Вот и всё, что мы успели сегодня рассказать о выставке "Остроумова-Лебедева – художник и коллекционер", открытой в Михайловском замке Русского музея. Экспозиция под названием «Остроумова-Лебедева — художник и коллекционер» продолжает выставочный цикл, посвященный частным коллекциям, поступившим в Русский музей в разные годы.
Но не только. Чистяков (по выражению В. А Серова – истинный учитель незыблемых законов формы), К. А. И так сложились, вот эти три части мы решились показать. Гравёры научились виртуозно воспроизводить живопись и использовали это в многочисленных журналах, в которых во второй половине XIX века начинают появляться статьи о живописи. Это продольная и торцевая.
Тот же Бенуа в мемуарах объясняет: «Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этих товарищей и то, что ее искусство теряет из-за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом «стиль». Остроумова-Лебедева стала обучаться ксилографии, она попала в класс к В. В. С гордо закинутой назад головой. Специалисты уверены, что художница смогла глубоко понять и передать личность каждого. Александр Николаевич впоследствии вспоминал: «Эрмитаж в те годы пустовал.
Исчезли, хотя и не везде и прямоугольные рамки, характерные для первых гравюр. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Преподавал эту технику мастер своего дела Василий Васильевич Матэ (18561511917).
Увлекшись импрессионистами их техникой, можно было застрять в классах и вовсе быть исключенным из Академии. Матэ в Училище технического рисования Штиглица. В них архитектура очень естественно, органично входит в окружающую ее природную среду. Бывало, впрочем и с Остроумовой, что она временно заблуждалась. 9) Взялась копировать в Эрмитаже «Портрет Филиппа IV» Веласкеса (Теперь считают – школы Веласкеса. ). Впала в отчаяние и есть отчего.
Сегодня в классе мне чуть не сделалось дурно. Бахрушина), а в Русском музее хранится портрет Максимилиана Волошина. » В Павловске Анна много рисовала, делала акварели.
И она как художник там многому научилась. Бенуа – русский художник, художественный критик и основатель объединения Мир искусства. Я вскрикнула и чуть не зарыдала от испуга, но вовремя очнулась от кошмара и увидела себя на Большом проспекте идущей очень медленно в своей белой шубе. » «Потом упадок опять сменился подъемом».
15) В 1903 году Остроумова с подругой уехала в Италию. Больше всего она любила сидеть в темноте и мечтать. Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники). Скромная Анна признавалась: «Я чувствовала себя среди них стесненной и, несмотря на то, что была приблизительно их возраста, мне казалось, что я перед ними ничтожная, маленькая девочка». На что Дж.
Сама техника не допускает поправок и вот таким образом в деревянной гравюре нет места сомнениям и колебаниям". 8) «Я уходила в одиночество и в то же время страдала от него. Остроумова чуть не пошла на это из упрямства.
Наряду со знаковыми произведениями Остроумовой-Лебедевой, такими как «Екатерининский канал» (1910), «Дворец Бирона и барки» (1916), «Венеция. По его рисункам были сделаны гравюра «Русалка» и первая, так сказать, «книжная» работа 151 экслибрис. Кругом была тишина. И в России и в Западной Европе гравировали по продольной доске.
Анна Петровна входит в круг художников «Мира искусства», впервые ее работы экспонировались на выставке «Мира искусства» в 1900 году и в том же году она окончила Академию художеств. Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». В 1898-99 гг. Именно Остроумова-Лебедева стояла у истоков возрождения русской классической гравюры. С. В. Лебедев считается основоположником промышленности синтетического каучука.
Живописный портрет художницы, созданный К. Сомовым, как и написанный ещё одним её товарищем по академии Филиппом Малявиным портрет, представлены на выставке. Он прославил свое имя созданием синтетического каучука.
Остроумова пожелала рядом с серией литографий, посвященных самой «богине» (Неве), посвятить также три листа красотам и этих «нимф». А я гораздо больше была бы рада жить впроголодь где-нибудь одна в Париже и работать». Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». 1905 год.
Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918–1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств). В начале XX века Остроумова сблизилась с обществом Мир искусства. И хотя я ни слова не сказала Сергею Васильевичу (он был не свободен), но он понял меня. – Да. - А дальше что. Не в пример А. Н. Бенуа и другим членам объединения «Мир искусства» семья ее к искусству никакого отношения не имела, но родители с пониманием отнеслись к ее желанию посвятить себя изобразительному мастерству. Черного фона здесь уже не было и в помине.
Мне очень нравилось состояние воды, неба и построек. Г. Павлова: История гравюры – это история техник. в Академию. Так гравировали в древности мастера. Когда началась Великая Отечественная война, художнице шел семьдесят первый год.
И когда А. П. Она была второй дочерью в семье видного чиновника. Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом. Впоследствии она неоднократно дарила Русскому музею свои работы. Значит, существуют две отрасли ксилографии. Через недели две она ее кончила. Спускались сумерки.
Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935–1951 (переизданы в 1974). Она юна еще абсолютно и гениальна. Изредка звучал голос гондольера. На ее кончике – сердце художника. При этом сами «мирискусники» отзывались о ней достаточно лестно. Впереди на полочке – коптилка.
Еще в молодости Анне Петровне из-за проблем с дыханием пришлось отказаться от масляных красок (их резкий запах воздействовал на нее губительно) и перейти на акварельные. Идешь по дорожке и вдруг приходишь к какомуто античному храму.
По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Выразительна и необычна ее ксилография Портрет Л. Н. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты (Портрет артиста И. В. Ершова, 1923 Портрет Андрея Белого, 1924 Портрет художницы Е. С. Кругликовой, 1925 и др. ). Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом Автобиографических записок. Зато в других двух литографиях Остроумова возвращается к далекому прошлому одна изображает тот момент, когда только еще строился новый Дворцовый мост другая – целую рощу мачтовых судов, стоящих на якоре вдоль пристани романтического дворца Бирона или – выражаясь точнее и прозаичнее – Пенькового (тогда еще, вероятно, полного товаром) буяна.
Савицкий (передвижник, мастер жанровой живописи), И. Е. В 1946 году она выгравировала собственный экслибрис, который назвала мрачно – «Моя эпитафия». От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика. Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций.
С его образом в душе я покинула Италию». Она всегда умела связать себя известной проблемой и заниматься ею не разбрасываясь, не покладая рук с тем скованным (и все же не перестающим трепетать) темпераментом, который затем продолжает жить в подлинных произведениях искусства, будь то огромные фрески исторические картины или крошечные виньетки.
Продольная – это, когда берётся спил обрезной доски и по слою гравируется. С Ильей Ефимовичем отношения у Анны Остроумовой складывались непростые: Милый Репин. Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908–1910 Павловск, 1922–1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и – значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990). 11) Классы и мастерские. «Ты просто бездарна. » – говорили они». 6) «За все семь лет, что я пробыла в Академии, я не имела со стороны студентов ни одной неприятности, столкновения или чего-нибудь резкого или циничного.
При защите магистерской диссертации в 1913 году Лебедев сказал: «Сфера явлений полимеризации настолько нова и обширна, что настоящее исследование является лишь фрагментом. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908- 10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. Напротив, в несвойственной ей технике литографии Остроумова, видимо, робеет. Путь через симплификацию гравирования на дереве привел Остроумову к тому, что она и беглый набросок карандашом из вагона и тщательный этюд мертвой натуры создает (это слово здесь уместно ибо ее толковый процесс работ носит все черты разумного созидания) по всем правилам истинной художественности. Он радовал и вдохновлял. Он считался в году одним из самых оживленных и интересных.
Чувство оказалось взаимным и в 1905-м они поженились. С движениями уверенными и свободными, смелыми и ловкими. Но я сдержалась. И из общения с ними вынесла на всю жизнь глубокую веру в хорошие и верные инстинкты молодежи. Мы не все время только работали, мы умели и веселиться. Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым).
Говорят, она выстраивала каждую свою композицию как режиссер. Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». 10) Сережа Лебедев, студент Петербургского университета (естественный факультет).
Я его очень любила. 16) «В последний вечер перед отъездом я и Сергей Васильевич катались по Большому каналу. «У Невы два подвластных речных божества – Мойка и Фонтанка. Петербург». Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа. Во мне возникла сильная борьба между чувством и страстью к искусству. Их путь лежал на Милан и Швейцарию. Сергей Васильевич нас провожал и усадил на поезд.
Если бы мама при всей ее доброте не была столь равнодушна к живописи, то этого бы не было.
Но и "призвание её было иным", как она сама написала в автобиографических записках. Ее любимый город представал величественным и мужественным. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Я с ней соглашалась, ей сочувствовала, когда она плакала – я тоже, но все-таки через несколько минут уносила (на всякий случай) вниз свою шубу и калоши к швейцару и при благоприятном моменте тихонько исчезала из дома. Уистлер сказал, что она может в этом учиться только у себя самой.
Именно гравюра на дереве (ксилография), но в разные периоды времени этот вид гравюры то выходил на первый план, то, наоборот, можно сказать, что даже исчезал. Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. Собор Сен-Северин, Сен-Клу. Знаменитые циклы художницы "Петербург", "Павловск" знакомы и любимы публикой. Пароходик перевозил на ту сторону. В будни мы бывали обыкновенно чуть ли не единственными посетителями 151 во всем гигантском здании, насчитывавшем десятки обширных зал и кабинетов. Темы брали из мифологии из сказочного эпоса, народного, были и юмористические.
Архитектура для нее – лишь часть его общего облика. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом. И ксилография, можно, наверное, сказать и это будет правдой, – самый древний вид гравюры. Одна из улиц Петербурга носит его имя.
Всё в ней взбунтовалось и она ушла из класса В. В. Уистлеру и спросила у него, что ей делать с этим дальше, на кого учиться. Начальное художественное образование девочка получила в училище ш тиглица.
Коптилку ей пришлось соорудить из аптечного пузырька. Но всё это было исполнено, конечно, в чёрно-белом варианте. 14) 1901 г. «4 мая произошло избиение студентов во время демонстрации у Казанского собора. » Из письма подруге: «О другом о чем-нибудь не могла и не хотела говорить, так как меня все эти истории больше всего волновали после знаменитого воскресенья, когда их били и убивали на площади. Она признавалась: Меня больше всего привлекали места, связанные с водой. Как легко могла бы Остроумова в начале своей деятельности под влиянием иногда очень нелепых восхвалений (милейший В. В. Матэ не стеснялся ее сравнивать с Микеланджело) посвятить себя большому в кавычках искусству и не только, например, сделать изумительную гравюру с Персея Рубенса, но и отдать свои силы на соперничество с великими мастерами. Нева, набережные, каналы, мосты.
того образа, который получит со временем эта область». Двоюродный брат. В 1910 году на VII выставке Союза русских художников появились акварельные листы Остроумовой-Лебедевой Горный институт, Ночной пейзаж, Биржа и др., а также серия крымских пейзажей.
Воспоминание о прежнем чувствуется лишь в ксилографии «Новая Голландия», моделированной толстым черным штрихом и заключенной в прямоугольную рамку. В гимназии Анна была очень застенчива. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Мы сидели молча. В 1911 году художница вновь поехала в Италию, которую теперь часто называла своей второй родиной. В 30-е годы она начала писать свои Записки, основу которых составили дневники.
А. П. Остроумова-Лебедева оставила прекрасные «Автобиографические записки», которыми я зачитывался весной 1980 года, делая выписки. Большой канал» (1916), «Снасти» (1917), в экспозицию в Русском музее войдут фотографии, письма и рабочие инструменты художницы, необходимые для резьбы и печатания, в том числе гравированные пальмовые и линолеумные доски. Это свидетельство удивительно тем, что в те годы сам Сомов пребывал в сомнениях в своем призвании и отбывал воинскую повинность (совмещал как-то службу с учением). 3) «В те же годы пребывания в Академии я пережила мое первое увлечение. Толстого (1929 г. ).
Но даже знатоки впервые увидят её собрание японской гравюры, например. ксилографияОсновной темой ее гравюр был Петербург изображению которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда. Что же делать. В то время в Париже жили Александр Бенуа с семьей и Константин Сомов. И что он может сказать только, что это действительно талантливо, но ему не к кому её направить.
У него впервые Анна увидела И. Репина, В. Стасова, А. Рубинштейна. Она делала только то, что ей хотелось делать. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г., художница дебютировала со своими гравюрами на выставке Мира искусства (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества – после долгого существования в качестве репродукционной техники особенно велика заслуга художницы в возрождении гравюры цветной. В Париже она провела с 1898 по 1899 целый год. Появилось также желание показать хотя бы отчасти А. П.
Я часто бывала в опере, где родители имели абонированную ложу. С такой просьбой он и обратился к Остроумовой. Интересно его видеть, когда он работает. Люди меня не интересовали. » «Была я до чрезвычайности свободолюбива». Кажется, характер, как у Комиссаржевской, хотя она росла при исключительно благоприятных обстоятельствах, правда, семья ее была далека от искусства.
Именно там в 1903 году она поняла, что влюблена в двоюродного брата, талантливого химика Сергея Лебедева, впоследствии первым синтезировавшего каучук в промышленном масштабе. Крюков канал. Заниматься масляной живописью ей теперь было нельзя и все свои живописные искания она начала выявлять в цветном эстампе и акварели.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева родилась 5 мая 1871 года в Петербурге. Цв. Нетрудно представить, как Анна Петровна вынесла это побоище. Нева имеет двух подвластных речных божеств в лице Мойки и Фонтанки. Уистлера) и гравюре. Когдато в далеком 1903 году ОстроумоваЛебедева сделала в этой технике десять открыток изданных общиной св. Евгении, а в 1942 году появилась серия «Открытые письма фронту», состоявшая из девяти литографированных открыток.
Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку. Я считала его гораздо ниже себя по уму и слабее по воле. В 1902 году появилась одна из лучших ее гравюр – Летний сад зимой. Петербургу особенно посчастливилось на литографии.
Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и направить их по должному пути. Туда же она привезла свои первые гравированные доски, показала их Дж. Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (1888 – 1954).
Тонкими штрихами намечала облака, затягивающие небо с еверной столицы. Искусство Остроумовой можно назвать красивым, умным и вдохновенным потому, что глазу и уму художницы присущ великий дар обобщения, что она с необычайной последовательностью способна свести любую поставленную себе задачу (как в отношении формы и красок, так и в отношении психологического момента) к основным элементам, что у нее достаточно твердый характер, чтобы затем систематически произвести самый процесс художественного выявления. Возможностями торцевой ксилографии воспользовались репродукционисты.
Меня увлекла чистая акварель, то есть живопись без белил, где роль белил выполняет бумага. Она ведь близкий друг художника исполнительница его воли. Придя домой и перед тем как разойтись, Сергей Васильевич принес мне стакан воды, подкрашенный вином (я жаловалась на жажду). А. А.
Помог ей это сделать Сергей Павлович Дягилев (18721511929), который решил поместить в «Мире искусства» серию гравюр, отпечатанных с подлинных досок. И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. Г. Павлова: Да, оригинала. 12) «Гости, обеды, вечера.
Бенуа А. Вступительная статья к альбому «Остроумова-Лебедева А. П. Радостно было видеть его посветлевшее лицо. А я. Кругом был праздник. Ныне я вижу, что они слагаются в новеллу о любви девушки, во всех отношениях исключительной и даже в том, что она выбрала не просто акварель, а гравюру, трудный жанр даже чисто технически и молодого человека, гениально одаренного химика, который был ее двоюродным братом. 1) «В это время (лет 15, учась в гимназии) я решила, что твердые знаки лишние и стала писать без них, чем вызывала протесты со стороны преподавателей, но, несмотря на репрессии, упрямо писала по-своему». Это было давно. Она, влюбленная, сияла, «чертики в глазах» так и вспыхивали, но выйти замуж на таких условиях она не могла, не хотела она смеялась, а итальянец плакал. В это время в Рим приехал Сергей Лебедев с товарищем, как она путешествовала с подругой, он привез деньги от родных на дальнейшее путешествие он знал об ее увлечении, вот таким образом, может быть, приехал похудевший, что ее огорчило она рассталась с итальянцем и они все вместе поехали по Италии далее подруга ей говорит о нем, что человек страдает, но она думает о том, с кем рассталась. Однажды в дождь она случайно увидела в безмолвных глазах кузена «огромную любовь и отчаяние», но не заволновалась. В Венеции, случилось, Остроумова и Лебедев одни катались в гондоле.
Остроумова умеет учить и знает, чему учить. Муж 151 так же как и герой ее творчества, один на всю жизнь 151 был известным ученым, академиком. С первых же шагов в искусстве жизнь А. П. Остроумовой, в ту пору еще не имевшей второй фамилии, была связана с объединением «Мир искусства».
Лет пять назад в дни торжествующей промышленности, волны ее лишь робко крались между барками и набережными, отражения ежесекундно всколыхивались мчавшимися во все стороны пароходами, воздух был затуманен и отравлен дымами и даже самая вода потеряла свою прозрачность и подернулась маслянистыми иризациями. Чаще всего массы зданий как бы уходят в перспективу. Писала «Автобиографические записки», болела, а когда в 1953м в Москве состоялась ее последняя прижизненная персональная выставка, то даже не смогла приехать на открытие. Остроумова же стремилась уловить сам стиль, пейзажный образ любимого города. Изображали очень красиво, красочно, находчиво и остроумно.
Ее друзья Сомов и Малявин уговорили ее уступить. Остроумову-Лебедеву как живописца и как прекрасного аквалериста, для чего один из залов посвятить такому её творчеству. Находила, что он мало любит искусство. И тогда же исполнила небольшую по началу серию гравюр, продолженную в следующие годы.
В 1955 году, по завещанию художницы, музею были переданы все произведения из ее собрания. ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой. Г. Павлова: Преподносили, так скажем, ей, как действительно корифею в этой области, как первооткрывателю, как пионеру цветной гравюры на дереве в России. Небо и здания отражались в воде, двоились, переплетались.
Там же художница познакомилась с Евгением Евгеньевичем Лансере (18751511946). Нужно отметить, что акварель, хотя та и считается одним из видов графики, А. П. «Всеобщее внимание в классах обращал на себя Сомов.
В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936).
И впечатления от этих вояжей щедро отражала в своем творчестве. Особенно она любила изображать Санкт-Петербург и его окрестности. Произошло это знакомство в Париже, куда Анна Петровна (речь идет о ней) явилась вместе со своей подругой усовершенствоваться в избранных ими отраслях искусства. Евреинова (это изображение русского режиссера, драматурга и теоретика театра находится в Музее академии искусств в Санкт-Петербурге), Портрет М. А. Булгакова (эта акварель была написана в Коктебеле в доме М. Волошина и сейчас находится в Государственном театральном музее им.
Что вырезано, то и остается четким и ясным. Спрятать, замазать, затереть в гравюре нельзя. Он был восхитительный, очаровательный, особенно весной. Мы приветливо, но издали с нею раскланивались, но знакомиться не решались. Оно внешне мало проявлялось, но тем не менее было глубоко и принесло мне много страданий. Около сфинксов перед Академией была пароходная пристань.
Особенно много труда потребовала большая 151 размером 269 х 354 мм 151 цветная ксилография «Павловский вокзал», отпечатанная с девяти досок. Первую свою гравюру пятнадцатилетняя Анна исполнила в 1889 году. Я вдруг поняла (точно пелена упала с глаз), что я давно люблю его. Однако коньком Остроумовой-Лебедевой были пейзажи. «Был он красивый, высокий, стройный юноша. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств.
Я то люблю его, то ненавижу. А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Ее учителями были такие известные мастера и знаменитые педагоги, как В. В.
К тому времени почти все частные издательства закрыли, но монографию всетаки удалось выпустить. Г. Павлова: Да-да. В дальнейшем художница станет большим мастером в области цветной ксилографии 151 очень трудоемкого, требующего усидчивости искусства. (Из письма подруге. ) «Всем нам было покойно, беззаботно и тепло жить с родителями. Два месяца только она смогла выдержать такое обучение.
Анна Петровна Остроумова (вторую фамилию, писавшуюся через дефис, она взяла после замужества) родилась 6 мая 1871 года в СанктПетербурге. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты (Портрет артиста И. В. Ершова, 1923 Портрет Андрея Белого, 1924 Портрет художницы Е. С. Кругликовой, 1925 и др. ). Известны такие ее работы, как Портрет артиста И. В. Ершова (этого известного оперного певца называли Шаляпиным среди теноров), Портрет Андрея Белого, Портрет художницы Е. С. Кругликовой, Портрет Н. Н. Это простота и прелесть классики. Тема северной столицы стала основной в творчестве Остроумовой.
Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». Ты вся сияешь. - Я сейчас отдала свое сердце. - Кому. Как быть. Я первый раз была в Москве и она произвела на меня сильное впечатление.
Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Герой был прежний – Ленинград, но техника новая – автолитография. ОсроумовойЛебедевой не раз предлагали уехать из осажденного города, но она отказывалась. Работа же предстояла нешуточная. В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». Фиксируя непосредственные впечатления в набросках, потом подолгу просиживала за рабочим столом, стараясь уловить, постичь, а потом передать самые глубинные ритмы того или иного пейзажа.
Репин. Прибегала туда прямо из Академии, а там меня встречала мама яствами (я была балованная дочь). Всякими способами старалась удержать меня дома, находя, что я работаю не по силам. Просила, умоляла. Воспроизводимые помногу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым).
Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные. Каждый год в бывшем Дворянском собрании (нынешняя филармония) студенты Академии устраивали общественный бал. Это меня в первое время ошеломило. Она бродила по городу и делала бесчисленные зарисовки с натуры. Ей там нужно было выбрать специальность, обязательно прикладную.
Матэ. На рубеже веков она сблизилась с художниками объединения "Мир искусства", сердечно дружила с Константином Сомовым. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели.
Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим. А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 – 1960) «Старые городамузеи России». «Русалка» была отпечатана с двух досок: с первой печатали зеленоголубым цветом, со второй 151 желтосерым. Когда я вошла к нам, Клавдия Петровна удивленно спросила:- Что с тобой.
Мы с невестой увлекались тогда копированием старых мастеров в Эрмитаже и как раз я был занят портретом слегка криворотого мужчины Франца Хальса (а моя невеста срисовывала тут же висевший портрет Сына Хальса), когда рядом с нами появилась небольшого роста барышня в пенсне, которая принялась набрасывать углем на холсте Девочку с метлой Рембрандта (все эти три картины висели в те годы почти рядом). Остроумова никогда себя, своей художественной души не насиловала. Он происходил из буржуазной богатой среды и я боялась, что если выйду за него замуж (а к этому клонилось дело), то мне трудно будет в такой обстановке продолжать мое любимое искусство. Теперь об акварельной кисти. Я пила, он молча смотрел на меня, а мне так хотелось броситься ему на грудь. Выдающийся график и художник Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955), певец городских видов, бескрайних и безлюдных невских перспектив, величественной петербургской архитектуры, угловатых колонн Биржи, сумрачных силуэтов Петропавловки, входила в художественное объединение «Мир искусства».
Стало быть, кузина старше на три года, хотя внешне и по всем повадкам еще совсем юна. Это характерно. Ее успех даже повлиял на неуспех моей копии.
Писала она, впрочем и акварели. В дальнейшем она неоднократно дарила свои работы Русскому музею. Говоря абсолютно откровенно, я предпочитаю акварели и гравюры Остроумовой ее литографиям. Озера, речки, мостики, уединенные беседки на островках. Фонтанку она нарисовала дважды – один раз у самого ее верховья, там, где она рождается в сумраке арки «Прачешного моста», рядом с летним домиком Петра другой раз при подходе к Чернышеву мосту, в том месте, где по ее берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами особенно напоминает Венецию». Стать живописцем в полной мере Анне Петровне помешала астма.
Запах масляных красок провоцировал приступы. Был он молчалив и серьезен, с примесью насмешки, легкого сарказма и молодого скептицизма». Ее ксилографии необыкновенно поэтичны и цельны. Звали его Сергей Васильевич Лебедев (18741511934).
Сереженьке. 1874 года рождения. Туманностей нет». Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу, горевшую искусством. Кровавое воскресенье. Художница с радостью согласилась – это была ее тема. В 1901 году Дягилев заказал ей для журнала десять черно-белых гравюрных видов Петербурга.
Я был несколько озадачен дерзостью такой затеи. «. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу.
В XIX веке и в Европе, а потом и в России мастера обращаются к торцевой доске. Но тоска, как клещами, захватила мою душу. Матэ (русский художник, гравер), П. П.
Остроумова-Лебедева глубоко чувствовала и понимала природу. И прежде всего городские виды, соединившие природу и архитектуру. У нас очень много бывало студенческой молодежи». О новых веяниях в Академии Анна записала: Классицизм долой. И именно в Италии произошли в ее жизни два события, решающие для ее призвания и счастья. В России остался Сергей Васильевич Лебедев, кузен, который женился, но очень неудачно и он был влюблен в кузину, она, верно, догадывалась, но он молчал, вероятно, не видя отзыва. В Риме один итальянец не на шутку влюбился в барышню из России и сделал ей предложение и она даже подумывала выйти замуж, но тогда она должна была оставить искусство ибо итальянец говорил, что «мы берем жен для себя». С Александром Бенуа (18701511960) и его друзьями она познакомилась осенью 1898 года в Эрмитаже.
Особый раздел экспозиции составляют гравюры японских художников XVIII-XIX века (Кацусика Хокусай, Кацукава Сюнсен, Рюсай Сигэхару, Андо Хиросигэ и другие). Ее работы начали появляться на выставках и печататься в журнале Мир искусства. «Как передать, кроме всего остального, эти несколько веков, которые пролетели над этим произведением и своими нежными, невидимыми крыльями слили все тона и краски в звучную гармонию, еще более возвысив это чудное произведение. » (из дневника). В 1895 году Остроумовой 24 года.
Но. Искусство Остроумовой – и красивое и умное и вдохновенное искусство. А затем Остроумова поняла: ее призвание 151 архитектурный пейзаж. Анна Петровна теперь гравировала черным по белому.
Анна Петровна много путешествовала. Искусство Остроумовой- Лебедевой исполнено неповторимой поэзии и кажется незатейливой, простой, ну, как «Повести Белкина» Пушкина. Эти отступления послужили ей даже на пользу. Или дары её последователей. Это, как правило, буксус или самшит (по-татарски).
Это XVIII век, ну и первая половина XIX века включительно. А затем случилась война. Александр Бенуа, лидер кружка, назвал Остроумову-Лебедеву «одной из самых цельных и типичных фигур». Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты. Но все это техника и средства.
И на смену явилась обыденная жизнь с ее мелочами и безобразием. Во мне все пело. Много фантазии. Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество».