе подозрение церкви, что могло стоить мастеру его репутации и даже более серьезных последствий. Пример гораздо более глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане. И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно так, как мы не умеем до сих пор Я обязан всем Паоло Веронезе».
Уже авторы XVI и XVII веков, писавшие об искусстве, обращали внимание на блистательные колористические достоинства этих произведений и характерную для них тщательно разработанную сценографию: созданные кистью Веронезе великолепные архитектурные задники, служащие фоном для сцен и действующих лиц, в полной мере предвосхищают монументальные Пиры, созданные мастером в 1550-е годы. Рассказывали, что сам Тициан, встретившись с Веронезе на площади св. Веронезе пошел на хитрость, превратив Тайную вечерю в Пир в доме Левия, разместив на карнизе над пилястрами надпись «FECIT D. COVL MAGNU. LEVI-LUCAE CAP. V» (И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение. Тот же сюжет был написан и для монастыря Санта Мария деи Серви, предназначался холст для трапезной.
В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами. Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), также являет собой настоящий триумф блистательного колоризма Веронезе. Вероятно, к этому времени была закончена его декорация иконографическую программу которой с прославлением военных и политических достоинств Светлейшей разработал Джероламо Барди, монах из ордена камальдулов (ордена, основанного Святым Ромуальдом в Камальдоли, близ Ареццо). Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции. Но «Пир в доме Левия» заслуживает отдельного внимания и не только в связи с историей наименования. Именно 60-е годы XVI века стали периодом расцвета творчества Паоло Кальяри Веронезе.
Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция. Три из них (Святой Николай, провозглашенный епископом Миры, Стигматизация Святого Франциска, Распятие) в настоящее время находятся в собрании Галереи Академии в Венеции. Веронезе же стал первым венецианским художником 16 в., который начал создавать декоративные ансамбли, расписывая стены церквей, дворцов, вилл, вписывая свою живопись в архитектуру в технике фрески. Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника.
На заднем плане толпится их многочисленная свита. Во многих масштабных произведениях Веронезе переносил события священной истории в обстановку современной Венеции: Пир у Симона Фарисея (1570, Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1573, Венеция, Галерея Академии) и др. В возрасте 27 лет был призван в Венецию для украшения ризницы церкви Святого Себастьяна.
Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом. Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины.
Портретный жанр с самого начала играл важную роль в творчестве Паоло. Веронезе был любителем музыки. Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны. Чрезмерная жизнерадостность картины привлекла внимание святейшей инквизиции. Это оригинальное сооружение Андреа Палладио было выполнено в виде латинского креста (главный зал), вокруг которого расположены меньшие помещения.
Паоло Вероне представляет заказчику картину «Искушение святого Антония» и одерживает победу в конкурсе, наградой за которую стала поездка в Венецию за счет кардинала. Уже к двадцати годам Веронезе начал самостоятельную работу.
Световые блики сообщают необходимую легкость фигурам, трактованным с подчеркнутой пластичностью и создают иллюзию глубины, – качество, полностью отсутствующее в соседствующих с работами Веронезе произведениях двух других художников. После 1570 года Веронезе возвращается к теме Пиров, написав одну за другой серию холстов, которую открывает Пир в доме Симона фарисея, предназначенный для монастыря Сан Себастьяно (около 1570) и в настоящее время хранящийся в Пинакотеке Брера в Милане. Створки были закончены и установлены в 1560 году. Георгия, 1580-е годы)».
Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды. Художник пошел на компромисс и дал картине второе имя – «Пир в доме Левия», удалив с полотна Магдалину. Прежде всего это касается прославленного образа хозяйки виллы, Джустинианы Джустиниани, жены Мар-кантонио. Эти произведения были написаны примерно в 1575 году.
Каким же был тогда Веронезе. В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна. до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз.
Вполне естественно, что в такой атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования более строгих и чинных изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) еще в декабре 1563 года. Иллюзию глубины (которая начисто отсутствует у соседних с произведениями Веронезе, а соседствуют картины двух, не менее известных художников своего времени) и необычайную легкость художник создает умелым использованием световых бликов на поверхности картины. Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) более двух десятилетий жизни. Размеры полотна – 5, 5 метра высоты и около 13 метров ширины. Среди них блистательное "Обручение Святой Екатерины" из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ "Пала Бевилъаква-Ладзизе", созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция "Крещение" (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же "Оплакивание", заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное "Положение во гроб" из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце. Уже в этих полотнах Паоло, чувствуя необходимость придать большую читаемость изображениям, утопающим в пышных золоченых рамах, окончательно вырабатывает принципы и приемы декоративной живописи, построенной на взаимодействии света и цвета, которые лягут в основу всех его последующих произведений.
Возможно, башни служат опорой для антаблемента здания. Таковы, к примеру, картина Пир в доме Симона Фарисея (Турин, галерея Сабауда), написанная около 1560 года по заказу одной из веронских церквей или же созданное для трапезной монастыря Сан-Джорджо Маджоре двумя годами позднее полотно Брак в Кане (Париж, Лувр), участниками которого являются свыше 130 персонажей. Именно вот таким образом его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности.
Изумляющие своей ликующей красочностью, светлые по настроению полотна (Обручение св. За ним последовали картина на тот же сюжет для трапезной монастыря Санта Мария деи Серви, подаренная в 1664 году правительством Венецианской республики французскому королю Людовику XIV и сейчас украшающая один из залов Версаля композиция Пир в доме Григория Великого, заказанная для монастыря Монте Берико близ Виченцы (1572) и, наконец, Тайная вечеря для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, которая должна была занять место погибшей во время пожара 1571 года картины Тициана на тот же сюжет, созданной великим венецианским живописцем несколькими годами ранее. Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: Robur imperii (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, Nunquam derelicta (Без пренебрежения) и Reipublicae fundamentum (Основа республики) над и под изображениями Веры и Религии, а также Custodes libertatis (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира.
Заказ на это последнее полотно, в настоящее время хранящееся в Галерее Академии в Венеции, был получен Веронезе от настоятеля монастыря по имени Андреа деБуони (или Буоно). Над триумфальной аркой, ведущей на клирос, Паоло изобразил Ангела, несущего благую весть и Мадонну Аннунциату.
Основная сфера деятельности Веронезе — декоративно- монументальная живопись. Неудивительно, что в мальчике проснулись художественные таланты. Этот художественный прием использовал и Якопо Боссано, в мастерской которого учился сын Веронезо – Карлетто и Якопо Тинторетто, который в своих холстах для Скуолы ди Сан Рокко так же использует пейзаж для создания драматического аккорда в своих произведениях.
Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида. Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее. Ему поручили три главных сюжета. Веронцу – а прозвище «Веронезе» переводится именно так – предстояло выполнить роспись плафонов для залов Совета Десяти в Дворце Дожей по государственному поручению. Верон предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри. Первым новаторство этого подхода отметил в 1556 году Сансовино, назвавший роспись во Дворце дожей воистину завораживающей живописью.
Торжествующая Венеция в облике прекрасной женщины, напоминающей античную богиню, победно восседает на троне. Одетая в элегантнейшее голубое платье, отделанное золотой и серебряной парчой, она появляется из лоджии в сопровождении старой кормилицы. В 1553 Веронезе приехал в Венецию для участия в работах по украшению Дворца дожей. Марка, обнял его и поздравил с победой.
После осуществленной в 1983 году реставрации, в результате которой живописная поверхность была освобождена от позднейших наслоений, появилась возможность оценить очень светлую колористическую гамму картины и ее полное соответствие другим, безусловным произведениям мастера конца восьмого десятилетия. К этому периоду относится создание монументальных холстов с изображением пиршеств. Персианова). Луч света, проникающий в это пространство с небес, выделяет из массы людей и животных фигуру молодой Богоматери с Младенцем на коленях.
Размеры этой картины — 5, 5 метра в высоту и 13 метров в ширину. Искушение святого Антония 1553, Музей изящных искусств, КаннУмерщвление святого Георгия, 14 Монастырь Сан Джорджо, Верона Красавица Нани (Венецианка) 10-е, Музей Лувр, ПарижПортрет Даниеле Барбаро, 19 Палаццо Питти, Флоренция Марс и Венера, 1570-е Метрополитен-музей, Нью-ЙоркМарс и Нептун, 1575 Палаццо Дукале, Венеция В этом цикле непринужденно чередуются полные пенящегося «танцующего веселья» композиции на мифологические темы — плафон «Олимп» и другие — с остроумно неожиданными выхваченными из жизни мотивами: например изображение двери, через которую входит в зал красивый юноша, снявший шляпу в поклоне, как бы обращенном к хозяевам дома. Воскрешение Христа 1570-еБитва при Лепанто 1572Лукреция 1580-еВенера и Адонис 1582Распятие 1582 Немногочисленным интимным портретам Веронезе свойственна мягкая иногда с оттенком жанровости лиричность (Граф де Порто с сыном Адриано, 1554-15, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками.
Сохранился документ о допросе художника, в котором его обвиняли в том, что в евангельской сцене он изобразил «шутов, пьяных немцев, карликов и прочие глупости». Главным средством выражения у венецианских художников был цвет.
Контини-Бонакосси, 1550-е годы) и волевой, мужественный Портрет Даниеле Барбаро (Флоренция, Уффици, 1560-е годы). Лучшее время творчества художника приходится на шестидесятые, начало семидесятых годов шестнадцатого столетия. Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе. Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года. Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества.
В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок. Фирменными штрихам его работ стали яркие, насыщенные цвета (он был непревзойденным колористом), а также сложная, четко выверенная композиция картины с множеством интересных мелочей и деталей. Эта индивидуальная особенность стиля Веронезе выделяет его среди самых значительных венецианских мастеров того времени.
В произведениях мастера не было религиозного смысла. В награду за это кардинал оплачивает юному дарованию поездку в Венецию. Но они не слишком достоверны. Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столько навеяны архитектурой Санмикеле, сколько являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей труд о театральной сценографии (часть его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, безусловно, знал.
Измена 15-1570Презрение 15-1570Почтение 15-1570Обручение 15-1570Похищение Европы 1578 Веронезе писал также станковые многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий, приемов (Брак в Кане, 13, Лувр, Париж Поклонение волхвов, около 1571, Картинная галерея, Дрезден Пир в доме Левия, 1573, Галерея Академии, Венеция), монументальные по композиции алтарные образы (Обручение святой Екатерины, около 1575, Галерея Академии, Венеция). В левой изображена традиционная группа – мадонна с младенцем в окружении святых. Двойное наименование объясняется просто: законченная картина вызвала неудовольствие слишком светской трактовкой события из Библии. Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместе со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики. Родился в 1528 в Вероне.
Лк. Известна дата передачи последнего полотна монахам – 20 апреля 1573 года, однако вскоре (18 июля того же года) его вызвали в трибунал инквизиции на допрос. Сейчас этот плафон является достойным экспонатом знаменитого Лувра. Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества.
Антонова. – Здесь его образная и композиционная фантазия неисчерпаема. Постороннее влияние проглядывает в ранних работах Паоло, которые он выполнял совместно с другом детства Зелотти по заказу Санмичели, военного архитектора Венецианской республики, также выходца из Вероны, любившего обоих друзей, по свидетельству современника, как собственных детей. Заказчики сумели по достоинству оценить великолепие полотен Веронезе в Зале приемов. Художественная роль сочиненных Паоло пейзажей, мрачных, напряженных, по которым внезапно, как дрожь по коже, пробегают искры сверхъестественного, неземного света, состоит в том, чтобы усилить драматическое звучание события. В картинах следующего десятилетия они звучат все более отчетливо. Портрет как чистый жанр занимает в творчестве Веронезе достаточно скромное место.
Заказ цикла панно – сам по себе необычный факт. Но не она занимает воображение мастера.
Подобная трактовка пейзажа не новинка для художников того времени. И, конечно, «Положение во гроб», ныне находящаяся в частной французской коллекции, а ранее украшавшее церковь Корпус Домини в Виченце. Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника.
Картина с названием «Брак в Кане», которая сейчас находится в Лувре, представляла Трапезу Господню как грандиозный пир под открытым небом, с балюстрадами и портиками по краям и огромным столом, переполненным гостями. Такое знакомство, несомненно, оказывает значительное влияние на его дальнейшее творчество. На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка. Если бы Веронезе стремился точно следовать евангельскому тексту, как того требовали предписания Тридентского Собора, то он должен был бы перенести сцену Крещения Христа с опушки густого леса на пустынные берега Иордана. К примеру, можно назвать, хранящееся у одного из частных коллекционеров Нью-Йорка «Обручение Святой Екатерины», экспонат веронского музея Кастельвеккьо – написанный в 1548 году алтарный образ «Пала Бевилъаква-Ладзизе», картина «Крещение», созданная для украшения одной из веронских капелл в 1548-1549 годах.
Картина Веронезе полна аллегорий. 1548. После смерти родные художника выполнили его волю.
Именно там он получил свое прозвище Веронезе (что означает веронец, житель Вероны), которое впоследствии принесло ему мировую славу среди потомков. Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие "Время и Славу", а также "Справедливость" (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой "Истории" в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом. Картины смогли воссоединиться лишь после Первой мировой войны в Галерее Эстенсе в Модене.
Он как бы располагается в самом нижнем ярусе среди всех персонажей.
Эта картина была написана как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции. Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника.
Марка. К слову, последняя картина обобщила весь довенецианский художественный опыт Веронезе. Однако в «бытовых» мотивах такого рода мастер не ставит себе задачу художественного раскрытия через естественное течение жизни обычных простых людей всей типической характерности их взаимоотношений. В то время как в среде венецианских художников это было большой редкостью.
Среди них – два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году. Дрезден, Картинная галерея). Только шесть из них могут считаться работами самого Паоло, да и они дошли до нас очень плохо сохранившимися.
В поздних работах Веронезе, отмеченных чертами кризиса ренессансного мировоззрения, появляются настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии (Похищение Европы, 1580, Дворец дожей, Венеция Оплакивание Христа, между 1576 и 1582, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Венеция, Галерея Академии), цикл картин Куччина (1571. Тогда же Паоло представил монахам проект корпуса для церковного органа. Картины Антонио Бадиле, у которого он учился, не стали серьезной школой.
Естественно, религиозная тема была не единственной в творчестве Паоло. Колорит был ими возведен в статус одного из важнейших средств художественной выразительности. В первой из комнат, получившей название Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – жирный кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает обман, тогда как на антаблементе, помимо различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой. Они создавались с целью декорировать свод какой-то залы и предположительно создавались по поводу бракосочетания какой-то известной пары. Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите.
Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях. О таланте художника вскоре узнали за пределами Вероны. Лишь в некоторых из его женских портретов заметны следы более глубокого проникновения в психологию. 5).
И в 1553 году Веронезе приступает к росписи сводов. Учился у своего дяди венецианского художника Бадиле, работал в Вероне и Мантуе. В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся ныне в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини). О картине «Мадонна семейства Куччина» говорит Персианова: «С присущим ему композиционным мастерством, легко и свободно размещает Веронезе фигуры на плоскости холста. В целом, полотна передают собирательный образ Венецианской жизни.
СПб, Эрмитаж). Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е. Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены. К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны).
Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний сад на северную сторону (Грот).
Но они не слишком достоверны. В сути полотна скрывается и аллегория: венецианские праздники всегда отмечались необычайно пышно. Между 1560 и 1561 годами Веронезе, как справедливо полагает большинство исследователей, создает самую прославленную из своих декораций – росписи виллы братьев Даниеле и Маркантонио Барбаро в местечке Мазер, возле Азоло, строительство которой было завершено около 1558 года по проекту Андреа Палладио. С частями хлева, в котором родился Христос, неожиданно гармоничны элементы античной архитектуры с ее арками, балюстрадами и капителями. После его смерти, сыновья живописца основал сообщество «Последователи Веронезе», пытаясь продавать свои картины под этим «брендом». Эта индивидуальная особенность стиля Веронезе выделяет его среди самых значительных венецианских мастеров того времени. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно.
К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано. Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне. Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно. Меньший по размерам, более вытянутый по формату, этот холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины).
Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры». Юношей он копировал картины своего учителя Бадиле, гравюры Дюрера, рисунки Пармиджанино. Последние десятилетия жизни Паоло Кальяри Веронезе ознаменовались работой над крупными и масштабными произведениями для целого ряда заказчиков. Этот заказ был выполнен к 1560. Настоящее имя – Паоло Кальяри (Cagliari) или Калиари (Caliari).
На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника. Чуть ниже, за парапетом балкона, множество роскошно одетых венецианских дам и священнослужителей, а нижнюю часть композиции заполняет толпа народа и всадники верхом на мощных конях. Важнейшей частью произведений Веронезе в последние десять лет его жизни становится пейзаж. Это грандиозная работа, в основе которой лежит потрясающая визуальная иллюзия.
Работы, посвященные семейству Куччина, тоже достойны внимания. Каким же был тогда Веронезе. Монументально-декоративной живописи Веронезе (Триумф Венеции, 1578-85, во Дворце дожей Триумф Мардохея, 1556, в церкви Сан-Себастьяно в Венеции) присущи праздничная приподнятость образов, выразительность ракурсов и движения, ликующее великолепие звучного цвета, органическое слияние живописи с архитектурой (фрески на вилле Барбаровольпи в Мазере близ Тревизо, около 1561). 19 апреля 1588 года художник скончался от воспаления легких. Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1673.
В центре присутствовала лишь Магдалена, но по настоянию инквизиторов ее заменили. В одеждах, к примеру, солдаты одеты и вооружены как немцы.
В росписях виллы художник стремится подчеркнуть свой собственный интерес к миру классики, дабы найти гармоническое равновесие между живописью и замыслом архитектора. По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564), Пармиджанино (1503–1540), Корреджо (1489–1534). К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это святой Иосиф. Обстоятельства связанного с картиной судебного процесса нельзя рассматривать только как проблему взаимоотношений художника и инквизитора: вполне вероятно, что Паоло поневоле оказался вовлеченным в полемику внутри самого доминиканского ордена полемику между группой монахов из венецианского монастыря, среди которых было немало тех, в том числе среди высшего духовенства, кого называли отступниками или подозревали в сочувствии идеям Лютера и самим инквизитором, принадлежавшим к доминиканцам – пламенным защитникам католичества.
В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе исполнил одиннадцать холстов. Паоло Веронезе родился в 1528 году в Вероне.
Понкино приглашает Паоло принять участие в этом проекте. Они дали ему первое художественное образование. Абсолютно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея. Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника.
Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. Он выполнил декоративные панно и плафоны в технике масляной живописи на холсте. Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны.
Первый у Веронезе яркий пример картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, среди которых можно видеть Христа и апостолов, множество воображаемых и реальных портретов (включая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), целый сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры.
В семье был пятым сыном. В 1552 году Кальяри получает настоящий подарок от судьбы. Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному. В 1819 году была снесена и сама вилла. Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества.
Веронезе чувствовал себя с ними на равных. Создание Веронезе картины «Похищение Европы» пришлось на завершающий этап творчества художника. Однако, Веронезе не стал изменять своему светскому стилю живописи и значительно отклонился от традиционных норм и канонов, присущих тогдашним религиозным фрескам.
В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Брак в Кане Галилейской и Христос в Еммаусе) Калиари своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. В вину ему ставили слишком вольную трактовку священного писания. Корпус был изготовлен 1558 году и спустя два года украшен различными живописными панелями. Веронезе выполнял немногочисленные лирические портреты иногда с оттенком жанровости (Граф де Порто с сыном Адриано, около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция).
Все персонажи полотна предстают перед зрителем живыми, брызжущими энергией и весельем. Художник тщательно готовил холсты и так умело накладывал краски, что они выдержали испытание временем и до сих пор находятся в безупречном состоянии. Это полотно с полным основанием можно назвать обобщением художественного опыта Паоло довенецианского периода.
Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе. Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне.
Не меньшую опасность представляла для Венеции и турецкая угроза, которую не смогла заслонить даже победа при Лепанто. Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов. Это были очень красочные изображения эпизодов светской жизни – трапез, развлечений, церемоний. Лк.
Ему поручили три главных сюжета. В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника.
Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, – семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града – предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке. Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания. Вспыхнувший ночью 20 декабря 1577 года, он уничтожил не только несколько второстепенных дворцовых покоев, но и Зал Большого совета вместе с Залом Скрутино (голосования). Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь.
Каждая из картин являет собой выдающееся произведение. Обучением Паоло занимался веронский художник Антонио Бадиле, который являлся еще и его дядей.
Паоло Веронезе (1528-1588) появился на свет в 1528 году в квартале Сан Паоло города Вероны, одного из главных городов, входивших тогда в состав Венецианской республики.
собакой. Менна, около 1561 года), многочисленные изображения мадонны, где традиционный мотив мастер воплощает во множестве смелых и оригинальных композиционных вариаций (Мадонна с младенцем и святыми, около 1562 года).
Художник картины «Коронование Марии в сакристии», расположенной в центральном нефе и создатель огромных плафонов изображающих истории из жизни Эсфири и Мардохея, стал первопроходцем в выполнении столь всеобъемлющих проектов для католической церкви. Замечательной по изысканности цветовой гаммы композиции Смерть Прокриды из частной английской коллекции соответствует очень красивый маленький холст с изображением Венеры и Адониса, хранящийся в муниципальном художественном собрании Аугусты. Плафоны прославили Паоло Веронезе. По-видимому, в том же ключе следует воспринимать полотно Похищение Европы из Дворца дожей в Венеции. Создание цикла датируется 1570-ми годами.
Паоло решительно меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий. Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке. В том же году художник украшает своим творчеством интерьер библиотеки Сан-Марко. Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в рост (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а также задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся соответственно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе). Уже в январе 1575 года Паоло получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо (Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца.
К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны). Не приходится сомневаться, что как раз картины такого типа поразили в XVIII веке воображение многих венецианских живописцев, в особенности Себастьяне Риччи и Джамбаттисты Тьеполо, с творчеством которых связано настоящее возрождение стиля Веронезе. Веронезе чувствовал себя с ними на равных.
Созданные художником образы со всей наглядностью продемонстрировали его способность с помощью ослепительного сияния красок придать силу и жизненную полноту самым сложным и отвлеченным идеям. Еще никогда архитектура не занимала у Веронезе такого большого места, как в этой картине. Плотское и чувственное в искусстве Паоло Веронезе есть особая ценность жизни.
Это наиболее содержательные из его полотен. Именно там талантливый юноша черпал вдохновение. Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил в составе квартета музыкантов себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана. 5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры. Пейзаж в картинах последнего десятилетия жизни Веронезе приобретает важнейшую роль.
Брак принес супругам четырех сыновей и дочь. Один, предназначенный для церкви Сан Сильвестро в Венеции, в 1885 году был приобретен Лондонской Национальной галереей другой и по сей день находится в церкви Санта Корона в Виченце, для которой он был заказан. На холсте изображен сидящий, опирающийся на парапет элегантно одетый мужчина в широком плаще, отороченном коричневым мехом. женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле. Огромную роспись «Юпитер изгоняет Пороки» впоследствии увезет в Париж Наполеон, а в аллегорической композиции «Старость и Юность» художнику удалось проявить индивидуальность без следов чьего-либо влияния.
В Венеции Веронезе встречает Джамбаттисто Понкино, с которым работал на вилле Соранцо. По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году.
С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды. В своих изображениях евангельских сцен с участием в них Христа (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в венецианских же костюмах современники художника.
Веронезе Паоло (Veronese собственно Кальяри, Caliari) (1528-1588) итальянский художник эпохи Позднего Возрождения. Начало семидесятых годов ознаменовалось возвращением Веронезе к изображениям Пиров. Далее, он получает масштабные заказы на оформление шикарных вилл своими рисунками и фресками – виллы Коллеони (1560), виллы Мазер (1565), палаццо Маньядоле (1572). В центре располагаются Мария и Христос, обозначенные нимбами.
Каждую комнату украшали иллюзорные ниши и колонны, которые и предстояло оформить Веронезе. Главным полотном является «Мадонна семьи Куччина» – отличный групповой портрет с религиозной тематикой. Художник не ставит перед собой задачу изображать события реалистично. Можно лишь предполагать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (радость и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием.
И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно так, как мы не умеем до сих пор Я обязан всем Паоло Веронезе». Новаторство росписи бросалось в глаза.
Скорбь, меланхолия, горечь, печаль, столь чуждые молодому Веронезе, характеризуют Оплакивание Христа из ленинградского Эрмитажа и Распятие из Лувра (1580-е гг. ). Наряду с женскими образами в этот период художник пишет многочисленные мужские портреты. Колонны пестрого мрамора делят полотно на две неравные части. Лучше и глубже, чем любой другой венецианский художник того времени, овладел он и секретами фресковой живописи. Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов.
А ангел возлагает на ее голову венец как символ победы и власти. В 1819 году была снесена и сама вилла. Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания. пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие.
Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет широкий салон-вестибюль, проходящий через все здание (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры). В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и еще одного художника (возможно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы. В 1553 году Веронезе занимался украшением Двореца дожей. Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора.
В 1551 Паоло Кальяри переселился в Венецию, где и получил прозвище «Веронезе». Об учебе художника известно больше.
К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто. Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии. В этой композиции, вывезенной французами в Париж в 1797 году во время наполеоновских походов в Италию и с 1803 года экспонируемой в Музее изящных искусств Кана, заметно воздействие произведений Джулио Романо и Микеланджело.
Получившаяся в результате работа способствовала признанию живописца. Здесь мирно уживались между собой различные направления искусства. С названиями «Семейство Дария перед Александром Македонским» или «Цикл семьи Куччина» тоже обязательно стоит ознакомиться каждому ценителю итальянского искусства. В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана. Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины.
Хотя оболочка, по сути, была взята из церковных сюжетов: Брак в Кане Галилейской, Пир в доме Левия (Тайная вечеря) и т. д. Последняя из картин, к слову, вызвала протест со стороны католической церкви и требование заменить собаку на изображение Марии Магдалины. Картина должна была отражать всю важность сюжета изображенного на ней. Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце. Полная достоинства фигура отчетливо выступает на темном фоне. 1550-х).
Веронезе вызвали к инквизиторам, которые были возмущены изображением Тайной Вечери.
Большей интимностью образов, включением в композицию пейзажных и жанровых мотивов отличаются выполненные Веронезе фрески в загородных венецианских виллах (Барбаро, около 11 и др. ). Тогда Паоло направляет свой взгляд на более творческую профессию, отправившись постигать искусство живописи к своему дяде Антонио Бадиле – вы удивитесь, но он также был художником. Некоторые образы носят портретный характер.
Веронезе – автор торжественных многофигурных композиций (Брак в Кане, 1563, Лувр Семья Дария у ног Александра, после 1565, Национальная галерея, Лондон) с изображением праздничных шествий, пиршеств, со смело введёнными жанровыми мотивами, портретными образами, реально наблюдёнными деталями (Пир в доме Левия, 1573, Галерея Академии, Венеция). В 1566г.
Пейзажи в его картинах играют свою, специально отведенную им для этого роль. Представитель венецианской школы. Тем, кто окажется в Вероне, город предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри.
Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома». Роль созданной Веронезе картины с названиями «Тайная Вечеря» или «Пир в доме Левия» весьма значима – она завершает цикл. Завершение работ в Залах Совета Десяти совпадает с началом грандиозной декорации в новой церкви Сан Себастьяне, построенной Скарпаньино и принадлежавшей монахам ордена Святого Иеронима из соседнего монастыря. Недаром, его кисть все чаще воссоздавала на стенах и плафонах дворцов, соборов причудливые архитектурные конструкции.
Веронезе умер в Венеции 19 апреля 1588. Сравнение с аналогичными образами, созданными для того же зала Якопо Тинторетто и Андреа Скьявоне, наглядно демонстрирует, сколь непохожими были в этот период колористические и изобразительные принципы ведущих мастеров венецианского маньеризма.