Один из создателей интимного камерного портрета в русском искусстве: «Девочка-калмычка Анна Николаевна» (1767 год, музей в Кускове) «Неизвестная в русском костюме» (1784 год, ГТГ) – одна из лучших его работ, считающаяся первым в русской портретной живописи изображением «простого человека из народа» парные портреты четы Хрипуновых (1757 год, музей в Останкине) и др. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. В изобразительном искусстве развитие русского Классицизм тесно граничит с деятельностью учрежденной в 1757 петербургской Академией Художеств. Пришла роковая минута и очи московского Креза вечным сном смежились" (это написано в 1788 г. – в год смерти Шереметева). П. И. Сын и ученик предыдущего.
АРГУНОВЫ, семья русских архитекторов и художников. Камерон, Дж. В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. Участвовал в создании интерьеров Останкинского дворца, автор парадного портрета императора Павла I (1797 год) для «Малиновой гостиной». Шарандак Н. П., И. Аргунов, Л., 1977. Испытал влияние классицизма. отделкой (раковины, кораллы, средиземноморские камни) и, возможно, Оранжерея (1761–64).
Фёдор Семёнович (около 1732-около 1768), архитектор. Помимо работ для графа Н. П. Шереметева исполнял частные заказы: портреты А. М. и Н. А. Грибовских (1795 год, ГТГ), членов семьи Милорадовичей (около 1795 года, музей в Останкине и ГРМ) и др. И в этом она более сходилась не с французской, которую брала за пример и про которую Вольтер говорил, что в ней только «тушат гений, вместо того чтобы его зажигать», а с английской. Учился, возможно, у двоюродного брата, живописца Фёдора Леонтьевича А. (1716–54). Постоянно практиковался в написании портретов.
Основой школы являлся рисунок: сначала простейший от руки, затем с «образцов» (преимущественно гравюры с произведений старых мастеров), далее—с гипсов (антики) и уже потом — с обнаженной натуры. Близок Антропову Иван Петрович Аргунов (1729–1802), крепостной художник Шереметевых.
и В. А. Иван Иванович Лобанов-Ростовский (1731–1791) – князь, представитель старшей линии княжеского рода Лобановых-Ростовских, ведущего свое начало от Владимира Мономаха. Портрет актрисы П. И. Ковалёвой-Жемчуговой (Шереметьевой) (1768-1803)1803г, холст, масло, 140x109 смЦентральный театральный музей им. А. Бахрушина, Москва Прасковья Ивановна Ковалева-Шереметевой, по сцене Жемчугова (1768—1803 гг. ), замечательная русская актриса, бывшая крепостная графа Шереметева, женщина редкого таланта и доброты. Удивительна и красива история любви Н. П. Шереметева и крепостной актрисы, «примы» шереметевского театра игравшей под именем Прасковьи Жемчуговой. Граф влюбился в молодую красавицу, талантливую актрису. В 1746 – 1747 учился живописи у Г. -К. Будучи крепостным, происходивший из замечательной династии мастеров, давшей и архитекторов и живописцев, он попал к графу П. Б. Шереметеву в "приданом" его жены (урожденной княжны Черкасской) и помимо живописи вынужден был заниматься множеством других дел (в основном управлял домами графа в Петербурге и Москве). Последние известные произведения Аргунова датируются второй половиной 1780-х.
Получила превосходное воспитание и образование. Фёдор Семёнович (конец декабря 1732, Санкт-Петербург – около 1768, там же. ), архитектор. По его проектам в Кусково были построены барочные кухонный флигель (1755), павильон "Грот" (1755-1775), предположительно – "Оранжерея" (1761-1764). Умение создать психологическую характеристику изображаемого персонажа – редкое явление среди художников той эпохи. А для нас, современных зрителей, портреты кисти Николая Аргунова являются историческим документом эпохи. В 1762 г. он написал портрет императрицы Екатерины II (ГРМ) по заказу Сената. портретной живописи изображением «простого человека из народа» парные портреты четы Хрипуновых (1757, музей в Останкине) и др. Портрет императрицы Екатерины Второй (1762)На этом парадном портрете Екатерина изображена в подчёркнуто монаршей позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. портрет С. Кулябки, 1760, ГРМ, портрет Ф. Дубянского, ГЭ.
1795, музей в Останкине и ГРМ) и др. Один из создателей интимногокамерного портрета в рус. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. Аргунов – сын). Колористическое решение строится на контрастах больших локальных цветовых пятен.
Был видным представителем русского барокко, одним из зодчих Фонтанного дома Шереметевых в Санкт-Петербурге (1750-55 годы), автором ряда построек в подмосковном имении Шереметевых Кусково, где проявил себя как мастер ландшафтной (парковой) архитектуры: кухонный флигель (1755 год), павильон «Грот» (1755-75 годы) с необычной внутренней отделкой (раковины, кораллы, средиземноморские камни) и, возможно, оранжерея (1761-64 годы). Самый ранний из известных в настоящее время портретов кисти Аргунова. Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.
Известен своими чудачествами, любовью к искусствам, роскошным образом жизни и богатством. Аргунов, помимо живописного имел и педагогический талант. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. В эпоху русского ампира (1-я треть 19 в. ), отражающего идеи политического триумфа и мощи России, осуществляются особо грандиозные градостроительные мероприятия (особенно в Петербурге, где впервые была поставлена и решена проблема сочетания регулярных начал симметрично-осевой планировки со свободным, открытым пространством реки), разрабатываются регулярные планы более чем 400 городов, «образцовые» проекты почти всех типов сооружений, формируются ансамбли центров Костромы, Полтавы, Твери, Ярославля и других городов. Да и трудно было представить привлекательным этого совсем непривлекательного человека, личностно ничего собой не представлявшего. Столько достоинства в лице, так ясен и тверд взгляд, столько царственности в посадке головы, что невольно закрадывается мысль — а не маскарад ли это. Крепостные графов Шереметевых (до 1743 – князей Черкасских). В дневнике путешествий польского короля Станислава Понятовского было записано: «Дворец с таким искусством отделан и украшен, что никогда нельзя подумать, что он сделан из дерева». Павел Аргунов работал над проблемой театральных зданий – оптической видимостью сцены, конструированием зрительного зала. В 1804 г. он разработал проект для строительства дома в усадьбе Жихарево под Москвой. Умер крепостным в 1806 г. Николай Аргунов.
Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники». В 1770 – 80-е rr. Но совсем недавно искусствовед Т. А. Иван Петрович (1729-1802) художник, портретист, декоратор. В 1816 получил вольную.
С 1800 в отставке. Иконы писал и позже. Сам заваливал его работой. Эта красивая любовь длилась около 20лет. Однако на портрете младшей дочери Шереметевых – Варвары Петровны (1766, "Кусково") физический недостаток ("косина", как писали в XVIII в. ) оборачивается прелестной милой неправильностью, придающей очарование ее совсем юному, пухлому лицу и всему ее какому-то беззащитному облику.
Учился, вероятно, у С. И. Грибовских (1795, ГТГ), членов семьи Милорадовичей (ок. Крепостные графов Шереметевых. Сын и ученик И. П. Склифосовского).
Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг. Еще от эпохи рокайля ведет свое начало псевдоготика шинуазри («китайшина»), тюркери («туретчина») и жапонез («японщина») используют традиции искусства Дальнего Востока и Передней Азии.
Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. Мастера зрелого Классицизм (1770-90 гг. : В. И. Баженов, И. Е. Старов, М. Ф. Казаков) создают постройки с тонкой пластической дифференциацией фасадов, активно участвующие в организации пространственно-планировочной структуры города развивается новый тип камерного дворца (Ч. Изображение фигуры – при подчеркнутой объемности лица – плоскостно. Сын и ученик И. П.
Лобановы-Ростовские, 1750 и 1754, оба– в ГРМ П. Б. Заказов со стороны он уже не брал. Она определила пути отечественного искусства на протяжении всей второй половины столетия.
P. 83). Саблукова, К. И. барокко. Скульптура русского Классицизм представлена монументально-декоративной пластикой (составляющей тонко продуманный синтез с ампирной архитектурой), станковыми композициями, элегически-просветленными надгробиями (И. И. и Е. А. Лобановы-Ростовские, 1750 год и 1754 год, оба – в ГРМ П. Б. и В. А. Шереметевы, 1760-е годы, Музей-усадьба Останкино посмертные портреты Б. П. и А. П. Шереметевых, 1768 год, музей в Кускове) – прекрасные образцы русского барокко.
В них, по меткому замечанию О. С. Евангуловой и А. А. Карева, «ставший уже достоянием истории образ как бы оттиснут в красках, словно изображением на памятной медали». петерб.
АХ (1818). Императрица, однако, в 1788 г. назначила его своим генерал-адъютантом, обеспечила его имущественное положение исходатайствовала ему графское достоинство Римской империи и, наконец, повелела присутствовать в совете. Кваренги), возникает русский вариант палладианства (Н. Обер-камергер. Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.
Аргунов Иван Петрович (1727, . – 1802, усадьба Кусково Московской губ. )Художник, портретист иконописец, педагог. L, 1990.
ШЕРЕМЕТЕВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ 1751-1809 Граф. С 1777 главный директор Московского дворянского банка, затем служил в Сенате. Фёдор Леонтьевич (1716-1754), художник.
Работали главным образом в петербургских и московских дворцах Шереметевых и в их подмосковных усадьбах Кусково и Останкино. Николай Иванович (начало апреля 1770, Санкт-Петербург – после 1832), художник. Но русский классицизм XVIII в. имеет свои специфические черты. Все эти подробности биографии П. Б. Шереметева мы не можем, конечно, прочитать на портрете, но то, что художник не стремился как-то приукрасить свою модель (разве что костюмом), очевидно. АРГУНОВЫ, семья рос.
Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. Академия художеств («Академия трех знатнейших художеств»), основанная в 1757 г. и находившаяся сначала в Москве, затем, через год, переведенная в Петербург (иностранные мастера желали быть ближе ко двору), отныне — крупнейший художественный центр. Самое любопытное, что ведь стали «спавшие с голосу певчие» известными художниками. 1770, С. -Петербург– после 1832), художник. Иван Аргунов.
Учился, возможно, у двоюродного брата – Фёдора Леонтьевича Аргунова и у Г. К. Гроота. Тайны истории в романах, повестях и документах. Родился в семье талантливых крепостных интеллигентов – художников и архитекторов.
Под руководством своего учителя Г. -Х. Четыре портрета из ретроспективной серии находились в "наугольной" овальной зале Фонтанного дома в Петербурге (ныне – в музее "Кусково"), Естественно, Аргунов не мог писать этих лиц с натуры: он родился через 10 лет после смерти Б. П. Шереметева. Портреты Аргунова, особенно парадные, всегда декоративны, как и у Антропова.
1760-е – время расцвета творчества Аргунова. Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. Но почему черенок кисти изогнут. А тут аскетическая простота крестьянского костюма, строго, почти сурово выписанное, скорее вылепленное или выточенное лицо крестьянки Впрочем, крестьянки ли. Павел Иванович (1768, Санкт-Петербург – 1806, там же. ), архитектор. А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам».
Аргунова. Учился, вероятно, у С. И. Чевакинского в Санкт-Петербурге. Акад. С 1793 возглавлял строительство дворца-театра в Останкине, реализуя проекты И. Е. Композиция его портретов статична. Император Павел I благословил «неравный брак», после долгих колебаний. Семейное счастье Николая Петровича оказалось недолгим. Двоюродный брат И. П.
Фигура женщины по-антроповски грузна, заполняет собой весь холст. Особенно хорош портрет княгини. Это большие цветовые пятна. В 1770–1880-х он пишет мало. Discourses.
Сенатор. Как раз в это время Николай Петрович (сын П. Б. Шереметева) увлечен был крепостным театром в Останкино, набирал актрис, вскоре устроил грандиозную перестройку всего дворца и театра, женился на крепостной актрисе Параше Ковалевой. Иван Петрович Аргунов (1729-1802). После 1797 года переведён в столицу, где работал над перестройками Фонтанного дома.
Шереметеву «Миллионным домом». На самом же деле Параша Ковалева была дочерью кузнеца из подмосковного села Кусково. Параша Ковалева становится графиней Шереметевой. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Царскосельского дворца (1747) и для Благовещенскойц. Валлен-Деламот (1729–1800) – авторы проекта здания Академии художеств в Петербурге (1764–1788), в котором учтено важное в градостроительном отношении местоположение здания на берегу Невы. Черкасского, а с 1743 – графа П. Б. Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой.
В 1750 художник завершает парадный Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского (Русский музей), в 1754-м – парный к нему Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской (Русский музей). Чевакинского в С. -Петербурге. Но самыми удачными были портреты камерные.
Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. Портреты, как это характерно для времени, решены в противоположном цветовом ключе. Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график). Чудесно изображение в охристо-коричневой гамме воспитанницы Шереметевой «Калмычки Аннушки» (1767, Кусково). иск-ве: «Девочка-калмычка Анна Николаевна» (1767, музей в Кускове) «Неизвестная в русском костюме» (1784, ГТГ)– одна из лучших его работ, считающаяся первым в рус.
В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной -- ландшафты. Участвовал в создании интерьеров Останкинского дворца, автор парадного портрета имп. Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника. Среди поздних работ А. наиболее знаменит в этом направлении «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784 ГТГ). барокко, одним из зодчих Фонтанного дома Шереметевых в С. -Петербурге (1750–55), автором ряда построек в подмосковном имении Шереметевых Кусково, где проявил себя как мастер ландшафтной (парковой) архитектуры: кухонный флигель (1755), павильон «Грот» (1755–75) с необычной внутр. Парный портрет жены художника (в котором по аналогии можно усмотреть портрет неизвестной, портрет жены архитектора, скульптора и т. д. ), Марии Николаевны Аргуновой (1760-е, ГРМ), очень красив по колориту, построенному на противопоставлении лимонно-желтого платья и темно-синего плаща, более импозантен, но и более холоден.
А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать. Занимается хозяйственными делами. Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. Известны его образы крепостных актрис (Т. В. Острейшая борьба за Академию художеств, таким образом, длилась около трех десятков лет. Занимается хозяйственными делами.
Портрет Н. П. Шереметьева1800-е гг, холст, масло, 85 х 68 смЭрмитаж, Санкт-ПетербургВнук первого русского графа, сподвижника Петра I Бориса Петровича Шереметева граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809) после смерти отца унаследовал громадные владения: Кусково с крепостным театром и Останкино. Немалую роль в развитии театра сыграл крепостной библиотекарь Василий Григорьевич Вороблевский. Жена ЧЕРКАССКАЯ ВАРВАРА АЛЕКСЕЕВНА (1711-1767), дочь князя А. М. ЧЕРКАССКОГО, принесла в приданое Останкино, Марьино, Марьину рощу и др. Неожиданное и своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768). Николай Аргунов. Учился у Г. К. Гроота.
Портрет А. М. Дмитриева-МамоноваН. В 1788 Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. Аргунов использовал в работе над этими портретами сохранившиеся прижизненные изображения и композицию европейского парадного портрета (четыре таких портрета, предназначавшихся для овальной залы «Фонтанного дома» в Петербурге, теперь в собрании Кусково). П. И. Аргунов).
Сын ДМИТРИЙ 1803-1851. Занимается хозяйственными делами. Смотришь теперь эти безымянные в большинстве случаев полотна и удивляешься мастерской работе. Старова и В. Бренны (в частности, участвовал в исполнении некоторых интерьеров дворца с их изысканной полихромией использованием различных материалов, уникальными наборными паркетами). «Социетет наук и художеств» явно тормозил и то и другое и Шувалов решил это прекратить.
«Архаизмы» в живописном почерке при большой художественной выразительности еще более очевидны в творчестве Алексея Петровича Антропова (1716–1795), живописца, который многие годы работал в Канцелярии от строений под началом Матвеева, а затем Вишнякова. Аргуновы, русские художники. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя.
Оставаясь крепостным всю жизнь, Аргунов, естественно, не раз писал своих хозяев. Измайловой (1759, ГТГ). Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. В 1798 году Шереметев дает ей «вольную», а в 1801 году граф и бывшая крепостная из его кусковской усадьбы тайно венчаются в церкви Симеона Столпника в Москве. Граф придумал ей родословную, восходящую к польскому шляхетскому роду Ковалевских. С. 189). Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА».
Воспитывался в Санкт-Петербурге у дяди, С. М. Аргунова, дворецкого «Миллионного дома» князей Черкасских (впоследствии графов Шереметевых). Вместе с ним исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Однако уже в портрете офицера Конногвардейского полка князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовского (1750, ГРМ), первой известной нам работе Аргунова в этом жанре, очевидна связь художника со старорусской живописью: лицо тщательно моделировано, поза при подчеркнутой горделивости статична, одежда написана жестко. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого.
Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. С. 237–238). П. Толстой). Ну и, наконец, он знаменит своей молчаливостью". и А. П.
он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение – «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784) – первое такого рода в русском искусстве. Но особенной теплотой насыщены исполненные Аргуновым портреты детей и юношей. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
В 1760-е годы Аргунов создает галерею портретов членов семьи Шереметевых. Ее президент Рейнолдс опровергал «ложное и грубое мнение, что правила связывают гениев. Однако уже в портретах Лобановых-Ростовских, особенно в мужском, превалируют насыщенные плотные цвета (темно-синий кафтан с ярко-красными воротником и манжетами, пурпурная мантия, коричнево-оливковый фон), Шереметевых, Аргунов много раз писал портреты своих хозяев: П. Б. Двоюродный брат и, возможно, ученик Ф. Л. Аргунова.
Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов -- «служитель» графа П. Б. Автор парадных портретов, в которых широко использованы приёмы искусства барокко (посмертные портреты Б. П. и А. П. Шереметевых, 1768, – оба в Музее керамики и Усадьбе Кусково XVIII в., Москва) один из родоначальников камерного портрета в России (портреты К. А. и X. М. Хрипуновых, 1757, – оба в Останкинском дворце-музее творчества крепостных, Москва). домом графов Шереметевых. Обучался рисованию у отца, черчению у Фёдора Семёновича. Сердце в нем было бронзовое, душа – несогреваемая льдина.
Портрет маленькой Софьи Матюшкиной (1763, ГТГ) К. И. Головачевского объединяет черты того сложного узора, который представляет собой отечественное искусство середины столетия. Его парадные портретные композиции (И. И. Среди этих портретов есть и парадные и полупарадные и камерные. В 1816 году получил вольную. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником.
Павел Иванович (1768, С. -Петербург– 1806, там же. ), архитектор. Новшеством в художественной жизни была реализация произведений учеников через «факторскую» Академии. Академик Петербургской Академии Художеств (1818 год).
из Останкинского дворца-музея. Шереметевых, 1768, музей в Кускове)– прекрасные образцы рус. В Москве он почти не работает как художник. Постоянно практиковался в написании портретов. Павел Иванович (около 1768-1806), архитектор. управлял петербургским, с 1788 московским домами Шереметевых. Черкасского, а с 1743 – графа П. Б. Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой.
апр. Раскосые глаза на смуглом лице ("таракушки", как называла их Шереметева) – живые, быстрые, взгляд смышленый и эта живость близка уже искусству XIX в., сродни карандашным портретам О. А. Кипренского. Художник, портретист иконописец, педагог. Ивану проследить, чтобы «под конвоем» перевезли их в двух каретах и не забыли бы полотняные маски искусственные цветы и четыре пары шелковых пунцовых чулок. В ранних произведениях, созданных под влиянием Гроота (портреты И. И. и Е. И. Лобановых-Ростовских (1750 и 1754), еще чувствуется некоторая застылость и скованность поз, присущие искусству парсуны. Учился, возможно, у двоюродного брата, живописца Фёдора Леонтьевича Аргунова (1716-54 годы).
Это крепостная крестьянка, по-видимому, жившая в барском доме в качестве кормилицы. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. Аргунов, будущие академики живописи. Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности. Вероятно также его участие в проектировании гл. Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне.
Шереметеву «Миллионным домом». Особенно хорош портрет княгини. Не раз он заказывал писать портреты со своих «домовых» балерин и певиц, правда их изображали чаще всего в театральных костюмах, мог заказать он портрет одной из дворовых женщин, полюбившихся ему.
Бутурлиной, 1763, ГТГ). В декоративно-прикладном искусстве русского Классицизм среди замечательных образцов изделий, характерных для Классицизмвообще (художественный металл, фарфор, хрусталь и т. д. ), оригинальностью своей техники и материала выделяются произведения камнерезного искусства, вещи из полированной стали, мебель из карельской берёзы. Селинова Т. А., И. П. Аргунов, М., 1973. Так, полны естественности, приветливости и большой внутренней значительности лица мужа и жены Хрипуновых, мелких помещиков, живших в доме Шереметевых на Миллионной улице, управляющим которого был Аргунов (1757, Останкино), выразительно умное и властное лицо Толстой (урожденной Лопухиной) на портрете из Киевского музея русского искусства (1768).
С 1793 года возглавлял строительство дворца-театра в Останкине, реализуя проекты И. Е. Старова и В. Бренны (в частности, участвовал в исполнении некоторых интерьеров дворца с их изысканной полихромией использованием различных материалов, уникальными наборными паркетами). Художник одним из первых в русском искусстве обратился к типу «жанрового» портрета, представляя модель «за занятием» или в окружении атрибутов профессионального труда (портреты четы Хрипуновых (1757), калмычки Аннушки (1767), «Автопортрет» (1760-е) исторического портрета (изображения Б. П. и А. В. Шереметевых (оба — 1768), Б. П. Шереметева в латах, А. М. и М. Ю. Черкасских (все — 1760-е). Портрет актрисы Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой (1803)Ковалёва-Жемчугова – русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых. С 1750-х гг. Помимо работ для гр.
В 1803 году графиня «умерла родами», оставив мужу трехнедельного сына Дмитрия. Граф очень страдал и больше не женился, посвятив себя сыну. По его рисункам исполнялись портретные гравюры выдающихся русских военных и государственных деятелей для исторических сочинений ("История Малороссии" Д. Н. Бантыш-Каменского издана в 1818-1822 и др. ), один из его оригинальных рисунков этой серии хранится в Третьяковской галерее (портрет Я. М. Евреинова). ПавлаI (1797) для «Малиновой гостиной». А. и X. М. Хрипуновых (1757 Московский музей-усадьба «Останкино»), а также он один из первых обратился к написанию портретов простых людей. Известны его образы крепостных актрис (Т.
В мае 1792 года отправлен в Санкт-Петербург для обучения к некоему архитектору Бажеву (ряд исследователей предполагает, что он учился у В. И. Баженова). Литература:Безсонов С. В., Крепостные архитекторы, М., 1938. Крепостной князя А. М.
Они связывают только людей, лишенных таланта, как те доспехи, которые на сильном являются украшением и защитой, на слабом и уродливом становятся грузом и наносят вред телу, которое созданы были защищать» (Sir Joshua Reynolds. Автопортрет (. ). В учение к Аргунову отдали «спавших с голоса певчих» — Лосенко, Головачевского, Саблукова. Двоюродный брат Ивана Петровича. Аргунова. Ранее он значился как "портрет неизвестного", потом как "портрет архитектора", затем скульптора (даже более конкретно – скульптора Федота Шубина).
В 1770 – 1880-х он пишет мало. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Писал иконы дляВоскресенскойц. В своем развитии русский классицизм проходит несколько этапов: ранний (1760-е — первая половина 1780-х гг. ), строгий или зрелый (вторая половина 1780-х — 1790-е годы, вплоть до 1800 г. ) и поздний (просуществовавший до 1830-х годов включительно). В творческом наследии А. преобладают портреты имп.
Черкасского. Шлыковой-Гранатовой, 1789 П. И. В 1788 Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. 1753).
В Москве он почти не работает как художник. Скульптурные классы были представлены «статуйным», куда входил и рельеф, «орнаментным» (закрыт в конце века). С 1768 в отставке, жил в основном в родовом имении Кусково.
образности, соединившей принципы классицизма с веяниями предромантизма. Вольную он получил в 1816 г., после смерти Н. П. Шереметева. Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома. Вероятно также его участие в проектировании главного дома (дворца) усадьбы.
Возможно, участвовал также вперепланировке парка. Мода на калмычат была большой. В 1788 стал управляющим моск. И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX. Генерал-аншеф.
Иван Петрович Аргунов, художник. Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. В соответствии с этими канонами окружающая жизнь, природа должны быть «исправлены», «улучшены» кистью или резцом художника.
Отсюда и барочный характер его ретроспективных портретов. Еще в 1753 г. к нему в обучение были отданы три (имеются сведения, что четыре, но имя четвертого до нас не дошло) мальчика из певческой капеллы ("спавшие с голоса"), все трое в последующем – известные русские художники: Антон Павлович Лосенко, будущий профессор Академии художеств и руководитель класса исторической живописи, а также Кирилл Иванович Головачевский (1735–1823) и Иван Семенович Саблуков (1735–1777), оба впоследствии замечательные педагоги. Но они привлекают и сами по себе – своей художественной самобытностью. Яков Иванович (1784-после 1830), рисовальщик, художник, портретист. Писал иконы для Воскресенской церкви Царскосельского дворца (1747 год) и для Благовещенской церкви Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме (около 1753 года). В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ – «Портрет Толстой». Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» -- рейсфедер -- и два циркуля.
И. Аргунов1802г, холст, масло, 151. 5 x 125. 5 cмГосударственная Третьяковская галерея, МоскваГраф Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов (1758-1803) – один из фаворитов Екатерины II. Уже в первом по времени дошедшем до нас изображении – статс-дамы А. М. Шереметева невеста наставника великого князя графа Н. И. Николай Иванович Аргунов (1771 – умер после 1829).
От Гроота Аргунов усвоил приемы рокайльного письма, что видно на двух сохранившихся иконах из собрания ГРМ «Спаситель» и «Богоматерь»: грациозные, несколько манерные, вытянутые фигуры, радостная, праздничная, светлая гамма голубоватых тонов. Румянцевой, 1764, ГРМ портрет А. В. В 1816 получил вольную. В этом смысле русский классицизм ближе к самим истокам, к искусству античному (а в нем — не к римской античности, а к греческой), с воплощением его, как идеальных, понятий логического, разумного, естественности, простоты и верности природе, выдвигавшихся просветительской философией в качестве исходных критериев прекрасного, в их русском понимании. В 1788 с семьёй переехал из С. -Петербурга в Москву.
Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности. Т. 1. Был видным представителем рус. Наиболее характерными для художника представляются портреты 1760-х гг. – время расцвета творчества Аргунова. Писал в духе барокко парадные портреты Шереметевых и их окружения, одновременно выступил как один из родоначальников камерного портрета в отечественном искусстве (портреты К. А. и Х. М. Хрипуновых, 1757, Останкинский дворец-музей творчества крепостных, Москва), делал попытки внедрить в портретный жанр "русские мотивы" ("Портрет неизвестной в русском костюме", 1784, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
В нем отсутствует идея жесткого подчинения личности совершенному государственному началу. Помимо своих сыновей Павла, Николая и Якова (о них смотри ниже), учил по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны А. П. Лосенко, И. С. Саблукова, К. И. Головачевского. СПб., 2004.
живописцев и архитекторов, крепостных графов Шереметевых. В Москве он уже совсем не работает как художник. в Новом Иерусалиме (ок. В 1766 году написан портрет дочери Шереметева Варвары Петровны. дома (дворца) усадьбы. Обучался рисованию у отца, черчению у Фёдора Семёновича.
Вместе с ним исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Аргунов — выдающийся русский художник второй половины XVIII столетия. Сын И. П. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. О Петре Борисовиче Шереметеве писал князь И. М. Долгоруков (Долгорукий) в своих пленительных мемуарах как о человеке, богаче которого не было в государстве. Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны. Родился в семье талантливых крепостных интеллигентов – художников и архитекторов.
Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе. Литейному делу, значение которого все возрастает в связи с тем, что бронза становится преимущественным материалом, учили не в системе скульптурных классов, а в «классе разных мастерств». особ и представителей дворянских родов России, прежде всего Шереметевых Б. П. и В. А. (1760, оба портрета – Московский музей-усадьба «Останкино»).
Но смерть никого не чтит. Николай Иванович (1771-после 1829), художник, портретист. В 1746–1747 учился живописи у Г. -К. Прославился как изображениями крепостных актрис шереметевского театра (Т.
Троюродная сестра императора Петра II. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Напомним, что проекты Академии художеств были давние: первые из них — Нартова, Аврамова и Каравакка —помешала воплотить смерть Петра I. Борьба за Академию художеств продолжалась и в правление Анны Иоанновны (в драматических «битвах» партии немецкой ориентации Шумахера и Остермана со здравствующими еще «птенцами гнезда Петрова» и, особенно, в правление Елизаветы Петровны (ученые прямо высказывались за выведение художественного отделения из Академии наук).
Через некоторое время срочно требуются «мушкарадные платья». Крепостной князя А. М. Николай Иванович Аргунов (1771-после 1829) продолжил дело отца.
Он также расписывал интерьеры дворцов, писал иконы для многочисленных церквей, как и его учителя. По приказанию императрицы Елизаветы Петровны, к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие, потерявшие голоса: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии), И. С. Саблучок (Саблуков, Иван Семёнович. ) (академик). Иван Петрович А., художник.
Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой, крепостной Шереметевых (1789)Всмотритесь в лицо этой прекрасной молодой женщины. Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график). Воспитывался в С. -Петербурге у дяди, С. М. Форма лепится иначе, чем у Антропова. "Калмычка Аннушка" (1767, "Кусково"), воспитанница Варвары Алексеевны (таких экзотических детей тогда модно было держать богатым господам), прямо на зрителя держит гравированный портрет своей недавно умершей благодетельницы.
ниже), учил по распоряжению имп. "Все суды были им куплены, когда дерзал кто входить с ним в тяжбу. Портрет П. Б. Шереметьева1760г, холст, масло, 92х73. 5 смОстанкинский дворец, музей творчества крепостных, МоскваШереметев (Петр Борисович, 1713 – 1788) – обер-камергер, сын фельдмаршала.
Одарённый портретист, выработал новый тип худож. Головачевского. Копированию с «образцов» придавалось огромное значение в программе обучения Академии.
Шереметева и его жену Варвару Алексеевну – урожденную княжну Черкасскую (картины в ГЭ, Останкино, ГТГ). И не только потому, что он был крепостным художником, не имевшим свободы выбора и обязанным выполнять заказ хозяина, желавшего увековечить своих знаменитых предков, но и потому, что в нем была определенная гибкость таланта, легкость усвоения чужой манеры и чужого языка. В 1788 году с семьёй переехал из Санкт-Петербурга в Москву. В завершение курса полагалась самостоятельная композиция по специальности. Шереметева. Для Петербургской Академии было характерно приурочивать выставки к какому-либо государственному «мероприятию»: таковым было восшествие Екатерины II на престол, тезоименитство великого князя Павла Петровича, «почетного любителя художеств».
В 1816 получил вольную, в 1818 – звание академика петербургской Академии художеств. Это отчетливо видно в изображении «Неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784, ГТГ. Шереметевы, 1760-е гг., Музей-усадьба Останкино посмертные портреты Б. П. Это прежде всего портрет фельдмаршала Б. П. Шереметева, одного из немногих отказавшихся принимать участие в деле царевича Алексея ("не мне судить цареву кровь"), знаменитого полководца и верного сподвижника Петра I (прах умершего в 1719 г. фельдмаршала император сопровождал с непокрытой головой от Зимнего дворца до Александро-Невского монастыря). В ее лице нет ни жеманства, ни манерности. После 1797 переведён в столицу, где работал над перестройками Фонтанного дома.
1760-е – время расцвета творчества Аргунова. В 1750 художник завершает парадный Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского (Русский музей), в 1754-м – парный к нему Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской (Русский музей). Иван Петрович Аргунов (1729–1802) несколько младше Л. П. Антропова, но его активный творческий период приходится на те же 1750–1760-е гг., что и у Антропова. Крепостную труппу для Кусковского театра готовили знаменитые драматические актеры и педагоги — И. А. Дмитриевский, Я. Е. Шушерин, (1753-1813), С. Н. Сандунов (1756-1820), танцевальному искусству в разное время обучали приглашенные из московского балета известные балетмейстеры Д. Н. Соломон и А. П. Глушковский. Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы. И через несколько лет выдает своим ученикам Аргунов похвальную аттестацию.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Русский крепостной художник-портретист, сын Ивана Аргунова. Превалируют насыщенные, плотные цвета теплого тона. Как естественно она изображена. Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. Среди его учеников – А. П. Лосенко. Никаких препятствий Шереметев не чинил. В мужском портрете (П.
Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. Панина. Величественные ансамбли и отдельные здания (преимущественно в Петербурге) создают А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Тома де Томон, Классицизм И. Росси, В. П. Стасов в Москве строительство ведется Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьевым (особенно характерным для Москвы становится тип небольшого особняка с уютным интерьером). Исторические, ретроспективные портреты не случайно появились именно в творчестве Аргунова, а не, скажем, Вишнякова или Антропова.
М., 1996. Иконы писал и позже. Николай Аргунов. А. Львов). В. Шлыковой-Гранатовой, 1789, П. И. Ковалёвой-Жемчуговой, 1802 и 1803 – все в Государственном музее керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", Москва), так и классицистическими парадными портретами представителей высших слоёв общества (портрет сенатора П. С. Рунича, 1817, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
Кокоринов (1726– 1772) и француз Ж. -Б. Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график). А вскоре стала та мастерская чем-то вроде художественной школы.
Портрет Н. П. Шереметьева1798г, холст, масло, 66, 5х53, 5Воронежский областной художественный музей им И. Крамского Николай Петрович Шереметев (1751-1809), граф, обер-гофмаршал, а также любитель-музыкант и дирижер, создатель оперно-балетной труппы в Кусково, сын графа Петра Борисовича Шереметева. В мае 1792 отправлен в С. -Петербург для обучения к некоему арх. За княжну Черкасскую сватались блестящий придворный красавец граф Карл-Рейнгольд Левенвольде и блестящий дипломат и поэт князь Антиох Кантемир но сватовство Левенвольде расстроилось после обручения, а сватовство Кантемира так и не состоялось. Елизаветы Петровны А. П. Шереметева исполнял частные заказы: портреты А. М.
Исполнял также живописные портреты ("Неизвестный в меховой шапке", Останкинский дворец-музей творчества крепостных, Москва). Фёдор Семёнович (кон. Ковалёвой-Жемчуговой, 1802 и 1803 все– музей в Кускове). Помимо своих сыновей Павла, Николая и Якова (о них см.
Лосенко, И. С. Воскресенского мон. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. Она по-праздничному одета в красное платье интенсивность цвета которого подчеркивают белые кружева и зеленая спинка кресла. Удивительна и красива история любви Н. П. Шереметева и крепостной актрисы, «примы» шереметевского театра игравшей под именем Прасковьи Жемчуговой. Зачастую не слыхивали ни о законах композиции, ни о законах перспективы, света и светотени, а лишь догадываясь о них, по наитию распознавая свойства и взаимодействия красок. Н. П.
Парадный портрет Петра III (1762, ГРМ). Двоюродный брат Ивана Петровича. Портретисты.
Автор ряда портретов представителей крепостной интеллигенции, в том числе актрис Т. В. Шлыковой-Гранатовой (1789), П. И. Ковалёвой-Жемчуговой (1802-03, оба – в Музее керамики и Усадьбе Кусково XVIII в., Москва). Свои первые уроки живописи Аргунов получил у рокайльного мастера Георга Гроота в их совместной работе над иконостасом Воскресенской церкви Екатерининского дворца в Царском Селе (погиб во время Великой Отечественной войны). За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали. 1768, там же. ), архитектор. Зарабатывал на жизнь своим ремеслом.
В 1788 году стал управляющим московским домом графов Шереметевых. Аргунова. «Портрет калмычки Аннушки» (хранится в музее-усадьбе Кусково) приоткрывает перед нами любопытную страницу придворного быта середины восемнадцатого века. После переворота 1741 г. продолжалась открытая борьба Нартова и Ломоносова с Шумахером, вылившаяся в обращение Ломоносова к И. И. Шувалову и президенту Академии наук Кириллу Разумовскому об отделении Академии художеств (1753).
Колорит построен на игре и взаимодействии тончайших оттенков зеленоватых (цвет халата), коричневых (мех опушки) и оливковых (фон) цветов, с вспышками голубого и розового в шейном платке. С 1762 г. нерегулярно, а с 1764 г. —регулярно происходят в ее стенах «показы» новых произведений искусства академических учеников «для всенародного зрения». Подобной характеристики нет ни у Гроота (портрет 1746, ГТГ), ни у Ротари (1750-е, "Кусково"). Баженова).
авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А. П. ЛОСЕНКО, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. Николай Петрович и сам часто участвовал в музыкальных спектаклях. и Н. А. В портрете жены Лобанова-Ростовцева – Екатерины Александровны, урожденной княжны Куракиной, парном к мужскому исполненном через четыре года (1754, ГРМ), художник, быстро усваивавший уроки западноевропейского мастерства, становится более изящным в письме. Особенно хорош портрет княгини.
А. является создателем нового в России типа камерного портрета (К. Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею. Его парадные портретные композиции (И.
Николай Иванович (нач. Но разве мало мы могли бы рассказать о женщине, которая смотрит на нас спокойно и строго. Вероятно изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи). В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. и Е. А. Лишь легкая улыбка трогает ее губы, а глаза смотрят задумчиво и даже грустно для 16-летней девушки (для современного зрителя, осведомленного о ее дальнейшей жизни, это ощущается как предчувствие: у Варвары Петровны оказалась нелегкая судьба – она была несчастлива в браке с Разумовским). Учился, возможно, у С. И. Чевакинского, как его помощник участвовал в строительстве дома Шереметевых на Фонтанке в Санкт-Петербурге (так называемый "Фонтанный дом", 1750-1755).
Бажеву (ряд исследователей предполагает, что он учился у В. И. Учился портретной живописи у своего двоюродного брата Фёдора Леонтьевича Аргунова, а также у иностранных мастеров. П. И. Аргунов). Аргунова, дворецкого «Миллионного дома» князей Черкасских (впоследствии графов Шереметевых).
дек. Графиня Анна Петровна Шереметева – фрейлина, дочь П. Б. Собственно, те же задачи решат художник и в "Автопортрете" (конец 1750-х – начало 1760-х, ГРМ). За последние годы за произведением окончательно утвердилась атрибуция автопортрета (возраст, характер взгляда, как бы направленного в зеркало, всматривающегося в свое изображение, расположение инструментов, которые в соответствии с "Иконологическим лексиконом" если и не совсем соответствуют аллегориям, сопровождающим живописца, то во всяком случае связаны с художествами и позволили исследователю видеть здесь монограмму Аргунова: "ИПА"), Поворот головы и туловища сообщают композиции барочную динамичность голова, руки, складки одежды моделируются тонкой светотеневой игрой колористическая гамма очень сложна.
Благодаря отсутствию суровой нормативности (общественные тенденции особенно ярко выражены в период раннего классицизма) параллельно ему развиваются иные стилевые направления. Он решительно отказывается следовать сентиментальным идеализированным образцам портретной живописи.
В 1801 тайно женился на крепостной актрисе П. И. КОВАЛЕВОЙ-ЖЕМЧУГОВОЙ. В 1816 получил вольную. Возможно, участвовал также в перепланировке парка. Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши».
Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция -- определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. 1732, С. -Петербург– ок. Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий.
Сопоставление фактов, дополнительный анализ картины мысль эту не подтверждал. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. Аргунова. Женский портрет Аргунова написан более изысканно, в голубовато-серой гамме (беличий мех на плечах, седые волосы), с сильным всплеском голубого в атласном банте на груди. К счастью, традиционная закваска позволила ему сохранить при этом свое лицо. Холодная цветовая гамма голубовато-серых и лимонно-серебристых, серебристо-дымчатых (в волосах) тонов женского портрета разработана в сложной игре оттенков, в чем, несомненно, сказалось влияние Гроота.