Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку. Я первый раз была в Москве и она произвела на меня сильное впечатление. Люди меня не интересовали. » «Была я до чрезвычайности свободолюбива». Кажется, характер, как у Комиссаржевской, хотя она росла при исключительно благоприятных обстоятельствах, правда, семья ее была далека от искусства. Искусство Остроумовой при всей кажущейся его скромности может быть поставлено в образец, разумеется, не в том смысле, что его следует имитировать, а в том, что оно являет некую сущность художественности и являет оно ее в несравненно более определенном виде, нежели иные, более эффектного и торжественного порядка, произведения. Во мне все пело.
Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (18881511954). Вейнер. Я считала его гораздо ниже себя по уму и слабее по воле. Но. Искусство Остроумовой можно назвать красивым, умным и вдохновенным потому, что глазу и уму художницы присущ великий дар обобщения, что она с необычайной последовательностью способна свести любую поставленную себе задачу (как в отношении формы и красок, так и в отношении психологического момента) к основным элементам, что у нее достаточно твердый характер, чтобы затем систематически произвести самый процесс художественного выявления.
Член Мира искусства (с 1899), Союза русских художников (с 1903 по 1910), объединения Четыре искусства (с 1924). Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. Как быть. Главная героиня всех 12 литографий альбома — Нева: «плавное движение её светлых вод, текущих в ясные дни и вечера лета и весны мимо каменных громад и омывающих розовый гранит набережных, отражая Петропавловский шпиль, бастионы крепости и перекинутые от берега к берегу мосты». Книги оформляли лучшие художники того времени и прежде всего «мирискусники» во главе с А. Н.
Она ведь близкий друг художника исполнительница его воли. Митрохин, С. П. «Александр Николаевич, 151 писала она, 151 написал и определил мое творчество так, как никто ни до него, ни после лучше и выше о нем не сказал. Уникальная коллекция состояла по большей части из рисунков, акварелей, живописных работ, гравюр и гравированных досок самой А. П. Остроумовой-Лебедевой.
Зато в других двух литографиях Остроумова возвращается к далекому прошлому одна изображает тот момент, когда только еще строился новый Дворцовый мост другая – целую рощу мачтовых судов, стоящих на якоре вдоль пристани романтического дворца Бирона или – выражаясь точнее и прозаичнее – Пенькового (тогда еще, вероятно, полного товаром) буяна. Её техника — смелая, упрощённая и безошибочно меткая. 8) «Я уходила в одиночество и в то же время страдала от него. Италия, Венеция и Флоренция, Париж и его пригороды, Голландия и Амстердам, Испания и Бельгия, Крым и Коктебель, Кавказ, Кисловодск и Баку, а также многие города России – как они отличаются друг от друга в произведениях художницы. Около сфинксов перед Академией была пароходная пристань. Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы».
В 1908-1910 годах художница создаёт знаменитый цикл гравюр на дереве «Большие Петербурга», названный А. А. «. Но тоска, как клещами, захватила мою душу. «Всеобщее внимание в классах обращал на себя Сомов. «Как передать, кроме всего остального, эти несколько веков, которые пролетели над этим произведением и своими нежными, невидимыми крыльями слили все тона и краски в звучную гармонию, еще более возвысив это чудное произведение. » (из дневника). В 1895 году Остроумовой 24 года.
Я вдруг поняла (точно пелена упала с глаз), что я давно люблю его. Основной темой ее гравюр был Петербург изображению которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда. С движениями уверенными и свободными, смелыми и ловкими. Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа.
Я был несколько озадачен дерзостью такой затеи. Я его очень любила.
Часть из них была исполнена в гравюре, а часть — в акварели. Она прошла курс обучения в столичной Академии художеств (1892—1900), где занималась у В. В. Народный художник РСФСР (1946).
Пушкина «Медный всадник» с иллюстрациями А. Н. Рериха и К. А. Савицкий (передвижник, мастер жанровой живописи), И. Е.
Я часто бывала в опере, где родители имели абонированную ложу. От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика. Нарбута (1912), «Моцарт и Сальери» А. С. Туманностей нет». По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым).
Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Самым близким натуре Остроумовой средством художественного выражения является гравюра на дереве, но и все остальное, что она создала, будь то масляные картины и портреты, акварели и литографии, – все носит отпечаток ее яркой индивидуальности. Работа же предстояла нешуточная. 15) В 1903 году Остроумова с подругой уехала в Италию. Эти отступления послужили ей даже на пользу. Что же делать.
ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой. Изредка звучал голос гондольера. А. Н. Её Петербург, «в котором человеческих фигур мало, живёт и дышит своею особой жизнью, в какой, может быть, ничего тайного нет, но где ясно всё и строго, но где всё очень значительно». Александр Бенуа. Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома».
Это свидетельство удивительно тем, что в те годы сам Сомов пребывал в сомнениях в своем призвании и отбывал воинскую повинность (совмещал как-то службу с учением). 3) «В те же годы пребывания в Академии я пережила мое первое увлечение. Художница с радостью согласилась 151 это была ее тема. Многое бесследно в них исчезло или было неясно и смазанно. Евгении, названная в честь покровительницы Попечительного комитета принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, внучки императора Николая I. Община сумела первой в России наладить выпуск художественно оформленных «открытых писем», то есть открыток. Репин.
Лансере. Яремич, М. В. Искусство Остроумовой- Лебедевой исполнено неповторимой поэзии и кажется незатейливой, простой, ну, как «Повести Белкина» Пушкина. Как легко могла бы Остроумова в начале своей деятельности под влиянием иногда очень нелепых восхвалений (милейший В. В. Матэ не стеснялся ее сравнивать с Микеланджело) посвятить себя большому в кавычках искусству и не только, например, сделать изумительную гравюру с Персея Рубенса, но и отдать свои силы на соперничество с великими мастерами.
Бенуа и В. А. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Их было трудно узнать. занималась в Париже в мастерской Дж.
В 1955 году, по завещанию художницы, музею были переданы все произведения из ее собрания. Еще в молодости Анне Петровне из-за проблем с дыханием пришлось отказаться от масляных красок (их резкий запах воздействовал на нее губительно) и перейти на акварельные. ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой.
И именно в Италии произошли в ее жизни два события, решающие для ее призвания и счастья. В России остался Сергей Васильевич Лебедев, кузен, который женился, но очень неудачно и он был влюблен в кузину, она, верно, догадывалась, но он молчал, вероятно, не видя отзыва. В Риме один итальянец не на шутку влюбился в барышню из России и сделал ей предложение и она даже подумывала выйти замуж, но тогда она должна была оставить искусство ибо итальянец говорил, что «мы берем жен для себя». Она делала только то, что ей хотелось делать. Но не только. 10) Сережа Лебедев, студент Петербургского университета (естественный факультет). Изображали очень красиво, красочно, находчиво и остроумно. Я пила, он молча смотрел на меня, а мне так хотелось броситься ему на грудь. Под его маркой вышли знаменитые папки автолитографий и альбомы Б. М. А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 – 1960) «Старые городамузеи России».
Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество». Напротив, в несвойственной ей технике литографии Остроумова несколько робеет. Техника воспроизведения была выбрана трудоемкая – многокрасочная гравюра на дереве и для каждой из иллюстраций нужно было вырезать по двечетыре доски. Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом.
Мы с невестой увлекались тогда копированием старых мастеров в Эрмитаже и как раз я был занят портретом слегка криворотого мужчины Франца Хальса (а моя невеста срисовывала тут же висевший портрет Сына Хальса), когда рядом с нами появилась небольшого роста барышня в пенсне, которая принялась набрасывать углем на холсте Девочку с метлой Рембрандта (все эти три картины висели в те годы почти рядом). 1874 года рождения. чтобы издатели решились воспроизвести это старым способом кустарной раскраски от руки.
Бенуа определял тематику открыток, выбирал художественные произведения и объекты для съёмки (иногда и сам принимал в съёмках участие), редактировал подписи к рисункам, контролировал корректурные оттиски открыток в процессе их производства. Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». Произошло это знакомство в Париже, куда Анна Петровна (речь идет о ней) явилась вместе со своей подругой усовершенствоваться в избранных ими отраслях искусства.
Нерадовский и директор музея «Старый Петербург» П. П. Добужинского (1923), поэма А. С. Во мне возникла сильная борьба между чувством и страстью к искусству.
Выдающийся график и художник Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955), певец городских видов, бескрайних и безлюдных невских перспектив, величественной петербургской архитектуры, угловатых колонн Биржи, сумрачных силуэтов Петропавловки, входила в художественное объединение «Мир искусства». Неве. Французская школа» с историко-художественным комментарием С. Р. Серова. Радостно было видеть его посветлевшее лицо. А я. Кругом был праздник. Она юна еще абсолютно и гениальна. Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом.
В 1912 году Остроумова-Лебедева выполнила серию гравюр «Малые Петербурга» — для путеводителя В. Я. Темы брали из мифологии из сказочного эпоса, народного, были и юмористические. С Ильей Ефимовичем отношения у Анны Остроумовой складывались непростые: Милый Репин.
Нева имеет двух подвластных речных божеств в лице Мойки и Фонтанки. Находила, что он мало любит искусство. Я то люблю его, то ненавижу. В то время в Париже жили Александр Бенуа с семьей и Константин Сомов. Интересно его видеть, когда он работает.
Автор поэтичных пейзажей с видами Петербурга – Ленинграда, а также его окрестностей (ксилографические серии Петербург, 1908-1911 Павловск, 1922-1923). Издательство Общины св. Это характерно.
Матэ и И. Е. В её работах виден большой вкус и вместе с тем прямой и простой подход. Её краски, сведённые к характернейшему минимуму, поистине гениальны. Сереженьке. 1905 год.
И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». Оно внешне мало проявлялось, но тем не менее было глубоко и принесло мне много страданий. Петербургу особенно посчастливилось на литографии. Курбатова «Кострома» В. К. У нас очень много бывало студенческой молодежи».
Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты (Портрет артиста И. В. Ершова, 1923 Портрет Андрея Белого, 1924 Портрет художницы Е. С. Кругликовой, 1925 и др. ). И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». Особенно интересовала старинных литографов Нева – и не бурливое злое ее клокотание в осенние бури и не снежные ее поля зимних месяцев, а плавное движение ее светлых вод, текущих в ясные дни и вечера лета и весны мимо каменных громад и омывающих розовый гранит набережных, отражая Петропавловский шпиль, бастионы крепости и перекинутые от берега к берегу мосты. Бенуа (1910) — кстати, одна из самых блестящих книг по истории искусства «Художественные сокровища Эрмитажа» (1916) и др. ).
С его образом в душе я покинула Италию». И хотя я ни слова не сказала Сергею Васильевичу (он был не свободен), но он понял меня. Чистяков (по выражению В. А Серова – истинный учитель незыблемых законов формы), К. А. Но не таковым является Мир искусства в своей основе, не это могло соединить под одним знаменем Врубеля и Левитана, Серова и Сомова.
Васильева и А. К. Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций. С гордо закинутой назад головой.
Петербургу особенно посчастливилось на литографии. Д. чл. Заслуженным успехом пользовалась серия иллюстрированных монографий «Русские художники», где вышли биографии Н. К. В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (18491511936). Их путь лежал на Милан и Швейцарию. Сергей Васильевич нас провожал и усадил на поезд. Выразительна и необычна ее ксилография Портрет Л. Н.
Пушкина, музеях Астрахани, Кирова, Саратова и других. Говоря абсолютно откровенно, я предпочитаю акварели и гравюры Остроумовой ее литографиям. Пароходик перевозил на ту сторону.
Но я сдержалась. в Академию. Скромная Анна признавалась: «Я чувствовала себя среди них стесненной и, несмотря на то, что была приблизительно их возраста, мне казалось, что я перед ними ничтожная, маленькая девочка». И впечатления от этих вояжей щедро отражала в своем творчестве. Интересно, что пожелание Бенуа было частично реализовано.
Путь через симплификацию гравирования на дереве привел Остроумову к тому, что она и беглый набросок карандашом из вагона и тщательный этюд мертвой натуры создает (это слово здесь уместно ибо ее толковый процесс работ носит все черты разумного созидания) по всем правилам истинной художественности. Когдато в далеком 1903 году ОстроумоваЛебедева сделала в этой технике десять открыток изданных общиной св. Евгении, а в 1942 году появилась серия «Открытые письма фронту», состоявшая из девяти литографированных открыток. Искусство Остроумовой – и красивое и умное и вдохновенное искусство. Автор 15 экслибрисов, главным образом с архитектурными мотивами.
Основатель издательства — Иван Михайлович Степанов (1857-1941), чиновник канцелярии Римско-католической духовной коллегии, безвозмездно сотрудничавший с российским Обществом Красного Креста организовав благотворительный выпуск конвертов со знаком Красного Креста, предназначавшихся для рассылки визитных карточек, он положил начало издательским проектам Общины. Работа же предстояла нешуточная. Теперь об акварельной кисти. Применительно к колориту в живописи термин «валёр» служит для обозначения каждого из оттенков тона, находящихся в закономерной взаимосвязи и дающих последовательную градацию света и тени в пределах какого-либо цвета.
Остроумова пожелала рядом с серией литографий, посвященных самой «богине», посвятить также три листа красотам и этих «нимф». Врубеля и в оформлении С. В. Гравюры её пленяют своей высокой художественностью и чрезвычайно мягким колоритом». Прибегала туда прямо из Академии, а там меня встречала мама яствами (я была балованная дочь). Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу, горевшую искусством. Я с ней соглашалась, ей сочувствовала, когда она плакала – я тоже, но все-таки через несколько минут уносила (на всякий случай) вниз свою шубу и калоши к швейцару и при благоприятном моменте тихонько исчезала из дома. подняло уровень вкуса и в самых широких кругах публики».
Матэ, И. Е Репина. В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». Ты вся сияешь. - Я сейчас отдала свое сердце. - Кому.
Лежа на диванчике в аванложе, я с комфортом слушала музыку. Я любила бальную залу, любила танцевать, но светскую жизнь избегала. Тот же Бенуа в мемуарах объясняет: «Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этих товарищей и то, что ее искусство теряет из-за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом «стиль». Нетрудно представить, как Анна Петровна вынесла это побоище. Много фантазии.
По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок — как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Иногда детали, слегка набросанные, резко вылезали вперёд, а главное куда-то исчезало». Пушкина с иллюстрациями М. А.
А. П. Остроумова-Лебедева оставила прекрасные «Автобиографические записки», которыми я зачитывался весной 1980 года, делая выписки. Основное внимание КПХИ уделял изданию книг и альбомов по изобразительному искусству. 16) «В последний вечер перед отъездом я и Сергей Васильевич катались по Большому каналу. Евгении, как справедливо отмечал И. Э. Бенуа предлагал художнице раскрасить «чёрные листы. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Кругом была тишина.
Особый раздел экспозиции составляют гравюры японских художников XVIII-XIX века (Кацусика Хокусай, Кацукава Сюнсен, Рюсай Сигэхару, Андо Хиросигэ и другие). Это было давно. то, что казалось утраченным двухсотлетним городом навсегда.
Просила, умоляла. Мы сидели молча. 11) Классы и мастерские. valeur) — в живописи и графике оттенок тона, выражающий (в соотношении с другими оттенками) какое-либо количество света и тени. Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (1888 – 1954). Пронесся чудовищный ураган, многое он развеял и погубил, самое существование города поставил под знак вопроса (моментами даже кажется, что суждено осуществиться пророческому проклятию его исконных врагов — «быть Петербургу пусту»): за то в эти самые страшные дни испытания — то, что казалось утраченным двухсотлетним городом навсегда — его «естественная молодость», вернулось Петербургскому пейзажу.
А. Н. Однако коньком Остроумовой-Лебедевой были пейзажи. В 1946 году она выгравировала собственный экслибрис, который назвала мрачно – «Моя эпитафия». Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. Ведь и смерть и агония имеют свою великую прелесть. Специалисты уверены, что художница смогла глубоко понять и передать личность каждого. ОсроумовойЛебедевой не раз предлагали уехать из осажденного города, но она отказывалась.
Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты («Портрет артиста И. В. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925 и др. ). Бывало, впрочем и с Остроумовой, что она временно заблуждалась. Помимо открыток, Община стала выпускать и книги, в частности путеводители по русским городам («Павловск» и «Петербург» В. Я.
Мойку она изобразила при входе в «Коломну», струящей свои скромные воды у башень Литовского замка, спаленного в первые же дни революционного пожара, но изображенного художницей во всей своей прежней угрожающей цельности Фонтанку она нарисовала дважды — один раз у самого ее верховья, там, где она рождается в сумраке арки «Прачешного моста», рядом с летним домиком Петра другой раз при подходе к Чернышеву мосту, в том месте, где по ее берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами особенно напоминает Венецию. К сотрудникам издательства, переименованного в Комитет популяризации художественных изданий (КПХИ), присоединились искусствовед С. Р. Евреинова (это изображение русского режиссера, драматурга и теоретика театра находится в Музее академии искусств в Санкт-Петербурге), Портрет М. А. Булгакова (эта акварель была написана в Коктебеле в доме М. Волошина и сейчас находится в Государственном театральном музее им. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Спрятать, замазать, затереть в гравюре нельзя. Иллюстрации Анна Петровна делать отказалась ибо они уводили ее от станковой гравюры, да и тема была чужая. У Невы два подвластных речных божества — Мойка и Фонтанка.
А я гораздо больше была бы рада жить впроголодь где-нибудь одна в Париже и работать». и Г. К. Валёр (франц. Меня увлекла чистая акварель, то есть живопись без белил, где роль белил выполняет бумага.
Чехонина (1915) и др. ). Цв. Во многом именно знакомство Остроумовой-Лебедевой с японской ксилографией, определившей новые пути развития европейского искусства в конце XIX – начале ХХ века, оказало существенное влияние на формирование ее индивидуальной художественной манеры. Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество».
Через недели две она ее кончила. Янсона (1929), мемуарно-эпистолярная серия «Из прошлого русского искусства», сборники «Гравюра на дереве» и др. Работала в технике гравюры на дереве, акварели, литографии. того образа, который получит со временем эта область».
возвращена почти целиком её ширь, её раздолье, её пустынность». Пушкина, Государственном музее А. С. В дальнейшем она неоднократно дарила свои работы Русскому музею.
Известны такие ее работы, как Портрет артиста И. В. Ершова (этого известного оперного певца называли Шаляпиным среди теноров), Портрет Андрея Белого, Портрет художницы Е. С. Кругликовой, Портрет Н. Н. Впервые она применила эту технику в 1903 году при работе над архитектурным листом «Вилла папы Юлия III» для журнала «Мир искусства». Одна из улиц Петербурга носит его имя. Чувство оказалось взаимным и в 1905-м они поженились. Они печатались небольшими тиражами (от 300 до 1000 экземпляров, в числе которых обязательно выпускались именные и нумерованные). Художница с радостью согласилась – это была ее тема. Ее друзья Сомов и Малявин уговорили ее уступить.
А затем случилась война. Особое место в планах издательства отводилось русской классике («1812 год в баснях Крылова» с иллюстрациями и в оформлении Г. И. Анна Петровна входит в круг художников «Мира искусства», впервые ее работы экспонировались на выставке «Мира искусства» в 1900 году и в том же году она окончила Академию художеств. Кровавое воскресенье.
Если бы мама при всей ее доброте не была столь равнодушна к живописи, то этого бы не было. Впереди на полочке – коптилка. Своеобразным завершением цикла стал выпущенный уже в 1916 году величественный и мрачный лист «Дворец Бирона и арки» — «самая замечательная из всех больших ксилографий». Двоюродный брат. Кустодиева (1921), А. П.
С 1902 года фактическим руководителем издательства стал Александр Николаевич Бенуа. 9) Взялась копировать в Эрмитаже «Портрет Филиппа IV» Веласкеса (Теперь считают – школы Веласкеса. ). Впала в отчаяние и есть отчего. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом. От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика.
Анна Петровна много путешествовала. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом. Герой был прежний – Ленинград, но техника новая – автолитография. Муравьева (1927), «Древний Псков» А. И. Отдавая предпочтение гравюре на дереве, Остроумова-Лебедева редко обращалась к литографии. Уистлера. Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха.
Остроумова чуть не пошла на это из упрямства. Она всегда умела связать себя известной проблемой и заниматься ею не разбрасываясь, не покладая рук с тем скованным (и все же не перестающим трепетать) темпераментом, который затем продолжает жить в подлинных произведениях искусства, будь то огромные фрески исторические картины или крошечные виньетки. С. В. Лебедев считается основоположником промышленности синтетического каучука. Однако, вклад, сделанный Остроумовой своими литографиями в «портретную галерею» Петербурга, остается все же чрезвычайно ценным ибо суть этих изображений все же полна особенностей этого подлинного художника и даже, пожалуй иному они покажутся особенно милыми именно потому, что в них меньше маэстрии, что Остроумова, в расцвете своего таланта и мастерства, сумела в них предстать во всем очаровании наивности, что весь подход здесь художника к задаче отличается той непосредственностью, которая обыкновенно бывает уделом лишь одних начинающих. Он считался в году одним из самых оживленных и интересных. Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций.
Писала «Автобиографические записки», болела, а когда в 1953м в Москве состоялась ее последняя прижизненная персональная выставка, то даже не смогла приехать на открытие. Я вскрикнула и чуть не зарыдала от испуга, но вовремя очнулась от кошмара и увидела себя на Большом проспекте идущей очень медленно в своей белой шубе. » «Потом упадок опять сменился подъемом». Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». Лукомских) и альбомы-путеводители по музеям («Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа» А. Н. Яремич известный картограф, знаток полиграфии А. А. А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (18711511960) «Старые городамузеи России».
В начале 1920 года издательство Общины св. Александр Бенуа, лидер кружка, назвал Остроумову-Лебедеву «одной из самых цельных и типичных фигур».
(Из письма подруге. ) «Всем нам было покойно, беззаботно и тепло жить с родителями. Он происходил из буржуазной богатой среды и я боялась, что если выйду за него замуж (а к этому клонилось дело), то мне трудно будет в такой обстановке продолжать мое любимое искусство. Если бы все остальные его изображения — в картинах, акварелях, гравюрах и фотографиях — погибли и остались бы одни литографические виды Петербурга, то и тогда можно было бы вполне судить о нем и не только о красоте и значительности его памятников или об особенном характере его широких проспектов и каналов, но и о самой душе этого выросшего из болота, призрачного и монументального, «казенного» и поэтического города. Среди сотрудников издательства были B. Я. Бенуа – русский художник, художественный критик и основатель объединения Мир искусства.
Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». Вторым альбомом автолитографий Комитета после альбома Бориса Кустодиева «Шестнадцать литографий» стал «Петербург» Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой (1871 — 1955). Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные. Толстого (1929 г. ).
Напротив, в несвойственной ей технике литографии Остроумова, видимо, робеет. Спускались сумерки. Академии художеств СССР (1949). Стало быть, кузина старше на три года, хотя внешне и по всем повадкам еще совсем юна. Придя домой и перед тем как разойтись, Сергей Васильевич принес мне стакан воды, подкрашенный вином (я жаловалась на жажду).
Крюков канал. В других двух литографиях Остроумова возвращается к далекому прошлому в одной она изображает тот момент, когда только еще строился новый Дворцовый мост в другой целую «рощу» мачтовых судов, стоящих на якоре вдоль пристани романтического «дворца Бирона» или — выражаясь точнее и прозаичнее — «Пенькового буяна». Остроумова никогда себя, своей художественной души не насиловала. Сомова, а уже после Октябрьской революции — А. Н.
– Да. - А дальше что. Остроумовой-Лебедевой (1922), Г. С. В Париже она провела с 1898 по 1899 целый год.
Именно благодаря методу им предложенному, в производстве синтетического каучука СССР вышел на первое место в мире еще до начала войны с Германией. При этом сами «мирискусники» отзывались о ней достаточно лестно. Ее учителями были такие известные мастера и знаменитые педагоги, как В. В. Остроумова умеет учить и знает, чему учить. Эрнст, художник П. И.
Сознание одержанной над собой победы не приносила мне радости и я была полна сожалений о потерянном, но мужественно боролась, сознавая, что в работе все спасение». 4) Конка двигалась медленно и я предпочитала ходить пешком. Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку. Художница принадлежала к кругу петербургских «мирискусников», влюблённых в свой город. Верейского (1922 и 1924), М. В. В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936). А следующим опытом художницы в этой области стал альбом «Петербург», продолживший знаменитую серию «Большие Петербурга».
Матэ (русский художник, гравер), П. П. А сама она писала про гравюру: Я ценю в этом искусстве невероятную сжатость и краткость выражения. Говоря абсолютно откровенно, я предпочитаю акварели и гравюры Остроумовой ее литографиям.
Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». Степанова, М. И. Всякими способами старалась удержать меня дома, находя, что я работаю не по силам. Бакст, Д. И. Добужинский, С. В. Правда, в портретной графике ОстроумоваЛебедева не была сильна, так что портретов в ее наследии почти нет.
Был он молчалив и серьезен, с примесью насмешки, легкого сарказма и молодого скептицизма». Впоследствии она неоднократно дарила Русскому музею свои работы. 14) 1901 г. «4 мая произошло избиение студентов во время демонстрации у Казанского собора. » Из письма подруге: «О другом о чем-нибудь не могла и не хотела говорить, так как меня все эти истории больше всего волновали после знаменитого воскресенья, когда их били и убивали на площади. А. А.
Большой канал» (1916), «Снасти» (1917), в экспозицию в Русском музее войдут фотографии, письма и рабочие инструменты художницы, необходимые для резьбы и печатания, в том числе гравированные пальмовые и линолеумные доски. Ее успех даже повлиял на неуспех моей копии. 3 листа посвящены «подвластным Неве» Мойке (у башен Литовского замка) и Фонтанке («рождение» реки в сумраке арки Прачешного моста и её изгиб при подходе к Чернышёву мосту — в том месте, «где по её берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами напоминает Венецию»). Бенуа (1923), альбом «Юсуповская галерея. Сидоровым «подлинной поэмой или ораторией об одном из прекраснейших городов на земле». Бахрушина), а в Русском музее хранится портрет Максимилиана Волошина. Училась в Центральное училище технического рисования барона Штиглица (1889-1892), затем в Академии художеств (1892-1896) у П. П.
Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». Чехонин, Е. Е. Дочь И. М. Это издание, наряду с «Шестнадцатью автолитографиями» Б. М. В 1898-1899 гг. Эрнста (1924), путеводители «Новгород Великий» М. В. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым).
В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные.
Наряду со знаковыми произведениями Остроумовой-Лебедевой, такими как «Екатерининский канал» (1910), «Дворец Бирона и барки» (1916), «Венеция. Со мной сделался такой нервный припадок, что я пролежала два дня в кровати и потом при мне избегали говорить об этом, а меня это еще больше злило. » «Мой отец нам много раз говорил, что он нас не может обеспечить на будущее, что он нам дает хорошее образование, а зарабатывать на жизнь мы должны будем сами. Моя сестра Соня окончила консерваторию, Лиля кончила Высшие женские курсы по химии. Однако и теперь если и приходится довольствоваться только этим условным предположением, то все же можно с полной уверенностью утверждать, что Остроумова заслуживает имени мастера и что ее искусство сохранит ту неувядаемую душистость и ту внушительность, которые гарантируют ему, скромному, малозаметному, но подлинному от начала до конца, наименование классичного. Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. Как лаборант он получал 800 рублей в год, чего было мало и он подрабатывал в нескольких местах и они жили очень скромно. «Ты просто бездарна. » – говорили они». 6) «За все семь лет, что я пробыла в Академии, я не имела со стороны студентов ни одной неприятности, столкновения или чего-нибудь резкого или циничного. Что вырезано, то и остается четким и ясным.
Курбатова. Ныне я вижу, что они слагаются в новеллу о любви девушки, во всех отношениях исключительной и даже в том, что она выбрала не просто акварель, а гравюру, трудный жанр даже чисто технически и молодого человека, гениально одаренного химика, который был ее двоюродным братом. 1) «В это время (лет 15, учась в гимназии) я решила, что твердые знаки лишние и стала писать без них, чем вызывала протесты со стороны преподавателей, но, несмотря на репрессии, упрямо писала по-своему». Кроме того, через Бенуа Община установила связи с художниками объединения «Мир искусства». В 1930 году Комитет популяризации художественных изданий прекратил своё существование.
Чистякова, В. В. «Александр Николаевич, – писала она, – написал и определил мое творчество так, как никто ни до него, ни после лучше и выше о нем не сказал. Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. И прежде всего городские виды, соединившие природу и архитектуру. 12) «Гости, обеды, вечера.
Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. А. С. «Был он красивый, высокий, стройный юноша. Ильин. На ее кончике – сердце художника. Это простота и прелесть классики. Сегодня в классе мне чуть не сделалось дурно. Когда я вошла к нам, Клавдия Петровна удивленно спросила:- Что с тобой. Она, влюбленная, сияла, «чертики в глазах» так и вспыхивали, но выйти замуж на таких условиях она не могла, не хотела она смеялась, а итальянец плакал. В это время в Рим приехал Сергей Лебедев с товарищем, как она путешествовала с подругой, он привез деньги от родных на дальнейшее путешествие он знал об ее увлечении, вот таким образом, может быть, приехал похудевший, что ее огорчило она рассталась с итальянцем и они все вместе поехали по Италии далее подруга ей говорит о нем, что человек страдает, но она думает о том, с кем рассталась. Однажды в дождь она случайно увидела в безмолвных глазах кузена «огромную любовь и отчаяние», но не заволновалась. В Венеции, случилось, Остроумова и Лебедев одни катались в гондоле.
Она слишком живой и впечатлительный человек, чтоб иметь совершенно неуступчивое самообладание педанта. Курбатов искусствовед-любитель (по профессии химик), художник и искусствовед C. П. Каждый год в бывшем Дворянском собрании (нынешняя филармония) студенты Академии устраивали общественный бал. Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа.