В поздних работах Брейгель Старший создаёт характерные народные типы и сцены народного быта колорит теперь строится на крупных цветовых пятнах фигур первого плана. Творчество Питера Брейгеля Старшего большей мерой было посвящено изображениям природы, селу и его жителям, библейским персонажам. Картина Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу» написана маслом по дереву в 1565 году.
К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном— тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким. Творчество Питера Брейгеля Старшего — наивысшее выражение нидерландского Ренессанса. Талант сочетается у Брейгеля Старшего с необычайным даром занимательного рассказчика пестрота цветовых пятен подчёркивает зрелищную остроту этого живописного карнавала.
Питер Брейгель Старший родился в 1525 (точная дата неизвестна) году, предположительно в городе Бреда (нидерландская провинция). Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel) — великий художник прошлого из Нидерландов. Но только Питер Брейгель Старший явился самым известным и своим творчеством внёс значимый вклад в мировое искусство. Главным в творчестве Питера Брейгеля (Старшего) является размышление о человеческих пороках, бренности, глупости или приземлённости человеческой жизни.
Питер Брейгель (Старший) (около1525-1569) – нидерландский живописец и график, мастерпейзажаи жанровых сцен. Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким. В семье художника было немало известных и просто хороших художников, как, например, Питер Брейгель Младший — сын живописца или Ян Брейгель Старший.
Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном – тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким. Также он утверждает, что эта картина была самой лучшей у Питера Брейгеля Старшего. Такую замечательную характеристику дала мастеру Новелла Матвеева в своей поэме «Питер Брейгель Старший».
Она закутана в голубой плащ и ее лица почти не видно. гильдии живописцев Св. Так, никогда не писал портреты и обнажённые фигуры Питер Брейгель Старший.
1569), нидерландский художник и рисовальщик. Цикл «Месяцы» (1565) построен на сочетании непосредственного визуального опыта и стилизации идеального и реального, где человеческое существование вплетается в вечные циклы бытия. Здесь, напротив, возникает ощущение зноя, душного летнего дня.
Именно ренессанс Питера Брейгеля Старшего стал вершиной голландской живописи. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Это уже вполне чистые пейзажи, такие же непосредственные изображения стихийной жизни природы, как календарные картинки в часословах герцога Беррийского, но только значительно увеличенные в размерах, обогатившиеся всей роскошью, всей огненностью масляных красок и вдобавок отражающие всю широту взгляда человека, жившего в самое тревожное время истории и совершившего весьма далекое для того времени путешествие (Брейгель посетил Италию в 1550-х годах и по дороге перерисовал все замечательные виды Швейцарии). Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знали, как читать эти образы.
В конце февраля или в начале марта длилась веселая масленица, а затем наступал пост. Отсюда эпическая широта повествования. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Новоиспеченные супруги поселились в Брюсселе, предоставившем художнику новые возможности.
Луки после завершения ученичества у Кука ван Альста. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». Откуда – среди XVI века модернизм в самом отношении к делу. БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ или Мужицкий (Breugel Bruegel de Oude, Boere Brueghel), Питер (собственно Пер ден Дрол, Peer den Drol) (между 1525 и 1530, деревня Брейгель, близ Бреды – 5. 9. 1569, Брюссель), нидерландский художник и рисовальщик. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. Она закутана в голубой плащ и ее лица почти не видно.
В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. 1562, Прадо.
Единая «мелодия» линий и форм повторяется всюду, варьируется на разные лады, заставляя ощущать дальние горы и бег щенка, поступь охотников и лет птицы как части одного целого и неделимого мира – огромного, но нечужого, пусть незнакомого, но не внушающего тревоги. Во льду, точно приникая к заснеженной земле, отражается небо. Под видом Переписи в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в Избиении младенцев (1566, Вена, Музей истории искусств) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. около 1525-30 – ум.
В ранней работе «Падение Икара» (1555-1558, Королевский музей изящных искусств. В 1554 г. вернулся в Антверпен, активно сотрудничал с издателем И. Коком. галерея Каподимонте, Неаполь)– филос. Тревога звучит под сурдинку, как «memento mori» древних, но и о ней, оказывается, – а это редкость у Брейгеля – можно забыть.
Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Питер Брейгель Старший отличался универсальностью работ, он писал практически всё. И почему Брейгель сделал кошелек красным и придал ему форму сердца.
В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. он задержался на какое-то время в Риме и вернулся через Альпы в Антверпен. Эти гравюры составляют две серии так называемых «больших» и «малых» пейзажей. И так совершенно о каждом герое картины. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели.
А завещанную жене картину «Сорока на виселице» (1568г. )– острую сатиру на правительство, поощряющее слухи и доносы, – во всеуслышанье объявил означающей сплетниц, которых ему хотелось бы видеть повешенными. В центре внимания – пронизанный солнечным светом исполненный величия морской пейзаж и сцены мирного сельского труда на переднем плане. Весна».
В 1563г. Почему монах, покидая обманчивый мир, уносит с собой кошелек. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив Калек (1568, Париж, Лувр). совершил путешествие в Италию. Брейгель раскрывает вместе с тем и заключённые в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец – оба в Музее истории искусств, Вена).
1562, Королевский музей изящных искусств. Отсюда – еще одна примета произведений Брейгеля, роднящая их с иконами, но очень редко встречающаяся в современном искусстве: совмещение временных и пространственных пластов.
Собственно, документально подтвержденных фактов его биографии всего три. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио. В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен). В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. Например, художник в своей подписи в 1559 году убрал одну букву и получилось Bruegel (первоначально Brueghel).
Ветки вербы в руках одного из персонажей указывают на вербное воскресенье. Фигуры людей, представленные в миниатюрном масштабе, сливаются в однородную толпу. Более 30 из 45 картин кисти Брейгеля посвящено изображению природы, деревни и ее жителей безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ. В таком случае мир по заслугам мстит лицемеру и мизантропу – За один обман – полтора.
картина Безумная Грета, 1562. Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Брейгель Питер (точнее, Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), (р. Полёт человеческой мысли и фантазии – и приземлённость. жанровой сценой, давшей название произведению, за ней– уходящий вглубь пейзаж. он был принят в гильдию живописцев и тогда же поступил на работу к Иерониму Коку, опытному графику и удачливому предпринимателю, державшему мастерскую и лавку «На четырех ветрах», которая заказывала, печатала и продавала гравюры.
Две другие — «Жатва. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. При рассматривании таких произведений, как «Битва Поста и Масленицы» (1559г. ), «Детские игры» (1560г. ) и других, композиция довольно быстро распадается на отдельные сюжетные группы, каждая из которых вполне могла бы претендовать на звание самостоятельной картины. А в жизни самого Брейгеля словно наступило некоторое успокоение.
Тем самым Питер Брейгель Старший показывает то, насколько мелочно существование человека. музеи Берлина), «Лето» (1568, Кунстхалле. Б. С. позволял себе и пародии на итал.
В «Вавилонской башне» (1563, Вена и 1564, Роттердам) поражает эффект грандиозности и неосуществимости сооружения, образ к-рого создан художником под впечатлением развалин Колизея. Одним из основных направлений была борьба с пороками людей. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Иосиф и Богородица. Картины из собрания Константина Мауергауза». Брейгель, близ Бреды– 5. 9. 1569, Брюссель), нидерл.
Ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог, а затем так и не выкупил их. Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов исполненных гармоничного красочного единства. Они рассказывают правду о мире. В творчестве Брейгеля сложно переплелись грубоватый народный юмор, лиризм и трагизм, острая реалистическая наблюдательность и фантастический гротеск интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, созданию синтетической картины мира. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу.
Так возникли серии «Больших» (1555–1559гг. ) и «Малых» (1559–1562гг. ) пейзажей – это были гравюры изданные Иеронимом Коком по рисункам Питера. Об одной из последних работ Брейгеля, Сорока на виселице, Карел ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. По левую сторону от Мадонны Валтасар. По заснеженному холму шагают охотники со сворой собак, они возвращаются с охоты домой, в деревню.
Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI в. Посетил Италию (1552-53), работал в Антверпене и Брюсселе (с 1563). Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. В начале 1560-х годов произошли резкие перемены в личной жизни Брейгеля. Потому не так уж и удивляют адские существа – полурыбы-полунасекомые, полузвери-полулюди, полуптицы-полузмеи, населяющие рисунки для серий гравюр «Семь смертных грехов» (1556–1558гг. ) и «Семь добродетелей» (1559–1561гг. ), – увы и добродетелей тоже, – а также исполненные в 1562г. Таков мир в знаменитейших картинах Брейгеля, написанных незадолго до «Времен года», — в «Триумфе смерти», «Безумной Грете», да и во многих других его произведениях.
1562, Музей Майер ван ден Берг.
«Грызёт столб» – лицемер, столп церкви, ханжа, святоша. 1564–1638), часто копировавший произведения отца (также автор картин на религ. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegelde Oude, Boeren Brueghel), Питер (около 1525 – 30, Бреда или с. Брёгел, – 5. 9. 1569, Брюссель) – нидерландский художник и рисовальщик. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года.
В итальянской столице он работал у Джулио Кловио, прославленного миниатюриста, в Болонье встречался с учеными, в том числе с известным географом Сципио Фабио. Снег недавно выпал: ноги охотников проваливаются и оставляют в снегу глубокие следы. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. Мы знаем, что этот шар обозначает мир. Осень», «Охотники на снегу. событиями из истории Нидерландов.
Под видом "Переписи в Вифлееме" (1566) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в "Избиении младенцев" (1566) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Родился в 1525 (точная дата неизвестна) году, предположительно в городе Бреда (нидерландская провинция). Брейгель изобразил главный персонаж картины на втором плане. Точная дата рождения художника до сих пор не установлена. Одним из первых стал изображать человеческий труд.
Осень», «Охотники на снегу. Родился предположительно в 1525 году, прожил около 40 лет, умерев в 1569. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.
Его источник – эгоистическое сознание или безумие. Эдакая «шкатулка с двойным дном». Весна».
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. Его занимал обычный, средний человек из средневековых пьес-мистерий и именно такое анонимное человечество населяет космическую среду выдающихся религиозных картин художника. Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце (плясать под его дудку), а другой никак не дотянется от одной булки до другой — то есть с деньгами у него туго.
Лето» и «Сумрачный день. Библейские персонажи включены в типичный пейзаж нидерланд. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой.
Фантастические образы чудовищ, к-рыми наполнены картины этого цикла, продолжают традицию Босха («Падение ангелов». Когда в 1550г. В картину Битва Масленицы и Поста (1559, Вена, Музей истории искусств), где запечатлен народный праздник на улицах фламандского городка, он включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов.
пейзажа, бытового жанра, натюрморта. тематике Б. С. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. И тогда легче и глубже дышится иной мерой измеряет мастер горести и радости бытия.
Зима» и Сенокос— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Бахтина), прорывающейся наружу наперекор силам социального и национального угнетения. перешёл к созданию обобщенных картин народной жизни, обычно изображённых на фоне широкого пейзажа и более сдержанных по цвету.
Сцены эти происходят среди сложных и прекрасных, на версты кругом раскинувшихся декораций. Зима» (все– Художественно-историч. Картина «Битва Масленицы и Поста» (1559, Художественно-исторический музей.
Картины его практически всегда соответствовали этому принципу. На первом плане группа крестьян расположилась со своей скромной трапезой. Деревню оцепили, спастись негде. Не следует ли нам вспомнить пословицу: Где деньги, там и сердце. Творчество великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего знаменует собой целую эпоху в истории художественной культуры Европы. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Известна запись о том, что он был принят в антверпенскую гильдию живописцев.
Никто из них не обращает внимания на тонущего в море Икара, на его беспомощно бьющие по воде ноги. Суть картины заключается в том, что художник сравнивает жизнь людей с играми детей. Впервые этот принцип был применен в картине «Поклонение волхвов» (1564, Национальная галерея. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Иск-во Б. С. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев.
Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Наброски фигур селян, нищих и просто прохожих легли в основу написанных позднее картин из серии «Месяцы» (1565г. ): «Охотники на снегу», «Возвращение стада», «Хмурый день», «Сенокос» и «Жатва» изображающих фламандскую сельскую природу в разное время года. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега.
Земля доверчиво и дружелюбно открывается взгляду. Картины его хранятся во многих музеях мира. Вот таким образом коллекция из четырнадцати наиболее знаменитых картин мастера, сгруппированных благодаря собирательству императора Рудольфа II и эрцгерцога Леопольда Вильгельма в Вене, представляет собою неоценимое (и долгое время остававшееся неоцененным) сокровище.
Осень», «Охотники на снегу. Продолжается строительство. 135 рисунков, переведённых в гравюру разл.
Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. Может быть, вот таким образом при жизни его считали «немым». Трагические образы калек становятся у Б. С. символом падшего человечества. талант сочетается у Б. С. Огромная башня занимает большую часть площади картины.
Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. Вена) – сатирическая аллегория на тему борьбы католицизма и протестантизма. Ад начинается в человеческом сердце. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений.
После этого он создал несколько вариантов на темы полотен художника и даже стал подражать ему в своей живописи, учиться технике Босха. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel) – великий художник прошлого из Нидерландов. Облака скрывают ее вершину. Питер родился между 1525 и 1530гг.
Неаполь) навеяна евангельским текстом (Мф 15. 14). Ведет эту пару маленький шут в пестрых одеждах. А на картине Брейгеля изображено нападение испанских солдат на фламандскую деревню. И можно не думать о виселицах, глядя на «Возвращение стад», а наслаждаться суровой гармонией звучных темно-золотых, ржаво-коричневых тонов, ощущать угловатую грацию тяжелой поступи стада, прозрачно-льдистый воздух поздней осени.
Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Молодожены поселились в доме на улице От, где увидели свет их два сына и дочь. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему.
Вена) – иносказательное предостережение тем, кто относится к жизни как к детской забаве. Филипп II, король испанский, был ярым католиком. Прозвище «Мужицкий» Питер Брейгель Старший получил для того, чтобы не путать его с сыном.
В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Весна», «Возвращение стад. Во многих картинах Брейгеля косвенно запечатлены страдания нидерландского народа под испанским игом, война и разрушения, зверства испанцев (Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель).
Вожак, возглавляющий цепочку калек-слепых, падает, остальные, спотыкаясь, неудержимо следуют за ним судорожны их беспомощные жесты, в оцепенелых от ужаса лицах резко проступает печать разрушительных страстей и пороков, превращающая их в мертвенные маски. Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние.
В Евангелии от Матфея говорится о том, что Ирод Великий, незаконно занимая иудейский престол, ужасался одной только мысли, что захваченный им престол может перейти от него к истинному царю иудейскому. Для кальвинистов почитание материальных образов было идолопоклонством. Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Две другие— «Жатва. притча, полная горечи и пессимизма, несомненно, навеянная драматич. Своё творчество художник начал графиком. Наконец, в 1553г.
Рано или поздно нехитрые эти истины открываются не просто уму, но сердцу художника. Но ничего не меняется. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. – притча). Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти.
Сыновья Брейгеля Старшего – художники Ян Брейгель «Бархатный» и Питер Брейгель Младший (около 1564 – 1638), часто копировавший произведения отца (также автор картин на религиозные и бытовые сюжеты). деревни времени Б. С., занятиями, одеждой они почти не отличаются от деревенских жителей, как, напр., в картине «Перепись в Вифлееме» (1566, Королевский музей изящных искусств. Они сидят на туго связанных снопах. В 1563 году, уже набравшись опыта, художник вместе с семьёй переехал в Брюссель. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569.
В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Осень», «Охотники на снегу. В картинах Битва поста и масленицы (ок. БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ или Мужицкий (Breugel Bruegel de Oude, Boere Brueghel), Питер (собственно Пер ден Дрол, Peer den Drol) (между 1525 и 1530, дер.
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Это относится и к его знаменитой серии «Времена года» (1565) и к картинам «Пейзаж с сеятелем», «Падение Икара», «Бегство в Египет», «Самоубийство Саула». А эта лампа погасла. детали могут быть прочитаны в традиции средневек.
совершил поездку в Рим через Францию, во время которой исполнял рисунки) и аллегорич. Главная тема работ Брейгеля — изображение нидерландских крестьян и городских ремесленников. В 1551-1552 годах молодой художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем в Брюсселе. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Башня была гигантским олицетворением тщеты. Эта картина создана в 1559 году, она рассказывает о забавных происшествиях в жизни людей. В творчестве первого сына Б. С., Питера Младшего (1564-1638), превалирующим стало копирование произведений отца второй сын, Ян Бархатный (1568-1625), мастер маньеристической пейзажной и декоративной живописи, был далек от стиля отца. Его фигурка – выражениенасмешки художника над пустыми и бесплодными религиозными спорами. «Возвращение стад.
Отсюда эпическая широта повествования. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы ("Сумрачный день") и напряженный ритм жаркого летнего дня ("Жатва"). Осень», «Охотники на снегу. Ведь не случайно поговорка Он слишком высоко взлетел звучит осуждающе. Когда родился Иисус Христос, Ирод приказал уничтожить всех младенцев младше 2 лет (соответствовавших возрасту Христа), чтобы сохранить за собой престол. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами.
Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. Он никому не подражал и не следовал ничьей манере, не писал трактатов, не оставил переписки и портретов близких ему людей, не обольщался насчет человеческой натуры, не стремился в своих картинах приукрасить окружающую действительность и еще много чего «не». пейзажного жанра, для него природа – живой опыт зрителя.
Весна». Иллюстрация нидерландской пословицы «Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает» или попытка воззвать к беспробудно уснувшему милосердию человеческому.
Учился у П. Кукке ван Алста в Антверпене. Без сомнения, он один из самых загадочных художников и личностей прошлого. «Возвращение стад. Начинал творчество как рисовальщик с 1551 года выполнил для антверпенского издателя И. Кока свыше 135 рисунков, переведённых в гравюру различными мастерами и имевших грандиозный успех: величавые панорамы альпийских пейзажей, открывающиеся с высоты птичьего полёта (в 1552-53 годах Брейгель Старший совершил поездку в Рим через Францию, во время которой исполнял рисунки) и аллегорические композиции с многочисленными мелкими фигурками, напоминающими монструозные образы И. Босха (серии «Семь смертных грехов», 1558 «Семь добродетелей», 1559-60 «Морские корабли», 1564-65 и др. ). Картину Слепые Брейгель написал незадолго до смерти.
быта колорит теперь строится на крупных цветовых пятнах фигур первого плана. В 1552 г. посетил Рим. Нередко Брейгель с одним из своих антверпенских друзей, среднего достатка купцом Гансом Франкертом, бродил по окрестным деревням, переодевшись в крестьянское платье. Главный герой искусства Б. – народная масса в своих сатирических и бытовых рисунках (выполнявшихся часто для гравюр), религиозных, аллегорических и жанровых картинах Б. выступал (обычно в косвенной форме) против социальной несправедливости и насилия, показывал трудовую жизнь и бедствия народа, его вольнолюбие, своеобразие его бытового уклада.
Хотя, несомненно, заказы на портреты поступали в большом количестве. На спине у мужчины – что-то напоминающее мешок. И перед «Сумрачным днем» о ней забываешь, погружаясь в созерцание домов, деревьев, тяжелой, влажной, будто дышащей земли. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни стала картина «Падение Икара» (1555—1558 гг. ). Среди самых ранних картин– «Падение Икара» (1555–58, Королевские музеи изящных иск-в, Брюссель): землепашец и пастух, занятые своим трудом, не замечают трагедию античного героя равнодушна к его смерти и прекрасная природа, в изображении которой заметны традиции первого нидерл.
музеи, Берлин), «Битва Масленицы и Поста» (1559) и «Детские игры» (1560, обе– Художественно-историч. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и ярких по цвету полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) Брейгель с середины 60-х гг.
Надеюсь, вы не запутались, так как это только начало династии. И удивительно, что ошеломляющий общий эффект не мешает любоваться щемяще-трогательными подробностями. Весна». Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность.
Об этом можно только догадываться. К религ. Начинал творчество как рисовальщик с 1551 года выполнил для антверпенского издателя Иеронима Кока свыше 135 рисунков, переведённых в гравюру различными мастерами и имевших грандиозный успех: величавые панорамы альпийских пейзажей, открывающиеся с высоты птичьего полёта (в 1552-1553 годах Брейгель Старший совершил поездку в Рим через Францию, во время которой исполнял рисунки) и аллегорические композиции с многочисленными мелкими фигурками, напоминающими монструозные образы Иеронима Босха (серии «Семь смертных грехов», 1558 год «Семь добродетелей», 1559-1560 годы «Морские корабли», 1564 – 1565 годы и другие). В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок.
И покой, неведомый прежде яростной кисти Брейгеля, льется с картины в душу зрителя. Две другие— «Жатва. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина Падение Икара (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств).
Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Осень», «Охотники на снегу. Две другие – «Жатва. Множество строителей – каменщиков, плотников – трудится на строительстве башни. 1559Удалось идентифицировать более сотнипословиц и идиоматических выражений (см. Лето» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Брейгель создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор.
Известно, что в 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию св. Чтобы отыскать его, приходится внимательно осмотреть все полотно. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Густыми красочными массами, но четко вырисовываются они силуэтами на блеске снега. В серии картин Месяцы (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. создаёт характерные нар. Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города. Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel. Свою творческую биографию он начал как график.
Может быть, вот таким образом при жизни его считали немым. не имело непосредственных продолжателей, хотя оказало воздействие на развитие флам. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы (Сумрачный день, Вена, Музей истории искусств) и напряженный ритм жаркого летнего дня (Жатва, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Во многих картинах мастера персонажи изображенные со всеми подробностями и красочно одетые имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски.
На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Работа «Нидерландские пословицы» (1559, Картинная галерея. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля.
Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. В картине «Падение Икара» (между 1555 и 1558гг. ), написанной на тему одной из самых глубоких по смыслу легенд, пахарь, пастух и рыбак занимаются своей повседневной работой. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». В 1551г.
Брюссель «Безумная Грета». Трудно переоценить значение этого путешествия для молодого мастера. На стороне Масленицы Брейгель поместил две удаляющиеся фигуры.
«Возвращение стад. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.
истории как живой реальности. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Именно к нему то ли в 1540, то ли в 1544–1545гг. Большинство ест из глиняных мисок простоквашу. Казалось бы, смысл картины ясен.
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. работал в мастерской живописца К. Доризи. Пейзажные работы несут и дидактическое содержание, мн. Своё победоносное шествие на Олимп художников с мировым именем он начал, как график.
Расчеты архитекторов, работа лебедок подобны сну, который забудется в момент пробуждения, от Вавилона, как и от Трои, останутся только воспоминания и поэма-метафора вечного детства человечества. Интересное прозвище «Мужицкий» имел Питер Брейгель Старший. Рядом с мужчиной – женщина с фонарем. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. В Триумфе смерти (ок. Деревья эти зябнут и печальны силуэты мерзнущих на них птиц.
На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое или трагическое звучание, всегда претворяются у него в богатое, красочное зрелище. Но город вдруг резко обрывается и улица выводит нас прямо к реке. Второй этап творчества Брейгеля — живописный (1559—69) — «брюссельский» (с 1563 и до конца жизни художник жил и работал в Брюсселе). Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Его картинах характерны острота контурного рисунка, яркая выразительность образов.
типы и сцены нар. «складом, морской гаванью, рынком и ярмаркой для всей Европы». Б. С. - один из создателей европ. Могучий пластич. В 1551-1552 гг.
Учился у П. Кукке ван Алста в Антверпене. Башней – отбрасывающей тень – вопреки всем законам природы – не на землю, а на небо Брейгель писал "Вавилонскую башню" по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонская башня (1563) и "Малая" Вавилонская башня (ок. 1563). Только в природе, что виднелась в глубине его картин, оставались крупицы гармонии и покоя.
Построение картины сознательно деконцентрировано. Брейгель часто черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок (Детские игры, 1560, Музей истории искусств, Вена), народные пословицы и притчи использовались им как иносказательная форма для глубоких раздумий о судьбах своей страны и народа. И хотя силы зла не дают забыть о себе, не они царят в этих картинах. Работы художника призваны донести до всех страдания за судьбу каждого человека.
Однако Брейгель с самого начала шел своим путем, не поддаваясь моде. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. Башня была гигантским олицетворением тщеты. Все это рано или поздно исчезнет. Персонажи Б. С. похожи друг на друга, зачастую вовсе лишены лиц, как, напр., в графических листах «Пчеловоды» (1568, Гос.
Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Луки (из этого следует примерный год его рождения, т. к. в гильдию принимали не раньше 25 лет). Кровавый испанский террор породил в отдельных произведениях Брейгеля настроения отчаяния и скорби, отразившиеся в фантастических картинах безумия и ужасов (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен), горьких иносказаниях (Сорока на виселице, 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), в полных глубокого трагизма символически обобщённых образах (Слепые, 1568, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Все это уменьшается к горизонту, но не кончается, тянется в бесконечность. Горящая лампа часто связывалась с разумом, освещающим путь человека.
«Жатве», как считается, соответствует август. Дата смерти на могильной плите – это третий неоспоримый документ. Об этом свидетельствует его ранняя работа «Падение Икара», в которой он вместо красивой романтической легенды показывает неуклюжее утопающее тело на совершенно бытовом фоне. Впоследствии сыновья продолжили фамильную традицию и вошли в историю живописи под именами Питер Брейгель Младший (Адский) и Ян Брейгель Бархатный (Райский). Полная противоположность этим картинам – Крестьянский танец (1568, Вена, Музей истории искусств).
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. У Брейгеля были и иные картины, где, казалось бы, ничего мрачного не происходило. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Для последних характерно то, что общий замысел претворяется здесь в жанровых ситуациях. В этом цикле, выражающем поэтич.
Картина «Большой букет из лилий ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры» Яна Брейгеля Младшего считается самой большой по размерам работой мастера. Лето» и «Сумрачный день. Другой, запрокинув голову, пьет из большого кувшина. Только тревога, сухая насмешка. Он проникся идеей великого художника и даже создал свои вариации на его творения.
мелкими фигурками, напоминающими монструозные образы И. Босха (серии «Семь смертных грехов», 1558 «Семь добродетелей», 1559–60 «Морские корабли», 1564–65 и др. ). Но художник ощущал, вероятно, что не может искусство жить лишь отрицанием, горечью, болью. А цвет — он звучит здесь с непривычной строгой умиротворенностью. поступил в ученики юный Брейгель.
Что это. Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев). В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев.
Но и противники тоже не вызывают симпатии художника. 1559), Детские игры (ок. Уверенный шаг охотников к долине объединяет первый план с простором огромного пейзажа. Картина «Слепые» (1568, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь) – философская притча, полная горечи и пессимизма, несомненно, навеянная драматическими событиями из истории Нидерландов. Три пейзажа из них – два варианта Зимы и Осень – особенно прекрасны.
Нидерландские пословицы. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Люди казались жертвами собственных пороков и суетных страстей. Поступок Дедала вызвал гнев Миноса. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.
Может быть, в образе монаха Брейгель показал лицемера, его показную набожность. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»). Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев.
Это творение Питер Брейгель Старший создал в 1560 году. владычества. Центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях.
Художник рисовал картины, отражающие проблемы общества и пороки людей. Надо сказать, что в его семье было немало известных и просто хороших художников, как, например, Питер Брейгель Младший – сын или Ян Брейгель Старший, но именно он явился самым известным, который своим творчеством внёс значимый вклад в мировое искусство. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары. Иногда чересчур жестокие, картины Питера Брейгеля Старшего тем и привлекают людей. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена).
Однако были вещи, которые художник принципиально не рисовал по непонятным причинам. Охотники несут острые пики и ягдташи. Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру.
Понять картины художника можно лишь с философской точки зрения. Это отнюдь не этюды с натуры, а вымышленные ландшафты, пейзажи-типы. В этой картине действие также происходит в городе.
Как и во всех произведениях живописца, здесь присутствует скрытый смысл. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. В начале 60-х годов XVI столетия происходят перемены в личной жизни Брейгеля.
В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Питер Брейгель Старший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude ок. Лето» и «Сумрачный день.
Сыновья Б. С. – художники Ян Брейгель «Бархатный» и Питер Брейгель Младший (ок. На картине «Детские игры» изображена улица, на которой играет огромное количество детей. Гамбург). Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Перед Марией — трое волхвов.
Перед «Охотниками на снегу» можно поверить, что великий мастер хоть ненадолго отошел от мучительной веры в несправедливость жизни, от мысли о невнятности ее путей или скорее, как думали в ту пору, рока. Среди самых ранних картин – «Падение Икара» (1555-58, Королевский музей изящных искусств, Брюссель): землепашец и пастух, занятые своим трудом, не замечают трагедию античного героя равнодушна к его смерти и прекрасная природа, в изображении которой заметны традиции первого нидерландского пейзажиста – И. Патинира. Зима» и «Сенокос» – одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы.
Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. И конечно же повсюду в пути художник рисовал: пройденная им школа мастерства основной своей заповедью считала обязательное ежедневное упражнение в рисовании ибо «только таким образом врожденная склонность превращается в большую опытность». Единственный портрет, который нарисовал этот художник – «Голова крестьянки».
Кстати, вот таким образом картина иногда фигурирует именно под этим названием: Мир вверх тормашками. Мадрид). Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние. Работал в Антверпене (чл. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название – «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».
Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары. Около 1563г. Вот Брейгель берет кисть – он и объем насыщает настойчивой густой материальностью, в его фигурах есть особая литая плотность, словно изображенным персонажам или предметам «тесно» в очертаниях, данных художником. Например: «Она бы привязала чёрта к подушке» – она не боится ни Бога, ни дьявола: эта мегера способна обуздать самого строптивого молодца упряма как чёрт.
Ушёл из жизни в 1569 году в Брюсселе. музей, Вена) и «Жатва. В композиции картины использован типичный для живописи Брейгеля прием – высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему.
В исполненные картины строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Вот таким образом, дабы не спотыкаться на каждом шагу о всякие «вероятно» и «возможно», примем биографические данные Питера Брейгеля как достоверные, не забывая, однако, что они предположительны. Главный герой произведений Брейгеля (сатирические рисунки, религиозные, аллегорические и жанровые картины) – постоянно движущаяся народная масса. Поскольку католицизм имел статус государственной религии, еретики представляли также и политическую угрозу. Поле зрения художника заметно сузилось.
Такой прием художник использовал и в произведениях, созданных им на библейские сюжеты: «Самоубийство Саула» (1562г. ), «Несение креста» (1564г. ), «Перепись в Вифлееме» (1566г. ), «Обращение Савла» (1567г. ), «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже» и других, нарочито подчеркивая всякое отсутствие интереса у обывателей к происходящему, причем тем больше, чем значительней разворачивающиеся события. Икар упал в море и погиб.
уже далеко не юный художник посватался к 18-летней Майкен Кук, дочери своего учителя, которую он, если верить К. ван Мандеру, «в детстве часто носил на руках». Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. - воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках ("Фламандские пословицы", 1559). Картина «Слепые» (1568, Нац. 1565, Хамптон-Корт. В эпоху Брейгеля существовало иное отношение к мифу об Икаре.
Свинцовое небо нависло над самой головой. Картины Босха произвели впечатление на Питера Брейгеля Старшего. Антверпен «Триумф смерти». Проще узнать руку Брейгеля, нежели объяснить, как узнают ее. Но однажды афинский герой Тесей убил чудовище, а Дедал помог Тесею бежать.
Здесь Брейгель из юноши превратился во взрослого человека. Лето» и «Сумрачный день. В 1563 году женился на дочери наставника Питер Брейгель Старший. художник и рисовальщик.
«Фламандские пословицы» рассказывают в аллегорической форме о жизни, характерах, мыслях людей. Это картина Голова крестьянки 1564 года. Где же Икар и при чем здесь его падение. «Возвращение стад.
Эта тема проникла и в работы художника на евангельские сюжеты, где Б. С. передал свое восприятие христ. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Противопоставляются возвышенное и обыденное. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Егеря со сворой возвращаются с охоты.
Притом, что Брейгеля зачастую считали певцом безликой толпы, в его работах нет второстепенных персонажей. Искусство стало его работой. Посетил Италию (1552 – 53), работал в Антверпене и с 1563 – в Брюсселе. и бытовые сюжеты). Но в какой именно день происходит действие. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика.
По левую сторону от Мадонны Валтасар. После женитьбы были написаны такие известные картины, как «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Только тот, кто изведал всю меру отчаяния, способен понять, что обыденное течение трудов и дней — уже счастье, что вселенная огромна, удивительна и сказочно интересна. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур.
Весна». Луки, с 1551) иБрюсселе (с 1563).
В те времена страна славилась обилием начальных или приготовительных, школ, которые были чуть ли не в каждой деревушке. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Основными направлениями его живописи были пейзажи и жанровые сцены. В центре внимания — пронизанный солнечным светом исполненный величия морской пейзаж.
мастер вновь возвращается к этому сюжету. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. Его картины – это правда и вымысел. Ее фигура, написанная в холодных тонах, контрастирует с окружением, решенных в теплых тонах и потому невольно притягивает к себе внимание зрителя.
Но зато этот гениальный художник, намного опередивший свое время, сумел отобразить мир во всей многогранности реального бытия, преподнести жизнь со всеми ее проявлениями как естественный процесс, как некий акт матери-природы – непредвзято и сверхличностно. До нас дошли лишь его живописные произведения, да пара официальных документов. Героем его картин стала не отдельная личность, а коллектив, народные массы. Зима» (все – Художественно-исторический музей, Вена) и «Жатва.
Весна». Но строительству не видно конца, все выше возводятся стены. почти не обращался (либо трактовал её весьма своеобычно). крестьяне узнаваемы по типам лиц и костюмам. Безумному гордецу противопоставлена фигура пахаря. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь).
Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». «Я скорее пожертвую ста тысячью жизнями, чем перестану преследовать еретиков». Питера Брейгеля можно познать или в собраниях гравюр или в Венской галерее. Все это ощущается в картине одновременно, сразу.
пейзажиста– И. Патинира. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив "Калек" (1568). Последние произведения великого живописца свидетельствуют не только об углублении его драматургического таланта – особой утонченности достигает в них и его живописное мастерство, претворяющееся в нежных тональных переливах красочного слоя. В конце своей жизни Брейгель еще раз – в пейзажной живописи – в картине "Сорока на виселице" (1568) заявит о своей привязанности и родстве со всем, что живет и умирает. Взять хотя бы то, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда. В поздних работах Б. С. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха. В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр иллюстрирующий семь смертных грехов. В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель. Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал.
Весна», «Возвращение стад. Надо сказать, что солнца художники просто как-то не замечали, быть может, считая его чем-то слишком обыденным, если только здесь не сказывался мрак эпохи, сумерки, надвинувшиеся на душу из-за окружавших горестей и ужасов. Этот период был временем высочайшего расцвета творчества художника. И сегодня привлекает своим видением всего происходящего Питер Брейгель Старший. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. По склону заснеженного холма крестьянские домики с островерхими крышами как бы «стекают» туда, где на больших замерзших прудах чернеют фигурки катающихся на коньках и санках детей.
В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. В поздних произведениях Брейгеля исчезает многоцветность, число фигур сокращается обобщенные силуэтные изображения людей гибко и естественно вписываются в ландшафт исполненный строгой гармонии и выдержанный в землистых, серо-зелёных и желтовато-коричневых оттенках, тяготеющих к тональному единству (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). В прославленных Слепых (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Обычная жизнь течет как всегда.
Берлин-Далем) стала своеобразной метафорой человеческого бытия. Лето» и «Сумрачный день. 1562, Прадо) звучание популярной в то время темы плясок смерти усиливается благодаря пейзажу, внушающему одновременно благоговение и мрачный ужас, в котором армия скелетов уничтожает все живое.
И кажется, что нет на свете игры, которую не показал бы здесь художник. Начинал творчество как рисовальщик с 1551 выполнил для антверпенского издателя И. Кока св. Печальна судьба серии «Месяцы». После этого он был принят в антверпенскую гильдию художников и стал заниматься живописью на профессиональной основе. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.
Все это рано или поздно исчезнет. Солнце печет и люди сгрудились, сидят близко друг к другу, чтобы попасть в тень дерева. Большое влияние на всё искусство Питера Брейгеля старшего оказал Иероним Босх.
Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками. Природа и человек в ней – вот что интересовало художника больше всего. В знаменитых «Пословицах» (1559г. )– своеобразной энциклопедии нидерландского фольклора – герои бьются головой о стену, водят друг друга за нос, висят между небом и землей, садятся меж двух стульев Причем делают это с такими серьезными лицами, что композиция воспринимается не только как собрание иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам, но и как гимн человеческой глупости.
«Крестьянский танец» (1568, Художественно-историч. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. 1480–1550). За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушащего прохожего.
Брюссель) прав. Так, «Охотники на снегу» – один из первых зимних пейзажей в мировой живописи – заставляет зрителей почувствовать свежесть морозного воздуха, радость от чистоты недавно выпавшего снега. «Крестьянский танец» (1568, Художественно-исторический музей, Вена) пронизан вихревым движением исступлённо-самозабвенной пляски бурной динамике танца противостоит тихий покой уходящей вдаль деревенской улочки. стиль, напр., в «Разорителе гнезд» (1568, Художественно-исторический музей. Все мы помним греческий миф о Дедале и Икаре, нет смысла здесь его пересказывать. Ибо вещи, явления в «Охотниках на снегу» обрели утерянный ими первоначальный и добрый смысл: греет, но не сжигает огонь легко парят птицы — не воронье каркает над пепелищем даль не пугает, а привлекает открытостью — земля не юдоль печали, а обжитой дом людей.
Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Крестьянин достал из корзины хлеб и режет его на большие куски. В картинах «Фламандские пословицы» (1559, Гос.
Картинам серии созвучны слова философа и писателя Эразма Роттердамского, жившего незадолго до Брейгеля: «Бог способен явить любые чудеса в нарушение законов природы, но ежедневно творит чудеса намнона, такие как «Крестьянская свадьба», «Деревенский танец» (обе в 1568г. ), о сюжетах которых нетрудно догадаться по их названиям, закрепили за Питером Брейгелем Старшим прозвище Мужицкий. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Вот создается удивительный узор темных силуэтов людей и собак на фоне снега. В двух картинах – Избиение младенцев (ок. Впрочем, нидерландские мастера издавна владели этим секретом.
моралистического символизма, но в то же время нидерланд. Уже в этот период определилась творческая индивидуальность Брейгеля. Две другие— «Жатва. Художник женился, у него был годовалый сын. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. В год иконоборчества Брейгель написал Проповедь Иоанна Крестителя (1566), провозгласившего, согласно Библии, явление Мессии.
Процветание торговли подразумевает процветание науки и искусства. «Охотники на снегу» (нидерл. Под картиной подпись: Так как мир так обманчив, я ношу траур.
Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Лондон), неведением или безразличием людей к происходящему на полотне «Несение креста» (1564, Художественно-исторический музей. Эмоциональное воздействие усиливается тонко продуманной колористич.
с. 36-37), описывающих поведение людей в мире, где все «вверх тормашками». Движение по диагонали контрастирует с горизонтальными осями пейзажного фона, придавая картине почти барочный драматизм (нек-рые исследователи говорят о словесно-визуальном каламбуре Б. С. : параболическая композиция картины – это иллюстрация самого понятия «притча», т. е. парабола, от греч. Картина заполнена маленькими фигурками людей, похожими на кукол-марионеток. Одна из последних работ Б. С. «Слепые» (1568, Национальные музеи и галереи Каподимонте. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».
Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти. К религиозной тематике Брейгеля Старшего почти не обращался (либо трактовал её весьма своеобычно). С нами говорит самый близкий, дорогой человек.
В картине Охотники на снегу (или Декабрь, Вена, Музей истории искусств) метко схвачено своеобразие зимнего пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-серым небом, тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, далекими пространствами заснеженных полей и гор, теплом, веющим от человеческого жилья. Перед Марией – трое волхвов. В других местах он представлен слишком случайно. О жизни Брейгеля сохранилось мало сведений. У каждой линии стремительный и горделивый путь, она словно вибрирует, сгибаясь, а выпрямляется с легкостью лука, у которого спущена тетива. В картинах «Фламандские пословицы» (1559, Государственный музей, Берлин), «Битва Масленицы и Поста» (1559) и «Детские игры» (1560, обе – Художественно-исторический музей, Вена) фольклорные сюжеты даны в излюбленном мастером панорамном охвате, дающем возможность наблюдать необычайное разнообразие бытовых сцен.
В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: Триумф смерти (Мадрид, Прадо), Падение мятежных ангелов (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Безумная Грета (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), Битва израильтян с филистимлянами (или Самоубийство Саула, Вена, Музей истории искусств). Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Далее судьба привела его в Антверпен, город славный и преуспевающий, ставший в XVIв. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Но Брейгель видит в народе главное – энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия – и находит в наблюдениях над его "трудами и днями" разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. В серии картин "Месяцы" (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян.
музей, Вена) фольклорные сюжеты даны в излюбленном мастером панорамном охвате, дающем возможность наблюдать необычайное разнообразие бытовых сцен. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св.
В этой картине, по сравнению с предыдущими, произошла важная перемена. Как и многие художники того времени, он был недоволен политикой, властью, законами, вседозволенностью церкви, но не мог честно говорить об этом, так как за правду могла последовать суровая кара. 1560) изображена толпа на деревенской площади. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. Тогда Нидерланды не были еще единым государством. Их ноги утопают в белой массе, а усталые собаки понуро плетутся за ними.
Здесь множество детей играющих в разнообразные игры: они пускают волчки, гоняют обруч играют в чехарду, катаются на бочке, стоят на голове. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. Марейниссен, знаменитый искусствовед, расшифровал скрытый смысл действия каждого человека на картине. В одной из них будущий художник обучился письму, чтению и счету, а также получил обязательные познания в религии.
Художник изобразил полдень. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». Вообще, главные герои картин Брейгеля – представители низов, обычные деревенские жители.
Тревожное настроение создается присутствием солдат (напр., «Избиение младенцев». В серии работ, выполненных, вероятно, по частному заказу в нач. И они не случайны. Вскоре Брейгель собрался в далекое странствие. живописные полотна «Падение ангелов», «Безумная Грета», «Триумф смерти».
В 1551—1553 гг. Трудно определить, какую местность или даже какую часть Европы изображают эти пейзажи. Лондон) и развит в «Крестьянской свадьбе» (1568, Художественно-исторический музей. Проходят годы, десятилетия, века, много говорят о ценности человека.
Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. Человечек помещен в прозрачный шар, увенчанный крестом. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Перед нами городские дома и уходящая вдаль длинная прямая улица.
Супруги обосновались в Брюсселе. Икар упал с неба, но этого даже никто не заметил. Работал в Антверпене (член гильдии живописцев Святого Луки, с 1551) и Брюсселе (с 1563). Лето» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). За спиной у одного из них – убитая лиса.
Но среди этих людей нет ни одного взрослого. Вена) иконографическая программа к-рой восходит к сюжету Тайной вечери или Брака в Кане и предполагает изображение большого количества персонажей, сидящих за столом по композиции наиболее близка к «Тайной вечери» Я. Тинторетто (1561). В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами.
Лето» и «Сумрачный день. Его картины — это правда и вымысел. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. композиции с многочисл. Он писал замечательные картины, но никогда не писал статьи, не переписывался с друзьями. Грозно движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой, беспощадной силы. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Полная противоположность этим картинам – "Крестьянский танец" (1568). Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодвижений и мимики, но индивидуальное в изображении крестьян уступает выявлению типического. Очерченные обобщенными контурами фигуры вырастают в масштабах по отношению к дальнему пространству, выдвигаясь к переднему плану.
Ее недостроенная вершина скрывается в облаках, показывая размер неразумности человеческой. Именно в них Брейгель обнаруживает необычайную остроту видения своеобразных глубинных черт явления и свой огромный интерес к реальности. Биография его наполнена разнообразными интересными фактами. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам.
«Возвращение стад. Охотники не пропадают, не растворяются в огромном пейзаже. Яркие, красочные пятна их одежд создают впечатление мелькания, быстрого движения. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Б. черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок (Детские игры, 1560, Художественно-исторический музей, Вена) часто пословицы и притчи использовались им как иносказательная форма для глубоких размышлений о судьбах страны и народа (Страна лентяев, 1567, Старая пинакотека, Мюнхен).
В прославленных "Слепых" (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».
– воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках (Фламандские пословицы, 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея). Труд его вечен, так как неразрывно связан с природой. Не устаешь обозревать этот мир и радоваться все новым и новым открытиям в нем. Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знали, как читать эти образы.
Путь его лежал через Францию в Италию, куда вот уже целый век традиционно стремились нидерландские художники. К уступам башни и ее галереям успели прилепиться, подобно птичьим гнездам, деревни. Картина Брейгеля – осуждение гордыни и высокомения.
Истолкование данного произведения – отдельная тема в истории искусствознания, к-рая усложняется композиционной и смысловой многослойностью изображения (колесо фортуны, пляска смерти и т. д. ), а также нескрываемой иронией художника, обращенной к зрителю-интерпретатору (зрение – весьма ненадежный путь к истине) в сочетании с нравственной дидактикой (слепота персонажей – напоминание о возможной слепоте зрителей). Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Художник создаёт (в несколько условной, гротескной форме) широкую панораму жизни народа изображая его труд и быт, тяжёлые народные бедствия в форме иносказания он выступает против социальной несправедливости и насилия.
Но не будем торопиться. В «Жатве» (из этой же серии) изображено залитое солнцем поле и крестьяне, прервавшие свою работу для полуденной трапезы. Две другие— «Жатва. По мнению многих ценителей, самое лучшее творение – «Фламандские пословицы». Позже рано осиротевших детей (супруга Брейгеля лишь на 9 лет пережила его и умерла в 1578г. ) воспитывала бабушка, художница-миниатюристка Майкен Верхюльст. Известен также как Брейгель Мужицкий.
жизни, которые в его творчестве становятся основой универсальной картины мира. Последний день масленицы народ провожает карнавалом и шумным представлением сражения между Масленицей и Постом. Также в этот период пишется картина— «Поклонение волхвов». В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Осень», «Охотники на снегу. В других работах Брейгеля драматические события современности находят непосредственное отражение.
Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. 1525— 9 сентября 1569, Брюссель) известный также под прозвищем «Мужицкий»— нидерландский художник и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Снег чуть золотист, строгие очертания сизо-голубых речек и прудов уверенно ведут вдаль. Картина «Детские игры» (1560, Художественно-исторический музей. Удивительно чутко мастер сумел уловить настроение того или иного времени года.
В картине «Избиение младенцев» Брейгель использует евангельский сюжет, рассказанный апостолом Матфеем, но сюжет этот видоизменяется, остаются только ассоциации. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок.