Так СанктПетербург стал главным героем Анны Петровны ОстроумовойЛебедевой. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871 – 1955) принадлежит к плеяде лучших русских художников-графиков рубежа XIX – ХХ веков. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (5мая1871, Санкт-Петербург— 5 мая 1955, Ленинград)— российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (5 (17) мая 1871, Петербург — 5 мая 1955, Ленинград) — российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева (5мая1871, Санкт-Петербург— 5 мая 1955, Ленинград)— русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (5 мая 1871, Санкт-Петербург – 5 мая 1955, Ленинград) – русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа. Остроумова-лебедева, АННА ПЕТРОВНА (1871–1955), русская художница, представительница русского модерна, выдающийся мастер видовой гравюры.
Остроумова-лебедева Анна Петровна (1871-1955), русская художница, представительница русского модерна, выдающийся мастер видовой гравюры. Анна Петровна Остроумова-Лебедева положила начало возрождению русской оригинальной хромолитографии и цветной ксилографии. Остроумова-лебедева Анна Петровна (1871-1955) – русский гравер и акварелист. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (517мая1871, Санкт-Петербург— 5 мая 1955, Ленинград)— русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа.
Однако коньком Остроумовой-Лебедевой были пейзажи. Матэ, затем на живописном у Н. А. Петрова, Сытина часто называли «русским самородком». Воспоминание о прежнем чувствуется лишь в ксилографии «Новая Голландия», моделированной толстым черным штрихом и заключенной в прямоугольную рамку. Е. Динерштейн пишет о Сытине: «Его биография вместе с тем есть и страничка истории русской книги ибо в значительной мере благодаря его личным усилиям литература для народа, которую принято было называть «Ванькиной литературой», преодолев бессодержательность, стала явлением в культурной жизни страны». А природа, в свою очередь, делается равноправным образно-ритмическим средством даже в городских пейзажах. Родилась в семье высокопоставленного чиновника П. И.
Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935-1951 (переизданы в 1974). Это характерно. Участница выставок с 1900 года член объединений «Мир искусства» (с 1899) и «Четыре искусства» (с 1924).
Он радовал и вдохновлял. 30 скидывал торговцу, 2, 5 коп. После Февральской революции 1917 г. Нарбут вернулся на Украину. Скромная Анна признавалась: «Я чувствовала себя среди них стесненной и, несмотря на то, что была приблизительно их возраста, мне казалось, что я перед ними ничтожная, маленькая девочка». Тягу к своему будущему сокровенному делу – книжной графике – он ощутил еще гимназистом, когда вдруг увлекся древнерусским «уставным» письмом и сам для себя переписал несколько больших текстов.
Очень любил игры, верховую езду, танцы, гребли. В нем ярко проявлялась большая одаренность, нравственная чистота, правдивость и благородство души. Тема северной столицы стала основной в творчестве Остроумовой. иллюстрации к книгам В. Я. Курбатова «Петербург», 1912г. Изредка звучал голос гондольера.
вернулась в Россию, она уже знала, в чем ее истинное призвание. Через много лет после этой первой встречи, уже зрелой и признанной художницей Анна писала Бенуа, что его дружба и внимание были для нее большим счастьем, особенно ощутимым потому, что оно «совпало со временем исканий и сомнений, когда художник из ученика должен стать художником-творцом». платил автору, 2, 5 коп. В 30-е годы она начала писать свои Записки, основу которых составили дневники.
ОсроумовойЛебедевой не раз предлагали уехать из осажденного города, но она отказывалась. Больше всего она любила сидеть в темноте и мечтать. После Октябрьской революции газета была закрыта, а типография национализирована. Сереженьке. Цв.
А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Пушкина, Н. В. Спускались сумерки.
Бенуа (1906, не изданы) ксилографии для обложек серии иллюстрированных монографий И. Э. В Париже она провела с 1898 по 1899 целый год. букварь Вахтерова.
Первую свою гравюру пятнадцатилетняя Анна исполнила в 1889 году., российская художница, график, выдающийся мастер видовой гравюры. Герой был прежний – Ленинград, но техника новая – автолитография.
При этом сами «мирискусники» отзывались о ней достаточно лестно. Толстого. Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку. И тогда же исполнила небольшую по началу серию гравюр, продолженную в следующие годы.
После окончания гимназии в 1889г. 14) 1901 г. «4 мая произошло избиение студентов во время демонстрации у Казанского собора. » Из письма подруге: «О другом о чем-нибудь не могла и не хотела говорить, так как меня все эти истории больше всего волновали после знаменитого воскресенья, когда их били и убивали на площади. Преподавателем этой дисциплины был один из самых замечательных русских граверов профессор В. В. Матэ. Анна Петровна Остроумова-Лебедева родилась 5 мая 1871 года в Петербурге.
Я первый раз была в Москве и она произвела на меня сильное впечатление. Небо и здания отражались в воде, двоились, переплетались. ею были исполнены несколько акварелей и цветных литографий – видов Ленинграда, гравюры «Мальчики удят рыбу», «Памятник Петру I», завершена работа над вторым томом «Записок». художница выставила на конкурс 14 гравюр, четыре из которых были цветные.
Люди меня не интересовали. » «Была я до чрезвычайности свободолюбива». Кажется, характер, как у Комиссаржевской, хотя она росла при исключительно благоприятных обстоятельствах, правда, семья ее была далека от искусства. Отныне и до конца своих дней художница станет певцом величия и строгой красоты Петербурга (циклы «Петербург», 1908–1910гг. Потом обучалась и в самом училище, где увлеклась техникой гравюры и в АХ, где занималась живописью в мастерской И. Е. Репина.
Остроумова-Лебедева получила предложение преподавать живопись в Институте фотографии и фототехники, позже – в Академии художеств. Родилась в семье высокопоставленного чиновника, сенатора П. И. Остроумова. В 1899 возвратилась в Петербург, возобновила учебу в ИАХ. Архитектура для нее – лишь часть его общего облика. Преподавал эту технику мастер своего дела Василий Васильевич Матэ (18561511917). Остроумова.
Попала Остроумова в мастерскую И. Е. Репина, который заложил основу «крепкого, здорового реализма» в своих подопечных, но не сумел научить их «ремеслу», «не давал настоящей школы с твердыми принципами искусства, с глубоким знанием техники». Я вскрикнула и чуть не зарыдала от испуга, но вовремя очнулась от кошмара и увидела себя на Большом проспекте идущей очень медленно в своей белой шубе. » «Потом упадок опять сменился подъемом». Счастливая судьба свела его с крупнейшими писателями, учеными, педагогами страны.
Гостям на балу вручались особые талоны, а они их должны были давать костюмированным за лучшие костюмы. Тонкими штрихами намечала облака, затягивающие небо с еверной столицы. Уистлера. Д. Сытин и К» с основным капиталом в 75 рублей.
Штиглица, училась там же в 1889-1892 годах, сначала на гравюрном отделении у В. В. Находила, что он мало любит искусство. Именно Остроумова-Лебедева стояла у истоков возрождения русской классической гравюры.
Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы («Петербург», 1908-10 «Павловск», 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова «Петербург» (1912) и Н. П. Анциферова «Душа Петербурга» (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Пароходик перевозил на ту сторону.
С такой просьбой он и обратился к Остроумовой. Даже тогда, когда отец работал, его заработка еле-еле хватало на еду. Но тоска, как клещами, захватила мою душу. Ввиду этого я получал за 2, 5 – 3, 5 коп. Сытина считать излишним». Изображали очень красиво, красочно, находчиво и остроумно.
В том же году вступила в художественное объединение «Мир искусства», сотрудничала с одноименным журналом. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Ее любимый город представал величественным и мужественным. в Академию.
А. П. Остроумова-Лебедева оставила прекрасные «Автобиографические записки», которыми я зачитывался весной 1980 года, делая выписки. «Почему моя книга была дешевле. Лучшей работой этого времени были начатые еще в Петрограде листы к «Украинской азбуке» изобретательные по сюжетам и изощренные по графическому мастерству. Умерла Остроумова-Лебедева в Ленинграде 5 мая 1955. Грабаря «Русские города – рассадники искусства» («Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома», 1913 вышел только первый выпуск: Грабарь И. Русские города – рассадники искусства: Собрание иллюстрированных монографий. С его образом в душе я покинула Италию». ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой.
Первый художественный иллюстрированный журнал. Что же делать. Сначала издательство выпускало типично народную литературу, как, например, «Еруслан Лазаревич». Сеговия» (1914г. ), «Коктебель.
Две из них – «Луна» и «Дорожка» – элегичны и поэтичны. Курбатова (1912) и «Душа Петербурга» Н. П. 1. : Эдинг Б. Ростов Великий, Углич: Памятники художественной старины. Нужно привлечение значительных средств, чтобы сделать книгу доступной.
П. Анциферова «Душа Петербурга», 1920г. ). Художница с радостью согласилась – это была ее тема. Она не покинула родной город, твердо решив «остаться на все страшное впереди». А затем Остроумова поняла: ее призвание 151 архитектурный пейзаж. Остроумова-Лебедева не имела особого сатирического дара, но на революционные события 1905 года откликнулась своим участием в сатирических журналах. Я его очень любила.
Врачи запретили Анне Петровне работать масляными красками. Сотрудничала с журналами «Пантеон», «Мир искусства» и «Аполлон». И правда: тонкие изысканные произведения Анны Петровны могли удовлетворить самый требовательный вкус.
Чистякова, В. В. Художники Л. С. Бакст и К. А. Сомов, музыкант В. Ф. Нувель, литератор А. П. Нурок впоследствии образовали ядро редакции журнала «Мир искусства» и его выставок. Идешь по дорожке и вдруг приходишь к какомуто античному храму. Лавка Шарапова снабжала мелких торговцев традиционным товаром – песенниками, письмовниками, сказками, лубочными картинками, в основном, религиозного содержания. Как быть.
С Александром Бенуа (18701511960) и его друзьями она познакомилась осенью 1898 года в Эрмитаже. В 1906 году из-за обострения астматической болезни Остроумова-Лебедева вместе с мужем выехала в Париж, где познакомилась с В. Брюсовым. В 1898-99 гг.
«Всеобщее внимание в классах обращал на себя Сомов. 10) Сережа Лебедев, студент Петербургского университета (естественный факультет). Матэ и живописном у И. Е.
Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908–1910 Павловск, 1922–1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и – значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990). Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. свинцовое отравление, перешедшее в аллергию.
Автор поэтичных пейзажей с видами Петербурга – Ленинграда, а также его окрестностей (ксилографические серии Петербург, 1908-1911 Павловск, 1922-1923). Сюрю-Кая вечером» (1924г. ) и др. окончила Академию художеств. Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908-1910 Павловск, 1922-1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990).
Анна Петровна родилась в семье крупного чиновника Петра Ивановича. И прежде всего городские виды, соединившие природу и архитектуру. Среди других ее работ в области искусства книги: гравюры для романа Ф. Купера «Последний из могикан» по рисункам А. Н. И еще одна судьбоносная встреча состоялась у Анны Петровны в Париже – это знакомство, переросшее в многолетнюю дружбу, с членами кружка А. Н. Бенуа. оставалось издателю».
Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918–1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств). Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918-1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств). В 1902 году появилась одна из лучших ее гравюр – Летний сад зимой. Увлекшись импрессионистами их техникой, можно было застрять в классах и вовсе быть исключенным из Академии. Перед окончанием Академии в течение года (1898-1899) жила в Париже, где совершенствовалась в живописи у Дж.
Лебедева. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г., художница дебютировала со своими гравюрами на выставке "Мира искусства" (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. того образа, который получит со временем эта область».
В 1898-99 гг. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и направить их по должному пути. Мы сидели молча.
Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных. Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом. Она не покинула блокадный Ленинград и, поскольку ей трудно бывало спускаться в бомбоубежище, во время бомбежек оставалась дома. Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935–1951 (переизданы в 1974). Ранние произведения близки стилистике модерна. Это меня в первое время ошеломило.
Увлечение старинными итальянскими и японскими граверами, пристальное изучение их произведений вдохновляло Анну «сказать новые слова и сделать новые шаги» в этом прекрасном искусстве, заново раскрыть его художественные возможности, сделать доступным людям. Петербург». Но. Помог ей это сделать Сергей Павлович Дягилев (18721511929), который решил поместить в «Мире искусства» серию гравюр, отпечатанных с подлинных досок. Для этого Анне Петровне пришлось вручную изготовить множество отпечатков и пометить, каким цветом каждый из них следует воспроизводить.
По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). – говорил Сытин, выступая на совещании московских книгоиздателей в конце 1923 года. Е. Динерштейн отмечает: «С легкой руки известного в прошлом публициста Г. С. Несколько из них – «Вид с Сампсоньевского моста», «Ветреный вечер», «Марсово поле и памятник Суворову» были приобретены Третьяковской галереей, а «Вид из лаборатории ранней весной», «Внутренний дворик» и «Статуя в Летнем саду» – Русским музеем. Но позже товарищество издает более серьезную, качественную литературу.
Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные. В 1898-1899 гг. Их путь лежал на Милан и Швейцарию. Сергей Васильевич нас провожал и усадил на поезд. Говорят, она выстраивала каждую свою композицию как режиссер. Народный художник РСФСР (1946).
При поддержке и поощрении друзей из «Мира искусства» она пристально изучала и совершенствовала ремесло гравирования, старалась понять характер, природу ксилографии искала новые приемы и способы. Член Мира искусства (с 1899), Союза русских художников (с 1903 по 1910), объединения Четыре искусства (с 1924). Плевако стал издателем газеты «Русское слово», которая в начале 1917 года распространялась только по одной подписке в количестве свыше одного миллиона. Ныне я вижу, что они слагаются в новеллу о любви девушки, во всех отношениях исключительной и даже в том, что она выбрала не просто акварель, а гравюру, трудный жанр даже чисто технически и молодого человека, гениально одаренного химика, который был ее двоюродным братом. 1) «В это время (лет 15, учась в гимназии) я решила, что твердые знаки лишние и стала писать без них, чем вызывала протесты со стороны преподавателей, но, несмотря на репрессии, упрямо писала по-своему». 1886, хутор Нарбутовка, Черниговская губ.
15) В 1903 году Остроумова с подругой уехала в Италию. Когдато в далеком 1903 году ОстроумоваЛебедева сделала в этой технике десять открыток изданных общиной св. Евгении, а в 1942 году появилась серия «Открытые письма фронту», состоявшая из девяти литографированных открыток. Графика – в его атмосфере, в белых ночах, в вычерченной архитектуре. Кругом была тишина. Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Когда началась Великая Отечественная война, художнице шел семьдесят первый год.
А затем случилась война. И. Д. Матэ, И. Е Репина. Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных. Щедрое дарование мастера было принято современниками. Ее работы начали появляться на выставках и печататься в журнале Мир искусства. Нетрудно представить, как Анна Петровна вынесла это побоище.
Меня очень поддерживало внимание интеллигенции, широких кругов литераторов и ученых. «Ленинград», 1930г. М. : Изд-е Г. Кнебель, 1914) акварели художницы в качестве иллюстраций вошли в книгу В. Я. В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936). В дальнейшем, по мере движения войск изменялась и карта.
Уистлера. В 1901 г. Нарбут переехал в Петербург, где познакомился с Билибиным и тот взял его под свое покровительство, введя в круг «мирискусников». Художница, о которой пойдет речь, в первую очередь занималась станковой графикой 151 ксилографией, а также, в меньшей степени, автолитографией.
Что вырезано, то и остается четким и ясным. В 1901 году Дягилев заказал ей для журнала десять черно-белых гравюрных видов Петербурга.
Так, он смог превратить календари в подлинные «народные энциклопедии». И. Д. Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома».
» В Павловске Анна много рисовала, делала акварели. Анциферова (1920, переиздана в 1990). В поиске художественного облика журнала участвовали все графики «Мира искусства», строятся профессиональные, дизайнерские принципы оформления. И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». Он считался в году одним из самых оживленных и интересных. Рерихом, однако покупатели не приняли модернизированный лубок (кроме работы Рериха «Враг рода человеческого»).
Радостно было видеть его посветлевшее лицо. А я. Кругом был праздник. Её произведения и сегодня поражают зрителя качествами присущими подлинным шедеврам. «Товарищество И. Д. Сытина» все больше и больше сворачивало работу.
В них архитектура очень естественно, органично входит в окружающую ее природную среду. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Большими тиражами печатались произведения классиков русской литературы: А. С. занималась в Париже в мастерской Дж. Я считала его гораздо ниже себя по уму и слабее по воле.
Её наставником в искусстве гравюры стал знаменитый Дж. Лубочные издания и всевозможные календари долгое время приносили И. Д. Маркса, широко развернуло свою деятельность (выпускало в основном остросюжетную зарубежную литературу, например, «Тарзана» Э. Берроуза). Когда я вошла к нам, Клавдия Петровна удивленно спросила:- Что с тобой. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом.
Это простота и прелесть классики. Они вне времени. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Кровавое воскресенье. Успешно выступала как портретист («Портрет артиста И. В. И на смену явилась обыденная жизнь с ее мелочами и безобразием.
Одна из улиц Петербурга носит его имя. Около сфинксов перед Академией была пароходная пристань. Он происходил из буржуазной богатой среды и я боялась, что если выйду за него замуж (а к этому клонилось дело), то мне трудно будет в такой обстановке продолжать мое любимое искусство. Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (1888 – 1954). В 1946 году она выгравировала собственный экслибрис, который назвала мрачно – «Моя эпитафия». Я с ней соглашалась, ей сочувствовала, когда она плакала – я тоже, но все-таки через несколько минут уносила (на всякий случай) вниз свою шубу и калоши к швейцару и при благоприятном моменте тихонько исчезала из дома.
Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Звали его Сергей Васильевич Лебедев (18741511934). 1874 года рождения. Толстого, а с 1928 года редактором его полного собрания сочинений в 90 томах.
Обладавшая исключительным талантом к гравюре, постоянно поощряемая учителем, девушка тем не менее вскоре сбежала «от скуки и тоски» копирования чужих работ, а, поступив в 1892г. 16) «В последний вечер перед отъездом я и Сергей Васильевич катались по Большому каналу.
Прославившись как один из реформаторов книги для детей, Нарбут не менее успешно иллюстрировал и оформлял книги для взрослых. Двоюродный брат. Курбатова «Сады и парки» (1916). Когда Анна Петровна в 1899г. Д. чл.
Луначарский писал: «Конфискация этой типографии наносит столь сильный удар издательству Т-ва Сытина, что почти, наверное, приведет к его закрытию, а вместе с тем и к безработице для 2000 лиц». Ее друзья Сомов и Малявин уговорили ее уступить.
Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество». Это составляет более 14 процентов всего, что было произведено на русском книжном рынке. Печатались в издательстве Сытина и портреты государя-императора. Сегодня в классе мне чуть не сделалось дурно. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Александр Николаевич впоследствии вспоминал: «Эрмитаж в те годы пустовал.
Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». Исчезли, хотя и не везде и прямоугольные рамки, характерные для первых гравюр. Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим. Толстого. Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа. Собор Сен-Северин, Сен-Клу.
Этот интерес всячески стимулировали представители «Мира искусства» (с легкой руки Дягилева художница попала в круг авторов одноименного журнала). От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика. Ретроперспективность – их отличительная черта. 12) «Гости, обеды, вечера. Именно благодаря методу им предложенному, в производстве синтетического каучука СССР вышел на первое место в мире еще до начала войны с Германией.
Учебную литературу сделал доступной для детей всех сословий и привлек к написанию букварей и учебников лучших педагогов и ученых (многие годы он поддерживал деловые отношения с Толстым, Чеховым, Горьким, Эртелем, Кони, Морозовым и другими русскими писателями, учеными, педагогами). Автором первых книг и листовок, выпущенных им при Советской власти, был М. Горький. Особенно она любила изображать Санкт-Петербург и его окрестности. Начальное художественное образование девочка получила в училище ш тиглица. Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха.
Спрятать, замазать, затереть в гравюре нельзя. Так, в двадцатипятилетнем возрасте с помощью П. Н. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г. :художница дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мира искусства» (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. Озера, речки, мостики, уединенные беседки на островках.
Анна Петровна сделала около 35 акварелей Петрограда. Он прославил свое имя созданием синтетического каучука. Работала в технике гравюры на дереве, акварели, литографии. Остроумова чуть не пошла на это из упрямства. Творчество А. П. Остроумовой – Лебедевой признано и официально. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. С детства влюбленная в северную столицу, художница заметила, что «невероятная сжатость выражения, немногословие, беспощадная определенность и четкость линий и, благодаря этому, сугубая острота и выразительность» – все то, что присуще графике вообще и деревянной гравюре в частности – как нельзя лучше отражает специфический стиль петербургской культуры.
Она была второй дочерью в семье видного чиновника. Так, с 1887 года Иван Дмитриевич с помощью известного адвоката Ф. Н. А. С.
А я гораздо больше была бы рада жить впроголодь где-нибудь одна в Париже и работать». Всякими способами старалась удержать меня дома, находя, что я работаю не по силам. Таким, между прочим, считалась гравюра на дереве. Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники). Кругликовой», 1925 и др. ) писала пейзажи. Я пила, он молча смотрел на меня, а мне так хотелось броситься ему на грудь.
Однако И. Д. Сытин принял новую власть и начал активно с ней сотрудничать. Училась в Центральное училище технического рисования барона Штиглица (1889-1892), затем в Академии художеств (1892-1896) у П. П. Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». Зимой художница вырезала одну из самых больших своих гравюр – «Дворец Бирона и барки». В трех изданиях басен И. А. Крылова (1910, 1911) он искусно применил декоративные приемы русского ампира, породив немало подражателей.
Потрясение было настолько сильным, что до конца своих дней Анна Петровна испытывала его последствия: приступы непонятной тоски, депрессии, меланхолии, а «в минуты напряженной работы или сильных духовных подъемов – болезненные явления галлюцинаций». Для талантливых личностей, образовавших это творческое содружество, действительностью была не окружающая, а внутренняя жизнь полная мечтаний и красоты. Чертковым, другом Л. Н. Там же художница познакомилась с Евгением Евгеньевичем Лансере (18751511946). Томясь без любимого дела, Нарбут исполнял графические произведения для себя и для своих друзей (так, он великолепно оформил собственный семейный архив).
Следующий год памятен выходом в свет первой монографии, посвященной А. П. ОстроумовойЛебедевой. Иван учился в сельской начальной школе, однако особой тяги к учебе не испытывал.
Занималась преподавательской деятельностью (Высший институт фотографии и фототехники, 1918-1922 Академия художеств, 1934-1935). А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 – 1960) «Старые городамузеи России». Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты («Портрет артиста И. В. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925 и др. ). Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом «Автобиографических записок».
Рынок железа» (1913г. ), «Испания. Нева, набережные, каналы, мосты. Искусство Остроумовой- Лебедевой исполнено неповторимой поэзии и кажется незатейливой, простой, ну, как «Повести Белкина» Пушкина. Мы приветливо, но издали с нею раскланивались, но знакомиться не решались.
Они обратились к давно минувшим временам – XVIII «галантный век», 30 года XIX века. Уистлера и изучала западноевропейскую и японскую гравюру на дереве. иН. Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. Осенью 1918г. Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций. Художник прожила долгую и счастливую жизнь, целиком посвятив её искусству. Пушкина, Государственном музее А. С.
По замечанию А. Н. Бенуа, «творчество Остроумовой может служить одним из ярких проявлений Мира искусства, того направления без направления, которое будет считаться характерным для искусства, непосредственно следовавшего за направленчеством передвижников и предшествовавшего современной ярмарке суеты назойливо шумливых и пестрых доктрин». Писала «Автобиографические записки», болела, а когда в 1953м в Москве состоялась ее последняя прижизненная персональная выставка, то даже не смогла приехать на открытие. В 1892 году Остроумова поступила в Петербургскую академию художеств, где еще преподавал знаменитый педагог П. Чистяков. 1920, Киев Г. И. Нарбут родился в семье, принадлежавшей к старому, но обедневшему дворянскому роду. Увы, новое направление творчества Остроумовой осталось непонятым И. Е. Репиным и Академию художеств она закончила под руководством В. В. Матэ. Оставила три тома «Автобиографических записок», которые были опубликованы в 1935-1951 годах (переизданы в 1974).
Во мне все пело. Так, в 1909 году им было выпущено 900 названий при тираже 12, 5 миллионов экземпляров. Это пустое дело. Пособие».
Иван Сытин родился в 1851 в селеГнездниково Костромской губернии. Она, влюбленная, сияла, «чертики в глазах» так и вспыхивали, но выйти замуж на таких условиях она не могла, не хотела она смеялась, а итальянец плакал. В это время в Рим приехал Сергей Лебедев с товарищем, как она путешествовала с подругой, он привез деньги от родных на дальнейшее путешествие он знал об ее увлечении, вот таким образом, может быть, приехал похудевший, что ее огорчило она рассталась с итальянцем и они все вместе поехали по Италии далее подруга ей говорит о нем, что человек страдает, но она думает о том, с кем рассталась. Однажды в дождь она случайно увидела в безмолвных глазах кузена «огромную любовь и отчаяние», но не заволновалась. В Венеции, случилось, Остроумова и Лебедев одни катались в гондоле. Ты вся сияешь. - Я сейчас отдала свое сердце. - Кому. Анна Петровна Остроумова (вторую фамилию, писавшуюся через дефис, она взяла после замужества) родилась 6 мая 1871 года в СанктПетербурге. Сытин, напомнив участникам семинара о начале своей деятельности на книжном поприще, заметил, что в те годы «основная толща народа не умела еще читать, смотрела на книгу, как на прихоть.
Без финансирования книжные дела и сейчас не пойдут. Уистлера) и гравюре. Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества после долгого существования в качестве репродукционной техники особенно велика заслуга художницы в возрождении гравюры цветной. Собственных средств на большое дело, конечно, не хватало. 9) Взялась копировать в Эрмитаже «Портрет Филиппа IV» Веласкеса (Теперь считают – школы Веласкеса. ). Впала в отчаяние и есть отчего.
Они делали 1015 скидку для бумаги, которая у меня шла на учебники. Впрочем, одновременно с нами, в нескольких шагах от нас и в том же отделении большого зала Рембрандта работала над копией с картины великого мастера Девочка с метлой молоденькая, миловидная и очень симпатичная художница. У него впервые Анна увидела И. Репина, В. Стасова, А. Рубинштейна. Но я сдержалась. Стало быть, кузина старше на три года, хотя внешне и по всем повадкам еще совсем юна.
Он просил разрешить ему и Розинеру (управляющий издательства «Товарищество А. Ф. В 1900 окончила Академию со званием художника. Протестуя против этого решения, нарком просвещения А. В. В 1900г.
Новоскольцева и Г. А. Уистлера) и гравюре. 11) Классы и мастерские. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты ("Портрет артиста И. В. Ершова", 1923 "Портрет Андрея Белого", 1924 "Портрет художницы Е. С. Кругликовой", 1925 и др. ). Темы брали из мифологии из сказочного эпоса, народного, были и юмористические.
Академии художеств СССР (1949). – Я покупал бумагу и вырабатывал ее самым дешевым доступным способом.
Просила, умоляла. Для фона наряду с деревянной доской она использовала линолеум. Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Нам нужно было приучить читателя. А пока они с удовольствием собирались вместе, подолгу разговаривали, страстно спорили. В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью: «Для читателей газет. Художница дебютировала со своими работами на выставке «Мира искусства».
«Как передать, кроме всего остального, эти несколько веков, которые пролетели над этим произведением и своими нежными, невидимыми крыльями слили все тона и краски в звучную гармонию, еще более возвысив это чудное произведение. » (из дневника). В 1895 году Остроумовой 24 года. В 1906г. Окончила петербургскую гимназию. Сытин начал сотрудничать с «Посредником» – издательством, созданным небольшой группой людей, объединившихся вокруг Л. Н.
«Павловск», 1922–1923гг. Толстого, «Военная энциклопедия», «Детская энциклопедия», труды, посвященные Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформе 1861 года и др. Она признавалась: Меня больше всего привлекали места, связанные с водой. Гоголя, Л. Н.
Автор 15 экслибрисов, главным образом с архитектурными мотивами. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Надо работать» В 1942–1943гг. Свои доводы в пользу открытия собственного издательства Иван изложил хозяину. Однако вмешательство Луначарского оказалось бесполезным – вскоре после переезда правительства в Москву типография Сытина была национализирована для нужд «Правды» и «Известий».
Жизнь ее и Сергея Васильевича после Октябрьской революции 1917г. В 1907г. Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки».
Еще перед отъездом Остроумовой в Париж В. В. Матэ познакомил ее с творчеством итальянских мастеров цветной ксилографии и взял с нее клятву «работать и резать гравюру». Новое направление работы издательства Сытина – издание массовых газет и журналов («Вокруг света», «Нива», «Искра» и др. ). Остроумова-Лебедева глубоко чувствовала и понимала природу. «Прилив капитала, – писал Сытин, – оживил молодое дело и поле для предприимчивости и торговой инициативы сразу расширилось». Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы ("Петербург", 1908- 10 "Павловск", 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова "Петербург" (1912) и Н. П. Анциферова "Душа Петербурга" (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Так родились ее «Автобиографические записки», основу которых составили дневники.
С движениями уверенными и свободными, смелыми и ловкими. Манизера. Две другие – «Финляндия с голубым небом» и «Финские озера» – строги и даже несколько суровы. вечером, во время грозы С мужем Анна Петровна «похоронила свою лучшую половину». Благодаря Сытину, «Посреднику» удалось оперативно и широко развернуть свою деятельность, а Ивану Дмитриевичу, с помощью «Посредника», завязать знакомство с лучшими представителями русской интеллигенции – Л. Толстым, В. Короленко и др.
Это было одно из первых русских издательств акционерного типа. Помогли банки и популярная газета. Если бы мама при всей ее доброте не была столь равнодушна к живописи, то этого бы не было. Коптилку ей пришлось соорудить из аптечного пузырька.
Он был восхитительный, очаровательный, особенно весной. Товарищество И. Д. «Ты просто бездарна. » – говорили они». 6) «За все семь лет, что я пробыла в Академии, я не имела со стороны студентов ни одной неприятности, столкновения или чего-нибудь резкого или циничного. Вначале это показалось ей огромным несчастьем, но с этим пришлось примириться. Тот же Бенуа в мемуарах объясняет: «Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этих товарищей и то, что ее искусство теряет из-за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом «стиль». Был он молчалив и серьезен, с примесью насмешки, легкого сарказма и молодого скептицизма».
В двух из этих книжек, а также в знаменитом издании «Соловья» Х. КАндерсена (1912), где варьировалась традиционная «китайщина», он с блеском возродил искусство силуэта. Остроумова же стремилась уловить сам стиль, пейзажный образ любимого города. измученная астмой Остроумова-Лебедева вместе с мужем выехала в Париж в надежде, что смена климата поправит ее здоровье.
Среди ее работ: цветные и черно-белые гравюры, объединенные в циклы «Петербург» (1908-1910) «Павловск» (1922-1923), «Ленинград» (1930) и др., а также иллюстрации к книгам «Петербург: художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы» В. Я. В гимназии Анна была очень застенчива. Остроумова-Лебедева — выдающийся мастер русской графики. С первых же шагов в искусстве жизнь А. П. Остроумовой, в ту пору еще не имевшей второй фамилии, была связана с объединением «Мир искусства». «шла бурно, в напряженной работе и с большим радостным подъемом».
Чувство оказалось взаимным и в 1905-м они поженились. Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. Я никому не поверяла моих мучений, моей внутренней борьбы. В конце концов решила с этим покончить и мы расстались навсегда. Не в пример А. Н. Бенуа и другим членам объединения «Мир искусства» семья ее к искусству никакого отношения не имела, но родители с пониманием отнеслись к ее желанию посвятить себя изобразительному мастерству.
В 1905 вышла замуж за ученого-химика С. В. Лебедева. Это свидетельство удивительно тем, что в те годы сам Сомов пребывал в сомнениях в своем призвании и отбывал воинскую повинность (совмещал как-то службу с учением). 3) «В те же годы пребывания в Академии я пережила мое первое увлечение. В 1905 году Анна Петровна вышла замуж за талантливого химика изобретателя синтетического каучука Сергея Васильевича Лебедева (1874 – 1934) и начала носить двойную фамилию. Народный художник РСФСР (1946), действительный член Академии художеств СССР (1949). Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу, горевшую искусством.
Я часто бывала в опере, где родители имели абонированную ложу. В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». (Из письма подруге. ) «Всем нам было покойно, беззаботно и тепло жить с родителями. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. 8) «Я уходила в одиночество и в то же время страдала от него.
И именно в Италии произошли в ее жизни два события, решающие для ее призвания и счастья. В России остался Сергей Васильевич Лебедев, кузен, который женился, но очень неудачно и он был влюблен в кузину, она, верно, догадывалась, но он молчал, вероятно, не видя отзыва. В Риме один итальянец не на шутку влюбился в барышню из России и сделал ей предложение и она даже подумывала выйти замуж, но тогда она должна была оставить искусство ибо итальянец говорил, что «мы берем жен для себя». Черного фона здесь уже не было и в помине. Позднее стала студенткой этого учебного заведения. Каждый год в бывшем Дворянском собрании (нынешняя филармония) студенты Академии устраивали общественный бал. Лишь петроградское издательство, бывшее А. Ф. Похоронена рядом со своим мужем академиком С. В. Лебедевым в Некрополе мастеров искусств.
Оно внешне мало проявлялось, но тем не менее было глубоко и принесло мне много страданий. Особенно много труда потребовала большая 151 размером 269 х 354 мм 151 цветная ксилография «Павловский вокзал», отпечатанная с девяти досок. Тогда Иван Дмитриевич заключил договор с Московским отделом народного образования на переиздание своих старых учебников (издание новых было монополией Госиздата). Туманностей нет». «. Микешина, автора проектов памятников «Тысячелетие России» в Новгороде, Б. Хмельницкому в Киеве и др., хотя особым успехом они не пользовались. – Да. - А дальше что.
Сытин организовал целую сеть оптовых складов и книжных магазинов. «Русалка» была отпечатана с двух досок: с первой печатали зеленоголубым цветом, со второй 151 желтосерым. Эти люди до самозабвения любили искусство и зажигали в других такую же любовь к нему.
Большой удачей были «Пляши, Матвей, не жалей лаптей» (1910) и две книжки с одинаковым названием «Игрушки» (1911) во всех трех он мастерски использовал стилизованные изображения русских народных игрушек. Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники). В начале 80-х годов он выпустил несколько лубков – картин скульптора М. О. В начале XX века Остроумова сблизилась с обществом Мир искусства. Репина. Весь тираж карт тут же распродали.
Как выяснилось, Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, поскольку их запах вызывал у нее приступы астмы. С. В. Лебедев умер 2 мая 1934г. Я вдруг поняла (точно пелена упала с глаз), что я давно люблю его. Она бродила по городу и делала бесчисленные зарисовки с натуры. Анна Петровна входит в круг художников «Мира искусства», впервые ее работы экспонировались на выставке «Мира искусства» в 1900 году и в том же году она окончила Академию художеств.
Ее ксилографии необыкновенно поэтичны и цельны. Она бросила пестрые мазки и написала натурщика локальными тонами – и перешла в мастерскую Репина, где были ее друзья. она выставила только одну гравюру «Версаль в цвету» (1907г. ), зато много времени, сил и упорства потратила на овладение акварельной техникой, трудной, но очень увлекательной, требующей от мастера и сосредоточенности и быстроты. В то время в Париже жили Александр Бенуа с семьей и Константин Сомов. В 1914 году он пригласил к работе над лубком группу художников во главе с Н. К.
Гравюра Остроумовой-Лебедевой «Сфинкс» (1942г. ) украсила пригласительный билет на первое исполнение Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Только за 1918г. Крюков канал.
Большой канал» (1911г. ), «Амстердам. По его рисункам были сделаны гравюра «Русалка» и первая, так сказать, «книжная» работа 151 экслибрис. С. В. Лебедев считается основоположником промышленности синтетического каучука. Много фантазии. «Был он красивый, высокий, стройный юноша. В ноябре 1884 года издатель встречается с руководителем «Посредника» В. Г.
По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Мне очень нравилось состояние воды, неба и построек. Год спустя он перевел ее на Пятницкую улицу и расширил свое предприятие. вАкадемию художеств, с увлечением занялась живописью. Анна Петровна теперь гравировала черным по белому.
Однако в течение трех месяцев лишь один Сытин продавал их, конкурентов у него не было. Во мне возникла сильная борьба между чувством и страстью к искусству. Медовый месяц они провели в финском приморском городе Ноденталь, где Анна, пораженная красотой строгой северной природы, много рисовала. Прибегала туда прямо из Академии, а там меня встречала мама яствами (я была балованная дочь). В тот раз Сергей Васильевич выздоровел, но надвигалось ужасное событие В одной из командировок он подхватил «сыпняк» (сыпной тиф) и, вернувшись домой, слег, чтобы больше не встать.
На всю жизнь оставил след в душе девочки пережитый в пятилетнем возрасте ночной пожар. Сытин попытался даже создать общество «Школа и знание», которое выпускало бы не только доступные по цене книги для простого люда, но и пособия для сельского учителя (более 400 подобных изданий товарищество выпустило до Октябрьской революции, некоторые из них переиздавались и позже). О новых веяниях в Академии Анна записала: Классицизм долой. Впереди на полочке – коптилка. Придя домой и перед тем как разойтись, Сергей Васильевич принес мне стакан воды, подкрашенный вином (я жаловалась на жажду). Остроумова совершенно точно передала характер удивительного города. Вып.
В конце лета 1928г., чтобы снять нервное напряжение из-за тяжелой болезни мужа, Анна Петровна «заставила себя уйти мыслями и душой» в радостные и светлые воспоминания. Потом он начал рисовать иллюстрации, подражая «мирискусникам», особенно И. Я. Билибину. Маркс») поездку в Финляндию за свой счет.
Уистлер. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Эти настроения стали в работах Остроумовой основными. Чаще всего массы зданий как бы уходят в перспективу.
11 декабря 1924 года Президиум Центрального бюро Совпартиздательств принял постановление «О частных издательствах», в котором было предложено правительству усилить контроль и цензуру «в отношении частноиздательской продукции» и всеми способами вытеснять частника с книжного рынка. Когда началась Великая Отечественная война, художнице шел семьдесят первый год. Она юна еще абсолютно и гениальна. С гордо закинутой назад головой. 1905 год. Писала она, впрочем и акварели.
Пушкина, музеях Астрахани, Кирова, Саратова и других. В 1892-1900 годах обучалась в Академии художеств на граверном отделении у В. В. Работа же предстояла нешуточная. У нас очень много бывало студенческой молодежи». И хотя я ни слова не сказала Сергею Васильевичу (он был не свободен), но он понял меня.