Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871 – 1955) принадлежит к плеяде лучших русских художников-графиков рубежа XIX – ХХ веков.
В серии чёрно-белых ксилографий (1922–23) изданной в виде альбома «Пейзажи Павловска вдеревянных гравюрах», проявились технич. Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». Д. Сытин и К» с основным капиталом в 75 рублей. У Остроумовой мертвое, пустое место редчайшее исключение и там, где такие места встречаются, они объясняются случайными неудачами, дурным настроением, усталостью – все моментами, редко искажающими творчество настоящих избранников. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Новоскольцева и Г. А.
Вид со стороны Константиновского дворца», 1930, ГРМ). Плевако стал издателем газеты «Русское слово», которая в начале 1917 года распространялась только по одной подписке в количестве свыше одного миллиона. Однако в течение трех месяцев лишь один Сытин продавал их, конкурентов у него не было. Одним из зачинателей политической графики был Дмитрий Стахиевич Моор (Орлов) (1883 — 1946).
Томясь без любимого дела, Нарбут исполнял графические произведения для себя и для своих друзей (так, он великолепно оформил собственный семейный архив). Год спустя он перевел ее на Пятницкую улицу и расширил свое предприятие. Автором первых книг и листовок, выпущенных им при Советской власти, был М. Горький. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Мы сидели молча. книгой и продолжая создавать гравюры, рисунки и акварели.
Участница выставок с 1900 года член объединений «Мир искусства» (с 1899) и «Четыре искусства» (с 1924). В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью: «Для читателей газет. Произошло это знакомство в Париже, куда Анна Петровна (речь идет о ней) явилась вместе со своей подругой усовершенствоваться в избранных ими отраслях искусства. Я считала его гораздо ниже себя по уму и слабее по воле.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева — блестящий мастер ксилографии. Бенуа. Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество».
И хотя я ни слова не сказала Сергею Васильевичу (он был не свободен), но он понял меня. Именно там в 1903 году она поняла, что влюблена в двоюродного брата, талантливого химика Сергея Лебедева, впоследствии первым синтезировавшего каучук в промышленном масштабе. Толстого, «Военная энциклопедия», «Детская энциклопедия», труды, посвященные Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформе 1861 года и др. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты (Портрет артиста И. В. Ершова, 1923 Портрет Андрея Белого, 1924 Портрет художницы Е. С. Кругликовой, 1925 и др. ). столицы в них реальность сочетается с идеальным представлением, величественность– с лиричностью «мирискусническая» изысканность линий и ретроспективизм соседствуют с тонким пониманием проблем совр.
В двух из этих книжек, а также в знаменитом издании «Соловья» Х. КАндерсена (1912), где варьировалась традиционная «китайщина», он с блеском возродил искусство силуэта. Маркс») поездку в Финляндию за свой счет. Свои доводы в пользу открытия собственного издательства Иван изложил хозяину. Она делала только то, что ей хотелось делать. Товарищество И. Д. «.
Ввиду этого я получал за 2, 5 – 3, 5 коп. Туманностей нет». О признании Кравченко мэтром гравюры говорит присуждение ему Гран-при Международной выставки декоративного искусства и промышленности в Париже (1925). И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». Активно работал в технике офорта, часто используя цветную печать («Фонтан виллы Боргезе», 1916, «Венеция.
Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом. Нашили мне несколько хорошеньких платьев, закармливают, веселят меня, мама с папой ко мне очень добры, балуют меня.
30 скидывал торговцу, 2, 5 коп. Петрова, Сытина часто называли «русским самородком». Они тиражировались с помощью трафаретов и выставлялись в витринах магазинов, на вокзалах и т. д. В ходе работы сложился стиль этих плакатов с их ярким, упрощенным силуэтным рисунком и повторяющимися из номера в номер фигурами красноармейца, рабочего, буржуя и т. д. В «Окнах» много было народных, частушечных интонаций, грубоватого юмора.
16) «В последний вечер перед отъездом я и Сергей Васильевич катались по Большому каналу. Высокая целеустремленность лучших плакатных листов их наглядность, полный внутреннего пафоса стиль были одним из первых больших завоеваний советского искусства. Прибегала туда прямо из Академии, а там меня встречала мама яствами (я была балованная дочь). Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных. Курбатова «Сады и парки» (1916). Она юна еще абсолютно и гениальна. С. В. Лебедев считается основоположником промышленности синтетического каучука.
Сытина считать излишним». В годы блокады О. -Л. Гоголя, Л. Н. худ. Когдато в далеком 1903 году ОстроумоваЛебедева сделала в этой технике десять открыток изданных общиной св. Евгении, а в 1942 году появилась серия «Открытые письма фронту», состоявшая из девяти литографированных открыток. Она выстраивала каждую свою композицию как режиссер.
Тягу к своему будущему сокровенному делу – книжной графике – он ощутил еще гимназистом, когда вдруг увлекся древнерусским «уставным» письмом и сам для себя переписал несколько больших текстов. Я пила, он молча смотрел на меня, а мне так хотелось броситься ему на грудь. Е. Динерштейн пишет о Сытине: «Его биография вместе с тем есть и страничка истории русской книги ибо в значительной мере благодаря его личным усилиям литература для народа, которую принято было называть «Ванькиной литературой», преодолев бессодержательность, стала явлением в культурной жизни страны».
Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. В них архитектура очень естественно, органично входит в окружающую ее природную среду. Так, в 1910 году у Товарищества И. Д. Сытина только в Москве было два прекрасно оснащенных типографских комплекса, в издательстве работало более двух тысяч человек. Умерла Остроумова-Лебедева в Ленинграде 5 мая 1955. Выдающийся график и художник Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955), певец городских видов, бескрайних и безлюдных невских перспектив, величественной петербургской архитектуры, угловатых колонн Биржи, сумрачных силуэтов Петропавловки, входила в художественное объединение «Мир искусства».
Я первый раз была в Москве и она произвела на меня сильное впечатление. Так, в двадцатипятилетнем возрасте с помощью П. Н. Анна Петровна входит в круг художников «Мира искусства», впервые ее работы экспонировались на выставке «Мира искусства» в 1900 году и в том же году она окончила Академию художеств. Так, он смог превратить календари в подлинные «народные энциклопедии».
Крюков канал. Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом. В 1900-е и 1910-егг. Матэ, затем на живописном у Н. А.
Среди ее работ: цветные и черно-белые гравюры, объединенные в циклы «Петербург» (1908-1910) «Павловск» (1922-1923), «Ленинград» (1930) и др., а также иллюстрации к книгам «Петербург: художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы» В. Я. Ее ксилографии необыкновенно поэтичны и цельны. Пароходик перевозил на ту сторону. Активно развиваются 3 типа графики:журнальная, газетная, книжная.
Что же делать. воссоздаёт торжественно-строгий образ сев. Но не только. Манизера.
Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Возродила в России ренессансную технику цветной ксилографии (кьяроскуро) также много работала в технике акварели. В 1898-99 гг. Толстого. ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА Анна Петровна, рос. Когда заказы от журналов и издательств, наконец, пошли, он, отталкиваясь от форм украинского барокко, сочинил новый оригинальный шрифт, впоследствии подхваченный и до сих пор широко тиражируемый украинскими художниками. эксперименты О. -Л.
Пронесся чудовищный ураган многое он развеял и погубил, самое существование города поставил под знак вопроса как будто суждено осуществиться пророческому проклятию его исконных врагов – быть Петербургу пусту: зато в эти самые страшные дни бытия – то, что казалось утраченным двухсотлетним городом навсегда – его естественная молодость вернула петербургскому пейзажу первоначальную прелесть В двух литографиях Остроумова дает нам наглядные картины умирания невской жизни она увековечила те гниющие остовы судов, которые в продолжение всех этих лет жутко торчали своими почерневшими костями из-под воды над поверхностью, прельщая муравьев-людей, которые и являлись роями глодать их и разносить клочки трупа по своим холодным норам. Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха.
По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). А. П. Остроумова-Лебедева оставила прекрасные «Автобиографические записки», которыми я зачитывался весной 1980 года, делая выписки. Протестуя против этого решения, нарком просвещения А. В. Училась в С. -Петербурге– в Центр. Творческий облик Дейнеки был ярко представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов).
Герой был прежний – Ленинград, но техника новая – автолитография. Искусство Остроумовой- Лебедевой исполнено неповторимой поэзии и кажется незатейливой, простой, ну, как «Повести Белкина» Пушкина. Изображали очень красиво, красочно, находчиво и остроумно. В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски».
Анциферова (1920, переиздана в 1990). В 1901 г. Нарбут переехал в Петербург, где познакомился с Билибиным и тот взял его под свое покровительство, введя в круг «мирискусников». Их путь лежал на Милан и Швейцарию. Сергей Васильевич нас провожал и усадил на поезд. 15) В 1903 году Остроумова с подругой уехала в Италию. Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». Впервые в отдельных работах в полный голос звенит радость новой жизни и созидания. И. Д.
РСФСР (1946). С его образом в душе я покинула Италию». 1. : Эдинг Б. Ростов Великий, Углич: Памятники художественной старины. Писала «Автобиографические записки», болела, а когда в 1953м в Москве состоялась ее последняя прижизненная персональная выставка, то даже не смогла приехать на открытие. Новое направление работы издательства Сытина – издание массовых газет и журналов («Вокруг света», «Нива», «Искра» и др. ).
Я его очень любила. Но. Большой удачей были «Пляши, Матвей, не жалей лаптей» (1910) и две книжки с одинаковым названием «Игрушки» (1911) во всех трех он мастерски использовал стилизованные изображения русских народных игрушек. Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935–1951 (переизданы в 1974).
В 1900 окончила Академию со званием художника. В поиске художественного облика журнала участвовали все графики «Мира искусства», строятся профессиональные, дизайнерские принципы оформления. Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники).
Искусство Остроумовой – и красивое и умное и вдохновенное искусство. Печатались в издательстве Сытина и портреты государя-императора. Одна из улиц Петербурга носит его имя.
Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908–1910 Павловск, 1922–1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и – значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990). Микешина, автора проектов памятников «Тысячелетие России» в Новгороде, Б. Хмельницкому в Киеве и др., хотя особым успехом они не пользовались. Она, влюбленная, сияла, «чертики в глазах» так и вспыхивали, но выйти замуж на таких условиях она не могла, не хотела она смеялась, а итальянец плакал. В это время в Рим приехал Сергей Лебедев с товарищем, как она путешествовала с подругой, он привез деньги от родных на дальнейшее путешествие он знал об ее увлечении, вот таким образом, может быть, приехал похудевший, что ее огорчило она рассталась с итальянцем и они все вместе поехали по Италии далее подруга ей говорит о нем, что человек страдает, но она думает о том, с кем рассталась. Однажды в дождь она случайно увидела в безмолвных глазах кузена «огромную любовь и отчаяние», но не заволновалась. В Венеции, случилось, Остроумова и Лебедев одни катались в гондоле.
Матэ, в АХ (1892–1900) у И. Е. Собственных средств на большое дело, конечно, не хватало. В начале 80-х годов он выпустил несколько лубков – картин скульптора М. О. Иван учился в сельской начальной школе, однако особой тяги к учебе не испытывал. Свердловский зал», 1921 «Годы революции», 1928 иллюстрации к книгам «Домик в Коломне», 1929 и проч. ).
Почти всю творческую жизнь плодотворно работал как педагог (преподавал в Высших художественно-технических мастерских – Вхутемас, был там ректором в 1923–1925, в Полиграфическом институте, Институте изобразительных искусств) («Кремль. Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918-1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств). Спрятать, замазать, затереть в гравюре нельзя. Остроумова-Лебедева навсегда осталась преданной родному городу, не уехала даже во время блокады.
Родилась в семье высокопоставленного чиновника П. И. В трех изданиях басен И. А. Крылова (1910, 1911) он искусно применил декоративные приемы русского ампира, породив немало подражателей. Тот же Бенуа в мемуарах объясняет: «Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этих товарищей и то, что ее искусство теряет из-за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом «стиль». Эти отступления послужили ей даже на пользу.
В ноябре 1884 года издатель встречается с руководителем «Посредника» В. Г. Жена С. В. Через недели две она ее кончила. Однако коньком Остроумовой-Лебедевой были пейзажи. создается несколько интересных листов, посвященных В. И. Ленину.
Не был учеником Фаворского. С движениями уверенными и свободными, смелыми и ловкими. Начав сотрудничать в 1908 г. в популярном сатирическом журнале «Будильник», Моор быстро добился первых успехов.
Лебедева, 1932 все– в ГРМ). Костер, олицетворяющий творческое горение изображен на книжном знаке академика С. В. Лебедева изобретателя синтетического каучука (220). Бенуа (1906, не изданы) ксилографии для обложек серии иллюстрированных монографий И. Э. Помогли банки и популярная газета. 12) «Гости, обеды, вечера.
В 1892-1900 годах обучалась в Академии художеств на граверном отделении у В. В. А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 – 1960) «Старые городамузеи России». Говоря абсолютно откровенно, я предпочитаю акварели и гравюры Остроумовой ее литографиям. В дальнейшем, по мере движения войск изменялась и карта. Совершенный и поэтичный образ старинного Павловского парка художница запечатлевала во многих акварелях и гравюрах на протяжении всей жизни (один из лучших акварельных пейзажей– «Павловск.
пространства и ритмов 20в. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество». При этом сами «мирискусники» отзывались о ней достаточно лестно. Техника воспроизведения была выбрана трудоемкая – многокрасочная гравюра на дереве и для каждой из иллюстраций нужно было вырезать по двечетыре доски. букварь Вахтерова. объединения «Мир искусства» (с 1899), экспонент выставок СРХ (1903–10).
Вып. Благодаря Сытину, «Посреднику» удалось оперативно и широко развернуть свою деятельность, а Ивану Дмитриевичу, с помощью «Посредника», завязать знакомство с лучшими представителями русской интеллигенции – Л. Толстым, В. Короленко и др. Нам нужно было приучить читателя. Это было давно. Лебедева (с 1905).
Так, в 1909 году им было выпущено 900 названий при тираже 12, 5 миллионов экземпляров. Но тоска, как клещами, захватила мою душу. Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа.
Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники). Это составляет более 14 процентов всего, что было произведено на русском книжном рынке. Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. Остроумова умеет учить и знает, чему учить. ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой. Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. оставалось издателю».
Зато в других двух литографиях Остроумова возвращается к далекому прошлому одна изображает тот момент, когда только еще строился новый Дворцовый мост другая – целую рощу мачтовых судов, стоящих на якоре вдоль пристани романтического дворца Бирона или – выражаясь точнее и прозаичнее – Пенькового (тогда еще, вероятно, полного товаром) буяна. Александр Бенуа, лидер кружка, назвал Остроумову-Лебедеву «одной из самых цельных и типичных фигур». Пушкина, Н. В. Это простота и прелесть классики. Большой канал» (1916), «Снасти» (1917), в экспозицию в Русском музее войдут фотографии, письма и рабочие инструменты художницы, необходимые для резьбы и печатания, в том числе гравированные пальмовые и линолеумные доски.
Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». Занимаясь ксилографией, стал виртуозом торцовой гравюры на дереве. Но позже товарищество издает более серьезную, качественную литературу. Когда я вошла к нам, Клавдия Петровна удивленно спросила:- Что с тобой. Иван Сытин родился в 1851 в селеГнездниково Костромской губернии.
Был он молчалив и серьезен, с примесью насмешки, легкого сарказма и молодого скептицизма». По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Среди других ее работ в области искусства книги: гравюры для романа Ф. Купера «Последний из могикан» по рисункам А. Н. Родилась в семье высокопоставленного чиновника, сенатора П. И. Остроумова. Как быть.
Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935-1951 (переизданы в 1974). Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г. :художница дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мира искусства» (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. Я вдруг поняла (точно пелена упала с глаз), что я давно люблю его. «Петербург» В. Я. Во мне все пело.
Просила, умоляла. Сегодня в классе мне чуть не сделалось дурно. Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома».
Первые рисунки были напечатаны в журналах «У станка» и «Безбожник у станка» это был серьезный этап в развитии художника, оказавший большое влияние на его последующие монументальные работы. Испытала влияние франц. Художница с радостью согласилась 151 это была ее тема. «Почему моя книга была дешевле. платил автору, 2, 5 коп. Лебедева. Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные.
Он считался в году одним из самых оживленных и интересных. Сереженьке. облика города на Неве. Остроумова-Лебедева Анна Петровна (1871-1955) – русский гравер и акварелист. Наряду с архитектурными сюжетами в ее экслибрисах были и другие темы.
Преподавала на худож. От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика. С гордо закинутой назад головой.
Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Нева имеет двух подвластных речных божеств в лице Мойки и Фонтанки. Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908-1910 Павловск, 1922-1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990). Темы брали из мифологии из сказочного эпоса, народного, были и юмористические. Цв. В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936). Я с ней соглашалась, ей сочувствовала, когда она плакала – я тоже, но все-таки через несколько минут уносила (на всякий случай) вниз свою шубу и калоши к швейцару и при благоприятном моменте тихонько исчезала из дома.
После Февральской революции 1917 г. Нарбут вернулся на Украину. Лишь петроградское издательство, бывшее А. Ф. Нужно привлечение значительных средств, чтобы сделать книгу доступной. Скромная Анна признавалась: «Я чувствовала себя среди них стесненной и, несмотря на то, что была приблизительно их возраста, мне казалось, что я перед ними ничтожная, маленькая девочка». 8) «Я уходила в одиночество и в то же время страдала от него.
Первый художественный иллюстрированный журнал. Пособие». Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом. Двоюродный брат. Ее друзья Сомов и Малявин уговорили ее уступить.
в Академию. в области гравирования (белый штрих). ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой. Лучшей работой этого времени были начатые еще в Петрограде листы к «Украинской азбуке» изобретательные по сюжетам и изощренные по графическому мастерству. Находила, что он мало любит искусство. В 1914 году он пригласил к работе над лубком группу художников во главе с Н. К.
Гл. Дейнека Александр Александрович (1899—1969) советский художник, график и скульптор. Уистлера и изучала западноевропейскую и японскую гравюру на дереве. график и художник, д. чл.
В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (18491511936). Работа же предстояла нешуточная. И. Д. 14) 1901 г. «4 мая произошло избиение студентов во время демонстрации у Казанского собора. » Из письма подруге: «О другом о чем-нибудь не могла и не хотела говорить, так как меня все эти истории больше всего волновали после знаменитого воскресенья, когда их били и убивали на площади. Грабаря «Русские города – рассадники искусства» («Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома», 1913 вышел только первый выпуск: Грабарь И. Русские города – рассадники искусства: Собрание иллюстрированных монографий. постимпрессионизма, символизма, мастеров япон.
того образа, который получит со временем эта область». много путешествовала исполняя пейзажи Италии, Нидерландов, Испании, Бельгии. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы («Петербург», 1908-10 «Павловск», 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова «Петербург» (1912) и Н. П. Анциферова «Душа Петербурга» (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. рисования барона А. Л. 11 декабря 1924 года Президиум Центрального бюро Совпартиздательств принял постановление «О частных издательствах», в котором было предложено правительству усилить контроль и цензуру «в отношении частноиздательской продукции» и всеми способами вытеснять частника с книжного рынка.
оставалась в Ленинграде, работая над автобиографич. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Её последняя гравюра– «Ленинград. Рерихом, однако покупатели не приняли модернизированный лубок (кроме работы Рериха «Враг рода человеческого»). Это характерно. В Париже она провела с 1898 по 1899 целый год.
«Всеобщее внимание в классах обращал на себя Сомов. После Окт. Окончила петербургскую гимназию.
Вид на крепость ночью» (1946). Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа. 11) Классы и мастерские. Кругликовой», 1925 и др. ) писала пейзажи. Чистякова и Матэ в 1898–99 в Париже посещала мастерскую Дж. Уистлера и познакомилась с А. Н. Я был несколько озадачен дерзостью такой затеи.
Перед окончанием Академии в течение года (1898-1899) жила в Париже, где совершенствовалась в живописи у Дж. Искусство Остроумовой можно назвать красивым, умным и вдохновенным потому, что глазу и уму художницы присущ великий дар обобщения, что она с необычайной последовательностью способна свести любую поставленную себе задачу (как в отношении формы и красок, так и в отношении психологического момента) к основным элементам, что у нее достаточно твердый характер, чтобы затем систематически произвести самый процесс художественного выявления. В 1920-егг.
Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. Штиглица, училась там же в 1889-1892 годах, сначала на гравюрном отделении у В. В. И как раз в этом творчество Остроумовой может служить одним из самых ярких проявлений Мира искусства – того направления без направления, которое будет считаться характерным для искусства, непосредственно следовавшего за направленчеством передвижников и предшествовавшего современной ярмарке суеты назойливо шумливых и пестрых доктрин. «Товарищество И. Д. Сытина» все больше и больше сворачивало работу.
Штиглица (1889–92) у В. В. Лубочные издания и всевозможные календари долгое время приносили И. Д. Меня очень поддерживало внимание интеллигенции, широких кругов литераторов и ученых. Моор упорно учился всю жизнь, требовательно совершенствуя мастерство.
Репина. продолжала работать над пейзажами Петрограда–Ленинграда.
Следующий год памятен выходом в свет первой монографии, посвященной А. П. ОстроумовойЛебедевой. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты («Портрет артиста И. В. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925 и др. ). В 1946 году она выгравировала собственный экслибрис, который назвала мрачно – «Моя эпитафия». А я гораздо больше была бы рада жить впроголодь где-нибудь одна в Париже и работать». Начинал работать в графике. А затем случилась война.
Прекрасные портреты худ-ов: Бродского «портрет Репина» 1926 г, Куприянова, Кустодиеав «Портрет Ирины Кустодиевой» и дрДля московских художников важным фактором стало возрождение техники ксилографии. Для Н. А. Андреева (1873 – 1932) – известного скульптора, автора московских памятников Гоголю, Островскому, монумента Свободы, рисунок был не только необходимым подготовительным этапом работы, но и самостоятельной областью творчества. «Ты просто бездарна. » – говорили они». 6) «За все семь лет, что я пробыла в Академии, я не имела со стороны студентов ни одной неприятности, столкновения или чего-нибудь резкого или циничного. Сытин начал сотрудничать с «Посредником» – издательством, созданным небольшой группой людей, объединившихся вокруг Л. Н.
Всвоих работах О. -Л. Курбатова (1913). Без финансирования книжные дела и сейчас не пойдут. – говорил Сытин, выступая на совещании московских книгоиздателей в конце 1923 года. исполнила ряд акварельных портретов (И. В. Любила изображать Санкт-Петербург и его окрестности.
К изданию литературы любого содержания Иван Дмитриевич старался относиться максимально требовательно. Петербургу особенно посчастливилось на литографии. На него съезжалось несколько тысяч народа. Студенты устраивали громадные костюмированные процессии. Дебютировал Нарбут в 1907 г. иллюстрациями к детским книжкам, которые сразу принесли ему известность.
Сытин попытался даже создать общество «Школа и знание», которое выпускало бы не только доступные по цене книги для простого люда, но и пособия для сельского учителя (более 400 подобных изданий товарищество выпустило до Октябрьской революции, некоторые из них переиздавались и позже). Остроумова чуть не пошла на это из упрямства.
От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика. Потом он начал рисовать иллюстрации, подражая «мирискусникам», особенно И. Я. Билибину. Мастера плакатной графики: Н. Дени (Денисов), Л. Бродаты, М. Черемных, Б. Ефимов. В годы гражданской войны возникла и еще одна разновидность плаката — «Окна сатиры РОСТА». Нечто среднее между плакатом и газетой — большие ярко раскрашенные листы с несколькими рисунками, составляющими целый рассказ. Ершова, 1923, А. Белого, 1924, Е. С. Матэ и живописном у И. Е. Около сфинксов перед Академией была пароходная пристань.
Работа же предстояла нешуточная. Каждый год в бывшем Дворянском собрании (нынешняя филармония) студенты Академии устраивали общественный бал. Сначала издательство выпускало типично народную литературу, как, например, «Еруслан Лазаревич».
Я вскрикнула и чуть не зарыдала от испуга, но вовремя очнулась от кошмара и увидела себя на Большом проспекте идущей очень медленно в своей белой шубе. » «Потом упадок опять сменился подъемом». Бывало, впрочем и с Остроумовой, что она временно заблуждалась. Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (18881511954). Народный художник РСФСР (1946), действительный член Академии художеств СССР (1949). Ее успех даже повлиял на неуспех моей копии. Радостно было видеть его посветлевшее лицо. А я. Кругом был праздник.
Придя домой и перед тем как разойтись, Сергей Васильевич принес мне стакан воды, подкрашенный вином (я жаловалась на жажду). У нас очень много бывало студенческой молодежи». 1905 год. Дягилева, затем циклы цветных гравюр, посвящённых дворцово-парковым пригородным ансамблям (1902–04) и «Виды Петербурга» (1908–10) 25 ксилографий для кн. По замечанию А. Н. Бенуа, «творчество Остроумовой может служить одним из ярких проявлений Мира искусства, того направления без направления, которое будет считаться характерным для искусства, непосредственно следовавшего за направленчеством передвижников и предшествовавшего современной ярмарке суеты назойливо шумливых и пестрых доктрин». 1886, хутор Нарбутовка, Черниговская губ.
Впереди на полочке – коптилка. Наряду со знаковыми произведениями Остроумовой-Лебедевой, такими как «Екатерининский канал» (1910), «Дворец Бирона и барки» (1916), «Венеция. Ты вся сияешь. - Я сейчас отдала свое сердце. - Кому. Спускались сумерки. Как легко могла бы Остроумова в начале своей деятельности под влиянием иногда очень нелепых восхвалений (милейший В. В. Матэ не стеснялся ее сравнивать с Микеланджело) посвятить себя большому в кавычках искусству и не только, например, сделать изумительную гравюру с Персея Рубенса, но и отдать свои силы на соперничество с великими мастерами. Это был сознательный выбор, хотя работа в тяжелых условиях требовала от пожилой художницы героизма.
Остроумова-Лебедева — выдающийся мастер русской графики. Они обратились к давно минувшим временам – XVIII «галантный век», 30 года XIX века. Алексей Ильич Кравченко (1889–1940) Увлечение гравировальным искусством, в котором художник реализовался наиболее полно, возникло уже после окончания училища и быстро переросло в основную профессию. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты.
Он происходил из буржуазной богатой среды и я боялась, что если выйду за него замуж (а к этому клонилось дело), то мне трудно будет в такой обстановке продолжать мое любимое искусство. Плотина», 1931). Однако это все были слабые уступки издателю имевшему большой авторитет в книгоиздательской среде. Во мне возникла сильная борьба между чувством и страстью к искусству.
Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918–1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств). Луначарский писал: «Конфискация этой типографии наносит столь сильный удар издательству Т-ва Сытина, что почти, наверное, приведет к его закрытию, а вместе с тем и к безработице для 2000 лиц». Это свидетельство удивительно тем, что в те годы сам Сомов пребывал в сомнениях в своем призвании и отбывал воинскую повинность (совмещал как-то службу с учением). 3) «В те же годы пребывания в Академии я пережила мое первое увлечение.
Большими тиражами печатались произведения классиков русской литературы: А. С. уч-ще технич. Маркса, широко развернуло свою деятельность (выпускало в основном остросюжетную зарубежную литературу, например, «Тарзана» Э. Берроуза). Успешно выступала как портретист («Портрет артиста И. В.
В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». И именно в Италии произошли в ее жизни два события, решающие для ее призвания и счастья. В России остался Сергей Васильевич Лебедев, кузен, который женился, но очень неудачно и он был влюблен в кузину, она, верно, догадывалась, но он молчал, вероятно, не видя отзыва. В Риме один итальянец не на шутку влюбился в барышню из России и сделал ей предложение и она даже подумывала выйти замуж, но тогда она должна была оставить искусство ибо итальянец говорил, что «мы берем жен для себя». А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева).
Но я сдержалась. С 1919 начал заниматься ксилографией – гравюрой на дереве («Страдивари в своей мастерской», 1926 из цикла днепрострой- «Днепрострой. «Прилив капитала, – писал Сытин, – оживил молодое дело и поле для предприимчивости и торговой инициативы сразу расширилось».
В том же году вступила в художественное объединение «Мир искусства», сотрудничала с одноименным журналом. В 1899 возвратилась в Петербург, возобновила учебу в ИАХ. Стало быть, кузина старше на три года, хотя внешне и по всем повадкам еще совсем юна. Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу, горевшую искусством.
Я часто бывала в опере, где родители имели абонированную ложу., российская художница, график, выдающийся мастер видовой гравюры. Владимир Андреевич Фаворский (1886 – 1964) —художник, самая видная фигура в развитии ксилографии 1920-х годов, педагог и теоретик изобразительного искусства. духа того времени сочетается сутверждением непреходящей ценности архит. (Из письма подруге. ) «Всем нам было покойно, беззаботно и тепло жить с родителями. – Я покупал бумагу и вырабатывал ее самым дешевым доступным способом. Совет. Девочка-подросток со слабым здоровьем училась в гимназии, посещала вечерние начальные классы школы Штиглица, много рисовала и очень много читала – кроме классиков литературы, философов: Платона, Аристотеля и других, принимая все очень близко к сердцу, работая над собой очень серьезно. 2) 1892 г. Это уже в Академии художеств.
Даже тогда, когда отец работал, его заработка еле-еле хватало на еду. 20-х — начала 30-х гг. ОсроумовойЛебедевой не раз предлагали уехать из осажденного города, но она отказывалась. Так, с 1887 года Иван Дмитриевич с помощью известного адвоката Ф. Н. Чертковым, другом Л. Н. Оптимальным полем художественного эксперимента стало для него искусство книги. Использовал новые виды гравюры – торцовая гравюра (срез дерева) С середины 1930-х годов мастер чаще пользуется белым штрихом, активнее передающим светотень, в его произведениях нарастают черты классицизма.
Ретроперспективность – их отличительная черта. А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (18711511960) «Старые городамузеи России». гравюры. Торговля шла так успешно, что уже через несколько месяцев Сытин и три его сотрудника заключили между собой договор об учреждении Товарищества «И.
1874 года рождения. В то время в Париже жили Александр Бенуа с семьей и Константин Сомов. Его карикатуры выделялись своей смелостью и политической остротой. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж.
Она всегда умела связать себя известной проблемой и заниматься ею не разбрасываясь, не покладая рук с тем скованным (и все же не перестающим трепетать) темпераментом, который затем продолжает жить в подлинных произведениях искусства, будь то огромные фрески исторические картины или крошечные виньетки. Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций. ПлакатыНовые стимулы к росту политического и рекламного плаката. ф-те Высшего ин-та фотографии и фототехники (1918–21), в ИЖСА (1934–1935 проф. ). М. : Изд-е Г. Кнебель, 1914) акварели художницы в качестве иллюстраций вошли в книгу В. Я.
Мы с невестой увлекались тогда копированием старых мастеров в Эрмитаже и как раз я был занят портретом слегка криворотого мужчины Франца Хальса (а моя невеста срисовывала тут же висевший портрет Сына Хальса), когда рядом с нами появилась небольшого роста барышня в пенсне, которая принялась набрасывать углем на холсте Девочку с метлой Рембрандта (все эти три картины висели в те годы почти рядом). Толстого. Он просил разрешить ему и Розинеру (управляющий издательства «Товарищество А. Ф. 7) «Вообще жизнь моя проходила не так уж однообразно, как это может казаться из моего писания.
Люди меня не интересовали. » «Была я до чрезвычайности свободолюбива». Кажется, характер, как у Комиссаржевской, хотя она росла при исключительно благоприятных обстоятельствах, правда, семья ее была далека от искусства. Стояла у истоков возрождения русской классической гравюры. Репина, К. А. Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом. Весь тираж карт тут же распродали. Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки».
Оставила три тома «Автобиографических записок», которые были опубликованы в 1935-1951 годах (переизданы в 1974). В экслибрисе А. В. Коленского изображена так называемая «Новая Голландия» (219). Уистлера. Фиксируя непосредственные впечатления в набросках.
Сытин организовал целую сеть оптовых складов и книжных магазинов.
Толстого, а с 1928 года редактором его полного собрания сочинений в 90 томах. Уистлера) и гравюре. Многофигурные композиции художнице давались с трудом, а лучше получались гравюры, в которых герои изображены крупным планом. Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных. Оно внешне мало проявлялось, но тем не менее было глубоко и принесло мне много страданий.
графика активно взаимодействует с прессой (политический плакат и газетно-журнальный рисунок, карикатура) Журналы «Крокодил», «Бегемот», «У Станка» (агитационный). 9) Взялась копировать в Эрмитаже «Портрет Филиппа IV» Веласкеса (Теперь считают – школы Веласкеса. ). Впала в отчаяние и есть отчего. Самый плодотворный период его деятельности относится к 1920 — 1921 гг., когда были созданы плакаты «Красный подарок белому пану», «Ты записался добровольцем. », «Помоги». Ранние произведения близки стилистике модерна. Учебную литературу сделал доступной для детей всех сословий и привлек к написанию букварей и учебников лучших педагогов и ученых (многие годы он поддерживал деловые отношения с Толстым, Чеховым, Горьким, Эртелем, Кони, Морозовым и другими русскими писателями, учеными, педагогами). Сотрудничала с журналами «Пантеон», «Мир искусства» и «Аполлон». Много фантазии. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым).
Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». Искусство графики 20-х г. многообразно, активно развивается. Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом «Автобиографических записок». Кругом была тишина.
Кровавое воскресенье. Е. Динерштейн отмечает: «С легкой руки известного в прошлом публициста Г. С. Кругликовой, 1925, С. В. революции 1917 О. -Л.
Изредка звучал голос гондольера. Савицкого, П. П. Занималась преподавательской деятельностью (Высший институт фотографии и фототехники, 1918-1922 Академия художеств, 1934-1935). Тогда Иван Дмитриевич заключил договор с Московским отделом народного образования на переиздание своих старых учебников (издание новых было монополией Госиздата). Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели.
Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные. Всякими способами старалась удержать меня дома, находя, что я работаю не по силам. Чл. Чувство оказалось взаимным и в 1905-м они поженились. Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». Напротив, в несвойственной ей технике литографии Остроумова, видимо, робеет. Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (1888 – 1954).
Однако И. Д. Сытин принял новую власть и начал активно с ней сотрудничать. Путь через симплификацию гравирования на дереве привел Остроумову к тому, что она и беглый набросок карандашом из вагона и тщательный этюд мертвой натуры создает (это слово здесь уместно ибо ее толковый процесс работ носит все черты разумного созидания) по всем правилам истинной художественности. После Октябрьской революции газета была закрыта, а типография национализирована. Именно благодаря методу им предложенному, в производстве синтетического каучука СССР вышел на первое место в мире еще до начала войны с Германией. Однако вмешательство Луначарского оказалось бесполезным – вскоре после переезда правительства в Москву типография Сытина была национализирована для нужд «Правды» и «Известий».
тема творчества О. -Л. – виды С. -Петербурга и его пригородов: в 1901 создала серию пейзажных гравюр для ж. «Мир искусства» по заказу С. П. Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций. Площадь Святого Марка», 1926). В послевоенные годы почти не работала из-за надвигающейся слепоты. Если бы мама при всей ее доброте не была столь равнодушна к живописи, то этого бы не было.
Художница с радостью согласилась – это была ее тема. Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку.
– Да. - А дальше что. Это было одно из первых русских издательств акционерного типа. При этом успешного развития достиг и героический и сатирический печатный плакат. Ксилографии, гравюры и цветные гравюры на дереве и акварели Остроумовой-Лебедевой давно стали хрестоматийными, как шедевры русской лирики и живописи. Курбатова (1912) и «Душа Петербурга» Н. П.
В 1905 вышла замуж за ученого-химика С. В. Лебедева. В гравюрах она владеет той крепостью штриха, которая ей позволяет доводить до последней степени совершенства синтез – типичность своих впечатлений в гравюрах она, как никто, умеет, пользуясь минимумом цветовой шкалы, передавать в красках желаемое настроение. И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность».
Нетрудно представить, как Анна Петровна вынесла это побоище. И прежде всего городские виды, соединившие природу и архитектуру. Счастливая судьба свела его с крупнейшими писателями, учеными, педагогами страны. АХ СССР (1949), нар. Ныне я вижу, что они слагаются в новеллу о любви девушки, во всех отношениях исключительной и даже в том, что она выбрала не просто акварель, а гравюру, трудный жанр даже чисто технически и молодого человека, гениально одаренного химика, который был ее двоюродным братом. 1) «В это время (лет 15, учась в гимназии) я решила, что твердые знаки лишние и стала писать без них, чем вызывала протесты со стороны преподавателей, но, несмотря на репрессии, упрямо писала по-своему».
10) Сережа Лебедев, студент Петербургского университета (естественный факультет). Работала Анна Петровна самозабвенно, ей хотелось хоть чемнибудь помочь стране, сражавшейся не на жизнь, а на смерть. Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». О. -Л. «Был он красивый, высокий, стройный юноша. Остроумова никогда себя, своей художественной души не насиловала.
«Как передать, кроме всего остального, эти несколько веков, которые пролетели над этим произведением и своими нежными, невидимыми крыльями слили все тона и краски в звучную гармонию, еще более возвысив это чудное произведение. » (из дневника). В 1895 году Остроумовой 24 года. Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. Они делали 1015 скидку для бумаги, которая у меня шла на учебники. Фирменные магазины товарищества были расположены во многих крупных городах: четыре – в Москве, два – в Петербурге, по одному – в Варшаве, Киеве, Воронеже, Ростове-на-Дону, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде.