Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви.
Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. Благодаря К. Брюллову, а еще больше своим достоинствам, работы Федотова доставили ему от Академии звание кандидата в академики и позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину Сватовство майора (1848) и денежное пособие для ее исполнения. В. В.
В них Федотов, еще плохо владея рисунком, не столько добивается точного воспроизведения действительности, сколько успевает рельефно выставить напоказ общечеловеческие слабости и недостатки и осмеивать пошлые или темные стороны современных ему русских нравов. В последние годы жизни Федотов пишет портретов, лучшим из которых является портрет Н. П. Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника.
Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. Считается, что тем самым они чтили память русского художника.
Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих баталических сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. ассигнациями в месяц». Федотов в июне 1834 года получает билет на право посещения рисовальных классов Академии художеств, но в связи с занятостью в полку занимается в них нерегулярно.
В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе».
Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. Пораженный этой живописной сценой Федотов начал работу и всего за три месяца закончил большую акварельную картину Встреча великого князя, в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества.
Искусствоведы, признали лучшим третий вариант картины, в нём уже не осталось и следа от семейных тягот Федотова.
Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. Его отец, Федотов Андрей Илларионович, был отставным прапорщиком, в армии служил в екатерининские времена. Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом. Всё было естественно и натурально. Словно это даже и не люди, а какая-то нежить. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати.
Жизнь в полку была трудной, а здоровье – слабым. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. ассигнациями в месяц».
Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Однако живопись военных сцен не была истинным призванием художника. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1).
в месяц».
Фигуры остальных игроков имеют в себе что-то неподвижное, нечеловеческое. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Лишь в 1844 году Федотов, побуждаемый любовью к живописи, вышел в отставку. Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста».
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии. Федотов благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов.
Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась "Сватовство майора" (1848, ГТГ). В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Он работал лихорадочно быстро. Он настойчиво трудился совершенствуя свою художественную технику.
В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери.
Интересная деталь: некоторые исследователи предполагают. В 1847 году Федотов пишет картину "Разборчивая невеста" (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. к. сам служил), мещан. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой. Такая принципиальность художника наряду с сатирической направленностью его творчества вызвала повышенное внимание цензуры.
Он открыл новую, еще никем до него не изведанную в живописи тему национальности и сатиры, первый из всех художников показал пример удачной ее разработки и оставил ее в наследство талантливым потомкам. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды. Под карандашом Федотова оживали сцены бессмысленной и изнурительной муштры темами его рисунков и акварелей становятся полковые учения и лагерная служба.
Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. От множества разрозненных наблюдений, которые сначала фиксировались в альбомах, Федотов перешел к созданию целостных произведений. «Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования».
"Многому бы народ научил, -- писал художник в те годы, -- да цензура мешает". Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. (1851—52). Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными. Этот случай очень вдохновил молодого художника к созданию еще одной работы Освящение знамён в Зимнем Дворце, восстановленном после пожара, не совсем законченная картина была была показана брату великого князя, который способствовал Федотову полноценному занятию живописью с казенным содержанием художника и оставлением военной службы.
В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки. Знаменитый русский критик В. В. Эта картина была последней в творчестве Федотова, но о ней никто не знал, так как картина находилась в частном собрании. На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину.
(1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). С ранних лет он предавался созерцанию. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Житейский, ничем не примечательный эпизод из жизни купечества – женитьба бедного майора на богатой купеческой дочери – приобретает в этой картине обобщающее значение.
А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844). Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. В этом звучал приговор уродливым явлениям быта, которые в николаевской России никого не удивляли.
Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. За столом в центре – проигравший (его Федотов писал с самого себя)., например, продиктована характером замысла.
Не стало и богатства федотовских красок. Почти все вещи осквернены казённым сургучом. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта». Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой.
Особенно важную эмоциональную роль играет колорит в картине Анкор, еще, анкор. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Художник полностью отдал себя искусству. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. А. Заурвейда.
Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. 1851). В конце 40-х годов Россию охватила реакция. В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст. И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому.
Любое проявление критической мысли преследовалось. В этой картине художник отразил явления, характерные николаевской России. 3 октября 1833 года был издан высочайший указ о производстве Федотова в первый офицерский чин. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848).
Но главным для художника были не мелочные подробности, а поиски выразительного, типичного. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву.
Все эти 3 картины были выставлены в академии и получили положительные отзывы руководства академии и общественности. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. (1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника.
Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. основной фонд моего дарования".
А вместе с тем усложняется и процесс работы над образом персонажа. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией.
В бедности, постоянной нужде протекало его детство. В 1851-1852 гг. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ).
Крылова, пораженного талантом молодого офицера, не открыло ему глаза. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. При этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц не только не ослабевали, но и возрастали вследствие того, что художник все сильнее и сильнее укреплялся в привычке работать с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям нагроможденность композиции, уяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью самая идея, ложившаяся в основу композиции, становилась все более и более серьёзной и близкой к жизни. К концу 40-х годов Федотов стал зрелым мастером имевшим свое творческое лицо.
Словом, преобладающий элемент этих работ – карикатура. Он сидит в состоянии, близком к умопомешательству. Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом.
Федотов и раньше думал об отставке, но после слов Крылова, эта идея не давала покоя. Федотова называют Гоголем в русской живописи. Рисунки Федотова являются своеобразным дневником художника. ассигн.
Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ). Разборчивая невеста, 1847. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России.
Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения.
В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса.
Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом».
Брюллову, слава о котором разнеслась по всей Европе. Он превзошел всех своих товарищей и обратил на себя внимание начальства. Другие источники света не играют столь важной роли в этой картине. Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке.
Запрещены были и литографии с его картин. Анкор, ещё анкор. написал картину Вдовушка, на возникновение замысла которой повлияла судьба овдовевшей сестры Федотова, оставшейся после смерти мужа с двумя маленькими детьми.
Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала»., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства). Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения.
Об этом полотне художника долгое время ничего не было известно. Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ). Почти одновременно с Вдовушкой Федотов написал: Анкор, еще анкор. Они сильно отзываются влиянием Хогарта. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой.
Они не похожи на все предыдущие работы художника. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. Родоначальник критического реализма в русской живописи. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
(1850-1851) и Игроки (1852). После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ). Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Так родился замысел серии "Нравственно-критических сцен из обыденной жизни" исполненных в технике сепии: "Первое утро обманутого молодого", "Житие на чужой счет", "Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант", "Модный магазин", "Мышеловка" "Болезнь и смерть Фидельки", "Крестины" (1840-е, ГТГ). Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи. Павел стал задумчивым и молчаливым. Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека.
Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках). Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения в технике.
Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков». Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд. Русский художник, представитель бытового жанра. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза.
В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой). Но улучшения не наступило. Работая над картиной, Федотов прежде всего шел от жизни. В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя.
к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. В феврале 1850 года семья Федотова в Москве оказывается в бедственном финансовом положении художник бросает все дела и едет к родным. Федотов сочинял басни, элегии, альбомные пьесы, солдатские песни (будучи офицером), сочинял романсы и перекладывал их на музыку.
Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров. Обожавшие князя воспитанники, настолько радостно приветствовали высокую персону, что те эмоции, которые возникли при этом общении, поразили будущего художника.
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана). Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура. Но, несмотря на строгие требования тогдашней фронтовой и казарменной службы, он находил время для своего любимого занятия – рисования.
Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844). А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Свежий кавалер. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой». Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Началась замкнутая одинокая жизнь.
Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. Да так, что он за три месяца создал шедевр. Его детство прошло в бедности и постоянной нужде. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. В этой картине в полном объеме проявился талант Федотова.
Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта. Но его пенсии и пособия было недостаточно, чтобы иметь кров и еду, покупать художественные материалы, нанимать натуру и высылать в Москву пособие родным, которые, несмотря на заботу о них художника, впали в полную нищету. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию.
Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. Вскоре закрыли журнал "Современник", в котором сотрудничал и Федотов. Теперь ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед тем к обличению пошлых и тёмных сторон русской жизни, новый элемент — истолкование явлений светлых и отрадных.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Жданович (1849). В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. В. В. Трогательны и лиричны миниатюрные портреты близких и друзей художника, среди которых особым обаянием отличается «Портрет Н. П. Жданович» (1849). Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году.
Федотов вернулся из Москвы довольным ею, здоровым, полным радужных надежд и немедленно уселся снова за работу. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой.
Так родилась серия Нравственно-критических сцен из обыденной жизни (1840-е гг. ), которая была исполнена в технике сепии: Болезнь и смерть Фидельки, Житие на чужой счет, Крестины, Модный магазин, Мышеловка, Первое утро обманутого молодого, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке».
Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. Тревожная, напряженная цветовая гамма – сочетание теплых красновато-коричневых тонов интерьера и холодного ярко-синего квадратика неба в окне замечательно помогает передать характер замысла произведения. Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ.
Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Произведения Федотова произвели необыкновенное впечатление на современников.
Свежий кавалер. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно. В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус.
В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
еще анкор. ». Не увидели свет рисунки Федотова из "Нравственно-критической серии". Это было мрачное время николаевского произвола и цензурного террора.
За короткий период, который ему оставался, Федотов создал множество живописных произведений, рисунков, стихотворений. Сама идея, ложившаяся в основу композиции, становилась всё более серьёзной и близкой к жизни. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. При непосредственном участии Брюллова эти две картины были приняты на академическую выставку 1847 года.
Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. В бедности, постоянной нужде протекало его детство. Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ.
Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча. в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. В самом деле, начав с беспомощных попыток писать акварелью, он вскоре овладел этой капризной техникой едва ли не на уровне работавших тогда опытных профессионалов, мастеров распространенного в России камерного портрета, настолько, что решился даже немного подработать исполняя на продажу изображения особ императорского дома, главным образом Николая I (офицерского жалования с трудом хватало на издержки службы в привилегированном гвардейском 1815, Москва -- 14 ноября 1852, Санкт-Петербург) -- русский художник и график, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи.
В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). Эти портреты всегда бывали очень похожими. С целью повидаться со своими и устроить отцовские дела он вскоре по окончании выставки отправился в Москву. В 1846 году Федотов создал картину «Свежий кавалер», первую значительную работу из серии остро драматических и комических сюжетов, посвященных жизни «маленьких» людей. Отличала его лишь удивительная быстрота профессионального усовершенствования, способность извлекать уроки мастерства не только из занятий в рисовальных классах, которые он посещал крайне нерегулярно (или, по его словам, «прерывисто»), но из собственной любительской практики и из всех мало-мальски художественных впечатлений, которые дарила ему окружающая жизнь.
Разнообразие тематики, острота критической мысли, широта охвата действительности, рисовальное мастерство дают основание считать эту серию одной из значительных в творческом развитии художника. Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, Федотов переселился в Санкт-Петербург. На ней официальные лица грели сургуч. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году.
Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры. «Завтрак аристократа» (1849-50) и последней его картине «Анкор. Особое, красноватое, освещение создаётся благодаря свече, стоящей за бутылкой.
Приходилось, отложив в сторону новозатеянные композиции на неопределённый срок, добывать деньги менее серьёзными работами — писанием дешевеньких портретов и копированием своих прежних произведений. Замалчивая Игроков, близкие живописца искренне думали, что оказывают ему (вернее, его памяти) добрую услугу. Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет, но наконец подал прошение об отставке и в 1844 г. был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир. «Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы». Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования.
Федотов решает отдать свои работы на суд всесильному тогда в Академии художеств К. П. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю.
Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Но картина – не начало распада, а блистательный финал, апофеоз федотовского дарования.
Игроки (1852) – картина как порождение кошмара, с которым борется и сам художник. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Сатирическая острота в рисунках: "Квартальный чиновник", "Начальник и подчиненные", "Озябшие и продрогшие", "Как люди садятся" (ГРМ) и другие.
Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин». Наступил самый тяжелый период в жизни художника. В конце 40-х гг. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см.
Первые опыты -- портреты друзей, карикатуры -- оказались удачными. На следующий день его не стало. То есть эта картина является визитной карточкой художника. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. Острое сатирическое начало в творчестве мастера наиболее ярко проявилось в самых известных его работах: «Сватовство майора» (1848). Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность. Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью.
Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд». К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. Многому бы народ научил, да цензура мешает – писал художник в те годы.
Художник не придавал большого значения своим стихам и не отдавал их в печать, позволяя их списывать только приятелям и близким знакомым. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание.
В Москве его ожидает теплый прием. Так продолжалось до тех пор, пока письмо известного баснописца И. А. Потянулись годы однообразного и утомительного учения (1834-1844).
что в центральной, самой большой раме, находится зеркало. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой».
Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Первые работы Федотова были связаны с военной тематикой, большинство из которых сатирической направленности. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Наступал последний, самый трудный период в жизни художника. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве.
Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848). Художник оказался без средств к существованию, но он продолжал творить.
Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком.
Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Она ждала ребёнка и всё, что у неё осталось – это маленький домик, который грозились отобрать за долги. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика.
Сюжеты своих произведений он берет из окружавшей его действительности, рисуя портреты и бытовые сцены из жизни купцов, мелких чиновников, военных (т. (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился.
Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. За долги семья вынуждена была продать дом. основной фонд моего дарования. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве.
Когда ему исполнилось десять лет, отец, мечтавший, чтобы сын был военным, определил его в Московский кадетский корпус.