В этом стиле образы связываются с реальной действительностью. Большое влияние на развитие мировой драматургии оказала творчество Мольера (настоящее имя Жан Батист Поклен, 1622 – 1673 гг. ), знаменитого комедиографа и актера. Естественные и технические науки Действовали научные школы академиков (производство синтетического каучука), (геологическая разведка нефти). К 1635-36 гг. Самым тесным образом архитектура была связана со скульптурой, которая украшала фасады и интерьеры церквей, вилл, городские дома, парки, надгробия, фонтаны. В 1928 г. возникла Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им.
«Обмирщение» коснулось и его, выражаясь в отходе от строгих церковных канонов, от строгости и простоты — к пышной, барочной нарядности, «дивному узорочью». Любимая же тема С. Ушакова — «Спас Нерукотворный», ушаковскими «Спасами» гордятся многие отечественные и зарубежные музеи. Но основной вклад в строительство Версаля внесли Луи Лево, Жюль-Ардуэн Мансар как архитекторы, Андрэ Ленотр как архитектор-паркостроитель, Шарль Лебрен как художник-декоратор. Заметно и влияние культуры Востока на западноевропейские литературы.
Пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Тартюф или Обманщик» вошли в золотой фонд мировой драматургии. Очень скоро эта потеря была восполнена театром, впервые пришедшим в Россию лишь в середине XVII в. Придворный театр предстал пред очами Алексея Михайловича в 1672 г., в честь рождения царевича Петра (постановкой «Артаксерксово действо») и так ему понравился, что царь смотрел его десять часов подряд. В живописи в этот период существовало два художественных направления: «годуновская школа», целью которой было сохранить традиции прошлого путем оживления угасающего духа великого искусства (иконы «Достойно есть», «Симеон Столпник») целью другого направления, «строгановской школы», было оживить работы, усилив в них эстетическое начало (Чирин «Избранные святые», «Никита воин»).
Это пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений. Новые тенденции в русской живописи XVII века с особенной отчетливостью проявились в «парсуне» (от слова «персона»), явившейся первой ступенью на пути развития реалистического портрета. Но в отличие от голландской живописи этой поры, фламандская (страна Фландрия, а искусство Фландрии принято называть фламандским. ) живопись в бльшей степени отвечала интересам высшей аристократии, которая в этой части Нидерландов после поражения в ней буржуазной революции имела очень большой вес. Наконец, почти во всех зданиях «нарышкинского» барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI веке итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля.
Блестящее мастерство Бернини проявилось в строительстве знаменитых римских фонтанов – «Фонтан Тритона» и «Фонтан четырех рек». В Англии совершается буржуазная революция 1640—1660 годов общеевропейского масштаба. Он возвращается в отчий дом, убежденный в необходимости слушаться старших. В 60-е гг. Живописная манера Пуссена отличается тщательностью, гладкостью, сухостью.
Изменения в нем регламентировались властью. Вера в господство добрых начал в природе человека сменяется сомнением (на пример в трагедии «Гамлет» У. Шекспира).
В «трагическом гуманизме» господствует драматизм.
Однако искусство этого периода характеризуется и рядом общих черт. Тем не менее, объективная потребность в усвоении европейской культуры и образованности брала свое.
Архитектурные сооружения XVII века отличаются большой живописностью. В отсутствие опытного регента хор звучал фальшиво. Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Мировоззрение людей послеренессансной эпохи лишилось гармонии. Существовали местные певческие школы со своими особенностями распевов. Так, например, памятники романского стиля подчас соседствовали с готическими или готические с ренессансными, но в этом случае один из стилей переживал стадию угасания, а другой еще только формировался, то есть происходил процесс естественной исторической смены одного стиля другим.
В новом партесном пении XVII в. проявляются тенденции барокко. Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца XVII века. Рембранд Харменс ван Рейн (1606-1669) – великий голландский художник и график XVII века. Сентиментализм.
Но образы крестьян в его работах сильно идеализированы, в них подчёркнуто высокое морально-этическое начало и в данном смысле реализм Ленена должна быть назван реализмом с большой долей условности (Семейство молочницы, Кузница). под руководством плотничного старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова. Это было первое учебное заведение, ставившее своей целью широкое образование. Напротив, здесь встречается множество переходных форм, а примеры своеобразного слияния признаков различных систем — даже при преобладании одной из них — можно видеть в творчестве многих мастеров (у Караваджо в Италии, Риберы в Испании, Рубенса и Иорданса во Фландрии, не считая большого числа живописцев менее значительных). относится строительство Теремного дворца в Кремле на основании старого дворца Ивана III.
Скрипка могла возникнуть только в Европе XVII века так же как трагедия – в классической Греции. Самой неприемлемой для обывателей оказалась техника Рембрандта глубоко отличная от лессировочной живописи той поры.
Версаль – долговременная постройка, создававшаяся на протяжении более ста пятидесяти лет многими зодчими. Народно-обличительную литературу представляет «Житие протопопа Аввакума им самим написанное». Аввакум – талантливый писатель-полемист, основоположник биографического жанра. Характерно, что в 17 в. в литературе тех стран Европы, которые именно в то время интенсивно развернули колониальную экспансию, прежде всего в литературе Англии, появляются произведения изображающие экзотические страны (Мексику, Индию, Золотой Берег Африки), ярко описывающие столкновения европейцев с туземными народами («Героические драмы» Драйдена).
В этих храмах выразилось то светское начало, которое современники назвали «узорочье» (церковь Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках). Реализм в живописи.
Просветительский настрой присущ даже написанному в заточении автобиографическому «Житию Аввакума». В этот же период возникает русская поэзия, родоначальником которой был С. Полоцкий. В Англии эти противоречия вылились в буржуазную революцию «европейского масштаба». Наиболее яркое выражение в скульптуре это течение находит в творчестве Лоренцо Бернини.
Главной его идеей была пропорциональность всей композиции и пышная декоративная отделка. Они создавали облагороженный мир идеальные образы. Перечисленные подходы во многом составили содержание позднейшего (XIX века) спора западников и славянофилов, не прекратившегося и сегодня. «Герои» фресок бурно жестикулируют и эта жестикуляция является одним из основных средств их характеристики.
В данном факте снова сказываются черты общности в развитии отдельных художественных школ. Новый стиль сложился к середине XVII в. и был противоположен архитектуре XVI в. Этому стилю были присущи затейливость и асимметрия конструкции. В это же время начинают появляться сведения по агротехнике, животноводству и земледелию («Сокровище известных тайн економии земской»).
Г. Галилей заложил теоретические основы экспериментального метода познания природы. - Могучая кучка. Наука быстро развивалась, она была напрямую связана с техникой и производством.
Исаакиевский собор архитектора А. Монферрана, храм Христа Спасителя –. Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси.
Важнейшие культурные и научные новшества из Европы проникали в Россию и осмысливались здесь на национальной почве. В 1687 г., несколько задержавшись из-за смерти царя и смуты стрельцов, в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия.
Эмоциональность отступала перед описанием. Выдающимся мастером этого направления был Прокопий Чирин иконам которого свойственны особая мягкость колорита, пластичность вытянутых фигур и изящество поз, например «Никита-воин», «Избранные святые» в образе Ники- ты-воина не найти ни значительности, ни воинственности, скорее, его можно сравнить со светским щеголем. Так Иоганн Кеплер (1571-1630) разработал теорию движения небесных тел. Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества» идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы. Скопина-Шуйского. Причем дети, обучавшиеся там, были из разных социальных слоев (от сыновей конюхов и до князей). Появились и противники этих идей: математик и физик Блез Паскаль (1632-1662) отрицал идею об априорных истинах, считал, что истина постигается лишь в ходе эмпирического познания наука может и должна двигаться шаг за шагом, создавая фундамент для последующих исследований, однако попытки достичь совершенного знания, дать исчерпывающий ответ всегда неудачны. Новый подход означает, что художественный образ возникает уже не в рамках определенного законченного идеала, своеобразной «стилевой нормы», закрепленной в традиционных приемах изобразительного языка, а на основе непосредственного обращения художника к явлениям реального мира, ко всему богатству натуры.
Сам Ртищев стал его слушателем. С другой стороны, обозначение новой художественной системы термином «реализм» может быть понято как свидетельство того, что барокко и классицизм, в отличие от нее, не обладают реалистической подосновой и тем самым оказываются менее значительными явлениями историко-художественного процесса, чем это было в действительности. К выдающимся памятникам деревянного зодчества XVII века относится затейливый и роскошный царский дворец в Коломенском, называвшийся современниками восьмым чудом света. Свои произведения, написанные в стихотворной форме, он называл «мечом, убивающим не людей, но пороки их». Не случайно это время начала триумфального шествия музыки.
Краски в них яркие, звонкие. происходило формирование, а затем широкое распространение принципов барочного искусства. Не сразу появилась в реализме и тема крепостного крестьянства.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – выдающийся фламандский художник XVII века, самый яркий художник стиля барокко. Репертуар театра за время его существования (1672-1676) составляли девять спектаклей на библейские сюжеты и один балет. В ней преподавались как духовные науки, так и светские (физика, логика, юриспруденция, философия, языки).
Этот стиль не допускает преувеличенной эмоциональной выразительности. Барокко выработало классические типы парадных городских и парковых ансамблей, дворцов и храмов, виртуозных декоративных композиций религиозного, мифологического и аллегорического содержания, создало тип парадного портрета. В искусстве Испании 17 столетия барокко развивалось в своеобразных формах в архитектуре, скульптуре и живописи, причем крайности этого стиля в идейных коллизиях испанских мастеров выражены острее, нежели у итальянских. Западный фасад Лувра с Павильоном часов построил Жак Лемерсье. Выдающимся фламандским художником был Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640 гг. ). Спустя два года открылся гимнасион (приходская школа) при церкви Иоанна Богослова в Китай-городе.
Теоретики барокко говорили о «созвучии несозвучного», о «concordia discordans».
В середине XVII века произошла Английская буржуазная революция, в ходе которой был казнен в 1649 г. король Карл I. В этих странах установился новый буржуазный строй. Он был привержен к жизненной полноте, силе, размаху, буре движения. Грамотными были земские и церковные дьячки, ведшие текущее делопроизводство. Обширные сведения о далеком крае сосредотачивались в Сибирском приказе. Пьесы ставились в основном на библейские и античные сюжеты. Проявлением обновленческих тенденций стала никоновская реформа, которая должна была исправить отличия русской православной обрядности (например, креститься не двуперстием, а трехперстно), а также некоторые положения в русских богослужебных книгах, чтобы привести их в соответствие с практикой греческой, а также украинской и белорусской православных церквей.
В это время активно развивается светская литература. Широкому и быстрому распространению новых творческих идей в различных национальных школах способствовали образовательные поездки молодых художников в Италию и другие страны, практика крупных зарубежных заказов, которые получали мастера общеевропейской известности, наконец, активная художественная политика церкви, насаждавшей формы контр-реформационного искусства во всех католических странах. Его произведения отличают глубокие идеи, мысли и чувства. Подобно тому как различные мастера в рамках образного строя барокко (или классицизма) создавали произведения различного идейного звучания, так и метод непосредственного обращения к явлениям реальной действительности сам по себе не означал обязательного идейного единства всех придерживавшихся его мастеров.
В этой школе обучали подьячих русской грамматике и латинскому языку. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. За формализм и натурализм было осуждено творчество В. Мейерхольда (в 1938 г. был закрыт его театр, а режиссер репрессирован) и А. Таирова. наблюдалось сочетание барокко и классицизма. Этот период отличается одновременным развитием науки и техники. Его произведения отличаются орнаментальностью, пышностью, отражают идею «пестроты мира», переменчивости бытия.
Петра в Риме. Именно в этот период прогрессивные направления играют ведущую роль во всех национальных школах (за исключением, может быть, Италии, где на протяжении всего столетия официальная линия в искусстве была сильнее, чем где-либо). - Были открыты Дерптский, Виленский, Казанский и Харьковский университеты Главный педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. – университет) Царскосельский (Александровский) лицей Демидовский лицей в Ярославле. Новые явления в области культуры затрагивают, прежде всего, города. Из художников можно выделить Веласкеса, Рембрандта, Франса Хальса.
Италия, Испания, Фландрия, Голландия, Франция быстро становятся влиятельными художественными центрами. Вторым направлением культурного развития 17 в. являлся классицизм. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов оставленных в истории. В Италии это скульптор и архитектор Лоренцо Бернини, сделавший камень живописным (достаточно упомянуть его знаменитую скульптурную композицию «Экстаз святой Терезы», где мраморные облака производят впечатления воздушной легкости).
В Германии XVII век представлен знаменитыми постройками: Цвингер (или Цитадель) – часть большого ансамбля для праздников под открытым небом в Дрездене одноэтажный дворецСан-Сусив Потсдаме. На первый план в изобразительном искусстве и прежде всего в живописи выходят Нидерланды. На первый план выходит скрипка.
Деятельность Жана Жака Руссо стала новым этапом в развитии французского Просвещения. Такое определение не является вполне точным. Мастера классицизма не стремились показать окружающую действительность и конкретных людей. Такой идеал общества, руководимого учёными, характерен для 17 века, когда мыслители рассматривали природу как объект познания, эксперимента, опыта, а человека – как его их субъект.
Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Во многих городах работали скорняки изготовляя разные меховые вещи. Строгановская школа (названа так потому, что множество произведений этого стиля выполнено по заказу Строгановых в мастерских Сольвычегодска) возникла в Москве, в среде государственных и патриарших мастеров. В России такие произведения создавались относительно не долго.
Свой подход к изображению икон провозгласил виднейший художник XVII века Симон Ушаков (1626—1686), работавший в Оружейной палате. Развитие культуры в 17 в. определяли две тенденции.
Новые общественные отношения, новый взгляд на мир накладывают свой отпечаток на искусство. Для Франции XVII век был веком больших достижений в разных сферах художественной культуры. Если ренессансной художественной культуре присуща была живописность (центр – живопись), то художественной культуре раннего нового времени – «драмоцентризм», театральность пространственные искусства уступили место временным. Главной темой Рубенса был человек, живая и земная любовь, можно даже сказать страсть.
В церкви Спаса на Сенях представлены дьяконы в праздничных облачениях. Годунов- ская школа тяготела к традициям прошлого.
В конце XVII в. в церковном строительстве возникает т. н. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: учеб. Классицизм стал стилем французской монархии преимущественно в архитектуре. Самое значительное его произведение – собор Св. Павла в Лондоне.
Но уже в первой половине XVII века появились частные школы, где учили не только грамоте, но и риторике, древним языкам иностранным языкам (немецкий) и философии. Главное его творение – колоннада на площади собора св. Он считал, что искусство должно напоминать человеку «о созерцании и мудрости, с помощью которых он сумеет остаться твердым и непоколебимым перед ударами судьбы».
Лоррен, Н. Пуссен). К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Барокко (итал. Разновидность эклектики – псевдорусский стиль, (древнерусское зодчество, резьбой, вышивка).
Здесь готовили священников и чиновников. Таков «Вертоград многоцветный» – своеобразная энциклопедия, в которой собрано несколько тысяч рифмованных текстов, содержащих данные, почерпнутые из различных областей знаний, – истории, зоологии, ботаники, географии и т. д. В этом своем значении термин «стиль» есть понятие историческое, так как оно характеризует существенные особенности той или иной художественной эпохи. Его характерные черты (сентиментальная идеализация действительности, чувствительность, внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям) наиболее ярко проявились в творчестве.
Отсюда любовь барочных мастеров к ансамблю, к организации пространства. Борьба свелась к травле деятелей культуры и искусства, в ходе которой пострадали Д. Шостакович (за оперу Леди Макбет Мценского уезда и балет Светлый ручей), кинорежиссеры С. Эйзенштейн и А. Довженко, литераторы Б. Пастернак, Н. Заболоцкий, Ю. Олеша, Н. Асеев, И. Бабель, академик, художники А. Дейнека, В. Фаворский, А. Лентулов. Новое мировоззрение сказалось и на религиозных представлениях. Основоположником классицизма во французской живописи был Никола Пуссен (1594-1665).
Параллельно с классицизмом и барокко в XVII в. в живописи складывается «реализм». В 17 в. возрастает и общественная действенность литературы. «Обмирщение» дошло и до живописи, включая даже иконы. Вернувшись на родину, он создал классический образ монументально алтарного образа барокко – «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» (1610-1614).
Последнее характерно и для светских сюжетов. В русскую словесность вошел также жанр демократической сатиры — «О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче — сыне Щетинниковом» (где обличаются судебные волокита и взяточничество), появились новые исторические повести (о завоевании Сибири Ермаком, Азовской осаде казаков и т. д. ). Житийный жанр трансформируется в повесть-житие, так называемую биографическую повесть («Житие протопопа Аввакума» и другие произведения).
Росписи храма Спаса на Сенях и церкви Воскресения (1670-егг. ) – это искусство праздничное и торжественное. Во Фландрии художник П. Рубенс, воплотивший в своих картинах фламандскую чувственность. Основными типами произведений и жанрами, господствовавшими в живописи барокко, были монументально-декоративные росписи (главным образом плафоны) культовых и дворцовых сооружений, алтарные картины для храмов с изображениями апофеозов святых, сцен чудес и мученичеств, огромные «исторические» и аллегорические композиции, наконец, парадный портрет. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) подобно великим фигурам Возрождения, проявил себя в разных сферах деятельности: он был дипломатом, придворным, удостоился дворянского звания, дружил и сотрудничал с выдающимися людьми эпохи.
В тесной связи с точными и естественными науками развивалась и философия. XVIIв. Вскоре к обучению «комедиальному делу» были привлечены русские «отроки». Тем не менее, частные школы все же существовали и возникали вновь. В комедии «Притча о блудном сыне» он перекладывает библейский сюжет на условия современной ему России, входя в перекличку с очень популярной в то время стихотворной притчей «Повесть о Горе-злосчастии». В барокко уравновешенная гармония гуманистического искусства, стремящегося подражать природной естественности (характерно для Ренессанса), сменилась яркой живописностью, напряженной эмоциональностью.
17 век был также временем подъема различных видов искусства. Важнейшее впечатление, которое оставляют росписи XVII века, – впечатление динамики, внутренней энергии. Параллельно этому процессу на рубеже 16 и 17 вв. Этот переход осуществлялся через буржуазные революции. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Мировое признание получил портрет папы Иннокентия X, в котором художнику удалось передать жесткий характер этого человека.
Вархитектуре Франции, Англии, Германии в XVII – в начале XVIII вв. В центре внимания искусства нового времени находится внутренний мир человека, переживают подъём те виды искусства, которые позволяют точнее воплотить изменчивые внутренние состояния человека: драматургия, опера (музыкальная драма). Просветитель Юрий Крижанич в своих «Политических думах» усматривал в невежестве главную причину и экономического отставания России. Яркой особенностью этих особняков являются французские крыши с переломом и большое количество высоких дымовых и вентиляционных стояков на крышах (Люксембургский дворец в Париже, спроектированный Саломоном де Бросом). Главное, что создано французским зодчеством XVII века было граничит с заказами двора.
В вокальных жанрах рождается опера, где доминирующая роль принадлежит певцу-солисту. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. Очень часто это сооружение расположено на подклете и имеет вокруг открытые галереи. Его деятельность вызывала ярость светских и церковных реакционеров.
Родился в Лейдене в семье зажиточного владельца мельницы. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Многовековую традицию имела к XVII веку обработка дерева.
Теоретическое обоснование литературного стиля барокко представили испанский писатель Бальтасар Грасиан в трактате «Остромыслие или искусство быстрого ума» (1642) и итальянец Эмануэле Тезауро в трактате «Подзорная труба Аристотеля» (1665). Наиболее последовательно художественная политика церкви осуществлялась в Италии. Еще целое столетие правящие круги этих государств проводят политику феодальной «стабилизации». Большая библиотека была в царском дворце. В изобразительном искусстве одной из основных была тема долга, героизма, доблести.
Также неправомерно называть это архитектурное направление «барокко», поскольку сходство московской архитектуры конца XVII в. с западноевропейским стилем барокко является чисто внешним. Самым известным является групповой портрет «Менины» («Фрейлины»), на котором Веласкес изобразил себя. писали на досках яичными красками.
У одних живописцев (Рибера) сильнее сказываются реалистические тенденции, у других (Вальдес Леаль) достигают своего предельного выражения реакционно-мистические стороны барокко. Вот таким образом в иконописи XVII в. проявляются черты упадка. Произведения,, В. Шекспира широко ставились в московском Малом театре, МХАТе и др.
Голицина, А. С. Вот таким образом начавшийся период получил название Новое время. Для украшения каменных храмов использовали новые строительные материалы: изразцы, фигурный кирпич, белый камень в сочетании с красным (узорочье). Вот таким образом общая картина развития искусства в этом столетии отличается особой сложностью.
Выходец из бедного сословия, данный художник обращался к темам из жизни крестьянства. француз Маржерет, живший в то время в Москве, свидетельствовал, что «народ ненавидел науки иноземные, особенно латинский» («Состояние российской державы»). Он пишет в основном картины на библейские и мифологические сюжеты. Эпоху XVII века в культуре и в искусстве принято называть эпохой барокко. Человек превратился в маленький и незначительный факт в новом мире, с которого были сняты чары.
«Житие» – остросюжетное полемическое сочинение, его автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, повествует о фанатической преданности идеям древнего благочестия. С именем Полоцкого связано появление в литературе новых жанров – поэзии и драматургии. В эпоху Людовика IV классицизм занял главенствующее место во Франции. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. Это время господства кривых, причудливо изогнутых линий, перетекающих друг в друга, торжественных фасадов зданий и величественных архитектурных ансамблей.
Снаружи его украшала позолоченная резьба. Здесь находило свое отражение и воздействие других социальных сил. Высоких для того времени достижений добились ученые-математики. Всем этим объясняются противоречивые черты в архитектуре барокко.
Ответ. Трудами исследователей была создана база для технического прогресса. Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. У Рубенса было много учеников.
Формирование новой европейской культуры было граничит со стремительно меняющейся «картиной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения. Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Те же тенденции проявились и в каменном храмовом зодчестве. Вот таким образом основной эстетической «краской» XVII века стал драматизм, что резко отличило его от лиро-эпического Возрождения и привлекло внимание деятелей культуры ХIХ – ХХ веков (начиная с романтиков) к позднему Шекспиру, Сервантесу, Рембрандту, Рубенсу, Бернини, Калло, к драматическому по своей природе барокко в целом, а в философском наследии этого столетия – к Гоббсу и Паскалю. Именно в этих требованиях был выдержан (да и то не вполне) комплекс Новоиерусалимского монастыря — загородной (в Истре) резиденции Никона.
Здания XVII века многоцветны, декоративны. 306. ). Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Бытовые детали исторический контекст практически исключались. В скульптуре «Аполлон и Дафна» Лоренцо Бернини запечатлел в летящем движении момент превращения юной беззащитной Дафны, настигнутой легконогим Аполлоном, в лавр.
Темой его полотен были мифологические и библейские сюжеты исторические сцены. В XVII веке композитор Ник. Эти заимствования вряд ли могли в тот период сочетаться с российскими традициями их внедрение невольно ставило перед русскими людьми вопрос: «или – или» «свое или чужое». Идеология классицизма сформировалась под влиянием философии Рене Декарта (1596 – 1650 гг. ), который считал, что идеал прекрасного вечен и неизменен и он уже воплощен в произведениях античности и Высокого Возрождения. Во второй половине XVII века сложилось четыре основных подхода к образованию: старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум) византийско-русский (Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин) латинофильский (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев) славяно-греко-латинский (братья Лихуды).
Развивается проза как жанр, в которой показывается судьба отдельного человека в социальной среде того времени («Хромой бес» Лесажа, «Вильгельм Мейстер» Гете и др. ). Во Франции складывается классический образец абсолютистского государства. Резко обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, все явственнее вырисовываются черты идущего ему на смену капиталистического строя, нарастает активный протест народных масс против многовекового угнетения.
Но эта победа капиталистической экономики и буржуазной идеологии имела еще ограниченное, местное значение. Вместе с тем понятие «литература» на Западе в 17 в. включает в себя наряду с чисто художественными произведениями также мемуары, публицистику, переписку, предназначаемую для публичного чтения в салонах. Эти связи заставляют людей обращать все более пристальное внимание на культурную жизнь Западной Европы, оказывающую существенное воздействие на искусство Poccии.
Среди них наиболее популярными были «Повесть о Бове Королевиче» и «Повесть о Петре Златых Ключей». Матвеева.
Подобная «мифологизация» темы присуща творчеству многих живописцев, начиная с такого смелого реформатора, как Караваджо и кончая одним из величайших мастеров эпохи — Рембрандтом, в сюжетных композициях которого главенствуют образы библейско-мифологического характера. Образцом такого правления была Франция.
Тем не менее продолжала преобладать церковная музыка. По-настоящего его искусство было открыто лишь в начале XIX века, в эпоху романтизма. Поморские плотники умели строить прочные и удобные не только речные, но и морские суда. XVII в. один из видных правительственных деятелей – Ф. М.
Другое дело в парсуне. Среди известнейших авторов XVII в. – хорват Юрий Крижанич, европейски образованный мыслитель, сторонник неограниченной монархии, один из первых теоретиков идеи славянского единства (его можно назвать предшественником и теоретиком панславизма). В 1933 г. был создан Реактивный научно-исследовательский институт (в 1936 г. пущен самый крупный в Европе циклотрон).
Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли «каменным узорочьем», «дивным узорочьем». Они подбирали учителей, сами вели логику и риторику. Выдающимся итальянским архитектором и скульптором был Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680 гг. ).
Во второй половине 17 в. углубляются научные представления европейцев о восточной культуре. При этом достоверные сведения перемежаются с мифологизированными представлениями автора. Крижанич выступал за объединение славянских народов. На протяжении всего семнадцатого столетия искусство развивалось под знаком напряженной борьбы прогрессивных и реакционных тенденций. В своем творчестве сочетал классицизм и традиции народного театра.
Консерватизм официальных властей нарастал. На его иконах мы видим живые лица, реалистический пейзаж — именно в таком, отличном от рублевского исихазма ключе, живее, но проще написана ушаковская «Троица» (1617 г., ныне — в Государственном Русском музее Петербурга).
Оба стиля объединяло стремление к декоративности иллюзорности изысканности.
Влияние Караваджо на последующее развитие европейской живописи огромно. Актеры и режиссер Иоганн Грегори были найдены в Немецкой слободе. Это и определило поведение Шемяки – он решил дело в пользу бедняка. В то же время он не смог преодолеть условности старого иконного письма. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». В этот период произошел мощный рост философской мысли.
Протест против светской и церковной власти породил различные идейные движения, в которых проявилось стремление избавиться от гнетущей опеки религии и обосновать приоритет разума, здравого смысла над ее догмами. В это время строятся известные сооружения такие как (Версальский дворец, восточный фасад Лувра), разбиваются регулярные парки (Версальский парк) интерьеры дворцов и территории парков украшаются скульптурой дворцовые залы и галереи декорируются монументальной живописью на мифологические темы.
В портретах Рубенса аксессуары, фоны – пышные занавеси и т. д. не мешали, а наоборот способствовали раскрытию характера персонажа, проникновению в его внутренний мир («Портрет камеристки»). Именно ему приписывается групповой портрет «Патриарх Никон, произносящий поучение клиру». Романтизм оказал влияние на раннее творчество и. И в 1687 году в России первым высшим учебным заведением стала Славяно-греко-латинская академия.
Характерными особенностями икон строгановской школы являются прежде всего их небольшие размеры и детальное, точное письмо, которое современники называли «мелочное письмо». Партесный стиль уже по природе своей — светский.
Успехи культуры отражали поступательное развитие государства и общества в целом. Таковы, например, парсуны царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича. Согласно эстетике классицизма, разум является основным критерием прекрасного. С середины 1630-х годов в архитектуре складывается направление, получившее название узорочья (что отражает наполненность храмовых фасадов разнообразной мелкой кирпичной и изразцовой декорацией) – его источниками стали раннеромановские постройки, по-своему интерпретирующие годуновское наследие и северо-европейские влияния, привнесенные иностранными мастерами, работавшими в 1620-е гг.
В других государствах, в частности во Франции, где из-за слабости и нерешительности буржуазии, оказавшейся на стороне абсолютизма, народное движение не вылилось в революцию, – дворянство сохранило свое господствующее положение. Сторонники старины осудили эти новинки. Классицизм (фр. Бажен Огурцов) на месте сгоревшего деревянного (с сохранением его стиля), на светские хоромы все более похожими становились в XVII веке даже церкви — с приделами, галереями, переходами, составляющими сложные ансамбли.
Так, он пишет «Елена Фоурмен в шубке». Характерным явлением стала просветительская литература, представленная, прежде всего, Симеоном Полоцким (1629—1680). (арх.
Что касается изобразительного искусства, то репрезентативные качества барокко в большей степени соответствовали требованиям абсолютизма и не случайно, что барочная линия сохраняла свое значение во Франции преимущественно в монументально-декоративной живописи (Лебрен) и в парадном портрете (Риго и Ларжильер). В 60-х гг. Реалистические тенденции в живописи XVII в. развивались еще очень медленно. Стали составлять обширные библиотеки. Здесь готовили будущих, служителей церкви и государственных чиновников. Данное направление характеризуется произвольным соединением элементов различных стилей (иногда его называют также бесстилие или многостилие).
В России не было актеров (опыт скоморохов, которые в это время подверглись гонениям, не годился), отсутствовали пьесы. Возникает множество различных, часто взаимоисключающих стилей. Вдающийся испанский художник XYII века Диего Родриго де Сильва Веласкес (1599 – 1660 гг. ) был придворным живописцем испанского короля. Смутное время усилило интерес к вопросу о характере власти в политической системе.
В 1627г. Если герои житийной литературы наделены мифическими добродетелями и выступают безукоризненными подвижниками, то в «Житии» Аввакум Петрович выглядит реальной личностью с достоинствами и недостатками. В пословицах отражалось недоверие крестьян к феодалам: в боярский двор ворота широки, а со двора узки, обещать – по-дворянски, а слово держать по-крестьянски протест против притеснений властей: наказал бог народ – послал воевод, лошадь любит овес, земля – навоз, а воевода – привоз возникающее в народе сознание своей силы: холопье слово, что рогатка. Уже на рубеже XVI-XVII веков наряду с течением в иконописи, ориентировавшимся на монументальный стиль живописи XV-начала XVI столетия и получившим наименование «годуновских» писем, сформировалось иное направление.
Сильнее всего — и это вполне закономерно — идеологическое воздействие буржуазии сказалось в искусстве Голландии, но творчество лучших голландских мастеров выходит за рамки ограниченных буржуазных идеалов, опираясь на более широкую, народную основу, а начиная с середины столетия крупнейшие голландские художники — среди них Франс Хальс и Рембрандт — оказываются в состоянии конфликта с буржуазным обществом. гласила, что «человек свободен и равен Богу», то в XVII в. она выглядит более земной – «человек лишь маленькое звено в величественном механизме природы, вот таким образом он должен жить по законам последней».
Увеличивается число грамотных людей. Она уничтожила веру просветителей в «золотой век» ненасильственного прогресса.
В XVII веке стиль реализм сформировался только в живописи. Стоит отметить также Военно-Никольский собор в Киеве (1694), построенный московским архитектором Осипом Старцевым по заказу Мазепы, а также украинские храмы крестообразного плана — церковь Густынова монастыря (1622), церковь на «экономических воротах» Печерской лавры (1696—98). Строго крепостной его облик уступил место торжественному ансамблю, воплотившему в себе величие и мощь Российского государства. В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение). Появляются и развиваются театр и театральная драматургия.
После запрещения скоморохов народ лишился игровых представлений. Ренессансный образ мира, как упорядоченного, гармоничного, величественно-прекрасного, вобравшего в себя божественное всемогущество и имевшего в качестве «венца творения» -- человека, был разрушен на рубеже 16-17 вв. ипериода правления первых Романовых стало обмирщение культуры и ее европеизация.
Так, в Италии, где деятельность воинствующего католицизма проявилась особенно последовательно искусство испытывало сильное воздействие церкви идея безграничной власти совершенного монарха получила свое яркое воплощение в искусстве Франции, классической стране абсолютизма произведения ряда мастеров голландского искусства несут на себе отпечаток мировоззрения буржуазии. Сфера распространения литературы на европейских языках в 17 в. заметно расширяется. Одна из особенностей школы – правдивое изображение природы, причем композиции всегда включают пейзаж с низким горизонтом, а фон заполнен причудливыми облаками и «явлениями». В верхнем узком восьмерике находится звонница и получалась церковь под колокольней.
Однако феодализм был еще прочен. В инструментальной музыке наступает золотой век скрипки. Но развитие культуры не могло остаться вне воздействия сил народного протеста. В XVI-XVII вв. Наибольшее развитие живопись барокко получила во Фландрии. В течение XVII столетия Печатный двор в Москве (в котором в середине века работало около 200 человек) издал 300 тысяч букварей и 150 тысяч религиозных книг (всего — 483 наименования), выходили книги светского и научного характера, не прекращалось издание и рукописных книг.
Галилео Галилей (итальянский ученый) заложил основы современной механики, сделал телескоп 32-кратным увеличением. Обычно это был пятиглавый бесстолпный храм, основной куб которого окружался приделами, папертями, лестницами и крыльцами с обязательными деталями отделки – бочонкообразными колонками, арками с висячей гирькой, наборными кирпичными наличниками окон. Язык «Жития» прост, динамичен, рассчитан на широкую аудиторию, которую автор намерен склонить на свою сторону.
Авторы «низких» жанров стремились показать жизнь людей среднего класса и вот таким образом комедии писали живым языком, без излишнего пафоса. Художники не обращают внимания на стройность силуэтов, на изысканность линий. Ее учащиеся овладевали грамматикой и латинским языком. Однако в сложном комплексе этих проблем выделяется главная тенденция: реальная действительность в многообразном обилии своих проявлений властно вторгается в искусство. Ученые впервые изучали Луну и Млечный путь (Г. Галилей), открывали строение живых клеток и систему кровообращения (Р. Декарт, У. Гарвей), атмосферное давление (Б. Паскаль, А. Торичелли, Р. Бойль), доказали истинность системы Коперника (И. Кеплер), появились система логарифмов и методика дифференциальных и интегральных исчислений (Г. Лейбниц). Образы и явления передавались в движении. Писал картины на религиозный («Водружение креста», «Снятие с креста») и мифологический («Похищение дочерей Левкиппа», «Битва греков с амазонками») сюжеты.
К числу наиболее известных построек этого стиля относятся: Теремок в подмосковном Абрамцеве (архитектор) здания Исторического музея (и), Городской думы () и Верхних торговых рядов – ныне ГУМ () в Москве. Огромное влияние на музыкальное искусство оказали И. Гайдн, В. Моцарт, Л. ван Бетховен.
Наиболее известные работы: Апостол Матфей и ангел, Гадалка, Призвание апостола Матфея, Положение во гроб. В них показаны резкие контрасты света и тени, а также реалистично, как не было принято в ту пору, переданы фигуры главных действующих лиц (апостол Матфей с ангелом написан босым, лысоватым пожилым мужчиной). В больших количествах распространялась переводная литература.
В 40-х г. г. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682). Он – автор картин на библейские и евангельские сюжеты, портретов современников, среди которых по преимуществу автопортреты и портреты его близких.
Близкая по тембру к человеческому голосу, скрипка способна наиболее ярко выражать интимные стороны души (вспомним расхожее выражение «скрипка плачет»). Вольтер был выдающимся вождем французского Просвещения. XVII век – период, завершающий русское средневековье. Ее поощряли еще Иван III (при котором была создана певческая капелла) и Иван IV Грозный, сам писавший музыку. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе.
В живописи важный вклад в становление искусства барокко внесли — при всех их отличительных особенностях от собственно барочной манеры — болонские академисты (братья Карраччи, Гвидо Рёни, Гверчино). Церковь активно противостояла новым веяниям в идеологии и культуре. Принципиальную важность сохраняло разделение жанров литературного творчества на «высокие» (эпопея, трагедия, ода) и «низкие» (сатира, басня, комедия).
Но вместе с этим появилась вера человека в себя самого и чувство гордости. Искусство представителей этой третьей из главных художественных систем в живописи 17 столетия в научной литературе нередко обозначается термином «реализм» и в качестве такового противопоставляется барокко и классицизму. Рубенс писал картины на мифологические сюжеты, библейские, портреты.
священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви. Г. Галилей сыграл решающую роль в обосновании гелиоцентризма (телескоп, переворот в представлениях о вселенной). Формы этой борьбы были чрезвычайно многообразны. Оно представлено иконами «строгановского» письма, авторы которых ставили своей целью создание произведений (как правило, небольшого размера), предназначенных для домашних молелен. Французская архитектура XVII века – архитектура времени совершенной монархии.
Даже у Пуссена можно найти произведения, близкие по своему складу к барокко, точно так же как у представителей итальянской барочной живописи (Доменикино) нередки образы, родственные классицизму. Заметен интерес к таким наукам, как зоология и анатомия.
Редкостью были такие постановки как Дни Турбиных по пьесе. стал временем дальнейшей активизации внешней политики Русского государства. В барокко иногда трудно разделить работу архитектора и скульптора.
В течение столетия данный труд неоднократно дополнялся. Россия не только воевала с ведущими европейскими державами за те или иные территории, но и сотрудничала с ними по экономическим и политическим вопросам.
В XVII веке было положено начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Большое внимание уделялось созданию колоколен и ярусов. был составлен «Новый Чертеж» земель между Доном и Днепром, вплоть до Черного моря.
В «Повести о Савве Грудцыне» фигурируют реальные исторические личности и определенная географическая среда, чем создается видимость подлинности рассказанной истории. В конце XVII—XVIII вв. Следовательно, борьба прогрессивных и консервативных тенденций протекала также внутри того лагеря художников, который образуют сторонники этого метода (так же как это происходило в искусстве барокко и классицизма). В XVII веке во Франции ведущим жанром становится классицистская трагедия. Общая характеристика русской культуры XVII века.
Дилецкий написал «Музыкальную грамматику», А. Мезенец — «Азбуку знаменного пения». Выражение «Шемякин суд» стало нарицательным для характеристики продажности и беспринципности судей. Элементы капиталистического производства зародились еще в недрах феодального строя. Веласкес стал родоначальником исторического жанра в западноевропейской живописи («Сдача Бреды»). В этих постройках элементы барокко вынесены на фасады зданий. Он охотно обращается при этом к темам античного мира.
В буржуазном искусствознании 17 столетие обычно именуется веком барокко (Происхождение самого термина «барокко» не установлено. Всего через сто лет после Манетти французский философ Мишель де Монтень пишет о человеке: «Не смешно ли, что это ничтожное и жалкое создание, которое не в силах даже управлять собой и предоставлено ударам всех случайностей, объявляет себя властелином и владыкой Вселенной, малейшей частицы которой оно даже не в силах познать, не то что повелевать ею». Значительной перестройке подвергся Московский Кремль. Еще шире и разнообразнее в этом отношении возможности ренес-сансного искусства. XVII – начала XVIII вв.
Возникает интерес к биологии. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»).
5. 1. В 60-х г. г. Во Франции XVII века господствовал классицизм. Часть 2. Низшие сословия были значительно более консервативны и преданы традициям старины. К этому же времени относится возникновение в России балета.
Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Преподавание велось на греческом и латинском языках.
для Михаила Федоровича в Кремле (имеются в виду Христофор Галовей, украсивший шатром Спасскую башню Кремля и Джон Талер, построивший церковь Екатерины в Кремле). Ф. Бэкон является автором романа-утопии «Новая Атлантида», где изображено общество, развитие которого основывается на успехах науки и техники (технократическое). Образы людей из народа эпизодически появлялись и в искусстве Возрождения (преимущественно в ранний и поздний его периоды). Такова, например, первая драма Александра Николаевича Островского «Свои люди – сочтёмся».
Это новое мировоззрение называют «трагическим гуманизмом». XVIIв. Вот таким образом образовалось несложение между текстами и напевами. Рене Декарт (Картезий) (1596-1650), занимавшийся исследованиями в математической сфере, большое внимание уделил разработке теории о методах познания: интуитивно человек определяет априорные истины, а также формирует представления о человеческом духе и боге, а в остальном познании он должен руководствоваться дедуктивным рассуждением. Протопоп Аввакум сетовал, что в церквях звучит новая музыка, а не божественное пение.
Это стало возможное расширением знаний по ботанике, фармакологии и химии. По иному культурные новшества воспринимались горожанами.
Потому они обращались к творцам за ориентирами в жизни. В новую форму автор вложил традиционное содержание: младший сын в отличие от старшего, проявлявшего покорность родительской воле, не пожелал «в отчинной стране юность погубить» и отправился странствовать, превратился в блудного сына испившего много горя. Мир как бы увеличился, расширился с изобретением микроскопа (А. Левенгук), телескопа (Г. Галилей), термометра, барометра, маятника, воздушного насоса.
Даже в Англии буржуазия делится властью с земельной аристократией. Творчество Караваджо является наиболее ярким воплощением реалистических тенденций, так как он впервые в итальянской живописи стал необычайно реалистично трактовать библейские и евангельские сюжеты и изображать фигуры и предметы, что шокировало публику (изображение босоногих апостолов, фруктов с гнильцой). «Повесть о Ерше Ершовиче» тоже пародирует судебные порядки, предусмотренные Уложением 1649 года Герои повести — рыбы Ростовского озера: здесь и рыбы-господа Осетр, Белуга и Белая рыбица, сын боярский Лещ, приставы Окунь и Налим, свидетель Сельдь, судья Сом усатый, подьячий Вьюн и прочие представители рыбного царства. Опричное разорение стало причиной долгого запустения многих земель. Велись исследования в области ядерной физики.
«Дивно нарядным» был многоярусный ступенчато-пирамидальный Теремной дворец, построенный в Кремле в 1635—36 гг. Сама по себе новая форма художественного отражения действительности не возникла внезапно — она подготовлена предшествующими этапами истории искусства, где в ряде случаев (в особенности это относится к искусству позднего Возрождения) можно видеть те или иные ее отдельные проявления. В связи с этим появляются первые попытки нарисовать психологический портрет героя. Движение контрреформации наиболее сильным было в Италии и Испании.
Век Просвещения — век великих открытий и великих заблуждений. Рождение стихосложения стало яркой чертой литературной жизни. Национальное своеобразие не исключало, однако, общих черт. Широкое распространение в XVII веке получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. В противоположность названным росписям Ростова росписи ярославских церквей Ильи Пророка (1694-1695, артель художников под руководством Д. Плеханова) исполнены активного движения.
Это позволяет считать его одним из основоположников портретного жанра в русском искусстве. Академия была построена по образцу европейских университетов. Однако здесь эти изображения подчинены канонам иконного письма. Английская революция дала мощный толчок процессу первоначального накопления капитала («раскрестьянивание» деревни, превращение крестьян в наёмных рабочих, усиление огораживаний, замена крестьянских держаний крупными фермами капиталистического типа) она обеспечила полную свободу действий восходящему классу буржуазии, проложила дорогу промышленной революции XVIII в. точно так же, как пуританизм взрыхлил почву для английского Просвещения.
Герои повести – богатые купцы Грудцыны – Усовы, торговавшие по городам Волги и Камы. Арнольд Хаузер назвал стиль барокко «кинематографическим», так как изображенные события кажутся подстереженными и выслеженными, все представленно как будто случайное, при этой мимолетности отсутствует ясность представления. Между тем в Москве возникали все новые и новые частные школы. Для достижения этого используются изгибы стен, фронтоны, пилястры, разнообразные формы архитектурного декора, статуи, росписи, лепнина, отделка бронзой и мрамором.
Сказочное великолепие дворца усиливали золоченая резьба и яркая раскраска. В искусстве 17 в. значение окружающей человека среды многократно возрастает. Важнейшим событием в истории страны можно назвать окончательное оформление абсолютизма, не принявшего форму западноевропейских монархий, а ставшего логическим завершением системы восточного деспотизма, принятой за время господства монголо-татар на Руси. – С. 25.
Оба жанра, однако, не преодолели еще манеры письма, присущей иконографии. Большое место занимала унаследованная от XVI в. традиция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Большого прогресса достиг в XVII веке смоляной промысел, а также производство поташа.
Его же перу принадлежат оригинальные пьесы на русском языке, например, «Комедия притча о блудном сыне». Вот таким образом они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами.
Под влиянием Беларуси и Украины в последние десятилетия 17 века в архитектуре распространился стиль московского барокко. Многие представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Новая башня создала парадный въезд в Кремль и связала своей вертикалью кремлевские соборы с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в единый ансамбль.
В западноевропейской литературе эта тенденция получает наиболее широкое распространение в комедии и социально-бытовом романе, но проникает изредка в такой «высокий» с точки зрения тогдашней эстетической теории жанр, как трагедия. Мечтательный и меланхоличный мастер «галантных празднеств», он внес в изображение жизни светского общества подлинную поэзию и глубину чувств, а в трактовку любовных сцен и беспечных увеселений оттенок какой-то тоски и неудовлетворенности. Особенностью европейской художественной культуры 17 столетия было появление разнообразия художественно-идейных течений (в отличие от предыдущих эпох, когда художественная культура развивалась в рамках однородных больших стилей (романский, готический, ренессанс).
Изобразительное искусство барокко не может быть понято вне его связи с зодчеством. В начале XIX века были опубликованы такие романы как «Бедная Маша» А. Е. Измайлова (1801) и «Путешествие в полуденную Россию» (1802), «Генриетта или Торжество обмана над слабостью или заблуждением» Ивана Свечинского (1802), многочисленные повести Г. П. Каменева («История бедной Марьи», «Несчастная Маргарита», «Прекрасная Татьяна») и прочие. Это позволяет рассматривать 17 век как новый этап в истории искусства. Борьба против формализма в искусстве. Этот стиль получил распространение именно в католических странах -- Италии, Испании, Бельгии (Фландрии), Австрии, Южной Германии, Чехии, Польше.
По своим истокам оно был тесно связан с традициями маньеризма. XVII век был временем «открытия» природы. Каменные палаты начинают строить бояре.
Очень тесно сатирическая повесть была связана с фольклорными традициями. европейская наука вышла на новые рубежи. В XVII столетии европейские заимствования не приобрели угрожающих масштабов. Зодчество Франции XVII века имеет ряд характерных признаков, определивших его стиль. Аввакум содействовал обогащению литературного языка элементами живой народной речи. Но порядок и гармонию способен обеспечить только мудрый царь. Это играет определенную роль в выработке идей и представлений европейского Просвещения. Приверженцем данного метода был и Ф. Бэкон, для которого наука была прежде всего экспериментальной: эксперимент должен был играть решающую роль в отборе фактов, которые затем следовало обобщить и сделать вывод (метод познания, основанный на индукции).
В художественной теории апологеты барокко оперируют понятием «большого стиля», основу которого составляют отвлеченные категории «красоты», «грации», «благопристойности». Вторая половина XVII в. ознаменована появлением произведений синтезированного характера (иконы «Сретение иконы Владимирской Богоматери», «Князь Георгий» и др. ). Но переоценивать религиозность художественной философии барокко не стоит.
Формализмом объявлялось все то, что не укладывалось в узкие рамки соцреализма. Это граничит с чрезвычайной лаконичностью, строгостью, репрезентативностью в решении фасадов Версальского дворца, в которых активно используются элементы ордера и барочной роскошью внутреннего убранства интерьеров, блещущих различными оттенками мрамора, позолотой, бронзой, зеркалами, зрительно раздвигающими границы пространства (Зеркальная галерея Версальского дворца, Зал войны). Царь был настолько очарован происходящим, что смотрел пьесу в течение 10 ч, не вставая с места. Характерно в 17 в. для литературы усиленное развитие повествовательных жанров. Значительными постройками во Франции в XVII века были Лувр (архитектор Перро) и загородная резиденция французских королей Версаль (архитекторы Л. Лево и Ж. Ардуэнг-Мансар). В Англии ведущим архитектором 2 полов.
Однако на европейском континенте феодализм устоял. Окончательному закреплению механистической картины мира способствовала работа английского учёного Исаака Ньютона (1643-1727), сформулировавшего три основных закона механики и завершившего научную революцию. (ВАСХНИЛ), которую возглавлял. Образцы московского или нарышкинского барокко (от имени московских бояр Нарышкиных), как в церковной, так и в гражданской архитектуре разбросаны по всей Белокаменной. Именно антиномии, противоположности сосуществовали в эпоху барокко, создавая своеобразную неустойчивую гармонию.
В культуре стали слишком сильны тенденции ее обмирщения. В стихотворных сборниках «Орел российский», «Гусль доброгласная» С. Полоцкий убеждает в необходимости просвещения для устроительства нового государства.
Важную веху представляло 17 столетие и в истории музыки. Характерными чертами классических (классицистических) произведений искусства являлись пропорциональные композиции, простые художественные формы, эмоциональная уравновешенность, стремление к отражению гармоничного и упорядоченного идеала. Возглавили Академию братья Лихуды. Размещено на реф. рфЭти мастера работали при короле Людовике XIV. В своих произведениях «Персидские письма» и «О духе законов») Шарль Луи Монтескье высказывался против неограниченной монархии и феодализма. Большое место в его творчестве занимают картины на религиозный сюжет («Евангелист Матфей с ангелом», «Признание апостола Матфея», «Положение во гроб»), но по трактовке сцен они больше похожи на бытовую живопись, чем на религиозную.
Однако, в большинстве стран Европы в XVII веке господствовали позднефеодальные отношения, а формой правления был абсолютизм. Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. На смену подобному жизнерадостному и эгоцентричному упоению жизнью в XVII в. шло ощущение «многоплановости» истины, неразрешимости конфликтов, непознаваемости бытия. Проблема европеизации (постепенной, учитывающей национальные особенности или форсированной, связанной с перенесением в Россию не свойственных ей форм) ставила вопрос о реакции общества на эти заимствования. В целом, основными особенностями русской культуры XVIIв. Рембрандт является одним из крупнейших художников прошлого. Это — подлинный герой Ватто. Творчество Пуссена повлияло на сложение основ живописи периода классицизма в XVIII века и явилось эталоном для таких мастеров, как Давид и Энгр.
В Нидерландах уже в XVI веке произошла первая победоносная буржуазная революция, в результате которой Голландия стала «образцовой капиталистической страной XVII столетия». Знаменное пение под влиянием западных новаций развилось в партесное, многоголосное. В 1665 году при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для приказов. Сюжетом для их произведений служила античная история, мифология и Библия. Подобный взгляд сочетался с механистическими принципами ньютоновской картины мира.
Первые частные школы в Москве подготовили основание в 1687 г. Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными греками Иоанием и Софронием Лихудами. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле.
Таковы две очаровательные картины Дрезденской галереи, например «Общество в парке», где все проникнуто тонким лирическим настроением и даже мраморные статуи античных богов, кажется, с благосклонностью взирают на влюбленных.
Увеличивается число общественных зданий государственного и торгового назначения. В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), 17 век характеризуют два больших стиля — барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств. Учителями в них нередко бывали ученые украинские монахи.
Этот стиль характеризуется логичностью, гармонией композиции, простотой и строгостью. Существовали местные певческие школы со своими особенностями «распевов». Нужно, однако, отметить, что в 17 в. роль этих стилей не была вполне равноценной.
Стиль барокко характеризуют патетический характер образов и эмоциональная приподнятость. Яркое жизнелюбие и чувственность барокко отнюдь не соответствовали этой тенденции.
В 1668 г. была создана комиссия по собиранию древних музыкальных рукописей. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.
«Восьмым чудом света» назвал Симеон Полоцкий несохранившийся дворец царя Алексея в Коломенском, хоромы которого расписаны позолотой и яркими красками, а постройки соединены сенями и переходами. Дальнейшее развитие получает портрет, который возник в эпоху Возрождения. Вместо тяжелых кокошников над карнизами проходят полосы резных декоративных элементов, которые часто называют «петушиные гребешки». Если максима общественного сознания в XV -XVI вв. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича.
Его живопись обладает национальными особенностями. В 1687 г. в Москве открыли первый университет — Славяно-греко-римскую академию. Их позы спокойны, движения размеренны и торжественны. - Эклектика.
В ней выполнялись работы для царского двора: писали иконы, парсуны (портреты), украшали рукописи изготавливали знамена, шатры, повозки, мебель, утварь игрушки для царевичей. В конце XVII в. в архитектуре зародился новый стиль «московское барокко» или «нарышкинский стиль». Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII века, когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости. 50—60-е гг.
Там возводились замечательные постройки. XVIII в. — расцвет деятельности французских материалистов. Если до этого в Европе романский стиль сменился готическим, а затем на смену ему пришел стиль Возрождения, то в XVII веке почти одновременно возникают и развиваются большие мировые стили – барокко и классицизм, которые носят наднациональный характер и охватывают разные виды искусства. В рамках сюжетов из античной мифологии и Библии Пуссен раскрывал темы современной эпохи.
Развиваются жанр портрета и парсуны (от искаж — персона) — портрета, выполненного в традициях иконописи.
По замыслу С. Полоцкого, в нее должны были приниматься только православные, русские. Не менее характерны для Буше и так называемые пасторали или пастушеские сцены.
Активно развивается сатира. К концу семнадцатого века в московских приказах работало 178 дьяконов и 1450 подьячих. Но архитекторы классицизма применяют для этого иные средства.
Основными преподавателями академии стали греческие монахи, доктора Падуанского университета, братья Лихуды, Иоанникий (1639—1717) и Софроний (1652—1730). Фигуры святых обычно тонкие изящные и очень вытянутые вверх. Ответ. Таковы повести Николая Васильевича Гоголя: «Человек в футляре», «Шинель» и т. д. Постепенно творцы начинают показывать гораздо более сложное переплетение переживаний, ситуаций и в целом судеб. Таков герой «Повести о Горе-Злосчастии» и особенно «Повести о Фролс Скобссвс» – типичной плутовской новеллы, описывающей жизненные перипетии обедневшего дворянина, всеми правдами и неправдами стремящегося проникнуть в верхи общества. Одним из величайших мастеров французского искусства 18 века был Антуан Ватто (1684—1721), художник тонкого поэтического чувства и большого живописного дарования. Католицизм, стоявший в это время во главе всех реакционных сил и боровшийся за свое утверждение огнем и мечом, перешел к более активному воздействию на сознание масс, уделяя в этих целях огромное внимание всем формам идеологической пропаганды.
Связь ряда построек с заказами семьи Нарышкиных случайна. Его скульптура «Давид» – изображает момент стремительного движения, порыва навстречу гиганту Голиафу, переход одного движения в другое.
Искусства, появлением в нем стремления к описательности и декоративности. Строясь в течение 40 лет (архитекторы Аверкий Мокеев, затем Яков Бухвостов), он повторяет черты Храма в Иерусалиме. Так, в деревянном зодчестве наряду с клетскими храмами (прямоугольный сруб – клеть, покрытый двускатной кровлей, над которой возвышается маковка с крестом), распространенными по всей России, строятся запрещенные шатровые храмы (судя по всему, они были недостаточно каноничными, а в эпоху борьбы, которую вела церковь против светских элементов, этого было достаточно для запрета), ярусные церкви. Стиль французской архитектуры середины и второй половины XVII века можно определить как классицизирующее барокко или же классицизм XVII века (в противоположность классицизму XVIII века).
Помимо этого делались еще пояснительные надписи. Даже в 1600—1611 гг. Новое мироощущение получило название «трагический гуманизм».
В 1624-1625 г. г. Абсолютизм соответствовал новым имперским устремлениям страны, расширению государственных территорий (прежде всего на Восток), что требовало концентрации военной и политической власти. Последние два столетия XVII в. ознаменовались новым, высоким подъемом зодчества.
Группа палачей и солдат ставит большой крест с пригвожденным к нему Христом. Художественная культура 17 века отражает сложность эпохи, подготовившей победу капиталистического строя в развитых в экономическом отношении странах Европы. Повесть заканчивается словами: «Плюнул Ерш судьям в глаза и скопил в хворост: только того Ерша и видели». - Стили: Классицизм прослеживается в одах и, в раннем творчестве и. Интерес к человеческой личности делает все более распространенным жанр автобиографии.
В целом эволюция искусства 17 столетия делится на несколько основных Этапов. Первыми стали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Иное положение мы наблюдаем в 17 веке.
Очень часто мы встречаем в его картинах образ одинокого мечтателя, меланхолического и грустного, погруженного в раздумье и удалившегося от шумного веселья, от суетного тщеславия толпы. Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы Симона Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи «парсуны» (персоны) изображавшей реальные персонажи, например, царя Федора Ивановича, М. В. Из его школы вышли Антонис ван Дейк, Йорданс, Снейдерс. В 1634 г. был издан первый «Букварь» Василия Бурцева (стоя всего 1 копейку, он быстро раскупался), в 1648 г. в Москве вышла «Грамматика» М. Смотрицкого, в 1687 г. — «Считание учебное» — таблица умножения.
Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились новые. В этом веке в Германии сложилась школа классической немецкой идеалистической философии. Правда, в росписях Ростова еще сохранилось мастерство плавной, гибкой линии, свободно очерчивающей силуэт фигур.
В первой половине столетия было издано около 200 названий книг. Хорват Юрий Крижанич, прибывший в Россию в 1659 году и написавший ряд трактатов, среди которых важнейший «Политика», отдавал предпочтение «самовладству», так как только с ним он связывал справедливое правление, обеспечивавшее стране покой и согласие народа, а также возможность без проволочек исправлять промахи. Епифаний Славинецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре.
Все это сформировало уникальную культуру, выделившую Европу из всего остального мира. Театр В театре также происходило утверждение принципов социалистического реализма. Все это способствовало увеличению численности городского населения, т. е. Она усилила позиции критиков его целей и идеалов. Это лишает даже эсхатологические сцены ощущения драматической напряженности, хотя художники и стараются в таких композициях, как «Страшный суд» Предтеченской церкви, натолкнуть зрителей на мысль о неизбежной расплате «на том свете» за грехи в этом мире.
Пассивно-созерцательный романтизм стал. Примечательны сатирические произведения с пародиями на неправый суд, беспутную жизнь монахов, бесправие простого человека и т. д. Повесть о «Шемякиной суде» рассказывает о разбирательстве в суде конфликта между двумя братьями, один из которых был богатым, а другой бедным. Особенно большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых лесом районах. Это время характеризуется великими открытиями.
Ответ. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку 30 учеников, набранных при ее открытии. Концепция барокко. Самыми известными живописцами этого стиля были Пуссен и Клод Роллен (пейзаж), Шарль Лебрен (росписи), Риго (парадный портрет). В связи с развитием медицины возникают переводные лечебники и травники.
Это означает, что в определенных исторических условиях те или иные стилевые системы должны рассматриваться как качественно своеобразные ступени развития реализма, как выражение наиболее прогрессивных направлений в художественной культуре данного периода. Однако сохранялся и развивался классический репертуар. В это время во Франции главными типами построек являются дворцы знати и церкви.
Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Наблюдалась непосредственная связь с натурой. И в 17 столетии интересы правящего. Мировоззренческое значение его теории граничит с убеждённостью в принципиальной способности человеческого разума точно понять и сформулировать универсальные законы, а также использовать их для активного преобразования жизни (тогда как «доньютоновская» наука развивалась под влиянием деизма: признание сосуществования объективных законов развития природы и высшей божественной воли).
– М. : Юрайт, 1998. classicisme, от лат.
В живописи появляются новые жанры: пейзаж, натюрморт изображение животных, бытовой и исторический жанр. Изменение социального состава читающей публики выдвинуло новые требования к литературе. Было уже недостаточно просто обучаться грамоте, арифметике и письму.
Несмотря на строгую церковную регламентацию тем и способов письма, процесс обмирщения затронул и живопись. Это название не объясняет сущности явления. Композиционному построению своих работ Пуссен придавал первостепенное значение.
С началом века связано творчество Сервантеса и Шекспира, а к следующему поколению относятся Джон Мильтон («Потерянный рай«) в Англии, Педро Кальдерой де ла Барка («Жизнь есть сон») в Испании и Пьер Корнель («Сид»), Жан Расин («Федра»), Мольер («Дон Жуан») во Франции. Реальной угрозой введения заимствований, противоречивших национальной специфике, становилась длительная и масштабная тенденция поляризации российского общества, процесс образования двух культурных миров – «высшего света» и «остальных социальных категорий». Искусство как одна из форм идеологии несет в себе отражение социальной борьбы каждой эпохи.
окон и оконцев. Обучали церковнослужители и приказные по церковным книгам. Он получил прекрасное образование в Киево-Могилянской академии и был придворным поэтом царя Алексея Михайловича, сочинял многочисленные декламации и монологи, ставшие образцами новой панегирической поэзии и вошедшие в сборник «Рифмагион». Как свидетельствует история предшествующих крупных художественных этапов искусство каждого из них было облечено в стилевые формы, то есть оно представляло собой определенную систему, отличающуюся единством идейно-образных принципов и приемов художественного языка. Проникновению светских начал в культовое зодчество сопротивлялось духовенство.
Неслучайно конец этой эпохи приходится на начало Французской революции. В Риме работал немецкий художник Эльсгеймер, внесший важный вклад в сложение отдельных жанров в живописи 17 в. и здесь же сформировалось своеобразное направление в бытовой картине, представленное группой голландских и итальянских мастеров («бамбоччанти»). Портретная живопись представлена немногочисленными парсунами. Значение этого мастера не ограничивается рамками одной страны. Самым важным было то, что дала трещину господствующая религиозная идеология.
Лучшая среди них — картина «Аркадские пастухи» (Лувр), выполненная, по-видимому, в начале 1650-х годов. Искусство барокко (термин 1880-х годов) возродило некоторые общие признаки ренессансной культуры – энергичный оптимизм, цельный взгляд на мир, приверженность к ансамблю и синтезу искусства. В основном это была духовная литература, предназначенная для мирян, а также учебники.
Впрочем, после смерти Алексея Михайловича театр был закрыт и возрожден только при Петре. Будучи резко отличны друг от друга в своих наиболее «чистых» выражениях, барокко и классицизм в других своих формах нередко сближаются, образуя в отдельных произведениях своеобразный сплав. Таким образом, особенности культуры ХVII века могут быть поняты, если рассматривать его трехступенчатом процессе, в котором она является его средним звеном, осуществляя «переход в переходе» – переход от ренессансной гармоничной уравновешенности противоположных потенциалов культуры: аристократического и демократического, мифологического и светского, чувственного и духовного, эмпирического и рационального, этического и эстетического, традиционалистского и новаторского, классицистического и реалистического и т. д., через их конфронтацию и противоборство в ХVII веке к завоеванию безусловного превосходства одним из этих потенциалов, многообразие проявлений которого в разных областях культуры соответствовало содержанию понятия Просвещение. Однако, несмотря на попытки запретить строительство каменных шатровых храмов, они продолжают возводиться (московские церкви Рождества в Путинках, Троицы в Никитинках, храмы в Ярославле, Муроме, Устюге). Это означает, что «мифологизация» темы даже в рамках внестилевой линии в искусстве 17 в. была одним из необходимых средств для достижения той высокой степени художественного обобщения, которая свойственна лучшим произведениям искусства того времени. Соответственно этому формируется система художественных жанров. Символом этого времени стало открытие закона всемирного тяготения И. Ньютоном (1642 – 1727).
Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля. Принадлежащая к числу шедевров мастера эрмитажная картина «Персей и Андромеда» (1620—1621) дает пример того, как свободно и реалистично использует он образы классической древности. Этот документ явился довольно подробным перечнем городов России.
Его произведения содержали в себе ненависть к угнетателям, критику государственного строя, социального неравенства. То же можно сказать о дворцово-парковых комплексах Италии Этой эпохи, отличающихся исключительно мастерским использованием сложного рельефа местности, богатой южной растительности, водных каскадов в сочетании с архитектурой малых форм — павильонами, оградами, фонтанами, со статуями и скульптурными группами.
Таковы Палаты бояр Троекуровых в Георгиевском переулке и Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной, дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском переулке, здания Печатного и Монетного дворов, Сухаревой башни (1692—1701), безжалостно разрушенной по приказу Сталина как затруднявшей движение на проспекте Мира. На поверку оказалось, что в платок был завернут простой камень. Он был первым в стране придворным поэтом-одописцем, сочинявшим тяжеловесные стихи. Он работал в Италии, Фландрии, Франции. К XVII веку русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Первый спектакль имевший большой успех, назывался «Артаксерксово действо».
Вот таким образом в классицистской драме демонстрируется не борьба характеров, а столкновение идей. С Еленой Фоурмен связан последний и самый плодотворный период в творчестве Рубенса, стеновский (по названию его поместья и замка Стен).
Правда, в творческой практике он менее последователен, чем в теоретических рассуждениях. Вот таким образом, в отличие от искусства Высокого Ренессанса, в котором обычно давался обобщенный, «внеклассовый» образ человека, для искусства 17 в. характерна отчетливая социальная окраска образов. При неумеренных тяготах хозяйство крестьянина придет в упадок и он утратит тяглоспособность.
В пьесе выдвигается требование неизменности характера героя. В картинах преобладает жизнеутверждающее начало, отсутствует мистика и экзальтация. Новые архитектурные веяния распространились и за пределы Москвы — в Троице-Сергиев Посад (Трапезная), Ярославль, Рыбинск, Вологду, Калугу, Нижний Новгород, а также на Украину, коснувшись как храмового, так и гражданского строительства. ВXVII веке архитектура барокко получает наибольшее развитие в Риме. Это, прежде всего, церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста в Коровниках и Иоанна Предтечи в Толчкове, в которой украшенные голубыми изразцами краснокирпичные стены увенчаны пятнадцатью златыми главами. Перестройка кремлевских башен придала Кремлю абсолютно новый вид.
В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. Помимо пасторалей и мифологических картин он писал жанровые сцены из быта аристократического общества, портреты (особенно часто портреты маркизы Помпадур), религиозные изображения, решаемые обычно в том же декоративном плане («Отдых на пути в Египет»), цветы, орнаментальные мотивы. Большое внимание уделял портрету («Автопортрет с женой Изабеллой Брандт», «Портрет камеристики», «Елена Фоурмен с детьми»). Мы не найдем в них бурного веселья, резких и звучных красок.
Наряду с рукописными книгами и грамотами все более распространялись печатные книги. Только в середине века она была раскрыта в «Записках охотника» Иваном Сергеевичем Тургеневым. В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 01. 01. 01 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" все существовавшие прежде литературные объединения (Пролеткульт, РАПП и др. ) ликвидировались, творческая интеллигенция объединялась в Союзы советских архитекторов, композиторов (1932), писателей, художников (1934). В силу этого новые веяния затрагивали более всего город.
Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. В сравнении с художниками начала века мастера этого времени поднимаются на более высокую ступень. Из всех видов творчества литература в те времена лучше всего тиражировалась. Его отличают полнота и насыщенность звучания, яркие контрасты и переходы.
Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. В противовес им перед художниками 17 века действительность предстала не только в большей степени своего реального многообразия, но и во всей остроте своих неразрешимых конфликтов. Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода.
пособие. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т. д. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева изданного тиражом 2400 экземпляров. Первым реалистическим течением был «караваджизм», названый по имени итальянского художника Микеланджело Меризи де Караваджо (1573 – 1610 гг. ).
Академия готовила кадры для правительственных и церковных учреждений. Распространение грамотности в XVII в. вовлекло в круг читателей новые слои населения – провинциальных дворян, служилых и посадских людей.
Некоторые работы: Селена и Эндимион, Вдохновение поэта, Аркадские пастухи, Царство Флоры. Возникают регулярные школы. Триумфальное шествие скрипки объясняется усилением индивидуального начала в культуре и общим накалом страстей. Переходными фигурами стали Галилео Галилей (1564-1642) и Френсис Бэкон (1561-1626). В 1687 году было создано первое высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинская академия (братья Лихуды). На строительство этого шедевра деньги (по тем временам огромные — 500 рублей) собирали всем миром, да дважды еще добирали у богомольного царя.
Большое место в его творчестве занимают портреты членов королевской семьи и придворных. Эта случайная находка заставляет задуматься аркадских пастухов, напоминая им о неизбежности смерти. Романтизм.
Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. Произведения его всегда овеяны лирической грустью. В своих картинах изображал простых людей и даже изгоев общества («Лютнист», «Игроки», «Вакх»).
Долгие века настороженная враждебность к католицизму, которую Русь изначально переняла у Византии, распространилась и на европейскую «латинскую ученость». Одна из любимых композиций художника – «Спас Нерукотворный». Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII века можно назвать церковь Николы в Хамовниках, церковь Рождества Богородицы в Путинках, церковь Троицы в Никитниках. В том же 1649 г. окольничий, воспитатель царевича Алексея Алексеевича Федор Ртищев (1626—1673) основал за свой счет училище при Андреевском монастыре, которым руководил Епифаний Славинецкий. Однако классицистами переосмысливается понятие меры в античном ее толковании.
Именно так были построены церковь Троицы (Грузинской богоматери) в Никитниках (1635—1653, по заказу купца Никитина) и церковь Рождества в Путинках (завершена в 1652 г. ). Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей — в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул. ). В Москве появился ряд мастеров, занимающихся созданием лекарств. В рамках церковной живописи развивался бытовой жанр (фрески ярославских мастеров, на которых изображены обыденные явления мирской жизни), парсуна (портретные изображения), пейзаж, служивший фоном для икон. К ним в первую очередь принадлежит Симон Ушаков. Во-первых, столь широкое понятие, как реализм, сводится тем самым только к наименованию одного из художественных явлений эпохи, как бы приравниваясь к терминам «барокко» и «классицизм». был К. Рэн.
Теоретиком и главой самой крупной школы этого периода был Симон Ушаков, автор программного труда «Слово к люботщателям иконного писания», где он изложил новую теорию, порывающую со старым каноном. В литературе это время расцвета трагедии, комедии (Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон, Корнель, Расин, Мольер). Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность и единство. Распространению образования в немалой степени способствовал рост книгопечатания. Уже само многообразие реального мира служит причиной того, что и различные творческие направления и отдельные мастера, представляющие эту новую художественную систему, отличаются исключительным разнообразием как в плане идейного содержания своих произведений, так и в отношении их образного языка. В этот же период получила широкое развитие практическая сторона научных знаний. Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные этому времени особенности и противоречия.
Ее основоположником стал белорус Симеон Полоцкий. В Испании это драматург П. Кальдерон, создающий пьесы, переполненные страстями. К подобным произведениям можно отнести «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне» и некоторые др.
Для всех земель Москва стала непререкаемым авторитетом в области искусства.