Анна Петровна Остроумова-Лебедева (517мая1871, Санкт-Петербург— 5 мая 1955, Ленинград)— русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа. Остроумова-лебедева Анна Петровна (1871-1955), русская художница, представительница русского модерна, выдающийся мастер видовой гравюры. Но в творчестве советской художницы Остроумовой-Лебедевой социальная отстраненность как бы не замечалась.
Ее успех даже повлиял на неуспех моей копии. Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». В начале XX века Остроумова сблизилась с обществом Мир искусства. И она как художник там многому научилась. Ее любимый город представал величественным и мужественным. Бывало, впрочем и с Остроумовой, что она временно заблуждалась.
По его рисункам были сделаны гравюра «Русалка» и первая, так сказать, «книжная» работа 151 экслибрис. И тогда же исполнила небольшую по началу серию гравюр, продолженную в следующие годы. Первый художественный иллюстрированный журнал.
Кругом была тишина. В 1946 году она выгравировала собственный экслибрис, который назвала мрачно – «Моя эпитафия». Это было одно из первых русских издательств акционерного типа.
Два месяца только она смогла выдержать такое обучение. Товарищество И. Д.
Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. И. Д. При этом сами «мирискусники» отзывались о ней достаточно лестно. Умерла Остроумова-Лебедева в Ленинграде 5 мая 1955. Мы сидели молча.
1874 года рождения. А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 – 1960) «Старые городамузеи России». По каким-то причудам К. Сомов долгое время отказывался нас знакомить с этими девушками, у которых он часто бывал, но его рассказы о той, которая собиралась себя посвятить трудному и редкому искусству деревянной гравюры, разожгли в сильной степени мое любопытство и я, наконец, добился того, что на русское рождество 1898 года Сомов смилостивился и свел нас к этим художницам в их бивуачную квартиру на Avenue du Maine. Чертковым, другом Л. Н. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908-1910 Павловск, 1922-1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990).
Томясь без любимого дела, Нарбут исполнял графические произведения для себя и для своих друзей (так, он великолепно оформил собственный семейный архив). Г. Павлова: История гравюры – это история техник. Мне очень нравилось состояние воды, неба и построек. Идешь по дорожке и вдруг приходишь к какомуто античному храму. Петербург». Бенуа А. Вступительная статья к альбому «Остроумова-Лебедева А. П. Остроумова пожелала рядом с серией литографий, посвященных самой «богине» (Неве), посвятить также три листа красотам и этих «нимф».
И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Изредка звучал голос гондольера.
Нева имеет двух подвластных речных божеств в лице Мойки и Фонтанки. Это простота и прелесть классики. Она всегда умела связать себя известной проблемой и заниматься ею не разбрасываясь, не покладая рук с тем скованным (и все же не перестающим трепетать) темпераментом, который затем продолжает жить в подлинных произведениях искусства, будь то огромные фрески исторические картины или крошечные виньетки.
Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом. С помощью специально разработанной системы штрихов, когда можно было и вдоль и поперёк и сеточкой резать, они выработали так называемую "тоновую ксилографию", когда оттиск с такой доски мог имитировать различные свето-теневые изыски живописи. Новое направление работы издательства Сытина – издание массовых газет и журналов («Вокруг света», «Нива», «Искра» и др. ).
платил автору, 2, 5 коп. Писала она, впрочем и акварели. Особенно много труда потребовала большая 151 размером 269 х 354 мм 151 цветная ксилография «Павловский вокзал», отпечатанная с девяти досок.
Или дары её последователей. И хотя я ни слова не сказала Сергею Васильевичу (он был не свободен), но он понял меня. Собственных средств на большое дело, конечно, не хватало. Уистлера) и гравюре. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты (Портрет артиста И. В. Ершова, 1923 Портрет Андрея Белого, 1924 Портрет художницы Е. С. Кругликовой, 1925 и др. ).
Одна из улиц Петербурга носит его имя. Озера, речки, мостики, уединенные беседки на островках. 1905 год. Впереди на полочке – коптилка.
После Октябрьской революции газета была закрыта, а типография национализирована. Помог ей это сделать Сергей Павлович Дягилев (18721511929), который решил поместить в «Мире искусства» серию гравюр, отпечатанных с подлинных досок. Сытин начал сотрудничать с «Посредником» – издательством, созданным небольшой группой людей, объединившихся вокруг Л. Н. Остроумова-Лебедева глубоко чувствовала и понимала природу. Александр Николаевич впоследствии вспоминал: «Эрмитаж в те годы пустовал. Еще в молодости Анне Петровне из-за проблем с дыханием пришлось отказаться от масляных красок (их резкий запах воздействовал на нее губительно) и перейти на акварельные. Когда я вошла к нам, Клавдия Петровна удивленно спросила:- Что с тобой. Ввиду этого я получал за 2, 5 – 3, 5 коп.
И когда А. П. Он считался в году одним из самых оживленных и интересных. Она юна еще абсолютно и гениальна.
30 скидывал торговцу, 2, 5 коп. 14) 1901 г. «4 мая произошло избиение студентов во время демонстрации у Казанского собора. » Из письма подруге: «О другом о чем-нибудь не могла и не хотела говорить, так как меня все эти истории больше всего волновали после знаменитого воскресенья, когда их били и убивали на площади. В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». И именно в Италии произошли в ее жизни два события, решающие для ее призвания и счастья. В России остался Сергей Васильевич Лебедев, кузен, который женился, но очень неудачно и он был влюблен в кузину, она, верно, догадывалась, но он молчал, вероятно, не видя отзыва. В Риме один итальянец не на шутку влюбился в барышню из России и сделал ей предложение и она даже подумывала выйти замуж, но тогда она должна была оставить искусство ибо итальянец говорил, что «мы берем жен для себя». Но даже знатоки впервые увидят её собрание японской гравюры, например.
Герой был прежний – Ленинград, но техника новая – автолитография. Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные.
В самом выборе мотива, в «смешении воды со зданиями», во всем образном звучании их лежит как бы отсвет золотого века Пушкина. Находила, что он мало любит искусство.
Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество». Нужно привлечение значительных средств, чтобы сделать книгу доступной. Петербургу особенно посчастливилось на литографии. Я с ней соглашалась, ей сочувствовала, когда она плакала – я тоже, но все-таки через несколько минут уносила (на всякий случай) вниз свою шубу и калоши к швейцару и при благоприятном моменте тихонько исчезала из дома. Протестуя против этого решения, нарком просвещения А. В. У него впервые Анна увидела И. Репина, В. Стасова, А. Рубинштейна.
Именно ее гравюра «Сфинкс» была изображена на пригласительных билетах на первое исполнение Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича. Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». Пособие». Построенные на контрасте черного и белого, на ритмическом соотношении и звучании линии и пятна, ее гравюры несут в себе ту «сугубую остроту и выразительность» образного решения, которую так ценила в ксилографии сама художница. Она делала только то, что ей хотелось делать. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели.
Сытину широкую известность и постоянную прибыль, что дало, в конечном счете, возможность приступить к выпуску научно-популярной, практической, художественной и детской литературы. 10) Сережа Лебедев, студент Петербургского университета (естественный факультет). Цв. Туманностей нет». С гордо закинутой назад головой. Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (1888 – 1954).
Он был восхитительный, очаровательный, особенно весной. Это продольная и торцевая. Впоследствии она неоднократно дарила Русскому музею свои работы. Учебную литературу сделал доступной для детей всех сословий и привлек к написанию букварей и учебников лучших педагогов и ученых (многие годы он поддерживал деловые отношения с Толстым, Чеховым, Горьким, Эртелем, Кони, Морозовым и другими русскими писателями, учеными, педагогами). Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Бенуа – русский художник, художественный критик и основатель объединения Мир искусства.
Мы приветливо, но издали с нею раскланивались, но знакомиться не решались. Репин. Так, в 1909 году им было выпущено 900 названий при тираже 12, 5 миллионов экземпляров. Но позже товарищество издает более серьезную, качественную литературу. Это было давно. Лишь петроградское издательство, бывшее А. Ф.
И в России и в Западной Европе гравировали по продольной доске. А затем Остроумова поняла: ее призвание 151 архитектурный пейзаж. И позже Сытин чутко улавливал настроения народных масс, так, в годы русско-турецкой войны 18771878 годов, его мастерская выпускала целый цикл батальных картин и карт военных действий. Г. Павлова: Да-да. Бахрушина), а в Русском музее хранится портрет Максимилиана Волошина. Но тоска, как клещами, захватила мою душу.
Анна Петровна Остроумова (вторую фамилию, писавшуюся через дефис, она взяла после замужества) родилась 6 мая 1871 года в СанктПетербурге. Около сфинксов перед Академией была пароходная пристань. Во мне все пело. Архитектура для нее – лишь часть его общего облика. Тема северной столицы стала основной в творчестве Остроумовой.
Это меня в первое время ошеломило. В 1889 году, несмотря на то что родители были против, поступила в Центральное училище технического рисования Штиглица и начала заниматься в гравировальном классе Матэ. Особый раздел экспозиции составляют гравюры японских художников XVIII-XIX века (Кацусика Хокусай, Кацукава Сюнсен, Рюсай Сигэхару, Андо Хиросигэ и другие). Ее друзья Сомов и Малявин уговорили ее уступить. Не в пример А. Н. Бенуа и другим членам объединения «Мир искусства» семья ее к искусству никакого отношения не имела, но родители с пониманием отнеслись к ее желанию посвятить себя изобразительному мастерству.
Уистлеру и спросила у него, что ей делать с этим дальше, на кого учиться. После Февральской революции 1917 г. Нарбут вернулся на Украину. А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Иван учился в сельской начальной школе, однако особой тяги к учебе не испытывал.
Во мне возникла сильная борьба между чувством и страстью к искусству. Собор Сен-Северин, Сен-Клу. Ее работы начали появляться на выставках и печататься в журнале Мир искусства.
Кровавое воскресенье. Прибегала туда прямо из Академии, а там меня встречала мама яствами (я была балованная дочь). Остроумова же стремилась уловить сам стиль, пейзажный образ любимого города. Остроумова никогда себя, своей художественной души не насиловала.
Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа. Выразительна и необычна ее ксилография Портрет Л. Н. Знаменитые циклы художницы "Петербург", "Павловск" знакомы и любимы публикой.
Большой канал» (1916), «Снасти» (1917), в экспозицию в Русском музее войдут фотографии, письма и рабочие инструменты художницы, необходимые для резьбы и печатания, в том числе гравированные пальмовые и линолеумные доски. Анна Петровна входит в круг художников «Мира искусства», впервые ее работы экспонировались на выставке «Мира искусства» в 1900 году и в том же году она окончила Академию художеств. Она бродила по городу и делала бесчисленные зарисовки с натуры. В этом выразилось неприятие современности, тоска по ушедшей гармонии. 8) «Я уходила в одиночество и в то же время страдала от него.
В трех-четырех тонах неярких красок ей удается передать лирическую красоту города («Крюков канал», 1910). И ксилография, можно, наверное, сказать и это будет правдой, – самый древний вид гравюры.
Матэ в Училище технического рисования Штиглица.
А я гораздо больше была бы рада жить впроголодь где-нибудь одна в Париже и работать». В 1929 году энтузиасты во главе с Лебедевым синтезировали искусственный каучук, а в январе 1931 года в СССР началось производство шин. Сытин организовал целую сеть оптовых складов и книжных магазинов. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Меня очень поддерживало внимание интеллигенции, широких кругов литераторов и ученых.
Радостно было видеть его посветлевшее лицо. А я. Кругом был праздник. Так, с 1887 года Иван Дмитриевич с помощью известного адвоката Ф. Н. Самым близким натуре Остроумовой средством художественного выражения является гравюра на дереве, но и все остальное, что она создала, будь то масляные картины и портреты, акварели и литографии, – все носит отпечаток ее яркой индивидуальности. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г. :художница дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мира искусства» (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. «Русалка» была отпечатана с двух досок: с первой печатали зеленоголубым цветом, со второй 151 желтосерым.
Он просил разрешить ему и Розинеру (управляющий издательства «Товарищество А. Ф. И в то же время зрелость художественного восприятия сказывается как на умном выборе тем, так опять-таки и в том лаконизме, с которым записаны под живым впечатлением действительности эти сонеты и элегии. Александр Бенуа, лидер кружка, назвал Остроумову-Лебедеву «одной из самых цельных и типичных фигур». Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных.
«Товарищество И. Д. Сытина» все больше и больше сворачивало работу. Матэ. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908- 10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Я считала его гораздо ниже себя по уму и слабее по воле.
Воспроизводимые по-многу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью. Начальное художественное образование девочка получила в училище ш тиглица. – Я покупал бумагу и вырабатывал ее самым дешевым доступным способом. Пароходик перевозил на ту сторону.
Сытина считать излишним». Евреинова (это изображение русского режиссера, драматурга и теоретика театра находится в Музее академии искусств в Санкт-Петербурге), Портрет М. А. Булгакова (эта акварель была написана в Коктебеле в доме М. Волошина и сейчас находится в Государственном театральном музее им. Ты вся сияешь. - Я сейчас отдала свое сердце. - Кому. Я пила, он молча смотрел на меня, а мне так хотелось броситься ему на грудь.
Над книгой работала мало: за всю долгую жизнь проиллюстрировала лишь четыре издания и лишь дважды при этом изменила главному герою своих произведений 151 СанктПетербургу. того образа, который получит со временем эта область». Большими тиражами печатались произведения классиков русской литературы: А. С. Нева, набережные, каналы, мосты. Спрятать, замазать, затереть в гравюре нельзя.
Каждый год в бывшем Дворянском собрании (нынешняя филармония) студенты Академии устраивали общественный бал. 16) «В последний вечер перед отъездом я и Сергей Васильевич катались по Большому каналу. Искусство Остроумовой – и красивое и умное и вдохновенное искусство.
Остроумова чуть не пошла на это из упрямства. Через недели две она ее кончила. Преподавал эту технику мастер своего дела Василий Васильевич Матэ (18561511917). Писала «Автобиографические записки», болела, а когда в 1953м в Москве состоялась ее последняя прижизненная персональная выставка, то даже не смогла приехать на открытие.
А затем случилась война. Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935-1951 (переизданы в 1974). – говорил Сытин, выступая на совещании московских книгоиздателей в конце 1923 года. «Как передать, кроме всего остального, эти несколько веков, которые пролетели над этим произведением и своими нежными, невидимыми крыльями слили все тона и краски в звучную гармонию, еще более возвысив это чудное произведение. » (из дневника). В 1895 году Остроумовой 24 года.
Что же делать. Гоголя, Л. Н. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. В 1914 году он пригласил к работе над лубком группу художников во главе с Н. К. С его образом в душе я покинула Италию».
Без финансирования книжные дела и сейчас не пойдут. Зато в других двух литографиях Остроумова возвращается к далекому прошлому одна изображает тот момент, когда только еще строился новый Дворцовый мост другая – целую рощу мачтовых судов, стоящих на якоре вдоль пристани романтического дворца Бирона или – выражаясь точнее и прозаичнее – Пенькового (тогда еще, вероятно, полного товаром) буяна. Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918-1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств). В дальнейшем она неоднократно дарила свои работы Русскому музею. Их путь лежал на Милан и Швейцарию. Сергей Васильевич нас провожал и усадил на поезд. Микешина, автора проектов памятников «Тысячелетие России» в Новгороде, Б. Хмельницкому в Киеве и др., хотя особым успехом они не пользовались.
Толстого. Значит, существуют две отрасли ксилографии. О новых веяниях в Академии Анна записала: Классицизм долой. Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим.
работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Она, влюбленная, сияла, «чертики в глазах» так и вспыхивали, но выйти замуж на таких условиях она не могла, не хотела она смеялась, а итальянец плакал. В это время в Рим приехал Сергей Лебедев с товарищем, как она путешествовала с подругой, он привез деньги от родных на дальнейшее путешествие он знал об ее увлечении, вот таким образом, может быть, приехал похудевший, что ее огорчило она рассталась с итальянцем и они все вместе поехали по Италии далее подруга ей говорит о нем, что человек страдает, но она думает о том, с кем рассталась. Однажды в дождь она случайно увидела в безмолвных глазах кузена «огромную любовь и отчаяние», но не заволновалась. В Венеции, случилось, Остроумова и Лебедев одни катались в гондоле. В начале 80-х годов он выпустил несколько лубков – картин скульптора М. О. Остроумова-Лебедева – мастер городского пейзажа.
Больше всего она любила сидеть в темноте и мечтать. букварь Вахтерова. » В Павловске Анна много рисовала, делала акварели. Небо и здания отражались в воде, двоились, переплетались. В поиске художественного облика журнала участвовали все графики «Мира искусства», строятся профессиональные, дизайнерские принципы оформления.
Чувство оказалось взаимным и в 1905-м они поженились. Маркса, широко развернуло свою деятельность (выпускало в основном остросюжетную зарубежную литературу, например, «Тарзана» Э. Берроуза). Но и "призвание её было иным", как она сама написала в автобиографических записках. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы («Петербург», 1908-10 «Павловск», 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова «Петербург» (1912) и Н. П. Анциферова «Душа Петербурга» (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Чистяков (по выражению В. А Серова – истинный учитель незыблемых законов формы), К. А.
Это, как правило, буксус или самшит (по-татарски). Некоторые исследователи склонны отмечать, что среди сытинских изданий было немало низкосортной литературы типа оракулов, сонников и т. п. Но их выпуск был во многом оправдан – к концу XIX века четыре пятых населения России было еще неграмотно. Высококачественную литографическую машину Сытин купил во Франции, для работы в мастерской нанял небольшой квалифицированный штат: два печатника, несколько рисовальщиков, пять рабочих. Сытин попытался даже создать общество «Школа и знание», которое выпускало бы не только доступные по цене книги для простого люда, но и пособия для сельского учителя (более 400 подобных изданий товарищество выпустило до Октябрьской революции, некоторые из них переиздавались и позже).
Интересно его видеть, когда он работает.
Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом «Автобиографических записок». В 30-е годы она начала писать свои Записки, основу которых составили дневники. Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР.
Савицкий (передвижник, мастер жанровой живописи), И. Е. Тогда Иван Дмитриевич заключил договор с Московским отделом народного образования на переиздание своих старых учебников (издание новых было монополией Госиздата). Именно Остроумова-Лебедева стояла у истоков возрождения русской классической гравюры.
В гимназии Анна была очень застенчива. Путь через симплификацию гравирования на дереве привел Остроумову к тому, что она и беглый набросок карандашом из вагона и тщательный этюд мертвой натуры создает (это слово здесь уместно ибо ее толковый процесс работ носит все черты разумного созидания) по всем правилам истинной художественности. Лучшей работой этого времени были начатые еще в Петрограде листы к «Украинской азбуке» изобретательные по сюжетам и изощренные по графическому мастерству.
Толстого, а с 1928 года редактором его полного собрания сочинений в 90 томах. Однако И. Д. Сытин принял новую власть и начал активно с ней сотрудничать. Нас она порядком интриговала и мы не без удивления следили за тем, с каким мастерством, с какой силой эта барышня справляется с задачей. Что вырезано, то и остается четким и ясным.
Он происходил из буржуазной богатой среды и я боялась, что если выйду за него замуж (а к этому клонилось дело), то мне трудно будет в такой обстановке продолжать мое любимое искусство. Известны такие ее работы, как Портрет артиста И. В. Ершова (этого известного оперного певца называли Шаляпиным среди теноров), Портрет Андрея Белого, Портрет художницы Е. С. Кругликовой, Портрет Н. Н. Тот же Бенуа в мемуарах объясняет: «Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этих товарищей и то, что ее искусство теряет из-за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом «стиль». Год спустя он перевел ее на Пятницкую улицу и расширил свое предприятие. В двух из этих книжек, а также в знаменитом издании «Соловья» Х. КАндерсена (1912), где варьировалась традиционная «китайщина», он с блеском возродил искусство силуэта.
12) «Гости, обеды, вечера. Нам нужно было приучить читателя. Сереженьке. Я вскрикнула и чуть не зарыдала от испуга, но вовремя очнулась от кошмара и увидела себя на Большом проспекте идущей очень медленно в своей белой шубе. » «Потом упадок опять сменился подъемом». Однако в течение трех месяцев лишь один Сытин продавал их, конкурентов у него не было.
Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». Я часто бывала в опере, где родители имели абонированную ложу. Большой удачей были «Пляши, Матвей, не жалей лаптей» (1910) и две книжки с одинаковым названием «Игрушки» (1911) во всех трех он мастерски использовал стилизованные изображения русских народных игрушек. В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936).
Так, в двадцатипятилетнем возрасте с помощью П. Н. Даже тогда, когда отец работал, его заработка еле-еле хватало на еду. Спускались сумерки. Если бы мама при всей ее доброте не была столь равнодушна к живописи, то этого бы не было. Двоюродный брат.
Однако коньком Остроумовой-Лебедевой были пейзажи.
Придя домой и перед тем как разойтись, Сергей Васильевич принес мне стакан воды, подкрашенный вином (я жаловалась на жажду). В 1898-99 гг.
Это свидетельство удивительно тем, что в те годы сам Сомов пребывал в сомнениях в своем призвании и отбывал воинскую повинность (совмещал как-то службу с учением). 3) «В те же годы пребывания в Академии я пережила мое первое увлечение. Всё в ней взбунтовалось и она ушла из класса В. В. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты (Портрет артиста И. В. Ершова, 1923 Портрет Андрея Белого, 1924 Портрет художницы Е. С. Кругликовой, 1925 и др. ). Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом Автобиографических записок. Лубочные издания и всевозможные календари долгое время приносили И. Д.
С Ильей Ефимовичем отношения у Анны Остроумовой складывались непростые: Милый Репин. Теперь об акварельной кисти. Маркс») поездку в Финляндию за свой счет. Остроумова умеет учить и знает, чему учить.
Много фантазии. Печатались в издательстве Сытина и портреты государя-императора. От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика. Стать живописцем в полной мере Анне Петровне помешала астма. Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки».
Там же художница познакомилась с Евгением Евгеньевичем Лансере (18751511946). Оно внешне мало проявлялось, но тем не менее было глубоко и принесло мне много страданий. Но всё это было исполнено, конечно, в чёрно-белом варианте. Рерихом, однако покупатели не приняли модернизированный лубок (кроме работы Рериха «Враг рода человеческого»).
Коптилку ей пришлось соорудить из аптечного пузырька. Говорят, она выстраивала каждую свою композицию как режиссер. Анна Петровна Остроумова-Лебедева родилась 5 мая 1871 года в Петербурге. Е. Динерштейн отмечает: «С легкой руки известного в прошлом публициста Г. С. В свою очередь, этот факт близости рисунков и ксилографии указывает на то, что проблема материала (дерева) как одна из основных проблем всякого вида искусства не была еще полностью решена художницей.
И. Д. Там он планировал наладить печатание учебников и других книг, разрешенных и одобренных Госиздатом и Наркомпродом с матриц изготовленных с набора в: Москве, а также хлопотать о предоставлении финской стороной бумаги. Толстого, «Военная энциклопедия», «Детская энциклопедия», труды, посвященные Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформе 1861 года и др. Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу, горевшую искусством. Сначала издательство выпускало типично народную литературу, как, например, «Еруслан Лазаревич».
Нетрудно представить, как Анна Петровна вынесла это побоище. С первых же шагов в искусстве жизнь А. П. Остроумовой, в ту пору еще не имевшей второй фамилии, была связана с объединением «Мир искусства». С. В. Лебедев считается основоположником промышленности синтетического каучука. Нужно отметить, что акварель, хотя та и считается одним из видов графики, А. П.
Плевако стал издателем газеты «Русское слово», которая в начале 1917 года распространялась только по одной подписке в количестве свыше одного миллиона. Чаще всего массы зданий как бы уходят в перспективу. Но не только.
С движениями уверенными и свободными, смелыми и ловкими. Ныне я вижу, что они слагаются в новеллу о любви девушки, во всех отношениях исключительной и даже в том, что она выбрала не просто акварель, а гравюру, трудный жанр даже чисто технически и молодого человека, гениально одаренного химика, который был ее двоюродным братом. 1) «В это время (лет 15, учась в гимназии) я решила, что твердые знаки лишние и стала писать без них, чем вызывала протесты со стороны преподавателей, но, несмотря на репрессии, упрямо писала по-своему». Когдато в далеком 1903 году ОстроумоваЛебедева сделала в этой технике десять открыток изданных общиной св. Евгении, а в 1942 году появилась серия «Открытые письма фронту», состоявшая из девяти литографированных открыток. И впечатления от этих вояжей щедро отражала в своем творчестве.
Я то люблю его, то ненавижу. оставалось издателю». Туда же она привезла свои первые гравированные доски, показала их Дж.
Процесс обобщения и упрощения формы характерен и для других видов графики этих лет. Изображали очень красиво, красочно, находчиво и остроумно. Напротив, в несвойственной ей технике литографии Остроумова, видимо, робеет.
Исчезли, хотя и не везде и прямоугольные рамки, характерные для первых гравюр. Луначарский писал: «Конфискация этой типографии наносит столь сильный удар издательству Т-ва Сытина, что почти, наверное, приведет к его закрытию, а вместе с тем и к безработице для 2000 лиц». Он радовал и вдохновлял. Однако вмешательство Луначарского оказалось бесполезным – вскоре после переезда правительства в Москву типография Сытина была национализирована для нужд «Правды» и «Известий». Ей там нужно было выбрать специальность, обязательно прикладную.
Появилось также желание показать хотя бы отчасти А. П. Стало быть, кузина старше на три года, хотя внешне и по всем повадкам еще совсем юна. Я был несколько озадачен дерзостью такой затеи. Но. На что Дж.
В 1955 году, по завещанию художницы, музею были переданы все произведения из ее собрания. ОсроумовойЛебедевой не раз предлагали уехать из осажденного города, но она отказывалась. Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций.
В 1898-99 гг. И так сложились, вот эти три части мы решились показать. Воспоминание о прежнем чувствуется лишь в ксилографии «Новая Голландия», моделированной толстым черным штрихом и заключенной в прямоугольную рамку. Крюков канал.
Одаренный и хорошо подготовленный художник, Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, так как их запах вызывал у нее приступы астмы. В трех изданиях басен И. А. Крылова (1910, 1911) он искусно применил декоративные приемы русского ампира, породив немало подражателей. Но ей удалось превосходно овладеть и ими: Мне против воли пришлось перейти на акварельную живопись.
В Париже она провела с 1898 по 1899 целый год. «Всеобщее внимание в классах обращал на себя Сомов. Анна Петровна теперь гравировала черным по белому. И прежде всего городские виды, соединившие природу и архитектуру.
Знаменательно, что рисунки А. Н. Бенуа к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, особенно их раскраска, очень близки к ксилографиям Остроумовой-Лебедевой. (Из письма подруге. ) «Всем нам было покойно, беззаботно и тепло жить с родителями. Когда началась Великая Отечественная война, художнице шел семьдесят первый год. 15) В 1903 году Остроумова с подругой уехала в Италию.
Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники). «Был он красивый, высокий, стройный юноша. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г., художница дебютировала со своими гравюрами на выставке Мира искусства (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества – после долгого существования в качестве репродукционной техники особенно велика заслуга художницы в возрождении гравюры цветной. Произошло это знакомство в Париже, куда Анна Петровна (речь идет о ней) явилась вместе со своей подругой усовершенствоваться в избранных ими отраслях искусства. Всякими способами старалась удержать меня дома, находя, что я работаю не по силам.
Уистлера) и гравюре. Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку. Остроумова-Лебедева стала обучаться ксилографии, она попала в класс к В. В.
Как легко могла бы Остроумова в начале своей деятельности под влиянием иногда очень нелепых восхвалений (милейший В. В. Матэ не стеснялся ее сравнивать с Микеланджело) посвятить себя большому в кавычках искусству и не только, например, сделать изумительную гравюру с Персея Рубенса, но и отдать свои силы на соперничество с великими мастерами. Художница с радостью согласилась – это была ее тема. Они делали 1015 скидку для бумаги, которая у меня шла на учебники. Воспроизводимые помногу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым).
Автором первых книг и листовок, выпущенных им при Советской власти, был М. Горький. Я первый раз была в Москве и она произвела на меня сильное впечатление. 11 декабря 1924 года Президиум Центрального бюро Совпартиздательств принял постановление «О частных издательствах», в котором было предложено правительству усилить контроль и цензуру «в отношении частноиздательской продукции» и всеми способами вытеснять частника с книжного рынка. Он прославил свое имя созданием синтетического каучука. Д. Сытин и К» с основным капиталом в 75 рублей. Скромная Анна признавалась: «Я чувствовала себя среди них стесненной и, несмотря на то, что была приблизительно их возраста, мне казалось, что я перед ними ничтожная, маленькая девочка». Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты («Портрет артиста И. В. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925 и др. ).
1886, хутор Нарбутовка, Черниговская губ. Очень любил игры, верховую езду, танцы, гребли. В нем ярко проявлялась большая одаренность, нравственная чистота, правдивость и благородство души. Как быть.
«У Невы два подвластных речных божества – Мойка и Фонтанка. Они обратились к давно минувшим временам – XVIII «галантный век», 30 года XIX века.
Тонкими штрихами намечала облака, затягивающие небо с еверной столицы. Я никому не поверяла моих мучений, моей внутренней борьбы. В конце концов решила с этим покончить и мы расстались навсегда. Ретроперспективность – их отличительная черта. Анна Петровна много путешествовала. Черного фона здесь уже не было и в помине. Мы с невестой увлекались тогда копированием старых мастеров в Эрмитаже и как раз я был занят портретом слегка криворотого мужчины Франца Хальса (а моя невеста срисовывала тут же висевший портрет Сына Хальса), когда рядом с нами появилась небольшого роста барышня в пенсне, которая принялась набрасывать углем на холсте Девочку с метлой Рембрандта (все эти три картины висели в те годы почти рядом). В XIX веке и в Европе, а потом и в России мастера обращаются к торцевой доске.
Выдающийся график и художник Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955), певец городских видов, бескрайних и безлюдных невских перспектив, величественной петербургской архитектуры, угловатых колонн Биржи, сумрачных силуэтов Петропавловки, входила в художественное объединение «Мир искусства». Толстого. Иван Сытин родился в 1851 в селеГнездниково Костромской губернии. В дальнейшем, по мере движения войск изменялась и карта.
Запах масляных красок провоцировал приступы. И на смену явилась обыденная жизнь с ее мелочами и безобразием. Эти отступления послужили ей даже на пользу. С Александром Бенуа (18701511960) и его друзьями она познакомилась осенью 1898 года в Эрмитаже. «Ты просто бездарна. » – говорили они». 6) «За все семь лет, что я пробыла в Академии, я не имела со стороны студентов ни одной неприятности, столкновения или чего-нибудь резкого или циничного. В них архитектура очень естественно, органично входит в окружающую ее природную среду. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым).
Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. Искусство Остроумовой можно назвать красивым, умным и вдохновенным потому, что глазу и уму художницы присущ великий дар обобщения, что она с необычайной последовательностью способна свести любую поставленную себе задачу (как в отношении формы и красок, так и в отношении психологического момента) к основным элементам, что у нее достаточно твердый характер, чтобы затем систематически произвести самый процесс художественного выявления. Она признавалась: Меня больше всего привлекали места, связанные с водой. Так гравировали в древности мастера. 11) Классы и мастерские. Сегодня в классе мне чуть не сделалось дурно. Уистлер сказал, что она может в этом учиться только у себя самой.
Был он молчалив и серьезен, с примесью насмешки, легкого сарказма и молодого скептицизма». Но я сдержалась. Благодаря Сытину, «Посреднику» удалось оперативно и широко развернуть свою деятельность, а Ивану Дмитриевичу, с помощью «Посредника», завязать знакомство с лучшими представителями русской интеллигенции – Л. Толстым, В. Короленко и др. Остроумова пожелала рядом с серией литографий, посвященных самой богине – матери, посвятить также три листа красотам этих Мойку она изобразила при входе в Коломну струящей свои скромные воды под башнями Литовского замка, спаленного в первые же дни революционного пожара, но изображенного художницей во всей своей прежней угрожающей цельности Фонтанку она нарисовала дважды – один раз у самого ее верховья, там, где она рождается в сумраке арки Прачечного моста, рядом с летним домиком Петра другой раз – при подходе к Чернышеву мосту, в том месте, где по ее берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами особенно напоминает Венецию. В 1902 году появилась одна из лучших ее гравюр – Летний сад зимой. И правда: тонкие изысканные произведения Анны Петровны могли удовлетворить самый требовательный вкус.
Весь тираж карт тут же распродали. Матэ (русский художник, гравер), П. П. Говоря абсолютно откровенно, я предпочитаю акварели и гравюры Остроумовой ее литографиям. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом.
Темы брали из мифологии из сказочного эпоса, народного, были и юмористические. ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой. В этом листы художницы близки к работам ее современника Ф. Валлоттона, хотя образный строй ее ксилографии совсем иной. В 1901 году Дягилев заказал ей для журнала десять черно-белых гравюрных видов Петербурга. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым).
Цветовое решение ее листов очень мягкое, серебристо-серым тонам присуща тонкая декоративная выразительность и поэтичность. Она была второй дочерью в семье видного чиновника. Вообще художница очень честно и увлечённо рассказала в них о своём времени и своём окружении. А. А.
Помогли банки и популярная газета. Это XVIII век, ну и первая половина XIX века включительно. 9) Взялась копировать в Эрмитаже «Портрет Филиппа IV» Веласкеса (Теперь считают – школы Веласкеса. ). Впала в отчаяние и есть отчего. Италия, Венеция и Флоренция, Париж и его пригороды, Голландия и Амстердам, Испания и Бельгия, Крым и Коктебель, Кавказ, Кисловодск и Баку, а также многие города России – как они отличаются друг от друга в произведениях художницы.
Ее учителями были такие известные мастера и знаменитые педагоги, как В. В. Фонтанку она нарисовала дважды – один раз у самого ее верховья, там, где она рождается в сумраке арки «Прачешного моста», рядом с летним домиком Петра другой раз при подходе к Чернышеву мосту, в том месте, где по ее берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами особенно напоминает Венецию». Люди меня не интересовали. » «Была я до чрезвычайности свободолюбива». Кажется, характер, как у Комиссаржевской, хотя она росла при исключительно благоприятных обстоятельствах, правда, семья ее была далека от искусства. Меня увлекла чистая акварель, то есть живопись без белил, где роль белил выполняет бумага.
В 1901 г. Нарбут переехал в Петербург, где познакомился с Билибиным и тот взял его под свое покровительство, введя в круг «мирискусников». Работа же предстояла нешуточная. Так, он смог превратить календари в подлинные «народные энциклопедии». Это характерно.
Она ведь близкий друг художника исполнительница его воли. Потом он начал рисовать иллюстрации, подражая «мирискусникам», особенно И. Я. Билибину. Это составляет более 14 процентов всего, что было произведено на русском книжном рынке.
Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. А. П. Остроумова-Лебедева оставила прекрасные «Автобиографические записки», которыми я зачитывался весной 1980 года, делая выписки. Наряду со знаковыми произведениями Остроумовой-Лебедевой, такими как «Екатерининский канал» (1910), «Дворец Бирона и барки» (1916), «Венеция. С такой просьбой он и обратился к Остроумовой. Специалисты уверены, что художница смогла глубоко понять и передать личность каждого. Искусство Остроумовой- Лебедевой исполнено неповторимой поэзии и кажется незатейливой, простой, ну, как «Повести Белкина» Пушкина.
«Почему моя книга была дешевле. Возможностями торцевой ксилографии воспользовались репродукционисты. «Прилив капитала, – писал Сытин, – оживил молодое дело и поле для предприимчивости и торговой инициативы сразу расширилось». Счастливая судьба свела его с крупнейшими писателями, учеными, педагогами страны.
В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью: «Для читателей газет. Тягу к своему будущему сокровенному делу – книжной графике – он ощутил еще гимназистом, когда вдруг увлекся древнерусским «уставным» письмом и сам для себя переписал несколько больших текстов. Особенно она любила изображать Санкт-Петербург и его окрестности. Г. Павлова: Да, оригинала.
На ее кончике – сердце художника. Но если самые ранние ксилографии Остроумовой-Лебедевой «Персей и Андромеда» (1899), «Луна» (1900), «Дорожки» (1900) явно свидетельствуют о влиянии на ее творчество мастеров итальянской гравюры кьяроскуро или японского художника Хокусая, то очень скоро художница находит и свой собственный стиль в ксилографии и свою тему.
Ксилографии, гравюры и цветные гравюры на дереве и акварели Остроумовой-Лебедевой давно стали хрестоматийными, как шедевры русской лирики и живописи. Я вдруг поняла (точно пелена упала с глаз), что я давно люблю его. в Академию. Постепенно в живописи и графике мирискусников начинают преобладать темы и мотивы, взятые из прошлого. Петрова, Сытина часто называли «русским самородком».
Я его очень любила. В ноябре 1884 года издатель встречается с руководителем «Посредника» В. Г. Звали его Сергей Васильевич Лебедев (18741511934). Широкий передний план – это только начало внутреннего ритмического движения в глубину листа.
Продольная – это, когда берётся спил обрезной доски и по слою гравируется. В 1955 году, согласно завещанию художницы, в музей были переданы все произведения из ее собрания.
Е. Динерштейн пишет о Сытине: «Его биография вместе с тем есть и страничка истории русской книги ибо в значительной мере благодаря его личным усилиям литература для народа, которую принято было называть «Ванькиной литературой», преодолев бессодержательность, стала явлением в культурной жизни страны». Свои доводы в пользу открытия собственного издательства Иван изложил хозяину. В то время в Париже жили Александр Бенуа с семьей и Константин Сомов. Просила, умоляла.
Ее ксилографии необыкновенно поэтичны и цельны. У нас очень много бывало студенческой молодежи». Пушкина, Н. В. Первую свою гравюру пятнадцатилетняя Анна исполнила в 1889 году. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. «.
Толстого (1929 г. ). Именно гравюра на дереве (ксилография), но в разные периоды времени этот вид гравюры то выходил на первый план, то, наоборот, можно сказать, что даже исчезал. – Да. - А дальше что.