В 1899 г., вдохновлённый рассказом «Святой сатир», Михаил Врубель написал картину под названием «Пан всего за несколько дней изобразив удивительное, будто бы общающееся со своим зрителем при помощи глаз мифическое существо, наполовину человека, наполовину козла. «пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. Картина Врубеля Михаила Пан: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
«пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. Картина Врубеля «Пан» совершенно по-иному представляет зрителю древнегреческого полубога, бунтаря, дебошира и сладострастника Сатира. Купить картину или постер "Пан", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Картина М. Врубеля «Пан» принадлежит к серии картин, которые критики называют сказочными или фольклорными ноктюрнами.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь». Ветер гонит тучи, сгибает деревья, навевает сны и кошмары. После обеда Врубель позвал меня смотреть портрет. Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Не такие ли руки у врубелевского Пана: большие, некрасивые, узловатые.
Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом. Природа и это существо словно составляют одно целое. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный».
Руки, ноги и голова пришиты друг к другу, но так, что швов не видать. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». Собственно, на холсте именно это мы и видим – на первый взгляд. На картине Михаила Врубеля "Пан" изображён одноименный персонаж древнегреческой мифологии. Подрамника с чистым холстом под рукою не оказалось и тогда, по свидетельству молодого композитора Б. К. Яновского, приехавшего с супругами в Хотылево: Врубель на моих глаза соскоблил начатый портрет жены и на месте его принялся писать Пана (сам он называл его Сатир).
Александр Блок писал о «Демоне поверженном»: «закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Для художника Пан – воплощение чуткой, поэтической души.
Чаще, однако, он занят другим. Чтобы прийти к нему искусству понадобился компромисс между орнаментом и притчей. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. И отчего так тревожен выползающий из-за чёрного леса красновато-жёлтый серп месяца.
Другое дело, что его дом был и моим. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). В одном из томов французского писателя Анатоля Франса (а он читал в подлиннике) его заинтересовал рассказ Святой Сатир, где описано видение монаху Мино возле гробницы святого Сатира — козлоногого белобородого старца с телом, обросшим волосами. Другими, принадлежащими Аверинцеву, словами, символ – это равновесие формы и содержания. P. S. Выполнили фотографию в Москве мастера Шерер и Набгольц в 1885 году.
В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Могучая фигура состоит из противоречий. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Сама Н. Забела приходилась племянницей Н. Ге, а ее сестра была замужем за сыном художника.
За ту немалую часть жизни, что мне удалось провести в музеях, я понял одно. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Жесткие волосы покрывали его грудь. При свете луны мы четко видим лицо создания. Зачахший сатир одной ногой (той, что нам не видна) уже в могиле.
Собственно, ему, пространству, не остается ничего другого. У этого рассказа был другой сюжет – не отличавшийся от символа. Всё тело Демона составлено из металлических мускулов.
Теперь о руках. Ночью мы знаем то ли меньше, то ли больше, чем днем, но никогда – столько же. Как мы видим, старец не совсем обычный.
В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Большие седые волосы. Это весёлое и проказливое божество стад, лесов и полей. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Как-то в одной из телевизионных передач о Л. Н. Толстом на экране крупным планом возник рисованный портрет великого писателя. Во всяком случае, в Летописи жизни и творчества Л. Н. Толстого таких сообщений нет.
Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Флейта ритмически очень связана с пальцами Пана. Большие массивные плечи, накачанные руки, которые от локтя к пальцам покрыты волосами.
Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Врубель М. А. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Фон только на этой картине реалистичен. Пан – один из них. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта.
Голубыми добрыми глазами он наблюдает за всем, что происходит вокруг. Но и Толстой не воспринимал своего противника. Для этой картины художнику никто не позировал. И добрые, немного грустные глаза. Сущность хтонического (связанного со стихией земли, растений, плодородия) божества подчеркивает наличие за его спиной дерева – символа жизни, метафора которого – рождение и смерть, рост, становление, при опоре на землю, стремление ввысь, в небо.
Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Врубель потрясает нас. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным.
Но каков настоящий цвет кентавра. В 1880 – 1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства. Пан. Возможно, это мифический пастух, охраняющий волшебных овец, а, возможно, сказочный болотный человек, который не вредит людям и охраняет лес. Они напрямую совершенно не связаны с актуальными для того времени проблемами.
Но он не может умереть, пока жива эта чахлая природа. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Если в картине преобладает смысл, зрителю достается аллегория, если побеждает форма – абстракция. Баланс, трудный, как фуэте на гимнастическом бревне, создает непереводимое единство видимого и невидимого, красоты и глубины, естественного и сверхъестественного, реальности и лежащей за ней истины. Нижнюю часть туловища покрывает темная длинная шерсть и даже видны копыта вместо ног.
С тех пор я так и делаю, но мелкая нечисть не попадается мне на глаза. Каждая из работ Врубеля невероятно глубока и содержательна. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут— флейту Пана.
Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Книгу из которой я почерпнул эти сведения, Синявский надписал мне с лешачьим приветом.
В русском искусстве ближе всех к этому идеалу подошел Врубель. Но у Врубеля уже брезжит иное, как у всех гениев ибо они не только художники, но и уже пророки. Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) – русский художник рубежа 19 – 20 веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Пан1899 г. В Древней Греции сатиры считались лесными божествами плодородия, проводившими время в забавах и охоте и составляли свиту Диониса. Ноги с раздвоенными копытами от ляжки до ступни поросли густой шерстью.
Они были, дикими, страстными и необузданными. Пан сидит на земле и витает в облаках. Это непростое одиночество очень близко художникам эпохи Модерна. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Но бес его попутал и художник соскоблил любимую женщину, чтобы уступить холст сатиру.
Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. Эта картина считается одной из самых лучших работ Михаила Врубеля. Или Демона, про которого Лермонтов так и написал: Синело предо мной пространство. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Герой будто собой, своим телом заменяет (частично закрывает) стволы деревьев. В 1884 году Врубель уходит из Академии.
А. М. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Кажется, что Пан крепко врос в нее или как будто вырастает прямо из земли. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать.
По легенде, Сиринга – наяда, спутница Артемиды, которую преследовал Пан. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Ветер выдает метафору. Торс атлета принадлежит человеку. Гостивший там Врубель уже написал окрестный пейзаж для портрета жены.
В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Прислушиваясь к шорохам ночного леса, журчанию ручья, шепоту листвы, он вбирает в себя все звуки и вибрации с тем, чтобы излить их в своих грустных незатейливых мелодиях. " (с). Это одни из самых любимых картин Художника. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Но когда посмотреть на его туловище, то оно абсолютно не принадлежит дедушке. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля».
Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир». Впечатление тех, кто знал Льва Николаевича близко, о них весьма неоднозначно: серые, серо-стальные, светящиеся из-за нависших бровей, острые, колючие, пронизывающие насквозь, светящиеся, как фонарики, маленькие, по-зверски зоркие и даже волчьи И. Е. Репину казалось, что из-под его густых грозных бровей светятся фосфорическим светом и блеском глаза строгого покаяния А художник Н. И. Шатилов замечал: Что более всего привлекало в его наружности, так это выразительные, глубоко сидящие под густыми бровями темно-голубые глаза У врубелевского Пана глаза голубые и выразительные. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.
Особенно ночью, когда голубое оказывается фиолетовым, а сны – явью. Вот таким образом так дорог Врубелю иной – неверный – свет луны. С годами выяснилось, что без водки я могу обойтись дольше, чем без музеев.
В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Этот контраст наличия в одном теле увядающего и жизненно-крепкого тоже показывает разрыв между двумя полюсами (рождение — смерть). Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Мои сомнения удивили Синявского. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте.
Демон, по выражению Врубеля, был страждущей душой мира, Пан – его тело, только старое. Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут – флейту Пана. У сатира не может быть истории, только антропология. В свободное время он с удовольствием пользовался книгами богатой тенишевской библиотеки.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.
Лучшая из них – Пан. В 1906 художник ослеп. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
Считается, что врубелевское обращение к теме ночи произогило не без влияния живописи Н. Те (к тому времени покойного), с семейством которого он породнился, женившись на Н. Забеле. После окончания академии Михаилу повезло. Со второго начинаются чудеса.
Древним он – бог, нам – леший. Но при этом задний фон абсолютно реален и замечательно изображен. Он – ее дух, она – его плоть, вместе они называются родиной.
Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Прежде всего — глаза. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Здесь художник среди прочих работ создал великолепные росписи сказочных сюжетов на балалайках, а на пленэре возле усадьбы писал портрет супруги.
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Все творчество художника проникнуто некой взволнованностью и особенным романтизмом. Волосатые мослы с копытами вросли в родную стихию – землю. Пан – персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел» и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Усталость, но бесконечная отдача.
В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Во всех работах чувствуется некая надломленность.
Где. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897 все работы – в Третьяковской галерее). В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Это одиночество души, способной отдавать все, ради созидания.
В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Эта картина открывает серию «ноктюрнов» Врубеля (в нее вошли также «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи»). Промежуточное звено между зверем, богом и человеком, Пан обитает в безнациональном раю. Немного затуманенное небо с красиво виднеющимся молодым месяцем.
1899Врубель редко обращается к чистому пейзажу. Эта картина была задумана ещё в Киеве. Тростник также встречается и в изображениях Осириса. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Таков «Пан», написанный в имении княгини Тенишевой под впечатлением рассказа Анатоля Франса «Святой Сатир».
Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Тонкие белокурые березки, развивающиеся на ветру. В живописи такой паритет – и самое ценное и самое сложное. Мощь его тела выдает в нем явный гигантизм (излюбленный прием Врубеля, говорящий о явном проявлении божественной силы персонажа), это не тело старика, не смотря на дряхлость лица. Он критически относился к современному искусству.
Зритель не ощущает равнодушия Врубеля к ним, скорее наоборот. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Так что же можно найти схожего у врубелевского Пана с Толстым. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Он перекликается с опустошённостью души. На широком лбу – торчащие черные рога, внизу – обличье козла. Куда устремлены, что увидели его пронзительные синие глаза.
С приходом христианства прежние боги стали демонами. В умозрительном плане дерево часто делят на три части: корни, ствол и крона, где корни – это подсознание, ствол – стремление, выражающееся физической жизнью, а крона – выход на уровень сознания и сверхсознания. Как все мы, он зависит от среды: на поляне леший ниже травы, в роще – выше деревьев. Огромные, словно выделанные из крепких древесных пород руки натружены тяжёлой работой. Из-за службы отца семья часто переезжала.
Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Он взял у меня краски: желтую, черную, зеленую и киноварь. И сидит он на пне на фоне деревьев. Но огромной силы чувства и высочайшие идеалы также не чужды этому мастеру. Вессель.
Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Дерево всегда показывает связь между прошлым, настоящим и будущим. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Конечно, ночь побеждает, конечно, сине-лиловые миры рушатся и затопляют окрестность. Спрятанное в густой седине лицо возвращает портрет к ветреному пейзажу с развевающимися ветками жидких березок. И тут мне вспомнилась картина Михаила Врубеля Пан.
Убегая, она превратилась в болотный тростник из которого потом Пан и сделал себе флейту. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. На этот счет точных данных не существует. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. Это придает персонажу большей загадочности.
Пан в древнегреческих мифах — козлоногое существо с рожками и телом, покрытым шерстью. Когда мертвая и бесцветная атмосфера уходит в даль, она необъяснимым (что бы ни говорил мой учебник физики) образом становится синим небом, оживляющим фантазию. Персонаж и природа вокруг него слиты воедино. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Свирель не звучит, спина не разгибается, шерсть вылезла, про наяд и думать нечего.
Длинная и густая борода и усы. Я видел ее только на картинках. Небольшая речка, которая выглядывает из-за высокого берега. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Невидимый и бесспорный, он, как судьба, обнаруживает себя, меняя поведение окружающего.
Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Если первого писать с маленькой буквы, то получится одно и то же. Оно напоминает лицо старого дедушки. Как от нас, вред от него очевиден, но ограничен.
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Летом 1897 года Врубель жил на хуторе Н. Ге в Черниговской губернии, работал в его мастерской – видимо, это географическое и «родственное» сближение со своим старшим современником, мастером ночного колорита, не осталось без последствий. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Главное, не забыть потом отвязать, – закончил он, косясь на собеседника. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Все это никак не вяжется со странным, освещенным лунным светом существом.
Автору нельзя не верить. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств.
Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Пан по-гречески означает всепроникающий, вездесущий.
Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др.
Синий, – ответил бы Врубель. Тогда он переехал в Москву. Именно картина известного русского художника Врубеля Михаила Александровича «Пан» как нельзя лучше показывает его талант к сочетанию реального и чудесного миров на одном полотне.
Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. А лик стоящей среди апостолов Богородицы — это лицо молодой фельдшерицы Марии Ершовой. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Подобное соскабливание бывало не однажды.
В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Он не прочь поиграть с заблудившимися путниками, но выйти из своих владений он всегда поможет. Так когда же Врубель мог лично встречаться с Толстым. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». Флейта Пана – Сиринга инструмент из тростниковых трубочек, связанных в один ряд.
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Курносое лицо обрамляла белая борода, сквозь которую виднелись наросты на шее. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин).
Врубель жениться на Е. Х. Почти нематериальный и часто непобедимый, он состоит из воздуха и движения. В его ярких бирюзовых глазах стариковская отрешённая задумчивость.
Врубель вычитал его у Анатоля Франса: На седеющем темени торчали притупившиеся рожки. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Остальное сделано уже до меня, только выбирай».
Леший, например, мало чем выделяется. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Он мастер играть на тростниковой свирели, с которой никогда не расстаётся. Пан, написанный Врубелем, не слишком похож на греческого бога, несмотря на козлиные ноги, рога и свирель.