«пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. В 1899 г., вдохновлённый рассказом «Святой сатир», Михаил Врубель написал картину под названием «Пан всего за несколько дней изобразив удивительное, будто бы общающееся со своим зрителем при помощи глаз мифическое существо, наполовину человека, наполовину козла. «пан» Михаила Врубеля появился благодаря сильному впечатлению, которое получил художник после прочтения рассказа Анатоля Франца (французского писателя) «Святой Сатир».
Они такие и у врубелевского Пана. Когда во время болезни Врубеля художники хлопотали о том, чтобы Третьяковская Галерея приобрела его лучшие произведения, Серов прежде всего старался организовать покупку «Пана». Картина Врубеля «Пан» совершенно по-иному представляет зрителю древнегреческого полубога, бунтаря, дебошира и сладострастника Сатира. Пан персонаж греческой мифологии изображённый, правда, Врубелем под влиянием русского фольклора который он тогда так любил.
«пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. Быть может, сидя за мольбертом, Врубель, обладавший великолепной музыкальной памятью, вспомнил тот вечер в марте 1898 года в доме Римского-Корсакова, где его жена Забела и певец Мариинского театра Гавриил Иванович Морской исполняли сочинение хозяина дома на слова А. Майкова Спит великий Пан. Таким образом, подводя черту своим предположениям, я считаю, что Пан Врубеля — это, конечно, не буквальный портрет Толстого, а схожее с ним изображение в сказочном обличье.
Картина Врубеля Михаила Пан: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В «Пана» Врубель вложил много и своего. Картина М. Врубеля «Пан» принадлежит к серии картин, которые критики называют сказочными или фольклорными ноктюрнами.
Вероятно, Сабашникова уже видела врубелевского Пана и находившийся перед нею Толстой невольно ассоциировался с этим изображением.
После обеда Врубель позвал меня смотреть портрет. Летом 1897 года Врубель жил на хуторе Н. Ге в Черниговской губернии, работал в его мастерской – видимо, это географическое и «родственное» сближение со своим старшим современником, мастером ночного колорита, не осталось без последствий. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Автору нельзя не верить.
Промежуточное звено между зверем, богом и человеком, Пан обитает в безнациональном раю. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Кажется, что Пан крепко врос в нее или как будто вырастает прямо из земли. Ветер выдает метафору. Как мы видим, старец не совсем обычный. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Конечно, ночь побеждает, конечно, сине-лиловые миры рушатся и затопляют окрестность.
Считается, что врубелевское обращение к теме ночи произогило не без влияния живописи Н. Те (к тому времени покойного), с семейством которого он породнился, женившись на Н. Забеле. А Михаил Александрович создал эскизы костюмов и декораций. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. Врубель жениться на Е. Х.
Пан в древнегреческих мифах — козлоногое существо с рожками и телом, покрытым шерстью. Это его символ Джед – позвоночный столб Осириса, восходящая к дереву связка тростников, вставленных один в другой, знак плодородия и возрождения. Герой будто собой, своим телом заменяет (частично закрывает) стволы деревьев. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер.
Это одиночество души, способной отдавать все, ради созидания. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Эта картина считается одной из самых лучших работ Михаила Врубеля.
Ноги с раздвоенными копытами от ляжки до ступни поросли густой шерстью. Другими, принадлежащими Аверинцеву, словами, символ – это равновесие формы и содержания. Я видел ее только на картинках. С годами выяснилось, что без водки я могу обойтись дольше, чем без музеев.
После премьеры была выпущена серия открыток с изображением Царевны-Лебеди и эти открытки послужили Врубелю поводом к написанию картины «Царевна-Лебедь». Торс атлета принадлежит человеку. Сама Н. Забела приходилась племянницей Н. Ге, а ее сестра была замужем за сыном художника. Подобное соскабливание бывало не однажды.
Невидимый и бесспорный, он, как судьба, обнаруживает себя, меняя поведение окружающего. В 1884 году Врубель уходит из Академии. Действительно, происхождение «Царевны-Лебеди» было скорее от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. Но бес его попутал и художник соскоблил любимую женщину, чтобы уступить холст сатиру.
И отчего так тревожен выползающий из-за чёрного леса красновато-жёлтый серп месяца. Убегая, она превратилась в болотный тростник из которого потом Пан и сделал себе флейту. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут— флейту Пана.
Однако специально присланная из Петербурга комиссия Академии художеств забраковала и «Грезу» и «Микулу Селяниновича» -- как «нехудожественные». У Пушкина и Римского-Корсакова Царевна-Лебедь дневная, светлая. Картина, в последствии, стала символом наступающей эпохи – эпохи символизма, религиозного реформаторства, которым искусилась тогдашняя светская культура. 1899Врубель редко обращается к чистому пейзажу. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Из-за службы отца семья часто переезжала.
Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Врубелевский пан – это леший, который является духом леса.
На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Пан по-гречески означает всепроникающий, вездесущий. Прислушиваясь к шорохам ночного леса, журчанию ручья, шепоту листвы, он вбирает в себя все звуки и вибрации с тем, чтобы излить их в своих грустных незатейливых мелодиях. " (с). Это одни из самых любимых картин Художника. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Пан сидит на земле и витает в облаках. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств.
Бросая блики на голое, как бы лысое плечо сатира, она милосердно прячет в угольной тьме козлиные ноги, зато, как синька – белье, подсвечивает легкие кудри, охватывающие голову. Зачахший сатир одной ногой (той, что нам не видна) уже в могиле. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный».
Как от нас, вред от него очевиден, но ограничен. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Порождение светлой и тревожной ночи, какими они и бывают на Севере летом, Пан явился с заболоченных берегов Десны, где, посредине Брянщины, располагалось поместье Хотылево.
Со второго начинаются чудеса. Прежде всего — глаза. Это весёлое и проказливое божество стад, лесов и полей. По легенде, Сиринга – наяда, спутница Артемиды, которую преследовал Пан.
Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Таков «Пан», написанный в имении княгини Тенишевой под впечатлением рассказа Анатоля Франса «Святой Сатир». К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. P. S.
Собственно, на холсте именно это мы и видим – на первый взгляд. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Вессель.
Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Усталость, но бесконечная отдача. Главное, не забыть потом отвязать, – закончил он, косясь на собеседника.
В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Он смастерил ее из тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога. Дерево символизирует человеческую природу в двух ее аспектах: с одной стороны – это прикованность к земле интровертность и созерцательность с другой – прорыв вверх, динамика роста, внутреннего и внешнего. Эта картина открывает серию «ноктюрнов» Врубеля (в нее вошли также «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи»). Ничего внешнего, бросающегося в глаза. И отчего так тревожен выползающий из-за чёрного леса красновато-жёлтый серп месяца.
Панно «Принцесса Греза» размером семьдесят квадратных метров должно было украсить торец одного из павильонов. Для этой картины художнику никто не позировал. Ветер гонит тучи, сгибает деревья, навевает сны и кошмары.
Врубель вычитал его у Анатоля Франса: На седеющем темени торчали притупившиеся рожки. На широком лбу – торчащие черные рога, внизу – обличье козла. Особенно ночью, когда голубое оказывается фиолетовым, а сны – явью. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники.
Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. Лучшая из них – Пан. Врубель потрясает нас. В русском искусстве ближе всех к этому идеалу подошел Врубель. Он перекликается с опустошённостью души.
Александр Блок писал о «Демоне поверженном»: «закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. И сидит он на пне на фоне деревьев. В этой борьбе золота и синевы совершается обычное – побеждает то, что темнее так было и есть в искусстве, пока искусство одно. Выполнили фотографию в Москве мастера Шерер и Набгольц в 1885 году. Огромные, словно выделанные из крепких древесных пород руки натружены тяжёлой работой.
Где. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. В 1886 году для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, по заказу Мамонтова, который был ее художественным руководителем, Врубель написал две картины: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» — самое монументальное и самое скандальное свое творение.
Демон, по выражению Врубеля, был страждущей душой мира, Пан – его тело, только старое. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. С тех пор я так и делаю, но мелкая нечисть не попадается мне на глаза. Куда устремлены, что увидели его пронзительные синие глаза. Для художника Пан – воплощение чуткой, поэтической души.
Синий, – ответил бы Врубель. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Фон только на этой картине реалистичен.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. Царевич Гвидон спас ее от злого колдуна, она стала женой Гвидона и все устроилось к общему счастью.
Флейта ритмически очень связана с пальцами Пана. Пан был написан без модели и в такой спешке, что картина кажется зафиксированной галлюцинацией. И тут мне вспомнилась картина Михаила Врубеля Пан. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». В его ярких бирюзовых глазах стариковская отрешённая задумчивость.
Подрамника с чистым холстом под рукою не оказалось и тогда, по свидетельству молодого композитора Б. К. Яновского, приехавшего с супругами в Хотылево: Врубель на моих глаза соскоблил начатый портрет жены и на месте его принялся писать Пана (сам он называл его Сатир). Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта.
Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. Он критически относился к современному искусству. Чаще, однако, он занят другим. Другое дело, что его дом был и моим.
Гостивший там Врубель уже написал окрестный пейзаж для портрета жены. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Но каков настоящий цвет кентавра. Это непростое одиночество очень близко художникам эпохи Модерна. Так что же можно найти схожего у врубелевского Пана с Толстым.
О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». Руки, ноги и голова пришиты друг к другу, но так, что швов не видать. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Огромные, словно выделанные из крепких древесных пород руки натружены тяжёлой работой.
В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Когда мертвая и бесцветная атмосфера уходит в даль, она необъяснимым (что бы ни говорил мой учебник физики) образом становится синим небом, оживляющим фантазию. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Не такие ли руки у врубелевского Пана: большие, некрасивые, узловатые.
Флейта Пана – Сиринга инструмент из тростниковых трубочек, связанных в один ряд. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Как все мы, он зависит от среды: на поляне леший ниже травы, в роще – выше деревьев. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. Ночью мы знаем то ли меньше, то ли больше, чем днем, но никогда – столько же. Дерево всегда показывает связь между прошлым, настоящим и будущим. Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир».
Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом. Как у бывшего спортсмена, оно сохранило следы красоты и силы, но все победы остались в давнем, почти забытом прошлом. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Во всяком случае, в Летописи жизни и творчества Л. Н. Толстого таких сообщений нет. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». На этот счет точных данных не существует. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение.
Собственно, ему, пространству, не остается ничего другого. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Тогда он переехал в Москву. За ту немалую часть жизни, что мне удалось провести в музеях, я понял одно. Но он не может умереть, пока жива эта чахлая природа. Древним он – бог, нам – леший. В свободное время он с удовольствием пользовался книгами богатой тенишевской библиотеки. Теперь о руках.
В одном из томов французского писателя Анатоля Франса (а он читал в подлиннике) его заинтересовал рассказ Святой Сатир, где описано видение монаху Мино возле гробницы святого Сатира — козлоногого белобородого старца с телом, обросшим волосами. А. М. Вот таким образом так дорог Врубелю иной – неверный – свет луны. Врубель М. А. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. В качестве декораций художник выбрал российский лес.
В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. После окончания академии Михаилу повезло. У сатира не может быть истории, только антропология.
За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Жесткие волосы покрывали его грудь. Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Это придает персонажу большей загадочности.
Курносое лицо обрамляла белая борода, сквозь которую виднелись наросты на шее. «Не сама ли это Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, плещет лебедиными крылами на синем море перед днями великих бедствий. » — говорили о ней те, кто видел картину. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Если первого писать с маленькой буквы, то получится одно и то же. Пан. Эта картина была задумана ещё в Киеве. Персонаж и природа вокруг него слиты воедино.
Куда устремлены, что увидели его пронзительные синие глаза. Тростник также встречается и в изображениях Осириса. В живописи такой паритет – и самое ценное и самое сложное. Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) – русский художник рубежа 19 – 20 веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Пан1899 г. В Древней Греции сатиры считались лесными божествами плодородия, проводившими время в забавах и охоте и составляли свиту Диониса. С приходом христианства прежние боги стали демонами.
В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Леший, например, мало чем выделяется.
Природа и это существо словно составляют одно целое. Мощь его тела выдает в нем явный гигантизм (излюбленный прием Врубеля, говорящий о явном проявлении божественной силы персонажа), это не тело старика, не смотря на дряхлость лица. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Почти нематериальный и часто непобедимый, он состоит из воздуха и движения.
А лик стоящей среди апостолов Богородицы — это лицо молодой фельдшерицы Марии Ершовой. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Этот контраст наличия в одном теле увядающего и жизненно-крепкого тоже показывает разрыв между двумя полюсами (рождение — смерть). То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). Голубыми добрыми глазами он наблюдает за всем, что происходит вокруг.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Они были, дикими, страстными и необузданными. Мои сомнения удивили Синявского. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя быть может, грядущее поражение». «Пан»1899г. Холст, масло 124 х 106, 3Государственная Третьяковская галерея.
Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. У этого рассказа был другой сюжет – не отличавшийся от символа. Так когда же Врубель мог лично встречаться с Толстым. Или Демона, про которого Лермонтов так и написал: Синело предо мной пространство.
Сущность хтонического (связанного со стихией земли, растений, плодородия) божества подчеркивает наличие за его спиной дерева – символа жизни, метафора которого – рождение и смерть, рост, становление, при опоре на землю, стремление ввысь, в небо. Он взял у меня краски: желтую, черную, зеленую и киноварь. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки».
Волосатые мослы с копытами вросли в родную стихию – землю. Премьера состоялась 21 декабря. К концу работы демон настолько вырос, что художнику пришлось надстраивать холст, в конечном варианте Демон изображён со срезанной головой. Это весёлое и проказливое божество стад, лесов и полей. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. В своем творчестве художник иногда прибегал к фотографиям, считая при этом, что ими можно пользоваться, но не рабски, а сознательно, выбирая только самое характерное. Его пронзительно голубые, но добрые и немного лукавые глаза смотрят на зрителя покровительственно и с большой долей любопытства.
Он – ее дух, она – его плоть, вместе они называются родиной. А на полотне были изображены сидящие в лодке ученики Христа и на заднем плане картины его появление. Ни с одним художником Мамонтов не носился так, как с Врубелем. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии.
Могучая фигура состоит из противоречий. Чтобы прийти к нему искусству понадобился компромисс между орнаментом и притчей. В его ярких бирюзовых глазах стариковская отрешённая задумчивость.
Но и Толстой не воспринимал своего противника. Пан – персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел» и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. В опере «Сказка о царе Салтане», поставленной в 1900 году в Москве на сцене мамонтовского театра, партию Царевны-Лебеди пела Надежда Ивановна Забела — жена Врубеля. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. «Царевна-Лебедь» — один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных Врубелем. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Пан – один из них.
Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. Книгу из которой я почерпнул эти сведения, Синявский надписал мне с лешачьим приветом. Свирель не звучит, спина не разгибается, шерсть вылезла, про наяд и думать нечего. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете.