В 1553 году Паоло Веронезе был вновь работает в Венеции и ни где-нибудь, а на оформлении интерьеров Дворца дожей. Паоло Веронезе – уроженец Италии, яркий представитель эпохи позднего Возрождения. Паоло Веронезе – живописец эпохи Высокого Возрождения или чинквиченто.
Вилла построена с 1554 по 1560 г. по проекту непревзойдённого архитектораАндреа Палладио, но славой своей обязана, в первую очередь, благодаря фрескамхудожника Паоло Веронезе. Паоло Веронезе (Paolo Veronese) – великий итальянский художник Позднего Возрождения. Паоло Калиари известный как Паоло Веронезе (итал. Paolo Veronese, т. е. Паоло Калиари известный как Паоло Веронезе (итал. Paolo Veronese, 1528, Верона— 1588, Венеция)— один из виднейших живописцев венецианской школы.
Нас не удивляет, что в конце правой анфиладыПаоло Веронезеизобразил себя, практически напротив своей возлюбленной, в видеохотника, который возвращается с охоты в окружении собак. Яркий пример тому «Пир в доме Левия» – самое грандиозное из полотен Паоло Веронезе размером почти 13 метров в ширину, написанное около 1570 года. Из подражателей и последователей Веронезе заслуживают быть названными: Баттиста дАнджело, Баттиста Дзелотти и Паоло Фаринати.
Скончался Паоло Веронезе в возрасте шестидесяти лет от пневмонии и похоронен в базилике Сан-Себастьяно в Венеции. Существует еще одна картина с таким же названием, отнесенная в работам Паоло Веронезе. Паоло Веронезе прожил ровно 60 лет. Таким образом, учёные считают, чтоПаоло Веронезеработал над фресками виллы Барбаров 1560-61 годах, когда уже познакомился с циклами гравюр, вдохновивших его при росписи пейзажей.
В 1566 году Паоло Веронезе женится на дочери своего дядюшки и учителя Антонио Бадиле. 19 ноября 1528 года в семье Габриеле и Катерина Веронезе появился на свет пятый сын, которого назвали Паоло. Похоронен Паоло Веронезе в церкви Сан Себастьяно. Между 1552 и 1553 годами Паоло Веронезе работает в Мантуе, где пишет картину «Искушение Святого Антония» для одного из боковых алтарей городского собора.
Паоло Веронезе (итал. Paolo Veronese), при рождении Паоло Кальяри (итал. Paolo Cagliari, 1528— 19 апреля 1588)— один из виднейших живописцев венецианской школы, прозванный Веронезе по месту рождения, сын скульптора Габриеля Калиари, ученик Антонио Бадиле. Веронезе Паоло (Veronese Кальяри, Caliari) итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения. На вилле Барбаро в МазереПаоло Веронезесоздал знаменитый цикл фресок на стенах залов.
Восстанавливать их и были приглашены Паоло Веронезе и еще один талантливый молодой художник Тинторетто. После смерти Веронезе, его сыновья образовали сообщество «последователей Паоло» и под этим названием выпускали свои картины. Паоло Веронезе (итал. Paolo Veronese) — один из виднейших живописцев венецианской школы, прозванный по месту рождения, сын скульптора Габриеля Калиари, ученик Антонио Бадиле. Кроме работы над монументальными росписями вилл, палаццо, базилик, создавал Паоло Веронезе картины и в технике камерной живописи, среди которых следует назвать четыре полотна на тему Аллегории любви, а также серию картин об амурных похождениях Марса, Венеры, Адониса и др.
Паоло Веронезе (при рождении Паоло Кальяри, Верона — 19 апреля 1588, Венеция) — один из виднейших живописцев венецианской школы. От названия этого города и получил прозвище Веронезе (настоящее имя художника Паоло Кальяри). Подражателями и последователями Веронезе были художники: Баттиста дАнджело, Баттиста Дзелотти и Паоло Фаринати.
Цецилии – веронский художник и друг Паоло Фаринати. На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками. Суриков писал об этой картине: «Ведь это живая натура, задвинутая за раму».
По заказу братьев Барбаро Веронезе украшает росписями их виллу в селении Мазер близ Биченцы (около 1565). Известна дата передачи последнего полотна монахам – 20 апреля 1573 года, однако вскоре (18 июля того же года) его вызвали в трибунал инквизиции на допрос.
А ангел возлагает на ее голову венец как символ победы и власти. Фигуры философов в ярких одеяниях, усиленных звучными аккордами красного цвета, наделены такой мощной пластической силой, что кажутся настоящими скульптурами. Даже в первых работах молодого живописца трудно обнаружить заметные следы влияния учителя. Паоло Кальяри, венецианский художник, прозванный по месту рождения Веронезе (веронец), родился в 1528 году в Вероне, входившей тогда во владения Венецианской республики. В центральной части плафона одного из залов Веронезе поместил композицию «Юпитер изгоняющий пороки».
Иллюзию глубины (которая начисто отсутствует у соседних с произведениями Веронезе, а соседствуют картины двух, не менее известных художников своего времени) и необычайную легкость художник создает умелым использованием световых бликов на поверхности картины. Отличающая это произведение атмосфера торжественности призвана подчеркнуть и восславить роль Богоматери, оспариваемую в протестантских доктринах. Уже к двадцати годам Веронезе начал самостоятельную работу. В пролете центральной арки на первом плане художник разрешил присутствовать только Магдалине (замененной по требованию инквизиторов собакой). «Пир в доме Левия» — одна из самых блистательных работ Веронезе по грандиозности, величию, безупречной стройности и гармоничности композиции ее можно сравнить только с Афинской школой Рафаэля.
Вслед за холстами для свода Зала Коллегии была исполнена огромная композиция Аллегория битвы при Лепапто. Эпилогом творчества Веронезе может считаться исполненный им около 1585 года для Дворца дожей грандиозный плафон «Триумф Венеции». В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и поведении некоторых персонажей картины – солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, – в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции. Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце.
В 1819 году была снесена и сама вилла. Здесь мирно уживались между собой различные направления искусства.
Грандиозные идеи Веронезе, конечно, требуют огромного труда и многочисленных помощников. Полная достоинства фигура отчетливо выступает на темном фоне. К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано. Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида.
После смерти Веронезе эти художники продолжили деятельность мастерской, нередко подписывая картины своеобразным коллективным именем Haeredes Pauli (наследники Паоло). Вокруг Савла стремительный поток движения.
Паоло Веронезе входит в избранный круг «великих» художников Венеции и получает заслуженное признание, когда ему ещё нет и тридцати лет. Заказ цикла панно – сам по себе необычный факт. Антонова. Плафоны прославили Паоло Веронезе. Художник отдавал предпочтение тем портретам, которые имел возможность творить свободно, с большей долей непосредственности, в частности, картинам с изображением пиршеств и групповым портретам. Художник далек от попытки придать большее реалистическое правдоподобие изображаемым событиям.
Работы, посвященные семейству Куччина, тоже достойны внимания. С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды. Веронезе проявляет себя в этих произведениях во всем блеске своего высочайшего мастерства. Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе.
Работа Антонио Бадиле (1516 – 1560) Мадонна во славе со Святыми Иоаном Крестителем, Антонием Аббатом, Бенедиктом и Власием до сих пор украшсет второй алтрь слева в церкви Святых Назария и Келсия в Вероне и паж справа – Паоло Кальяри, ученик Бадиле. По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году. Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии. Именно вот таким образом его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности. В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. Заказ на это последнее полотно, в настоящее время хранящееся в Галерее Академии в Венеции, был получен Веронезе от настоятеля монастыря по имени Андреа деБуони (или Буоно).
Именно там талантливый юноша черпал вдохновение. Это оригинальное сооружение Андреа Палладио было выполнено в виде латинского креста (главный зал), вокруг которого расположены меньшие помещения. В картине всего три действующих лица. Каким же был тогда Веронезе.
Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет широкий салон-вестибюль, проходящий через все здание (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры). Она храниться в Музее Кастельвеккио в Вероне.
В некоторых последние произведениях Веронезе можно заметить ярко выраженные нотки беспокойства и тревоги, которые тесно связаны с ухудшением здоровья стареющего мастера. Композиция строится по диагонали – именно так располагается фигура Христа. Эта картина была написана как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции.
Веронезе вызвали к инквизиторам, которые были возмущены изображением Тайной Вечери. Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов. Брак принес супругам четырех сыновей и дочь. Корпус был изготовлен 1558 году и спустя два года украшен различными живописными панелями. В картине, традиционно называемой Святой Панталон исцеляющий мальчика, художник в действительности изображает сцену обращения святого: настоятель, потрясенный мучениями умирающего ребенка, укушенного рептилией (эпизод с мальчиком, поддерживаемым самим священником Борги, запечатлен в незабываемой по драматической силе сцене в левой части полотна), дает обет принять христианскую веру, если Бог совершит чудо и спасет мальчика. Естественно, что в подобном культурно-религиозном климате не менее важным был культ Марии.
Это был рисующий художник, вот таким образом он стоял особняком от великих венецианских колористов. К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто. Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины. Картина должна была отражать всю важность сюжета изображенного на ней.
Получившаяся в результате работа способствовала признанию живописца. Уникальность заказа в том, что обычно церковные здания украшали лишь небольшие фрески, что заметно отличается от масштабов росписи Веронезе. За ним последовали картина на тот же сюжет для трапезной монастыря Санта Мария деи Серви, подаренная в 1664 году правительством Венецианской республики французскому королю Людовику XIV и сейчас украшающая один из залов Версаля композиция Пир в доме Григория Великого, заказанная для монастыря Монте Берико близ Виченцы (1572) и, наконец, Тайная вечеря для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, которая должна была занять место погибшей во время пожара 1571 года картины Тициана на тот же сюжет, созданной великим венецианским живописцем несколькими годами ранее. Центральное положение в станковой живописи Веронезе занимают его монументальные холсты с изображением пиршеств, относящиеся к лучшему времени его творчества – 1560-м – началу 1570-х гг. Судя по сохранившемуся протоколу, допрос Веронезе скорее походил на мирную беседу наконец инквизиторы предложили Веронезе компромисс — он меняет название картины, которая будет отныне именоваться «Пир в доме Левия» и обязуется заменить изображенную на первом плане Магдалину собакой. Один из лучших в XVIII веке знатоков венецианской живописи, Антон Мария Дзанетти в своей книге, опубликованной в 1771 году, назвал его самой красивой обнаженной фигурой, когда-либо написанной этим замечательным художником. Пейзаж в картинах последнего десятилетия жизни Веронезе приобретает важнейшую роль.
На это событие Веронезе откликнулся исторической композицией «Битва при Лепанто». Последняя героиня – персонаж исторический, не имеющий отношения к текстам Священного Писания, тем не менее поучительная истории Лукреции, героически пожертвовавшей жизнью, предпочтя смерть бесчестию, также использовалась церковью в качестве exemplum (образца) высочайшей моральной стойкости. К 25 годам Паоло Кальяри окончательно определяется со своим жизненным призванием, которым становится монументальная живопись.
Юношей Паоло познакомился с искусством Северной Италии. Паоло Веронезе (1528-1588) появился на свет в 1528 году в квартале Сан Паоло города Вероны, одного из главных городов, входивших тогда в состав Венецианской республики.
Это наиболее содержательные из его полотен. Мертвый Христос представлен в позе живого человека. Уже с 1555г.
Картины Антонио Бадиле, у которого он учился, не стали серьезной школой. Точно не известно, был ли этот живописный цикл заказан художнику самим императором или же картины были приобретены для Рудольфа в более поздний период тем не менее следует отметить, что их содержание прекрасно отвечало рафинированной культуре пражского двора конца XVI века. Но не она занимает воображение мастера. Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному.
Далее следует Пир в доме Григория Великого, которую заказал монастырь Монте Берико близ Виченцы – написанная в 1572 году и Тайная вечеря для монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, последнее полотно было заказано настоятелем монастыря взамен одноименного полотна Тициана, погибшего в пожаре в 1571 году. Около 1560 года Веронезе получил новый масштабный заказ. От сонма херувимов, окружающих Мадонну исходит мощный свет, а изображенные вверху справа тучи рассеиваются, открывая группу ангелов, небесных музыкантов.
Художник не ограничивался копированием, а вносил собственное видение, часто «исправляя и украшая» то, что рисовал. Приятное исключение – аллегория «Диалектика», где создан монументальный и в то же время полнокровный образ. Религиозные сцены (часто изображающие пиры) разворачиваются на фоне сказочных дворцов, а их действующими лицами становятся современники художника, облаченные в разноцветные шелка и бархат, сияющие драгоценностями, окруженные толпой шумных слуг. Отдельные фигуры перекрывают друг друга, скрещиваются, сталкиваются. Чрезмерная жизнерадостность картины привлекла внимание святейшей инквизиции. Картина Веронезе полна аллегорий.
Созданные Веронезе картины на центральном и угловых плафонах раскрыли его талант во всем блеске.
Для трапезной монастыря Святого Назария Веронезе пишет полотно Ужин в доме Симеоне, размеры его не грандиозны, всего 3 метра на 4, 5 м, это для гигантских «Тайных вечерь» Веронезе практически интимная и домашняя живопись. Все интерьеры перекрыты коробовыми сводами, что значительно уменьшает высоту стен. Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом.
Именно там он получил свое прозвище Веронезе (что означает веронец, житель Вероны), которое впоследствии принесло ему мировую славу среди потомков. Менна, около 1561 года), многочисленные изображения мадонны, где традиционный мотив мастер воплощает во множестве смелых и оригинальных композиционных вариаций (Мадонна с младенцем и святыми, около 1562 года). К этому периоду относится создание монументальных холстов с изображением пиршеств. К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны).
Лишь многие десятилетия спустя счастливый декоративный дар Веронезе, его великолепная искрящаяся светом живопись возродится в произведениях художников Андреа Челести, Фумиани, Ладзарини – всех тех, кто, пытаясь противостоять господствующей моде на темную живописную манеру (манеру тенеброза), обретет в произведениях Паоло идеальную модель для обновления венецианской живописи и возвращения ее к сиянию чистых красок. Веронезе скончался 19 апреля 1588 года и похоронен в венецианской церкви Сан Себастьяно. 1571, Дрезден, Картинная галерея) — одновременно и великолепный групповой портрет и объединенная сюжетным началом вотивная картина.
Среди них – два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году. Венеция, Галерея Академии), цикл картин Куччина (1571. Венеция в то время была единственным городом в Италии, где не сжигали на кострах «еретические» сочинения и самих еретиков.
Если в картине остается некоторое пространство, я украшаю его фигурами, которые кажутся мне подходящими и соответствующими замыслу. Существует предположение, что в образе св. Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), также являет собой настоящий триумф блистательного колоризма Веронезе.
Впервые он подпишется этим именем только в 1555 году, заключая контракт на выполнение алтарного образа "Пала ди Монтаньяна". Центральное место в цикле занимает «Мадонна семьи Куччина» (ок. Символы Святого Иеронима – лев, кардинальский головной убор и книги – детально выписаны художником. На памятнике в Вероне Паоло Веронезе как раз изображен с этой почётной наградой — золотой медалью.
Такой тип изображения был выработан еще венецианскими мастерами XV века: Христа, сидящего на краю саркофага или (как у Веронезе) па погребальной пелене, поддерживали в одном случае скорбящие ангелы, в другом – Мария и Иоанн.
Створки были закончены и установлены в 1560 году. К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны). Они дали ему первое художественное образование.
В вину ему ставили слишком вольную трактовку священного писания. Свидетель на его венчании в церкви Св. И хотя сама по себе диагональ всегда вносит в композицию напряжение, Веронезе смягчает его, создавая за счет ритмично склоняющихся фигур по-ренессансному замкнутое построение картины. Лк.
Подобная трактовка пейзажа не новинка для художников того времени. Световые блики сообщают необходимую легкость фигурам, трактованным с подчеркнутой пластичностью и создают иллюзию глубины, – качество, полностью отсутствующее в соседствующих с работами Веронезе произведениях двух других художников. Ю. Д.
Естественно, религиозная тема была не единственной в творчестве Паоло. Возглавлял «комиссию» несравненный Тициан и единодушным голосованием медаль присудили Веронезе. Художник не ставит перед собой задачу изображать события реалистично.
Темные деревья гнутся от порывов ветра и сквозь тучи пробивается яркий луч света. Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столько навеяны архитектурой Санмикеле, сколько являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей труд о театральной сценографии (часть его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, безусловно, знал.
Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1673. Одно из таких полотен («Пир в доме Левия», 1573 год) навлекло на Веронезе подозрение церкви, что могло стоить мастеру его репутации и даже более серьезных последствий. Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) более двух десятилетий жизни. Тогда же Паоло представил монахам проект корпуса для церковного органа.
Нарисованные пейзажи виднеются сквозь нарисованные окна и один из них – это аллея, ведущая к вилле, – создается впечатление, что по аллее движутся реальные карета и всадники. Любимов). Размеры полотна – 5, 5 метра высоты и около 13 метров ширины.
Часто художник обращается к изображению пиров, праздников с обилием ярко одетых людей, со стремлением к жанровости. Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно. В круге диаметром 2м 30см мы видим Аллегорию Музыки. Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов. Дрезден, Картинная галерея). Создание цикла датируется 1570-ми годами.
Это, видимо, определило необычный характер живописного декора виллы: сравнительно невысокие стены украшены иллюзорными колоннами или столь же иллюзорными нишами со «стоящими» в них статуями или «живыми» фигурами и иллюзорными окнами с раскрывающимися в них пейзажными панорамами. Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. Веронец протрудился над созданием потрясающих сюжетов почти десять лет и так полюбил это место, что составил завещание, приказывающее похоронить его именно там. Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в рост (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а также задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся соответственно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе). Главным полотном является «Мадонна семьи Куччина» – отличный групповой портрет с религиозной тематикой.
Олицетворяющие экономическую и политическую мощь республики, они напоминают пышный двор, состоящий из прекрасных обнаженных женщин и элегантных кавалеров. Для станковой живописи позднего Веронезе характерна его картина «Похищение Европы» (1580 года).
Изумляющие своей ликующей красочностью, светлые по настроению полотна (Обручение св. И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно так, как мы не умеем до сих пор Я обязан всем Паоло Веронезе». Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами. Главным средством выражения у венецианских художников был цвет.
Лк. Каждая из картин являет собой выдающееся произведение. Полны оптимизма сочные, живописные полотна Паоло Веронезе (Паоло Калиари, 1528-1588). 5). Сыновья работали в боттеге отца и после его смерти «наследники Паоло», так подписывала боттега-мастерская свои произведения, работала, продолжая традиции великого Веронезе.
Именно такое имя получил в детстве, всемирно прославленный в будущем, художник Паоло Веронезе. В XVII веке венецианская живописная школа стала в Италии одной из второстепенных. После смерти Веронезе Бенедетто возглавил процветающую мастерскую.
С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно. Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее.
Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, – семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града – предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке. Уже в январе 1575 года Паоло получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо (Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца. С 1553-54гг. Полная непричастность художника к сути спора о соотношении художественного результата и религиозного содержания с особой наглядностью проявилась в том эпизоде допроса, когда художник простосердечно называет Страшный суд Микеланджело в качестве примера, который мне дали мои учителя, упоминая произведение, которое в эти годы было объектом самых жестоких обвинений со стороны многих фанатически настроенных представителей римского духовенства, вплоть до признания его еретическим и подлежащим уничтожению.
Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой. 1565—1570, Лондон, Национальная галерея). На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника. В 1552 году Кальяри получает настоящий подарок от судьбы.
Вместе с другими живописцами он работал над росписью плафонов трех залов дворца. Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е. Большая часть снятых фресок попала в Англию в начале XIX века, но там потерялась. Наконец, два Пророка, написанные в технике гризайли и первоначально размещенные по сторонам от главного алтаря, сейчас находятся в собрании Фондационе Чини в Венеции.
Алтарные композиции Веронезе нередко полны праздничного, светского великолепия. Первый у Веронезе яркий пример картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, среди которых можно видеть Христа и апостолов, множество воображаемых и реальных портретов (включая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), целый сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры. В эту же группу входит и более интенсивная по цветовому решению композиция для главного алтаря церкви Сан Себастьяне, законченная в 1565 году.
1548. Но они не слишком достоверны. Веронезе чувствовал себя с ними на равных.
Конечно, самым верным среди них был его младший брат Бенедетто (1538-1598). В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе исполнил одиннадцать холстов. собакой. Среди них блистательное "Обручение Святой Екатерины" из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ "Пала Бевилъаква-Ладзизе", созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция "Крещение" (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же "Оплакивание", заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное "Положение во гроб" из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце.
Эти принципы и приемы впоследствии послужат основой всех его творений. По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564), Пармиджанино (1503–1540), Корреджо (1489–1534). Это грандиозная работа, в основе которой лежит потрясающая визуальная иллюзия. Меньший по размерам, более вытянутый по формату, этот холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины). Эти произведения были написаны примерно в 1575 году. Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях.
Он как бы располагается в самом нижнем ярусе среди всех персонажей. Его дед и отец был камнетесами. Красота и тонкость цветовых сочетаний, прекрасно переданное скольжение золотистого света делают эскиз по-настоящему декоративным: его легко представить себе увеличенным до размеров большой стенной росписи.
В 1819 году была снесена и сама вилла. Серию Пиров Веронезе завершает его лучшая композиция на эту тему — грандиозный «Пир в доме Левия» (1573, Венеция, Галерея Академии). В награду за это кардинал оплачивает юному дарованию поездку в Венецию.
Создание Веронезе картины «Похищение Европы» пришлось на завершающий этап творчества художника. Справа в пейзажном обрамлении изображены многие очевидцы и участники события. С семьей Куччина (Коччина) Веронезе связывали довольно тесные отношения и все же факт заказа целого цикла больших панно необычен.
Созданные художником образы со всей наглядностью продемонстрировали его способность с помощью ослепительного сияния красок придать силу и жизненную полноту самым сложным и отвлеченным идеям. В этих произведениях художником вырабатываются те принципы и новые приемы живописи, которые используют для большей художественной выразительности игру света и тени. В этом произведении вновь царят неповторимое праздничное великолепие, безмятежная радость и полнота ощущения жизни их излучают сами краски, ложащиеся широкими плоскостями, сияющие и окрашивающие цветом тени.
Кресты для Христа и разбойников размещены в левой части композиции. Как было принято, с детства сыновья Габриэле работают в боттеге отца и маленький Паоло отличается способностью к рисованию.
Там уже к 1553 году, сразу же после того как были закончены роскошные позолоченные деревянные обрамления, полотна заняли свои места на своде. В 1551 Паоло Кальяри переселился в Венецию, где и получил прозвище «Веронезе». В этой композиции, вывезенной французами в Париж в 1797 году во время наполеоновских походов в Италию и с 1803 года экспонируемой в Музее изящных искусств Кана, заметно воздействие произведений Джулио Романо и Микеланджело.
Напротив, последний выполненный им большой цикл плафонов в зале Колледжо Дворца Дожей (1575) очень эффектен и праздничен, но в нем есть не свойственная более ранним работам Веронезе монументальная холодность и иллюстративность. В первой из комнат, получившей название Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – жирный кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает обман, тогда как на антаблементе, помимо различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой. Типичен для Веронезе и архитектурный фон в виде живописных античных руин.
К началу этого десятилетия относится, к примеру, так называемая Ла Белла Напи из Лувра, блистательный искрящийся светом образ знатной венецианки, чуть печальное лицо которой контрастирует с изысканной красотой ее одежд и драгоценных украшений.
Веронцу – а прозвище «Веронезе» переводится именно так – предстояло выполнить роспись плафонов для залов Совета Десяти в Дворце Дожей по государственному поручению. Некоторые находятся в ризнице Кафедрального Собора города Кастельфранко Венето, некоторые в Венеции, в Виченце, в Читаделле и Париже. В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок. Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры».
Однако исправления, которые внес Веронезе, согласно результатам исследования, которое проводилось в период реставрации картины в 1980-1982 годах, были крайне условны. Далее, он получает масштабные заказы на оформление шикарных вилл своими рисунками и фресками – виллы Коллеони (1560), виллы Мазер (1565), палаццо Маньядоле (1572). Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместе со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики. В 1553 году Веронезе пригласили в Венецию для участия в украшении Дворца дожей. Его отец был скульптором, а дед художником, вот таким образом профессия юного Паоло была предрешена с самого рождения.
Осталось только литография с изображением утерянных в Англии фресок Веронезе. Такое знакомство, несомненно, оказывает значительное влияние на его дальнейшее творчество.
К числу самых эффектных и праздничных композиций такого рода относится «Семейство Дария перед Александром Македонским» (ок. В результате к настоящему времени известно о судьбе лишь пятнадцати фрагментов некогда обширной декорации. Наряду со станковыми картинами, Веронезе создавал стенные росписи. Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция.
Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие "Время и Славу", а также "Справедливость" (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой "Истории" в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом. Сопоставим, например, живописную трактовку мускулистого тела демона или мощной фигуры самого Святого Антония с так называемым Белъведерским торсом, знаменитой греческой скульптурой, ставшей прообразом многих пластических мотивов Микеланджело. 1475, Венеция, Галерея Академии). Таким образом, Паоло по сути дела изменил лишь название холста, превратив Тайную вечерю в Пир в доме Левия.
Его языком были краски. Аналогичный смысл имеют композиции с изображением Магдалины (Городские музеи в Па-дуе Музей Прадо, Мадрид) и добродетельной Лукреции (Музей истории искусств, Вена). Сравнение с аналогичными образами, созданными для того же зала Якопо Тинторетто и Андреа Скьявоне, наглядно демонстрирует, сколь непохожими были в этот период колористические и изобразительные принципы ведущих мастеров венецианского маньеризма.
Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите. Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника.
Колоссальные арки делят всю композицию на три разные по своему значению сакральные зоны. Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана. Работа над первым венецианским заказом не отвлекла Паоло от многочисленных поручений на терраферме: в том же году, когда была закончена Пала Джустиниани, он расписывает фресками виллу Соранцо в Тревилле в окрестностях Кастельфранко Венето, построенную десятилетие назад Микеле Санмикеле. Хотя оболочка, по сути, была взята из церковных сюжетов: Брак в Кане Галилейской, Пир в доме Левия (Тайная вечеря) и т. д. Последняя из картин, к слову, вызвала протест со стороны католической церкви и требование заменить собаку на изображение Марии Магдалины. После 1570 года Веронезе возвращается к теме Пиров, написав одну за другой серию холстов, которую открывает Пир в доме Симона фарисея, предназначенный для монастыря Сан Себастьяно (около 1570) и в настоящее время хранящийся в Пинакотеке Брера в Милане.
«Поклонение волхвов» в творчестве Веронезе – своеобразный апогей торжественной зрелищности в сочетании с жизненным полнокровием образов. Тема торжества «истинной веры» стала основой предложенной Веронезе заказчиками программы.
Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть.
Тем, кто окажется в Вероне, город предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри. Три из них (Святой Николай, провозглашенный епископом Миры, Стигматизация Святого Франциска, Распятие) в настоящее время находятся в собрании Галереи Академии в Венеции. О картине «Мадонна семейства Куччина» говорит Персианова: «С присущим ему композиционным мастерством, легко и свободно размещает Веронезе фигуры на плоскости холста. Он посетил Мантую.
В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна.
Веронезе и в Обращении Савла проявляет свое замечательное дарование колориста. В целом, полотна передают собирательный образ Венецианской жизни. Таково прекрасное Нахождение Моисея (1570-е, Мадрид, Прадо). Тяжелым грозовым тучам в небесах соответствует сумрачная атмосферная дымка.
В центре располагаются Мария и Христос, обозначенные нимбами. Лишь в некоторых из его женских портретов заметны следы более глубокого проникновения в психологию. Роль созданной Веронезе картины с названиями «Тайная Вечеря» или «Пир в доме Левия» весьма значима – она завершает цикл. Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины.
Ножка богини – на самом краю, словно Диана собирается покинуть нишу. Зритель видит хозяйку дома, добродетельную матрону, с величавой грацией преклонившую колени перед мадонной, домочадцев и детей, переданных с большой теплотой: один из них, хрупкий мальчик, задумчиво прислонился к колонне, другой прижался к матери, третий, совсем маленький, сидя на полу, тянет ручку к собаке изображенной на переднем плане. В одном из таких полотен – «Семейство Дария у ног Александра», художник прославляет душевное благородство человека, продолжая гуманистическую линию ренессансного искусства. Великий итальянский художник умер в Венеции 19 апреля 1588 года.
С названиями «Семейство Дария перед Александром Македонским» или «Цикл семьи Куччина» тоже обязательно стоит ознакомиться каждому ценителю итальянского искусства. Наряду с женскими образами в этот период художник пишет многочисленные мужские портреты. Можно лишь предполагать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (радость и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием.
веронский), проживающий в Венеции». Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены. «Конкурс» знаменитостей, а лучшему из них должны были присудить золотую медаль. На картине изображен единственный герой сцены Святой Иероним. Художник картины «Коронование Марии в сакристии», расположенной в центральном нефе и создатель огромных плафонов изображающих истории из жизни Эсфири и Мардохея, стал первопроходцем в выполнении столь всеобъемлющих проектов для католической церкви.
Фирменными штрихам его работ стали яркие, насыщенные цвета (он был непревзойденным колористом), а также сложная, четко выверенная композиция картины с множеством интересных мелочей и деталей. Каждую комнату украшали иллюзорные ниши и колонны, которые и предстояло оформить Веронезе. пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие. Светский жизнерадостный характер носит картина «Пир в доме Левия» (1573), где религиозный сюжет служит лишь поводом для воссоздания красочной сцены жизни патрицианской Венеции.
Вспыхнувший ночью 20 декабря 1577 года, он уничтожил не только несколько второстепенных дворцовых покоев, но и Зал Большого совета вместе с Залом Скрутино (голосования). Среди них цикл картин, написанных по заказу знатной венецианской семьи Куччина: «Мадонна семейства Куччина», «Несение креста», «Брак в Кане», «Поклонение волхвов». Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года.
Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома».
В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Брак в Кане Галилейской и Христос в Еммаусе) Калиари своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды.
Уже первая из этих композиций —огромное полотно «Брак в Кане» (1562—1563, Париж, Лувр) с его многочисленными (более шестидесяти) персонажами — нечто беспримерное по праздничности и размаху в истории венецианской монументальной живописи. Начало семидесятых годов ознаменовалось возвращением Веронезе к изображениям Пиров. В те же годы Веронезе создает целый ряд великолепных станковых композиций.
Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне. В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся ныне в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини). В центре присутствовала лишь Магдалена, но по настоянию инквизиторов ее заменили. до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз. Однако в конце XIX века здание церкви было демонтировано в связи с постройкой на этом месте Наполеоновского крыла Новых прокураций.
Первое полотно относится к числу наиболее эффектных композиций и изображает встречу великого полководца с семьей побежденного персидского царя. 5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры. К слову, последняя картина обобщила весь довенецианский художественный опыт Веронезе. Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора.
На первом плане оказываются ступни его босых ног. После его смерти, сыновья живописца основал сообщество «Последователи Веронезе», пытаясь продавать свои картины под этим «брендом».
На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка. После смерти родные художника выполнили его волю. Заказчики сумели по достоинству оценить великолепие полотен Веронезе в Зале приемов. Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь.
СПб, Эрмитаж). Паоло решительно меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий. Сейчас этот плафон является достойным экспонатом знаменитого Лувра.
Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке. В том же году художник украшает своим творчеством интерьер библиотеки Сан-Марко. – Здесь его образная и композиционная фантазия неисчерпаема. Дл его картин характерна мягкая атмосфера, великолепная красочная гамма и декоративная пышность.
Упавший с коня Савл распростерт на земле, его тело показано в сильном ракурсе (ракурсы такого типа любил использовать Микеланджело). Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания. 1550-х). Скала, возвышающаяся за спиной Святого Иеронима, олицетворяет трудный путь наверх, туда, где находится церковь с расположенным рядом обелиском, символом Вечности.
Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества. К примеру, можно назвать, хранящееся у одного из частных коллекционеров Нью-Йорка «Обручение Святой Екатерины», экспонат веронского музея Кастельвеккьо – написанный в 1548 году алтарный образ «Пала Бевилъаква-Ладзизе», картина «Крещение», созданная для украшения одной из веронских капелл в 1548-1549 годах. Драматическая встреча великого полководца с молящей о пощаде семьей побежденного им персидского царя превращается в полотне Веронезе в «величественный театр» с великолепными архитектурными декорациями, сиянием воинских доспехов, облеченными в парчу и мантии из горностая актерами.
К примеру, точно следуя букве евангельского текста, Крещение Христа должно было бы изображаться не на опушке густого леса, насыщенного красками и создающего определенное настроение у смотрящего на картину, а на пустынном берегу Иордана. В этом живописном цикле художник использует опыт, обретенный в процессе работы над сводами Залов Совета Десяти: иллюзионистически раздвигая тесное пространство ризницы, он сообщает ясную читаемость заключенным в богато украшенные резные рамы, образующим декоративный каркас свода композициям. Веронезе был любителем музыки. Именно 60-е годы XVI века стали периодом расцвета творчества Паоло Кальяри Веронезе. Все персонажи полотна предстают перед зрителем живыми, брызжущими энергией и весельем.
Особенно хороша в этой картине фигура Святой Екатерины обернувшись назад, чтобы увидеть главную группу, расположенную за ее спиной на высоком мраморном постаменте, святая напряженно изогнулась и, вторя ее сложному движению, эффектно рассыпаются складки широкого золотисто-зеленого плаща, редкостного по колористической изысканности. Они придают некую легкость восприятия картинам художника, по традиции того времени помещенным в тяжелые позолоченные рамы. Согласно контракту, художник должен был изобразить «Брак в Кане». В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана.
Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции. Сходные по содержанию идеи – предостережения и побуждения к благочестивой жизни – несут в себе многие другие картины Веронезе этого времени, к примеру, Юноша между Грехом и Добродетелью из мадридского музея Прадо, Притча о добром самаритянине из Картинной галереи в Дрездене. Об учебе художника известно больше.
Новаторство росписи бросалось в глаза. Последняя работа Веронезе — огромный овальный плафон «Триумф Венеции» (1585, Венеция, Дворец Дожей), написанный помощниками мастера по его эскизам, несмотря на то, что некоторые его мотивы вторичны, выгодно выделяется на фоне живописной декорации этого зала, созданной после пожара 1577 года в спешке и преимущественно второстепенными мастерами. Самой ранней работой Веронезе считают фрески, выполненные им совместно с Дзелотти в 1551 году на вилле Саранцо, близ Кастельфранко (сохранились во фрагментах). Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: Robur imperii (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, Nunquam derelicta (Без пренебрежения) и Reipublicae fundamentum (Основа республики) над и под изображениями Веры и Религии, а также Custodes libertatis (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира.
Богиня охоты, обнимающая собаку, подобна ожившей статуе. Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний сад на северную сторону (Грот). Веронезе остроумно использовал приемы иллюзионизма и непринужденно поселил в едином живописном пространстве богов Олимпа и обитателей виллы. Вероятно, к этому времени была закончена его декорация иконографическую программу которой с прославлением военных и политических достоинств Светлейшей разработал Джероламо Барди, монах из ордена камальдулов (ордена, основанного Святым Ромуальдом в Камальдоли, близ Ареццо).
Ему поручили три главных сюжета. Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны. В произведениях мастера не было религиозного смысла. Абсолютно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея.
Возможно, башни служат опорой для антаблемента здания.
В это же время Веронезе создал шедевр для веронской церкви Св. Джорджио ин Брайда Мученичество Святого Георгия, который до сих пор украшает главный алтарь этой церкви в Вероне. Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества.
На заднем плане толпится их многочисленная свита. Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, ныне разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу). Веронезе пошел на хитрость, превратив Тайную вечерю в Пир в доме Левия, разместив на карнизе над пилястрами надпись «FECIT D. COVL MAGNU. LEVI-LUCAE CAP. V» (И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение.
Хотя Веронезе не был прирожденным портретистом, но он создал несколько произведений, где постиг человека во всем своеобразии его конкретной индивидуальности, – «Портрет Пазе Гвариенти» (1556), «Портрет графа да Порто с сыном Адриано» (около 1556 года). Свет и тень, отбрасываемая фигурами Дианы и ее собаки, создают впечатление глубины ниши. Неудивительно, что в мальчике проснулись художественные таланты. Восхищенный В. И. Картины смогли воссоединиться лишь после Первой мировой войны в Галерее Эстенсе в Модене.
Сказочным блеском отмечены волхвы и их свита. Паоло был младшим из пяти детей. Огромную роспись «Юпитер изгоняет Пороки» впоследствии увезет в Париж Наполеон, а в аллегорической композиции «Старость и Юность» художнику удалось проявить индивидуальность без следов чьего-либо влияния.
И, конечно, «Положение во гроб», ныне находящаяся в частной французской коллекции, а ранее украшавшее церковь Корпус Домини в Виченце. Впрочем, затея так и не увенчалась успехом – в отличие от славы гениального Паоло имя и произведения которого по сей день живы и радуют взгляд всех ценителей изящного искусства.
Важнейшей частью произведений Веронезе в последние десять лет его жизни становится пейзаж.
Первым наставником Паоло был знаменитый архитектор Микеле Санмикеле. В ней Веронезе строг и лаконичен. Они расписали фресками Лоджию, главный Салон и два зала виллы. В начале XVI века художественная жизнь Вероны развивалась самостоятельно и независимо от столицы.
Среди них – племянник Альвизе дель Фри-зо (1544-1609) и сыновья Габриеле (1568-1631) и Карлетто (1570-1596). В своих изображениях евангельских сцен с участием в них Христа (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в венецианских же костюмах современники художника. Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества. В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и еще одного художника (возможно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы.
Спускающийся с небес ангел несет ему пальмовую ветвь, знак грядущей мученической смерти. Кроме Пиров он пишет серию панно, украсивших залы венецианских дворцов. Вполне естественно, что в такой атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования более строгих и чинных изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) еще в декабре 1563 года. В частности работы Тициана, построены на абсолютно ином тональном принципе, а мягкую дымку на картинах Тициан создает сложным наложением слоев различных цветов.
В 1550-е годы роль церкви значительно возросла, что соответствовало идейным установкам Тридентского собора (1546—1563), призвавшего укрепить католическую церковь в ее борьбе с «лютеранской ересью». Как написал Джорджио Вазари в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих «Санмикели любил их как своих детей» и на вилле Соранцо художники проявили «вкус, рисунок и хорошую манеру». От гармонической ясности и цельности в изображении ничего не остается. Таково эффектное «Мистическое обручение Святой Екатерины» (ок. Он песет (как в Кающейся Марии Магдалине Тициана) сильную эмоциональную нагрузку.
Теме Вознесения Богоматери, наиболее интересной с точки зрения соответствия положениям контрреформационных теорий, посвящена большая картина, написанная в 1586 году для главного алтаря венецианской церкви Оньисанти (ныне в Галерее Академии в Венеции).
В последнее десятилетие Веронезе испытывает некоторый творческий спад.
Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания.
В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами. Пейзажи в его картинах играют свою, специально отведенную им для этого роль. Художник пошел на компромисс и дал картине второе имя – «Пир в доме Левия», удалив с полотна Магдалину.
Живописи Веронезе учился у местного мастера Антонио Бадиле. Плотское и чувственное в искусстве Паоло Веронезе есть особая ценность жизни. Интересно, что Веронезе, как это было ему свойственно, придал лицу Савла свои черты.
Еще никогда архитектура не занимала у Веронезе такого большого места, как в этой картине. Крупнейшим среди них был Тициан, колоризм которого строится на ином тональном принципе и отличается сложным сочетанием накладываемых слой за слоем цветов, чьи переходы создают эффект мягкой световоздушной дымки. Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника.
И в самом последнем произведении Веронезе, алтарном образе исполненном в 1587 году по заказу Бар-толомео Борги, настоятеля приходской церкви Сан Панталон, воплощена близкая идея – Вера как путь к спасению. «Пир в доме Симона Фарисея» (около 1560 года) открывает собой серию торжественно зрелищных композиций с изображением праздничных пиршеств.
Справа и слева фигуры апостолов теряются в многолюдье суетящихся за их спинами слуг, голубизну неба заслоняют колоссальные мраморные дворцы, а две «scale morte» («мертвые, никуда не идущие лестницы»), упирающиеся в балюстраду, заполняют спускающиеся и поднимающиеся по ступеням люди. Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это святой Иосиф. Многие из работ, выполненные Веронезе в девятом десятилетии для церквей и религиозных объединений, обладают сходными чертами.
Эрмитажная картина вообще принадлежит к числу лучших созданий художника. Со смертью Тициана (1576), Веронезе (1588) и Тинторетто (1594) завершилась великая эпоха венецианского Возрождения. Лоджия превращает сцену трапезы Христа с учениками в некий «величественный театр» (как назвал одну из Трапез Веронезе венецианский историк XVII века Ридольфи), придавая ей облик праздничной многолюдной сцены, хотя за столом сидят всего двенадцать апостолов впечатление многолюдья создают суетящиеся за их спинами слуги.
Здесь же появился пример того, как Веронезе понимал женскую красоту: слегка затененные лица, золотистые волосы, алебастровая кожа, маленькие полуоткрытые рты, сверкающие драгоценности, мраморный отлив изысканных одеяний. Портретный жанр с самого начала играл важную роль в творчестве Паоло. На суде инквизиции Веронезе сказал: «Мы, художники, осмеливаемся на те же вещи, на которые осмеливаются поэты и безумные».
Вилла, построенная Андреа Палладио, по своей планировке существенно отличалась от других вилл этого великого зодчего. Величественные фигуры Святых Джеминьяно и Севере изображенные на внешней стороне створок, выступают из апсиды в форме изящно украшенной мраморной ниши, напоминающей те классические беседки, что служили фоном для столь же мощных фигур философов Аристотеля и Платона, написанных на холстах и установленных почти тогда же на стендах Золотого зала библиотеки Святого Марка как последний штрих в декорации этого прославленного памятника. Обстоятельства связанного с картиной судебного процесса нельзя рассматривать только как проблему взаимоотношений художника и инквизитора: вполне вероятно, что Паоло поневоле оказался вовлеченным в полемику внутри самого доминиканского ордена полемику между группой монахов из венецианского монастыря, среди которых было немало тех, в том числе среди высшего духовенства, кого называли отступниками или подозревали в сочувствии идеям Лютера и самим инквизитором, принадлежавшим к доминиканцам – пламенным защитникам католичества.
Прозвище «Веронезе» («веронец») художник Паоло Кальяри получил в Венеции, куда в 1551 году переселился из Вероны, входившей в состав Венецианской республики. Ей посвящено и Коронование Марии в сакристии (одним из символов Марии была церковь) и три огромных плафона центрального нефа, темой которых стала история Эсфири и ее родственника Мардохея, спасших иудейский народ от полного уничтожения. Колонны пестрого мрамора делят полотно на две неравные части.
Но «Пир в доме Левия» заслуживает отдельного внимания и не только в связи с историей наименования. В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в камень Аглавру). В одеждах, к примеру, солдаты одеты и вооружены как немцы.
Пример гораздо более глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане. Сохранился документ о допросе художника, в котором его обвиняли в том, что в евангельской сцене он изобразил «шутов, пьяных немцев, карликов и прочие глупости». 19 апреля 1588 года художник скончался от воспаления легких. В левой изображена традиционная группа – мадонна с младенцем в окружении святых.
Персианова). Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. Картина с названием «Брак в Кане», которая сейчас находится в Лувре, представляла Трапезу Господню как грандиозный пир под открытым небом, с балюстрадами и портиками по краям и огромным столом, переполненным гостями. Однако тема этой огромной картины приобретает особый интерес, не только художественный, но и политический, благодаря присутствию в композиции фигуры Себастьяна Веньера, командующего венецианским флотом в битве при Лепанто и затем в течение короткого периода, с 1577 по 1578, бывшего дожем Венеции. Георгия, 1580 е годы)». Уверовав в Божью милость, Панталон сдержал обещание, приняв крещение одновременно со спасенным ребенком.