А Федотов не ленился, просто за булку к чаю вместо своих рисунков доделывал рисунки товарищей. 4 июля родился Павел Андреевич Федотов (1815-1852) – выдающийся мастер кисти, художник, обладающий великолепным литературным даром, основоположник юмористического направления в русской живописи. Федотов с юных лет любил писать стихи, басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку и, в пору своего офицерства, солдатские песни.
Федотов был очень способным, у него был и литературный талант, он часто писал стишки, которые сопровождали его картины. Первым законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден (1846, ГТГ). В то время, когда Федотов посещал вечерние классы Академии судьба свела его с Брюлловым. В произведениях, созданных Федотовым в последний период его творчества, задачи искусства идеи, сюжеты самих картин меняются. Ещё плохо владея рисунком, Федотов добивается не столько точного воспроизведения действительности, сколько рельефно выставляет напоказ общечеловеческие слабости и недостатки, осмеивает пошлые или тёмные стороны современных ему русских нравов.
В этих произведениях не могли не признать истинного таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении. Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде. Искусство Федотова театральное по духу, однако, в нем скрытая боль. Кадета Федотова учитель рисования считал очень способным, но в журнале всегда отмечал ленивым.
Федотов (Павел Андреевич) – высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатериненских времен, родился в Москве 22 июня 1815 г. Картина Свежий кавалер – первое в русской живописи произведение бытового жанра, впоследствии породившее немало подражаний. П. а. федотов, великий художник, одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства (А. Начав обучение в церковно-приходской школе, Федотов пел в хоре корпусных певчих в качестве тенора-солиста.
Когда картины Федотова были показаны больному Брюллову, знаменитый художник их принял восторженно. Павел Андреевич Федотов (22июня 1815, Москва — 14 ноября 1852, Санкт-Петербург)— русский живописец и график, академик живописи, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи. Поздравляю вас, -- сказал он Федотову, -- Вы меня обогнали.
Павел Андреевич Федотов (22июня 4июля1815, Москва— 1426ноября1852, Санкт-Петербург)— русский живописец и график, академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи. Те творческие принципы, которые открыл Федотов, легли в основу искусства мастеров 60-х годов и передвижников. Новое слово в живописи сказал художник Федотов. В 1835 г. Федотов начал посещать вечерние классы Академии художеств. Вскоре академию известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов».
Толчком к возникновению замысла картины явилась судьба овдовевшей сестры Федотова, на руках которой после смерти мужа осталось двое маленьких детей. С 1834 Федотов служил в С. -Петербурге. Так были признаны заслуги Федотова как художника-жанриста.
Павел Андреевич Федотов (22 июня 1815, Москва — 14 ноября 1852, Санкт-Петербург) — русский живописец и график, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи. В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. Специального художественного образования Федотов так и не получил. Павел Федотов проявляет хорошие способности к рисованию и став офицером, посещает рисовальные классы Академии художеств.
В пятнадцать лет кадет Федотов получил первый военный унтер-офицерский чин. Так спустя четыре года, после долгих раздумий, Федотов бросает гвардию, получив взамен офицерского содержания ежемесячную пенсию в 100 рублей ассигнациями. Трагична судьба Павла Федотова.
Л., 1985 Загянская город А., П. А. Федотов, М., 1977. 1) А. Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку, 1840 г. Уже в этой ранней работе проявляется любовь мастера к бытовому жанру и внимание к типажу. Поздние произведения Павла Федотова («Анкор, еще анкор. », «Игроки») открывали новые пути и определили последние достижения его художественного мышления.
Лит. : Д. В. Сарабьянов, П. А. Федотов, его же, П. А. Федотов и русская художественная культура 40-х гг. Xix в., М., 1973 его же, П. А. Федотов. Много зарисовок делал Федотов из солдатской жизни: солдаты в походе пьют воду, солдаты на отдыхе, солдат спешно зашивает на офицере лопнувшие брюки (картинка называется: «Как хорошо иметь в роте портных. »).
Картины Павла Федотова – широко известны их персонажи запоминаются мгновенно, едва заходит речь о ярких человеческих типажах и одиозных ситуациях. Между тем кратковременность жизни и художнической деятельности Федотова не помешала ему оставить ему в истории русской культуры след очень значительный, непреходящий. Для П. А. Федотова все герои его работ одинаково важны: смысловая нагрузка сюжета распределяется примерно одинаково между всеми персонажами.
П. а. федотов, великий художник, "одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства" (А. Над этой картиной Федотов работал почти год, сказывалась неопытность художника. Павел Андреевич Федотов является родоначальником критического реализма в русской живописи. Портреты князя, нарисованные Федотовым, охотно раскупались продавцами эстампов (произведения графики).
Федотов внешне был среднего роста и особенной физической силы никогда не проявлял. Эта награда окончательно определила будущее Федотова, без живописи он себе жизни уже не представлял. Учащимся академии и ее вечерних классов выдавался пропуск и Федотов часто бродил по великолепным залам, подолгу стоял у картин старых голландских мастеров, которые особенно нравились ему тем, что рассказывали о жизни самых обыкновенных людей. Однако, несмотря на то, что к концу1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание, даже в этот, лучший период творчества Федотова не всё было безоблачно. В начале 1844 года Федотов был уволен в чине капитана и с правом ношения военного мундира.
Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб. Федотов умер, -- писал В. В. Стасов, -- произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Так проходило детство Павлуши Федотова в Огородниках.
П. а. федотов, великий художник, «одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства» (А. Павел Федотов – русский художник, академик живописи, яркий представитель плеяды русского романтизма в российской живописи, заложивший краеугольный камень в создание критического реализма в отечественном искусстве. Помимо живописи Федотов мастерски писал стихи, солдатские песни, басни, романсы и элегии. 22 июня 1815 года в семье отставного военного Андрея Илларионовича Федотова и Натальи Алексеевны Калашниковой, происходившей из купеческой среды, родился еще один ребенок – сын.
Будучи на службе в гвардейском полку в Петербурге, Федотов увлекся рисованием, самостоятельно сделал важные шаги по пути к овладению мастерством художника, брал уроки живописи у преподавателей Петербургской Академии художеств, но специального художественного образования не имел. Отказавшись от первоначального намерения посвятить себя батальному жанру, Федотов сосредоточил внимание на эпизодах и деталях обыкновенной жизни. Федотов пользовался правом отпуска регулярно, так как с первых же дней учёбы зарекомендовал себя одним из лучших кадетов. Почти одновременно с Вдовушкой Федотов написал еще две замечательные картины: Анкор, еще анкор.
Федотов написал между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзажЗимний день. Творчество Павла Федотова полно смелости, новизны. 1 января 1834 года прапорщик Федотов вместе с товарищем выехал из Москвы в то время железной дороги между Москвой и Петербургом не было — ехали в санях и только к концу третьих суток прибыли в Петербург. Наделенный огромным талантом, чуткий к окружающему, Павел Федотов сумел претворить в высокую форму художественного образа обыденные ситуации человеческой жизни, состояния радости и отчаяния, прекрасные взлеты души и её падения.
Павел Андреевич Федотов родился 22 июня (4 июля) 1815 года в Москве в семье чиновника Московской управы, получившего за службу дворянское звание. Павел Андреевич Федотов пришел в искусство уже взрослым человеком: решив полностью посвятить себя живописи, он подает в отставку, тем самым завершая свою военную карьеру. Рисунки Федотова, напоминающие легкие быстрые наброски, удивительно точно передают предметы и фигуры -- это своеобразный дневник художника.
— Ф. И. Булгаков, "Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные", фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: "О значении П. А. Федотова и об издании его произведений", статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова. Наступил самый тяжелый период в его жизни. 176—190). Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно (1849), признаны выдающимися. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя».
В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848). Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать.
В1936 году прах художника был перезахоронен внекрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового мраморного памятника, сооруженного на пожертвования его близких друзей и почитателей. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Наконец, однажды у Аничкина моста я встретил осуществление моего идеала и ни один счастливец, которому было назначено на Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851).
Причастный к делу петрашевцев, гонимый цензурой и прессой, обречённый на нищенское существование, он оказался в бедственном положении. И на картине свечи в руках Коршунова напоминают погребальные и опущенное лицо выглядит заплаканным. Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: "Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце", но командировка помешала ему окончить ее. В1834 году в званиипрапорщика был направлен на службу влейб-гвардии Финляндский полк вСанкт-Петербург, где прослужил 10 лет.
Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844). Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов.
Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. — Александр Бенуа, "Русская живопись" ("История живописи в XIX веке" издание т-ва "Знание"), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, "Тормазы русского искусства" ("Вестник Европы"). Но не мог найти того, что мне хотелось.
При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. Нет чувств, нет желания. — "Новости", 1902 г., от 14 ноября. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей.
Но основным увлечением было все же рисование. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Естественный свет уступает место искусственному освещению. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности.
Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни. — "Русская портретная галерея Мюнстера", том II. основной фонд моего дарования. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. Почти сразу Гренев умирает.
К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. Представленные на суд совета Академии Художеств, эти картины вызвали восторженные похвалы Брюллова и других профессоров Академии и дали Ф. звание назначенного в академики.
«Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения, а высочайшее совершенство живописи заставляло наслаждаться изображением.
Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. После этого художник начал картину«Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Утро.
Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. — Л. М. Жемчужников, "Воспоминания" ("Артист", 1893 г., март). Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Но и эти картины не свободны от технических недостатков такого, например, рода, как недостаточно твердый и уверенный рисунок, недостаточно сильный и блестящий колорит и т. д. Кисти Ф. принадлежат и несколько портретов из которых известны: портрет отца, графини Ростопчиной и какого-то чиновника, но эти портреты не представляют собой ничего замечательного. Сатирическая острота в рисунках: Квартальный чиновник, Начальник и подчиненные, Озябшие и продрогшие, Как люди садятся (ГРМ) и другие. В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта.
Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Огромную роль играют детали, так как в середине века появляются дагерротипы. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). В своих карандашных работах, общее число которых трудно установить, но, во всяком случае, оно очень значительно, Ф. следует приемам французских рисовальщиков, особенно Гаварни отличаясь также некоторыми техническими недостатками, эти рисунки являются блестящими по уменью художника ясно выразить в рисунке свою мысль, по живой передаче типов и выразительности лиц. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой.
Он работал лихорадочно быстро. Почти все вещи осквернены казённым сургучом. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика.
Художник полностью отдал себя искусству. Но еще и в это время он не переставал обсуждать и подготовлять новые работы. Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ). Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность (поучать обличая), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. Но главным для художника были не мелочные подробности, а поиски выразительного, типичного. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году.
Имя Федотова всегда почиталось высоко, но главным образом за ранние работы и особенно за «Сватовство майора», в котором он впервые решительно проложил реальности дорогу в русскую живопись, став родоначальником бытового жанра и предшественником художников-передвижников, явившихся четверть века спустя. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. " (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно.
Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Вскоре закрыли журнал Современник, в котором сотрудничал и Федотов. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой. — В. В. Жерве, "К биографии П. А. Федотова" ("Исторический Вестник", 1901 г., 3, стр. Разборчивая невеста, 1847.
Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию.
Но уже в следующей картине — «Разборчивая невеста» (1847), — представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана). Произведения Федотова произвели необыкновенное впечатление на современников. Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью. — П. Ге, "Павел Андреевич Федотов" ("Вестник Всемирной Истории", 1901 г., 10, стр.
Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».
Творческий метод художника – ни шагу без натуры. Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться. 122—123. Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846).
Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Так родился замысел серии Нравственно-критических сцен из обыденной жизни исполненных в технике сепии: Первое утро обманутого молодого, Житие на чужой счет, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, Модный магазин, Мышеловка Болезнь и смерть Фидельки, Крестины (1840-е, ГТГ). Картина принесла художнику-любителю звание академика по живописи домашних сцен (1848).
Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем «Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно» (1849), признаны выдающимися. А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность", СПб., 1893 г. ("Жизнь замечательных людей", биографическая библиотека Ф. Павленкова). На первый взгляд картина как картина.
Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844). — Е. Б., "Заметки для биографии академика Федотова и письмо его" ("Современник", 1859 г., том LXXVII, 9). монографию А. И. — Маркова, "Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице" ("Иллюстрированная Газета", 1871 г., 1 и 2).
Картина «Свежий кавалер» — первое в русской живописи произведение бытового жанра, впоследствии породившее немало подражаний. Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека. Федотов много бродил по Москве, наблюдал жизнь.
В конце 40-х гг. Но уже в следующей картине – Разборчивая невеста (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. — А. Дружинин, "Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове", СПб., 1853 г. (в "Собрании сочинений", т. VII, СПб., 1865 г. ).
Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность передать характер человека— все эти свойства таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что истинным призванием художника являлась жанровая живопись.
В прессе началась травля художника. Но уже в следующей картине – Разборчивая невеста (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. Картина эта называлась Свежий кавалер.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Федотова издаваемые Г. Семечкиным", 1857 г. — "Каталог художественного отдела русского музея императора Александра III", СПб., 1899 г. Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. В Москве его ожидает теплый прием.
Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. В то же время он часто посещал Эрмитаж, где с особенным интересом изучал небольшие картинки голландских и фламандских художников — Остаде, Теньера, Ж. Дау, Браувера. Выйдя в отставку изображал в сатирической, нередко гротескной, форме события вседневной жизни. — Л. К. Дитерихс, "П.
Под карандашом Федотова оживали сцены бессмысленной и изнурительной муштры темами его рисунков и акварелей становятся полковые учения и лагерная служба. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим.
Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина — «Сватовство майора» (1848). В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры.
— П. С. Лебедев, "Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове" ("Русский Инвалид", 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ). — писал много лет спустя Стасов. — Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена. 21—32). В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. Чтоб поздравление было.
Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. — П. Петров, "П. Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи.
Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений.
Не стало и богатства федотовских красок. Картина Федотова была написана в тех красках, в каких Гоголь писал свою Женитьбу, опередив на несколько лет Островского с его высокохудожественными образами из московской купеческой жизни. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. — "Рисунки П. A.
Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см. При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки.
— А. Н. Андреев, "Живопись и художники", стр. К лету 1852 г. болезнь Ф. развилась еще более. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Анкор, еще анкор. III).
На ней официальные лица грели сургуч. Как то летом 1837 года великий князь Михаил Павлович, возвратившись в Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили шумной овацией. Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. понимаешь. 20-я линия Васильевского острова, он и в нем явился вестником будущей реалистической пейзажной живописи.
В последние дни своей жизни он пришел в сознание. Картины становятся более камерными, маленькими по размеру. 22).
Такая принципиальность художника. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином.
Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. В картине Игроки (1852) Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния.
Сомова Павел Андреевич Федотов (отдельный оттиск из журнала Пчела за 1878 г. ) и альбом Ф. И. Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось. Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу. А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен" ("Северное Сияние", 1862 г., 4).
Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Однако, охладев к своему замыслу исполнил только 8 рисунков, а сюжет одного из них использовал в первой своей картине — «Свежий кавалер». Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году.
Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность («поучать обличая»), в построении — перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете — пестрота и перечерненность. Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график. Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию. Картину Вдовушка он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. к. сам служил), мещан.
«Я выдаю дочку не за какого-нибудь простого дворянина. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый орден", а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину "Разборчивая невеста". Картина принесла художнику-любителю звание академика «по живописи домашних сцен» (1848).
Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. Ему было всего 37 лет. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно пропечаталось в его душе артистическое самолюбие». Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень.
После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя. художник получил известность и признание современниками его творчества и финансовую поддержку от академии. Эта картина была последней в творчестве Федотова, но о ней никто не знал, так как картина находилась в частном собрании.
1, стр. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Так он прослужил десять лет.
Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником. Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась Сватовство майора (1848, ГТГ).
К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя. Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь. Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. На следующий день его не стало. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя.
В картине "Анкор, еще анкор. Картину «Вдовушка» он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели — показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».
V, стр. Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Многие картины остались незавершенными. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить.
Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи. Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке. Свежий кавалер. Впоследствии он был переведен в больницу Всех Скорбящих на Петергофской дороге, где еще пять месяцев боролся с тяжелыми страданиями. ассигнациями в месяц». Но уже в следующей картине – "Разборчивая невеста" (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик.
В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов. Необходимую практику он получал делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. Скоро Ф. по требованию великого князя представил свою начатую картину для осмотра государю и через некоторое время последовала следующая резолюция: "Государь Император, удостоив внимания способности рисующего офицера, Высочайше повелеть соизволил предоставить ему добровольно оставить службу и посвятить себя живописи, с содержанием по 100 руб. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848). — "Для биографии П. А. Федотова" ("Москвитянин", 1853 г., т. II, 5, кн.
На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Положение усугубилось-скончался отец. Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см. — "О П. А. Федотове" ("Почтальон", 1902 г., 8).
То есть эта картина является визитной карточкой художника. Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж «Зимний день. Первые опыты -- портреты друзей, карикатуры -- оказались удачными. Если вдуматься в происходящее на картине Сватовство майора -- нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком.
На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность.
В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству. Портрет Анастасии Михайловны Гриневой. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Анкор, ещё анкор. Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа. Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка.
В отставку Павел Андреевич вышел в 1843 году в звании капитана, поселился на Васильевском острове. Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж Зимний день. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату.
В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому. — О., "П. Кухарка насмешливо протягивает ему стоптанный, дырявый сапог, который несет чистить.
Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. В бедности, постоянной нужде протекало его детство. Застали и что. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении.
Павел стал задумчивым и молчаливым. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. В 1847 году Федотов пишет картину Разборчивая невеста (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. — В. Толбин, "П. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Возможно, Федотов где-нибудь и подглядел эту сцену, а может быть, вспомнилось ему первое представление гоголевского «Ревизора» в Александрийском театре, где городничего играл Михаил Семенович Щепкин — превосходный русский актер. Булгакова Павел Андреевич Федоров и его произведения (Санкт-Петербург, 1893). Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее.
его грациозное стихотворение "Ку-ку"). Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Многому бы народ научил, -- писал художник в те годы, -- да цензура мешает. 245—254).
Нет помощи семьи. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства). Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: "Житье на чужой счет", "Модный магазин", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" и т. д. ).
(1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне. Художник Федотов, картины которого впервые были выставлены благодаря К. Брюллову, обладавшему в академии бесспорным авторитетом, сразу стал популярен. 1—23).
Георгий Васильевич Гринев заказывает Павлу Федотову портрет своей жены, небольшой, для своего кабинета. в месяц и потребовать от него письменного на это ответа".
Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. ассигнациями в месяц». Не увидели свет рисунки Федотова из Нравственно-критической серии.
В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды.
Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. (1851—52). Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – Сватовство майора (1848). Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках.
Родился в Москве 22 июня 1815 года. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. — "Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове" ("Семейные Вечера", 1873 г., 6, стр. К работам этого рода относится эскиз "Мадонна с Младенцем" и известная картина "Вдовушка". В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал.
— А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899—1903 гг. Работа над сепиями дала художнику чрезвычайно много обогатился его жизненный и творческий опыт, накопился материал для создания новых произведений. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостаточного владения техникой, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов. В общей композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в трактовке сюжета. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график.
Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. — "Иллюстрация", 1861 г., 183, стр. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России.
— Н. В. Гербель, "Русские поэты в биографиях и образцах", СПб., 1873 г. (4-й период). Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Из искусства уходит серьезная гражданственная тематика и образ героя.
Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину«Встреча великого князя». При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Федотов вернулся из Москвы довольным, здоровым, полным радужных надежд и снова принялся за работу.
— B. В. Стасов, "25-летие русского искусства" ("Вестник Европы"). Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его.
Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. Наступал последний, самый трудный период в жизни художника.
Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Работая над картиной, Федотов прежде всего шел от жизни. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику.
Словом, преобладающий элемент этих работ – карикатура. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846).
ассигн. Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку. В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами.
Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. Федотова называют Гоголем в русской живописи. Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича.
Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется. Он остается без средств к существованию.
Ср. Картину "Вдовушка" он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Картина Ф. "Сватовство майора" вместе с картинами "Утро чиновника, получившего первый орден" и "Разборчивая невеста" появились на академической выставке 1849 г. Совет Академии Художеств тотчас признал Ф. достойным искомого звания академика.
Необходимую практику он получал делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. Картина была создана в год трагической смерти художника. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности.
А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж "Зимний день. В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. В искусстве появляется тема одиночества души.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи" ("Автобиографическая заметка П. А. Федотова").
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. — А. О., "Несколько слов о Федотове" ("Светопись", 1858 г., 12). На картине «Свежий кавалер» – не молодой хвастливый чиновник, а человек много старше. — А. Витковский, "Воспоминание о П. А. Федотове" ("Русское Слово", 1862 г., 4, стр. Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины "Сватовство майора" (а может быть и двух других) собственного сочинения.
Необходимую практику он получал делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. Метод работы над реалистической картиной, открытый Федотовым в «Сватовстве майора», надолго вошел в практику русских художников. Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: "Сватовство майора", "Утро чиновника, получившего первый орден", "Разборчивая невеста" и другие работы). Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). М—ф, "Павел Андреевич Федотов" ("Исторический Вестник", 1893 г., 10, стр.
Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846). Чтобы содержать себя временами он брал заказы к написанию не дорогих портретов а иногда ему просто заказывали копии с его старых уже прославленных картин. За долги семья вынуждена была продать дом. Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ.
В свободное от службы время упражнялся дома, рисуяакварельные икарандашные портреты своих сослуживцев, сцены полковой жизни и карикатуры. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. Павел Андреевич Федотов – офицер, оставивший армию ради искусства.
Федотову все это было не по сердцу и дома он отводил душу изображая самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Такая принципиальность художника наряду с сатирической направленностью его творчества вызвала повышенное внимание цензуры. За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. 540—543.
Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. 349—360). Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине "Сватовство майора"), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил.
Да и герой картины не очень достоин насмешки. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Решение далось не просто.
— "Несколько слов о П. А. Федотове" ("Северные Цветы", 1857 г., отд. Картина принесла художнику-любителю звание академика "по живописи домашних сцен" (1848). Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ. А. Федотов" ("Пантеон", 1854 г., том XIII, 1, стр. Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. Павел Андреевич Федотов — офицер, оставивший армию ради искусства.
А. Федотов" ("Русский Художественный Листок", 1853 г., 19). Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Заказ оказался роковым. «Взгляните этому чиновнику в лицо. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. В картине «Анкор, еще анкор. » (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу.
Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году.
Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой). В картине Анкор, еще анкор. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844). Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность. В картине «Игроки» (1852) Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. Да так, что он за три месяца создал шедевр.
В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Началась замкнутая одинокая жизнь. Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу. В то же время он не покидал общества товарищей.
В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. Последние два десятилетия ХVIII века старший Федотов участвовал практически во всех военных походах и кампаниях. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет.
После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. В последних работах Федотова хорошо видно, что художник в совершенстве овладел живописным мастерством, цвет в его произведениях помогает раскрытию замысла, активно участвует в восприятии зрителем изображаемого. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. 1102—1125).
1—68). Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844). В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву.
Всё было естественно и натурально. Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова. А вот акварель «Передняя частного пристава накануне светлого праздника» и это уже не простая уличная сценка, а рассказ возмущенного молодого художника о взяточниках. Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах.
Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Еще кадетом Федотов увлекся рисованием, но оно, наряду с сочинением стихов и пением под гитару, долго служило ему лишь средством скоротать досуг: он рисовал карикатуры и портреты друзей. Однако, охладев к своему замыслу исполнил только 8 рисунков, а сюжет одного из них использовал в первой своей картине – "Свежий кавалер".
Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров. его стихотворение: "К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям"). Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой). Художник предпочитал холст или бумагу. Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен. Запрещены были и литографии с его картин.
Оптимизм сменился скепсисом, разочарованием. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – "Сватовство майора" (1848). Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность (поучать обличая), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность.
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1).