В 1899 г., вдохновлённый рассказом «Святой сатир», Михаил Врубель написал картину под названием «Пан всего за несколько дней изобразив удивительное, будто бы общающееся со своим зрителем при помощи глаз мифическое существо, наполовину человека, наполовину козла. «пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. Картина М. Врубеля «Пан» принадлежит к серии картин, которые критики называют сказочными или фольклорными ноктюрнами.
«пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. Картина Врубеля Михаила Пан: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Врубеля «Пан» совершенно по-иному представляет зрителю древнегреческого полубога, бунтаря, дебошира и сладострастника Сатира. Купить картину или постер "Пан", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Сопоставьте общую атмосферу стихотворения Блока «Русь» и картины Врубеля «Пан». Картина Врубеля «Пан».
Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). По легенде, Сиринга – наяда, спутница Артемиды, которую преследовал Пан. Почти нематериальный и часто непобедимый, он состоит из воздуха и движения. Но при этом задний фон абсолютно реален и замечательно изображен.
В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Гостивший там Врубель уже написал окрестный пейзаж для портрета жены. Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) – русский художник рубежа 19 – 20 веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Пан1899 г. В Древней Греции сатиры считались лесными божествами плодородия, проводившими время в забавах и охоте и составляли свиту Диониса. Главное, не забыть потом отвязать, – закончил он, косясь на собеседника. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление.
В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Не такие ли руки у врубелевского Пана: большие, некрасивые, узловатые. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Герой будто собой, своим телом заменяет (частично закрывает) стволы деревьев. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Зачахший сатир одной ногой (той, что нам не видна) уже в могиле. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана.
Иконописные дерзания Врубеля вызвали недоумение из-за чего 1889 году он был отстранён от этой работы. Так что же можно найти схожего у врубелевского Пана с Толстым. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. Огромные, словно выделанные из крепких древесных пород руки натружены тяжёлой работой. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Голубыми добрыми глазами он наблюдает за всем, что происходит вокруг.
На этот счет точных данных не существует. Считается, что врубелевское обращение к теме ночи произогило не без влияния живописи Н. Те (к тому времени покойного), с семейством которого он породнился, женившись на Н. Забеле. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». В качестве декораций художник выбрал российский лес.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Убегая, она превратилась в болотный тростник из которого потом Пан и сделал себе флейту. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Большие седые волосы. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Собственно, ему, пространству, не остается ничего другого. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук).
И добрые, немного грустные глаза. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Здесь художник среди прочих работ создал великолепные росписи сказочных сюжетов на балалайках, а на пленэре возле усадьбы писал портрет супруги. Длинная и густая борода и усы. Я видел ее только на картинках.
Врубель вычитал его у Анатоля Франса: На седеющем темени торчали притупившиеся рожки. Мои сомнения удивили Синявского. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать.
Когда мертвая и бесцветная атмосфера уходит в даль, она необъяснимым (что бы ни говорил мой учебник физики) образом становится синим небом, оживляющим фантазию. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Немного затуманенное небо с красиво виднеющимся молодым месяцем. Флейта ритмически очень связана с пальцами Пана. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Подрамника с чистым холстом под рукою не оказалось и тогда, по свидетельству молодого композитора Б. К. Яновского, приехавшего с супругами в Хотылево: Врубель на моих глаза соскоблил начатый портрет жены и на месте его принялся писать Пана (сам он называл его Сатир).
Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Как мы видим, старец не совсем обычный. Промежуточное звено между зверем, богом и человеком, Пан обитает в безнациональном раю. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. Могучая фигура состоит из противоречий. Подобное соскабливание бывало не однажды. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный.
Прислушиваясь к шорохам ночного леса, журчанию ручья, шепоту листвы, он вбирает в себя все звуки и вибрации с тем, чтобы излить их в своих грустных незатейливых мелодиях. " (с). Это одни из самых любимых картин Художника. Особенно ночью, когда голубое оказывается фиолетовым, а сны – явью. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Это весёлое и проказливое божество стад, лесов и полей. Другое дело, что его дом был и моим. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Но каков настоящий цвет кентавра.
После окончания академии Михаилу повезло. Персонаж и природа вокруг него слиты воедино. Современники гениального живописца усмотрели в его сатире несколько другую сущность и эта знаменитая картина русского живописца, принадлежащая к Сказочному циклу творчества, была переименована в Пан. На полотне изображен могучий, полный жизненных сил, задора и энергии, морщинистый лысоватый старик, держащий флейту в руке. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Древним он – бог, нам – леший.
Теперь о руках. Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир». Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В 1884 году Врубель уходит из Академии.
Где я мог видеть похожее лицо с густой бородой и шевелюрой, широким носом, пронзительным взглядом. Он критически относился к современному искусству. Флейта Пана – Сиринга инструмент из тростниковых трубочек, связанных в один ряд. Собственно, на холсте именно это мы и видим – на первый взгляд.
Портретов, рисунков, фотографий Льва Николаевича я повидал предостаточно, но именно это изображение заставило напрячь внимание. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Но он не может умереть, пока жива эта чахлая природа.
Александр Блок писал о «Демоне поверженном»: «закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Он перекликается с опустошённостью души. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Дерево всегда показывает связь между прошлым, настоящим и будущим. И отчего так тревожен выползающий из-за чёрного леса красновато-жёлтый серп месяца.
Так когда же Врубель мог лично встречаться с Толстым. С годами выяснилось, что без водки я могу обойтись дольше, чем без музеев. И сидит он на пне на фоне деревьев. Небольшая речка, которая выглядывает из-за высокого берега. Руки, ноги и голова пришиты друг к другу, но так, что швов не видать.
С приходом христианства прежние боги стали демонами. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым.
Сама Н. Забела приходилась племянницей Н. Ге, а ее сестра была замужем за сыном художника. Синий, – ответил бы Врубель. Ночью мы знаем то ли меньше, то ли больше, чем днем, но никогда – столько же.
Своей седой бородой, растрепанными волосами он напоминает Лешего из русских сказок, который следит за порядком на болотах. Пан сидит на земле и витает в облаках. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах.
Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Они изображают Бога как старого человека проповедуют не веру, а суеверие — и далее: Я смотрела в глаза Толстого, сверкающие сквозь брови, как глаза Пана сквозь лесную чащу: мудрые, как сама природа. Это непростое одиночество очень близко художникам эпохи Модерна.
Ветер гонит тучи, сгибает деревья, навевает сны и кошмары. С тех пор я так и делаю, но мелкая нечисть не попадается мне на глаза.
Торс атлета принадлежит человеку. И мелькнула мысль: а не лицо ли Толстого послужило художнику для изображения мифологического персонажа. Вессель. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Пан – один из них.
Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Со второго начинаются чудеса. Куда устремлены, что увидели его пронзительные синие глаза.
Он взял у меня краски: желтую, черную, зеленую и киноварь. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Мощь его тела выдает в нем явный гигантизм (излюбленный прием Врубеля, говорящий о явном проявлении божественной силы персонажа), это не тело старика, не смотря на дряхлость лица. Чтобы прийти к нему искусству понадобился компромисс между орнаментом и притчей. Для художника Пан – воплощение чуткой, поэтической души.
После обеда Врубель позвал меня смотреть портрет. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. При свете луны мы четко видим лицо создания. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым.
Врубель жениться на Е. Х. Для этой картины художнику никто не позировал. Из-за службы отца семья часто переезжала. Демон, по выражению Врубеля, был страждущей душой мира, Пан – его тело, только старое.
Прежде всего — глаза. Другими, принадлежащими Аверинцеву, словами, символ – это равновесие формы и содержания. Конечно, ночь побеждает, конечно, сине-лиловые миры рушатся и затопляют окрестность. Выполнили фотографию в Москве мастера Шерер и Набгольц в 1885 году.
Лучшая из них – Пан. Над лесом встает луна и своим светом озаряет далекий лесок, гладь озера, три тонких деревца за спиной Пана и его самого. А лик стоящей среди апостолов Богородицы — это лицо молодой фельдшерицы Марии Ершовой. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. На широком лбу – торчащие черные рога, внизу – обличье козла. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. Пан в древнегреческих мифах — козлоногое существо с рожками и телом, покрытым шерстью.
Автору нельзя не верить. В одном из томов французского писателя Анатоля Франса (а он читал в подлиннике) его заинтересовал рассказ Святой Сатир, где описано видение монаху Мино возле гробницы святого Сатира — козлоногого белобородого старца с телом, обросшим волосами. Все это никак не вяжется со странным, освещенным лунным светом существом. И тут мне вспомнилась картина Михаила Врубеля Пан. Где.
Во всяком случае, в Летописи жизни и творчества Л. Н. Толстого таких сообщений нет. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник.
Нижнюю часть туловища покрывает темная длинная шерсть и даже видны копыта вместо ног. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Курносое лицо обрамляла белая борода, сквозь которую виднелись наросты на шее. P. S. Сущность хтонического (связанного со стихией земли, растений, плодородия) божества подчеркивает наличие за его спиной дерева – символа жизни, метафора которого – рождение и смерть, рост, становление, при опоре на землю, стремление ввысь, в небо. В живописи такой паритет – и самое ценное и самое сложное.
Тогда он переехал в Москву. Книгу из которой я почерпнул эти сведения, Синявский надписал мне с лешачьим приветом. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств.
Как все мы, он зависит от среды: на поляне леший ниже травы, в роще – выше деревьев. Чаще, однако, он занят другим. Врубель потрясает нас. Тонкие белокурые березки, развивающиеся на ветру. Тростник также встречается и в изображениях Осириса. Он – ее дух, она – его плоть, вместе они называются родиной.
Если первого писать с маленькой буквы, то получится одно и то же. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки».
Ничего внешнего, бросающегося в глаза. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Усталость, но бесконечная отдача.
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. Жесткие волосы покрывали его грудь. У этого рассказа был другой сюжет – не отличавшийся от символа. Ветер выдает метафору.
О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Невидимый и бесспорный, он, как судьба, обнаруживает себя, меняя поведение окружающего. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Кажется, что Пан крепко врос в нее или как будто вырастает прямо из земли.
Это придает персонажу большей загадочности. Именно картина известного русского художника Врубеля Михаила Александровича «Пан» как нельзя лучше показывает его талант к сочетанию реального и чудесного миров на одном полотне. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Волосатые мослы с копытами вросли в родную стихию – землю. Это одиночество души, способной отдавать все, ради созидания. Природу этих широт я знаю памятью клеток, вот таким образом она отзывается во мне даже тогда, когда я вижу ее на картине, но только такой, какой получилась у Врубеля.
Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Ноги с раздвоенными копытами от ляжки до ступни поросли густой шерстью. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. По мнению исследователей, это могло произойти где-то в первой половине 1890-х годов, то есть еще до посещения Врубелем тенишевской усадьбы и состоялась эта встреча с Толстым в Ясной Поляне. Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом.
Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. В его ярких бирюзовых глазах стариковская отрешённая задумчивость. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются.
Но и Толстой не воспринимал своего противника. Они были, дикими, страстными и необузданными. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Врубель, соскоблив ранее написанную фигуру жены, не зря сохранил написанный на полотне хотылевский пейзаж и на его фоне сказочная фигура Пана кажется реалистичной, словно это русский крестьянин или старый пастух. Этот контраст наличия в одном теле увядающего и жизненно-крепкого тоже показывает разрыв между двумя полюсами (рождение — смерть). К концу работы демон настолько вырос, что художнику пришлось надстраивать холст, в конечном варианте Демон изображён со срезанной головой.
В качестве декораций художник выбрал российский лес. Пан – персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел» и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Но бес его попутал и художник соскоблил любимую женщину, чтобы уступить холст сатиру. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Как от нас, вред от него очевиден, но ограничен. Летом 1897 года Врубель жил на хуторе Н. Ге в Черниговской губернии, работал в его мастерской – видимо, это географическое и «родственное» сближение со своим старшим современником, мастером ночного колорита, не осталось без последствий. Или Демона, про которого Лермонтов так и написал: Синело предо мной пространство.
Эта картина считается одной из самых лучших работ Михаила Врубеля. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе.
Эта картина была задумана ещё в Киеве. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Фон только на этой картине реалистичен. В свободное время он с удовольствием пользовался книгами богатой тенишевской библиотеки.
Пан по-гречески означает всепроникающий, вездесущий. А. М. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Эта картина открывает серию «ноктюрнов» Врубеля (в нее вошли также «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи»). «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Вот таким образом так дорог Врубелю иной – неверный – свет луны.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Оно напоминает лицо старого дедушки. Свирель не звучит, спина не разгибается, шерсть вылезла, про наяд и думать нечего. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Ситуация изображена пограничная – между днем и ночью, сумеречное состояние, нестабильное, но тем самым движущее и направляющее на действие, в данном случае это одновременно и угасание и оживление. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины.
У сатира не может быть истории, только антропология. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Большие массивные плечи, накачанные руки, которые от локтя к пальцам покрыты волосами. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства.
После окончания академии Михаилу повезло. Но когда посмотреть на его туловище, то оно абсолютно не принадлежит дедушке. В русском искусстве ближе всех к этому идеалу подошел Врубель. Леший, например, мало чем выделяется. За ту немалую часть жизни, что мне удалось провести в музеях, я понял одно.